Введение

Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека.

Развитие цивилизации подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвергируемости интересов народа.

Некоторые ученые утверждают, что в наше время все более явственно проступает процесс становления социальной целостности, закладываются основы общего для человечества стиля мышления. В структуре последнего ведущее место принадлежит диалектике.

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.


Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред. Вот что сказал на этот счет Ф. Жолио-Кюри: «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения».

Следует отметить, что многие глубокие проблемы гносеологии до настоящего момента не до конца выяснены. Дальнейший гносеологический прогресс сопряжен со значительными будущими прорывами теоретической мысли.

Источник: studopedia.ru

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания.


отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект — объект». Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса.

ановление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции «сенсуализм-рационализм», а, затем, и «эмпиризм-рационализм» (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой классической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с «изолированным субъектом». Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму).

таясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы (»врожденные идеи» Декарта, «априорные формы» Канта), либо генерализовать категорию «самосознание», придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций «самосознающего» и «изолированного» субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность (»практика»), культурная норма (»парадигма»), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология (см. также НАУКА, НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА).

Источник: dic.academic.ru


CЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ: «ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ»

Гносеология – (греч. gnosis – знание, познание, logos – понятие, учение) – учение о познании. Раздел философского знания. Дело гносеологии – построить общую теорию познания, поэтому она отвлекается от особенностей, свойственных познанию в каких-либо отдельных сферах человеческой деятельности и ищет общее в них.

Эпистемология – (от греч. episteme – достоверное знание) – теория научного познания.

Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта, в котором субъект и объект противостоят друг другу как познающее и познаваемое, то есть субъект постигает, а объект постижим и результатом этого процесса является получение знания.

Субъект познания – тот, кто познает: 1)отдельный человек, индивидуальное сознание; 2)внечеловеческий субъект – Бог, Мировой Разум; 3)научное сообщество; 4)человечество в целом. Это понятие употребляется уже Аристотелем, но только в 17 веке начинает использоваться в современном смысле. В немецкой классической философии, начиная с И. Канта, субъект начинает рассматриваться как активное творческое начало, творящее и познающее действительность.

Объект познания – то, что познается; вещь, предмет. С конца 18 века (особенно у И. Канта) объектом называли то, что:


1)существует независимо от субъекта;

2)противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира.

В учениях философов 17 века – начала 18 века субъект рассматривался как индивид пассивно воспринимающий объект.

Знание (episteme) – с точки зрения античных философов, есть то, что безусловно и абсолютно истинно, что постигается только разумом, что остается всегда истинным. Знание относится к вечным, неизменным, умопостигаемым вещам, чья неизменность и вечность гарантируют вечную истинность выражающих их предложений. В определение знания нужно обязательно включать свойство истинности. Неистинным, неверным знание быть не может. Знание можно определить как заслуживающую доверия, истинную и достаточно обоснованную информацию о реальности.

Мнение (doxa) — то, что опирается на чувственное восприятие вещей и явлений, может быть истинным или ложным. Мнение относится к текучим, изменчивым вещам нашего чувственно воспринимаемого мира.

Гносеологический оптимизм – позиция по проблеме познаваемости мира, согласно которой человек располагает достаточными средствами, что познать окружающий его мир. (Придерживались следующие философы: Р. Декарт, Г. В. Лейбниц, Г. В. Гегель, Л. Фейербах и т. д.)


Гносеологический пессимизм — позиция по проблеме познаваемости мира, согласно которой человек не располагает достаточными возможностями для достоверного познания мира.

Агностицизм – (греч. agnostos – непознаваемый) – философская концепция, отрицающая познаваемость того, что не может быть непосредственно представлено в опыте, и утверждающая на этом основании непознаваемость Бога, объективной реальности и метафизических сущностей вообще. (Представители агностицизма: Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).

Релятивизм – (от лат. – относительный) – точка зрения, состоящая в относительности и условности всех наших знаний. (Например, софисты).

Скептицизм – (греч. – рассматривающий, исследующий) – позиция, выдвигающая сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. (античная школа скептиков: Пиррон, Секст Эмпирик; В Возрождении: М. Монтень; В новое время: Р. Декарт, Б.Паскаль).

Крайний скептицизм как философская концепция смыкается с агностицизмом.

Основные этапы в процессе познания:

1.Чувственное (перцептивное) познание – это познание, связанное с деятельностью органов чувств, нервной системы и мозга. У человека 5 органов чувств: зрение, осязание, слух, вкус, обаняние. С их помощью человек вступает в непосредственный контакт с вещами и явлениями.


Формы чувственного познания: Присущи и человеку и животным. Формы чувственного познания подробно изучает психология.

Ощущение – результат взаимодействия внешнего мира с тем или иным органом чувств.

Восприятие – целостный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Эта целостность образа в значительной мере обусловлена участием в чувственном восприятии языка, слова.

Представление – это образ предмета создаваемый памятью и воображением.

Эмоции – это реакция на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний.

2.Рациональное познание — это познание, связанное с работой разума, абстрактно-понятийного мышления человека. Отсутствует у животных. Подробно анализируются логикой.

Основные формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, представляющая предметы и явления в их наиболее общих и существенных свойствах. В языке понятия выражаются отдельными словами и словосочетаниями.


Суждение – форма мышления, что-либо утверждающая или отрицающая относительно предметов, их свойств и отношений. Суждения выражаются повествовательными предложениями. Благодаря наличию утверждения или отрицания, суждения могут быть истинными или ложными.

Умозаключение – форма мысли, позволяющая из известных суждений получать новые суждения. (Например, все люди смертны. Сократ – человек. Сократ – смертен.)

Интуиция – иррациональная способность постижения истины без рационального размышления и чувственного восприятия.

Эмпиризм – (от греч. empiria – опыт) – одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является один только чувственный опыт, а мышление, разум способны лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносят в него ничего нового. Эмпиризм, с одной стороны, был рожден протестом против схоластического жонглирования понятиями, оторванного от реальной жизни и практики, с другой стороны, он выражал опытный, экспериментальный характер нарождающегося естествознания. В качестве целостного направления в теории познания Эмпиризм существовал в течение 17-18 вв. Важнейшими его представителями были: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Э. Б. де Кондильяк. Они вели полемику с представителями рационализма (В. Декарт, Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза), настаивавшими на том, что достоверное знание, в частности всеобщие и необходимые истины (например, математики), способен получить только разум, но не ограниченный и конечный опыт.


Рационализм — одно из важнейших направлений в философии Нового времени, утверждающее, что источником достоверного знания является только разум. Именно разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несущественного, закономерное от случайного; преодолевать ограниченность чувственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необходимое.

Истина – знание субъекта, соответствующее познаваемому объекту.

Ложь – сознательное искажение истины.

Заблуждение – ненамеренное искажение истины, а по ошибке.

Источник: studfile.net


Categories: Общество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.