ШЕЛЛИНГ, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ (Schelling, Friedrich Wilhelm Joseph) (1775–1854), философ, представитель немецкой классической философии.

Родился 27 января 1775 в Леонберге близ Штутгарта в семье протестантского священника. В 1785 Шеллинга определяют в латинскую школу в Нюртенгене, через год он переводится в семинарию в Бебенхаузене. В 1790–1795 учился в Тюбингенском теологическом институте. Там он познакомился с Гегелем и Гельдерлином. В 1792 защитил магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. В 1793 встретился с Фихте и на долгое время увлекся его философской системой.

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ШЕЛЛИНГ. Marxist Internet Archive

После окончания института работал домашним учителем в аристократических семьях Лейпцига, одновременно изучая философию, математику, физику.


В 1798 по рекомендации Гете и Фихте был приглашен на кафедру философии в Йенском университете. После переезда в Йену он вошел в кружок йенских романтиков, в котором знакомится с братьями Шлегелями и Новалисом. В 1802–1803 Шеллинг сотрудничал с Гегелем в «Критическом философском журнале».

Дружба с женой Августа Шлегеля Каролиной переросла в любовь и, после разрыва с Шлегелем, в 1803 Каролина становится женой Шеллинга. Супруги переезжают в Вюрцбург. В 1812, через три года после неожиданной смерти Каролины, заключает брак с Паулиной Готтер и со временем становится главой большого семейства.

В 1803–1806 Шеллинг – профессор философии Вюрцбургского университета. В 1806 он становится штатным членом Баварской академии наук в Мюнхене, где он работает более тридцати лет с перерывом в 1821–1826, которые он провел в Эрлангенском университете. В 1807–1823 Шеллинг – генеральный секретарь Академии художеств Баварии, в 1827 становится президентом Академии наук Баварии.

В 1841 – профессор университета в Берлине. Среди слушателей его лекций – Серен Кьеркегор, Якоб Буркхардт, Фридрих Энгельс и Бакунин. Однако лекции оказались не столь успешными, как надеялся Шеллинг, и в 1846 он прекратил активную лекционную деятельность. Позже он вернулся в Мюнхен и занялся подготовкой рукописей для публикации.

Умер в Рагаце (Швейцария) 20 августа 1854.

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ. ARCHIVE PHOTOS


В течение жизни область теоретического интереса Шеллинга изменялась от изучения природы к философии Откровения. Вначале испытал сильное влияние И.Канта и Г.Фихте, затем – романтиков (см. также РОМАНТИЗМ) и Гете, позднее – немецких теологов: Беме и Баадера. Центральным понятием философии Шеллинга можно считать идею свободы, которую он последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.

В своих ранних работах Идеи к философии природы (1797) и Система трансцендентального идеализма (1800) Шеллинг конструирует своеобразную натурфилософскую картину целостного развития мира. Исходя из первоначального параллелизма субъективного (Я, сознательное) и объективного (природа, бессознательное) рассматривает, каким образом достигается единство и развитие природы и духа. Он последовательно раскрывает этапы развития природы в направлении к осознанию ею самой себя как целесообразного целого. Таким образом бессознательное (природа) порождает сознание (человек) как будущую форму познания бессознательного. Диалектический метод, открытый Фихте для анализа становления самосознания, Шеллинг распространяет на анализ природных процессов и процессов познания природных явлений. Возникающие противоречия сознательного и бессознательного снимаются введением идей предустановленной гармонии двух деятельностей: сознательной деятельности воления и бессознательной – продуцирующей мир природы.


нованием данной гармонии является продуктивность любой деятельности. В качестве наиболее яркого образца такого рода продуктивности Шеллинг рассматривает эстетическую деятельность. Каждое произведение искусства может быть понято как продукт одновременно сознательной и бессознательной сферы духа, а весь объективный мир природы может рассматриваться как изначальная, еще не осознанная поэзия духа.

Постановка вопроса о философии природы, независимой непосредственно от «Я», и разработка теории объективной продуктивной деятельности сознания делают философию Шеллинга достаточно популярной на рубеже 18–19 вв. как в среде европейских естествоиспытателей, так и немецких поэтов.

Обращаясь к анализу эстетического творчества, Шеллинг показывает, как преодолеваются противоречия теоретического и нравственного практического в искусстве. По Шеллингу, художник – это «Гений» (интеллигенция), действующий как природа. Именно в его творчестве разрешаются противоречия, неустраняемые никаким иным способом. Для объяснения этого процесса Шеллинг вводит понятие интеллектуальной интуиции, которое оказывается формой самосозерцания Абсолюта, представляющего из себя тождество субъекта и объекта (тождество понимается не как совпадение субъекта и объекта, а как диалектический переход предшествующего к последующему, или свернутого к развернутому). С этого момента Шеллинг все больше переходит на позиции пантеизма неоплатоников и Б.Спинозы, рассматривая бога и универсум как различные моменты становящегося тождества, в котором Вселенная есть развернутая потенция абсолютного организма и абсолютного произведения искусства.


Все это приводит Шеллинга к известному телеологизму (признанию за всем существующем логической целесообразности), при котором решение проблем обоснования идеи свободы и существования зла начинают играть решающую роль в его философской системе. Данное решение Шеллинг находит в иррационализме и теософских построениях, которые характерны для позднего периода его творчества.

Шеллинг оказал воздействие на становление русской философии. Через московский кружок «Любомудров», славянофилов, П.Я.Чаадаева его философские идеи влияли на образованную часть русского дворянства; через натурфилософов и богословов – на философское образование в высших учебных заведениях.

Среди основных сочинений Шеллинга – Философские письма о догматизме и критицизме (Philosophische Briefe über den Dogmatismus und Kriticismus, 1795); О мировой душе (Von der Weltseele, 1798), Первый набросок системы натурфилософии (Erster Entwurf eines Systems der Naturphilosophie, 1799), Всеобщая дедукция динамического процесса (Allgemeine Deduktion des dynamischen Prozess, 1800), Система трансцендентального идеализма (System des transzendentalen Idealismus, 1800); Изложение моей с.


х с ней предметах
(1809) (Philosophische Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit und die damit zusammenhängenden Gegenstände, 1809); Введение в философию мифологии (Einleitung in die Philosophie der Mythologie, 1825, издано посмертно); К истории новой философии (Zur Geschichte der neueren Philosophie, 1827, издано посмертно) и др. Полное собрание сочинений вышло под редакцией сына Шеллинга – Ф.Шеллинга в 1856–1861.

Федор Блюхер

Источник: www.krugosvet.ru

Очень сложно писать рецензии или даже небольшие очерки на философские книги. С ними можно соглашаться, можно иметь иное мнение, чем у автора, но никогда не быть ни правым, ни неправым. В этом заключается, по моему мнению, вся суть философии. Необъятность. Слишком много тем, которые можно затронуть. Слишком много мыслей приходят сразу к думающему и размышляющему человеку.


моей голове и в моем восприятии философии не наступил еще момент полного определения. Я не могу себя отнести ни к одной философской школе, ни к одному философскому течению. Нет ни одного философа, чье учение меня полностью увлекло. Есть моменты, мои представления совпадают с мыслителями, а есть — нет. И я считаю, что это хорошо. Я не жду момента, когда вся философия встанет по полочкам. На то она и философия, чтобы каждый раз, от книге к книге, от мысли к мысли, от предложения к предложению преподносить мне пищу для размышления. Одно и то же произведение рассматривать с разных сторон, и каждый раз находить в нем что-то новое.
Что касается «Философских исследований о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах», то я могу признаться честно, что поняла не все мысли Фридриха Шеллинга. А что поняла, то не всё приняла. Обо всём по порядку.
Для начала хочу оговориться, что в моем понимании данного произведения, я бы не ставила вопрос «Свободен ли человек?» (это философия, но предмет размышлений нам ясен — свобода человека. Значит, человек может быть свободен), «На сколько свободен человек и в чем измеряется эта свобода?» (Философия — понятие растяжимое, со своими измерителями. Если я скажу, что человек свободен всю жизньвечностьне свободен вообще, то для каждой категории можно найти обоснование), «Существует ли свобода вообще?» (Если мы исследуем свободу и ее предметы, конечно же, она существует!).

бы поставила вопросы: «Что есть свобода? В чем она заключается? Как раскрывается в том или ином аспекте человеческой жизни (а лучше мысли). Именно на эти вопросы я хотела бы дать ответ. Прежде всего самой себе, после прочтения данного произведения.
Хоть размышление не очень и большое (40 экранных страниц), читать было тяжело. Сложность перевода + сложность понимания, осознания слов автора. Конец вообще убил! Итог произведения для меня так и остался открытым, хотя между строк я все-таки поняла, что ЛЮБОВЬ, вот это простое и знакомое всем слово ЛЮБОВЬ является ключевым, хотя фигурирует очень редко.
Итак, в основе мироздания стоит ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СВОБОДА ВОЛИ. Именно человеческой, потому что с примером животного мира Шеллинг тоже не забыл познакомить читателя. Но там все просто: инстинкты побеждают.

В животном, как вообще в каждом существе природы, также действует это темное начало, однако в нем оно еще не вышло на свет, как в человеке, оно еще не есть дух и разум (Verstand), а слепое стремление и вожделение. Короче говоря, здесь невозможно отпадение, разъединение начал, ибо здесь еще нет абсолютного, или личностного, единства. Бессознательное и сознательное объединены в инстинкте животного лишь одним известным и определенным, а поэтому и неизменным
образом. Ибо именно потому, что они суть лишь относительное выражение единства, они подчинены ему, и действующая в основе сила сохраняет предназначенное им единство начал всегда в равном соотношении. Животное никогда не может выйти из единства, тогда как человек может произвольно разорвать вечную связь сил. Поэтому Баадер справедливо замечает: следовало бы желать, чтобы испорченность человека не шла дальше его уподобления
животному; но к сожалению, человек может быть только либо ниже животного, либо выше его.


Но различие человека от животного — отнюдь не самый главный аспект в возвеличивании человеческой свободы и вообще СВОБОДЫ в данном контексте. Все гораздо глубже, это же философия.
Обрести СВОБОДУ по Шеллингу — возыметь новое видение и как результат встать на планку выше, приблизиться к высокому познанию. Если слишком сложно, то я поняла, как: посмотреть на свою жизнь с другой стороны, другого ракурса, рассмотреть различные аспекты своей несвободы (не обязательно заточение!). В следствие правильных действий мы можем развиваться, иметь боле полное представление о себе. Хорошие перспективы…
По Шеллингу высшая, подлинная противоположность — есть противоположность между необходимостью и свободой. Как часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, что что-то одно мы ДОЛЖНЫ делать, а что-то другое мы ХОТИМ делать, и имеем на это физическое право, а на первое не имеем своего собственного разрешения, морального? Истинная противоположность!
Задача философского исследования о сущности человеческой свободы по Шеллингу — выявить правильное понятие свободы (т.к.


о не на поверхности, и чтобы его определить, нужно БОЛЬШЕ, чем обычная чистота и глубина мышления!) и связать свободу с научным мировоззрением в его целостности (т.к. ПОНЯТИЕ никогда не может быть определено в его идентичности и оно преобретает научную завершенность лишь посредством установления его связи с целым… со свободой, если она существует здесь).
Можем ли мы постигнуть утверждение? Да? Нет? Нет однозначного ответа, т.к. в зависимости от смысла утверждения и той информации, которая заключена в нем, мы можем говорить либо об истинности, либо о ложности суждения.
Понятие СИСТЕМА СВОБОДЫ у Шеллинга такова: «Понятие свободы вообще несовместимо с системой, и любая философия, претендующая на единство и целостность, неизбежно ведет к отрицанию свободы.» НЕОБХОДИМА СИСТЕМА СВОБОДЫ. Но свобода — это не система, ведь понятие системы противоречит понятию СВОБОДА, быть свободным.
Добро и зло. Взаимоотношение, противоречие. Произведение буквально соткано из противоречий!
Шеллинг считает зло порождением воли человека и человеческого стремления к самовозвеличиванию, к возвеличиванию своего Я. Личность хочет стать кем-то без Бога в ней, а это невозможно. Если постоянный поиск себя не заканчивается примирением с миром, происходит процесс разрушения, появляется еще больше противоречий. Это противоречие, этот внутренний конфликт постоен на том, что воля человека стремиться укоренить свои законы, обожествить себя, изменить ход и порядок мироздания. Именно об этой невозможности, о невозможности подобной свободы человеческого Я и говорит нам Шеллинг.


Утверждение, что Бог воздерживается от проявления своего всемогущества, чтобы человек мог действовать, или что он
допускает свободу, ничего не объясняет: если бы Бог хоть на мгновение воздержался от проявления своего всемогущества, человек перестал бы быть. Существует ли какой-либо иной выход, преодолевающий эту аргументацию, кроме уверенности в том, что спасти человека и его свободу, поскольку его свобода немыслима в противоположности со всемогуществом Бога, можно, только вводя человека и его свободу в само божественное существо, утверждая, что
человек есть не вне Бога, а в Боге и что сама его деятельность входит в жизнь Бога? Отправляясь именно от этого, мистики и религиозные люди всех времен достигали веры в единение человека с Богом, которое, по-видимому, внутреннему чувству необходимо так же, как разуму и умозрению, если не больше. Само Священное писание видит именно в сознании свободы отпечаток и залог веры в то, что мы живем и пребываем в Боге. Как же может необходимым образом противоречить свободе то учение, которое столь многие применяли к человеку именно для того, чтобы спасти свободу?

Необходимо установить связи между понятием свободы и мировоззрением человека в целом. Это всегда будет необходимостью, так как без этого понятие свободы останется неопределенным, да и сама философия потеряет свой смысл.
Великая задача, неосознанная и невидимая — само осознание свободы внутри себя. Это и есть движущая сила всякого стремления к познанию, от низших до высших форм.
И, наконец, тема религии. Для меня странно встречать у немецкого философа идеи о Боге. Хорошо еще, что он не называет его по имени, хотя и встречались примеры с Христом и Иудой. Бог, Бог, Бог… скорее всего, что-то идеализированное, высокое скрывается за этим словом. Приобщение к Богу, в Боге есть красота и любовь… Лично мне не понятно у ФИЛОСОФА читать мысли о Боге, пусть даже без имени. Как бы не хотелось мне вдаваться в подробности религии этого произведения, все равно бОльшее количество цитат именно об этом (это значит, что слишком много уделено именно идее Бога и свободы, нежели эфемерному представлению свободы, летающей в пространстве).

Ибо если Бог в качестве духа есть нераздельное единство обоих начал и то же единство действительно только в духе человека,
то, будь оно в человеке столь же неразрывно, как в Боге, человек ничем бы не отличался от Бога; он растворился бы в Боге, и не существовало бы ни откровения, ни движения любви. Каждая сущность может открыться только в своей противоположности: любовь только в ненависти, единство — в борьбе. Если бы не было разъединения начал, единство не могло бы обнаружить свое всемогущество; не будь разлада, не могла бы стать действительной любовь. Человек вознесен на такую вершину, на которой он в равной степени содержит в себе источник своего движения в сторону добра и в сторону зла; связь начал в нем не необходима, а свободна. Он находится на перепутье: что бы он ни выбрал, решение будет его деянием, но не принять решения он не может, так как Бог необходимо должен открыться и так как в творении вообще не может оставаться ничего двойственного.

Привет диалектикам и всем-всем, кто «за» борьбу противоположностей, кто раскрывает понятия только при наблюдении взаимодействий черного и белого!
И, наконец, про ЛЮБОВЬ…

Если бы любовь захотела сломить волю основы, ей пришлось бы бороться с самой собой, она оказалась бы в несогласии с самой собой и перестала бы быть любовью.

Когда же наконец в несокрушимую серьезность настроенности, которая всегда предполагается, падает луч божественной любви, возникает высшее преображение нравственной жизни в грацию и божественную красоту.

Оставлю вопрос, который посетил меня при прочтении данного произведения:

Однако то, как человек принимает решение следовать злу или добру, еще полностью окутано мраком и требует, по-видимому, отдельного исследования.

ТАК ЧЕМУ ЖЕ, СОБСТВЕННО, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СЛЕДОВАТЬ?

Источник: www.livelib.ru

Биография шеллингаФридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг родился в Леонберге в 1775 г., получил образование в Тюбингене, где завязал дружеские отношения с Гегелем и Гёльдерлином. В 1793 г. он встретился с Фихте, попал под влияние его идей и опубликовал несколько  работ, выдержанных в фихтеанском ключе. Правда, уже в них заметен ряд тенденций, из которых впоследствии выросла оригинальная философия Шеллинга. Он обнаружил интерес к Спинозе, и позже Шеллинг говорил, что видит свою заслугу в соединении «реалистического» учения о природе Спинозы с динамическим идеализмом Фихте. Процесс создания Шеллингом собственной системы продолжился в 1797 г., когда вышли в свет «Идеи к философии природы», а затем и другие натурфилософские работы. Одновременно Шеллинг работал над уточненным вариантом фихтевского наукоучения — «трансцендентальной философией». Став в 1798 г. по рекомендации Фихте, Шиллера и Гете профессором Йенского университета, он читает курсы по трансцендентальной философии, а в 1800 г. публикует знаменитую «Систему трансцендентального идеализма». В этот период Шеллинг входит в кружок Йенских романтиков. Позже Шеллинг перебирается в Мюнхен, где получает место в Баварской академии наук, а в 1808 г. становится генеральным секретарем Академии художеств, занимая эту должность до 1823 г. В последние годы преШеллинг, фотобывания в Йене Шеллинг вместе с Гегелем издавал «Критический философский журнал», пришедший на смену шеллинговскому «Журналу умозрительной физики». В 1801 г. в нем появилась работа, обозначившая поворот в философском творчестве Шеллинга — «Изложение моей философской системы». Здесь Шеллинг презентует систему абсолютного тождества идеального и реального (подвергнутую в 1807 г. резкой критике Гегелем), учение об Абсолюте, очищенное от элементов, мешавших его развертыванию в прежних работах. Он доказывает, что различие идеального и реального, субъекта и объекта существует только «в явлении», в единичном, а «в себе» они тождественны. Шеллинг говорил, что «Изложение» открывает ряд публикаций по «идеальной философии». Но он пытался переработать в свете новой концепции и свои натурфилософские идеи, а также философию искусства. Учение об Абсолюте получает развитие в диалоге «Бруно» (1802), двух частях «Дальнейшего изложения моей философской системы» (1802), «Философии и религии» (1804) и «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы». Этот трактат, вышедший в 1809 г. в качестве первого тома «Философских сочинений», стал последней значительной работой, опубликованной самим Шеллингом, хотя вплоть до смерти в 1854 г. он продолжал научную и лекционную деятельность. Особый резонанс имели его берлинские лекции 40-х гг., на которых присутствовали Ф. Энгельс, С. Кьеркегор, М. Бакунин и др. После смерти Шеллинга сын философа опубликовал собрание его сочинений в 14 томах.
Студенческие работы Шеллинга были посвящены толкованию мифов, прежде всего библейских. В конце жизни он заявил, что в этом и состоит подлинная «положительная философия».

Источник: www.di-mat.ru

Влияние идей Фридриха Шеллинга: философия

Ранние философские учения дали благоприятную почву в образовании спекулятивной методики, а также базисных онтологических установок Гегеля, а также помогла отойти Фихте от идей психологического идеализма. Натурфилософия ученого поспособствовала развитию естествознания в 19 столетии, несмотря на то, что некоторые исследователи отвергли ее. 

Поздние исследования, известные, как «позитивные», оказали влияние на Кьеркегора, однако он считал, что шеллинговые идеи не способны кардинально перестроить сформировавшуюся систему. Также мыслитель повлиял на протестантскую теологию 20 века. К этому ученому активно вызывался интерес и у русских мыслителей, например, у П. Я. Чаадаева. 

Интересно, что создано шеллинговское общество, которое регулярно издает материалы, оставленные мыслителем в рукописном состоянии. Возможно, поэтому этот мыслитель остается одним из загадочных ученых, зафиксированных историей философии Европы. 

Философия Фридриха Шеллинга: Мюнхен

Философия Фридриха Шеллинга: Мюнхен

В 1798 году философ поступает осуществлять профессорскую деятельность в условиях университета в городе Йене, где он ведет лекции по трансцендентальному философскому учению. Через 2 года он публикует свое известное творение, называющееся Системой трансцендентального идеализма. С начала 19 столетия у него происходят важнейшие жизненные перемены. После обоснования в Йене, он решает посещать группу йенских романтиков, где находится в тесных отношениях с Шлегелями, а также Новалисом. Йенские романтики считали своей музой Каролину, являющуюся супругой одного из братьев Шлегелей. Фридрих знакомится с Каролиной, а затем у них развиваются дружественные отношения, которые перетекают в любовные. 

Венчаются они в 1803 году, уехав из Йены в Вюрцбург, где проживают до 1806 года. Далее жизнь их забрасывает в Мюнхен, где философ оказывается в академии наук, а в 1808 и до 1823 года он занимает должность генерального секретаря в Академии Художеств. 

С 1801 года шеллинговая теория начинает отходить от идей Фихте с появлением труда о его философской системе в Критическом журнальном издании по философии. В этой статье он рассказывает об абсолютной системе равенства, абсолюте, отделенного от излишних частей и элементов. 

Философия Шеллинга Фридриха: новая семейная жизнь

В этой статье философ стремиться доказать, что субъект и объект тождественны, но «в явлении» они (идеальный и реальный) различаются. На основе нового предположения он стремится пересмотреть свои прежние исследования натурфилософского характера, а также философию искусства. 

В 1809 году исследователь публикует труд о свободе человека, где раскрывает понятие ее сущности, которая считается последним значимым трудом философа. В этом же году его супруга покидает свет.

В этом видео рассказывается о немецкой классической философии.

Философия Шеллинга Фридриха: новая семейная жизнь

В 1810 году философ начинает вести лекции по собственноручно написанной теории. В этот же год он ведет работу над трудом «Мировые эпохи», рассказывающие о божественном самооткровении. 

В 1812 году он сковывает себя узами брака с Паулиной, которая в дальнейшем рожает ему детей. Далее он приходит к тому, что его прежде описанная теория должна быть дополнена учением о мифологическом аспекте и откровении. В 1821 году на территории Эрлангена мыслитель ведет лекции о философии мифологии, подготавливая к изданию статью с таким же названием. С 1827 года он читает курс новой философской истории.

Курсы лекций о мифологии и откровении набирают популярность, ученого приглашают их вести на территории различных городов, академий и университетов. Среди слушателей исследователя были:

  1. М. Бакунин;
  2. Ф. Энгельс;
  3. С. Кьеркегор.

Свои лекции ученый продолжает вести вплоть до 1845 года, продолжая вести работу над своими трудами. 

Биография шеллинга

Источник: www.rutvet.ru

 
Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения  
 
ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ
(1775–1854)

Немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил («потенций»), которая затем трансформировалась в философию тождества.

Основные сочинения «Система трансцендентального идеализма» (1800), «О сущности человеческой свободы» (1809).

Шеллинг родился 27 января 1775 года в вюртембергском городке Леонберге. При крещении его нарекли Фридрихом (в честь отца), Вильгельмом (в честь крестной матери Вильгельмины), Йозефом (в честь деда). Его отец Этингер Шеллинг, магистр Богословия и знаток древних языков, впоследствии занял руководящий пост в протестантской церкви Вюртемберга.

Сына он воспитывал в духе пиетизма — лютеранского обновленчества. Вскоре семья переехала в Вебенхаузен, где отец получил место преподавателя в монастырском училище, готовившем к поступлению на Богословский факультет в Тюбингене. В шесть лет Фридрих пошел в начальную школу, в восемь приступил к изучению древних языков. Еще через два года его отдали в латинскую школу в Нюртенгене. Там он пробыл недолго, осенью 1786 года учитель заявил, что мальчик знает всю школьную программу. Фридриха вернули домой и отдали в монастырское училище.

Все удивлялись его способностям. Мальчик свободно сочинял стихи на латыни, а также на греческом, древнееврейском, арабском. В пятнадцать лет, то есть на три года раньше, чем допускалось законом, Шеллинг благодаря ходатайству отца был принят в Тюбингенский теологический университет. Здесь юный Шеллинг слыл знатоком древнееврейского языка.

Учеба ему давалась легко. Он получал высшие отметки, поражая своей одаренностью и усидчивостью. За это ему многое прощалось. Даже 52 пропущенные в течение одного семестра обязательные лекции.

В студенческие годы он подружился с Гегелем и поэтом Гельдерлином. Их сближение началось на почве политического свободомыслия. Французская революция достигла своего апогея и волновала умы тюбингенских студентов. Шеллинг перевел с французского «Марсельезу» и стал, как и Гегель, членом политического клуба, в котором горячо обсуждались революционные идеи.

В1795 году Шеллинг оканчивает университет. Ему предстояло разделить участь всех классиков немецкого идеализма — побывать в роли домашнего учителя в период между академическим обучением и академическим преподаванием. В1797 году на молодого Шеллинга как на проводника идей своего «Науко-учения» обратил внимание Фихте, который уже разрабатывал новую систему, философию природы. Тогда же появилась работа Шеллинга «Идеи к философии природы», а еще через год вышло получившее горячее одобрение Гете исследование «О мировой душе Гипотеза высшей физики для объяснения всеобщего организма».

При содействии Фихте и Гете Шеллинг получает в 1798 году должность экстраординарного профессора в Иене. Здесь, на рубеже двух веков, так или иначе перекрещивались пути таких людей, как Шиллер, Гете, братья Август и Фридрих Шлегели, Новалис, Тик, Фихте, Гегель. Общение и дружеские связи с ними способствовали тому, что иенский период, длившийся с 1798 по 1803 год, сделался самым важным и наиболее плодотворным для молодого мыслителя.

Шеллинг познакомился с женой поэта-романтика Фридриха Шлегеля и вскоре сблизился с ней. Каролина чувствовала себя свободно среди интеллектуалов. По замечанию одного из историков, «она завтракала с Гете, обедала у Фихте и не в меру была неразлучна с Шеллингом». Умная, веселая, талантливая, Каролина принимала активное участие в поисках романтиков, писала, редактировала. Шиллер называл ее дама-Люцифер.

В марте 1802 года Каролина отправилась к мужу в Берлин выяснять отношения. Они решили окончательно разойтись. 17 мая 1803 года брак был наконец расторгнут. Теперь ничто не держало Шеллинга в Иене. Побывав в Веймаре и простившись с Гете и Шиллером, Фридрих и Каролина уехали в маленький швабский городок Мурхардт к его родителям. Радушный прием обеспечили тактичные письма Шеллинга. Его отец был расположен к Каролине также и потому, что она была дочерью известного ориенталиста профессора Михаэлиса, которого он знал и чтил.

26 июня Шеллинг и Каролина поженились. Медовый месяц молодые провели в Канштадте. Вернулись в Мурхардт и отбыли в Штутгарт. Затем переехали в Тюбинген. Наконец, получив назначение в Вюрцбург, Шеллинг на долгие годы обосновался в Баварии. Его учение о природе развилось в эпоху естественнонаучных открытий Вольты, Гальвани, Кулона, Лавуазье, что и нашло свое выражение в таких сочинениях философа, как «Первый набросок системы натурфилософии для лекций» (1799), «Введение к наброску системы натурфилософии, или О понятии спекулятивной физики и о внутренней организации системы этой науки» (1799), «Общая дедукция динамического процесса» (1800).

На формирование натурфилософских взглядов Шеллинга оказали непосредственное влияние исследования И. Риттера, К. Кильмейера, К. Эшенмайера. Мы не только мыслим природу, доказывает Шеллинг, и не только воображаем ее, но и практически взаимодействуем с ней. Он развивает динамическое воззрение на природу, согласно которому природа в своем развитии проходит ряд качественно отличных ступеней, которые Шеллинг называет потенциями. Сущность природы составляет так называемая «полярность», или единство противоположных сил полюса магнита, положительное и отрицательное электричество и т. п.

Картина природы, построенная таким образом, получает у Шеллинга название натурфилософии. И это была новая для того времени форма знания. В сущности, натурфилософия представляла собой учение о природе, где последние данные опытного естествознания дополнялись чисто умозрительными, спекулятивными, как было принято тогда выражаться, понятиями. Это была попытка синтеза опытного естествознания и спекулятивной философии.

Природа выступает у Шеллинга как «видимый дух» — это живой, связный во всех своих частях единый организм. Эстетическое видение, которым был щедро одарен мыслитель, упрочивало такой подход к природе как к целостному, гармонично организованному устройству, прекрасному образцу для творческого художественного воспроизведения. Учение Шеллинга возвестило о наступлении новой эпохи. Ибо хотя любовь немецких романтиков к природе и была велика, но они любили ее как бы заочно, в мечте. Неудивительно поэтому, что прямая ориентация «лицом к природе» — завоевала многочисленных сторонников и восторженных последователей.

Шеллинговская концепция быстро завоевывала признание и в кругах ученых. В лице крупного исследователя в области минералогии норвежца Генриха Стеффенса Шеллинг обрел в 1798 году первого значительного союзника из среды естествоиспытателей. Найдя в философии природы обоснование медицинских взглядов на Броунову теорию раздражимости, бамбергская школа врачей признала Шеллинга своим главой, и медицинский факультет баварского университета избрал его своим почетным доктором (1800).

Лекции Шеллинга стали сенсацией. Слава и успех сопутствовали ему, число слушателей на его лекциях заметно увеличивалось. Их посещали будущий естествоиспытатель и натурфилософ Лоренц Окен и один из первых русских шеллингианцев, петербургский натурфилософ Данило Михайлович Велланский.

В1800 году появляется работа Шеллинга «Система трансцендентального идеализма». Автор говорит о натурфилософии и трансцендентальной философии как о двух науках, с необходимостью дополняющих друг друга. Если смотреть на мир, исходя из природы, как это делает натурфилософия, то на первом плане оказывается объективная, материальная сторона действительности. Но чем выше мы поднимаемся по лестнице природных форм, указывает Шеллинг, тем организованнее природа, тем больше в нее «проникает закономерность», а значит, ее «необходимой тенденцией» является «одухотворение». Природное развитие завершается появлением человеческого сознания.

В январе 1801 года вышел очередной номер «Журнала умозрительной физики» со статьей Шеллинга «Об истинном понятии натурфилософии». «Как будто идешь в сумерках по знакомой дороге, ориентируешься безошибочно, хотя окружающих предметов не видно», — отозвался Гете об этой статье. Гегель, исчезнувший из поля зрения Шеллинга однокашник, вновь дал о себе знать осенью 1800 года. Шеллинг принял живое участие в судьбе университетского друга. Помог переехать в Иену, поселил у себя. Гегель прошел габилитацию (первым оппонентом на диспуте был Шеллинг) и в качестве приват-доцента начал читать курс.

Для Шеллинга Гегель оказался находкой. К тридцати годам ничем себя в науке не проявивший, усердный, без амбиций, противник Фихте, вроде бы единомышленник — лучшего соратника трудно себе представить. Способности у них различны (Шеллинг продуцирует идеи, Гегель углубляет их, доводит до конца, систематизирует), характеры несхожи (Шеллинг импульсивен, Гегель рассудителен), но это не мешает им сотрудничать.

Работа Гегеля «Различие между системами философии Фихте и Шеллинга» (1801) поддержала и укрепила Шеллинга в мысли о том, что его натурфилософия не просто ветвь фихтианской теории познания, но содержит в себе новой принцип, и что тождество мышления и бытия есть как основной предмет, так и принцип его подхода. В различных сферах философии и разными способами прокладывает Шеллинг дорогу своей философии тождества в лекциях по философии искусства (читанных в Иене в 1802–1803 годах и в Вюрцбурге — в 1804 и 1805 годах), в курсе лекций «О методе академического изучения» (1802), в философском разговоре «Бруно, или О божественном и естественном начале вещей» (1802), в своем гносеологическом и историко-философском подходе — повсюду проводит он один и тот же принцип.

Шеллинг публикует курсы читаемых им лекций, издает «Журнал спекулятивной физики» (1800–1802) и — в соавторстве с Гегелем — «Критический журнал философии» (1802), печатается даже в таком журнале, как медицине кий ежегодник. Настойчивость Шеллинга в распространении им своих воззрений примечательна в той связи, что саму философию он считает принципиально недоступной «многим», эзотеричной по самому ее существу. Его статья «Иммануил Кант» (1804) появилась сначала просто как газетный очерк. Он пробует различные стили математический (опыт изложения «Философии искусства» по образцу спинозовской «Этики»), диалогический («Бруно»), афористический («Изречения, служащие введением в натурфилософию»), наконец, публицистическо-полемический стиль.

Личные контакты также играют немаловажную роль в деле распространения им своих взглядов, непосредственное общение и переписка с ним оказали большее или меньшее воздействие на таких людей, как Г. Стеффенс, Л. Окен, Д. Велланский, П. Чаадаев. Это стремление сделать свое учение доступным и понятным многим, притом без снижения теоретического уровня, сочеталось у защитника философии тождества, точнее, постоянно боролось в нем с непомерным самомнением и аристократизмом. Излюбленной поговоркой его была строка из Горация «Ненавижу толпу невежд и держусь от нее вдалеке».

 Если в ранние годы своего творчества он свободно использовал вошедший в обычай у романтиков способ софилософствования, замечательным примером чего было издание им «Критического журнала философии» совместно с Гегелем без разграничения авторства, то позднее Шеллинг стал ревностно охранять свои идеи, отстаивать право собственности на них. «Мои идеи», приговаривал он, жалуясь на «похищения». После смерти друга своей молодости Гегеля (1831) он не упустил случая ввязаться в спор об истинном авторстве стародавней статьи «Об отношении философии природы к философии вообще», напечатанной без подписи в «Критическом журнале философии» (1802), заявив, что статья написана им, Гегелю же не принадлежит в ней «ни буквы».

Изменение отношения к Гегелю очень показательно для философской эволюции Шеллинга. Получив от Гегеля экземпляр только что напечатанного первого крупного его произведения «Феноменология духа», Шеллинг 2 ноября 1807 года посылает в ответ текст своей знаменитой речи об отношении изобразительных искусств к природе, произнесенной в мюнхенской Академии художеств, и краткое письмо, из которого видно, что между двумя главными защитниками философии тождества возникли разногласия. После этого переписка старых университетских товарищей навсегда обрывается и их дружеские связи прекращаются.

Уже в годы преподавания в Вюрцбургском университете (1803–1806) в Шеллинге зрел внутренний «переворот», наложивший печать на все последующее направление его мышления. Его мучат теперь проблемы добра и зла. Философия природы не отвечает на вопросы о смысле жизни и о страданиях в этом мире. Есть более основательный центр, на кругах которого вращаются миры разума и гармонии, — это религия. В сочинении «Философия и религия» (1804) поворот в миросозерцании мыслителя становится уже заметным, а в «Философском исследовании о сущности человеческой свободы» (1809) в основу кладется уже иррациональный принцип сотворение мира из божественной «темной основы».

Жизнеутверждающий оптимизм сменяется пессимистическим миросозерцанием, рационализм — мистикой, учение о природе меняет свою первоначальную натуралистическую окраску на религиозную. Все эти перемены происходят в рамках философии тождества, принципов которой Шеллинг придерживался на протяжении первого десятилетия XIX века.

С 1806 года Шеллинг живет в Мюнхене, где становится членом Академии наук и секретарем Академии изящных искусств. Осенью 1807 года умирает его жена — Каролина. Это был тяжелейшей удар для Фридриха. Каролина была не просто любимой женщиной, другом, она была частью его самого, сокровенным возбудителем творчества. Он проживет еще много лет, больше, чем прожил. Его будут посещать оригинальные мысли, но все останется незавершенным, из печати не выйдет ничего значительного. В истории культуры трудно найти другой пример того, чтобы женщина значила так много в творческой жизни философа.

Именно после ее смерти он становится глубоко верующим человеком и пытается разрабатывать позитивную философию, или философию откровения, в которой откровение ставит выше разума. Местный юрист Эбергард Фридрих Георгии предлагает Шеллингу рассказать о своей философии в узком кругу заинтересованных лиц. Шеллинг соглашается, просит только, чтобы слушателей было как можно меньше, чтобы встречи носили характер не лекций, а собеседований. Так начинаются «Штутгартские беседы». «Шеллинг вернул Бога миру, откуда его изгнали своим умничаньем ученики Канта», — писал королю Вюртемберга куратор Тюбингенского университета Вангенгейм, участник «Штутгартских бесед».

Избавленный от необходимости преподавать, он посвящает свободное время упражнениям в магии и размышлениям над ее тайнами. Во время продолжительного отпуска в 1810 году, проведенного им в Штутгарте, Шеллинг развивает в частных лекциях учение о личном бессмертии. На сдвиг в мировоззрении мыслителя указывает его (последняя из изданных им самим) работа «О самофракийских божествах» (1815), появившаяся в качестве приложения к более значительной, но так и не опубликованной им работе о мировых эпохах.

Шеллинг занят теперь проблемами божественной истории, которая переживается человеком как самооткровение Бога сначала в мифологических воззрениях древних, а затем в христианской религии, соответственно чему новая система его так называемой позитивной философии подразделяется на философию мифологии и философию откровения. После ухода из жизни Каролины Шеллинг уверовал в бессмертие и при этом сохранил свою оппозицию идеализму. Как совместить противоположные позиции?

В Германии в XVIII веке существовало целое философское направление, сочетавшее естественнонаучный материализм с учением о личном бессмертии душа состоит из материальных атомов и именно поэтому вечна и нетленна, Шеллинг был убежден в нерасторжимости духа и материи. Помимо литературной работы, помимо чтений, он находит успокоение в переписке с Паулиной Готтер, дочерью близкой подруги Каролины. Она называла его жену второй матерью. Довольно долго они переписывались, прежде чем Шеллинг назначает ей свидание. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она выходит за него замуж». Я нашел то, что мне было нужно», — сказал он в первый же год своей новой супружеской жизни и от этих слов никогда не отрекался.

Что касается Паулины, то она была без ума от своего мужа «Я счастлива без меры, — признается она своей доверенной подруге, — Шеллинг самый дорогой, самый лучший человек на свете, у нас взаимная сердечная склонность, наши желания и стремления едины, мы живем каждый в другом и только для другого». Паулина подарила ему шестерых детей — троих сыновей и троих дочерей.

В Баварии, где Шеллингу покровительствовал сначала король Максимилиан-Иосиф, а затем вступивший на престол наследный принц Людвиг, философ нашел наиболее благоприятные условия для беспрепятственной проповеди своих новых, созревших в тиши взглядов, взращенных под влиянием учения герлицкого мистика XVII века Якова Беме о порождении Бога в Боге, а также под воздействием мифологическо-христианских представлении гностиков и александрийских неоплатоников о познании как откровении человеку глубочайших тайн божественной сущности.

В мае 1827 года его назначают генеральным хранителем научных коллекций государства с окладом 4500 флоринов. В августе — президентом Академии наук, это дает надбавку еще 500 флоринов. Но дело даже не в надбавке он возведен на высший пост в стране. Однако Шеллинг оказался в стороне от главного направления философского развития, инициативой в котором решительно завладел Гегель.

Между первоначальными идеями Шеллинга и гегелевской системой явно прослеживается преемственность и настоящий прогресс, тогда как позднейшее учение Шеллинга означает скорее расхождение его с прежними своими убеждениями и с гегелевскими взглядами. «Позитивная философия», разрабатывавшаяся приблизительно с 1815 года, была изложена Шеллингом в 90 лекциях, представлявших собой содержание позднейшего учения, которого он придерживался до конца своих дней.

Решающим испытанием этих новых взглядов стало чтение им лекций в 1841–1842 годах в Берлинском университете, куда он был приглашен королем, чтобы «разделаться» с учением покойного уже Гегеля и с беспокойными его учениками. Курс философии откровения слушали одновременно А. Гумбольдт, С. Кьеркегор, М. Бакунин и Ф. Энгельс, который проходил в Берлине срочную службу в качестве королевского бомбардира. В своей критической статье «Шеллинг — философ во Христе» Энгельс характеризовал этот курс следующим образом: «Первое, что сделал Шеллинг здесь на кафедре, было то, что он прямо и откровенно напал на философию и вырвал из-под ее ног почву — разум».

Недовольны были и другие гегельянцы, когда лектор потревожил тень их учителя. Шеллинг старался быть сдержанным, он не ругал, он хвалил Гегеля, но как «Только Гегель спас для будущего времени основную мысль моей философии и сохранил ее в чистоте». Однако возложенную на него прусским правительством миссию Шеллинг не выполнил. Он прекратил читать лекции в 1846 году. Потом перед началом каждого семестра к нему приходили студенческие депутации с просьбой начать курс, но он отказывался, ссылаясь на то, что в Пруссии нельзя отстоять свое авторское право. Он был недоволен правительством и общегерманской политической ситуацией.

В феврале 1848 года собеседник Шеллинга записал следующие его слова «Немец вселенский осел. Судьба его не щадит. Мелкодержавье устарело и изжило себя. Вы увидите через 30 лет все будет иначе». Жизнь втягивала его в политику. Король Максимилиан обращался к нему за советами, и он давал их. Шеллинг был противником революции, любой государственный переворот называл «отцеубийством», но изъяны монархии ему тоже очевидны. «Я категорически отрицаю, что на этом свете вообще может быть идеальное государственное устройство», — пишет он баварскому королю.

Работу он не прекращает, сил мало, но дело идет своим чередом. У него возникли новые идеи, он пишет совершенно новый раздел своей системы — негативную, «первую» философию, которая должна предшествовать «второй», позитивной философии и обосновывать ее. Посылая в июне 1851 года рукопись своему сыну Фрицу, Шеллинг пишет «Все мои мысли заняты работой. Я решил полностью закончить негативную философию, чтобы больше потом к ней не возвращаться».

В феврале 1853 года Шеллинга мучают старческие недомогания, силы катастрофически убывают. Он решает подвести итог, составить духовное, философское завещание. Это перечень рукописей и распоряжения относительноих судьбы.

Он обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Там его похоронили. Там стоит ему памятник с надписью «Первому мыслителю Германии».

Памятник Шеллингу поставил баварский король Максимилиан, посмертное собрание сочинений издал сын Шеллинга Фридрих, оба близкие ему как человеку. Как философ он пережил свою славу и не оставил наследников.  

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него…
… Представители немецкой классической философии — Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах — впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX — век философов революционеров. Появились мыслители, которые не только изучали и объясняли мир, но и желали изменить его. Например — Карл Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты — Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон… Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)… В XX веке среди философских учений можно выделить — экзистенциализм — Хайдеггер, Ясперс, Сартр… Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора…
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ — Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов — Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!

………………………………..
© Copyright: Ницше и другие философы

 


Источник: nitshe.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.