Оглавление

Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.

Монотеизм (Единобожие) [↑]

Монотеизм, или Единобожие — учение о Едином Б-ге, Творце Вселенной. Идея Единства Б-га легла в основу иудаизма, первой монотеистической религии, где Б-г представляется как Единый Источник всего, Единственный Творец и Владыка мира. Монотеизм сложился в эпоху всеобщего идолопоклонства, и потому идею монотеизма о Единстве и Единственности Б-га можно смело назвать уникальной, а монотеизм иудаизма — уникальным путем еврейского народа на протяжении уже многих веков. Первооткрывателем этого монотеистического пути считается Авраам, первый праотец еврейского народа. Впоследствии, через 15-20 веков, на почве иудаизма выросли и другие мировые монотеистические религии — христианство и ислам. Вместе они называются «авраамические» религии, т. к. в их основе — один и тот же корень, «посаженный» когда-то праотцом Авраамом.

Единство Творца — основа Иудаизма [↑]


Представление о наличии множества богов — «племенных» или олицетворяющих различные силы природы, или просто двух — Добра и Зла — это взгляд политеизма, язычества, и полностью противоречит еврейской философии. Провозглашая «Шма Исраэль», еврей утверждает две вещи: что Вс-вышний — НАШ Б-г и что Он при этом ОДИН. Как это понимать? Что, у других народов нет Б-га?

Постулат об абсолютном единстве Б-га — основной принцип Иудаизма. Этот очень сложный философский вопрос осложняется ещё и тем, что наш разум не способен воспринимать вещи, выходящие за рамки привычного нам мира. Но, даже оперируя привычными понятиями, думающий человек может понять, что мир создан и управляется Единым Разумом. Во всём устройстве мира царит гармония, все силы действуют слаженно и предсказуемо, дополняя и ограничивая друг друга. Весь мир представляет собой единую систему, из которой нельзя исключить ни одного элемента без того, чтобы разрушилось всё его существование. Всеми процессами управляют одни и те же принципы, называемые «Законами природы». Но почему именно эти? Кто «издал» законы природы и следит за их скрупулёзным выполнением?

Наука не в состоянии ответить на эти вопросы. Вот что писал Исаак Ньютон, который, как и большинство великих учёных прежних времён, не только занимался исследованием мира, но и стремился докопаться до глубинных причин его существования: «Вы не найдёте во Вселенной места, где между любыми двумя точками не действовали бы силы: притяжения или отталкивания, электрические или химические… Я вижу в этом вездесущие Б-га».


Можно возразить, что Ньютон был «так воспитан», что он видел, а мы «воспитаны» так, чтобы не видеть. Но факт остаётся фактом: сегодня к вере намного легче приходят люди, связанные с естественными и точными науками, т.е. знающие об устройстве мира и управляющих им законах, чем гуманитарии, у которых в голове есть множество отвлечённых «идей», но нет чёткой картины мира…

Праотец Авраам — провозвестник монотеизма [↑]

Наш праотец Авраам был первым человеком в мире, который сам, эмпирическим путём дошёл до идеи существования и единства Творца. Именно его принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре.

Рассказывают, что Авраам пришел к идее Б-га, наблюдая за природой: такой гармоничный и целесообразный мир не мог возникнуть сам по себе, случайно. Скорее всего, существует некая сила, которая запланировала и создала этот мир.

По источникам Устной Торы мы можем примерно восстановить ход его мысли.

Человеческое мышление различает между явлениями и их причинами, причем причина не отождествляется с самим явлением. Когда ученый говорит, скажем, о гравитации, он подразумевает, что нечто, из-за чего предмет падает вниз, отличается от самого падающего предмета. Падающее яблоко — это одно, а причина, из-за которой оно падает, сила гравитации, — это совсем другое.


Причины не тождественны явлениям, они — совершенно другая категория, другой этаж реальной действительности.

Если мир — материален и ограничен законами материи, то его причина должна быть абсолютно отделена от этого мира, не являться никакой его частью, и, кроме того, следуя логике — быть совершенно нематериальной. На нее не распространяются ограничения материи, такие как ограниченность в пространстве и времени.

Она вне нашего мира, как писатель вне мира персонажей своей книги.

Итак, у мира есть Первопричина. Мир был когда-то создан. Так мы подходим к идее того, что у мира есть Творец, который зачем-то (пока мы не знаем, зачем) создал нашу Вселенную.

Важное замечание. Если мы попытаемся «определить» Всевышнего, используя какие-то категории, как мы описываем объекты нашего мира (камень — холодный, твердый, черный, на ощупь шершавый и т.д.), то у нас ничего не получится. Определения можно дать только конечным объектам. Само слово «определение» (на иврите агдара, от слова гадер — ограда, забор; по-русски — предел, граница) предполагает, что, называя объект, мы его выделяем из множества прочих объектов. Определение помогает мне выделить данный объект из множества других, которые не подходят этому определению.


Безграничное и бесконечное определить нельзя. При наших попытках«описать» Всемогущего мы говорим, чем Он НЕ является. Например: Он безграничен, т.е. Он не является ничем, что ограничено. Можно сказать по-другому: мы смотрим на конечные, ограниченные во времени и пространстве существа и тела нашего мира, и отмечаем, в чем проявляется их ограниченность.

Часто возникает другая, чисто языковая проблема. Про Творца говорить глаголами — решил, захотел, создал, сделал — следует очень осторожно, чтобы не вложить в них привычные нам реалии. Мы употребляем глаголы применительно к Нему только из-за бедности наших языковых ресурсов и ограниченности нашего опыта.

Та картина мира, о которой говорил Авраам, шла вразрез с картиной его современников.

На уровне логики возразить Аврааму было нечего. Но сложность здесь была не интеллектуальная, а психологическая. Отказаться от язычества означало отказаться от очень удобного образа жизни. Если нет единого начала мира, тогда нет и единого смысла, единой цели его существования.

Когда богов — много, фундаментальный поиск ответов на вопросы «зачем существует мир» или «какова моя задача в нем» — бессмыслен, ведь единого, верного ответа на такие вопросы не существует. На первый план выходит другой вопрос: «как лучше устроится в жизни». Во власти каждого из богов находится какой-то один жизненно важный вопрос: солнце, дождь, коммерция, война, любовь. Для того чтобы лучше прожить, надо только угодить богам знакомыми человеку способами.


Говоря, что Авраам открыл единого Творца, мы имеем в виду следующее: Авраам открыл, что существует только один Творец, бытие Которого не зависит ни от какой другой причины кроме Него Самого. Т.е. Его существование ничем не обусловлено, а стало быть, абсолютно. Но существование всего остального — всего, кроме Него — обусловлено исключительно Его волей.

Это очень важно, поэтому повторим: нет в мире ничего и никого, что существовало бы само по себе вопреки Его желанию. Нет ничего и никого, кто может препятствовать Его безграничной воле. Любое создание, проявляющее какую бы то ни было силу, обладает ею только потому и только в той мере, что Всевышний наделил его этой силой.

Народ Авраама [↑]

Авраам готов был идти в огонь, защищая свои убеждения. За преданность Авраама, доказанную во многих испытаниях, Творец мира объявил ему, что от него произойдёт особый народ, у которого будут близкие отношения со Вс-вышним. Не такие, как у других народов.

Народы мира могут рассчитывать на Его помощь и просить о ней, если выполняют основные требования — 7 заповедей сыновей Ноаха.

К еврейскому народу — намного больше требований (613 заповедей), и его могут строго наказывать за их нарушение. Но он может и рассчитывать на особые, близкие, доверительные отношения со Вс-вышним. Поэтому мы говорим, что Он — наш Б-г. Царь — для всех, и для нас тоже, а Отец — только для нас.

Однако, необходимо помнить, что любой нееврей, который захочет таких отношений, может принять на себя 613 заповедей — читайте материал по теме Гиюр, принятие еврейства.


Тот, кому необходимы эксперименты, чтобы во всём этом убедиться, может посмотреть на историю нашего народа. Это самый грандиозный эксперимент, подтверждающий существование Вс-вышнего и Его особую связь с еврейским народом. Как сказали наши Мудрецы: «Овца среди семидесяти волков — разве может она уцелеть? — Только если у неё есть пастух, который её охраняет!».

Две тысячи лет наш народ в изгнании. Две тысячи лет нас преследуют, убивают, изгоняют из разных стран и — нет нам покоя даже в своей стране. Крестовые походы, инквизиция, резня во времена Хмельницкого, Катастрофа европейского еврейства, — от нас давно ничего не должно было остаться. Все народы, существовавшие во времена нашего зарождения, полностью изменили свой облик, некоторые исчезли, оставив только «археологические объекты». Все народы сменили свою религию с распространением христианства, ислама и буддизма. И только мы, вопреки всем ожиданиям и желаниям окружающих народов, продолжаем упорно держаться своей веры и так же, как три тысячи лет назад, провозглашаем: «Шма Исраэль!».

Иудаизм — одна из мировых религий [↑]

Большинство ученых перечисляют пять основных мировых религий: иудаизм, индуизм, буддизм, ислам и христианство.

Все религии утверждают, что они способствуют росту духовности и внутренней гармонии человека. Хотя всегда ли это так, — можно спорить. Большинство религий базируется на священных текстах, говорит о вере, устанавливает институт молитвы. В чем же уникальность иудаизма?


Очевидно, что иудаизм это единственная религия, которую еврейский народ исповедовал на протяжении всей своей истории, что позволило ему пережить бесчисленные опасности. Другие религии восприняли принципы и обряды иудаизма — первой монотеистической религии.

Рассмотрим, чем же иудаизм отличается от остальных религий.

Индуизм [↑]

а) Индуизм (или Брахманизм) — древняя восточная религия, историческим центром которой является Индия. Индуизм политеистичен, он насчитывает 30 миллионов богов, каждый из которых наделен особой властью, положительным или отрицательным влиянием.

Иудаизм же признает лишь одного всемогущего Б-га.

Индуизм учит поклоняться некоторым живым существам, как, например, корове, считая их божественными, тогда как иудаизм учит поклоняться только Б-гу.

Индуизм считает мир иллюзией, а жизнь по сути своей — злом, тогда как иудаизм считает мир добром, т. к. он был создан милостью Всевышнего.

Индуизм утверждает, что конечной целью жизни является освобождение от непрерывного цикла смерти и возрождения, что внутренняя сущность человека (атман) воплощается в разных поколениях, пока окончательно не очистится от греха.

Практическим следствием этой веры является кастовая система, то есть представление, что некоторые люди от природы неполноценны в сравнении с другими, так как грешили в своих предыдущих воплощениях.


Кастовая система столетиями препятствовала включению так называемых «неприкасаемых» в жизнь общества, причем не из-за их собственных проступков, а исключительно потому, что им, якобы, присуща нечистота.

Иудаизм, напротив, подчеркивает единство еврейского народа. Хотя в нем существуют разные группы (коэны, левиты, исраэлиты), их различия касаются лишь разных способов служения Б-гу. В обществе о евреях судят не по их происхождению, а по делам. Даже выходцы из самых скромных и бедных семей могут стать уважаемыми учителями.

Буддизм [↑]

б) Буддизм — религия множества народов Юго-Восточной Азии, включая и Китай (а в несколько измененной форме — синтоизм — и Японию). Существуют различные течения буддизма, такие как зен, хинаяна, махаяна.

Первоначально буддизм был создан разочаровавшимся индуистом по имени Гаутама, учившим вере в непрерывное перерождение (карма). Он заимствовал в индуизме представление о том, что низкое положение человека в обществе указывает на его грехи в предыдущей жизни. Единственный способ для человека избавить свою душу от постоянных перевоплощений, учил Гаутама, это следовать в жизни Среднему Пути, подчинив все желания своей воле.

Человек должен вести жизнь согласно восьми принципам, делая упор на размышлении и контроле разума, что, по его утверждениям, должно приводить к высшему духовному уровню — нирване.


Хотя иудаизм, несомненно, и рекомендует духовное самосовершенствование и говорит о «среднем пути», он также проповедует заботу о ближнем, а не полное погружение в себя. Он утверждает, что человек создан для действия на земле и что каждый еврей обязан помогать ближнему продвигаться в социальной и религиозной областях. Погружение в себя и игнорирование других людей — не что иное, как простой эгоизм.

Кроме того, иудаизм уделяет гораздо большее внимание соблюдению законов, то есть конкретным способам служения Б-гу и исполнения Его воли. Со своей стороны, буддизм не признает никаких богов, и связанные с ним ритуалы в основном базируются на суевериях.

Ислам [↑]

Ислам: как и в случае с буддизмом, основные принципы этой религии были сформулированы человеком из плоти и крови, которого на этот раз звали Мохамед. До его появления арабы были анимистами и политеистами.

Мохамед, живший в Медине, попав под сильное влияние евреев и христиан, принял монотеизм, перенял некоторые ритуалы и обычаи евреев, такие как молитва несколько раз в день, воздержание от свинины, пожертвования бедным, соблюдение поста, называемого у арабов Рамаданом.

Несмотря на то, что история ислама не отмечена чудесными Б-жественными откровениями, которые отличают еврейскую историю, Мохамед считал себя пророком Б-га. Он сократил перечень требований, предъявляемых к мусульманам, и в исламе отсутствует всеохватывающий свод законов, составляющий основу иудаизма.


Возможно, самым важным отличием иудаизма от ислама является то, что приверженцы последнего стараются силой обратить в свою веру весь остальной мир. Уже при жизни Мохамеда его последователи начали поход с целью распространения ислама. Мусульмане завоевали значительную часть восточного мира и были близки к покорению Европы; большинства своих побед они добились кровопролитием. Те, кто отказывались обратиться в ислам, подвергались дискриминации.

Сказанное относилось и к евреям, которых Мохамед сам предполагал обратить и которые вызвали его гнев, когда отказались сделать это.

Постоянно прибегая к силе для обращения иноверцев, ислам приобрел агрессивность, совершенно не свойственную иудаизму. Последователи иудаизма не только не побуждают других к изменению веры, но, наоборот, стараются предостеречь тех, кто неискренен в своих устремлениях. Иудаизму чуждо использование силы для расширения своих рядов.

Христианство [↑]

Христианство: существует множество различных видов христианства, и каждый подчеркивает особый характер своей веры. Однако все они берут свое начало в проповедях еврея по имени Иисус, изложенных другим евреем по имени Шаул (позже Павел). Христиане, несомненно, заимствовали многие принципы иудаизма, а некоторые течения утверждают, что они унаследовали титул Избранного Б-гом Народа, принадлежавший вначале евреям.

Христиане приняли Пятикнижие Моше, назвали Танах «Ветхим Заветом» и утверждают, что «Новый Завет» является его естественным продолжением.

Однако евреи отрицают эти притязания и по-прежнему считают, что они остаются тем, чем были всегда: Избранным Народом Писания, и что со времен дарования Торы не произошло ничего, что изменило бы это положение.

Центральным моментом является вопрос о статусе одного еврея, Иисуса. Христианство утверждает, что этот человек был на самом деле не только еврейским Машиахом (Мессией), но истинным сыном Б-га (и, следовательно, частью Самого Б-га). Христиане утверждают, что он умер, дабы искупить грехи человечества и снова появиться на земле во время Второго Пришествия.

В качестве последователей этого человека христиане считают себя новыми поборниками воли Б-жьей на земле, и некоторые из них полагают целью своей жизни обратить в христианство как можно больше людей.

Евреи же, уважая концепции любви и мира, которые, как утверждает христианство, лежат в его основе, отвергают утверждение о том, что Иисус не был обычным человеком, погибшим на кресте. (Мы рассмотрим причины такой точки зрения далее).

Евреи считают, что вера в Иисуса неуместна, и человек должен молиться Самому Б-гу. Евреи не нуждаются ни в каких посредниках между ними и Б-гом, они не верят также, что человек может достичь искупления только через Иисуса. Добиться искупления грехов можно через молитву (Малахим 8:33—34), благотворительность (Теилим 21:3) и раскаяние (Ирмеяу 36:3) — путем прямого общения с Б-гом.

Практически главное различие между двумя религиями состоит в том, что иудаизм принимает Тору целиком, а христианство — нет. Несмотря на то, что Иисус был евреем и проповедовал преданность законам Торы («Не думайте, что я пришел, чтобы отменить Закон Пророков; я пришел не отменить, а исполнить его… Всякий, кто нарушит хоть самую малую из этих заповедей и будет учить этому людей, последним будет в Царствии Небесном» — Матфей 5:17—19), в наше время христиане не соблюдают многих законов Торы: кашрута, тфилин, мезузы, Шабата (Субботы) и других. Павел, фактически создавший христианскую религию, считал, что законы Торы слишком трудны для среднего христианина. Вместо заповедей христианство предлагает идеи веры и любви и считает, что этого достаточно, чтобы сделать человека хорошим.

Заповедь «Возлюби ближнего» [↑]

Иудаизм, конечно, соглашается, что любовь и вера необходимы для нравственного оздоровления человека: именно Тора является источником заповеди «Люби своего ближнего» (Ваикра 18:19). Однако иудаизм утверждает, что общего пожелания быть добрым и любящим само по себе недостаточно. Человек легко может объявить себя верующим, но при этом давать волю своему животному началу. Человек может сказать: «Я люблю», а после этого совершить насилие и прелюбодеяние.

Христиане едва ли оставались верны своему кредо. На протяжении веков бесчисленное множество евреев было убито за то, что они — «губители Иисуса», множество других погибли в результате жестоких попыток насильственного обращения их в христианство.

Тора устанавливает более упорядоченные, конкретные рамки проявлений любви и доброты. «Если будет в твоей среде бедняк… со всей щедростью открой ему свою руку и ссуди ему все, в чем он нуждается».(Дварим 15:7—8). «Да не будет так, что ты увидишь осла своего брата или его вола, упавших на дороге, и скроешься от них; поднять ты должен вместе с ним» (Дварим 22:4).

Существуют особые законы благотворительности, гостеприимства и помощи больным. Детализируя способы, которыми человек может делать добро, Тора гарантирует положительный результат, даже когда, человек не задумывался о цели своих действий. Вот почему Тора — не книга суровых ограничивающих законов, а законодательство, укрепляющее любовь и делающее человека лучше.

Кроме того, иудаизм утверждает, что эти и другие законы Торы вечны, и от них нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах. Их соблюдение гарантирует, что человек будет выражать свою веру в Б-га в конкретных, позитивных делах.

Вывод [↑]

Подводя итог, можно сказать, что иудаизм отличается от других религий не только тем, что является традицией, которая привела к сохранению еврейского народа на протяжении столетий, но также и тем, что он всегда отстаивал веру в Единого Б-га, приверженность четким законам Торы, а не туманным верованиям, способствовал не только самосовершенствованию, но и активной помощи другим, и никогда не пускался в воинственные крестовые походы для обращения иноверцев.

Это единственный план жизни, идущий непосредственно от Б-га.

Как отмечал рав Шимшон Рафаэль Гирш, в других религиях человек тянется к Б-гу, но в иудаизме — Б-г протягивает руку человеку.

Источник: toldot.ru

Буддизм политеизм или монотеизм
будда самантабхадра

Очень длинное вступление.

Прежде чем начинать что-либо говорить о любом предмете, не вредно определиться на каком уровне будет протекать обсуждение. Это касается любых предметов. Можно говорить на бытовом, «кухонном» уровне «просто поболтать», можно на уровне специалистов-профессионалов, на уровне изучения предмета и так далее. Причем, уровни есть и внутри самой проблемы: разные подходы в зависимости от нужд практического приложения проблемы.
Очень грубо можно разделить любой вопрос на три уровня отношения к нему с подуровнями внутри. Уровень бытовой, обслуживающий ежедневные нужды; уровень процесса познания; уровень знания — философский или научный.
Смешивать эти уровни бессмысленно и чревато непониманием.
Проиллюстрирую я это разделение на примерах христианской религиозной тематики.

Уровни религиозного сознания можно называть по-разному: невротический, сознательный и осознанный; народный, буржуазный и священнический; примитивный, стандартный, развитый — суть дела не меняется.

1)Простонародный уровень.
Уровень ритуальный. Доступен даже неграмотному. Уровень слепой веры, без знания, без аргументации. Исполняй обряды и правила и ни о чем не беспокойся.

2)Общедоступный уровень.
Доступен любому, умеющему читать. Уровень процессов постижения и осознавания содержания учения и попыток применения. Характеризуется заботой о соответствии своего духовного состояния и поведения своим же религиозным воззрениям.

3)Интеллектуальный уровень.
Уровень знания. Уровень осознания взаимосвязей и непротиворечий, системный уровень.

Как человеческое общество прошло путь от принесения жертв идолам до осознания связи духовного самосовершенствования с окружающей действительностью, как Человек проходит все стадии в онтогенезе, так и каждый индивидуум в своей религиозности находится в конкретный момент времени на вполне определенной стадии.

Для первого уровня характерно поклонение и принесение «жертв» для снятия невротического напряжения: «Я верю, значит я спасусь» + «я спокоен, когда я выполняю обряды». Людям на этом уровне требуется утешение в их горестях и успокоение от их страхов, с этим связаны и особенности уровня. Религиозное сознание такого рода включает комплекс «защитных» действий: поставить свечку за успех дела, приклеить иконку на «торпеду» автомобиля, мощи, амулеты, специальные молитвы на конкретный случай конкретному «святому», ритуальные пожертвования, милостыни на церковной паперти, суеверия, предрассудки, «замаливание» грехов и исповеди. Это уровень веры, эмоциональной сопричастности, мистических переживаний и откровений. Знание Священного Писания для этого уровня не требуется.

Для второго уровня характерны сознательные действия по самосовершенствованию. «Я стараюсь исполнять заветы, чтобы приблизиться к тому, как меня хочет видеть Создатель», «я пытаюсь становиться лучше, потому, что это имеет глубокий смысл для всего живого». Религиозное сознание второго уровня придает большее значение духовной практике и дисциплине, молитве, работе над собой, избавлению от «греховных» помыслов, благочестию, благотворительности, покаянию и отказу от греха. На этом уровне необходимо изучение Священного писания и трудов «отцов церкви». Языческие пережитки на этом уровне исчезают, суеверие считается «грехом».

Для третьего уровня не существует набора действий первого, а набор второго — зависит от ряда факторов. Этот уровень характеризуется как знанием, так и осознанием первоисточников, аргументированным пониманием составляющих второго уровня, способностью их воплотить и применить, перевести из сферы отвлеченных идей в каждодневную жизнь.

Для сравнения.
На первом уровне устраивают «поминки», ставят свечку перед образом, несут на кладбище цветы, складывают на могилу еду и льют водку и совершают массу языческих ритуальных действий.
На втором — заказывают в храме заупокойную службу, отстаивают ее — присутствуют на молебне и молятся сами
.

Религия поддерживает все три уровня и способна удовлетворить запросы каждого из них. То, что есть люди, чьи нужды могут удовлетворяться примитивными, часто языческими представлениями первого уровня, вовсе не означает, что и вся религия находится на этом уровне.

Космология и мифология любой религии произрастает и опирается на предшествующие по времени религиозные идеи. Поэтому в любой религии так много сказок, которые рано или поздно приходится объявлять иносказаниями. Это область примитивных верований — учебного материала, материала для притч и философской герменевтики.
В христианстве из этой области, в частности, появляются ангелы и демоны, Ад и Рай, административная система Небес и прочая атрибутика. (Кстати, никому не кажется, что вера в ангелов, не менее, чем вера в «святых» нарушает заветы единобожия и не сотворения кумира?)
Христианство унаследовало все это от иудаизма, который в свою очередь впитал и творчески переработал более раннюю мифологию.

Есть ли боги в буддизме?

Буддизм политеизм или монотеизм

В буддизме, как и в других религиях существуют уровни понимания и отношения.

Называть буддизм — политеистической религия может только тот, кто искренне верит, что христианский мир был создан за 6 календарных дней, равных шести оборотам Земли вокруг собственной оси и что произошло это чуть меньше шести тысяч лет назад.

Поскольку Будда Шакьямуни родился и проповедовал в Индии, то, как нетрудно догадаться, и ученики его были индусами, имевшими вполне определенный менталитет и лексикон; санскритский тезаурус того времени невозможно адекватно «перевести» на современную русскую почву. Будда проповедовал, учил, объяснял, используя слова, термины, понятия доступные и понятные его ученикам, точно так же, как мы объясняем что-то детям, используя доступную им лексику. Таким образом в традицию буддизма попали разнообразные индуистские слова, сегодня зачастую являющиеся по сути своей омонимами первоначальным, поскольку лексически далеки друг от друга. Целые кластеры понятий внутри семантического поля буддизма не тождественны ни в коем случае индуистским. Понимать слова и термины следует в зависимости от того, в каком поле находятся их коннотации. Тем паче, что из Индии буддизм попал в Непал, Тибет, Китай, Японию, Таиланд, Камбоджу, Монголию и т.д. Каждая культура обогащала, перерабатывала и приспосабливала учение к своим условиям.

Богов в буддизме нет. То, что там есть никак нельзя адекватно перевести русским словом, равно как и любым другим словом европейских языков.
Более того, даже когда эти персонажи были «индуистскими божествами», ни один из них ни в коем случае не был тождествен русскому слову «бог».
Некоторая часть индуистского пантеона делит между собой многообразные функции и «профессиональные обязанности» монотеистического Бога, другая часть является скорее воплощениями стихий или духами рек, третья является чуть более долго живущей и потому больше знающей частью мыслящих существ. (Не говоря уже о том, что не существует некоего единого «индуистского пантеона», каким он был в Элладе или Риме. В бытовом, обиходном смысле это — объединенное название разнообразных верований многочисленных народов Индии с различными центральными персонажами культов, в том числе и совершенно монотеистических. В более точном значении, индуизм — религия созданная раджпутами около 750 г.н.э. Тримурти — индийская «троица» из Вишну, Брахмы и Шивы — сформировалась сравнительно недавно и совершенно искусственным путем, правда, на основе древних верований.)

Буддизм политеизм или монотеизм
херука

Персонажи буддийской мифологии, которых в русской традиции принято именовать «богами» имеют ряд существенных отличий от любых «богов»:
1. Им не поклоняются. Они не являются объектами культов.

2. Ни один из них не является «творцом». Они не способны создавать и не являются самосущими.

3. Не являются они ни олицетворением стихий, ни воплощением древних божеств, ни персонифицированными абстракциями, ни манифестациями божественного, ни проявлениями Абсолюта, ни символическими идеями.

4. Они не бессмертны. Хотя и живут довольно долго.

5. Они не всемогущи. К ним нельзя обратиться за помощью. Они обладают весьма скромным запасом возможностей.

6. Что крайне важно, они не обладают рядом преимуществ, которые имеют только люди.

7. Они не вмешиваются в жизнь людей, а в нашей действительности оказываются только для решения своих собственных кармических проблем.

8. Они не совершенны ни в каком смысле, их можно уважать, но они не являются образцами для подражания.

9. Они все были когда-то и будут когда-нибудь людьми. И каждый из нас теоретически может рано или поздно родиться таким «богом».

10.В доктрине буддизма не имеет принципиального значения вера-неверие в их существование.

Не является ни в коей мере «богом» и Будда ни как историческая личность — царевич Сидхартха, ни как обобщенный образ Пробужденного, ни как Будда Грядущего — Майтрейя, ни как Будда Чистой Земли — Амитабха, ни символический Будда Самантабхадра, ни тантрические Ади-Будды. Любые молитвы, обращенные к любому из них — языческие проявления простонародной религиозности. (Амиды)
Буддизм политеизм или монотеизм
ваджра-херука

Бохисаттвы тоже ни на йоту не являются богами. Бодхисаттва — это человек, вставший на путь пробуждения, последовательно стремящийся стать Буддой. Во втором значении — это персонифицированное совершенство (например, Сострадание или Мудрость). В третьем значении — мифологический образ, воплощающий определенные черты. В четвертом — символический визуальный образ, имеющий вспомогательное, чисто практическое значение (например, для медитации, или в Бардо). Кроме того, в каждом направлении буддизма, существуют более узкие и конкретные толкования.
В народных примитивных верованиях могут представляться в качестве «святых», объектов поклонения, молитв и просьб, часто соединяются в сознании верующих с местными божествами других культов (ГуаньИнь, Каннон)

Буддизм политеизм или монотеизмБуддизм политеизм или монотеизм
бодхисаттва авалокитешвара

Таким образом, разговоры о буддийских "богах" может вестись только в двух случаях:
1. Если обсуждается первый, народный уровень верований.
Тот же самый, на котором Илья Пророк несется по небу на огненной колеснице, на котором икона является объектом поклонения, а не персонаж на ней изображенный, на котором к живым приходят души (духи) умерших и крест защищает от чертей и вампиров.
2.Если обсуждающие находятся на первом уровне религиозного сознания. То есть, вне зависимости от религиозной и конфессиональной принадлежности, верят в духов предков, в силу амулета, наполнены суевериями и фактически являются язычниками.

DIXI.

Буддизм политеизм или монотеизм

Источник: kotomysh.livejournal.com

Типы представлений о богах

Существуют несколько типов человеческих представлений о богах:

  • политеизм – это вера в многобожие;
  • пантеизм – вера в единого Бога, отождествленного с природой и миром в целом;
  • деизм – вера в Бога-творца, существующего за пределами человеческой истории;
  • монотеизм (теизм) – вера в единственного Бога как высшую силу личного и морального, Творца, который несет ответственность за свое творение.

Определение политеизма

Политеизм является религиозным учением, основанным на вере в нескольких богов. Само слово имеет греческое происхождение и дословно переводится как многобожие. Политеисты верят, что существует множество богов, каждый из которых имеет свой характер, свои привычки и пристрастия. У каждого бога (богини) своя сфера влияния. Боги могут вступать в отношения друг с другом.

Предпосылки возникновения политеизма

Ни одно явление в обществе не возникает само по себе. Для возникновения многобожия также были свои предпосылки:

  1. Разнообразные явления природы и жизни народов. Людям было свойственно отождествлять различные природные явления с отдельными божествами. Они считали, что целым миром не может управлять один-единственный Бог.
  2. Идея повторного божественного перевоплощения. Эта идея свойственна раннему индуизму. И если считать ее правильной, то обожествление каждого из последующих воплощений приводит к существованию множества богов.
  3. Иерархия общественного строя. Человечеству казалось, что если в обществе четко прослеживается иерархия, организация, структура (семья, племя, государство), то и в потустороннем мире должно существовать много богов, каждый из которых занимает свое место в божественном пантеоне и имеет определенные обязанности.

Многобожие в мифах античных культур

Чтобы понять, что такое политеизм, достаточно обратиться к мифам Древней Греции. Так, например, Посейдон являлся богом моря и всей водной стихии, богиней земли была Гея, а богом войны и разрушений – Арес. Главой древнегреческого божественного пантеона являлся Зевс – самый могущественный из всех. Сторонники многобожия могут поклоняться различным богам по-разному, они могут чествовать какого-либо определенного, избранного бога. Примечательно то, что политеизм при поклонении своим племенным богам не исключает возможности признания божественных существ других народов.

Определить, что такое политеизм, можно и по мифам Древнего Рима. Примечательно то, что древние римляне, как и древние греки, поклонялись богам, отвечавшим за те же самые природные явления. Отличались лишь имена богов, их облики и пристрастия. В старославянской религии также наблюдается поклонение различным богам, которых отождествляли с солнцем, луной, громом.

Многобожие как отправная точка последующих религий

Большинство ученых считают, что политеизм – это древнейшая форма религиозных верований людей, являющаяся типичной для эпохи бронзового и железного века и вплоть до нового времени. Этот тип религии был характерен для античности, что ярко проявилось в древнегреческом и древнеримском многобожии. Вера во многих богов существовала и у славянских и германских племен.

Политеизм постепенно пришел в упадок, однако его принципы можно наблюдать и в современных религиях, таких как буддизм, синтоизм, индуизм и другие. К тому же в последние годы в Европе наблюдается рост количества сторонников новоязычества, также основанного на вере во многих богов. На смену древнему политеизму пришли новые типы религиозных верований, такие как пантеизм, атеизм и монотеизм.

Что такое монотеизм?

Монотеизм – это религиозное учение об одном-едином Боге или божестве. В переводе с греческого слово «монотеизм» буквально означает «единобожие». К религиям, основанным на вере в одного Бога, можно отнести христианство, ислам, иудаизм. Самой древней религией, основанной на принципах монотеизма, которая дошла до наших дней, является зороастризм.

Хоть и существует мнение, что единобожие было самой первой религией на Земле, которая со временем исказилась и перешла в многобожие, исторические свидетельства и археологические находки говорят об обратном. Самой ранней современной религией этого направления является иудаизм, который вначале носил характер многобожия, но в VII веке до нашей эры перешел на новый уровень.

Единобожие сперва возникло как культ предпочтения одного какого-либо божества над другими. И лишь потом появилась тенденция принимать различные божества за разные ипостаси одного Бога, и уже после этого возникла религия, которая основана на вере в одного-единого Бога.

Монотеизм и политеизм: вечное противостояние

Политеизм противостоит монотеизму – вере в единого Бога. Он также противник атеизма, отрицающего существование каких-либо богов и божеств. До сих пор происхождение и взаимосвязь многобожия и монотеизма является предметом споров, как среди антропологов, так и среди историков религий. Тем не менее, большинство ученых и исследователей все же склоняются к тому, что сначала возник политеизм, который затем перерос в единобожие. В Библии же политеизм — это измена единому Богу, и отождествляется он с язычеством.

Было бы ошибочным считать, что многобожие в наши дни полностью переродилось. Конечно, современных политеистов не так много, и их верования приобрели не столь яркую форму, как в древности, однако политеизм – это тот тип религии, который никогда не исчерпает себя и всегда будет находить своих сторонников.

Источник: FB.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.