Обстоятельства жизни Спинозы, великого голландского мыслителя XVII в., непосредственно связаны с его философской позицией и отношением к официальной религии. Его воззрения стали основанием для преследований – как со стороны теологов, так и представителей наиболее реакционных слоев голландского общества. Он был одним из первых мыслителей Нового времени, включившихся в философский поиск решения проблемы существования мира, убежденный в возможности исчерпывающего его познания с помощью человеческого разума. Он пытался отыскать этические начала свободы и независимости личности, беспристрастного, объективного взгляда на жизнь.

На формирование философских взглядов Спинозы оказал сильное влияние Декарт, но он не принял его учение, критически преодолев дуализм Декарта. Во многом он испытал влияние пантеистических идей Дж. Бруно и социально-политических идей Т. Гоббса.

Основные работы Спинозы

  • «Этика»
  • «Богословско-политический трактат»
  • «Трактат об усовершенствовании разума»
  • «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим методом»
  • «Метафизические размышления»

Монизм Спинозы

Основные философские идеи Спинозы изложены в его главном труде – «Этике». В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы). Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы.

«Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». Мир в целом есть единая субстанция, и источник развития находится в субстанции, т.е. в самом мире.

Субстанция, по Спинозе, вечна, бесконечна, едина (не может быть одновременно двух субстанций) и самостоятельна. Однако все эти определения суть свойства Бога, который не может рассматриваться отдельно от субстанции. Поэтому Бог в учении Спинозы и есть субстанция – единая, неделимая и бесконечная. Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).

Субстанция постижима для человеческого разума. Она проявляет в окружающем нас мире двумя основными способами: через атрибуты и модусы. Поскольку атрибуты – это неотъемлемые свойства субстанции, то протяженность и мышление становятся у Спинозы неотъемлемыми свойствами всех явлений мира – как духовных, так и материальных.


нятно, что, в связи с этим возникает целый ряд вопросов. В частности, вопрос о том, как быть с неодушевленными предметами – разве можно говорить о мышлении как об их свойстве? При характеристике субстанции Спиноза не включил в число атрибутов движение. Движение у него – модус. Эта ситуация также нуждается в понимании. Модусы – конкретные проявления субстанции в конечных, единичных вещах. Модусы одновременно сами единичные вещи. Ни атрибуты, ни модусы не являются независимыми, самостоятельными началами – они всего лишь способы проявления единой субстанции.

«Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» – таким образом Спиноза выражает соотношения между миром вещей и содержанием сознания.

Спиноза рассматривает соотношение «природы творящей» (natura naturans) и природы сотворенной (natura naturata). Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, характеризуемые как модусы, – природой сотворенной. Природа творящая – это причина, а природа сотворенная – следствие этой причины; при этом следствие не может существовать без порождающей его причины. Спиноза подчеркивает, что все имеет свою причину, и лишь субстанция имеет причину в самой себе. Все остальные вещи (модусы) имеют лишь внешнюю причину своего существования и развития. Согласно Спинозе, в мире не происходит ничего случайно. Поэтому все случайности в нашей жизни – это всего лишь видимость, «иллюзия воображения».


е события происходят с необратимостью и необходимостью, идущими от самой природы Бога. Всё в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Не существует свободы воли в духовной сфере, также как случайностей в мире физическом. Так, согласно Спинозе, в мире господствует жесткий механистический детерминизм. Всё в Боге и от Бога, всё происходящее с нами уже произошло в Боге, а мы лишь включены в логическую цепь событий, составляющих картину нашей жизни. Такие рассуждения приводят к фатализму.

Теория познания Спинозы носит рационалистический характер. Если Бог есть единая субстанция, из которой происходят все вещи и понятия мира, то отдельно взятая человеческая душа является частью божественного атрибута мышления. Таким образом, познавая вещи, мы познаем самого Бога как причину этих вещей, Но для этого необходимо вооружиться подлинным способом познания.

Спиноза различает три основных рода человеческого познания:

  • Мнение и воображение. Это познание, получаемое нами из повседневного опыта, чувственного восприятия окружающего мира. Оно дает нам лишь общие смутные и неясные образы, безо всякой связи действующих причин и следствий. Оно фрагментарно и обрывочно, так что позволяет лишь сформулировать самые общие понятия о мире. Поэтому оно бесполезно для человека, ищущего истинное знание.
  • Рациональное познание. Это познание идет от рассудка (ratio) и являет собой чисто научный способ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизится к истине, насколько это возможно.

  • Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Оно уже не опирается ни на какие формы, действующие в земном бытии, а проникает сразу в суть идей божественных атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.
  • Этика Спинозы

    В природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого». В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того. Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды: «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».

    Человек – особая часть мира. Человек есть существо природное, говорит Спиноза, поэтому и рассматривать его надо с точки зрения Природы. Все страсти, которые порой нас обуревают, представляют собой обычные природные явления. Они не выводятся из сущности человека, а являются некими смутными влечениями, вызываемыми соответствующими идеями в сознании человека. Главная цель человека в обретении счастья, а для этого необходимо полное освобождение от страстей.


    «Проясни свои мысли – и ты перестанешь быть рабом страстей», – такова главная идея Спинозы в борьбе человека против собственных пороков. Только в интеллектуально-духовном напряжении человек обретает истинное счастье, ибо он привыкает смотреть на все, происходящее в жизни, sub specie aeternitatis («с точки зрения вечности»), понимает глубинную взаимосвязь вещей и событий, воспринимая их в свете божественной необходимости.

    Выдающейся заслугой Спинозы является исследование взаимосвязи свободы и необходимости. В понимании Спинозы, в субстанции (Боге) сливаются необходимость и свобода. Бог свободен, ибо все, что он совершает, исходит из его собственной необходимости. В природе господствует детерминизм, то есть необходимость. Человек – модус двух атрибутов. Свобода человека состоит в единстве разума и воли. Поэтому и размеры реальной свободы определяются ступенью разумного познания (разумом и знанием). Свобода и необходимость не противоположны друг другу, напротив, они обусловливают друг друга. Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости. Противоположностью необходимости является не свобода, а произвол.

    Спиноза о религии

    Учение о происхождении, сущности и роли религии в общественной жизни Спиноза изложил в «Богословско-политическом трактате». Хотя во всей его философии господствует идея Бога, теологи обвиняли Спинозу в атеизме, поскольку Бог Спинозы не личностный Бог с волей и разумом, творящий мир по свободному выбору как нечто отличное от себя. Он выступает не действующей извне причиной, а «имманентной», и неотделим от вещей, исходящих от него.


    Спиноза показал, что философия и религия принципиально различны. Если философия оперирует на уровне второго и особенно третьего рода познания истины (рассудок и разум), то религия действует исключительно в пределах первого рода (воображение, представление).

    Целью философии является истина, а религия добивается только подчинения и повиновения. Философия опирается на доводы разума, а религия использует для послушания страх и суеверие. Спиноза является основоположником научной критики Библии.

    Спиноза о государстве

    Укрыться от преследований религиозного фанатизма и почувствовать себя в безопасности Спиноза мог только в свободном, веротерпимом и правовом обществе. Отсюда и главные мысли Спинозы о том, каким должно быть идеальное государство. В первую очередь, говорит Спиноза, каждый человек обладает набором естественных, неотъемлемых прав, лишившись которых, он, по существу, перестает быть человеком. Эти естественные права человека Спиноза сравнивал с определенными свойствами природных существ: «Под правом и строем природы я понимаю естественные правила, свойственные каждому существу.


    пример, рыбы по природе определены к плаванию, более крупные из них – к пожиранию более мелких. Следовательно, в качестве высшего закона выступает естественное право, предписывающее рыбам постоянно обитать в воде и более крупным особям питаться остальными. Люди же, также самой природой обреченные жить в постоянном страхе и вражде между собой, должны договариваться о приемлемых условиях общежития, т.е. заключать общественный договор. Итогом этого договора является создание государства, главная цель которого – обеспечение свобод и прав личности. Кроме того, Спиноза считал необходимым наличие в государстве религиозной и политической свобод.

    Огромной исторической заслугой Спинозы является обоснование им тезиса о субстанциональном единстве мира в духе пантеизма. Центральная формула его онтологии – Бог, или субстанция, или природа.

    Его воззрениям свойственны диалектические идеи относительно соотношения конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. Глубокий смысл заключен в его выводе о свободе как познанной необходимости.

    Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума.

    Высшую цель философии Спиноза видел в обретении человеком счастья, душевного мира и покоя. Девизом Спинозы стали слова: «не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать». Вместе с тем, философии Спинозы присущ, как мы отмечали, целый ряд неразрешимых в рамках его системы противоречий.


     

    Источник: www.SoleCity.ru

    СОДЕРЖАНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….3

    1. Субстанция, или бог Б.Спинозы………………………………………………………..5

    2. Атрибуты и модусы субстанции………………………………………………………..7

    3. Особенности пантеизма Б.Спинозы………………………………………………….12

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………..15

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………17

    ВВЕДЕНИЕ

    Барух Спиноза (известное написание его имени Бенедикт – латинизированная версия его подлинного имени) является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализма.


    жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Последовательный сторонник применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении, даже в своих философских работах.

    В философской системе Б.Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия. Не случайно, что в названиях его книг, так или иначе, часто присутствуют слова «геометрический способ доказательства». Это касается как «Основ философии Декарта, доказанные геометрическим способом», так и «Этики» (Полное название начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом порядке…»).


    Философская система Спинозы наиболее близка к системе Декарта. Он разделял как рационалистический метод Декарта, так и его физические представления. Не случайно, что одна из шести крупных работ Спинозы посвящена доказательству идей Декарта. Однако, в отличие от Декарта, который основное внимание уделял методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для получения знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира. Значительное влияние на Спинозу оказали также идеи Джордано Бруно, особенно его пантеистические рассуждения. Также значительное влияние на него оказали такие разные мыслители, как Томас Гобс, видный представитель материализма того времени, и Маймонид, еврейский философ и богослов XII века, склонявшийся к пантеизму.

    Оценить в полной мере действительное величие и значение философии Бенедикта Спинозы человечеству, пожалуй, еще только предстоит. «Этика» великого философа завершается, как известно, рассмотрением вопроса о том, как же именно должны устроить свою совместную — общественную — жизнь люди, понявшие ту простую и великую истину, что для разумного человека, для его самосохранения и наслаждения разумной жизнью, нет ничего полезнее, как человек, руководствующийся разумом, и что именно человек — не деньги, не вещи, не слова и тому подобные мнимые ценности — есть для человека высший и самый интересный предмет в универсуме.

    1. СУБСТАНЦИЯ, ИЛИ БОГ СПИНОЗЫ

    Вопрос о субстанции представляет собой, в основном, вопрос о бытии. Субстанция становится одним из центральных метафизических понятий еще со времен Аристотеля. По Аристотелю все, что существует, в действительности является либо субстанцией, либо формой ее проявления; вопрос «Что такое бытие?» равнозначен вопросу «Что такое субстанция?». Свое решение проблемы субстанции предложил Рене Декарт. Он выделял две взаимонезависимые субстанции: res cogitans (мышление) и res extensa (протяженность). С другой стороны, разработанное Декартом общее определение субстанции не позволяет согласиться с этим допущением. В «Основах философии» он определил субстанцию как вещь, для существования которой не нужно ничего другого, кроме ее самой. Однако, понимаемая так субстанция может быть только высшей реальностью – Богом. Разрешая это противоречие, Декарт вводит второе понятие субстанции, согласно которой созданное (как материальное, так и духовное) также может считаться субстанцией, т.к. нуждается для своего существования только в участии Бога. Дуализм решения Декарта очевиден, т.к. он получил два взаимопротиворечащих определения субстанции:

    ö Субстанция не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой;

    ö Субстанция – это также и творения, не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме помощи бога.

    Обращаясь к Спинозе, видим, что он понимал субстанцию глубже, повторяя Аристотеля. Он утверждает, что «в природе нет ничего кроме субстанции и ее проявления», т.е. он утверждает существование только одной субстанции, которая для своего существования ни в чем другом, кроме себя, не нуждается. Спиноза пишет: «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться». [1, с.361]

    Следовательно, существует одна субстанция, которая и есть причиной самой себя. Понятие «причина самой себя» (causa sui ) – является важнейшим понятием метафизики Спинозы. Он пишет: «Под причиной самой себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующее». [1, с.361] Можно сделать вывод о совершенности субстанции, о том, что кроме нее ничего более совершенного быть не может. Её существование необходимо, оно непосредственно совпадает с ее сущностью. Субстанция не может не существовать, поскольку она бы утратила свою абсолютную совершенность, так, она не требует творения, т.е. какой-либо высшей субстанции. «Субстанция чем-либо иным производиться не может. Значит, она будет причиной самой себя, т.е. ее сущность необходимо заключает в себе существование, иными словами, ее природе присуще существование», [1, с.364] — утверждает Спиноза, доказывая теорему 7 первой части «Этики». Субстанция – вечна, поскольку «вечность – самое существование», [1, с.365] субстанции свойственна вечность существования (так как она есть causa sui – причина самой себя), и она бесконечная в пространстве, поскольку «всякая субстанция необходимо бесконечная». [1, с.365]

    Таким образом, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Спиноза пишет: «Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема». [1, с.372] Следовательно, первое и высшее начало для своего существования ни в чем другом, кроме себя, не нуждается и является причиной самого себя (causa sui); такая реальность не может быть воспринята иначе, как неизбежно существующая. В этом смысле субстанция совпадает с Богом: «Под Богом я разумею существо бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность». [1, с.361] Чем более субстанция, или Бог, имеет реальности и бытия, тем больше присуще ей атрибутов. Атрибуты же являются проявлениями субстанции. Таким образом, Декартовы res cogitans и res extensa у Спинозы становятся двумя из бесконечных атрибутов субстанции, а мысли и вещи стали проявлениями («модусами») субстанции, иными словами, тем «что воспринимается только через субстанцию». [1, с.361]

    Данная субстанция – Бог:

    ö свободная, ибо существует и действует «единственно по законам своей природы», [1, с.377]

    ö вечная, потому что существование заключается в ее сущности,

    ö является единственно существующей субстанцией, ибо «все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничего не может ни существовать, ни быть представляемо». [1, с.373]

    Следовательно, из необходимости божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами. Из этого вытекает, что очень важно, что Бог является имманентной причиной всех вещей, а не действующей извне, следовательно, он неотделим от вещей, исходящих от него. Эта абсолютная необходимость существования совпадает со спинозовским пониманием свободы, т.е. зависима о самой себя; эта необходимость абсолютна, поскольку Бог – субстанция дан в качестве причины самой себя, от него неизбежно проистекают бесконечно во времени и в пространстве бесконечное множество атрибутов и модусов, образующих мир.

    2. АТРИБУТЫ И МОДУСЫ СУБСТАНЦИИ

    Субстанции должны быть присущи основные, определяющие ее свойства — атрибуты (составляющие ее сущность). Спиноза утверждает бесконечное число атрибутов бесконечной субстанции, каждый из которых существует необходимо (т.е. «сам по себе»).

    Под атрибутом он понимает «то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность». [1, с.361] Субстанция (Бог), будучи бесконечной, выражается и проявляет свою сущность в бесконечном множестве форм и образов, или атрибутов. Поскольку атрибуты являются формой проявления субстанции, то их бесчисленное количество исчерпывает сущность субстанции, ибо мы не можем представить себе, что есть атрибуты и еще что-то.

    Каждый из атрибутов, выражая бесконечность божественной субстанции, должен восприниматься сам по себе, но не как то, что существует само в себе и само по себе. Спиноза отмечает: «Ясно, что если даже два атрибута воспринимаются как различные, т.е. один без помощи другого, мы, тем не менее, не можем заключить, что они представляют собой два существа или две различные субстанции; в самом деле, природе субстанций свойственно, что каждый из ее атрибутов воспринимается сам по себе, ибо атрибуты, которыми она обладает, всегда находятся с ней вместе, один из них не может быть произведением другого, но каждый выражает реальность или сущность субстанции. Следовательно, не абсурдно приписывать одной и той же субстанции множество атрибутов, напротив, в природе нет ничего более ясного: каждое существо должно восприниматься в форме какого-либо атрибута, и есть множество атрибутов, выражающих его необходимость, т.е. вечность и бесконечность, в зависимости от значимости. Следовательно, нет ничего более ясного: абсолютно бесконечное существо, состоящее из бесчисленного множества атрибутов, каждый из которых выражает определенную вечную сущность». [1, с.368] Спиноза хорошо показал, что Бог, или субстанция, рассматривается целостно с атрибутами, и субстанцию невозможно рассматривать отдельно от атрибутов, а атрибуты отдельно от субстанции, ибо атрибуты есть лишь сущность Бога, т.е. его проявления.

    Источник: mirznanii.com

    Лекция 16:
    Бенедикт Спиноза

    (Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

    Философия Спинозы принципиально интересна хотя бы уже тем, что на ее основе построен был впоследствии весь немецкий идеализм. Фактически, несмотря на частые упоминания «Бога», Спиноза является одним из первых философов-материалистов, поскольку, как не сложно заметить, «Бог» для него — это не антропоморфное существо, создатель мира, а сам мир, сама природа. Таким образом Спиноза, оттолкнувшись от философии Декарта, поднялся значительно выше его в своем понимании устройства Вселенной.

    Барух (Бенедикт) Спиноза родился в Амстердаме, в 1632 году.

    Бог спинозы

    Его родители принадлежали к еврейской общине, бежавшей от насильственной христианизации в Испании и Португалии.

    Серьезное изучение философии Спиноза начал в возрасте 20 лет, частным образом получая уроки от языческого преподавателя, знатока схоластицизма и новой, на тот момент, философии Декарта (см. предыдущую лекцию).

    Вскоре после этого Спиноза оказался замечен в высказываниях, подвергавших сомнению вечность души и существование ангелов. Как результат, 27 июля 1656 года Спиноза был отлучен от еврейской общины, озабоченной сохранением хороших отношений с приютившими их христианами Голландии.

    После своего отлучения Спиноза стал зарабатывать себе на жизнь шлифовкой линз, использовавшихся в микроскопах и телескопах – занятие, приносившее небольшой доход, и оставлявшее время для философии.

    Ближе к концу своей короткой жизни, в 1673 году, Спиноза получил, наконец, приглашение стать профессором философии в университете Гейдельберга, однако счел нужным отказаться, опасаясь, что формальная позиция станет препятствием для его свободы мысли и слова, а также нарушит спокойный распорядок жизни.

    В 1677 году, в возрасте 45 лет, Спиноза скончался от туберкулеза, вероятно существенно обостренного в результате вдыхания стекольной пыли.


    Цель Спинозы: достижение свободы от пут

    Основной задачей своих теоретических поисков Спиноза видел закладывание фундамента для этики. Предложенный им способ мышления должен был привести к новому взгляду на мир, который, в свою очередь, должен был привести к изменению поведения, которое, наконец, дало бы нам освобождение от пут.

    Что такое «путы»?

    Спиноза считает, что мы порабощены нашими эмоциями, и настолько связаны с тем, что любим и чего хотим, что эти вещи и вызываемые ими эмоции управляют нашей жизнью вместо нас самих.

    Однако есть путь к освобождению, и путь этот лежит через интеллектуальную любовь к тому, что есть вечное и бесконечное, неизменяемое и цельное: Богу, или субстанции.

    Геометрический метод Спинозы

    Спиноза согласен с Галилео и Декартом в том, что ключом к структуре вселенной является математика. Эта идея нашла свое отражение и в его стиле изложения: для Спинозы, правильным философским методом является геометрический метод.

    Этика Спинозы, «доказанная в геометрическом порядке», в общей сложности содержит 259 доказательных утверждений.

    Следуя порядку Евклида, Спиноза завершает каждое свое доказательство буквами Q.E.D. – quod erat demonstrandum, или «что и требовалось доказать».

    Основания «Этики»

    Спиноза считает, что единственный способ овладения концепцией это дать ей объяснение. Дать объяснение означает представить описание причины того, что объясняется.

    «А является причиной Б», таким образом, означает «концепция А содержит в себе концепцию Б»

    Ничто не может быть понято в изоляции. Каждое событие в мире не только связано с целым причинно-следственным образом, но также связано логически, как связаны друг с другом теоремы в математической системе.

    Природа истины

    1. Спиноза один из самых последовательных рационалистов современного периода: для него рациональное реально и реальное рационально.

    2. Из методологических предпосылок Спинозы следует, что материя космоса связана из нитей логических необходимостей, и, таким образом, причинная связь мира соответствует логическому порядку его необходимых соотношений:

    «В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу из необходимости божественной природы.»

    (Бенедикт Спиноза, Сочинения в двух томах, С. Петербург, Наука: 1999, «Этика», Теорема 29, т.1, ст. 276. Далее все цитаты по этому изданию)

    Все необходимо

    События только кажутся случайными, на самом деле все в этом мире необходимо:

    «Случайной же какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания»
    (т.1, ст. 279)

    Если же мы не понимаем, что все необходимо, то это лишь «вследствие того, что для нас скрыт порядок причин» (там же).

    Любая истина может быть продемонстрирована, хотя не всегда на уровне человеческого разума.

    Три уровня восприятия

    Все человеческие идеи подпадают под одну из трех категорий, перечисленных от самой примитивной и неадекватной, до наивысшей из доступных человеческому знанию:

    1. Мнение, или представление – источник неадекватных идей и ложных представлений. Сюда входят как ошибочное мнение, так и восприятие, вызванное знаками, так и плоды нечеткого восприятия.

    2. Разум (intellectus) – поднимается выше ненадежного опыта, исходящего от органов чувств; ищет скрытый от глаз фундамент причин, делающих нечто тем, что оно есть.

    3. Интуиция – обобщенное понимание целого, составляемое на основе разума.

    Различия в понимании субстанции

    Аристотель под «субстанцией» понимал основную единицу реальности, такую, как Сократ, поскольку она может существовать отдельно от других единиц реальности в то время, как качества («лысый» или «бледный») отдельно от субстанций существовать не могут.

    Декарт, с другой стороны, начинает с определения субстанции схожего с определением Спинозы, но далее переносит термин «субстанция» на многочисленные конечные объекты, такие, как «ум» или «тело».

    Для Спинозы же есть лишь одна субстанция, и это Бог.

    Что именно он понимает под «Богом»?

    Определение 6:
    «Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т. е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность.»
    (Т.1, стр. 253)

    Доказательство существования Бога согласно Спинозе:

    1. Концепция субстанции — это концепция чего-то самодостаточного, поскольку ей не нужно что-либо иное дабы быть из него образованной (Определение 3)

    2. Если бы (а) субстанция имела причину, то (б) чтобы понять, что такое субстанция мы должны были бы знать эту причину (аксиома 4)

    3. Но 2(б) противоречит определению в (1)

    4. Следовательно, у субстанции нет причины

    5. Согласно «определению 6», Бог — это субстанция

    6. Следовательно, Бог не имеет причины, и, следовательно, Бог необходимо существует.

    Пантеизм Спинозы

    Бог не только необходимо существует, он является единственной субстанцией:

    «Все, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо.»
    (Т.1, стр. 263)

    Другими словами, Бог – это и есть все. Он имманентен, а не трансцендентен по отношению к миру, то есть не находится где-то отдельно от него, а составляет сам мир, является миром. Таким образом Бог включает в себя все в самом прямом смысле слова.

    Эта позиция как правило именуется «пантеизмом» — теорией, которая идентифицирует Бога с природой.

    Бог Спинозы не обладает ни интеллектом, ни волей. С точки зрения Спинозы, приписывать Богу такие атрибуты отвечает лишь нашей психологической потребности придумать Бога по своему образу и подобию:

    «я думаю, что если бы треугольник имел дар слова, то он таким же образом сказал бы, что Бог в эминентном смысле треуголен, а круг сказал бы, что божественная природа эминентным образом кругла. И подобным образом любая вещь приписывала бы Богу свои собственные атрибуты и делала бы себя похожей на Бога, причем все остальное казалось бы ей безобразным.»
    (Письмо 56, Бокселю. Т.2, стр. 507)


    Является ли Спиноза атеистом или религиозным мистиком?

    Из выводов Спинозы следует, что тем больше мы познаем мир вокруг нас, тем больше мы познаем Бога.

    Но многим кажется, что если Бог – это «все», то концепция Бога становится пустой.

    Можно ли считать позицию Спинозы «Бог — это природа» атеистической?

    Не совсем. Скорее, это нечто промежуточное между атеизмом и верой в традиционного Бога религии.

    Свобода и необходимость

    Если

    «Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения.» (Теорема 17, т.1, стр. 267), и «один только Бог есть свободная причина» (Теорема 17, кор. 2, там же)

    то как это может быть, что

    «Бог не действует по свободе воли.» (Теорема 32, кор. 1, т.1, стр. 278)?

    Ответ Спинозы: Бог — это «свободная причина» поскольку его действия не принуждены и не определены ничем внешним по отношению к нему;

    Однако Бог не действует по свободе воли, поскольку его действия определены его собственными законами и его собственной природой (Определение 7, т.1, стр. 253)

    В то же время даже сам Бог не может избрать свою природу, поскольку она такова, какова она есть, и такой должна быть. Следовательно, Бог свободен от внешнего воздействия, но внутренне предопределен.

    Иллюзия свободы воли

    Согласно Спинозе, свобода воли — это иллюзия. Так же, как иллюзорна случайность, основой для которой является лишь недостаточное знание.
    Все в этом мире следует из жесткой логической необходимости, и люди

    «заблуждаются, считая себя свободными. Это мнение основывается только на том, что свои действия они сознают, причин же, которыми они определяются, не знают.»
    (Часть 2, теорема 35, схолия. Т.1, стр. 316)

    Решение проблемы разделения ума и тела: атрибут

    Согласно определению Спинозы,

    «Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее ее сущность.»
    (Определение 4, т.1, стр. 253)

    Бог имеет бесконечное количество атрибутов, но только два из них известны нашему ограниченному рассудку: мысль и протяженность.

    Решение проблемы дуализма Декарта (см. предыдущую лекцию), согласно Спинозе, может быть следующим: ум и тело это два аспекта одной и той же реальности!

    Та же самая реальность может быть воспринимаема и именуема двумя разными способами: как атрибут мысли и как атрибут протяженности.
    Таким образом, объект и его идея на самом деле являются одним и тем же.

    Пример: роза в саду. С точки зрения Спинозы, сама роза — это модус Бога-природы, выраженный посредством его атрибута – протяженности.

    В то же самое время роза может быть понята как атрибут мысли, или идея, находящаяся в уме самого Бога.

    Если Бог всезнающ, то нет ничего в реальности розы, чего не будет в идее розы, находящейся у Бога. Таким образом объект и его идея идентичны, поскольку их качества совершенно одинаковы.


    Этика Спинозы: как избавиться от пут?

    Геометрический метод может быть применен не только к треугольникам, но и к людям:

    «я … буду рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах.»

    (Часть третья, предисловие. Т.1, стр. 335)

    Основной закон природы, с точки зрения Спинозы – само сохранение.

    Он называет эту внутреннею силу «conatus», что означает «стремление».

    Conatus

    Conatus не ограничен сферой людей, но может быть обнаружен в природе.

    Для не-живых организмов это инерция, а у людей это может быть:

    1. Воля – если речь идет о стремлении одной только души
    2. Влечение (appetitus) – когда речь идет о стремлении души и тела
    3. Желание (cupiditas) – когда мы осознаем наличие такого стремления.
    (Часть третья, теорема 9, схолия, т.1, стр. 343)

    Ключ к счастью человека

    Люди, в отличии от камней или деревьев, обладают самосознанием. По этой причине, они в состоянии определять сами себя. Соответственно, каждый из нас может достичь самореализации в той степени, в которой сможет выразить свою внутреннюю сущность.

    Однако невозможно добиться самоопределения если стремишься к фальшивым целям в жизни, таким, как слава, богатство, телесное наслаждение – тем вещам, над которыми у нас нет контроля.

    Ключ к счастью, соответственно, в ориентации на свой внутренний мир, и в освобождении себя от страстей.

    Аффекты означают пассивность души

    Душа действует посредством адекватных идей, или разума.

    Душа испытывает воздействие посредством неадекватных идей, аффектов, на основании заблуждения будто события прошлого или будущего могли бы быть иными, чем они есть и будут.

    Только рассудок дает нам адекватные идеи, свободные от эмоциональных оков.

    Часть пятая, Теорема 3:

    «Аффект, составляющий пассивное состояние, перестает быть им, как скоро мы образуем ясную и отчетливую идею его.»
    (Т.1, стр. 455)

    Свобода — это необходимость

    В любой ситуации один из вариантов поведения является необходимым.
    Отыщи, что именно таковым является. Убери все лишнее.
    Осознай эту необходимость. Следуй ей.
    Свобода — это осознанная необходимость.
    (Этот тезис впоследствии будет развит Гегелем.)

    Моральный релятивизм

    С точки зрения Спинозы, термины «добро» и «зло» не применимы к природе.

    Ничто не может быть злым или добрым само по себе; это всего лишь субъективные оценки, которые мы даем событиям, непосредственно затрагивающим наши собственные интересы.

    «мы стремимся к чему-либо, желаем чего-нибудь, чувствуем влечение и хотим не вследствие того, что считаем это добром, а наоборот, мы потому считаем что-либо добром, что стремимся к нему, желаем, чувствуем к нему влечение и хотим его.»
    (Часть третья, теорема 9, схолия. Т.1, стр. 343)

    Эта позиция известна как моральный релятивизм, поскольку из нее следует что абсолютного стандарта моральных суждений не существует. Такие суждения всегда относительны, и разнятся для каждого индивида.

    Sub specie aeternitatis (под формой вечности)

    Дорога к счастью проходит в рассмотрении вещей «под некоторой формой вечности» (sub quadam aeternitatis specie)’ (Часть два, теорема 44, корр. 2)

    Когда мы поднимемся от уровня неясного мышления и увидим себя как один из модусов всеобъемлющего рационального устройства, мы увидим и то, как стремление предохранить свое собственное бытие сливается с интересами других людей:

    «люди, говорю я, не могут желать для сохранения своего существования ничего лучшего, как того, чтобы все, таким образом, во всем согласовались друг с другом, чтобы души и тела всех составляли как бы одну душу и одно тело, чтобы все вместе, насколько возможно, стремились сохранять свое существование и все вместе искали бы общеполезного для всех.»
    (Часть четыре, теорема 18, схолия. Т.1, стр. 408)

    Именно это утверждение Спинозы впоследствии произведет огромный эффект на немецких идеалистов, в частности Гегеля, и, посредством его работ – на Маркса и будущих марксистов.

    Познавательная любовь к Богу (amor Dei intellectualis)

    Когда мы, наконец, увидим все вещи как часть вечной, логичной и соединенной системы, в основе которой лежит Бог, мы достигнем высшей ступени познания.
    Отсюда начинается то, что Спиноза называет «познавательной любовью к Богу».

    «Познавательная любовь души к Богу есть самая любовь Бога, которой Бог любит самого себя, не поскольку он бесконечен, но поскольку он может выражаться в сущности человеческой души, рассматриваемой под формой вечности, т. е. познавательная любовь души к Богу составляет часть бесконечной любви, которой Бог любит самого себя.»
    (Часть пятая, теорема 36, т.1, стр. 472)

    Любовь Бога к себе, таким образом, является и его любовью к людям.
    С другой стороны, любовь людей друг к другу является и любовью к Богу.

    Бессмертия нет

    Спиноза не допускает наличия существования души после смерти.
    Однако, говорит он,

    «Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от нее остается нечто вечное.»
    (Часть пятая, теорема 23, т.1, стр. 467)

    Наше бессмертие – в человечестве как едином целом. В той степени, в которой мы являемся его частью, мы бессмертны. Это – единственная форма бессмертия души, которая существует.

    Источник: ja-va.livejournal.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.