Главная      Учебники — Философия     Лекции по философии — часть 8

 

поиск по сайту           правообладателям

 

Пространство и время как философские категории 2


 

             

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ФИЛОСОФИИ.. 4
ГЛАВА II. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ЗНАНИИ. 14
2.1. Измерение расстояний. Проблема ограниченности Вселенной. 14
2.2. Измерение интервалов времени. Возраст Вселенной. 16
2.3. Геометрические свойства пространства и времени. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 20

Целью данной контрольной работы является анализ пространства и времени как философских категорий.
Задачи:
1.


овести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть пространство и врем в философии.
3. Проанализировать пространство и время в современном научном знании.
Предмет исследования: анализ пространства и времени как философских категорий.
Объект исследования: пространство и время как философские категории.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что уже до нашей эры в античной науке укоренилось представление о физическом (математическом) времени как мере движения. Время считалось безграничным.
В средние века окрепло убеждение в конечности времени, в неизбежности конца мира (тут проявились не научные выводы, а религиозные предрассудки). До прошлого века наука вынуждена была считаться с представлениями о времени, отводившими на все существование мира лишь несколько тысячелетий. Правда, индийская философия утверждала идею необычайной длительности (едва ли не бесконечности) жизни Вселенной. Однако в науку эта мысль не вошла.
В эпоху Возрождения отдельные мыслители вернулись к античным представлениям о безграничности времени (Д. Бруно) и о времени как мере движения (Г. Галилей). Позже Ньютон ввел понятие абсолютного времени. Это означало, что время исчезло как предмет научного изучения, ибо оно было поставлено вне реальных явлений как нечто всеобщее, безотносительное ко всему окружающему. А ведь наука изучает только реальность, доступную наблюдению.
С начала XX века стало популярным понятие об едином и неразделимом пространстве-времени. Эта идея неоднократно высказывалась еще со времен Ньютона (например, философом Д. Локком). В XVIII веке д’Аламбер упомянул даже о возможности принять в механике время как четвертую координату. Позже подобные взгляды развивали некоторые другие мыслители. Почва для современных представлений о времени подготовлялась издавна.
Итак, пространство-время стало объектом научных исследований.


Важнейшими формами бытия являются пространство, время, движение, системность. Рассмотрим пространство и время. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем: 1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материального бытия или характеризуют устройство нашего сознания? 2. Каково отношение пространства и времени к субстанции? 3. Каковы основные свойства пространства и времени? (Эта проблема оказывалась связанной с развитием естественнонаучных представлений о пространственно-временных характеристиках вещей, ее решение в значительной степени обусловливалось решением первых двух групп проблем).
Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.
Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.
В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи.


рвую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.
Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. (Подробное изложение существа этих концепций и их анализ см. в работах: Баженов Л. Б., Морозов К. Е., Слуцкий М. С. «Философия естествознания». М., 1966; Молчанов Ю. Б. «Проблема синтеза различных концепций времени» // «Синтез современного научного знания».

, 1973.)
Какой же из этих концепций отдать предпочтение? С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII — XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIX в. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем.
Пространство и время представляют собой формы, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних должны определять их основные свойства.

этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными процессами, которые их определяют. Кроме того, наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга.
В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.
Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО), основные идеи которой были сформулированы А.Эйнштейном в 1905 г., и общую теорию относительности (ОТО), работу над которой А. Эйнштейн закончил в 1916 г.
СТО возникла как результат попыток А. Эйнштейна распространить действие физического принципа относительности, известного еще со времен Галилея, на законы электродинамики, которые рассматривались как противоречащие последнему. А. Эйнштейн справился с этой задачей, но цена, которую он был вынужден заплатить за обобщение принципа физической относительности и распространение его на все законы физики, заключалась в пересмотре ньютоновских пространственно-временных представлений. СТО показала, что многие пространственно-временные свойства, считавшиеся до сих пор неизменными, абсолютными, фактически являются релятивными. Так, в СТО утратили свой абсолютный характер такие пространственно-временные характеристики, как длина, временной интервал, понятие одновременности. Все эти характеристики оказываются зависящими от взаимного движения материальных объектов.


Пространство и время, их философское понимание

Представление о бытии как движении субстанции неизбежно ставило вопрос о том, где и как происходит это движение. Все многообразие мира предстает перед человеком упорядоченным в пространстве и времени. Древнегреческие материалисты считали, что пространство и время существуют объективно как мировая пустота и мировые часы. Подобное представление было и у Ньютона. Противоречие такого понимания времени выразил Августин. Он рассуждал следующим образом:

1. Если бы ничего не происходило, то и не было бы прошедшего и будущего. (Если бы не было настоящего, то не было бы прошлого и будущего.)

2. Но если настоящее — это переход будущего в прошедшее, то есть ли настоящее?

3. В чем же сущность прошедшего и будущего, если их нет? (Будущего еще нет, прошлого уже нет.)

Это значит, что Ньютоновское понимание времени приводит к выводу, что времени вообще нет.

Августин нашел выход в признании существования только разных форм настоящего — «настоящее-прошлое», «настоящее-настоящее», «настоящее-будущее».


Идеализм выход из противоречия нашел в признании пространства и времени субъективными явлениями. По Канту пространство и время — это априорные (доопытные) формы чувственности. То есть в самом мире пространства и времени нет, они в нашем сознании и служат для упорядочения хаоса наблюдаемых нами явлений.

Но было и другое решение проблемы. Уже Аристотель считал, что пространство — это «совокупность мест тел», а время — «число движений». По Лейбницу, пространство — это расположение тел «один возле другого», а время — порядок смены явлений, состояний тел «один после другого». То есть пространство и время — это свойства самих тел.

Диалектический материализм также считает, что пространство и время — это свойства самой материи, формы ее существования. Такое же решение дает и теория относительности Эйнштейна, согласно которой метрика пространства и времени зависит от поля тяготения, источником которого является движущаяся материя.

Если, согласно материализму, бытие есть движущаяся материя, а пространство и время — ее атрибуты, то в таком случае должно быть особое пространство и время для каждой формы движения материи. То есть должно быть особое биологическое и социальное пространство и время. Часть философов-материалистов с этим согласна. Так, например, специфику биологического пространства Вернадский видел в резком проявлении «левизны» в организации живого (спирали ДНК у живых организмов закручены влево, в то же время как в неживой природе и влево, и вправо поровну).


ецификой биологического времени считается наличие биологических часов (они включают и отключают химические реакции внутри организма). Кроме того, спрессовывая прошлое в своей внутренней организации, живой организм одновременно живет настоящим и будущим. Специфику социального пространства и времени усматривают в организации и функционировании общественной жизни. Человек организует свое пространство: города, поля и т.д. Социальное (историческое) время неравномерно, оно может замедляться или ускоряться. Однако не все философы признают существование биологического и социального пространства и времени.

Но, может быть, существует единая научная картина мира, которая не только раскрывает устройство мира, но и объясняет механизм детерминации его частей?

Да, научное познание стремится создать такую картину мира. Но дело в том, что плюрализм существует не только в философии, но и в науке. Например, американский философ Фейерабенд считает, что наука — это лишь специфическое мировоззрение, которое может быть отвергнуто новой познавательной стратегией, так же как когда-то наука отвергла здравый смысл и стала вне морали. По его мнению, наука — это неестественный взгляд на мир, хотя и полезный, а претензия научной картины мира быть единственной не более обоснованна, чем претензия карикатуриста, который делает акцент на индивидуальном, в то время как наука — на общем.

Пока можно утверждать, что единой научной картины мира нет, как нет и единого представления о бытии.


ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ КАК ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ

Пространство — обычно протяженность, время — длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат), пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время — длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как неко-торая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение); время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота — время и вместилище — пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон. Лейбниц по др подошел к пониманию времени и пространства, как к свойствам движения. Есть две теории относительности:
1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. Они как свойства материальных объектов меняются от скорости их движения, как и масса , которая возникает со скоростью движения. Появляются понятия масса покоя и масса движения. Пи меняются в зависимости от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Следовательно не существует единой системы координат и было введено понятие — пространственно-временной интервал — это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой. Этот интервал позволяет изменяться пространству и времени в разных напрвлениях, что позволяет ему оставаться постоянным.
2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселен-ная бесконечна. Решая уравнение Энштейна, Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. При спектральном анализе света было установлено, что полосы света смещаются в сторону красного — значит объекты удаляются, если же к фиолетовому, то объекты приближаются. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд. лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти. Открыл расширяющуюся систему Хаббл. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем. В результате взрыва из черной дыры выделяются элементарные частицы, что приводит к становлению химических соединений и становлению вселенной.

Пространство и время как философские категории

Материальный мир состоит из структурных объектов, которые находятся в движении и развитии, представляющие собой процессы, которые развертываются по определенным этапам.
Наиболее общая характеристика пространства — свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами.
Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.
Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Существует две концепции пространства и времени:

* субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
* реляционная — рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют (Лейбниц).

Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность.

Различают метрические (т.е. связанные с измерениями) и топологические (например, связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства пространства и времени.
Топологические характеристики описывают: прерывность и непрерывность, размерность,свяэность, ориентируемость.
Метрические характеристики: кривизну, конечность и бес-конечносгь, изотропность, гомогенность.
Всеобщие свойства пространства: протяженность, означающая рядоположенность и сосуществование различных элементов (точек, отрезков, объемов и i:n.), возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов; связность и непрерывность; трехмерность.
С протяженностью пространства неразрывно связаны его метрические свойства, выражающие особенности связи пространственных элементов, порядок и количественные законы этих связей.
Специфические (локальные) свойства пространства: симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, пространственное распределение вещества и поля, границы, определяющие различные системы.

Всеобщие свойства времени: объективность; неразрывная связь с материей и ее атрибутами; длительность; одномерность и ассиметричность; необратимость и направленность от прошлого к будущему.
Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.
Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Теория относительности вывела глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство — время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.

Целью данной работы выступал анализ пространства и времени как философских категорий.
Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть пространство и врем в философии.
3. Проанализировать пространство и время в современном научном знании.
И в заключение необходимо отметить, что во времена Ньютона считалось, что свойства пространства и времени абсолютны, т.е. не зависят от наличия материальных тел, протекающих процессов и наблюдателей. Современная физика показала ограниченность таких представлений: геометрические свойства пространства и времени тесно связаны с наличием и расположением массивных тел, зависят от характера протекающих процессов и даже от состояния наблюдателя. В связи с этим сейчас принято говорить, что свойства пространства и времени относительны.
В классическом естествознании рассматриваются макроскопические объекты и явления, происходящие в существующих независимо от них и друг от друга пространстве и времени, носящих абсолютный характер.

1. А.А. Горелов Концепции современного естествознания М., 1998 г.
2. Баландин Р. Поиски истины: Жизнь и творчество В. И. Вернадского.— М.: Детская литература, 1983.
3. Вронский Н. и др. Вернадский В. И./ Н. Бронский, А. Резников, В. Яковлев.— Ростовский университет, 1963.
4. Вернадский и современность: Гл. ред. Б. С. Соколов, А. Л. Яншин.— М.: Наука, 1986.
5. Козиков И. А. Философские воззрения В. И. Вернадского Просвещение, 1975.

 

 

 

Источник: zinref.ru

Тест.

1.Как соотносятся философия и мировоззрение?

1) философия –часть мировоззрения;

2) мировоззрение – часть философии;

3) философия есть мировоззрение;

4) основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия же –вспомогательную.

2.Какие из перечисленных вопросов является философскими?

1) возможны ли небелковые формы жизни;

2) обусловлена ли нравственность человека генетикой;

3) как отличить истину от заблуждения;

4) расширяется ли Вселенная.

3. Выберете правильное высказывание:

1) идеализм- это стремление человека к совершенству;

2) идеализм – это утверждение, что идеи существуют реально;

3) идеализм – это признание за идеями первичного бытия, определяющего материальное;

4) идеализм – это представление об объективном существовании мира идей.

4. Выделите правильные высказывания:

1) материализм – принцип жизни, заключающийся в примате материальных благ в жизни человека;

2) материализм – философское направление, утверждающее первичность природного начала над духовным;

3) материализм – это здравый взгляд на вещи, предполагающий отказ от иллюзий;

4) материализм- философское направление, утверждающее первичность духовного начала над природным.

5. Что означает время как философская категория?

1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемым нашим разумом;

2) время есть образ движения, поскольку мы представляем в движении то, что совершается раньше и позже, или последовательность;

3) время отражает координацию сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространств;

4) время-это форма существования материи.

6. Что характеризует пространство как философскую категорию?

1) для пространства, как формы бытия материи, присущи такие свойства как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие;

2) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи;

3) пространство не фундаментальная категория, так как свойственно только материи, но не сознанию;

4)пространство-это физическая константа (постоянная).

7. Что такое диалектика:

1) искусство ведения спора;

2) утверждение, что все в мире относительно;

3) учение о единстве противоположностей;

4)учение о противоречиях.

8. Что такое метафизика:

1) другое название философии;

2) отрицание развития;

3) признание развития за счет внешнего толчка;

4) теоретическая физика.

9. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:

1) поскольку противоречия неизбежны, то их преодоление не имеет смысла;

2) противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны;

3) противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой они носят характер и каким способом разрешаются;

4) противоречия свойственны лишь мысли, но не реальному миру.

10.Классический период в античной философии связан с такими мыслителями как:

1) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

2) Ксенофон, Парменид, Зенон;

3) Сократ, Платон, Аристотель;

4) Зенон, Сенека, Эпиктет.

11. Атомистическое учение о мире основал античный философ:

1) Платон;

2) Эпикур;

3) Анаксимен;

4) Демокрит.

12. Главной чертой философии средневековья является:

1) теоцентризм;

2) рационализм;

3) идеализм;

4) иррационализм.

13.Трансценденция – это понятие, означающее в средневековой философии:

1) направление в средневековой философии;

2) соотношение разума и веры;

3) потустороннее, недоступное опыту;

4) способность человеческого разума.

14. Кому принадлежит афоризм: «Знание — сила»?

1) Декарту

2) Галилею

3) Бэкону

4) Демокриту.

15. Понятие «деизм» в философии Нового времени заключает в себе:

1) разделение научной и религиозной истин;

2) признание существования бога в качестве безличной причины;

3) признание двух равноправных начал: духа и материи;

4) представление о том, что дух творит материю и предшествует ей.

16. Принцип «двойственной истины» заключает в себе:

1) разделение научной и религиозной истин;

2) представление о том, что любое суждение может быть истинным и ложным;

3) представление об относительности истины;

4)представление о боге как источнике знания.

17. Дедукция – это понятие, означающее в философии:

1)метод психологического воздействия;

2) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;

3)метод познания всеобщего;

4) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему.

18. Наука –это:

1) вид духовной деятельности;

2) социальный институт;

3) развивающаяся система знаний о законах мира;

4) всё перечисленное выше.

19. Эмпиризм –это:

1) опытное знание;

2) научное знание вообще;

3) теоретическое знание;

4) область физики.

20.Рационализм – это:

1) направление в теории познания, полагающее разум источником и критерием знания;

2) знание, опирающееся на эксперимент;

3) теоретизирование;

4)область математики.

21. «Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того, чтобы изучить их, дадим им имена. Назовите первый вид идолами рода, второй-идолами пещеры, третий — идолами площади и четвёртый –идолами театра». Чьё это изречение и к какому разделу философии относится:

1) Ф.Бэкона, гносеологии;

2) Р.Декарта, онтологии;

3) Б.Спинозы, аксиологии;

4) Г.Лейбница, учению о субстанциях.

22. Теорию «общественного договора» разработал:

1) Гоббс;

2) Локк;

3) Вольтер;

4) Руссо.

23. Философия Канта –это главным образом:

1) эмпиризм;

2) гносеология;

3) онтология;

4) аксиология.

24. «Мир есть вещь в себе» — это определение Канта отражает философскую позицию:

1) материализма;

2) агностицизма;

3) субъективизма;

4) идеализма.

25. Немецкий философ Гегель внёс большой вклад в развитие:

1) диалектики – учения о всеобщем развитии

2) теории прибавочной стоимости

3) теории общественного договора

4) цивилизационного подхода.

26. Под «гражданским обществом» Гегель понимал:

1) систему всеобщей зависимости;

2) самоуправление свободных граждан;

3) сферу экономической жизни;

4) всё перечисленное выше.

27. Как понимал интуицию Н.О.Лосский?

1) как мистическое озарение;

2) как направленность сознания на объект;

3) как истечение образов от объекта к человеку;

4) как нечто необъяснимое.

28. Исторический тип общества, основанный на определённом способе производства, называется в марксистской теории:

1) надстройкой;

2) общественно-экономической формацией;

3) цивилизацией;

4) стадией роста.

29. Стадии экономического роста, выделенные У. Ростоу, характеризуют следующие понятия:

1) аграрная стадия;

2) традиционное общество;

3) индустриальная стадия;

4) капиталистическое общество.

30. Философия культуры –это раздел философии, исследующий:

1) сущность и значение культуры;

2) культурное творчество человечества;

3) нравственную культуру;

4) проблемы человека и религии.

31. Основой русской философии рубежа XIX- XX вв. является:

1) религиозная духовность;

2) рационализм;

3) иррационализм;

4) прагматизм.

32. Основоположником современного экзистенциализма был:

1) С.Кьеркегор;

2) 2) З.Фрейд;

3) Ф.Ницше;

4) Ж.-П.Сартр.

33. Фрейдизм – это:

1) рациональная философия;

2) философия иррационализма;

3) психологическое направление;

4) модернизм в философии.

34.В вопросе об общественном устройстве З.Фрейд противостоял:

1) К.Марксу;

2) К.Юнгу;

3) Платону;

4) И.Канту.

35.Основная категория учения Фрейда о «бессознательном»:

1) «оно» (id);

2) «я» (ego);

3) «сверх-я» (super-ego);

4) личность.

36.Понятие «коллективное бессознательное» ввёл в научный оборот:

1) К.Юнг;

2) З.Фрейд;

3) Платон;

4) Э.Фромм.

37. Тезис: «Наука- чума ХХ века» может принадлежать:

1) антисциентисту;

2) технократу;

3) философу;

4) сциентисту.

38.Русская философия отличается:

1) духовной проблематикой;

2) многообразием философских школ;

3) органичностью и целостностью;

4) научно-теоретическими разработками.

Модуль 7. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:

Источник: studopedia.ru

Что означает время как философская категория

Назад

ВРЕМЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ


Время как философская категория

Выполнила: студентка 2-ого курса
Изгаршева Т., гр.№203
Проверил: Радул Д.Н.

Москва, 2004

Время – это проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего и покоящихся на них отношений «раньше», «одновременно», «позже». Понятие времени выражает длительность и последовательность событий. Оно неразрывно связано с изменением, без которого, то есть без процессов, нет времени. Но время не тождественно изменению и изменяющемуся. Время безразлично к тому, что именно изменяется, оно независимо от процессов. Время представляет собой единство (целостность) прошлого, настоящего, будущего и характеризуется прежде всего длением, течением и открытостью.
Дление. Время длится – это означает, что настоящее существует. Смысл понятий «прошлое», «настоящее», «будущее» содержит два компонента. Абстрактный компонент, остающийся жестким неизменным ядром понятия, является чисто временным, то есть касается существования. Конкретный компонент относится к событиям, наполняющим прошлое, настоящее, будущее, то есть к совершающимся процессам.
Течение. Если происходят изменения конкретного наполнения настоящего, то говорят, что время течет.
Открытость. Время течет в будущее, а события уходят в прошлое. В отличие от уже осуществившегося прошлого и от наполненного событиями настоящего, будущее не наполнено ими и открыто для созидания. Это свойство времени называют открытостью.
В философских учениях о времени, в соответствии с их ценностной ориентацией, эти три проявления имеют различный вес: например, прошлое или будущее выходит на передний план, а настоящее остается в тени.
Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека, составляя элемент непреложности в его судьбе, малоподвластный воле человека. Человек может не только познавать время, но и переживать его, отчасти управляя им.
Время вплетено во все сферы бытия, потому определенное истолкование времени входит в разные области духовной культуры: грамматику естественного языка, мифологию, философию, теологию, искусство и литературу, науку, обыденное сознание.
Время является измеряемым. Способы его измерения различны: движение небесных тел, психологическое восприятие, смена времен года, исторические эпохи, процесс счета, часы (песочные, солнечные, механические, атомные, лазерные и другие), биологические часы. Биологические часы как бы встроены в человеке. И здесь нет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек – закономерный итог развития галактики, а потому может чувствовать ее ритмы. Медики открыли, что наши внутренние органы работают с разной степенью интенсивности в разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи усиливается функционирование печени, очищающей организм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают свою активность. Не случайно в это время чаще всего умирают больные люди. Обладает своими определенными ритмами и человеческий мозг. Процедура измерения времени осуществляется за счет мысленной остановки течения времени, необходимой для того, чтобы можно было приложить эталон к измеряемому. Например, мы сравниваем длительность суток с движением часовой и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферблату часовой стрелки мы условно называем «один час».
Социальное время ─ форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей. Социальные процессы имеют разную длительность. Родоплеменные общества и первые цивилизации древнего мира уходят корнями в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществовало около 1400 лет, а современный способ жизни длится всего около 300 лет. Смена этапов развития общества характеризуется убыстрением темпов социальных изменений, что нашло свое отражение в понимании времени. Древние цивилизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особой ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для жизни навыки и знания. С проявлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был направлен в будущее.
Специфическое восприятие времени сформировалось капиталистическим способом производства. Погоня за прибылью требовала постоянной интенсификации труда, уплотнения событий и процессов, протекающих в единицу времени. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена секундная стрелка, как свидетельство ускорения ритма жизни. Начался «бег времени», превышающий уровень биологического ритма человеческого тела и происходящих в нем физиологических процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается, что негативно сказывается на здоровье людей.
Социальное время характеризуется не только неравномерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В ней можно выделить время, определяющее историю происхождения рода человеческого, время образования наций и народностей, время развития и смены целых эпох и формаций, а также время индивидуального бытия человека. В свою очередь индивидуальное бытие человека подразделяется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старости. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности. Например, в старости человек перестает спешить, «усмиряет» бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышляет о смысле жизни, смерти.
Ни одно философское учение не обходится без концепции времени.
Специфична аристотелевская теория времени, которая не потеряла своего интереса и значения и в XX в. Наоборот, она стала актуальнее в связи с переносом в нашу эпоху проблемы времени из области физики в область философии и истории. Первое, что мы должны знать об аристотелевском времени, – это его связь с движением. Время есть число движения и мера движения. Но со временем связывается у Аристотеля далеко не всякое движение, а лишь круговое движение, и именно – движение небесных сфер (круговое представление о бесконечно протяженной линии). Исследование о времени стоит особняком в физическом трактате Аристотеля, но оно связано с обсуждением общих вопросов о первых принципах бытия. Аристотель начинает с выставления нескольких апорий относительно времени. Апории эти сводятся к тому, что времени, по-видимому, вообще не существует. «Что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию».
Времени не удается обнаружить, если подойти к нему и с другой точки зрения. «Для всякой делимой вещи, если она только существует, необходимо, чтобы, пока она существует, существовали бы и ее части, или все, или некоторые, а у времени, которое делимо, одни части уже прошли, другие только будут, и ничто не существует. А «теперь» не есть часть, так как часть измеряет целое, и из частей оно должно слагаться; время же, по всей видимости, не слагается из этих «теперь».
Третья апория заключается в очевидной противоречивости самого момента «теперь». «Если оно («теперь») всегда иное и во времени ни одна часть вместе с другой не существует, кроме объемлющей и объемлемой, как меньшее время объемлется большим, а не существующее сейчас «теперь», прежде бывшее, по необходимости когда-то исчезло, то и все «теперь» одновременно друг с другом не будут, а прежнее всегда должно уничтожаться». Аристотель установил, что время не есть движение, но и не может быть без движения, он кладет в основание времени отождествление в нашем сознании двух переживаний как сходных, в отличие от остальных. Мы распознаем время, «когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее, и тогда говорим, что протекло время, когда получим чувственное восприятие предыдущего и последующего в движении. Мы разграничиваем их тем, что воспринимаем один раз одно, другой раз другое, а между ними нечто, отличное от них; ибо тогда мы мыслим крайние точки отличными от середины и душа отмечает два «теперь», тогда это именно мы называем временем, так как отграниченное моментами «теперь» и кажется нам временем. Это мы и положим в основание». Теперь Аристотель может дать свое определение времени. «Когда есть прежде и после, тогда мы говорим о времени, ибо время есть не что иное, как число движения по отношению к предыдущему и последующему. Таким образом, время не есть движение, а является им постольку, поскольку движение имеет число».
Многие ученые пришли к выводу, что аристотелевская теория времени в конечном счете неудовлетворительна, что она была бы намного более ясной, если бы Аристотель сказал, например, что время находится исключительно в сознании, или, наоборот, что оно находится исключительно вне сознания и не зависит от него. Между тем Аристотель не говорит ни того, ни другого. Получается, что время у него одновременно и продукт сознания и свойство движения, существующее независимо от сознания. Время не есть ни действительность, ни потенциальность, а и то и другое. Ни в какую определенную категорию включить его у Аристотеля не удается. Точно понять его и составить о нем ясное представление также не удается.
Святой Августин также имеет свою теорию времени. Почему мир не был сотворен раньше? Да потому, что никакого «раньше» не было. Время было сотворено тогда, когда был сотворен мир. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени; в боге нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее. Вечность бога изъята из отношения времени; в нем сразу наличествуют все времена. Он не предшествовал своему собственному творению времени, ибо это предполагало бы, что он существовал во времени, тогда как в действительности он вечно пребывает вне потока времени. «Что же такое время?» – вопрошает Августин. Прошедшее и будущее не имеют действительного существования, действительно существует только настоящее; настоящее есть только мгновение, а мы можем измерить лишь времена проходящие. Но ведь прошедшее и будущее времена действительно существуют, поэтому Августин заявляет, что прошедшее и будущее может быть осмыслено только как настоящее. У него мы находим первую и наиболее фундаментальную попытку рассмотреть человеческую память, дав с ее помощью новое – не характерное для античной философии – понимание времени. Если у греческих философов время рассматривалось сквозь призму жизни космоса и, прежде всего, связывалось с движением небесных светил, то Августин доказывает, что время – это достояние самой человеческой души. А поэтому даже если бы не было вообще космоса и его движений, но оставалась душа, то было бы и время. Условием возможности времени, по Августину, является строение нашей души, в которых можно заметить три разных установки: ожидание, чаяние, упование, надежда, устремленная к будущему, внимание, взгляд, воззрение, созерцание, прикованное к настоящему, и память, воспоминание, направленное на прошлое. Существует, заявляет Августин, три времени: «настоящее прошедших предметов, настоящее настоящих предметов, настоящее будущих предметов»
По сравнению с теорией Августина теория времени Канта является более субъективной. Кант проблему времени рассматривает в связи с сознанием. Для понимания теории «субъективного времени», разработанной Кантом, он подчеркивает, что познание предметов есть деятельность. Эта деятельность протекает последовательно, т.к. «… при проведении прямой линии мы … последовательно определяем внутреннее чувство…». По мнению Канта, последовательность деятельности познания, мышления, восприятия предметов не исключает, а предполагает сохранение предыдущих частей, результатов или элементов деятельности — поэтому эта деятельность определяется как синтез. И в этой же связи Кант отмечает, что знание — это знание многообразного. Для Канта способы деятельности познающего сознания необходимо фиксировать через термин и понятие времени. При мысленном проведении, например, линии, очевидна последовательность проведения линии во времени. Способ деятельности сознания, состоящий в последовательном синтезировании предмета, может быть назван и назван у Канта временем. Время есть сама эта осуществляемая через деятельность сознания последовательность «схватывания», в терминологии Канта, или конструирование предмета. Поэтому «…время мы можем мыслить не иначе, как обращая внимание при проведении прямой линии… исключительно на действие синтеза многообразного, при помощи которого мы последовательно определяем внутреннее чувство и тем самым имея в виду последовательность этого определения». Кант необходимым образом связывает представление о времени с представлением о деятельности, активности сознания, сознание «знает» время постольку, поскольку оно мыслит линию, конструктирует предмет как явление. Для бездействующего сознания, очевидно, не может быть времени как своеобразной характеристики его самого. Последовательность определения предмета, по Канту, сохраняется и воспроизводится сознанием. Поэтому если бы «… я постоянно забывал бы… предшествующие части времени… у меня никогда не возникло бы целое представление… не образовались бы чистейшие и первые основные представления… о времени».
Вне отношения к сознанию, к субъективной деятельности познания, с точки зрения Канта, нет и не может быть времени; т.е. не может быть никакого времени самого по себе. Время в собственном смысле – это в первую очередь нечто зависимое и производное от функции, или деятельности синтеза в познании. Время по сути дела — это определение, или даже название некоторых особых методов и способов субъективной синтезирующей деятельности познания предмета.
Время как метод последовательного синтеза можно назвать необходимым и всеобщим способом, формой наглядного представления, созерцания предмета в сознании. Наглядность представления, созерцание отождествляется Кантом с чувственностью, именно поэтому время, с точки зрения Канта, есть форма чувственности. Время определяется Кантом и как созерцание. Это утверждение Канта нельзя трактовать в том смысле, что Кант считает возможным наглядное представление самого времени как такового. Время – не предмет созерцания и даже вообще не знание, это Кант специально оговаривает. В данном случае Кант определяет время как единое представление, как бы объемлющее, соединяющее собой многообразное конкретное содержание сознания. Время рассматривается в таком случае как своеобразная характеристика наглядного представления, созерцания предмета. Кантовский подход к исследованию времени был безусловно новым словом в философии и открывал для нее в изучении времени новый и весьма интересный угол зрения, новую область исследования. Дальнейшее развитие некоторых идей Канта прослеживается в наследии Хайдеггера.
Концепция времени, предложенная М. Хайдеггером, очень сложна. Во многом именно за счет сложности его языка возникают трудности проникновения в ход его мыслей. М. Хайдеггер обнаруживает «фундаментальную роль понятия времени». Он пишет, что не только история, но и природа «имеют временной характер. Этой временной действительности в целом обычно противопоставляют вневременные предметы, которые являются темой, например, математических исследований. Наряду с этими вневременными предметами математики известны надвременные – вечные – предметы метафизики или теологии. В этом уже – совершенно схематично и грубо – проявляется то обстоятельство, что время представляет собой единый «индекс», различающий и отграничивающий предметные области вообще. Понятие времени раскрывает для нас способ и возможность такого разграничения универсальной сферы сущего. Это понятие так или иначе… становится путеводной нитью для вопроса о бытии сущего и о его возможных регионах; однако эта его принципиальная роль не получает отчетливого осознания… Таким образом, понятие времени – это совершенно особое понятие, связанное с основным вопросом философии». По Хайдеггеру, это «вопрос о бытии сущего».
Одно из принципиальных положений концепции М. Хайдеггера заключается в том, что он предлагает для понимания сути времени соотнести временность с понимающим бытие присутствием. Речь идёт о присутствии человека в мире, его погруженности в бытие. При этом М. Хайдеггер подчеркивает, что для этого необходимо «ограничить добытое так понятие времени от расхожего понимания времени». Под расхожим пониманием времени он имеет в виду такое толкование времени, которое сложилось в традиционной концепции времени от Аристотеля до Бергсона и далее. Существенно подчеркнуть, что бытийственность, присутствие человека в мире Хайдеггер соотносит с временностью и при этом вырисовывается довольно важная, принципиальная функция времени. М. Хайдеггер пишет, что присутствие является таким способом, чтобы существуя понимать нечто подобное бытию.
Хайдеггер обращается к понятию «подобное». Присутствие (существование) всегда связано с временностью. Отсюда можно сделать вывод, что именно временность обеспечивает отражение «подобное бытию». Не полностью адекватное отражение, не «удвоение» бытия, а продуцирование того, что «подобно бытию» – в этом одна из функций феномена времени. М. Хайдеггер отмечает при этом, что категория времени способна выполнять функции своеобразного «зеркала». В этом «зеркале» отражается внешний мир, но мир «преломленный» через сознание субъекта, и в этом же зеркале отражается субъективная, активная деятельность познающего субъекта.
Фактор времени – это своеобразный фильтр. Действительно зеркальное отражение, как и всякая модель, – это всегда отражение неполное. Эту неполноту, «ущербность» отраженного можно несколько прояснить, используя понятие «фильтр». Фильтр что-то пропускает, что-то задерживает. В самом механизме фильтрации содержится нечто созвучное представлениям об отражении. Механизм процесса фильтрации зависит как от устройства самого фильтра, так и от природы того, что именно фильтруется. (В этой связи интересно отметить, что почти все основные внутренние органы человека включают в себя функцию фильтра.) Проблему взаимосвязи модусов времени принято называть проблемой становления. Хайдеггер не противопоставляет серию непрерывных «теперь» серии «прошлое» или «будущее». Элементы, частички ближайшего прошлого можно характеризовать как «тогда», а «тогда» или «раньше» – все равно что «теперь – уже не». Слова «потом» или «позже» равнозначны выражению «теперь – еще не». В слове «теперь» удерживается как бы частичка более раннего бытия во времени и вместе с тем раскрывается горизонт для реализации тех или иных действий в ближайшем будущем. После анализа в совокупности «теперь», «уже-не-теперь» и «еще-не-теперь» М. Хайдеггер делает вывод о том, что «являющее себя в такой актуализации есть время».
В работе «Кант и проблемы метафизики» (1929), М. Хайдеггер вновь возвращается к проблеме связи прошлого, настоящего и будущего с познавательными способностями человека. Давая весьма своеобразную интерпретацию философии Канта, М. Хайдеггер говорит не о трёх временах, а о «тройственном единстве времени».
В начале 20 века в Европе приобрело популярность учение французского философа А.Бергсона. Позже Н.Винер в своей «Кибернетике» связал концепцию А Бергсона с некоторыми поворотными моментами в развитии науки XX века. «…Переход от ньютонова обратимого времени к гиббсову необратимому получил философские отклики. Бергсон подчеркнул различие между обратимым временем физики, в котором не случается ничего нового, и необратимым временем эволюции в биологии, в котором всегда имеется что-то новое».
Одна из глав «Кибернетики» Винера называлась «Ньютоново и бергсоново время». Имелось в виду то, что А.Бергсон одним из первых в философии XX века сделал предметом исследования специфику времени, переживаемого человеком как живым организмом, сознательным существом. Такое «субъективное» время – необратимое, текущее целостным потоком, емкое – он назвал «длительностью». И высказал предположение, в немалой степени созвучное теории относительности: из создаваемого человеком образа времени, из понимания времени мира (объективного времени) нельзя вычесть влияние длительности. Интеллект, отмечал Бергсон, склонен рассматривать время по аналогии с пространством, разлагая его на отдельные моменты, а потом слагая время из «омертвленных» единиц, приписываемых самому миру. Преодолеть эту ограниченность, по Бергсону, под силу только интуиции: она позволяет освоить специфику времени как целостного потока, включенного в необратимую человеческую жизнь, понять его именно как длительность. Бергсона особо интересовали и были им достаточно глубоко рассмотрены такие механизмы сознания, как, например, память, благодаря которой возможно оживление уже утраченного времени и предвосхищения будущего. Понимание времени А.Бергсона оказало немалое влияние на всю философскую мысль нашего времени.
В данной работе рассмотрены основные теории времени (Аристотеля, Августина, Канта, Хайдеггера, Бергсона). Как уже было сказано, ни один философ не обошел в своих размышлениях понятие времени. Поэтому, о теории времени можно говорить очень долго.
Рассмотренные теории, конечно, не в полной мере показывают представление человечества о времени, но они, несомненно, во многом повлияли на его формирование и развитие.

Список используемой литературы:
1. Хрестоматия по западной философии XVII – XVIII веков/ Под общей редакцией Л.И. Яковлевой. – М.: ФАИР-ПРЕСС,2003.
2. Философия. Справочник студента./ Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцова – М.: Филологическое общество «Слово», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
3. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч./ Под ред. И.Т.Фролова.– М.: Политиздат, 1989.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. – М.: Политиздат, 1991.
5. Рассел Б. История западной философии. В 2 ч.– М.: «МИФ», 1993.
6. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.
7. Философия: Учебник для высших учебных заведений.– Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.
8. Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова.─ 7-е изд., перераб. и доп. ─ М.: Республика, 2001.
9. Хрестоматия по зарубежной философии: М., 1995г.
10.
 

= Design by Koljan =

Источник: filosbank.narod.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.