Определение и характерные черты

Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.

 

фото 108

Нормы морали имеют свои отличительные признаки:

  1. Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
  2. Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
  3. Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.

Концепции появления морали

Изучением сущности морали и ее влияния на сознание и поступки людей занимается отдельная отрасль философии — этика. Отвечая на вопрос о происхождении и развитии человеческой нравственности, ученые разделились на три основные группы, каждая из которых склоняется к определенной точке зрения:

Мораль дарована людям богом

Божественный закон (несет высшее, первостепенное значение для основ нравственности) состоит из трех ступеней:

  1. вечный закон, который таится в божественном разуме, подразумевает то, что без веры в бога не будет и морали;
  2. естественный закон нравственности, смысл которого в том, что человеческая природа, душа, сотворенная создателем, все время стремится слиться с ним;
  3. позитивный человеческий закон, низшая ступень из трех, — общность правовых и моральных норм, которые приняты в социуме.

Религиозная концепция авторитарна и неизменна, она предполагает четкие границы в рассмотрении добра и зла. Требования божественного закона выражены в заповедях.

Этические нормы заложены природой в людях изначально

Сторонники этой натуралистической концепции, опираясь на научные труды Ч. Дарвина и П. Кропоткина, выразили мысль о сходстве психологии сознания и поведения первобытных людей и животных. В древности у человека на первом месте стоял род со всеми установленными в нем обычаями и правилами, табу и предрассудками, привычками и интересами, являющимися обязательными для большинства, что подразумевало слияние отдельных представителей в единое целое. Отсюда, считают приверженцы этой идеи, произошла и начала развиваться этика, из этого отожествления себя с другими появилось понятие справедливости, а позже — нравственности.


Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Представители социологизаторской точки зрения считают, что ответ на вопрос о появлении нравственности стоит искать не в человеческой сущности. Первоисточник здесь — исторические и социальные условия развития общества, а также его потребности, удовлетворение которых выражается в стремлении более выгодно и удобно для себя (социума) организовать оптимальное сосуществование людей друг с другом.

Нормы и принципы морали

Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):

  1. Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
  2. Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.

  3. Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
  4. Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
  5. Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
  6. Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
  7. Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.

фото 109

Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:

  1. гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;

  2. коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
  3. альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
  4. милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
  5. добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
  6. принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
  7. принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.

Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.

Назначение морали

Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:

Регулятивная функция

Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.


Оценочная функция

Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.

Воспитательная функция

Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.

Контролирующая функция

Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.

фото 110

Интегрирующая функция

Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.

Значение морали в человеческом обществе

Мораль включена абсолютно во все области жизни человека, при этом сама она не является организованной сферой деятельности. Нравственность не поддается институционализации и какому-либо управлению, вместе с тем она всеобъемлюща. Этические требования выражены в форме императива, как веление поступать определенным образом из чувства нравственного долга перед другими людьми.


Человек — существо биосоциальное, поэтому наличие общества необходимо для его нормальной жизни. У каждого из нас существует потребность нахождения рядом с другими представителями вида Homo sapiens. Только с помощью морали, проявляющей себя через правила и требования, а также самосознание отдельной личности и какой-либо общности в целом, выражается коллективное волеизъявление по согласованию индивидуальных и групповых интересов.

В социуме действует общность трех элементов структуры нравственности:

  1. нравственная деятельность;
  2. моральное сознание;
  3. нравственные отношения.

Мораль очень важна как для жизни отдельного человека, так и для нормального функционирования всего общества в целом, ведь она выступает естественным регулятором отношений, неким внутренним цензором, к которому мы обращаемся, когда не знаем, правильно ли мы поступаем.

Источник: mystroimmir.ru

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:


  1. Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
  2. Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
  3. Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.


  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

  1. Мировоззренческая – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
  2. Познавательная – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.

  3. Регулятивная – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
  4. Оценочная – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
  5. Воспитательная – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
  6. Мотивационная – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
  7. Контролирующая – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
  8. Координационная – взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
  9. Интегрирующая – единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм


  1. Правовые нормы обязуют беспрекословное подчинение правилам, а мораль – свободный и осмысленный выбор.
  2. Ценности различны для каждого народа, эпохи, социальных групп, но мораль общая – задаёт правила поведения всему миру.
  3. Исполнение правовых норм основано на страхе и привычке, а мораль базируется на совести и чувстве долга.

Моральные принципы

  1. Принцип Талиона – находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду.
  2. Принцип нравственности – заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос)
  3. Принцип золотой середины – следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями.
  4. Принцип наибольшего счастья – индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей.
  5. Принцип справедливости – каждый индивид имеет равные права в обществе.
  6. Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.

Источник: bingoschool.ru

Понятие морали

Изучением морали занимается наука под названием «этика», относящаяся к философскому направлению. Дисциплина о нравственности изучает такие проявления, как совесть, сострадание, дружба, смысл жизни.

Проявление морали неразрывно связано с двумя противоположностями – добром и злом. Все нравственные нормы направлены на поддержание первого и неприятие второго. Добро принято воспринимать как важнейшую личную или общественную ценность. Благодаря ему человек созидает. А зло – это разрушение внутреннего мира человека и нарушение межличностных связей.

Мораль – это система правил, эталонов, убеждений, которая находит отражение в жизни людей.

Человек и общество оценивают все происходящие в жизни события через призму морали. Сквозь нее проходят политические деятели, экономическая ситуация, религиозные праздники, научные достижения, духовные практики.

Моральные принципы – это внутренние законы, которые определяют наши действия и позволяют или не позволяют переступать через запретную черту.

Высокие моральные принципы

Нет таких норм и принципов, которые не подвержены изменениям. Со временем то, что казалось недопустимым, может легко стать нормой. Меняются общество, нравы, мировоззрения, а с ними меняется и отношение к тем или иным поступкам. Однако в обществе всегда есть высокие моральные принципы, на которые не способно влиять время. Такие нормы становятся эталоном нравственности, к которому следует стремиться.

Высокие моральные принципы условно разделены на три группы:

  1. Внутренние убеждения полностью совпадают с нормами поведения окружающего общества.
  2. Правильные поступки не подвергаются сомнению, но не всегда возможно их выполнение (например, кинуться вдогонку за вором, укравшим у девушки сумку).
  3. Выполнение этих принципов может привести к уголовной ответственности, когда они противоречат законодательству.

Как складываются моральные принципы

Моральные принципы формируются под воздействием религиозных учений. Немаловажное значение имеют увлечения духовными практиками. Человек может самостоятельно складывать для себя моральные принципы и нормы. Здесь важную роль играют родители, учителя. Они наделяют человека первыми познаниями о восприятии мира.

К примеру, христианство несет в себе ряд ограничений, который верующий человек не переступит.

Религия была всегда тесно связана с моралью. Неисполнение правил трактовалось как грех. Все существующие религии по-своему трактуют систему морально-этических принципов, но они имеют и общие нормы (заповеди): не убий, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не делай другому того, чего не хочешь получить сам.

Отличие морали от обычаев и правовых норм

Обычаи, правовые нормы и нормы морали, несмотря на, казалось бы, схожесть, имеют ряд отличий. В таблице представлено несколько примеров.

Нормы морали Обычаи Нормы права
человек выбирает осмысленно и свободно выполняются точно, без оговорок, беспрекословно
норма поведения для всех людей могут отличаться у разных народностей, групп, общин
в их основе — чувство долга исполняются по привычке, для одобрения окружающих
основа -личные убеждения и мнение общества одобряются государством
могут выполняться по желанию, не являются обязательными обязательны для исполнения
нигде не записываются, передаются из поколений в поколения фиксируются в законах, актах, меморандумах, конституциях
невыполнение не наказывается, а вызывает чувство стыда и муки совести невыполнение может привести к административной или уголовной ответственности

Иногда правовые нормы абсолютно идентичны и повторяют моральные. Отличный пример — принцип «не укради». Человек не занимается кражей, так как это плохо – мотив основан на нравственных принципах. А если человек не ворует, потому что боится наказания, это аморальная причина.

Людям часто приходится выбирать между моральными принципами и правом. Например, кража какого-то лекарства для спасения чьей-то жизни.

Вседозволенность

Моральные принципы и вседозволенность – это вещи кардинально противоположные. В античные времена нравственность не просто отличалась от ныне существующей.

Правильней сказать – её не было вообще. Полное её отсутствие рано или поздно приводит общество к гибели. Только благодаря постепенно складывающимся нравственным ценностям человеческое общество смогло пройти через аморальную античную эпоху.

Вседозволенность перерастает в хаос, который уничтожает цивилизацию. Правила морали должны быть в человеке всегда. Это позволяет не превращаться в диких животных, а оставаться существами разумными.

В современном мире распространение получило вульгарно упрощенное восприятие мира. Людей бросает в крайности. Результатом таких перепадов становится распространение кардинально противоположных настроений в людях и в обществе.

Например, богатство – бедность, анархия – диктатура, переедание – голодовка и т.д.

Функции морали

Морально-этические принципы присутствуют во всех сферах жизни человека. Они выполняют несколько важных функций.

Самая важная – воспитательная. Каждое новое поколение людей, перенимая опыт поколений, получает мораль в наследство. Проникая во все воспитательные процессы, она взращивает в людях понятие нравственного идеала. Мораль учит человека быть личностью, совершать такие действия, которые не принесут вреда другим людям и не будут сделаны против их воли.

Следующая функция – оценочная. Мораль оценивает все процессы, явления с позиции объединения всех людей. Поэтому все происходящее рассматривается как положительное или отрицательное, доброе или злое.

Регулятивная функция морали заключается в том, что именно она диктует людям, как им надо вести себя в обществе. Она становится способом регулирования поведения каждой отдельно взятой личности. Насколько человек способен действовать в рамках моральных требований, зависит от того, как глубоко они проникли в его сознание, стали ли они неотъемлемой частью его внутреннего мира.

Источник: www.syl.ru

Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные
требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения.
К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как:

 

1.Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека выс­шей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

— гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;

— пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;

— фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

 

2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм. Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».

 

3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества. Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит в сознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма. Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

— единство цели и воли;

— сотрудничество и взаимопомощь;

— демократизм;

— дисциплина.

 

4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).

Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

— от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

— доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

 

5.Принцип милосердия.Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe — нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:

— дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);

— кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.

 

6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo — пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

 

7. Принцип патриотизма.Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

 

8. Принцип толерантности. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мораль и право.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.

Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия — от убеждения до принуждения.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

  • право вырабатывается государством, мораль — обществом;
  • право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
  • за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение, критика и в некоторых случаях санкции государства.

Источник: helpiks.org

a.^  Исследование по разводам в США, проведённое Barna Group, показывает, что у атеистов и агностиков процент разводов ниже, чем в среднем у групп верующих (хотя у некоторых групп верующих этот показатель ниже, см. en:Religion_and_divorce Religion and divorce).[58][59] Одновременно исследование показывает, что по сравнению с верующими атеисты и агностики реже вступают в брак.
b.^  Некоторые исследования отмечают положительную связь между религиозностью и моральным поведением[60][61][62]—например обзоры, исследующие связь между верой и альтруизмом.[63] Современные исследования по криминологии также отмечают обратную связь между религией и преступностью,[64][65] Согласно метаанализу 60 исследований религиозности и преступности, «религиозность и вера оказывают сдерживающий эффект на людей с криминальными наклонностями».[66]
c.^  Цукерман отмечает, что у скандинавов «относительно низкий уровень мелких правононарушений и ограблений», но «показатели их насильственной преступности—убийств, нападений, изнасилований—одни из самых высоких в мире» (Zuckerman 2008, pp. 5-6).
d.^  Авторы также отмечают, что «Несколько столетий назад уровень убийств в христианской Европе и американских колониях был астрономическим, «[67] и «наименее набожные светские демократии, такие как Франция и Скандинавия были наиболее безопасными в этом отношении.»[68] Они доказывают положительную связь между уровнем публичной религиозности и определённой дисфункциональностью общественной жизни,[69] исследование, проведённое позже в том же журнале, обнаружило определённые методологические ошибки, скрывающиеся за выводами авторов.[70]
e.^  Блэкберн приводит примеры, в частности, фразу из Исхода 22:18, которая, по его словам, «послужила основанием для сожжения заживо тысяч женщин в Европе и Америке»: «Ворожеи не оставляй в живых, » и отмечает, что в Ветхом Завете Бог, очевидно, «не видит проблем в рабовладении», считает контроль за рождаемостью преступлением, которое следует карать смертью, и «в восторге от жестокого обращения с детьми».[71] Другие интерпретируют эти строки иначе, говоря, в частности, что еврейские законы демонстрируют эволюцию моральных стандартов в обществе: что в действительности евреи угрожали смертной казнью тем, кто силой обращал людей в рабство, относились к рабам как к людям, а не как к собственности, и защищали их разными способами.[45][46]

Источник: ru.wikipedia.org


Categories: Мораль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.