Как и положено одному из самых образованных людей своего времени, Томас Мор хорошо знал разницу между двумя приставками в греческом языке: «у-» и «ме-». Выбирая название для своего идиллического острова, он остановился на «У-топии» – дословно: «место, которого нет и не может быть». Место, которого нет, но которое можно создать, называлось бы «Ме-топия». Точно так же Платон проводит границу между абсолютным и относительным небытием: «укон» – это, например, бесплодие, тогда как «мекон» – всего лишь отсутствие беременности. В социологии поэтому стараются различать два типа утопий: эпистемические (мысленные эксперименты) и онтологические (проекты, нацеленные на преобразование социального порядка).

История знает множество попыток реализации утопических проектов. Томмазо Кампанелла не просто пишет «Город Солнца» – он участвует в антииспанском заговоре, чтобы воплотить свой проект на практике. Заговор провалился и реальное участие в нем Кампанеллы доказать не удалось. Но после рождения Людовика XIV, Кампанелла завещает будущему Королю-Солнце построить «Город Солнца» в масштабах планеты.  


Этьен Кабе, в отличие от Мора, пишет свое «Путешествие в Икарию» как руководство к действию. Это очень прикладная утопия. И в 1847 году автор покупает землю в Техасе, чтобы основать там колонию по образу и подобию придуманной им Икарии. Когда попытка провалилась из-за экономических сложностей, он пытается еще раз – в Иллинойсе. И вторая колония тоже разваливается, но уже не из-за экономических, а из-за социальных проблем: ученики обвиняют Кабе в диктаторских замашках, пренебрежением собственными идеалами и, в конечном итоге, изгоняют его из его же собственной ме-топии.

Это лишь два примера. Но стоит также вспомнить, что множество утопических проектов в конечном итоге реализовались – хотя ни один из них не был реализован так, как было задумано. К примеру, в основе современного государства Израиль лежит образ, созданный основателем политического сионизма Теодором Герцлем в утопическом романе «Altneuland» («Старая новая земля»).

Что же касается связи между «утопиями как мысленными экспериментами» и «утопиями как политическими проектами», более подробно есть здесь и здесь.

Источник: TheQuestion.ru

История появления термина и что это такое


Утопия – это название острова, которое придумал знаменитый английский гуманист (кто это?) эпохи Возрождения Томас Мор в 1516 году.

Он написал произведение под названием «Золотая книга столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Название странноватое, но вполне в духе Ренессанса.

Книга эта в первой своей части критиковала существующие на тот момент порядки, а во второй описывала идеальную в видении автора картину государственного устройства. Благодаря этой части слово «утопия» впоследствии стало нарицательным.

Что такое утопия в истории

Дословный перевод с древнегреческого u – нет, topos – место, иначе говоря, место, которого нет. Сам Томас Мор, его предшественники и последователи описывали идеальный мир, безупречное строение общества, естественно, каждый со своей точки зрения.

Сегодня термин утопия имеет несколько семантических значений.

В самом общем смысле утопия – это фантазия, несбыточная мечта, нечто неосуществимое. В.И. Даль назвал это красиво «грезы о счастии».


В философском и социологическом аспекте это модель идеального общества, не имеющая под собой научного обоснования.

В литературоведении утопия – это художественный жанр, во многом схожий с научной фантастикой, где описывается идеальное общество, каким его представляет автор.

Что такое утопия в истории

Первый утопист Платон

Первым создателем утопии считают Платона, хотя самого термина для подобных прожектов тогда еще не существовало. Платон в своих диалогах «Государство» и «Законы» (360 — 350 гг. до н.э.) описывает свое видение справедливого государственного устройства.

  1. Он признает разделение общества на классы, выделяет три сословия:
    1. правители-философы,
    2. стражи-воины,
    3. земледельцы или ремесленники.
  2. Принадлежность к сословию достается человеку от рождения, переход выше невозможен. Это справедливо, считает Платон, т.к. каждый должен заниматься своим делом.

  3. Платон отвергает частную собственность и описывает жизнь двух высших сословий как что-то похожее на коммуну: все общее, даже жены и дети, денег нет, низшее сословие снабжает всем необходимым.
  4. Крестьянам и ремесленникам Платон дает право на частную собственность, вводит для них деньги.
  5. Главное отличие идеального государства от порочного для философа в отсутствии расслоения на богатых и бедных. Единственный способ выйти из порочного круга деградирующих вариантов существования общества – правление мудрых философов.

Что такое утопия в истории

Платон не просто мечтатель, он попытался свой идеальный план (утопию) воплотить в жизнь в Сиракузах на Сицилии. Но что-то пошло не так. Философ не сдался, и, учитывая ошибки, строит новый план обетованной страны.

  1. Вместо общего имущества он нарезает всем одинаковые участки с домом и разрешает ими пользоваться.
  2. Частная собственность существует, но размер ее регламентирован. От этого зависит сословие, в котором находится гражданин.
  3. Переход из одного сословия в другое возможен в обе стороны, обоснованием этого является бедность или богатство претендента.
  4. Отчаявшийся Платон вводит в свое идеальное государство рабов на место земледельцев, правда, призывает их хозяев умерить свою жестокость, чтобы не вызвать бунтов.

Знакомясь с платоновскими планами идеального мироустройства, необходимо учитывать реалии античности, мышление людей было совершенно иным, общественные нормы тоже отличались от привычных для нашего времени.

В принципе, каждая утопия пытается выйти за рамки времени своего создания, тем не менее несет в себе все черты этого времени.


Утопические идеи Ренессанса, включая Утопию Томаса Мора

Считается, что после Платона значительных утопических произведений не появлялось вплоть до самого Томаса Мора.

Хотя в самом начале Средних веков можно отметить труд Аврелия Августина «О граде Божьем» (413-427 гг.), в котором он противопоставляет Град Божий Граду Земному и пытается объяснить, чем государство отличается от шайки разбойников. Труд написан под впечатлением автора от недавнего падения Римской империи.

Что такое утопия в истории

До наступления эпохи Возрождения утопия не сложилась в отдельный жанр, утопические общественные модели были лишь иллюстрацией к философским, этическим или религиозным размышлениям авторов. С приходом Ренессанса (что это такое?) и его гуманистических идей утопия становится текстом, написанным специально, с целью описать идеальное социальное устройство.

Томас Мор в «Утопии» выводит свою формулу совершенного общества:

  1. отсутствие частной собственности (вслед за Платоном);
  2. социальное равенство (6-часовой рабочий день для всех);

  3. запрет на атеизм, но приветствуются все вероисповедания;
  4. делается акцент на духовных удовольствиях, поэтому еда, одежда, досуг у всех одинаковые;
  5. частная жизнь населения жестко определяется государством;
  6. целью общества является развитие интеллектуальных и творческих способностей граждан;
  7. рабы представлены как преступники, отбывающие наказание за тяжкие провинности;
  8. политический строй – демократия (что это такое?): все должности выборные, важные вопросы решаются на общем сборе.

Критикуя в своей книге капитализм (что это?), Мор, по сути, предлагает социалистическое устройство общества. Его идеи оказали огромное влияние на последователей.

Почти через 100 лет итальянец Томазо Кампанелла, отбывая 27 летний срок в тюрьме, написал еще одну известнейшую утопию эпохи Возрождения – «Город Солнца» (издана в 1623 году).

Главная причина бед общества для Кампанеллы — социальное неравенство, противостояние богатых и бедных.

Что такое утопия в истории

Кампанелла вслед за Мором строит свой идеальный город на острове, уделяет внимание его строению, в котором явственно прочитываются астрологические изыскания автора. В рецепте справедливого общества по Кампанелле присутствуют такие компоненты:

  1. упразднена частная собственность;
  2. нет моногамной семьи, ибо она провоцирует стремление человека к частной собственности;
  3. проблема воспроизводства и воспитания детей полностью ложится на плечи государства в соответствии с научными и астрологическими познаниями;
  4. государством управляет каста жрецов (вспомним Платоновских философов-правителей).

«Утопия» Мора и «Город Солнца» Кампанеллы на долгое время задали тон последующим поколениям утопистов. Оба автора заложили набор характерных жанровых особенностей.

  1. Упрощенный взгляд на человека, стирание индивидуальности, единомыслие и единообразие членов утопического общества.
  2. Отсутствует течение времени. Утопия описывает статичный мир «здесь и сейчас» или «там и тогда».
  3. Замкнутость пространства, в утопических моделях нет связи с внешним миром.
  4. Отсутствие конфликта.
  5. Все процессы в обществе регламентированы, все происходит по определенным правилам и образцам.

Эволюция утопической мысли

Утопии появляются тогда, когда происходит осознание каких-то кризисных состояний общества. Они пытаются преодолеть кризис мечтой.

Расцвет утопии в XVII — XVIII веках

XVII век можно считать расцветом жанра утопии. «Новая Атлантида» Френсиса Бэкона (1624 г.), «Описание знаменитого королевства Макария» Сэмюэля Гартлиба (1641 г.), «Республика Океания» Джеймса Гаррингтона (1656 г.) и проч. – все эти утопические романы пытались сформулировать какие-то программы переустройства общества, испытывающего кризис.


Что такое утопия в истории

XVIII век наложил свой отпечаток на утопические модели. В век Просвещения утописты обращаются к мотивам прогресса, рационального совершенствования общества, упрощения коммуникаций, либеральных изменений в государствах.

Именно тогда набирают популярность так называемые «этнографические» и «географические» утопии. «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта (вышло в 1726 г.) и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо (опубликован в 1719 г.), пожалуй, самые яркие утопические романы того времени, породившие множество подражаний и сиквелов.

Что такое утопия в истории

В эру Просвещения утопическая идея о совершенном мироустройстве трансформируется в идею о будущем мироустройстве, т.е. утопия приобретает практические черты, становится основой некоторых политических программ.

XIX век – это эпоха утопического социализма

Успех Великой Французской революции и установление демократии в США, промышленная революция стали подкреплением идей о практической пользе утопических моделей общества.

Самыми известными утопистами-социалистами XIX века считаются Этьен Кабэ, Шарль Фурье, Роберт Оуэн и Анри де Сен-Симон. Объединяют этих авторов следующие идеи:

  1. благо коллективизма,
  2. всеобщая обязательность труда,
  3. справедливое распределение ресурсов,
  4. гармоничное развитие личности,
  5. возможность построение идеального общества путем мирных преобразований и просвещения граждан.

На российской почве утопии в XIX веке также процветают. Свои картины идеального общества рисовали многие писатели и публицисты, среди них и авторы первого эшелона – А. Радищев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Лесков, Н. Некрасов.

Интересно, что многие русские авторы свои утопические идеи провозглашали, используя один и тот же прием – сон героя, где он видит прекрасный мир.

Что такое утопия в истории

Ярким явлением в литературной утопии стало произведение Н. Чернышевского «Что делать?», в ХХ веке признанное советской властью если не Библией коммунистов, то уж точно программным сочинением, по заветам которого предписывалось жить гражданам социалистического общества.

Трансформация утопии в новейшее время

ХХ век, начавшийся с Первой мировой войны и революций в России, возводит утопию на совершенно новый пьедестал. Отношение к ней меняется с победой социалистической революции в России.

Н. Бердяев: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?»


Теперь оценки утопии разделяются на два противоположных лагеря – немарксисты считают ее насилием над действительностью, воспеванием тоталитаризма. Те же, кто оказался «внутри утопии», воспринимают ее как единственно правильную идеологию. Утопия становится инструментом идеологического воздействия на граждан.

Существование и развал тоталитарных обществ (гитлеровская Германия, сталинизм, развал СССР) на практике показали последствия воплощения утопии в реальности. Некоторые исследователи высказывали мнение, что после Второй мировой войны, с наступлением послевоенной разрухи и с началом «холодной» войны утопия умерла.

Во второй половине ХХ – начале XXI века утопическая мысль все больше приобретает черты научной фантастики, и на передний план выходят ее разновидности – дистопия и антиутопия (произведения О.Хаксли, К. Воннегут, Р. Бредбери, Р. Шекли и др.).

В последнее время утопия воспринимается больше как осуществимый проект альтернативной реальности, который получил название «практопия».

Классификация утопий

За всю мировую историю человечество накопило колоссальное количество разнообразных утопических произведений. Попытки классифицировать утопии по типам предпринимались многими исследователями, но какого-то универсального решения проблемы не существует.

В зависимости от аспектов, выносимых во главу угла, различают абсолютно разные типы.

  1. По аспекту подлинности:
    1. утопии,
    2. полуутопии,
    3. квазиутопии.
  2. По аспекту направления действия:
    1. утопии бегства,
    2. утопии реконструкции.
  3. По аспекту локализации идеала:
    1. утопии,
    2. ухронии.
  4. По аспекту ценностного наполнения утопического идеала:
    1. романтические (единение общества с природой, социальная значимость искусства),
    2. технократические (развитие науки и техники, рациональное начало в приоритете),
    3. теократические (преобладание религиозных и церковных ценностей).
  5. По классовому аспекту:
    1. рабовладельческие,
    2. аристократические,
    3. буржуазные,
    4. мелкобуржуазные,
    5. пролетарские,
    6. крестьянские,
    7. бюрократические и проч.

Этот список возможных классификаций далеко не полный.

Источник: KtoNaNovenkogo.ru

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

  • технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса.
  • социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет». При этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример — Кампанелла, всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки».[2]

Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором».[источник не указан 480 дней] Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.

« …не стоит и смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, ибо это та страна, на берега которой всегда высаживается человечество. А высадившись, оно начинает осматриваться по сторонам и, увидя лучшую страну, снова поднимает паруса. »
Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно. Утопии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики — утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное

[3]

Критика жанра

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья». В своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью православного философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать»[4]. Это цитата из работы Бердяева «Демократия, социализм и теократия» в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу.»

Классические утопии

Пожалуйста, добавляйте другие утопии в списки:
  • Платон, «Государство»
  • Томас Мор, «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516)
  • Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») (1602)
  • Иоганн Валентин Андреэ, «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») (1619)
  • Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)
  • Дени Верас, «История севарамбов» (1675)
  • Габриэль де Фуаньи «Приключения Жака Садера, его путешествие и открытие Астральной (Южной) Земли» (1676)
  • Этен-Габриэль Морелли «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов» (1753)
  • Луи Мерсье, «2440 год» (1770)
  • Этьен Кабе, «Путешествие в Икарию» (1840)
  • Николай Чернышевский, «Четвертый сон Веры Павловны» (1863)
  • Сэмюэл Батлер, «Едгин» (1872), «Возвращение в Едгин» (1901)
  • Эдвард Беллами, «Взгляд назад» (1888)
  • Уильям Моррис, «Вести ниоткуда» (1891)
  • Александр Богданов, «Красная звезда» (1908)
  • В. В. Маяковский, «Мистерия-буфф» (1918)
  • Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (1956)
  • Олдос Хаксли, «Остров» (1962)

См. также

  • Антиутопия
  • Практопия
  • Бумажная архитектура (род деятельности)
  • Экотопия
  • Отмирание денег

Литература

  • Святловский В. В. Каталог утопий. М.— Пг., 1923. С. 5.
  • Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141—167
  • Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — С. 7-276.
  • Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова. — М.: Прогресс, 1991. — 405 с.
  • Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме: В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. — Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.
  • Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб .: Terra Fantastica, 1995. — 351 с .
  • Аинса Ф. Реконструкция утопии : Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. — М.: Наследие — Editions UNESCO, 1999. — 206 с — ISBN 5-9208-0001-1
  • Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу Философский век. Альманах. Вып. 12/ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма Философский век. Альманах. Вып. 13/ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич Американская утопия (на английском языке). — М., 1985.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. — М., 1989. [1]
  • «Утопия и утопическое» — материалы круглого стола // Славяноведение. — 1999. — № 1. — С. 22-47.
  • Утопия и утопическое в славянском мире. — М., 2002.
  • Геллер Л., Нике М. Утопия в России / Пер. с фр. — СПб.: Гиперион, 2003. — 312 с.
  • Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989.- 288 с. ISBN 5-288-00135-9
  • Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. — СПб.: Алетейя, 2005. — 496 с.
  • Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 98-110.
  • Мартынов Д. Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» // Вопросы философии. 2009. № .5. С. 162—171
  • Маркузе Г. Конец утопии // «Логос». 2004, № 6. — С. 18-23.
  • Мортон А. Л. Английская утопия. Пер. О. В. Волкова. — М., 1956.
  • Мильдон В. Санскрит во льдах, или возвращение из Офира : Очерк рус. лит. утопии и утопического сознания. — М.: РОССПЭН, 2006. — 288 с — (Российские Пропилеи). — ISBN 5-8243-0743-1
  • Егоров Б. Ф. Российские утопии : Исторический путеводитель. — СПб.: Искусство-СПБ, 2007. — 416 с — ISBN 5-210-01467-3
  • Китайские социальные утопии. М., 1987.-312 с. ил.
  • Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории.1992.№ 1. С. 53-72.
  • Шадурский М. И. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова.— М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 160 с — ISBN 978-5-382-00362-7
  • Штекли А. Э. Утопии и социализм. М., 1993.- 272 с. ISBN 5-02-009727-6
  • Штекли А. Э. «Утопия» и античные представления о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 89-98.
  • «Мир Фантастики и Фэнтези», Борис Невский «Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия»
  • Дэвид Пирс, «Гедонистический императив» (1995)

Источник: biograf.academic.ru

Для чего нужна утопия?

В истории утопия нередко служила формой выражения социально-критической и обличительной идеологии. Многие основные принципы демократического движения, нравственные и законодательные нормы были впервые сформулированы в утопиях. Утопия позволяет предвосхитить вероятное отдаленное будущее, которое не может быть научно предсказано в конкретных деталях, а также может предостеречь от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности.

Утопические рассказы стимулируют развитие в социологии методов нормативного прогнозирования и построения сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

Чем утопия отличается от антиутопии?

Антиутопия (от греч. «anti» — против) является полной противоположностью утопии. Обычно это произведение, в котором изображается социальная и техногенная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов.

Впервые слово «антиутопист» (dystopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (или англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (1952 г.).

В отличие от утопии для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств в сторону нарастания негативных тенденций. Таким образом, в отличие от утопии, где описывается идеальное общество, антиутопии отражают различные страхи и надежды общества и ставят человека перед нравственным выбором.

В зарубежной литературе к наиболее известным антиутопиям относятся «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери, «Скотный двор» и «1984» Джорджа Оруэлла. Наиболее известными российскими антиутопиями являются романы «Мы» Евгения Замятина, «Котлован» Андрея Платонова, «Земля» Валерия Брюсова

Для чего нужна антиутопия?

Главной целью антиутопии является подрыв оптимистического взгляда на будущее. Достигается это за счет детального описания событий и характеров, которые вызывают наибольшее неприятие в современном обществе. В антиутопии для человека важно выжить, возродиться, вернуть свой мир, приняв его таким, каков он есть. Как и утопия, для этого жанра характерен мотив предостережения общества от искажения истории ради жизненного идеала.

Источник: aif.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.