Одним из величайших представителей классической древнегреческой философии является Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Его учение – одно из наиболее целостных, последовательных и устойчивых традиций в мировой философии.

Демокрит родился в г. Абдеры. Около десятка лет он провел в путешествиях по Востоку, целью которых было приобретение знаний и обретение мудрости. Долгое время жил в Афинах. Рассказы о нем свидетельствуют о глубокой житейской мудрости философа, о его наблюдательности, обширных познаниях. Демокрит написал несколько десятков сочинений в различных областях знаний, многие из которых дошли до нас лишь как фрагменты или в изложении других мыслителей. Величайшей заслугой Демокрита является разработанная им концепция атомизма. Проблемы атомизма излагались в трудах «Малый мирострой», «Большой мирострой» и др.

Атомизм Демокрита. Как философа Демокрита интересует проблема основ бытия. Первоначала всего сущего – атомы и пустота. Все существующие в мире вещи состоят из атомов и пустоты.


ом (по-гречески – «неделимое») – это неделимая, совершенно плотная, непроницаемая, не содержащая в себе никакой пустоты, вследствии своей малой величины, невоспринимаемая чувствами частица вещества. Атом является материальной причиной всех вещей. Атом обладает свойствами, которые элеаты приписывали бытию. Он неделим, вечен, неизменен, тождественен самому себе, не имеет частей, внутри него не происходит никаких движений. Бесконечное число форм атомов, объясняет бесконечное разнообразие вещей и явлений окружающего мира. Кроме форм, атомы отличаются порядком и положением, что является причиной разнообразия соединений атомов.

Атомы обладают подвижностью в пустоте. Атомисты первыми стали учить о пустоте как таковой. Пустота неподвижна, беспредельна, едина и бесформенна, она не оказывает ни какого влияния на находящиеся в ней тела. Демокрит вводит пустоту, полагая, что «движение не возможно без пустоты». Атомы парят в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче, сталкиваясь друг с другом и меняя направление своего движения. Движение присуще атомам от природы. Оно вечно. Движение – вечное свойство вечных атомов.

Атомы лишины каких бы то ни было качеств. Качества возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота, утверждает философ. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в ничто. Атомы не превращаются друг в друга. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Все возникает на некотором основании и по необходимости.


Взгляд Демокрита на существование вечных, неизменных и неделимых атомов как основы чувственного мира был воспринят Эпикуром (ок. 342-271 гг. до н.э.), а затем древнеримским философом и поэтом Титом Лукрецием Каром. Его поэма «О природе вещей», по существу, посвящена развитию и защите учения Эпикура об атомах. В Новое время атомизм оформился в естественнонаучную теорию и до сих пор, хотя и в преобразованном виде, выступает важнейшей составной частью естественнонаучной картины мира.

Космогония. Мир в целом – это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, их число беспредельно, поскольку эти миры образованы беспредельным числом атомов, находящихся в «вихреобразном» движении. Миры преходящи. Внутри всеобъемлющего космоса происходит возникновение одних, развитие других, гибель третьих. Это происходит циклично и бесконечно. Никаких сил или стихий, творящих миры, не существует.

Учение о познании. Учение Демокрита о познании непосредственно связано с учением о бытии. Оно основано на различении двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует в «действительности», и то, что существует «в общем мнении».

В действительности существуют лишь атомы и пустота. Чувственные качества существуют лишь в общем мнении. Гален (II в.) приводит слова Демокрита: «только считают, что существует – горькое, в действительности – атомы и пустота». Т.е цветовые, вкусовые и другие качества не существуют в действительности, не присущи атомам, а существуют лишь во мнении как результат воздействия атомов на наши чувства.


Двум видам существования соответствуют два вида познания – посредством чувств и посредством мысли. Познание посредством мысли Демокрит называет истинным, законнорожденным и приписывает ему достоверность в суждениях об истине. Познание посредством чувств он называет незаконнорожденным или темным и отрицает его пригодность в распознании истины.

Демокрит подчеркивает, что атомы и пустота, как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания, и открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирические наблюдения. Демокрит не противопоставлял чувства и разум, а брал их в единстве: разум идет далее чувств, но он опирается на их показания.

Демокрит говорит о сложности и трудности процесса познания, достижения истины, поэтому субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец.

Мышление, так же как и чувственное восприятие, он понимает материалистически. Это подтверждает и Демокритово понимание души, частью которой, согласно его представлениям является разум. Душа – это совокупность наилегчайших атомов, имеющих идеальную шаровидную форму. Душа смертна и погибает вместе с телом. Материалистичность в понимании природы и мира привела Демокрита к атеистическим воззрениям: «Разумом выдумали люди божественные дела».


Взгляды на человека и общество. Подобно всем древнегреческим философам, Демокрит большое внимание уделяет нравственным вопросам. Для человека наиболее важным является то, как, во имя чего человек должен жить. Демокрита волнуют вопросы нравственного основания жизни. «Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость», – говорит Демокрит. Он настаивает на том, что надо обуздывать желания и страсти, воспитывать умеренный характер. Сильные желания, направленные на достижение чего-то одного, делают душу слепой ко всему прочему, подчеркивает Демокрит, которого привлекает полнота жизни. Счастье – в хорошем расположении духа, в его невозмутимости, гармонии, симметрии, в неустрашимости души. Все эти качества объединяются в понятии о высшем благе. Достигнуть такого состояния очень нелегко, поскольку душа и тело ведут непрекращающуюся тяжбу. Особое значение Демокрит придает таким ценностям, как справедливость, честность, истина и утверждает этический идеал человека, устремленного к духовным благам. Его нравственные принципы дошли до нас в виде отдельных афоризмов.

Рассуждения Демокрита о нравственности тесно связаны с его представлениями об обществе и государстве. Он, как многие древние греки, проявляет уважение к закону и государству. «Интересы государства превыше всего, нельзя применять насилие против общего блага. Хорошо управляемый город есть величайший оплот», – говорит Демокрит. Зло в государстве заключено не в законах, которые сами по себе не плохи: они не мешали бы каждому жить свободно, если бы люди подчинялись закону, власти. Государство, с точки зрения Демокрита, должно помогать бедным, постоянно ориентироваться на них и окружать их заботой. В обществе между людьми должны господствовать отношения человечности, гуманизма. В воззрениях Демокрита заложена идея о государственном управлении как особом искусстве, которому нужно специально обучаться.


Таким образом, учение Демокрита – это целостная и органичная философская система, которая представлена учением о бытии и познании. Этика Демокрита пронизана идеями гуманизма. Своеобразна концепция религии Демокрита: люди создают богов – таково его заключение. Политическое учение связано с основными принципами Демокритовой этики: судьба общества и судьба индивида едины.

  • < Назад
  • Вперёд >

Источник: www.SoleCity.ru

Античный атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы

Кафедра философии и социальных наук

Контрольная работа по дисциплине философия

Тема «Античный атомизм Левкиппа, Демокрита и Эпикура»


Работу выполнил

слушатель 1 курса 214 учебной группы

мл.сержант внутренней службы

Великодная Е. А.

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение

. Атомизм Левкиппа

. Атомизм Демокрита

.Атомизм Эпикура

Заключение

Список литературы

Введение

Окружающий мир поражает наше воображение своим многообразием. Вокруг так много разнообразных предметов, отношений, процессов и свойств. Рядом с нами расположены моря, леса, реки, горы. Мы можем наблюдать полет комет, северное сияние. Мир такой разнообразный и это разнообразие не поддается счету. Человек должен обладать большим воображением и силой мысли для того, чтобы за всем этим многообразием явлений мира увидеть их единство и общность.

В данное время практически каждый человек представляет себе атом. Это что-то невероятно маленькое и то, что представляет собой основу окружающего мира. Атомы имеют общую природу и соотносятся с категорий, которая характеризует основу всего сущего, — материей. Атомы предоставляют нам крайне удобную систему научного мировоззрения. Обычно 20 век преподносят как век атомной эпохи, но чтобы найти истоки атомизма нам нужно обратить внимание на древнюю Грецию.

Философы-атомисты сумели оригинально разрешить проблемы движения и небытия. Их идеи в дальнейшем вдохновляли Резерфорда, Эйнштейна, Томсона, Оппенгеймера. Их идеи ознаменовали вершину развития научной натурфилософии. До сих пор они являются актуальными и вызывают множественные споры.


1. Атомизм Левкиппа

По данным разных источников, Левкипп происходил либо из Элей, либо из Абдера, либо из Милета. Эпикур, который был сторонником атомистического учения, отрицает существование философа с таким именем. Существовала догадка, что имя Левкипп являлось псевдонимом молодого философа Демокрита. Однако, благодаря исследованиям, которые происходили в прошлом столетии, существование Левкиппа было подтверждено. Также, более вероятным является то, что Левкипп был родом из Милета.

Левкипп был сторонником рабовладельческой демократии и после переворота, который совершила аристократия в 449 году до н.э., он был вынужден покинуть родной город. По некоторым данным, Левкипп после этого отправляется в Элею, где становится учеником Ксенофана и Парменида. Также есть сведения, что он учился у Зенона.

Из работ Левкиппа практически ничего не сохранилось. Однако, Г. Дильс утверждает, что Левкиппу принадлежит написание, как минимум, двух книг. Их названия «Великий диакосмос» и «Об уме».

После пребывания в Элее, Левкипп уходит в Абдеры, где, вероятнее всего, становится учителем Демокрита и, возможно, Протагора.


Основные принципы атомистической философии были выдвинуты Левкиппом. Он признавал то, что существуют бесчисленные, движущиеся элементы — атомы, которые имеют множество форм. Признавал он это, потому что видел, как вещи постоянно возникают и изменяются. Его учение заключалось в том, что сущее равно несущему и оба они равноправно являются причиной возникновения вещей. Сущим для него были атомы, которые обладали полнотой и плотностью и двигались в пустоте. Пустота же была несущим, но являлась не меньшим, чем сущее.

Атомы обладают величиной, формой, порядком и положением. Они же являются причиной возникновения вещей и их гибели, в ходе соединения и разъединения.

Качественно новым элементом в античном материализме выступает понятие атома. Но при этом, атомы характеризуются полнотой, как это было в предшествующих философских направлениях. Однако Левкипп допускает существование пустоты, в которой эти атомы движутся.

Существование пустоты решает проблему движения, которая существовала в предшествующей философии. Она делает возможным движение атома.

Левкипп является автором основополагающей концепции. В дальнейшем, Демокрит развивает атомическое учение в систему, которая логически последовательна.

2. Атомизм Демокрита

Демокрит происходит их знатного семейства, которое проживало в Абдерах. Он унаследовал большое имение и смог посвятить себя науке.


Существуют предания, что Демокрит учился у халдейских магов, что остались в Абдерах благодаря персидскому царю Ксерксу.

Также Демокрит был учеником Левкиппа и учился у Анаксагора.

Демокрит много путешествовал. Он преследовал цель — знакомство с идеями мыслителей других стран. Источники утверждают, что он посетил Египет, Персию, Вавилон и некоторые области вокруг Красного моря. За время этих путешествий у Демокрита углубились знания по астрономии, математике, естествознанию.

Труды Демокрита представляют собой как некое энциклопедическое познание того времени. Диоген Лаэртский приводит более 70 работ Демокрита по этике, математике, физике, риторике, музыке, астрономии и др.

Демокрит разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте. К характеристикам атомов Демокрит добавил еще величину.

Демокрит утверждал, что атомы бесконечны, если речь идет об их числе и величине и формах. Также он утверждал, что и материя бесконечна.

Качественно новым в античном мышлении являлось понимание Демокритом бесконечности, несотворенности и неуничтожимости вселенной, а также убежденность в существовании множества миров, которые возникают и гибнут. Демокрит говорил, что нет различий между нашим миром и другими мирами, кроме того, что наш мир находится в расцвете.


У Демокрита, как и других атомистов, речь идет о механическом движении. Движение является основным способом существования атомов.

Понимание мира у Демокрита связано с принципами его учения о бытии и его пониманием отношений между явлениями. Все в сущности определено механическим движением атомов. Поэтому в системе Демокрита нет для существования каких-либо «случайностей». Они объясняются незнанием причин определенного явления. В системе Демокрита все возникает по необходимости. Эту необходимость он называл вихрем. Демокрит переводил все то, что использует природа, к необходимости.

Остаются проблемными воззрения Демокрита по поводу познания. Это случается по тому, что сведения, которые доходят до нас иногда противоречат друг другу. Однако ясно одно, Демокрит отбросил негативное отношение к чувственному познанию. Значение чувственного познания можно оценить, если рассмотреть его концепцию образов. Образы возникают между вещью и органом чувств, который ее воспринимает. Этот образ попадает, как некий оттиск, в соответствующий орган чувств.

Демокрит и Левкипп придавали большое значение чувственному познанию, видели в нем основную предпосылку для дальнейшего познания.

Однако, Демокрит раскрыл также значение и функции рационального познания. Демокрит считал, знание, которое получено при помощи рассуждения является подлинным, достоверным, а знание, которое было получено при помощи чувственных восприятий, он называл темным и непостоянным. Следуя из этого, можно сказать, что Демокрит выделял несколько ступеней познаний, первой ступенью являлось чувственное познание, которое давало нам информацию об окружающем мире, а второй ступенью являлось рациональное познание, которое позволяло подойти к познанию истины.

Роль, отводимая разуму Демокритом, не противоречит его материалистической ориентации. Также разум является частью души. Душа является совокупностью самых легких атомов, которые имеют шаровидную форму.

Такие суждения привели Демокрита к атеизму. Он дает материалистическое объяснение возникновения богов. Оно заключается в том, что когда люди не могли объяснить какие-либо явления, они полагали, что боги являются сутью этих явлений.

Помимо этого, Демокрит занимался физикой, математикой, риторикой, этикой, астрономией.

3. Атомизм Эпикура

Эпикур родился на острове Самосе и жил в 342-270 гг. до н.э. Был создателем одной из самых известных философских школ. Учителем Эпикура был Навсифан.

Эпикур к свойствам атомов, которые были описаны Демокритом, добавил еще и вес атома. Под действием своего веса атома образую различные дела, следовательно, вес тела связан с весом атома. Такое дополнение не противоречило той логике, которая была предложена Левкиппом и Демокритом.

Дальше Эпикур преследовал цель более глубокого обоснования атомистической концепции. Он старался описать внутреннюю логику этой концепции, в отличие от Демокрита, учение которого в большой мере были направлены к натурфилософии. Эпикур пытался выяснить для чего понадобился атомизм.

Эпикур рассуждал, что вселенная состоит из пространства и тел. О существовании тел свидетельствуют ощущения людей. Если бы не было пустоты, то тела не имели бы того, через что они осуществляют движение. Одни тела являются сутью соединения, другие же тела являются материалом для соединения. Последние тела неизменяемы и неделимы. Необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами.

Другой идеей Эпикура являлось то, что полные и неделимые тела имеют множество форм, потому что множество различий в предметах не могло образоваться из ограниченных по числу форм. В каждой форме атомы безграничны по числу, а различие форм безграничным не является, а только необъятным.

Также безграничны миры, которые похожи на наш мир и которые не похожи. Атомы, из которых создаются и образуются миры, не могут быть все израсходованы на создание миров, которые похожи на наш мир и которые на него не похожи. Следовательно, нет ничего препятствующего признанию того, что существует безграничное количество миров.

Эпикуру также принадлежала идея о свойствах тел. Он утверждал, что все, что касаемо постоянных свойств тела, которые присуще всем телам и познаются через чувственное восприятие, нельзя представлять как сущность; нельзя отрицать их существование; нельзя считать, что они являются частью тела. Однако нужно понимать то, что тело обязано своим существованием этим свойствам, не в том смысле, что тело сложилось из этих свойств, а в том смысле, что они обеспечивают постоянное его существование. Эти свойства имеют специальные возможности, с помощью которых могут быть познаваемыми и различаемыми.

Это размышление о свойствах тела очень важно и здесь углубляется спор с теми, кто провозглашал эти свойства самостоятельными материями. Эпикур утверждал, что свойства тел существуют, но между телом и его свойством существует разница. Свойства присущи телу, но тело не является лишь совокупностью свойств.

Эпикур развивал учение Демокрита о чувственном восприятии и осмысливал его концепцию идолов. Эпикуру было ясно, что истечения, которые исходят от тела, увидеть нельзя, но они являются телесными. Он утверждает, что существуют различные отпечатки, оттиски, которые похожи на тела, но по тонкости с предметами несравнимы. Такие истечения проникают сквозь воздух. Образы обладают тонкостью и быстротой. Возникновение образа приравнивается к быстроте возникновения мысли.

Еще одно дополнение атомистической теории состояло в допущении большей свободы в движении атомов. Атому должна быть присуща определенная свобода в движении, случайность. Атомы движутся в различных направлениях, а не в каком-то одном. Происходит беспорядочное, свободное движение атомов и поэтому сочетания, которые получаются в ходе этого движения, не лишены элементов случайности, происходит отклонение от жесткого порядка. Здесь необходимость содействует со случайностью.

атомистический левкиппа демокрит эпикур

В античной культуре впервые появились и стали развиваться категории научного мышления. Большой вклад мыслителей античности в развитие математики, астрономии, этики, политологии и др. наук. Поэтому античная наука и философия сыграли важную роль в развитии науки и техники в дальнейшем. Культура античности послужила основой для развития мировой культуры в целом.

У истоков концепции атомизма стоял Левкипп. Долгое время он считался мифической личностью, но последние исследования говорят об обратном. По теории Левкиппа мир состоит из атомов, которые вечно движутся, однородны по качеству, но имеют бесконечное разнообразие форм и неделимы и пустоты, где они двигаются. Левкипп установил принцип причинности и закон достаточного основания, согласно которым все имеет причину и только в силу определенной необходимости.

Учеником его был Демокрит, который родом был из Абдеры и являлся величайшим греческим натурфилософом. Демокриту принадлежит разработка начального этапа античной атомистики. Согласно Демокриту, все тела состоят из атомов — мельчайших, неделимых частиц. Атомы имеют различный объем, форму и расположение. Они не обладают свойствами макровеществ, которые образованы из них. Мы воспринимаем эти макровещества с помощью наших органов чувств, благодаря действию истекающих из тел «идолов» или «образов». Чувственное восприятие дает нам лишь поверхностное знание. Над чувственным восприятием стоит «светлое» знание, которое идет из темноты. Движение, возникновение и разрушение макротел является результатом движения атомов, но для того, чтобы атомы могли передвигаться, им необходима пустота.

Развитием представлений Левкиппа и Демокрита занялся Эпикур. Им г концепцию атомистики было положено три принципа:

.Ничто не рожается из ничего. Это является формулировкой закона сохранения материи.

.Происходит постоянное превращение веществ, происходят процессы возникновения и разрушения. Следовательно, основное свойство материи — ее движение.

.Для движения атома необходима пустота.

Список литературы

1.Асмус В.Ф. Античная философия / Асмус В. Ф. — М.: Высшая школа, 1976, 544 С.

.Богомолов А.С. Античная философия: Учебник, 2-е издание / Богомолов А. С. — М.: Высшая школа, 2006, 390 С.

.Бучило Н.Ф. Философия в двух частях. Часть 1: История философии / Бучило Н. Ф. — М.: Юристъ, 2007 , 435 С.

.Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой / Гайденко П. П. — М.: Наука, 1980.

.Дынник Н.А. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Дынник Н. А. — М.: Политическая литература, 1955, 237 С.

.Иовчук М.Т. Краткий очерк истории философии. Изд. 3-е / Иовчук М. Т. — М.: Мысль, 1975.

.Канке В.А. Философия / Канке В. А. — М.: Логос, 2003, 272 С.

.Лосев А.Ф. Античная философия / Лосев А. Ф. — М.: ЧеРо, 1998.

.Малышевский А. Ф История философии / Малышевский А. Ф. — М.: Просвещение, 2006, 362 С.

.Переверзенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии / Перезвенцв С. В. — М., 2011, 480 с.

.. Спиркин А.Г. Философия: Учебник / Спиркин А. Г. — М.: Гардарика, 1998, 287 С.

.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / Чанышев А. Н. — М.: Высшая школа, 2003, 278 С.

Источник: www.BiblioFond.ru

ДЕМОКРИТ из Абдеры во Фракии (ок. 470/60 – 360-е до н.э.) – греческий философ, основоположник атомистического учения. Был родом из богатой семьи и в юности учился у «каких-то магов и халдеев», подаренных персидским царем Ксерксом отцу Демокрита за то, что тот накормил проходившее через Фракию персидское войско обедом. По смерти отца истратил свою часть богатого наследства на путешествия, посетив Персию и Вавилон, Индию и Египет. Некоторое время жил в Афинах, где в то время мог слушать Сократа и Анаксагора. После возвращения на родину сограждане подали на философа в суд за растрату отцовского наследства, но Демокрит прочитал им две свои главные книги: Большой Мирострой и Малый Мирострой, и был полностью оправдан. Всего Демокриту приписывали авторство более 70 сочинений, сегодня известных по фрагментам.

Атомизм Демокрита стал суммирующим учением досократовской философии, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные в ионийской натурфилософии, элейской онтологии и пифагорейской числовой метафизике.

В основе философии Демокрита лежит учение об атомах и пустоте как двух принципах, порождающих многообразие космоса. Атом есть мельчайшее «неделимое» тело, не подверженное никаким изменениям. Неделимость атома аналогична неделимости «бытия» Парменида: деление предполагает наличие пустоты, но внутри атома по определению пустоты нет. Пустота в системе Демокрита выступает как принцип дискретности, множества и движения атомов, а также как их бесконечное «вместилище». Называя пустоту «небытием», Демокрит явно отказался от элейского постулата о несуществовании небытия, однако понятия бытия и небытия включены у него в более общее понятие «то, что на самом деле», благодаря которому реальность признавалась и за пустотой (равной не-бытию).

Всем атомам присуще свойство непрерывного движения, и даже внутри макротел, – которые образованы благодаря сцеплению атомов между собой, – они совершают колебательные движения. Первопричиной этого движения являются соударения атомов, начавшиеся во время спонтанного «Вихря», благодаря которому возник наш космос: в космогоническом Вихре произошла первичная сортировка атомов (подобное к подобному), более крупные атомы оказались в центре, и из них произошла Земля. Вокруг нее первоначально вращалась «влажная и грязеобразная» оболочка, которая постепенно высыхала и влажная материя уходила вниз, а сухая от трения воспламенялась и из нее формировались звезды.

Друг от друга атомы, число которых бесконечно, отличаются тремя свойствами: «фигурой», «размером» и «поворотом» (положением в пространстве). Например, «В» отличается от «в» размером, «В» от «Р» – фигурой, а «Р» от «Ь» – поворотом; четвертая отличительная характеристика – «порядок» – относится к способу соединения атомов друг с другом (ВРР в отличие от РВР и т.д.), вследствие чего составленные из атомов макротела обладают разнообразными качествами.

Демокрит одним из первых указал на зависимость качеств вещей от способа их познания. Все понятия, составляющие язык нашего описания внешнего мира, не соответствуют ничему «поистине», оттого все наше познание, по существу, имеет характер соглашения: «по обычаю сладость, по обычаю горечь, по обычаю холод, цвет, теплота, на самом же деле – атомы и пустота». По Демокриту, раз у атомов нет качеств (цвет, запах, вкус и т.д.), то этих качеств нет и у вещей, ибо «из ничего ничего не бывает». Все качества сводимы к формально-количественным различиям атомов: тело, состоящее из «круглых и умеренно больших» атомов, кажется сладким, а из «округленных, гладких, косых и малых по величине» – горьким, и т.д. Качества образуются в ходе акта восприятия, причина их возникновения – взаимодействие атомов души и так или иначе развернувшихся атомов предмета.

Душа, как и огонь, состоит из мельчайших атомов шарообразной формы, поэтому она придает телу тепло и движение (шар – наиболее подвижная из всех фигур). Демокрит не вводил специальных различий между душой и умом, и процесс мышления объяснял также через «отпечатывание образов». Чувственное восприятие Демокрит объяснял с помощью «истечений» от тел: от поверхности тел отлетает некая тонкая материальная пленка, имеющая форму воспринимаемого тела, она проникает через глаз в душу, в которой отпечатывается – так возникают наши представления.

Этика Демокрита является своеобразным продолжением его атомистической физики: как атом есть полное и самодостаточное бытие, так и человек есть самодостаточное бытие, тем более счастливое, чем более замкнутое на себе самом. Для выражения своего понимания счастья Демокрит придумал несколько терминов: «благодушие», «благосостояние», «бесстрашие», «атараксия» (невозмутимость). Центральное понятие его этики – благодушие (эвтюмия), которое «возникает благодаря умеренности в удовольствиях и размеренной жизни». Обладающий благодушием мудрец умеет радоваться тому, что имеет; не завидуя чужому богатству и славе, он стремится к справедливым и законным делам; он трудится в меру сил, однако остерегается быть «слишком деятельным в частных и в общественных делах».

Традиционно считается, что Демокрит был учителем Протагора и, соответственно, повлиял на формирование релятивистских учений софистов. Также он считается одним из источников формирования скептической традиции. Но более всего значимо сопоставление атомизма Демокрита с учением Эпикура.

Мария Солопова

Источник: www.krugosvet.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.