Духовная жизни современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на «рынок» символических ценностей выбрасываются разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты и журналы, телесериалы. На человека, не подготовленного к общению с современной культурой, все это может производить впечатления хаоса, в котором легко растеряться. На самом деле, процессы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определенным социальным закономерностям.

Особенно важно понять роль и значение основных исторических форм духовной деятельностилюдей – религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества. Каждая из этих форм удовлетворяет специфические духовные запросы людей и использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Например, искусство аккумулирует многовековой опыт эстетического осмысления и преобразования мира, удовлетворяя потребность человека в общении с прекрасным.


мволический язык искусства – это язык художественных, эмоционально насыщенных образов. Наука удовлетворяет социальную потребность в знаниях и использует в качестве символического кода строгий язык научных понятий, теорем, теорий. Вы можете продолжить этот анализ самостоятельно, сравнив, например, право и мораль, религию и политическую идеологию, чтобы лучше понять их особенности и общественные функции.

Рассмотренные выше явления образуют как бы «верхний этаж» духовной жизни общества. Все они по-своему важны и необходимы. Функции каждой формы духовной деятельности не могут быть выполнены прочими. Вместе с тем, в различные исторические эпохи то одна, то другая из них выдвигались на передний план. Например, в Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить кгосударству, в связи с чем наблюдался процесс секуляризации – относительного уменьшения влияния религии. На передний план выдвигались такие формы духовной деятельности как наука, философия, политическая идеология. Однако этот процесс никогда не был всеобщим и не затрагивал все страны в одинаковой степени. В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности, религию – наукой, мораль – идеологией (вспомните из курсов истории, когда и где это происходило?), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно.


Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе? По мнению многих ученых, на это место все более претендуют средства массовой информации(СМИ), а в качестве главного посредника, связующего интересы создателей и потребителей духовных ценностей, выступает безличный механизмрыночных отношений. Общество во все большей мере организуется и управляется не с помощью идей, а с помощью каналов коммуникации. Эти изменения порождают много новых социальных проблем, в частности, уменьшение престижности некоторых традиционных интеллигентских профессий и рост популярности ряда новых – сотрудника информационного агентства или медиа-холдинга, культурного менеджера, продюсера, рекламного агента, телеведущего, шоу-мена и др. Возможность получения прибыли становится одним из веских аргументов для принятия решения о тиражировании произведений. Некоторыми деятелями культуры данная ситуация оценивается как «духовный кризис общества» или «падение духовности».

Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются, преимущественно, профессионалами в стенах специализированных институтов культуры, таких как научно-исследовательский институт и университет, церковь, театр и т. п. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум в пределах высшего образования. Поэтому данную сферу общественной жизни еще иногда называют специализированной духовной деятельностью.


Однако помимо специализированной существует и неспециализированная духовная деятельность. Обратим внимание на такие явления как язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет. Можно ли однозначно определить общественные потребности, которые они удовлетворяют? Существуют ли в современном обществе специальные организации и учреждения, которые несли бы «ответственность» за эти виды деятельности? Очевидно, что они выполняют сразу множество культурных функций, затрагивая интересы не только профессионалов, но буквально всех членов общества. Чтобы быть причастным к этой сфере духовной жизни, не обязательно иметь специальное образование. Вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность. Хотя в науке ее порой рассматривают как «нижний этаж» духовной жизни общества, но это скорее дань традиции, противопоставлявшей «высокую» (создаваемую для образованного меньшинства) и «низкую» (простонародную) культуру. Значение неспециализированной деятельности в современную эпоху ни в коем случае нельзя недооценивать, потому что именно на этом уровне чаще всего и происходит непосредственная встреча индивида с ценностями духовной культуры.


Я хочу обратить ваше внимание на неспециализированную деятельность еще и потому, что эта область сравнительно слабо изучена общественными и гуманитарными науками. По моим представлениям, более двух третей известного в настоящий момент науке, относится именно к специализированной культуре, и лишь одна треть – к неспециализированной, в то время как действительное соотношение указанных областей в реальной жизни прямо противоположное. Лично я знаю немало высокообразованных, очень умных людей, которые убеждены, что повседневность ни имеет никакого отношения к духовности и даже выступает ее антиподом. Для них понятия культура целиком совпадает с понятием специализированной духовной деятельности. Видимо, такая позиция определенной части интеллигенции, особенно в нашей стране, имеет историческое оправдание. За ней явственно чувствуется стремление отстоять свое право на духовную автономию, вопреки вылазкам антиинтеллектуалов, ограничениям цензуры и нивелирующим тенденциям массовой культуры. И все же такая позиция «просвещенческого фундаментализма» представляется для социологии культуры неприемлемой. Социология должна изучать всю культурную жизнь общества без изъятия, не делая предпочтений «высоким» или «низким» формам. А поскольку знаний о неспециализированной, повседневной культуре в настоящий момент не хватает, то на нее в первую очередь и должно быть обращено внимание исследователей.

Справедливости ради, надо заметить, что в последнее время указанный перекос стал активно исправляться.


явилось много новых научных центров, занимающихся исследованием неспециализированной культуры. В качестве примера, можно назвать школу «Анналы» во Франции, Бирмингемскую социологическую школу в Великобритании, феноменологическое направление и социологию повседневности в Германии. В России также имеются подобные научные центры: в Санкт-Петербурге, Иркутске, Новосибирске, Москве, в том числе в РГГУ.

Приведенный выше анализ структуры духовного производства был бы неполным, если бы наряду со специализированной и неспециализированной духовной деятельностью я не упомянул роль социальных посредников,или медиальной инфраструктуры. Одно из значений общеизвестного греческого слова «MEDIA» – посредник. Чаще всего под посреднической ролью масс-медиа понимают коммуникативную функцию, а именно, их способность объединять людей с помощью информационных каналов. К этому пониманию я хочу прибавить еще один важный штрих: медиа также выступают посредником в отношениях между специализированной и неспециализированной культурой, онитранслируют, тиражируют, распространяют ценности, создаваемые профессиональными деятелями культуры, донося их до всех членов общества. Поэтому наряду с прессой, телевидением, Интернет я считаю возможным отнести к числу социально-культурных посредников школы и вузы, издательства, музеи и библиотеки, различные культурно-просветительские учреждения, государственных служащих и менеджеров, занятых в сфере культуры, институт художественной критики.


Характеризуя функции социальных посредников, следует отметить, что они, в большинстве случаев, сами не являются творцами новых культурных ценностей, но без их участия общий процесс духовного производства (и потребления), был бы невозможен. Композитор или художник, создавая оригинальное произведение, не всегда задумывается, как оно будет воспринято аудиторией и может ли оно, вообще, быть понято непрофессиональной публикой. Творческие работники не занимаются специально изучением духовных запросов и вкусов массового потребителя. В качестве представителей такового для них выступают социальные посредники – критики, издатели, музейные эксперты, ведущие телеканалов и пр. Следовательно, роль культурных посредников в современном обществе чрезвычайно велика. От их решений зависит, какая часть из имеющегося в наличии и унаследованного культурного фонда поступает в непосредственный оборот и считается в данный момент актуальной. Один из парадоксов современного общества заключается в том, что успех или неуспех того или иного деятеля культуры лишь в незначительной степени зависит от его индивидуального таланта и усердия, но в гораздо большей степени – от внимания к нему масс-медиа. Непрофессиональные потребители культуры тоже находятся в не меньшей зависимости от медиальных структур, так как могут выбирать лишь то, что представлено на контролируемом социальными посредниками рынке духовных ценностей.

Таким образом, в современном обществе медиа решают практически все! Они играют ключевую роль во всем процессе духовного производства. Поэтому в своем курсе социологии культуры я уделяю им большое внимание.

 

Источник: studfile.net


Что относится к специализированной духовной деятельности

Содержание и формы духовной деятельности Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей №62» Ответь на вопрос теста. ЕГЭ.  Ведущие  …. виды деятельности Игра Общение Труд Объясните высказывания: «Ни хлебом единым жив человек» «Хлеба и зрелищ!» Что такое духовная деятельность? Что она в себя включает? Какие особенности имеет? План урока.    1. Создание и освоение духовных ценностей. 1) Что такое духовная деятельность? 2) Как связаны духовная деятельность и духовные ценности? Зачем человеку ценности?  3) Отличительные признаки духовных явлений?  2. Духовный жизнь общества 1) основные формы духовной деятельности.   2) что относится к специализированной духовной деятельности  3. Духовный мир человека Объясни как вы понимаете смысл данных понятий (у.179-180):  Дух.  Духовность. Словарь: Дух - идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.  

оварь: Духовное - особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа – 1)язык, 2)нравственность, 3) идеология, 4) политика, 5)религия, 6)искусство, 7)философия. К духовному относятся также высшие 8)ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Причина многозначности интерпретаций этих понятий Многозначность интерпретаций Важность понятий Затруднено научное определение 1) Что такое духовная деятельность?(у.180)  Та сторона созидательной деятельности человека, которая направлена не на обработку «вещества природы», а на изменение качеств самих социальных субъектов.  Как связаны духовная деятельность и духовные ценности? Структура деятельности Цель Задачи Средства Действия Результат Что такое духовная деятельность?   1. Духовно-теоретической деятельности производятся духовные блага и ценности, её продуктами являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений 2. Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение, воспроизведение, распределение, распространение и потребление духовных ценностей с целью изменение сознания людей. Результат духовной деятельности: Формирование духовных ценностей. Создание, распространение и освоение духовных ценностей входят в духовную деятельность. Словарь: Ценность – то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, группы, для человечества.

чем человеку ценности? Зачем человеку ценности? Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. Словарь: Аксиология – наука, изучающая ценности. Отличительные признаки духовных явлений (стр. 181-182): 1. Идеальность, т.к. 1) создавая произведения искусства и культуры люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, идеалы, стремления и надежды.  2) усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди распредмечивают заключённые в них духовные ценности, расширяя и развивая индивидуальные творческие способности Опредмечивание знаний, эмоций, идеалов Отличительные признаки духовных явлений (стр. 181-182): В чём вы выражается общественный характер духовных ценностей? 2. Общественный характер духовных ценностей, т.к. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются в процессе коммуникации и служат повышению социальных взаимодействий. Но в ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Докажите. Отличительные признаки духовных явлений (стр. 181-182). Можно ли утверждать, что духовные ценности носят объективный характер? 3. Содержание духовных ценностей является объективным, т.е. не зависящим от воли и сознания человека, но потребление ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер. Примером объективности служат абсолютные духовные ценности. Что к ним можно отнести? Объясните свой выбор.

. В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы, которые окружают нас повсюду и от того, как быстро мы расшифруем их тайный смысл зависит уровень культуры личности. Притча «Остров духовных ценностей» Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади: «Пойдём Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию: — Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец? Познание посмотрело на Любовь: — Это было Время. — Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня? Познание ещё раз взглянуло на Любовь потом вдаль, куда уплыл старец: — Потому что только Время знает как важна в жизни Любовь. О чём эта притча? Исторические формы духовной деятельности(у.183) • • • • • • • 1) религия Историческими они называются 2) мораль потому, что отражают 3) искусство определенную последовательность духовного 4) наука становления человечества. 5) философия Каждая из этих форм 6) право удовлетворяет специфические 7) политическая духовные запросы людей и идеология использует своеобразные символические, знаковые средства выражения. Формы духовной деятельности:(у.183) Докажите или опровергните мысль Формы духовной деятельности людей присутствовали без изменений на протяжении жизни человечества. В различные исторические эпохи, то одна, то другая выдвигались на передний план. Подумайте: Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе? Свой ответ обоснуйте. Мини-дебаты: «Средства массовой коммуникации в развитии духовной деятельности общества: «за» и «против». Сохранение и распространение духовных ценностей осуществляется в стенах специализированных культурных учреждений  1) Музей  2) Церковь  3) Библиотека  4) Театр  5) Архив  6) Школа Виды духовной деятельности. В каких областях общественной жизни проявляется неспециализированная общественная деятельность? специализированная духовная деятельность. • развивается и совершенствуется преимущественно профессионалами в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п. неспециализированная духовная деятельность • Вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, выступает как неспециализированная деятельность. Внутренний мир личности. Какова роль духовных ценностей в жизни человека (у.185).  Почему внутренний мир человека называют духовным, а не просто умственным?  Зачем человеку духовность? Внутренний мир личности. Какова роль духовных ценностей в жизни человека?     1. Духовность предполагает тесный союз ума, чувств, воли человека, их согласованность с нравственностью, т.е. характеризуют личность и с позиций ее отношения к окружающей действительности, к другим людям, к себе. 2. Духовность начинает зарождаться у человека, когда люди определяют смысл жизни через соотнесение с ценностями. Человек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, предательство, любовь, добро, зло, справедливость? 3. Но одного понимания мало, необходимы поступки, дела, иначе это может быть лицемерие. 4. «Антиценности» - ложно понятые ценности. Нарисуй портрет духовно богатого человека. Когда у человека зарождается духовность?

Источник: studylib.ru

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «духовная деятельность», «духовные ценности», «специализированная и неспециализированная духовная деятельность», «духовный мир», «духовное самоопределение личности», «аксиология», «опредмечивание ценностей», «распредмечивание ценностей», «секуляризация»; ознакомить с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Главный герой повести Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» — подросток, который живет одним стремлением, одной мечтой: не дать малышам, беззаботно резвящимся на поле, свалиться в пропасть, находящуюся здесь же, рядом. Один педагог использовал образ этой книги, когда размышлял о роли культуры, роли духовной деятельности в формировании личности. Он назвал культуру «ловцом во ржи». Не секрет, что сегодняшний мир значительно поднял и укрепил материальные стимулы. Но еще когда-то в древности было произнесено: «Не хлебом единым…»

Что же такое духовная деятельность, что она в себя включает, какие особенности имеет? Об этом мы и поговорим на наших уроках.

Тема урока: «Содержание и формы духовной деятельности». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Создание и освоение ценностей.

2. Духовная жизнь общества.

3. Духовный мир человека.

II. Новый материал

Во вступлении к параграфу авторы учебника предлагают провести эксперимент: перед вами на доске записаны два слова «дух» и «духовный». Объясните, как вы понимаете смысл данных понятий.

В «Школьном философском словаре» дается следующее толкование этих категорий:

Дух — идеальный мир, ступень его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке.

Духовное — особая сфера деятельности, для которой характерны специфические проявления духа-язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования — свобода, любовь, творчество, вера.

Сложные, но очень интересные вопросы мы исследуем сегодня на уроке.

1. Создание и освоение духовных ценностей

Итак, как же происходит процесс создания и освоения духовных ценностей? Какие особенности имеет этот процесс? По ходу моего

рассказа вы должны в своих тетрадях записать в виде тезисов ответы на данные вопросы.

На прошлом уроке мы выяснили структуру любой деятельности. Духовная деятельность не является исключением. Она протекает по той же схеме:

Цель —► средства —► результат

Результат — формирование духовных ценностей.

— Что же такое духовные ценности и чем они отличаются от всех прочих?

Исследователи подразумевают под ценностью то, без чего человек не мыслит полноценной жизни, то, что свято для конкретного человека, для группы людей или для всего человечества. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. В наши дни даже появилась специальная наука аксиология — наука, изучающая ценности.

Философы обращают внимание на следующие отличительные признаки духовных явлений:

• Идеальность. Создавая произведения искусства и культуры, люди опредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя и развивая индивидуальные творческие способности.

• Общественный характер духовных ценностей. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат повышению социальных взаимодействий. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Например: «Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея».

• Содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, хотя потребление ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер. Примером объективности служат абсолютные духовные ценности. Как вы думаете, что можно к ним отнести? Свой выбор объясните.

• В процессе создания ценностей специфическую роль играют знаки и символы. Знаки и символы окружают нас повсюду и от того, как быстро и точно мы расшифровываем их тайный язык, зависит общий уровень культурной компетенции личности.

2. Духовная жизнь общества

— Духовная жизнь современного общества весьма динамична. Достаточно провести маленький эксперимент. Сейчас у вас на партах лежат различные газеты. Просмотрите их и ответьте на вопрос: Какие формы духовной деятельности людей в них указаны? (Искусство; религия; мораль; наука; философия; право; идеология и т. д.)

— Как вы думаете, указанные вами формы духовной деятельности людей присутствовали без изменений на протяжении жизни человечества? Приведите пример, подтверждающий вашу мысль.

— Как вы считаете, какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе?

— Согласны ли вы с мнением некоторых деятелей культуры, что ситуацию, связанную с ростом влияния средств коммуникации, можно оценить как «духовный кризис общества» или как «падение духовности»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, проведем мини-дебаты на тему: «Средства коммуникации в развитии духовной деятельности общества: «за» и «против».

(Происходит дискуссия.)

Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа, университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п. Поэтому данную сферу общественной жизни называют специализированной духовной деятельностью. Однако существует и неспециализированная духовная деятельность. К ней относится вся область духовных отношений, связанная с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения, так называемый «нижний» этаж культуры.

Сопоставьте роль и значение специализированной и неспециализированной деятельности человека. Свое мнение аргументируйте.

3. Духовный мир человека

— Внутренний мир личности назван духовным, а не просто умственным, рассудочным, интеллектуальным. Как вы думаете, почему?

Дело в том, что дух всегда рассматривался как целостность умственной жизни человека в сочетании с чувственным, нравственным началом. Следовательно, духовность предполагает тесный союз ума, чувств и их согласованность с нравственностью.

— Как же складывается духовное богатство личности, ее духовный мир? Какого человека вы можете считать духовно богатым? «Нарисуйте» мне его портрет.

Духовность начинает зарождаться у человека тогда, когда люди определяют смысл жизни через соотнесение с ценностями. Человек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, предательство, любовь, прогресс, добро, зло, справедливость.

Но одного понимания мало, необходимы поступки, дела. В противном случае все это обернется цинизмом и лицемерием. Бывает, что человек придерживается так называемых «антиценностей» — эгоизм, стремление к безграничному богатству, славе, страсть к разрушению, фашизм, расизм и др. Как вы думаете, можно ли обойтись без ценностей на своем жизненном пути?

— Какова их роль в жизни человека?

III. Итог урока

— Дайте определение понятию «духовная деятельность».

— Как связаны между собой духовная деятельность и духовные ценности?

— Как идет процесс усвоения духовных ценностей? Какие он имеет особенности?

— Какие ценности в жизни человека вы считаете первостепенными? Почему?

Домашнее задание

Выучите § 18, выполните задания.

Источник: compendium.su


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.