Определение и характерные черты

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

 

фото 108

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Концепции появления морали

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

Мораль дарована людям богом

Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:

  1. вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
  2. естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
  3. позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.

Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.

Этические нормы заложены природой в людях изначально

Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое. Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.


Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности. Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.

  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

фото 109

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;

  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.


Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.

фото 110

Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.


Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.

Источник: mystroimmir.ru

структура морали имеет три основных элемента:

1) моральное сознание;

2) нравственную деятельность;

3) нравственные отношения

Моральное сознание – форма сознания, отражающая социальное бытие людей.


о фиксирует исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения, представляет собой субъективную сторону нравственности. В моральных представлениях объективная общественная необходимость, потребности и интересы выражаются в особой форме – в виде идеи о должном (о том, что нечто должно или не должно существовать). Поступки должны совершаться постольку, поскольку они представляют собой благо, добро, предпочтительны перед всеми другими возможными вариантами поступков.

Из сказанного следует, что нравственное сознание рассматривает явления и поступки не с точки зрения их причинной обусловленности, а с точки зрения их достоинства и ценности. Нравственное сознание является формой оценочного сознания.

Нравственное сознание имеет свою ограниченную сферу действия. Оно способно направлять поступки людей лишь постольку, поскольку перед ними раскрывается возможность свободного выбора. Вместе с тем оно способно изменить или хотя бы объяснить социальную практику того или иного общества.

Моральное сознание имеет два уровня:

1. обыденный (чувства, переживания, настроения, привычки, традиции);

2. теоретический (понятия, категории).

Этические категории – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.


В этике выделяют две группы категорий:

1) структурныехарактеризуют мораль с точки зрения взаимосвязи ее компонентов: норма, принцип, мотив, оценка, идеал, убеждениеи др.;

2) сущностныехарактеризуют качественную определенность морали.

Сущностные категориив свою очередь делятся на три группы:

· ценностные (например, добро и зло);

· императивные (например, долг, совесть, честь, достоинство, ответственность, обязанность, требование);

· экзистенциальные (например, справедливость, счастье, смысл жизни, дружба, любовь, удовольствие).

Нравственная деятельность –это деятельность, в которой выделяется нравственная сторона всех видов побуждений и специфических нравственных мотивов: желание совершить добро, подчинение чувству долга, стремление осуществить определенные идеалы.

Основной единицей моральной деятельности выступает поступок.

Нравственные отношения – особый вид общественных отношений, которые возникают между людьми в процессе их нравственной деятельности. По содержанию нравственные отношения определяются как обязанности. Например, общественные обязанности (трудовые, патриотические, интернациональные), профессиональные, брачно-семейные. Но какой бы не была конкретная сфера обязанностей человека, в любом случае он находится в нравственных отношениях к обществу в целом и к самому себе как к члену данного общества.


По форме нравственные отношения определяются как требования, с помощью которых регулируется отношение человека к конкретной ситуации. Обязательным элементом формы нравственного отношения является санкция (лат. — непреложный закон) – поддерживает обязательность внутреннего и внешнего императива.

Моральная санкция не предполагает материального воздействия на человека, она связана с духовными стимулами: поощрением и наказанием, одобрением и осуждением.

Источник: studopedia.ru

Для анализа любого явления чрезвычайно важным является выделение его основных элементов. Мораль представляет собой единое целое трех структурных элементов: морального сознания, моральной деятельности, моральных (нравственных) отношений. Разделение их происходит лишь в теории для осмысления особенностей каждого из них.

Начнем рассмотрение структуры морали с морального сознания.

Моральное сознание – это осознание человеком тех требований, которые общество предъявляет ему. Моральное сознание представляет собой субъективную сторону морали и носит обязательный характер. Не существует человека, не имеющего представлений об общепризнанной системе нравственных ценностей.

Моральное сознание включает представления о моральных нормах, моральных принципах, нравственных идеалах, моральных оценках и др.


Моральные нормы предписывают как принято поступать в определенной ситуации, т.е. отражают присущие данному обществу, социальной группе нравы. Нравами называются реально практикуемые, наиболее удобные, выгодные устоявшиеся общественные формы поведения. Моральные нормы в отличие от правовых не имеют принудительной силы и рассчитаны на добровольное их исполнение. Но их нарушения влекут за собой «моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке или осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии».

Нравственные нормы названных профессий содержатся в документах ненормативного характера. К ним относятся всевозможные моральные кодексы, присяги, клятвы и т.д. в которых объединены нормы, обязывающие работников уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека, сохранять в тайне сведения конфиденциального характера, получаемые в процессе осуществления своей деятельности, если исполнение их обязанностей или требования правосудия не требуют иного, нетерпимо относиться к любому действию, представляющему собой унижающие достоинство виды обращения.

Моральные принципы — основополагающие требования, предъявляемые обществом к личности. Содержание принципов раскрывается, детализируется и конкретизируется в частных нормах поведения. Моральная норма определяет, как необходимо поступать в типичных, часто повторяющихся ситуациях, принцип же дает человеку общее направление, основную линию деятельности.

Основу нравственных принципов составляют общепринятые нравственные ценности: гуманизм, демократизм, патриотизм, интернационализм, справедливость и законность и др.

Нравственные идеалы – это высшие моральные требования, представления о нравственно совершенной личности. Идеалы не обладают повелительной силой, а лишь предполагают возможность доведения существующей нормы до совершенства. Идеалы – это желаемое будущее.

Моральные оценки основаны на представлениях о должном поведении. Основой их являются представления людей о добре и зле, положительном и отрицательном, достойном и недостойном. Результатом нравственных оценок могут служить одобрение, похвала, согласие, симпатия или, напротив, порицание, осуждение, критика, неприязнь и т.п. Важное значение имеет и самооценка человека, определяемая нравственными чувствами (угрызения совести, досада на себя, стыд, раскаяние, гордыня, и т.п.).

Итак, первая составляющая морали – моральное сознание. Данный элемент обладает относительной самостоятельностью, так как, во-первых, моральное сознание может обусловить различные варианты поведения (возможность морального выбора) и, во-вторых, может быть воплощено или не воплощено в практические действия.

Необходимость изучения нравственных норм и принципов для формирования личности юриста бесспорна. Они являются исходными ориентирами, определяющими ответственное отношение сотрудника к собственному поведению и поведению других людей. Сформированное нравственное сознание юриста позволяет ему противостоять негативным явлениям, неизбежно сопутствующим повседневной профессиональной деятельности.

Моральное сознание, являясь относительно самостоятельным, неотделимо от других элементов морали. Если суждения, переживания, оценки тех или иных моральных ситуаций являются областью морального сознания, то реализация принятых решений – это уже область моральной деятельности.

Моральная деятельность – важнейший определяющий элемент морали. Он представляет собой объективную сторону морали и является отражением взаимосвязи личного и общественного интересов. По конкретной деятельности, поведению человека мы определяем каков он, какова система его нравственных ценностей.

Первичным элементом моральной деятельности является поступок. Любое человеческое действие можно рассматривать как поступок и давать ему моральную оценку в соответствии с:

– моральным мотивом (во имя чего совершается действие);

– положительным или отрицательным результатом для другого человека или общества (его последствиями);

– выбором средств для достижения цели.

Необходимо уточнить, что поступок может и не заключать в себе материально ощутимого действия. В определенных случаях бездействие, отказ от оказания помощи человеку, нуждающемуся в ней, квалифицируется моралью (и правом) как недостойный поступок. В поступке выражается степень нравственной зрелости личности или ее деградации.

Итак, сознание определяет поступки человека по отношению к другим людям. Это свидетельствует о неразрывном единстве всех трех элементов морали.

Последним элементом морали являются моральные (нравственные) отношения. Это своеобразная нравственная практика. Нравственные отношения вырабатывают и закрепляют в сознании человека систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты. Следовательно, любые отношения предполагают определенные моральные обязательства и моральные права их участников. Они выступают прежде всего в форме внутрислужебных отношений и отношений с различными категориями населения, где профессионально-этическая культура приобретает исключительно важное значение.

В наиболее общем виде выделяют следующие группы нравственных отношений в деятельности юристов:

I. Служебные отношения.

Они подразделяются на следующие уровни:

1) субординированные – отношения между начальниками и подчиненными;

2) отношения между коллегами;

3) отношения между юристами и гражданами;

4) отношения юристов с кругом лиц и организаций, имеющих отношение к делу;

5) отношения юристов с представителями общественности, религиозных объединений, средств массовой информации.

II. Внеслужебные отношения.

Перечисленные группы различны и по характеру и по содержанию. Каждая из них предъявляет к юристам особые нравственные требования, часть из которых закреплена в нормативно-правовых документах.

От правильных отношений между членами коллектива во многом зависят психологический настрой каждого из них, оказывающий заметное влияние на качество и эффективность служебных обязанностей, успехи и своевременность выполнения повседневных задач.

В основе отношений между сослуживцами должна лежать взаимная вежливость, доброжелательность и все, что ассоциируется с понятием человечности, гуманности, чувством такта, скромностью, сдержанностью. Не нужно проявлять излишнего любопытства к сугубо личным делам в жизни своих товарищей, обсуждать их поступки за их спиной. Пересуды и сплетни портят людям настроение, мешают выполнению служебных задач.

Если сотрудник допускает в работе недостатки и ошибки, надо указать на них, но тактично, по-товарищески. Если он нуждается в помощи, следует обязательно оказать ее, хотя бы словом. Дружеские отношения на службе должны проявляться в разумных пределах, не нарушая должностного положения, уставов и инструкций. Культура труда и взаимоотношений – это моральное богатство юриста, признак его организованности и аккуратности.

Немаловажную роль в предотвращении и разрешении конфликтов играет позиция юриста.

Все взаимоотношения юристов с гражданами должны способствовать обязательному соблюдению принципов гуманизма, справедливости и законности. Данные требования являются гарантами прав граждан.

Соблюдение моральных норм, дисциплинированность юриста, его умение найти общий язык с гражданами, доверие с их стороны позволяют успешно исполнять повседневные служебные обязанности; этически грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Специфические служебные нормы поведения и общения в юридической профессии регламентируются нормативными правовыми актами и закрепляются нравственным опытом сотрудников, профессиональными традициями. Эти нормы образуют служебный этикет.

Вывод:

Этика – это учение о морали, законах ее возникновения и развития.

Предметом исследования этики является мораль, нравственность. Мораль – это предъявляемая обществом система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер. Мораль включена во все сферы человеческой жизни. Мораль выполняет в обществе определенные функции, важнейшей из которых является регулятивная.

Для каждого человека того или иного общества требования, нормы морали едины, кем бы он ни был, какую бы должность не занимал, какую бы профессию не имел.

В то же время к отдельным профессиям предъявляются специфические нравственные требования. Такие повышенные требования предъявляются к юристам. Юрист – понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множество профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.

Современный юрист – это человек, который действует в самых разных сферах общественной жизни. Не только знание норм действующего законодательства, но и умение правильно их применять, отслеживать непрерывный процесс их изменения составляет необходимый комплекс качеств, которыми должен обладать человек, посвятивший себя и свою жизнь служению юриспруденции. Вместе с тем весь отечественный опыт свидетельствует о том, что решающую роль в реализации законодательных норм, сколь бы гуманными они сами по себе ни были, играет то, в чьи руки и при каких условиях отдается приложение этих правил.

Нравственные качества – важнейшая сторона личности юриста.

Источник: studopedia.ru

Понятие морали.

 

Мораль – это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали – нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука – этика.

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности – и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

 

Функции морали.

 

Философы выделяют пять функций морали:

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей.
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали.

 

Нормы морали.

 

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей. Наш великий пост – одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение – это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость – основа дипломатии.

 

Принципы морали.

 

Моральные принципы – это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали» (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный – принцип гуманизма. Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Источник: www.calc.ru


Categories: Мораль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.