Детерминизм - понятие в философии и других наукахСуществует в философии и других науках теория взаимодействия причин и явлений. О чем она говорит и что означает? Понятие детерминизм – это общенаучное учение, связанное с теорией закономерности, причинности, а также взаимодействии всех без исключения процессов и явлений, которые происходят в мире.

Эта теория нашла свое отражение как в философии, так и психологии, детерминизм рассматривался по-разному в разные эпохи под влиянием социальных изменений. Сегодня вы узнаем, что такое детерминизм и в чем он проявляется.

Категории детерминизма

Выше мы узнали, что детерминизм является учением, основанным на теории взаимодействия вещей и явлений. К категориям этого понятия относятся:

  • связи;
  • причины и следствия;
  • Детерминизм основан на теории взаимодействия вещей и явленийвзаимодействия;
  • вероятности;
  • связи состояний;
  • корреляция;
  • предвидение;
  • условия;
  • необходимости;
  • детерминация и многое другое.

Классификация детерминизма

Данное понятие в философии имеет свои категории. Можно рассматривать такие виды детерминизма, имеющие свои теории и особенности:

  • философский детерминизм;
  • естественно-научный, который включает в себя такие понятия, как телеология и телеономия;
  • технологический и технический, этот вид детерминизма опирается на опыт в технологической сфере;
  • социальный — такой вид определяет отношения в человеческом обществе.

В чем заключается принцип детерминизма

Современные технологии и наука постоянно совершенствуются и постоянно руководствуются такими принципами познания, как:

  • дополнительности;
  • соответствия;
  • детерминизма.

Принцип детерминизма построен на теории о том, что все, что происходит с нами в этом мире – это неслучайные совпадения, каждое событие или явление имеет то или иное объяснение. Знания в каждой науке построены именно по этому принципу.


Первоначально детерминизм ограничивался механической трактовкойЕсли говорить простым языком, то детерминизм – это теория, которая объясняет те или иные действия при определенных обстоятельствах определенной связью и логикой.

Первоначально детерминизм ограничивался лишь понятием влияющих причин, а трактовка была исключительно механической. А вот объективная природа случайностей не воспринималась, теория вероятности вообще не входила в рамки этого учения.

А в наше время наука трактует такое понятие намного шире. Согласно современным видениям детерминизма, существуют объективные виды взаимосвязи между разными явлениями, которые, на первый взгляд, вовсе не виды, при этом эта связь может быть не явной и не причинной. К числу таких связей относят:

  • пространственные корреляции;
  • временные корреляции;
  • функциональные зависимости и многое другое.

Также в настоящее время особое внимание уделяется соотношениям неопределенностей, нечетких множеств и других величин, которые формулируются лишь статистическим путем.

Исторические формы и концепции детерминизма

Есть несколько исторических теорий и концепций детерминизма, которые сменяли друг друга в разных эпохах, но при этом существуют даже в наше время:

  • античная (наивная и стихийно-диалектическая форма);
  • лапласовская (механическая жесткая);
  • естественно-научная (статистическая);
  • современная (синергетическая).

Теперь рассмотрим эти формы и теории более подробно.

Самыми первыми идеями в теории детерминизма были связанные с причинностями. Они были признаны в Древней Греции при развитой юридической и политической активности. Также идеи причинности и необходимости были описаны еще в V веке до нашей эры Левкиппом, затем ими интересовался Демокрит.

Пьер-Симон Лаплас - математик, автор одной из концепций детерминизмаБолее поздняя форма – это лапласовский детерминизм, которая даже сейчас считается фундаментом таких наук, как физика и механика. Концепция подкрепилась успехами в научной сфере. Суть ее заключается в том, что определенные силы, а также внешние факторы или причины действуют на материальную систему в начальном состоянии, при этом они жестко и линейно определяют ее развитие, а также последующие события. Также данная теория широко отразилась и в философии.

С развитием таких наук, как статистическая физика и термодинамика возник и вероятностный детерминизм. Поначалу его считали неотрывным от предыдущей лапласовской формы. Согласно ему динамические законы считаются первичными, а статистические – производными и второстепенными.


Если говорить о современном детерминизме, то он это синтез всех предыдущих теорий и подходов, даже античного. Например, особенности причинения трудно понять без категории взаимодействия, то бишь взаимосвязи разных процессов, объектов или явлений. Материя и движение способны переноситься, видоизменяться, информация переносится и превращается из одной формы в другую.

Причинные связи следует трактовать как направленное взаимодействие, сразу же вслед за причинами в следствии можно говорить о действующей причине. Причины и условия нельзя противопоставлять друг другу, поскольку условие само частично – это причина, а причина – это в какой-то степени условие.

Взаимодействия в теории детерминизма

Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения:

  • причина – это первичное явление, а за ней следует следствие;
  • при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток;
  • причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает.

В теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности, а также ее связи с причинностью и необходимостью. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого.

А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость.


График корреляционной связи явленийСвязи состояний
– это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи.

Что же такое функциональная связь? Такое понятие означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом.

А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего. А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов.

Наиболее развитой категорией детерминизма является научная телеология при условии достаточного развития.

Детерминизм и великие ученые


Механический детерминизм – это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.

Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов. Большинство деятелей Просвещения склонялись к такой точке зрения по поводу детерминизма.

Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком

Бенедикт Спиноза - философ-рационалист. Сделал вывод о том, что необходимость и свобода совпадаютТак, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода.


на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.

В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен, когда выполняют свое предназначение.

Индетерминизм: что это?

В философии также всегда присутствовали идеи и теории, отрицающие необходимость в качестве главной движущей природы и мира. Первоначальной была концепция целеполагания, в основе которой была теория о том, что все процессы являются следствием «божественного произвола». При этом теологические идеи, связанные с «планом свыше», приводят к детерминизму.

Индетерминизм - идея отрицания причинности, противоположен детерминизмуИндетерминизм как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.


В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.

Источник: psiho.guru

1. Детерминизм и индетерминизм

1.1. Детерминизм: основные этапы развития 

Методологический принцип детерминизма является одновременно и основополагающим принципом философского учения о бытии. Сам термин "детерминация" происходит от латинского determine (определяю) и может быть расшифрован как обязательная определяемость всех вещей и явле­ний в мире другими вещами и явлениями. Зачастую вместо преди­ката "определяемость" в эту формулировку подставляют преди­кат "обусловленность", что придает самой формулировке дву­смысленность, ибо создается впечатление, что детерминирую­щие факторы таким образом сводятся только к условиям, хотя последние при всей своей значимости являются лишь одним из этих факторов.


Среди многообразных форм детерминации, отражающих универсальную взаимосвязь и взаимодействие явлений в окру­жающем мире, особенно выделяется причинно-следственная, или каузальная (от лат. causa — причина), связь, знание которой ничем не заменимо для правильной ориентировки в практиче­ской и научной деятельности. Поэтому именно причина высту­пает важнейшим элементом системы детерминирующих факто­ров. И все же принцип детерминизма шире принципа каузаль­ности: кроме причинно-следственных связей он включает в себя и другие виды детерминации (функциональные связи, связь со­стояний, целевую детерминацию и т.д.).

Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, меха­нистического) детерминизма и этап детерминизма посткласси­ческого, диалектического по своей сущности.

В истоках метафизической трактовки детерминизма мы об­наруживаем атомистическую концепцию Демокрита, которая (в отличие от концепции Эпикура) отрицала случайность, прини­мая ее просто за непознанную необходимость. Такой детерми­низм в дальнейшем развивается Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Р. Декартом, Ж. Ламетри, П. Гольбахом и други­ми философами Нового времени. Опираясь на труды своих предшественников и на основополагающие идеи естествознания И. Ньютона и К. Линнея, французский астроном и математик П. Лаплас в работе "Опыт философии теории вероятностей" (1814) довел идеи механистического детерминизма до логиче­ского конца: он исходит из постулата, согласно которому из знания начальных причин можно всегда однозначно вывести следствия.


Интересно отметить, что уже к началу того же самого XIX века под влиянием развития теории вероятностей (которой за­нимался П. Лаплас), социальной статистики и т.д. возник целый ряд вопросов, не разрешимых с позиций лапласовского детер­минизма:

1. Как совместить его концепцию с эмпирическими наблю­дениями, выявляющими отклонения от необходимости, отсутст­вие "чистого" проявления закона во всех его конкретных во­площениях?

2. Как совместить механизм лапласовского детерминизма с теорией вероятностей, оперирующей понятием "случайность"?

В трудах Лапласа здесь противоречия не было, ибо он ис­толковывал субъективистски и случайность, отождествляя ее с незнанием причин, и вероятность, относя ее к нашему знанию о процессе (объекте), но не к самому процессу (объекту)[1]. В действительности же вероятность, как уже говорилось, опреде­ляет степень возможности проявления объективного по своей природе случайного явления.

Размышления над этими вопросами исподволь подтачивали устои лапласовского детерминизма, но прорыв к более широко­му пониманию определенности в мире был осуществлен благо­даря двум эпохальным событиям в естествознании — дарвинов­ской теории происхождения видов и в особенности появлению квантовой механики. Выяснилось, что многие законы, объяс­няющие мир, носят статистический характер, то есть не допус­кают однозначной предсказуемости и, следовательно, являются законами вероятными.

Говоря об этом постклассическом, диалектическом этапе в развитии детерминизма, мы не можем не вспомнить Эпикура, в учении которого о самопроизвольном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже содержалось современное пони­мание детерминизма.

 

1.2. Индетерминизм

Но поскольку сама случайность у Эпикура ничем не определяется (беспричинна), то без особых погрешностей можно сказать, что от Эпикура прослеживается начало и противостоящего детерминизму учения — индетерминизма.

В истории философии известны два вида индетерминизма:

1. Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объектив­ную данность, но и возможность ее субъективистского истолко­вания.

2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объ­ективный характер отношений детерминации, объявляет при­чинность, необходимость, закономерность продуктами субъек­тивности, а не атрибутами самого мира. Это значит (у Юма, Канта, многих других философов), что причина и следствие, подобно иным категориям детерминации, суть лишь априор­ные, т.е. полученные не из практики, формы нашего мышле­ния. Многие субъективные идеалисты объявляют употребление этих категорий "психологической привычкой" человека наблю­дать одно явление следующим за другим и объявлять первое явление причиной, а второе следствием. Разумеется, подобная "привычка" (ошибка) нередко встречается, на что обращает наше внимание элементарная логика, именуя эту ошибку сле­дующим образом: Post hoc ergo propter hoc — "после этого зна­чит по причине этого". Но ведь дело не в ошибках отдельных людей. Дело в том, что наши понятия "причина", "следствие" и т.п. почерпнуты из познания самой объективной действитель­ности, в которой причинно-следственные связи и другие виды детерминации реально существуют.

Вполне   понятно,   что   открытие   статистических (вероятностных) законов было использовано индетерминистами для новых, более аргументированных попыток опровержения детерминизма. Здесь происходило примерно то же, что отмеча­лось и на других участках философского фронта в связи с про­никновением в этот странный, необычный внутриатомный мир: подобно тому обнаружение непонятных и необъяснимых с по­зиций классической науки черт этого мира породило и тезис об исчезновении причинности. На самом же деле исчезли не ма­терия и причинность, а тот предел, до которого мы знали их, наши представления о материи и причинности стали шире и глубже.

 

2. Причина и следствие

2.1. Причинность как "частичка" всемирной связи

Причинно-следственная связь явлений выражается в том, что одно явление (причина) при определенных условиях обязательно вызывает к жизни другое явление (следствие). Соответственно можно дать и рабочие опре­деления причины и следствия. Причина есть явление, действие которого вызывает к жизни, определяет последующее развитие другого явления. Тогда следствие есть результат действия опреде­ленной причины.

В детерминацию явлений, в систему их определенности наряду с причиной входят и условия — те факторы, без наличия которых причина не может породить следствие. Это означает, что причина сама по себе срабатывает не во всяких условиях, а только в определенных. В медицине, например, существует та­кое выражение: "Каждый человек инфицирован, но далеко не каждый является инфекционным больным". Действительно, в каждом из нас могут быть обнаружены те или иные инфекци­онные агенты (палочка Коха и т.п.), но соответствующей болез­нью (в данном случае туберкулезом) человек заболевает только в определенных условиях — хроническое переохлаждение или пребывание в сырости, истощение организма в результате не­доедания, недосыпания и т.д.

Среди условий встречаются более существенные и менее существенные. При этом иногда удельный вес условия в общей детерминации настолько велик, что дает повод для смешения его с самой причиной. Чтобы избежать этого в своей практиче­ской и научной деятельности, нужно всегда помнить, что при всей схожести условий и причины между ними есть принципи­альное различие, причина и следствие связаны между собой ге­нетически, то есть причина порождает следствие, в то время как условие ни в коем случае не порождает, а лишь способствует ее порождению.

Различают условия необходимые и достаточные. Совокуп­ность необходимых условий определяет реальную возможность порождения данного следствия, но эти условия должны быть не только необходимы, но и достаточны, ибо только в этом случае возможность может превратиться в действительность. Категории "возможность" и "действительность" будут нами рассмотрены несколько позже.

В систему детерминации явлений (в особенности общест­венных) зачастую входит повод — тот или иной фактор, обуслав­ливающий лишь момент, время возникновения следствия. Как пра­вило, в качестве повода выступает фактор несущественный, случайный по отношению к основным причинно-следственным связям, поэтому он не может оказать и существенного воздей­ствия ни на причину, ни на следствие. Так обстоит дело с пово­дами, приводящими к началу войн, революций, других истори­ческих событий. Вспомним в связи с этим расстрел демонстра­ции 9 января 1905 года и начало первой революции, убийство австрийского эрцгерцога в Сараеве в 1914 году и начало первой мировой войны и т.д. Во всех подобных случаях повод играет роль пускового механизма, спускового крючка, заставляющего причину срабатывать. Идентичную роль повод выполняет и в других сферах, в частности в развитии научного познания. Од­нажды Н.И. Лобачевскому поручили прочитать курс лекций для казанских чиновников, не имевших среднего образования. По ходу одной из лекций он несколько раз вынужден был возвра­щаться к пятому постулату Эвклида (о параллельности прямых), но каждый раз обнаруживал полное непонимание его чиновни­ками. Тогда Лобачевский решил: "Если постулат не понимают, может быть он не верен?" Повод этот привел Лобачевского к глубоким раздумьям, в результате которых появилась его неэвк­лидова геометрия. Причиной же ее появления, разумеется, были явления более существенные: противоречия, накопившиеся в самой геометрии.

 

2.2. Возможность и действительность

После того как мы познакомились с ос­новными элементами каузальной детер­минации (сама причина, условия, повод), логично перейти к рассмотрению категорий "возможность" и "действительность".

До сих пор, рассматривая категории "необходимость и слу­чайность", "причина и следствие", мы имели в виду действительное (актуальное) бытие предметов и явлений. Но кроме бы­тия действительного существует, как уже отмечалось, бытие возможное, потенциальное, то есть все, что со временем станет действительным, выступает сначала как возможное. Движение, по Аристотелю, и есть "осуществление возможного как такового".

Само понятие "действительность" употребляется в фило­софской литературе в двух смыслах. В широком смысле под действительностью понимается весь реальный мир, и тогда дей­ствительность включает в себя и собственные тенденции, спо­собности к развитию, т.е. возможности. В узком смысле под действительностью имеют в виду не всякое бытие, а лишь сформировавшееся, развившееся.

В этом узком смысле мы говорим о действительности, со­относя ее с парной ей категорией возможности. Возможность есть закономерная тенденция развития объекта, при определенных условиях переходящая в действительность. Тогда действитель­ность есть реализованная возможность. Возможность так же объективна, как и действительность. В этом человек убеждается при созерцании непрерывных изменений в окружающем мире, а также в ходе своей практической деятельности по мере пре­вращения цели (возможности) в результат (действительность).

Любая возможность представляет собой такое состояние в развитии, когда часть необходимых детерминирующих факторов уже налицо, но "комплект" их еще недостаточен, либо такое состояние, когда этот "комплект" уже представлен, но состав­ляющие его компоненты еще недостаточно зрелы. С учетом этого различают возможности реальные и формальные. Под ре­альными возможностями имеются в виду также возможности, которые определяются необходимыми свойствами и связями предмета (например, возможность перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое). Формальные же возможности определяются случайными свойствами и связями предмета, причем это множество случайностей должно пересечься в одной точке. Воспользуемся известным гегелевским примером с ту­рецким султаном, который может стать Папой Римским. При каких условиях это может произойти? Во-первых, нужно, чтобы султан-мусульманин вдруг захотел обратиться в христианскую (и именно католическую) веру, что не вытекает с необходимо­стью из его природы человека, тем более человека такого высокого ранга. Во-вторых, нужно, чтобы он стал католическим священником и дослужился до кардинала, ибо иначе он не мо­жет быть кандидатом в Папы, и весь этот путь тоже унизан слу­чайностями. В-третьих, нужно, чтобы на самих выборах (в этой своеобразной точке бифуркации) он получил предпочтение пе­ред другими, равными ему, а может быть, даже превосходящи­ми его, кандидатами. Согласимся, что такую витиеватую воз­можность превращения турецкого султана в Папу Римского нельзя назвать реальной.

В свою очередь, реальная возможность предстает перед нами в двух ипостасях; в одних ситуациях как возможность аб­страктная, в других — как конкретная. Абстрактной возмож­ность предстает перед нами тогда, когда для ее реализации на данной стадии все необходимые для этого факторы еще не вы­явились, но закономерно должны обнаружить себя на следую­щей. Конкретная возможность связана, таким образом, с пол­ным набором факторов, необходимых для ее превращения в действительность.

В последнее время в связи со становлением синергетики как одного из общенаучных методов выделяют также возможно­сти обратимые и необратимые. Обратимой возможностью назы­вается такая возможность, с превращением которой в действи­тельность первоначальная действительность становится воз­можностью; необратимой — такая, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможной[2]. В качестве примера обратимой возможности можно вернуться к процессу перехода из одного агрегатного состояния в другое: каждый раз для вещества сохраняется воз­можность возвращения в первоначальное состояние, ибо дан­ный процесс представляет собой не развитие, а просто измене­ния. Там же, где налицо процесс развития, мы имеем дело с необратимой возможностью: из стадии "взрослости" никак нельзя физически вернуться на стадию "детства".

Любую возможность, даже формальную, следует все же от­личать от невозможного — от того, что несовместимо с законами природы, общества и мышления и потому нереализуемого. Всем нам со школьной скамьи известен термин "перпетуум-мобиле" — вечный двигатель. Сколько горячих голов в разные века бра­лись за его создание. Но "вечный двигатель" невозможен, ибо сама его идея противоречит важнейшему закону природы — за­кону сохранения энергии.

Уже Гегель отверг метафизическую кон­цепцию, согласно которой следствие все­гда пассивно, не оказывает активного об­ратного воздействия на породившую его причину. В действительности же причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Следствие оказывает извест­ное противодействие и таким образом из пассивной субстанции превращается в активную, начинает выступать по отношению к первопричине как причина. Если прохождение тока является причиной нагревания нити, то в свою очередь нагревание нити изменяет силу тока, то есть видоизменяет причину.

 

2.3. Причина и следствие в их диалектической взаимосвязи

Практика убеждает, что между причинами и следствиями существует многообразная взаимообусловленность. Одно и то же следствие может быть порождено многими причинами. Так, миграция сельского населения в города порождается таким комплексом причин, как неудовлетворенность бытовым и куль­турным обслуживанием, жилищными условиями, содержанием и условиями труда и т.д., целый комплекс причин действует в процессе усиливающейся сейчас миграции из города в деревню (безработица, невозможность прокормиться на пенсию или низкую зарплату и т. д.). В свою очередь, одна и та же причина может вызывать целый комплекс следствий. Переход к инфор­мационно-компьютерному технико-технологическому базису, например, порождает необходимость в новом типе труженика, качественно изменяет условия реализации хозяйственной функ­ции семьи, обеспечивает общество надежными средствами ком­муникации, делает возможным всемирное информационное пространство.

Как соотносятся между собой причина и следствие во вре­мени? Существуют три типа временной направленности при­чинно-следственных связей[3]:

1) детерминация прошлым. Такая детерминация по существу является всеобщей, ибо отражает объективную закономерность, согласно которой причина в конечном счете всегда предшеству­ет следствию. Эту закономерность очень тонко подметил Лейб­ниц, давший следующее определение причины: "Причина есть то, что заставляет какую-нибудь вещь начать существовать"[4];

2) детерминация настоящим. Познавая природу, общество, собственное мышление, мы неизменно обнаруживаем, что многие вещи, будучи детерминированными прошлым, находят­ся и в детерминирующем взаимодействии с вещами, сосущест­вующими одновременно с ними. Не случайно представление об одновременной детерминирующей связи мы встречаем в разных областях знания — физике, химии (при анализе равновесных процессов), в биологии (при рассмотрении гомеостазиса) и т.д. Детерминированность настоящим имеет прямое отношение и к тем парным категориям диалектики, между которыми существу­ет причинно-следственная связь. Как известно, форма любого явления находится под определяющим воздействием содержа­ния, но это отнюдь не означает, что содержание предшествует форме вообще и в своей первоначальной точке может быть бесформенно;

3) детерминация будущим. Такая детерминация, как подчер­кивается в ряде исследований, хотя и занимает более ограни­ченное по сравнению с рассмотренными выше типами место сре­ди детерминирующих факторов, вместе с тем играет заметную роль. К тому же надо учитывать всю относительность термина "детерминация будущим": будущие события еще отсутствуют, об их реальности можно говорить только в том смысле, что они с не­обходимостью наличествуют в качестве тенденций в настоящем (и наличествовали в прошлом). И все же роль этого вида детермина­ции весьма существенна. Обратимся к двум примерам, связанным с сюжетами, о которых уже шла речь,

Детерминация будущим лежит в основе объяснения откры­того академиком П.К. Анохиным опережающего отражения действительности живыми организмами. Смысл такого опере­жения, как подчеркивалось в главе, посвященной сознанию, в способности живого реагировать не только на предметы, кото­рые сейчас непосредственно воздействуют на него, но и на из­менения, вроде бы безразличные для него в данный момент, но в действительности являющиеся сигналами о вероятных буду­щих воздействиях. Причина здесь как бы действует из будущего.

Другой пример связан с причинами перехода от рабовладе­ния к новой, феодальной, общественно-экономической форма­ции. Попытки объяснить этот переход предшествующей ему технической революцией или, по крайней мере, новым техниче­ским уровнем производства оказались неудачными. Положение проясняется только при учете двух обстоятельств. Во-первых, производительные силы общества включают в себя не только технику, но и человека, причем в качестве главной производи­тельной силы, и во-вторых, в понятие "ступень развития произ­водительных сил" наряду с характером и уровнем, как мы виде­ли, входят также и потребности их развития. Переход к феода­лизму стал необходимостью, потому что раб как производитель материальных благ уже не отвечал потребностям развития про­изводительных сил. Таким образом, в данной исторической си­туации принципиальное изменение статуса работника являлось первейшей предпосылкой качественного изменения техниче­ского уровня производства, а не наоборот. Причина здесь дей­ствовала из будущего.

Детерминация будущим имеет прямое отношение ко всей человеческой деятельности, если вспомнить ту известную нам цепочку деятельности, которая начинается потребностями ин­дивида и общества и обязательно включает в себя цель. В ари­стотелевской классификации причин цель выступает как конеч­ная причина (causa finalis)[5]: все, что мы делаем осознанно, мы делаем в силу (а значит — по причине) своей целевой установ­ки.

В последнее время делаются попытки представлять цель более широко, в кибернетическом, обобщенном виде. И тогда цель предстает перед нами как некоторое конечное состояние, к которому стремится система. Разумеется, в такой постановке вопроса много дискуссионного, но содержится и рациональное зерно. Основоположник системного подхода Людвиг Берталанфи называл живые системы "эквифинальными" именно в связи с их способностью достигать одинакового результата, в извест­ном смысле, независимо от начальных условий.

 

3. Непричинные виды детерминации

Беспричинных явлений не существует. Но это не означает, что все связи между явлениями в окружающем мире относятся к причинно-следственным. Как подчеркивалось выше, каузаль­ность — самый существенный и всеобщий, но отнюдь не един­ственный тип детерминации. Наряду с каузальностью (и в отно­сительном единстве с нею) обнаруживаются и такие весьма зна­чимые типы детерминации, как функциональная связь, корре­лятивная связь, связь состояний.

Рассмотрение указанных типов детерминации характерно лишь для постклассической науки и постклассической филосо­фии. Понятно почему: ведь в классической науке (и соответст­венно в философии) господствовал лапласовский детерминизм с его абсолютизацией динамической однозначной причины.

 

3.1. Функциональная связь

 Большой заслугой постклассической науки и философии является, в частности, их пристальное внимание к функционально­му типу детерминации. При этом функциональная связь понимается как такое отношение между объек­тами, при котором изменения каждого из них сопутствуют друг другу. Именно "сопутствуют", а не "причиняются" друг другу. Как правило, объекты, находящиеся между собой в функцио­нальном взаимодействии, связаны генетически (каузально) лишь в том смысле, что являются производными одного и того же основания. В самой же функциональной связи объектов от­сутствуют главные признаки причинно-следственной связи — производительность (объекты не производят друг друга), ассиметричность во времени (они сосуществуют, одно из них не предшествует другому), необратимость.

Разницу между каузальной и функциональной связью по­пытаемся проиллюстрировать на таком примере. Некоторые философские школы, желая объяснить трагедии двадцатого века (две мировые войны, кровопролитные революции), связывают их с выходом в конце XIX, и особенно в двадцатом веке, на авансцену истории радикально настроенных, но недостаточно культурных народных масс. Спору нет, выход масс в сферу ак­тивного исторического творчества сопровождается значитель­ными и долгосрочными социокультурными издержками, хотя в целом и представляет собой явление прогрессивное. Но нельзя рассматривать активную деятельность масс как причину указан­ных трагедий: сам этот выход масс на авансцену истории был следствием неприемлемого для них антигуманного хода общест­венного развития. Следовательно, между этими трагедиями и невиданной доселе активностью масс связь не причинно-следственная, а функциональная.

 

3.2. Коррелятивная связь

Во многих отношениях с функциональной связью сходна коррелятивная связь — вза­имная зависимость явлений, обнаруживаю­щаяся в их соотнесенности, в их соответ­ствии друг другу. Так же как и функциональные, коррелятивные связи суть связи сосуществования, одновременности; так же как и функциональные, они, не будучи причинно-следственными, в то же время предполагают "впереди себя" какую-то общую при­чину, приводящую к такой соотнесенности, соответствию. Но если функциональная связь обычно бывает более или менее прозрачной, и ее основание выявляется без особых трудностей, то при коррелятивных связях такое "прояснение" осложняется наличием между соотнесенными явлениями целого ряда проме­жуточных, опосредующих факторов. Так, уже давно было заме­чено, что совершенно белые кошки с голубыми глазами всегда или почти всегда оказываются глухими, но объяснить подобную соотнесенность стало возможным только сегодня, исходя из за­конов генетики.

Коррелятивные связи вообще сначала были открыты в биологии — Ж. Кювье, а затем Ч. Дарвиным. Свой "закон со­отношения роста" Дарвин интерпретировал как закон, согласно которому известные формы отдельных частей органического существа всегда связаны с определенными формами других час­тей, не находящихся, казалось бы, ни в какой связи с первыми. "Казалось бы" — ибо на самом деле находятся, но связь эта за­вуалирована, еще должна быть выявлена.

Сегодня коррелятивные, соотносительные связи изучаются многими науками, и знание о них имеет не только сугубо теоре­тическое, но и большое прикладное значение (в том числе ис­пользуется в технике).

 

3.3. Связь состояний

У каждого объекта существует, по крайней мере, два типа отношений: взаимодейст­вие данного объекта с другими объектами и отношение разных состояний одного и того же объекта[6]. Это разные отношения. Взаимодействие объекта с другими телами носит динамический (силовой) характер, вызывает его изменения и потому является причиной. Состояние же тела в данный момент хотя и влияет на состояние этого тела в последующий момент времени, не носит причинного ха­рактера.

Какой же элемент детерминации выражает собой в таком случае предшествующее состояние объекта по отношению к его нынешнему состоянию? Очевидно, таким элементом, выра­жающим сущность связи состояний, выступает условие, о роли которого в детерминационном комплексе уже шла речь. Такой вывод ни в коей мере не является уступкой так называемому кондиционализму учению, которое смешивает условия с при­чиной, отождествляет их, а в некоторых своих вариантах даже попросту подменяет условиями причину.

Итак, предшествующее состояние выступает как фактор, определяющий собой не только само порождение конкретными причинами последующего состояния объекта, но и многие ха­рактеристики этого состояния (его форму, масштабы, времен­ные параметры и т.д.).

Закономерную связь состояний мы ощущаем сегодня, яв­ляясь невольными свидетелями (а многие и активными участ­никами) происходящих в России изменений. Доперестроечное состояние общества не кануло в лету, оно во многом обуслов­ливает пределы возможных сегодня реформации. Во-первых, сохраняется тип массового сознания, характерный для преды­дущего состояния общества. Во-вторых, не в пользу начавшихся реформ срабатывает сравнение двух состояний — предыдущего и настоящего — по многим важным бытийным характеристикам (уверенность в завтрашнем дне, уровень материального благо­состояния большинства, степень социальной защищенности и т.д.). Если же брать еще шире, то все, наработанное в предше­ствующих состояниях российской истории, все наше социокультурное достояние обусловливает имидж сегодняшних измене­ний.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем разница между понятиями "детерминизм" и "каузальность"?

2. Какие два типа детерминизма известны в истории науки и философии?

3. Сохраняется ли причина неизменной в процессе осуще­ствления своего действия?

4. На каком основании мы можем говорить о возможном, то есть о том, чего еще нет?

5. Как отличить реальную возможность от формальной?

6. Как соотносятся между собой причина и следствие во времени?

7. Какие Вы знаете непричинные виды детерминации?

8. Встречаетесь ли Вы с коррелятивными связями в изу­чаемых Вами специальных науках?

9. В чем несостоятельность кондиционализма?

 

 

 

Источник: vpnews.ru

Детерминант — что это такое в языкознании и математике

Понятие «детерминант» (от лат. determinare – ограничивать, определять) используется в русском языке и математике.

В языкознании детерминанты – это члены предложения, которые служат для распространения и не связаны с другими его членами.

Они часто находятся в начале предложения и выражаются разными способами:

  1. существительными («ПОЕЗДКА В НЕТЕРПЕНИИ казалась особенно долгой»);
  2. обстоятельствами («У МЕНЯ нет сил»);
  3. наречиями («ПО СОВЕСТИ управляющий должен был бы сам уйти с предприятия»);
  4. причастными и деепричастными оборотами («ВОПРЕКИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, удача улыбнулась нам»).

Определения в роли детерминанта не используются. Существительные и местоимения часто употребляются с предлогами.

Детерминанты свободно присоединяются к разным предложениям и формируют его смысловую структуру, нередко являясь её обязательным компонентом. В одном предложении — особенно в разговорной речи — может встречаться несколько подобных словоформ («Для тебя у людей одни только отговорки»).

Детерминант был впервые открыт лингвистом Н.Ю. Шведовой – соавтором известного русского толкового словаря. Она выделила главный отличительный признак – отсутствие грамматической связи между детерминантом и глаголом («В город ожидается приезд высокопоставленного чиновника»).

В толковом словаре иностранных слов имеется ещё одно значение слова (употребляется только в мужском роде).

В высшей математике детерминант – это определитель – выражение, составленное из элементов квадратной матрицы, для решения линейных систем уравнений. Найти детерминант можно с помощью определённого алгоритма.

Детерминизм примеры

Используется в задачах из разделов математического анализа и аналитической геометрии. В теории вероятности определитель матрицы называют дисперсией многомерного случайного признака.

Что такое детерминанта

Детерминанта – это любое причинное или предшествующее условие какого-либо события, явления, процесса (может использоваться в женском, мужском или множественном числе). Близкие по значению слова (синонимы) – фактор (что это такое?), обстоятельство.

Например, детерминантами агрессивного поведения является не только возможная провокация (что это?) со стороны жертвы, но и особенности воспитания человека, среда его обитания, особенности нервной системы и характера.

Детерминизм примеры

Термин употребляется во многих областях и сферах человеческой жизни:

  1. детерминанты заболевания;
  2. детерминанты успешности;
  3. детерминанты рыночного спроса;
  4. детерминанта валютного курса.

Ещё яркие жизненные примеры употребления слова: «Сбалансированное питание – важный детерминант здоровья». «При алкогольном психозе галлюцинации детерминируют поведение человека».

Детерминированный — это значит предопределенный

Это слово является антонимом (что это такое?) для слова хаос. Последний непредсказуем, а детерминированный процесс характеризует то, что его исход полностью определен алгоритмом, значениями входных переменных и начальным состоянием системы.

Детерминизм примеры

Детерминированный – это значит предопределённый, зажатый в жесткие рамки, из которых не вырваться.

В приведенном видео девушка довольно доступно рассказывает про детерминированный конечный автомат (с конечным числом возможных состояний), который является хорошей иллюстрации значения этого термина:

Детерминизм примеры

Детерминизм — что это такое

Слово происходит от латинского «determinare», что в переводе означает ограничивать, очерчивать, определять границы, определять.

Детерминизм примеры

Вопрос о причине возникновения различных явлений волновал людей во все времена. Понимание об их закономерности появилось ещё в античный период:

  1. в Древней Греции причинно-следственные связи происходящих процессов изучали философы Демокрит и Левкипп;
  2. в Древнем Китае детерминистические процессы легли в основу даосизма: Лао-цзы называл их законами бытия, которые не подчиняются ходу времени и создают универсальное единство мира;
  3. в Древней Индии причинность явлений объяснялась тесной связью кармы и перерождения (взаимообусловленность поведения человека и перерождения в будущей жизни).

Детерминизм примеры

Теория детерминизма постоянно наполнялась новыми знаниями и развивалась. Первоначально значение термина ограничивалось только выделением причин, обуславливающих какие-либо события без учёта влияния случайностей.

Детерминизм примеры

В современном понимании детерминизм – это теория, которая объясняет явления, произошедшие при определённых обстоятельствах, определённой связью и логикой.

Синонимы слова:

  1. предопределённость;
  2. провидение;
  3. фатализм (что это?).

Теория закономерности и взаимодействия процессов и явлений нашла отражение в философии и психологии, используется для обоснований многих научных явлений.

Это понятие в философии и психологии

В философии детерминизмом обозначают концепции, признающие обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений:

  1. внутренний мир человека;
  2. окружающую среду;
  3. некоторую первичную реальность (Бог, природа или космос).

С появлением теоретико-вероятностных методов исследования концепция причинности была признана несовершенной. Первичными оказались статистические закономерности, которые выражают «средние» состояния множества величин. Они стали первоосновой моделей вероятностного мира.

Полностью противопоставляется детерминистским взглядам индетерминизм – это философское направление, последователи которого полностью отрицают причинность явлений и их связь.

Детерминизм примеры

В психологии

Детерминизм в психологии объясняет особенности формирования психики человека.

Он представляет собой модель, состоящую из трёх факторов, которые влияют на происходящие события:

  1. окружающая действительность;
  2. личностные качества человека;
  3. поведение.

Среда влияет на проявления характера человека и его поведение, как и само поведение зависит от окружающей действительности.

Например, застенчивая девочка пришла впервые в новый класс, садится на свободное место на задней парте. Но один из одноклассников приветливо приглашает новенькую сесть рядом, что она и делает. Получается, что окружающая среда внесла коррективы в обычный уклад жизни девочки и изменила её поведение.

Источник: KtoNaNovenkogo.ru

Объяснение понятия «детерминизм»

«Детерминация» — латинское слово, которое переводится, как — «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.

Понятие «детерминизма» в философском взгляде — учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.

Происхождение термина «детерминизм»

Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.

фото 1133

Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл — обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.

Существует другая точка зрения — противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.

Формирование детерминистского взгляда в античный период

Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.

В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.

В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.

Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.

Однозначный детерминизм

Это понятие не столько философское, сколько относится к физике и механике. Однозначный детерминизм является фундаментом этих направлений науки. Это понятие обозначает влияние определенных внешних факторов и условий на начальное состояние материальной системы. Это влияние жесткое, однозначное, оно решает дальнейшую историю существования материальной системы. Если что-то происходит случайно, утверждали приверженцы этого направления, это не изученное явление — случайности как таковой не бывает.

Удачно иллюстрировать однозначный детерминизм можно на примере 2 закона Ньютона. Также представления поля в электродинамике (Максвелл) привели к важному выводу — состояние поля в настоящем времени не зависит от окружающей ситуации на расстоянии. Здесь работает закон близкодействия — на поле влияет те условия, что сложились в близости от него.

фото 1134

Принцип однозначности влияния причин виден и в других теориях физики:

  • масса (вес предмета) зависит от скорости движения;
  • течение времени и кривизна пространства зависят от распределения масс;
  • мощность гравитационного поля однозначно влияет на течение разных процессов;
  • движение масс в пространстве оказывает влияние на тяготение.

Во всех этих примерах работает теория однозначной детерминации в философии. Но наш мир многогранен, не все процессы жестко зависят друг от друга. Есть обстоятельства, при которых не прослеживается четкая взаимосвязь процессов и предметов.

Описание вероятностного детерминизма

После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.

Основы современного детерминизма

Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:

  • первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность — это классическая модель;
  • между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
  • одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.

Представители детерминизма и индетерминизма

Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира. Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов.

Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок.

фото 1135

Представителями современного взгляда на детерминизм, как синегретическую концепцию, являются В.П. Бранский, В.В. Мантатов, Д. Блохинцев, К. Никольский и другие.

Детерминизм и индетерминизм — два полностью противоположных философских движения в области роли и места причинности. Последователи детерминизма уверены в объективном характере причинности. Сторонники индетерминизма, напротив, полностью отрицают объективную причинность, да и причинность в общем.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.