Агностицизм (от греческого agnostos — недоступный познанию) , философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. Диалектический материализм, признавая объективность мира, признает и его познаваемость, способность человечества достигать объективной истины.

Позиция Агностицизма разделялась в истории философии представителями идеализма (в особенности субъективного) , а в некоторых случаях, — и материализма. Это обстоятельство служит в диалектическом материализме основанием для выделения вопроса о познаваемости мира в качестве второй стороны основного вопроса философии.

Термин «агностицизм» введён английским естествоиспытателем Гексли в 1869, однако выражение позиции Агностицизма можно обнаружить уже в античной философии, в частности у Протагора, софистов, в античном скептицизме. Первоначальные формы Агностицизма возникли в связи с обнаружением несовершенства, изменчивости знания.


о особенно относилось к проблеме первоначальных оснований всего сущего: уже на ранних ступенях развития философии было предложено большое количество вариантов картины мироздания, каждая из которых опиралась на свой особый набор таких первоначал или на одно из них; но ни один из вариантов не обладал достаточной логической убедительностью. Осознание этого факта и породило скептицизм, а его крайней формой выступил Агностицизм — принципиальное отрицание возможности проникновения разума в подлинную суть вещей.

Наиболее последовательно в истории философии Агностицизм проведён в системе Юма. Утверждая, что единственным источником познания является опыт, Юм исходил из невозможности подвергнуть его проверке, а отсюда следовала, по его мнению, и невозможность установить адекватность между данными опыта и объективным миром. Например, понятие причинности возникает как результат многократного повторения следования одного явления за другим. Обобщая эту повторяемость, мышление делает вывод о существовании причинно-следственной связи между соответствующими явлениями. Однако в действительности, полагал Юм, такой вывод есть лишь продукт мышления. Аналогичным образом и всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

Точка зрения Юма и его предшественников явилась своеобразным выражением понимания того, что познание не есть простое копирование действительности, а является сложным процессом освоения объекта субъектом, причём в этом процессе многое определяется творческой активностью субъекта.


если у Юма этот тезис получил скорее негативное выражение, то Кант сделал важный шаг в раскрытии его позитивного содержания. Положив в основание своей теоретико-познавательной концепции резкое разграничение «вещи в себе» (которая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию Агностицизма, Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутренней активности познающего мышления. Отсюда возникла его постановка вопроса об условиях познания, в том числе и условиях самого опыта.

Один ряд этих условий создаётся самим объектом, другой — познающим субъектом. Отсюда, по Канту, следует, что в продукте познания необходимо различать то, что принадлежит самому объекту, и то, что привнесено природой мышления. Анализируя эту последнюю, Кант указывал на существование т. н. априорных (см. Априори) форм чувственности и рассудка. Эти формы, будучи свойственны лишь субъекту, упорядочивают чувственный опыт и т. о. непосредственно участвуют в формировании системы знания. Позицию Канта можно рассматривать как логическое завершение линии агностицизма.

Источник: otvet.mail.ru

Кто такой агностик?


Что называется агностицизмом

Агностик (от древнегреческого – непознаваемый, непознанный) – это человек, который считает, что познание объективной реальности посредством субъективного опыта невозможно. По его мнению, нельзя доказать или опровергнуть какие-либо факты, используя только личный опыт. Применительно к религии, агностик убежден, что существование, как и несуществование Бога, доказать невозможно, поскольку все представления о нем основываются только на личном опыте и знаниях.

С философской точки зрения, агностик – это тот, кто утверждает, что человек познать мир не может по причине ограниченности его разума и знаний.

Что называется агностицизмом

История возникновения Агностицизма

Возникновение агностицизма приходится на конец XVIII века. Его идеи разрабатывались в противовес метафизической философии, которая активно исследовала мир с помощью субъективного осмысления метафизических идей, в большинстве своем не имеющих никакого объективного проявления или доказательства.

Разработкой этой теории занимались Герберт Спенсер, Гамильтон, Джордж Беркли, Давид Юм и др.

Первичные истоки агностицизма прослеживались еще в античной философии (философские взгляды Протагора, софистов, античных скептиков и т.д.). Но впервые этот термин ввел в научное обращение профессор Томас Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. Впоследствии агностицизм стал одним из направлений философской науки, которое обосновывало невозможность познания окружающей действительности посредством субъективного опыта.


Что называется агностицизмом

Чем отличается агностик от атеиста?

Что называется агностицизмом

  1. Сознание агностика – открытое, а атеиста – закрытое. Первый может на протяжении всей своей жизни менять точки зрения, сегодня придерживаться одного факта, а завтра – другого. Он открыт для всего нового и неизведанного. Второй – не меняет своей убежденности о том, что нет никакой высшей силы. Он – зрелая сформированная личность, которая стойко придерживается своих атеистических убеждений.
  2. Эмоциональная чувствительность. Агностики – гуманисты и альтруисты, атеисты – эгоисты. Первые относятся лояльно к верующим людям, вторые испытывают к ним агрессию и не приемлют их веру.

  3. Отношение к существованию человеческой души. Оба считают невозможным доказать ее существование. Но агностики чувствуют ее присутствие внутри себя. Атеисты полностью отрекаются от собственной души и не веруют в загробную жизнь.
  4. Отношение к традициям. Атеист не признает религиозные праздники, навязывающие веру во что-то конкретное. Агностик, хоть и не верит в Бога, но если любит праздновать, то или иное событие (Рождество, Пасху), то никогда не откажется от рождественских подарков или пасхальных яиц.

Что называется агностицизмом

Отношение к религиям

Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.

Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.

Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.

К известным агностикам относятся: И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.

Кто может считать себя агностиком?


Что называется агностицизмом

Агностики роль науки сводят к познанию опыта, а не сущности вещей и явлений. 

Агностик – это тот, кто всегда честно скажет: «Я не знаю, есть бог или нет. Если вы сможете мне доказать его существование, я поверю в него». Позиции агностиков придерживаются известные деятели науки и искусства, которые боятся своей категоричностью по поводу религиозности навредить своему имиджу, но в то же самое время считают религию ложной. Агностики отрицают существование Бога, атеисты не верят, что он есть. Но если вторые открыто высказывают свою точку зрения, то первые, боясь критики, завуалировано объясняют свою позицию невозможностью доказать то или иное явление.

Сколько существует общество, система и религии, столько будут существовать люди, которые не желают придерживаться правил, навязанных ними. Атеизм – это тоже своеобразная система, которая противоположна религиозной системе. Агностик же находится где-то между этими системами, где-то рядом с ними, но в то же время нигде. Важно помнить о том, что всем нам, верующим и неверующим, нужно руководствоваться в жизни не только разумом, но и слушать свое сердце, ведь только при их единении и взаимодействии возможно рождение истины.


Источник: advi.club


АГНОСТИЦИЗМ (греч. а — отрицание, gnosis — знание) — философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно — выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие, неважно сенсибельное или интеллигибельное. На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции «все течет», предлагают употреблять вместо «существует» слово «кажется». Для А. же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном). Традиция А. берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания — причинности, который, с его точки зрения, — лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком.


ловеческое познание, с этой точки зрения, — цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал — математическое естествознание). Юм насчитывал три «ряда опыта»: «впечатление», «вера в существование предмета», «идея». Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности сенсибель-ных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому «спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно». Немецкая классическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. внесло «открытие» сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности — воля или бессознательное, интуиция).

развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм — признание, что невозможно «проверить» понятие на практике, оно — функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведение нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.

Источник: Новейший философский словарь на Gufo.me

Источник: gufo.me

Агностицизм и религия

Агностицизм – это совокупность представлений о принципиальной непознаваемости мира. Данное учение не отрицает необходимость накопления научных фактов. Оно лишь указывает на невозможность полного, точного и объективного знания.

Традиционно агностицизм связывают с религией. Представители данного философского течения утверждают, что существование Бога невозможно проверить, подтвердить или опровергнуть.

Философское направление


Агностицизм в философии – это направление, возникшее в конце 19 века. Данное понятие применялось в рамках деятельности позитивистов. Однако мнения о невозможности установления первоначал мироздания придерживались еще древние греки, в частности Протагор.

Агностики постоянно находились в поисках научных фактов, подтверждающих те или иные «прописные истины». Утверждая невозможность доказательства существования божественных первопричин, философы не были атеистами. Они допускали существование высшего начала.

Позиция и мировоззрение

Агностицизм – это мировоззрение, представляющее собой нечто среднее между верой и научной объективностью. Очень важным для такой философии является признание возможности существования сверхъестественного. Сомнению подвергается только возможность объективного доказательства его присутствия на земле.

Агностицизм в философии – это не парадигма или школа. Это интеллектуальная позиция. Человек, признающий себя агностиком, препарирует идею веры с помощью логики. Он считает доказательства существования Бога недостаточными для однозначного понимания. Вместе с тем философы данного направления допускают возможность присутствия в природе высших сил.

Агностицизм – это тотальный скептицизм. Критичная позиция апологетов данного учения связана с научным взглядом на мир. Агностиками можно считать представителей каждой философской школы, в которой позиционируется невозможность абсолютного познания истины. В остальном учения могут быть совершенно различными. Автором термина является английский биолог Томас Хаксли.

Причина и следствие

Агностицизм – это тенденция, которая имеет ряд интересных последствий. Критическое отношение к собственным интеллектуальным усилиям ведет к тому, что человек вообще перестает что-либо категорически утверждать. Отсутствие абсолютной истины приводит к множеству разнообразных частных «правд». Это воспринимается как норма и служит основанием для популярной ныне постмодернистской доктрины.

Крайняя степень агностицизма связана с деятельностью древнегреческих философов-софистов. Представители этой школы, как свидетельствует история, могли одинаково убедительно доказывать и опровергать любое высказывание. Истина как таковая их не интересовала, все сводилось к умелому жонглированию словами и смыслами.

Что думал по этому поводу Кант

Агностицизм Канта связан с размышлениями о представлениях, приобретенных опытным путем, и так называемом априорном знании. По мнению философа, некоторую часть добытого человечеством интеллектуального багажа невозможно проверить экспериментально. Поэтому мы никогда не будем твердо уверены в истинности наших достижений.

Рассуждая о возможности научного познания мира, Кант пришел к выводу о двойственности предметов. Некоторые свойства вещей, например массу или цвет, возможно определить с помощью человеческих чувств. Другие характеристики, например молекулярное строение, выявить без специальных приборов нельзя. Потенциально всегда есть какие-то черты и признаки, которые невозможно познать до конца.

Расширение научного горизонта

Научные открытия подтверждают это. Изучив молекулы, а потом и атомы, ученые встали перед проблемой субатомных частиц и кварков. А исследование звездных систем и галактик закономерно приводит к вопросам, связанным с темной материей и энергией.

Постоянное расширение научных горизонтов не отрицает познаваемость мира. Агностицизм как условие непрерывного развития и совершенствования знаний лежит в основе всей современной цивилизации. Все явления и законы природы изучаются человеком. Поэтому особенности познающего субъекта находятся в центре внимания философов.

Сегодня агностицизм можно рассматривать с двух точек зрения. В предельно широком понимании данная тенденция является предпосылкой современного научного познания. В более узком толковании с этим учением связана совокупность всех философских тенденций, основанных на признании множественности равнозначных идей, мнений, оценок и позиций.

Вопросы и ответы

Проблемы агностицизма обусловлены лежащими в его основе сомнением и недоверием. В философии, претендующей на звание материалистической, должны предоставляться аргументированные и убедительные ответы на острые жизненные вопросы. Агностики не могут их дать. Апологет данного учения не сомневается во всем подряд, как это делает скептик. Он не говорит «не знаю». Агностик уверен, что на неоднозначный вопрос можно ответить как «да», так и «нет». То есть возможны полярно противоположные утверждения.

Агностики считают, что продукт деятельности человеческого сознания, будь то научное открытие или философский трактат, не является подлинным отражением действительности. Это всего лишь ее зеркало, символическое замещение.

Знаменитые агностики: кем они были

Представители агностицизма – это упоминаемые ранее Протагор и Иммануил Кант, а также крупнейший шотландский философ 18 века Дэвид Юм. Он был юристом, дипломатом, коммерсантом и литератором. Юм опубликовал «Трактат о человеческой природе», изданный в трех книгах. Среди современников он был известен как политик, дипломат и историк. Дэвид Юм является автором многотомной «Истории Англии», нашедшей своих читателей во всех странах европейского континента. В качестве дипломата работал в британском посольстве при дворе короля Людовика во Франции. Известно, что Юм состоял в переписке с Вольтером, бывшим активным почитателем его трудов.

Гносеологический агностицизм этого прославленного шотландского философа оказал влияние на интеллектуалов последующих поколений: Адама Смита, Огюста Конта, Чарльза Дарвина, Бертрана Рассела. Дэвид Юм утверждал, что основой познания являются опыт и ощущения. Не отрицал он и существование так называемого внеопытного знания, образцом которого считал математику. Человеческое восприятие объективно. А вот деятельность сознания, согласно мнению философа, таковой не является. Существование внешнего мира ничем не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто.

Агностик обычно занимает позицию отстраненного наблюдателя. При этом он может полемизировать с обеими сторонами спора. Агностицизм как критическая установка и полемическая позиция является важной частью современного научного подхода к изучению мира. Это не философская теория или целостная концепция. Агностицизм – это, скорее, путь к познанию истины, который никогда не будет пройден до конца, потому что Вселенная безгранична, как и микромир.

Основа современной цивилизации

Именно критическое отношение к добытому знанию двигает науку вперед. Представим, что было бы, если каждую теорию принимать на веру и считать незыблемой. Это уже будет не наука. Тщательная экспериментальная проверка и периодический пересмотр общепринятой парадигмы лежат в основе развития цивилизации. Такой подход никто не называет агностицизмом, но он является фундаментом, глубоко скрытым в самом начале становления общества.

Агностицизм является своеобразным противоядием от многих вещей. Например, от безграничной веры в научно-технический прогресс. Людям свойственно искать панацею – спасение от всех несчастий. При этом поиски направлены на внешний мир, а не на самого человека. Агностицизм предостерегает от этого.

Средство выживания

Только постоянный контроль и ответственность за свои действия позволят людям медленно и осторожно продвигаться по пути совершенствования. Каждый силовой конфликт, приводящий к гибели, должен восприниматься как ошибка. А шаги, приведшие к нему, необходимо тщательно анализировать, дабы впредь такого не допустить.

В 20 веке целостность человека распадается. Прежде единое ощущение разума, добра и красоты сегодня утратило смысл. Часто в этом обвиняют модный в начале прошлого столетия рационализм. Именно агностицизм стал своеобразной прививкой от тотального механицизма, в который превратились многие направления позитивистской философии. Будущее – за критикой и скепсисом. Но не следует забывать, что есть в мире такие незыблемые понятия, как любовь, добро и красота.

Источник: www.syl.ru

АГНОСТИЦИЗМ

от греч. непознаваемый) — философская концепция, согласно которой мы ничего не можем знать о Боге и вообще о любых предельных и абсолютных основаниях реальности, поскольку непознаваемо то, знание о чем в принципе не может быть убедительно подтверждено свидетельствами опытной науки. Идеи агностицизма получили широкое распространение в 19 в. среди английских естествоиспытателей.

Термин «агностицизм» был предложен в 1869 Т. Гексли в одном из его публичных выступлений для обозначения позиции ученого-естествоиспытателя в религиозно-философских дискуссиях того времени. Гексли рассматривал агностицизм в качестве альтернативы тем, кто полагал, что в объективную истинность ряда утверждений следует верить даже в отсутствии логически удовлетворительных свидетельств опыта. Сам Гексли всегда акцентировал гносеологический смысл агностицизма, подчеркивая, что речь идет не о доктрине, а о методе, позволяющем ограничить претензии на знание со стороны тех, кто желает знать о мире больше, чем в принципе могут подтвердить свидетельства опыта. Однако мировоззренческий аспект агностицизма неизменно выступал на передний план практически во всех реальных контекстах обсуждения этой концепции. И именно в качестве мировоззренческой концепции агностицизм становился объектом резкой и далеко не всегда корректной критики со стороны как религиозных кругов (до сих пор ему приписывают атеизм), так и наиболее последовательных материалистических направлений (отождествляющих агностицизм с субъективным идеализмом).

В своей аргументации агностицизм в целом следует гносеологическим идеям Д. Юма и И. Канта, но выстраивает эти идеи особым образом. Заметную роль в формировании агностических взглядов среди английских философов и ученых сыграл критический разбор У. Гамильтоном (1829) рассуждений В. Кузена о познаваемости природы Бога (аргументацию Гамильтона, напр., практически Полностью воспроизвел Г. Спенсер). Гамильтон, исходя из идей Канта, утверждал, что наш опыт, лежащий в основании знания, ограничивается лишь причинно обусловленными сущностями, знание же, выходящее за пределы опыта, становится антиномичным. При этом он придавал этим идеям конкретную методологическую направленность: он утверждал, напр., что при попытке получить знание об абсолютных и безусловных, т. е. ничем не обусловленных, конечных основаниях реальности возникают альтернативные, несовместимые описания и пр. Благодаря таким формулировкам представление о границах познания оказывалось соотносимым с повседневной практикой естествоиспытателей и Приобретало вид конкретной, интуитивно очевидной для них констатации пределов познания как пределов эффективности опытной науки. Эта конкретная констатация собственно и выражает гносеологическую суть агностицизма—с помощью доступных опытной науке средств мы ничего не можем утверждать о том, что полагается абсолютным и безусловным.

Т. о., агностицизм лишь в самом общем смысле принадлежит к традиции философского скептицизма, критически оценивавшего возможности познания на основании анализа внутренних несообразностей познавательной деятельности. Специфика агностицизма связана как раз с более или менее четкой идентификацией сферы вполне успешной познавательной деятельности. Такая идентификация, конечно, ограничивает познание, но зато гарантирует, как казалось, внутреннюю гармонизацию познавательного процесса и обоснованность его результатов. Несообразности в познании возникают лишь тогда, когда познание выходит за границы вполне определенной, вызывающей бесспорное доверие сферы познавательной деятельности, и лишь в этом пункте агностицизм кладет границы познанию. Границы Знания постоянно расширяются, подчеркивал Гексли, хотя за Пределами человеческих познавательных способностей всегда остаются вопросы, относительно которых наука в принципе не может доставить надежных свидетельств опыта—это вопросы, касающиеся Бога и всякого рода метафизических реалий. Специфика агностицизма, стало быть, состоит в том, что он пытается использовать скептицизм лишь для того, чтобы ограничить неуемные претензии на знание и таким образом обеспечить своеобразную демаркацию интересов. Агностицизм, напр., отказывает религиозным представлениям в статусе опытного знания и соответственно призывает ученых именно в качестве ученых не участвовать в решении религиозных проблем. Однако в основе такого баланса лежит очевидная концептуальная непоследовательность, ставшая в дальнейшем основным пунктом жесткой критики агностицизма.

Агностицизм выражает позицию ученого как ученого, но при этом вне сферы его критики оказывается сама наука. Агностицизм просто не обсуждает соответствующую проблематику, ссылаясь иногда на практическую эффективность опытного естествознания, иногда на здравый смысл. С близких позиций, но более последовательно эта тема была позднее представлена в позитивистской философии: метафизическим, т. е. не имеющим эмпирически осмысленного решения, в ней объявляется и сам общий вопрос о познаваемости чего-либо (А. Айер), при этом позитивизм сместил внимание с вопроса «Что мы не можем знать?» на вопрос «Что есть научное знание?», решаемый средствами специального исследования науки. Но тем самым позитивизм фактически проблематизирует деятельность ученых, и агностицизм, лишенный очевидных оснований, перестает существовать как особая философская позиция, он как бы растворился в позитивистских программах реконструкции науки, демаркации науки и метафизики и т. д. Эти программы оказались нереализуемыми и позднее—в рамках постпозитивизма соответствующая тематика вообще свелась к традиционному скептицизму.

Самым решительным оппонентом агностицизма является марксистская гносеология. Однако в марксистской критике агностицизма следует различать два плана. Прежде всего это весьма эффективная критика узости концептуальных оснований агностицизма, связанная с марксистской трактовкой познания как момента общественно-исторической практики. Марксизм предполагает развернутую оценку возможностей познания, основания которой выходят за рамки внутринаучной деятельности, и критикует агностицизм за узость его мировоззренческих горизонтов, за отсутствие историзма в оценке возможностей научного познания, за сведение познания только к научному познанию, а науки—к опытному естествознанию и пр. При всей своей жесткости такого рода критика не исключает элемент конструктивности, «позитивного снятия» агностицизма. Иным образом развертывается марксистская критика агностицизма, когда речь фактически идет не о познаваемости мира как таковой, не о том, в каких формах познание реализуется в конкретных познавательных практиках, а о признании материальности мира, агностицизм упрекают в том, что он, ограничивая познание сферой опыта (миром явлений) и отрицая познаваемость того, что лежит в основе опыта (материи, вещи в себе), встает на позиции субъективного идеализма. Но этот упрек предполагает столь расширительное понимание познания, что оно во всяком случае теряет из виду конкретные познавательные практики, и в частности те, на которых фактически основывается агностицизм. Для такого рода критики нет различий между Юмом и Кантом, между Кантом и Гексли, важно лишь, что все они принципиально отгораживают «явление» от того, что является, ощущение от ощущаемого. При этом объектом жесткой, идеологизированной критики оказывается не исторический агностицизм, а скептицизм вообще (как это имеет место в работах В. И. Ленина).

Элементы агностицизма присутствовали во многих сциентистски ориентированных философских доктринах 1-й пол. 20 в.—от прагматизма до критического реализма. В новейших течениях философии науки термин «агностицизм» употребляется, как правило, в историко-философских контекстах.

Лит.: Хим Т. И. Современные теории познания. М., 1965; Huxley Th. H. Collected Essays, vol. V. L., 1909.

Б. И. Дружинин

Источник: Новая философская энциклопедия

Источник: terme.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.