a.^  Исследование по разводам в США, проведённое Barna Group, показывает, что у атеистов и агностиков процент разводов ниже, чем в среднем у групп верующих (хотя у некоторых групп верующих этот показатель ниже, см. en:Religion_and_divorce Religion and divorce).[58][59] Одновременно исследование показывает, что по сравнению с верующими атеисты и агностики реже вступают в брак.
b.^  Некоторые исследования отмечают положительную связь между религиозностью и моральным поведением[60][61][62]—например обзоры, исследующие связь между верой и альтруизмом.

ndnote_Cnone">^  Цукерман отмечает, что у скандинавов «относительно низкий уровень мелких правононарушений и ограблений», но «показатели их насильственной преступности—убийств, нападений, изнасилований—одни из самых высоких в мире» (Zuckerman 2008, pp. 5-6).
d.^  Авторы также отмечают, что «Несколько столетий назад уровень убийств в христианской Европе и американских колониях был астрономическим, «[67] и «наименее набожные светские демократии, такие как Франция и Скандинавия были наиболее безопасными в этом отношении.»[68] Они доказывают положительную связь между уровнем публичной религиозности и определённой дисфункциональностью общественной жизни,[69] исследование, проведённое позже в том же журнале, обнаружило опре.

троль за рождаемостью преступлением, которое следует карать смертью, и «в восторге от жестокого обращения с детьми».[71] Другие интерпретируют эти строки иначе, говоря, в частности, что еврейские законы демонстрируют эволюцию моральных стандартов в обществе: что в действительности евреи угрожали смертной казнью тем, кто силой обращал людей в рабство, относились к рабам как к людям, а не как к собственности, и защищали их разными способами.[45][46]

Источник: ru.wikipedia.org

Определение: что такое мораль

Термин «мораль» (moralitas — «общепринятые традиции») был введен Цицероном.

В переводе с латинского мораль – это совокупность представлений о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, совести и бессовестности, справедливости и несправедливости и так далее.


Это нормы поведения, которых придерживается все общество (но не всегда), вытекающие из выше оговоренных представлений.

Основные черты морали

Часто в русском языке в качестве синонима морали употребляют слово «нравственность». Последнее также означает некую призму убеждений, сознания, через которую человек смотрит на жизнь, организует свое поведение и деятельность в целом.

Основные черты морали

Мораль является предметом изучения этики – это наука, являющаяся подразделом философского учения. Также мораль рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии и религии. Понятие это весьма разноплановое.

Отличительными чертами морали являются такие вещи как:

  1. Всеобщность. Нормы морали распространяются на всех людей одинаково, независимо от их половой принадлежности, статуса и возраста. Если воровать плохо и незаконно, то для всех. Осужден людьми (хотя бы морально) будет и ребенок-воришка, и взрослый, серьезный человек;
  2. Добровольность. Эта характеристика заключается в том, что каждый человек сам для себя решает, как ему жить и вести себя: придерживаться всеобщих моральных принципов или нет.


    Такой выбор мы осуществляем на основе наших личных убеждений и мотивов, в силу своих личностных особенностей. Для большинства людей измена в отношениях считается предательством. Но есть и те, кто считает похождение «налево» своим личным, неотъемлемым правом, не имеющим негативную оценку.

    Важно отметить, что не всегда наши хорошие поступки действительно соответствуют нашим внутренним желаниям. Вы можете помочь другому, потому что от вас этого ждут (например, на вас в этот момент смотрят другие), а не потому что это истинный порыв;

  3. Всеохватность – моральные нормы одинаково действуют во всех сферах жизнедеятельности: будь то политика или дружба. Например, вранье не приветствуется ни в одной из них.

Основные черты морали

Нормы морали

Нормы морали – это определенные «требования», желаемые и одобряемые обществом формы поведения, которых необходимо придерживаться.

Норма – это то, что хорошо и правильно. Например, быть справедливым, честным, добрым, отзывчивым (это социальные нормы). Все, что противоречит этому является «ненормой» и вызывает негативный общественный резонанс.

Основные черты морали

С течением времени и развитием цивилизации моральные нормы постоянно менялись. Но среди них все равно есть те, что являются основополагающими, неизменными. И вряд ли они претерпят какие-либо деформации, так как входят в самые разные учения, и потому имеют сильные корни.

К основным нормам относятся:


  1. благоразумие  — сначала подумай, а потом делай;
  2. воздержание  — это волевое умение сдерживать себя от чрезмерных удовольствий в еде, сексе, развлечениях, приобретении материальных благ и т.д. Считается, что страстность является преградой для духовного роста личности (что это?);
  3. справедливость – несмотря на субъективность данного термина (у каждого свое понимание), следует поступать с людьми справедливо по мере возможности;
  4. стойкость — нужно учиться преодолевать жизненные трудности, не опускать руки в сложных ситуациях;
  5. трудолюбие  — труд сделал из обезьяны человека, поэтому он априори (что это?) полезен;
  6. смирение (граничит с благоразумием) – заключается в умении вовремя сказать себе «стоп», перестать сопротивляться там, где это бесполезно и ненужно (если ваш любимый человек полюбил другого и ушел, нужно его отпустить и продолжать жить дальше);
  7. вежливость – является основой дипломатических отношений. С ее помощью можно выстроить взаимосвязь почти с любым человеком, многого добиться и преуспеть.

Функции морали

Ничего в этом мире не существует просто так – это касается и материального, и нематериального мира. Теперь мы знаем что такое мораль, остается понять, для чего она нужна, какой смысл несет?

Основные черты морали

Итак, мораль выполняет следующие пять функций:

  1. оценочная – позволяет отличать хорошее от плохого, добро от зла (жестокость от доброты). Врать – плохо, уступать место старикам и женщинам – похвально, издеваться над животными – ужасно, помогать нуждающимся – хорошо. Мы приписываем явлениям оценки, исходя из моральных принципов. Благодаря этой функции, индивид определяет свое место в социуме;
  2. регулятивная функция – создание новых норм и принципов. Какие-то правила устаревают и отпадают, на их место приходят новые. Например, когда-то считалось, что мужчина — глава семьи (патриархат), которую все семейство должно было слушаться безоговорочно. В современном мире многие женщины претендуют на равноправие: зарабатывают не меньше и вносят равноценный вклад в общество.
  3. воспитательная – формирование нравственных ценностей и убеждений. Любые родители прививают своим детям определенную систему морально-нравственных норм, благодаря которой они осознают важность своих и чужих потребностей, учатся создавать гармоничные связи с другими, уважать и понимать окружающих;

  4. функция контроля – обеспечивает выполнение норм и правил. Люди, ведущие себя им вопреки, подвергаются общественному осуждению и гонению из группы, сообщества, а иногда и общества. Если в дружеской компании кто-то окажется сплетником, его станут игнорировать и исключат из общего круга общения;
  5. функция интеграции осуществляет сплочение общества, способствует его выживанию и развитию. Если бы мы все жили по своим правилам и вели себя каждый на свой лад, то человеческий вид давно бы вымер, так как взаимное непонимание рождало бы агрессию, убийства, войны, гонения и т.д.

Источник: KtoNaNovenkogo.ru

Как формируется мораль?

По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все сферы общественной жизни. Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.

Признаки морали

Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:


  1. Всеобщность – требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
  2. Добровольный характер – поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
  3. Всеохватывающий характер – мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.

Функции морали

По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее регулятивной функцией. По мере развития общества возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.


Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.

Еще одна важная функция морали – воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.

Какая наука изучает мораль?

Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии – этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.

Основными проблемами этики являются следующие:

  • определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
  • относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
  • поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.

В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как профессиональная этика, что включает в себя ответственность за определенную деятельность.

Как формировалась мораль в историческом контексте?


На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению нравственных поступков и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:

  1. Табу – жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
  2. Обычаи – повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
  3. Моральные правила – идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.

В заключение

Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.

Источник: FB.ru

Понятие и происхождение морали

Термин мораль (лат. «moralis» – «нравственный» от слова: «mores» – «нравы») обозначает принятые обществом нормы поведения, призванные регулировать человеческие отношения. В значении «негласные правила» впервые применен Марком Туллием Цицероном в I веке н.э. Под термином «мораль» понимаются принятые в данном обществе представления о том, что есть добро и зло, хорошее и плохое, правильное и неправильное.

Каждая социальная группа вырабатывает свои принципы морали. Поэтому говорят о религиозной, светской, национальной морали. Под общественной моралью понимают негласные правила, ориентированные на ценности, исторически сложившиеся и принятые в данном обществе.

В русской традиции понятие морали неразрывно связано с понятием нравственности. В этом смысле нравственность обозначает более узкую область морали. Часто эти понятия синонимичны.

Отличительные признаки морали

Существуют разнообразные сферы духовной жизни человека: наука, искусство, литература, религия. Все они являются организованными видами деятельности. Существуют учреждения, которые обеспечивают развитие этих проявлений жизни общества. Но не морали. Ее процессы не обеспечиваются организациями, учреждениями, и, тем не менее, мораль проникает во все ниши деятельности людей.

Отличие норм морали от обычаев и норм права:

  1. Всеобщность. Обычай носит национальный, исторический, социальный характер. Общественная мораль (не моральные принципы социальной группы) универсальна для всего человечества.
  2. Добровольность. Закон подразумевает неукоснительное соблюдение. Моральные нормы рассчитаны на свободный выбор человека, подчиненный его разуму. Соблюдение обычая зиждется на привычке и страхе неодобрения обществом. Соблюдение принципов морали скрепляется чувством долга и совести.
  3. Всеохватность. Нормы морали действуют во всех сферах деятельности: в учебе, в работе, науке, бизнесе, творчестве, политике.

Функции морали

Добро или зло

Мораль считается наиболее цивилизованной степенью социальной регуляции. Ее основное назначение – являться формой духовного освоения действительности, способом ориентации в мире ценностей и социальных отношений. Это назначение морали раскрывается в ее функциях:

  1. Регулятивная. Мораль разрабатывает систему ценностных ориентаций: правил, норм, запретов, идеалов, оценок. Они являются частью общественного сознания и регулируют отношения в обществе, в каждодневной деятельности. Например, в семье, на работе, в политике, внутри социальной группы.
  2. Оценочная. Императивная функция морали проявляется в ее повелительном характере. Мораль отражает явления действительности так, как они должны быть. Также она включает в себя процедуру оценивания, то есть соответствия поведения человека моральным требованиям. Эти требования основаны на гуманистическом подходе к миру и содержат в себе такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, благородство и низость. Формы моральной оценки: критика, неодобрение, порицание, согласие, похвала.
  3. Воспитательная. Обобщает нравственный опыт социума, тем самым передает его следующим поколениям. Вырабатывает нравственные идеалы, умело сочетая приоритеты личности и общества.
  4. Мотивационная. Общественная мораль становится основой нравственности человека, влияет на мотивацию его поведения. Является причиной действий личности в той или иной ситуации.
  5. Контролирующая. Контроль может осуществлять и общество, и сам человек, его совесть. Осуждение или одобрение социальной группы служит одним из рычагов, влияющих на поступки личности. Причем эта функция распространяется и на самоконтроль, на мысли человека, на его выбор. Совершая неблагонравный поступок, человек рискует получить осуждение общества и лишиться дружеских связей.
  6. Координационная. Согласовывает действия участников общения, делая их поступки предсказуемыми. Таким образом, координационная функция обеспечивает бесконфликтность сосуществования людей. При условии, что всеми членами общества принимаются его принципы, служащие ориентирами в поведении.
  7. Интегрирующая. Дает возможность людям находиться в одной системе ценностей, но при этом создавать прочные социальные группы, в которых действует принцип взаимопомощи. Гуманистические идеалы морали в данной функции преобразовываются в конкретные действия.

Морально-этические нормы

Хорошо или плохо

 

Морально-этические нормы – это принципы поведения человека, вытекающие из морали. Система этих правил, выработанных в обществе, позволяет избегать конфликтов, поддерживать социально приемлемое адекватное поведение. Исполнение норм морали называется моральным долгом, неисполнение – моральной виной.

Моральная норма  определяет уровень культуры, воспитанности, сознательности индивидуума. Она подразумевает уважение к общественным устоям и к людям. Норма предполагает, что человек будет ей подчиняться даже вопреки собственному желанию, если это предписано обществом.

Единство морально-этических норм носит наименование «морального кодекса». Его компоненты: общественно важные требования, согласие личности к соблюдению предписаний, условия для реализации поведения.

Примером высоконравственного образа действий является соблюдение моральных норм в экстремальных ситуациях: военные действия, тюремное заключение, неизлечимая болезнь.

Аморальность – отрицание морали. В современной массовой культуре утверждается допустимость поступков, которые раньше рассматривались как аморальные. Происходит подмена понятий, утрата критериев оценки происходящего. Аморальность – следствие эгоизма и вседозволенности, отсутствия воспитания.

Моральные нормы непреложны. Работа над формированием морального кодекса человека ведется через воспитание, духовное развитие, просвещение.

Моральные принципы

На протяжении человеческой истории одни моральные принципы сменяли другие. Что-то было похожим, что-то разнилось, но их суть оставалась неизменной.

Моральные принципы

Универсальное клише, на основе которого генерируются все прочие моральные нормы:

  1. Принцип талиона (от лат. «talis» – «такой же»). Другими словами, месть, где наказание должно быть равноценным причиненному ущербу. Этот принцип нашел отражение в Ветхом Завете (книга Левит 24:20): «око за око, зуб за зуб».
  2. Принцип нравственности. «Золотое правило нравственности» отражено в религиях и философских учениях Запада и Востока. Оно встречается у Будды, Христа, Конфуция, и является основным принципом мировой этики. В общем виде звучит так: «Чего ты не желаешь себе, не делай другому».
  3. Принцип золотой середины. Его описание содержится в книге Аристотеля «Никомахова этика», но самого этого термина там пока нет. Принцип учит избегать крайностей и соблюдать меру со всем. Нравственные добродетели располагаются посередине между двумя крайностями. Например, храбрость лежит между безрассудством и трусостью.
  4. Принцип наибольшего счастья. В его основе лежит принцип пользы, сформулированный в XVIII веке. Достижение личного счастья должно приносить пользу и другим людям. Критериями морали служат, в данном случае, польза, выгода, удовольствие.
  5. Принцип справедливости, сформулированный в XX веке американским ученым. В нем говорится о предоставлении равных прав и свобод гражданам. О равенстве людей в экономическом и социальном отношении.

Различия морали и нравственности

Нередко определения морали и нравственности выступают как синонимы. Но разница все-таки наблюдается. Мораль – это, прежде всего, внешняя оценка поступка семьей, обществом, церковью. Нравственность связана с самосознанием человека, с его внутренними убеждениями.

Моральная норма побуждает человека формировать в себе моральные качества: гуманность, способность помочь другим, мужество, терпение. Моральная норма – это теоретический идеал, к которому нужно стремиться.

Нравственная норма служит средством, помогающим сориентироваться в общественной среде. Она указывает, какие варианты поведения следует предпочесть, и от каких отказаться. Это практическое преломление моральных устоев личности в ее деятельности.

Мораль и этика: соотношение понятий

Весы

Этика – это правила, принципы, определяющие правила поведения человека в социуме. Главная задача этики – отделить правильное, приемлемое поведение от неправильного, неприемлемого. Нормы этики рождаются из принятых в обществе моральных устоев. Они являются логическим продолжением моральных установок на практике. Термин «этика» был введен Аристотелем.

Тесно связано с этикой понятие этикета. Это свод правил, описывающих, как вести себя в различных ситуациях в обществе: встреча друзей, прием гостей, поведение за столом, этикет разговора по телефону.

В заключении нужно отметить, что принципы морали разрабатывались в течение нескольких тысячелетий. Социальные и философские проблемы, стоящие за понятием морали, обсуждались философами, теологами, писателями, психологами. Мораль проникает во все сферы жизни, поэтому так широк круг специалистов по ее изучению. Велик и многогранен их вклад в разработку вопросов морали. Каждый из этих ученых, писателей, религиоведов стремился к тому, чтобы сделать жизнь людей гуманнее и лучше.

Источник: rrepetitor.ru

Мораль является одной из основных духовных ценностей общества, особенно современного, а также одним из основных видов социальных норм. В чем же ее особенности? Прежде всего, в том, что мораль опреде­ляет не познание мира, не переживания, а действия или поведение в це­лом. Она регулирует не чувства и разум, а волю. Действия воли измеряет­ся категориями «добро» и «зло».

Характерной чертой морали является ее универсальный характер. Этозначит, что она должна быть значима для всех членов общества. Например, правила техники безопасности важны только для тех, кто зани­мается каким-либо специализированным видом деятельности. Такое пра­вило, как запрет на плагиат, т.е. использование чьих-либо идей без указа­ния на их автора, значимо только для членов научного коллектива. Эти правила называют «профессиональной этикой». А требование «возлюби ближнего» предполагает отношение ко всем членам общества.

Универсальность означает, что все частные системы предписаний должны согласовываться с моралью. Бессмысленно оценивать правила по­ведения ученого с позиций профессиональной этики врача. Ведь професси­ональная этика, в конечном счете, определяется тем, насколько эффективно она позволяет добиваться целей той или иной профессии. Но вот с позиций морали мы вполне можем оценивать и действия врача, и действия ученого.

Универсальность морали состоит, конечно, не в единообразии мо­ральных норм, а в характере исполнения ее предписаний. Она должна определять поведение человека и быть основополагающей причиной его действий. Это значит, что человек, принявший на себя моральные обяза­тельства, должен быть последовательным, т.е. руководствоваться ими вез­де, всегда и по отношению ко всем.

Каков же должен быть характер предписаний, чтобы они могли но­сить универсальный характер? Моральное действие должно отличаться от действий, причиной которых является чувственное желание. Чем? Внешне они могут быть одинаковы. Так, человек может помочь другому челове­ку, потому что испытывает к нему симпатию. Такие действия, которые свершаются под влиянием наших чувств (симпатий или антипатий, радос­ти, ненависти и т.д.), получили название «склонности».

Разница в том, что действие, совершенное только из-за чувства сим­патии, не имеет общезначимого, универсального характера. Ведь тогда человек помогал бы только тем людям, к кому он испытывает симпатию, или помогал бы только тогда, когда у него есть соответствующее настрое­ние. Универсальность же состоит в том, что делать добро я должен любо­му человеку везде и всегда вне зависимости от моих личных симпатий или антипатий. А такая универсальность может быть обеспечена не влечени­ем чувств, а силой разума. Вот почему исполнение моральных норм при­обретает характер долга. Это не значит, что разум подавляет чувства. В морали задача разума или правил направлять чувства.

Поэтому содержание моральных норм носит характер императи­вов, т.е. повелений. В отличие от советов, которым можно подчиниться, а можно и нет, мораль требует беспрекословного выполнения. Это проявля­ется в характере формулировки моральных принципов. «Возлюби», «По­моги», «Будь справедливым». Почему? Потому что советы не носят обязательного для исполнения характера. Можешь делать, а можешь и не делать.

В чем специфика морали по сравнению с другими сферами духовной жизни, также содержащими нормы. Впервые моральные нормы возникают в рамках религий. Более того, современная мораль во многом имеет религиоз­ное происхождение. Но по сути своей религия есть учение о спасении. Ее конечной целью является определение условий, обеспечивающих возмож­ность перехода из мира земного в мир иной, потусторонний. Поэтому, в ко­нечном счете, нормы морали для религии играют роль средства, способству­ющего достижению цели спасения. А для некоторых религий являются лишь одним из таких средств. Вот почему религия не является этической системой.

Мораль же предназначена обеспечить регулирование поведения людей в этом земном мире и для этого мира. Более того, только тогда те или иные нормы поведения становятся моралью, когда их выполнение стано­вится самоцелью. Вот почему в морали цель и средства не различаются. Это значит, что любое моральное предписание нельзя рассматривать как средство достижения каких внешних по отношению к морали задач. Ближ­него следует любить ради него самого.

Еще одним регулятором поведения является традиция. Это слово многозначно. В частности под ней понимают некоторый неписаный, час­то стихийно складывающийся, лишенный авторства комплекс правил по­ведения. Особенность традиции также состоит в том, что в ней четко не отделены друг от друга религиозные, правовые и собственно моральные предписания. Кроме того, обычно основой соблюдения тех или иных норм в традиции является давление общественного мнения. Т.е. человек соблю­дает те или иные правила только потому, что боится осуждения окружающих. Сейчас бы мы назвали такого человека лицемером.

Сравнение с традицией позволяет также лучше понять отличие пра­вовых норм от моральных. В современном индустриальном мире право также выступает универсальным регулятором человеческого поведения. Как и мораль, право является видом нормативности, а иногда по содержа­нию не отличается от нее. Как и мораль, оно носит императивный харак­тер, т.е. требует беспрекословного подчинения.

Но, исполнение правовых норм гарантируется угрозой наказания со стороны государственных органов в случае их не соблюдения. Поэтому мотивом, побуждающим к соблюдению правовых норм, является страх на­казания. Исполнение моральных норм осуществляется и должно осуществ­ляться только силой собственного разума. Поэтому единственным моти­вом, побуждающим к моральному поведению, может быть лишь совесть.

Кроме того, как правило, правовые нормы носят запретительный характер. Право повелевает, что не следует делать. Оно не может указывать человеку, что он должен делать и к чему он должен стремиться. В лучшем случае оно указывает, что он может делать как субъект права. А вот мораль как раз предназначена определять цели человеческих действий и требовать их выполнения. Всегда возможно определить правовое нака­зание за убийство другого человека и тем самым ограничить подобные действия. Но заставить с помощью органов государства любить другого весьма проблематично.

Отсюда вытекает и третье отличие морали от права. Можно конеч­но с помощью государственных органов заставлять людей любить друг друга. Но при этом трудно определить их подлинное внутреннее отноше­ние к этому. Вот почему право не посягает на мысли людей, а регулирует лишь реально совершенные поступки. Мораль же требует, чтобы не толь­ко поступок, но стремление человека было нравственным.

Наконец, универсальность права отличается от универсальности мора­ли. Оно едино и обязательно только для подданных или граждан государства, а мораль требует одинакового отношения к любому разумному существу.

Конечно, морали вообще нет. Она всегда существует в исторически конкретных формах. Совокупность исторически определенных правил поведения, т.е. правил, которые существовали или существуют в том или ином обществе в то или иное время, принято назвать словами «этос» или «нравы». Так, когда мы говорим о «нравах древнегреческого полиса», то хотим отметить специфические черты тех норм, что определяли поведе­ние афинян, спартанцев и т.д.

В той степени, в какой правила поведения приобретают формали­зованный характер, они становятся этикетом. Формализованность их про­является в том, что правила этикета обычно не допускают отклонений, могут быть легко записаны и определяют только характер исполнения дей­ствия или поступка.

Поскольку знания и возможности людей исторически ограничены, то они вполне могут ошибаться в поиске норм поведения. Поэтому в че­ловеческой культуре возникает потребность в рефлексии или размышле­нии над существующими нравами. Ту часть философии, которая занима­ется изучением существующих правил поведения, размышлением над ними, выработкой критериев их верности, принято называть этикой.

Еще одно понятие, относящееся к морали, — это нравственность. Нравственность — это знание человеком правил поведения, умение, а глав­ное, желание ими руководствоваться. Нравственный человек — это чело­век, которые сам желает жить согласно законам морали и не мыслит своей жизни иначе. Нравственность — это идеал, к которому следует стремиться человеку и обществу.

Источник: studopedia.ru


Categories: Мораль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.