В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная деятельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры». Для уточнения смысла этих понятий целесообразно обратиться изначально к термину «социальная сфера».

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей.

В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:

1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;
2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;
3) совокупность отдельных социальных страт в рамках того или иного региона.


Понятие социально-культурная сфера входит в структуру социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие.

В структуру социально-культурной сферы включаются субъекты культуры, обеспечивающие массовую культурную деятельность: клубы, развлекательные учреждения, детские учреждения, СМИ, кино, видеопрокат, музеи, библиотеки, парки, учебные заведения и субъекты искусства: концертные залы, театры, цирк, галереи и выставочные залы, киностудии, народные художественные промыслы и ремесла, художественные коллективы, учебные заведения.

Многие из таких областей социально-культурной сферы, как досуговая индустрия, образование, туризм, физкультура и спорт, здравоохранение и другие, превратились в отдельную, самостоятельную отрасль культуры, являющуюся предметом изучения экономических наук. Каждая отрасль культуры обладает присущей ей спецификой характера, содержания и разделения труда, производства определенного продукта, способного формировать удовлетворять культурные потребности людей.


В социально-культурной сфере, таким образом, функционируют следующие отрасли: искусство, профессиональное художественное творчество, образование; культурно-досуговая деятельность населения, массовое народное творчество, просвещение и самодеятельность; социальная защита и реабилитация отдельных категорий граждан средствами культуры, искусства, досуга, спорта; межнациональные и межгосударственные культурные обмены и сотрудничество и др.

Таким образом, социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего термина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем:

— духовных, культурных потребностей граждан;
— различных видов социально-культурной деятельности;
— конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.

К важнейшим объектам сферы социокультурной деятельности относятся:

— выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
— художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художе.


изуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
— эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
— научные исследования культуры;
— международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
— иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».

Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации.


Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практике такое «обживание», как правило, сводится к освоению предложенных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобнее «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются культурная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.

Социально-культурная сфера – одно из важнейших направлений деятельности государства. Она имеет целью создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и осуществляемая в рамках возможностей и правомочий государства координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и др.


Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер.

Источник: studopedia.ru

Тема 5. Структура культуры.

Культурология [Текст]: учебник/ под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.- М. Высшее образование, 2009.- 566 c.

5. Костина А. В., Культурология [Текст]: учебник/ А. В. Костина.- 3-е изд., доп.- М: КноРус, 2008.- 336 c.

Цель лекции: изучение внутреннего строения культуры, конкретизация идей о многообразии культуры с точки зрения наличия в ней различных уровней, форм, сфер. Уметь анализировать и оценивать исторические события и процессы, занимать активную гражданскую позицию, благодаря знаниям о структуре человеческой культуры.

Ключевые слова: «структура культуры», «форма культуры», «сфера культуры», «субкультура», «нравственность», «религия», «искусство», «материальная культура», «духовная культура».

Вопросы:

  1. Основные формы культуры и сферы культуры.
  2. Понятие субкультуры.
  3. Единство материальной и духовной культуры.

Культура – сложное, полифункциональное явление, это позволяет определить ее с разных позиций. Фактически культура пронизывает все сферы человеческой жизни, но в каждой из этих сфер она приобретает свое специфическое содержание. Все это позволяет ставить вопрос о внутреннем строении культуры. Действительно наряду с культурными типами, которые универсальны во всей данной культуре, в ней существуют и специфические области, присущие лишь определенной группе общества или отражающие одну специфическую сторону жизнедеятельности людей.

Поэтому в структуре культуры можно вычленить формы культуры и сферы культуры.

Формы культуры – это та конкретная форма, которую принимает культура. К ним относятся: нравственность, религия, философия, искусство, наука, политика, право, экономика, образование.

Сферы культуры – те области жизни, в которых культура проявляется. К ним относят профессиональную и обыденную культуры.

Кроме того, выделяют и субкультуры – автономные культуры внутри господствующей.


Наиболее известными формами культуры являются нравственность, религия, искусство. Эти формы культуры иногда отождествляются с культурой.

Ведущей формой культуры сегодня многие считают нравственность.

Нравственность (мораль) – в переводе с латыни означает обычаи, нравы, поведение. Поэтому она является самым древним и одним из основных способов бытия социального человека. Противоречие добра и зла – вершина в иерархии ценностей – является основной нравственной оппозицией. Нравственность динамична, она изменяется и развивается с изменением и развитием человеческого общества. Поэтому существует множество исторических типов нравственности. По сути дела, каждому обществу, каждой культуре присущ свой, исторически сложившийся, ее тип. Кризису цивилизации и переходной исторической эпохе способствует гибридный или маргинальный тип нравственности.



Мораль выполняет роль культурной традиции, связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями и даже между разными культурами. Нравственность является общим обоснованием деятельности. То есть вся человеческая деятельность не только в узком, но и в широком смысле нравственна, именно соблюен6ие нравственных норм отличает человеческую деятельность от деятельности животных. Упадок нравственности ведет к гибели общества. В маргинальном обществе нравственные устои непрочны. Мораль подвергается серьезным деформациям, что опасно для данного общества.


Вместе с тем далеко не всякое писаное право может быть нравственным. Пример – «Закон о кухаркиных детях», запрещающий детям прислуги учиться в средних и высших учебных заведениях России. Да и в нашем обществе далеко не все законы, не все нормы права нравственны. С другой стороны не все нравственные нормы совпадают с правовыми. Бывает, что за поступок нравственный человек подвергается наказанию, а бывает, что поступок безнравственный остается без наказания.

Конечно, право вырабатывается на основе нравственных, норм существующих в обществе, но далеко не все они входят в право. Причем власть стремится ограничить влияние неудобных для нее нравственных норм, поэтому далеко не всегда право совпадает с нравственными нормами. Такое единство является скорее идеалом, чем реально существующим феноменом.

Общество, в котором право и нравственность едины, называют гражданским обществом. Гражданское общество может существовать в правовом государстве. Но оно появляется не сразу и формируется долго и, формируясь само, формирует правовое государство. Причем формирование гражданского общества и правового государства осуществляется не само по себе, а через целенаправленную сознательную деятельность людей. Человек борется за построение гражданского общества и правового государства, опираясь на традиционные нравственные нормы и ценности.

Таким образом, нравственность является общим обоснованием человеческой деятельности. А единство права и нравственности в гражданском обществе – это культурная привычка, результат его жизни, выработанные обществом за исторический период. Естественное противоречие, всегда существующее между правом и нравственностью, является стимулом их дальнейшего изменения. Действительно часть правовых норм становится нравственными принципами человека, часть нравственных норм становится законами.


Но в деформированном обществе противоположность права и нравственности грозит дополнительными потрясениями, ставящими под сомнение само существование данных государства и общества.

Другой важной формой культуры является религия. А переводе с латинского это слово значит благочестие, набожность, святыня. Религия – это специфическое отношение к творческому началу, заключающееся в ритуальном освящении и поклонение. В иерархии ценностей религиозной культуры особое место занимает вера в сверхъестественное. Религия исторична, она развивается от ранних форм, таких как магия, анимизм, фетишизм, тотемизм через ранние национальные религии к поздним национальным религиям и мировым религиям. Развитие религии тесно связано с развитием общества и его культуры.

В науке существуют различные типологии религии, основанные на религиозных (представления о боге, формы культа) и нерелигиозных (распространенность, специфика институтов и других) признаках.

Различают религию как форму культуры и религию в структуре общечеловеческой культуры. В эпоху Средневековья религия, безусловно, господствовала в культуре, но в последующие столетия ее роль уменьшалась и соответственно возросла доля секулярной культуры в политике, экономике, праве, образовании, искусстве.


Религия традиционно сильнее в обыденной и слабее в профессиональной культурах. В быту остаются многие черты религиозного поведения типа слов «Слава богу», «Чур меня», действия вроде ритуального омовения после еды у казахов и т.д. Человек даже не осознаёт их значение, действует так по привычке. В профессиональной же культуре, особенно в последнее время требуется стандартизированное поведение.

Самой значительной среди всех известных цивилизаций доля секулярной культуры была в советском обществе. В духовной культуре человечества прочно укрепилось свободомыслие – альтернатива религии и составная часть светской культуры. В СССР господствовало свободомыслие в форме марксистско-ленинского атеизма. По данным статистики большинство современного человечества в разной мере разделяет идеалы религиозной культуры.

В отличие от нравственности и искусства, религия существует и как социальный институт – церковь. Исторический спор церкви и государства привел к разделению религиозной и светской власти в большинстве модернизирующихся обществ. Принципы отделения церкви от государства, свободы совести отражены в нормативных документах ООН.

Искусство – художественная деятельность в единстве и материального. Искусство в истории понимается в значении всяческого умения, ремесла, мастерства. По мере развития культуры стало осознаваться отличие художественного творчества от другой практической деятельности и его близость к литературе. Среди видов художественного творчества называют: литературу, кино, театр, цирк, танец, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Некоторые искусствоведы считают всеми видами художественного творчества телевидение и видеокультуру. Главный отличительный признак художественного творчества состоит в образном освоении действительности. Искусство, художественное творчество значимы созданием красоты, приобретением эстетического смысла. Но оно имеет и социальный смысл, когда выступает как научение, как познание, кК передача культурного опыта. Искусство связано с игрой, мифом, другими формами культуры. Различают народное и профессиональное, элитарное и массовое искусство. Как культурное наследие искусство существует в памятниках.

В общечеловеческой культуре искусство является «самопознанием». Созданием новых реальностей искусство осуществляет поиск и проверку путей развития общества. Это очень хорошо можно проследить в произведениях писателей фантастов, которые моделируют различные формы развития человеческого общества и пытаются предугадать: как поведет себя человек в тех или иных условиях. История искусства – ест история становления видов художественного творчества и человека как творца. Ведь именно в искусстве человеческий труд чаще всего носит творческий характер, приводит к созданию чего-то нового.

Таким образом, данные три формы культуры: нравственность, религия, искусство являются определяющими в духовной культуре человека.

Но среди форм культуры можно выделить и такие формы как философия, наука, политика, право, экономика, образование. Для всех для них характерна своя специфика.

При этом наука, философия, религия могут выступать не только как «формы культуры», но и как «формы общественного сознания».

Формы общественного сознания – это формы человеческого отношения к миру, религиозное, философское, научное мировоззрение – миропонимание и отношение к миру.

Формы культуры – это культурная деятельность и ее достижения, которые не являются отношением к миру. Форма культуры не диктует человеку, как он должен относиться к миру и поступать, в отличие от формы общественного сознания.

В культуре выделяют обыденную и профессиональную сферы наиболее часто. Обе они являются сферами высокодифференцированной культуры.

Профессиональная сера культуры проявляется во множестве форм. Это обусловлено большим разнообразием профессий, существующих в современном обществе. Каждой из них присуща специфическая культура. Для труда в различных профессиях необходим различный уровень знаний, причем в разных областях, специфические умения и навыки, своя система образования, научения данной профессии и культура общения, взаимодействия людей. Профессиональная культура во многом обусловлена спецификой профессии, требованиями, предъявляемыми к человеку именно этим видом деятельности. Она обусловлена этим во многом, но не во всем. В профессиональную культуру вплетаются элементы этнической, религиозной (конфессиональной), творческой, научной, общечеловеческой, и главное, обыденной культуры.

Обыденная культура – это та сфера культуры, в которой человек живет постоянно, даже не осознавая того. Долгое время обыденная культура и культурой не считалась, ее статус был принижен, но в последнее время ее значение все больше осознается учеными. Они начинают понимать, что обыденная культура несет в себе исторически изменчивый опыт воспроизводства жизни людей. Это значит, что именно в ней формируется человек, усваивает нормы, обычаи, образ жизни данного общества.

В структуре обыденной культуры выделяют такие элементы как культуру быта, культуру окружающей среды, культуру поддержания и воспроизводства жизненного цикла человека.

Культура быта – это бытовые предметы и способы обращения с ними, культура бытовых взаимоотношений между людьми.

Культура окружающей среды – это обыденное поведение человека по отношению к природе, или бережное, чуткое, или наплевательски-разрушительное.

Культура воспроизводства жизненного цикла включает и способ производства, и формы обучения и воспитания, и питание, и все, что обеспечивает выживание человека и формирование его как члена данного общества.

Все эти элементы культуры изменяются от столетия к столетию, от общества к обществу и их своеобразие и сочетание является основой разнообразия культур. При этом все эти элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Существование одного не мыслимо без других.

Каждая культура вырабатывает свои стереотипы: привычки, здравый смысл, собственный опыт, творчество в обыденном мышлении и поведении. Все эти стереотипы формируются в зависимости от элементов культуры и в то же время, сформировавшись, потом сами влияют на воспроизводства и быта, и взаимоотношения с окружающей средой и воспроизводство самого человека. Как правило, в быту человек в своих действиях опирается на привычки, которые вырабатываются при опоре на здравый смысл и собственный опыт. Вместе с тем в обыденной культуре есть место и творчеству. Как правило, это репродуктивное творчество, воспроизводящее то, что уже известно человечеству, но не данному человеку. Хотя не редко в этом творчестве человек находит оригинальные пути решения проблемы.

Вместе с тем обыденная культура, как и всякая другая сфера культуры, имеет реальное содержание. В него входят: пища, жилище, одежда, техника, средства общения и типы поселений.

В различных культурах свои специфические пища и одежда, жилище и средства общения.

Мы уже знаем, что по одежде, предметам быта можно определить к какой культуре принадлежит человек.

Вместе с тем в современном обществе обыденная культура стандартизируется. Это связано с развитием техники. Холодильник и кондиционер, телевизор и утюг, автомобиль и самолет – эти предметы прочно вошли в быт народов самых разных стран.

Кроме того, развитие средств массовой коммуникации – телевидение, кино, радио, которые доступны практически всем людям, порождает феномен массовой культуры.

Массовая культура – культура, рассчитанная на массовое потребление и производство. Естественно, что явления культуры, рассчитанные на массовое производство и потребление, должны учитывать вкусы масс. Но массы, основная часть населения обладает сравнительно непритязательными вкусами. От средств массовой информации она ждет не знакомства с классическими произведениями, а легких, развлекательных программ. Складываются стереотипы, штампы. По мнению ряда исследователей, массовая культура ведет к снижению культурного уровня населения и упадку культуры в целом. Как альтернативу они выдвигают идею развития элитарной культуры, то есть культуры для избранных.

Однако массовая культура – реальность сегодняшнего дня. От этого никуда не деться. Даже ее противники ведут пропаганду своих идей через средства массовой коммуникации. Человечество уже не откажется от телевизора и телефона, газеты и компьютера.

Под влиянием средств массовой информации формируется массовое сознание. Отрадно видеть, что массовая культура в целом оптимистична, человечна, устремлена в будущее. Массовое сознание может влиять на развитие общества через средства массовой информации. Кроме того, наличие массовой культура позволяет в современном мире быстрее находить контакт и взаимопонимание, в обществе вырабатываются единые ценности и нормы.

Поэтому массовое культурное поле является реальностью сегодняшнего мира, и осознание его важности может сыграть в развитии общества и культуры положительную роль.

Итак, сферами культура являются обыденная и профессиональная культура. Они взаимосвязаны. Профессиональная культура во многом определяется профессиональной деятельностью человека, ее спецификой. Обыденная культура является той сферой культуры, которая непосредственно формирует человека, пронизывает все сферы его жизни. В современном обществе возникает феномен массовой культуры, значение которого неоднозначно.

 

Источник: studopedia.su

Роль и место социально-культурной деятельности в общей системе духовной жизни общества.

1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

· технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;

· деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;

· ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.


2. Понятие культуры
(от лат. возделывание, обрабатывание)

· в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

· в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.


3. Материальная и духовная культура
(деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):

· материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира

· духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Это деление условно.

4. Функции культуры
: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.

5. Духовный мир личности
– область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д. Это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.). то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитиисознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

§ религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

§ мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

§ искусство — художественное освоение мира;

§ наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира;

§ право — совокупность норм, поддерживаемых государством;

§ образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения.

 

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процесседуховной деятельности — познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ:

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура — непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов

МЕСТО КУЛЬТУРЫ:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

ВЫВОДЫ:

 

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях:

— как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы;

— как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой;

— как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков.

Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других.

Статус современного специалиста социально-культурной сферы — менеджера, педагога, технолога — не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации.

Источник: megalektsii.ru

Понятие культуры

Человеческая жизнедеятельность за всю историю складывается в культуру. Это понятие охватывает широчайшую сферу жизни людей. Значение слова «культура» — «возделывание», «обработка» (первоначально — земли) — связано с тем, что при помощи различных своих действий человек преобразует окружающую действительность и самого себя. Культура – явление исключительно человеческое, животные, в отличие от людей, приспосабливаются к миру, а человек его подстраивает под свои нужды и потребности. В ходе этих преобразований она и создается.

В связи с тем что сферы духовной культуры чрезвычайно многообразны, единого определения понятию «культура» не существует. Есть несколько подходов к его толкованию: идеалистический, материалистический, функционалистский, структуралистский, психоаналитический. В каждом из них выделяются отдельные аспекты этого понятия. В широком понимании культура – это вся преобразовательная деятельность человека, направленная как вовне, так и вовнутрь себя. В узком – это творческая деятельность человека, выражающаяся в создании произведений различных искусств.

Духовная и материальная культура

Несмотря на то что культура – это сложное, комплексное явление, есть традиция разделять ее на материальную и духовную. К области материальной культуры принято относить все результаты деятельности человека, воплощенные в различных предметах. Это мир, окружающий человека: здания, дороги, бытовая утварь, одежда, а также разнообразная техника и технологии. Сферы духовной культуры связаны с производством идей. К ним относятся теории, философские учения, нормы морали, научные знания. Однако зачастую такое деление является чисто условным. Как, например, разделить произведения таких видов искусства, как кино и театр? Ведь спектакль соединяет в себе идею, литературную основу, игру актеров, а также предметное оформление.

Возникновение духовной культуры

Вопрос о происхождении культуры до сих пор вызывает оживленные споры между представителями разных наук. Обществознание, сфера духовной культуры для которого является важной исследовательской областью, доказывает, что культурогенез неразрывно связан с формированием общества. Условием выживания первобытного человека стало умение приспосабливать под свои потребности окружающий мир и умение сосуществовать в команде: выживать в одиночку было невозможно. Формирование культуры не было мгновенным, а являлось длительным эволюционным процессом. Человек научается передавать социальный опыт, создавая для этого систему ритуалов и сигналов, речь. У него появляются новые потребности, в частности стремление к красоте, формируются социальные и культурные ценности. Все это становится платформой для формирования духовной культуры. Осмысление окружающей действительности, поиск причинно-следственных связей приводят к формированию мифологического мировосприятия. Оно в символической форме объясняет окружающий мир и позволяет человеку ориентироваться в жизни.

Основные сферы

Из мифологии со временем вырастают все сферы духовной культуры. Мир человека эволюционирует и усложняется, и вместе с тем происходит усложнение информации и представлений о мире, выделяются специальные области знаний. Сегодня вопрос о том, что включает в себя сфера духовной культуры, имеет несколько вариантов ответа. В традиционном понимании в нее включают религию, политику, философию, мораль, искусство, науку. Есть также более широкое представление, согласно которому в духовную сферу включается язык, система знаний, ценностей и планов человечества на будущее. В наиболее узкой трактовке к сфере духовности относят искусство, философию и этику как область формирования идеалов.

Религия как сфера духовной культуры

Первой из мифологического мировоззрения выделяется религия. Все сферы духовной культуры, в том числе религия, представляют собой особый свод ценностей, идеалов и норм, которые служат ориентирами в жизни человека. Вера является базой для миропонимания, особенно для человека древности. Наука и религия – два антагонистических способа объяснения мира, но каждый из них представляет собой систему представлений о том, как был создан человек и все, что его окружает. Специфика религии состоит в том, что она апеллирует к вере, а не к знанию. Главная функция религии как формы духовной жизни — мировоззренческая. Она задает человеку рамки миропонимания и мировосприятия, придает смысл существованию. Также религия выполняет регулятивную функцию: управляет отношениями людей в обществе и их деятельностью. Кроме этих вера выполняет коммуникативную, легитимирующую и культуротранслирующую функции. Благодаря религии появились многие выдающиеся идеи и явления, она явилась источником концепции гуманизма.

Мораль как сфера духовной культуры

Нравственно-духовная культура – это основа регуляции взаимоотношений между людьми в обществе. Мораль – это система ценностей и представлений о том, что есть зло и добро, о смысле жизни людей и принципах их взаимоотношений в обществе. Нередко исследователи считают этику наивысшей формой духовности. Мораль – специфическая сфера духовной культуры, и ее особенности обусловлены тем, что она является неписаным законом поведения людей в социуме. Она представляет собой негласный общественный договор, согласно которому все народы считают наивысшей ценностью человека и его жизнь. Главными общественными функциями морали являются:

— регулятивная — эта специфическая функция состоит в управлении поведением людей, причем над ними не довлеют никакие институты и организации, контролирующие человека. Выполняя моральные требования, человек мотивируется уникальным механизмом под названием совесть. Нравственность устанавливает правила, которые обеспечивают взаимодействие людей;

— оценочно-императивная, т. е. функция, которая позволяет людям понять, что есть добро, а что зло;

— воспитательная — именно благодаря ей формируется нравственный облик личности.

Также этика выполняет ряд таких социально-значимых функций, как познавательная, коммуникативная, ориентирующая, прогностическая.

Искусство как сфера духовной культуры

Деятельность человека, направленная на творческое преобразование и познание мира, называется искусством. Главная потребность, которую человек удовлетворяет при помощи искусства, – эстетическая. Стремление к красоте и самовыражению — в природе человека. Области искусства ориентированы на творческое освоение и познание возможностей мира. Как и другие сферы духовной культуры, искусство выполняет познавательную, коммуникативную, преобразующую функции. Но кроме того, искусство выполняет рекреативную, эмотивную и эстетическую функции. Оно позволяет человеку выразить свое внутреннее мироощущение, поделиться эмоциями и своими представлении о прекрасном и безобразном. Зрелищные виды искусства — кино и театр -обладают мощным воздействующим эффектом, поэтому данной форме духовной культуры также присуща суггестивная функция. Искусство обладает уникальными свойствами, оно способно вызывать у разных людей одинаковые эмоции и объединять их. Искусство в невербальной форме способно доходчиво и действенно передавать идеи и смыслы.

Кино и театр

Кино — одно из самых молодых и в то же время самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем залы кинотеатров ежедневно заполняют миллионы зрителей, и еще больше людей смотрят фильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на умы и сердца молодежи.

Сегодня театр менее популярен, чем кино. С повсеместным распространением телевидения он потерял часть своей притягательности. Кроме того, театральные билеты сейчас стоят дорого. Поэтому можно сказать, что посещение знаменитого театра стало роскошью. Все же театр является неотъемлемой частью интеллектуальной жизни каждой страны и отражает состояние общества и умов нации.

Философия как сфера духовной культуры

Философия – древнейшая интеллектуальная деятельность человека. Как и другие сферы духовной культуры, она вырастает из мифологии. Она органично сочетает в себе черты религии, искусства и науки. Философы удовлетворяют важную потребность людей в обретении смысла. Главные вопросы бытия (что есть мир, в чем смысл жизни) получают в философии различные ответы, но позволяют человеку избирать свой жизненный путь. Важнейшие функции ее – мировоззренческая и аксиологическая, она помогает человеку выстроить собственную систему взглядов и критериев оценки окружающего мира. Также философия выполняет гносеологическую, критическую, прогностическую и воспитательную функции.

Наука как сфера духовной культуры

Самой поздней образовавшейся сферой духовной культуры стала наука. Ее формирование происходит достаточно медленно, и она призвана в первую очередь объяснять устройство мира. Наука и религия являются формами преодоления мифологического мировосприятия. Но в отличие от религии наука является системой объективных, верифицируемых знаний и строится по законам логики. Ведущая потребность, которую удовлетворяет человек посредством науки, — познавательная. Человеку свойственно задаваться различными вопросами, и поиски ответов порождают науку. Науку от всех прочих сфер духовной культуры отличает строгая доказательность и проверяемость постулатов. Благодаря ей формируется общечеловеческая объективная картина мира. Основными социальными функциями науки являются познавательная, мировоззренческая, практико-преобразующая, коммуникативная, воспитательная и регулятивная. В отличие от философии, наука базируется на системе объективных знаний, которые проверяемы в ходе экспериментов.

Источник: FB.ru


Categories: Общество

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.