Духовная любовь 5 букв

Есть два вида любви, как два источника радости: теофилия – любовь к Богу, которая одухотворяет человека, преображает его, делает сопричастником ангельской радости; и космофилия – любовь к космосу, видимому миру, упоение бытием, радость и наслаждение красотой божественного творения, которое заменяет Самого Творца. Любовь к Богу по своей природе – духовная любовь, возникающая при действии благодати; а любовь к миру и того, что в мире – душевная любовь, принадлежавшая к эмоциональной сфере человека. Но надо отметить, что душевная любовь и космофилия не тождественны друг другу. Есть нравственные и благородные виды душевной любви, как семейная любовь, патриотизм, дружба и т.д. Но мы здесь говорим о космофилии, как мировосприятии и мировоззрении, как о явном или скрытом обожествлении космоса.


Теофилия это религия духа; космофилия – религия плоти. Космофилия обращена к космосу – он предмет любви человека. Эта любовь может доходить до вдохновения и экстаза. Человек ощущает себя частицей грандиозной реалии космоса, струей его энергии, лучом его света. Он может верить или не верить в Бога, но, на самом деле, в его глубоком мироощущении космос является божеством. Для него космос это чаша, кипящая жизненной силой, бесконечность во времени и пространстве, от которой захватывает дух человека, песнь, которая звучала и будет звучать вечно. Религия космоса это влюбленность в него и трепетное созерцание его феерической красоты.

Космофилия это радость и наслаждение самим бытием. Для античных космофилов Бога вне космоса не существовало; для современных – Бог является только мертвой абстракцией. Космофилия это призыв к человеку почувствовать свое единство с вселенной, ощутить ее творческие силы и энергии, почувствовать в своей груди мощное дыхание космоса, осознать, что человеческая природа часть универсума. Космос материален и телесен, поэтому в язычестве ярко проступает восхищение и поклонение человеческой плоти. В античном искусстве культ телесной красоты возведен на высокую степень. Человек – высшее проявление живого космоса, отсюда наивный антропоморфизм языческой религии и прометеевский гуманизм мифологии. Язычество являлось теологией радости и красоты, но теологией, в которой не было Бога: Его место заняли космос, в своем величии и мощи, и человек, в своих интеллектуальных взлетах и страстных чувствах.


язычестве не было учения о возрождении человека, его заменял катарсис мистерий и театральных постановок, где героизм и добродетели в столкновении с неумолимым роком получали трагическую развязку. Катарсис мог оказать только временное воздействие на душу человека – как от удара смычка по струнам возникает и тотчас исчезает звук, похожий на стон умирающего. Рецидив языческого гуманизма ярко проявился в ренессансе. Это призыв от Христа к Пану, от красоты Божества – к красоте космоса и человека, от духа – к плоти.

Язычество было религией космической красоты и человеческих наслаждений, и на этом фоне христианство представлялось античному миру фанатичной сектой, религией черни и невежд, учением, отнимающим у людей то счастье, которое дарует им жизнь, мрачным призраком смерти во время пира. Для язычников христиане были людьми, лишенными чувства красоты, ненавистниками жизни, врагами государственных устоев, чумной язвой, которая угрожает существованию самого человечества.

Христианство высветило иллюзорность языческой космофилии. Оно обнажило трагичность человека, его греховную поврежденность, внутреннее безобразие, его демоноуподобление, то, что старалось скрыть или не знать язычество.

Христианство открыло людям существование духовного, невидимого, вечного мира, и раздвинуло горизонты человеческого бытия до бесконечности, где сам космос мыслится не как божество, а скорее как подножие ног человека, рожденного для неба.


Христианство открыло в человеке его истинное богоподобие и, вместе с тем, показало глубину его падения, безобразие его страстей и путь к другой радости – радости преображения, радости богообщения, радости не только эмпирического бытия, но возвращенного рая, радости благодати – божественной силы, которая возрождает человека и делает его из сына земли сыном неба, из искры, возникающей и гаснущей во времени, причастником вечного света Божества.

Христианская нравственность имеет своим источником теофилию, а языческая – космофилию. Гностицизм, католичество, ренессанс, протестантство и теософия это отступление от теофилии в сторону космофилии. Если смотреть на атеизм как на вид религии, то его сущность – тоже космофилия. Космофилия не дает твердых нравственных устоев. Человек находится в постоянной зависимости от внешнего; он должен или приспосабливаться к нему, или же принять его как неизбежное, или стараться приспособить внешнее к себе.

Космофилия в существе своем трагична. Найти опору в космосе невозможно, там властвует тление и смерть. Человек как частица космоса обречен на уничтожение. Чрезмерная антропофилия превращается в антропофагию, в которой исчезает сам человек. Теряя чувство вечности и своего богоподобия, он теряет самого себя, свою внутреннюю самотождественность и превращается в калейдоскоп внешних, сменяющих друг друга впечатлений.


стремится найти счастье и благополучие в приобретении внешнего, которое на самом деле чуждо человеческой душе. Космофилия не может удовлетворить высшие потребности человеческого духа, она бессильна возродить человека, уничтожить диссонансы зла и греха в нем самом и окружающей его среде. Это радость опьянения, которая может дать забвение от тягот жизни, но не сделать человека счастливым. Поэтому космофилия это драматический оптимизм.

Сделаем некоторое отступление. Как мы сказали, теофилия – духовная любовь, а космофилия – душевная. В природе человека можно различить дух, душу и тело. Дух это высшая сила души, это око, устремленное к Богу и способное созерцать невидимый метафизический мир. Другое око души устремлено на землю; собственно эту низшую часть неделимой души мы и называем душой. Тело, душа и дух имеют свои потребности. Но истинную радость человек получает только тогда, когда удовлетворяются потребности духа. Духовная радость переживается человеком как глубокий покой, как истинное счастье, которое обрел человек не в этом миру, а скорее в отречении от мира, не через удовлетворение своих страстей, а через их укрощение. Эта радость воспринимается как незримый свет, ощущается как особое тепло души – тепло пробудившейся жизни. Это радость, которая никогда не пресыщает человека, а в которой раскрываются все новые тайны бытия и глубины его собственной души. Именно ощущение этой неземной радости давало силу христианским мученикам идти на пытки, отдавать все, даже жизнь, чтобы не потерять эту радость. Ради нее преподобные уходили в монастыри, затворы и пустыни, углублялись умом в свое сердце, как бы скрывались в нем, чтобы не рассеивать эту радость другими мимолетными, эфемерными радостями мира и собственных эмоций. Духовная радость давала праведникам твердость камня во время искушений и испытаний.


Исполнение одних душевных, а тем более телесных потребностей не могут дать человеку истинной радости. Сколько богатых людей были в своей жизни глубоко несчастны. Скольким царям их корона казалась раскаленным обручем. Сколько великих полководцев было побеждено своими мелочными страстями. Сколько людей с ярким эмоциональным миром и тонким эстетическим чувством, давших вечные образцы искусства, переживали глубокий кризис и трагически кончали жизнь. В противоположность этому удовлетворение потребностей духа делают человека счастливым, в каком бы состоянии он не был, в каком бы положении не находился, какую работу бы он не исполнял.

Душевная любовь выборочна, она не может любить всех: одних она любит, как бы привязывается к ним; другие для нее безразличны, словно их не существует; к третьим душевный человек питает неприязнь. Сама душевная любовь не свободна от эгоизма. Она зависит от меняющегося настроения человека, от отношения к нему окружающих, и часто гаснет также быстро, как и возникает, и одни душевные привязанности сменяются другими. Страстная любовь может выражаться в сильных эмоциях души – как высоко вздымаются волны моря во время бури, но она полна внутреннего смятения и тревоги. Как часто человек, одержимый такой любовью, причиняет боль себе и тому, кого он любит.


Неразделенная любовь превращается в драму, а разделенная – из поэзии в прозу. Духовная любовь включает человека в вечность, а душевная любовь это нить, которая может порваться в любое мгновенье: редко, когда она достигает до кладбища и кончается у могилы. Чаще разочарование или ревность разгрызает своими зубами эту нить.

Духовная любовь думает прежде всего о вечной жизни, а душевная о земной. Душевная любовь – природное свойство человека; духовная любовь это возможность, которая осуществляется при помощи благодати. Духовная любовь это, прежде всего, любовь к Богу; ее следствием является любовь к людям, это как бы второй отраженный свет. Без лучей не может существовать солнце, а без солнца не могут существовать его лучи. Любовь к Богу проявляется через любовь к людям; любовь к людям имеет своим источником любовь к Богу.

Многие люди не могут отличить космофилию, имеющую пантеистический характер, от любви к Богу, а душевную любовь к людям от духовной любви. Как человеку узнать имеет ли он духовную любовь? Первый ее признак – желание молиться за своих обидчиков, обращение с клеветниками и соперниками, как со своими друзьями, тайная милость причиняющим зло. Второй, это чувство радости и утешения в сердце, когда человек прощает все обиды, ложь, клевету, обман и желает вечное спасение своим врагам.


етий признак, когда человек во всех несчастьях и недоразумениях винит только себя, а других оправдывает. Четвертый, когда он считает себя хуже и грешнее всех людей, как бы лежащим под ногами всех. Пятый, когда он любит одиночество больше многолюдия и предпочитает уединенную молитву беседам с людьми. Шестой, когда он благодарит Бога за страдания как за милость и возможность прикоснуться устами к той чаше, из которой пил Господь. Седьмой признак, когда он ничего не считает в этом мире своим, а только данным ему на время и ни к чему не привязывается душой. Восьмой признак, это непосредственное свидетельство самого сердца, которое обрело то, что искало и не находило в миру – глубокий покой чувств и помыслов, в котором нет смятения, тревоги и противоречий. Девятый, спокойствие, с которым человек ожидает смерть, как преддверие воскресения.

Жизнь христианина должна стать путем к стяжанию духовной любви. Здесь необходимы постоянный труд, аскеза, борьба со страстями, покаяние, послушание и смирение. Отсутствие духовной любви проявляется в тревоге и недовольстве, в непрестанной погоней за внешним, в неблагодарности тем, что имеет человек, и в нетерпеливом желании переменить обстановку, как будто от нее зависит внутреннее неустройство жизни. Обладатель духовной любви борется с двумя врагами: демоном и своими страстями. Обладатель душевной любви борется с людьми, мало обращая внимание на свои нравственные язвы и забывая о существовании демонического мира.


ховная любовь проста и скромна, она молчалива и строга. Она подобна скрытому сокровищу – золоту, завернутому в холст. Душевная любовь многоречива и красноречива; она похожа на украшенный ларец, внутри которого хранятся медяки. Духовная любовь дает человеку свободу, она сама – дыхание вечности. Страстная любовь делает человека или рабом или рабовладельцем, а иногда одновременно одним и другим.

Настоящий век это время катастрофического оскудения любви, как в общественной, семейной, так и в религиозной жизни. И, в тоже время, слово «любовь» стало модным, потеряв свой первоначальный глубокий смысл. Оно лишилось чистоты и целомудрия, и сделалась какой-то мутной, блудной, всеядной любовью, нередко превращающаяся в предмет спекуляций, которой хотят оправдать всякое беззаконие и безобразие, и эту любовь стали называть духовной, а иногда даже приписывать ее Богу.

Мы не отождествляем душевную любовь с порочной любовью, но предостерегаем, что если свойства духовной и душевной любви не будут четко и ясно определены и разграничены, а, напротив, искусственно смешаны, то душевная любовь как узурпатор займет место духовной и тогда нравственная деградация христиан и богословский хаос в Православии станут неизбежны.

Источник: pravoslavie.ru

Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении.


и такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус. Любовь — спорт, любовь — игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге. Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.


Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ. Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви. (с) источник

Источник: 1way-to-english.livejournal.com

Духовная любовь

Родионов Виталий Константинович

1.
Любовь к Богу одухотворяет мир вокруг нас, дарит радость и счастье.
Вечное счастье станет неотъемлемой частью нашей сущности в Небесных просторах, к чему стремится человеческая любовь.
Духовная любовь не отвергает ни брачных уз, ни моральных норм общества. Она вносит в жизнь гармонию и красоту.
Мать дарит нам жизнь, Всевышний – любовь!
2.
Кто любит человека – почтительно относится к Богу, в образе которого заключены лучшие наши качества.
У каждого – свой Бог. У каждого своя любовь, однако Творец любит всех без исключения.
Человеческая любовь индивидуальна, но пронизана Божественным светом.
Любовь к Богу зажигает искру жертвенной любви.
Счастье – это и Божья милость, и повседневный труд во имя любимого существа.
Из купели Свободы, Любви и Мудрости человек выходит духовно обновлённым.
3.
Духовная любовь опирается на Добро, Милосердие, Сострадание, побеждает зло в мире и создаёт Царство счастья на этой грешной земле.
У праведников сермяжная любовь: она прекрасна, трудна, проникнута состраданием и возносится к Отцу Небесному.
Люди воспринимают любовь как дар Божий, не понимая, что за неё нужно мучиться, страдать, приносить ей жертвы.
С любовью и милосердием душа человека воскресает для вечной жизни.
Духовный закон гласит: «Принося радость другим – сам обретёшь счастье».
Тот, в чью душу проник ласковый свет Неба и кто искренне сочувствует ближнему, непременно встретит любовь.
По тому, насколько человек искренен и открыт людям, можно сделать вывод о его душевной щедрости и желании любить.
Трепетно относиться к любимому человеку – это способность кротких и верных людей.
Любовь – это готовность жить не только «в себе», но и «в другом» – таково незыблемое правило духовности.
Жертвенная любовь спасительна – это любовь Иисуса Христа.
Мир создан из материи и озаряется светом Божественной любви.
Когда человек открыт свету духовности, когда его сердце преисполнено любви к миру, житейские неурядицы перестают волновать его.
От физических недугов не предохраняет ни богатство, ни гениальность, ни слава. Единственное, что в наших силах, – это сделаться полноценным духовным существом – тем, кто будет счастлив в слиянии с Богом.
В каждом человеке есть светлые и тёмные стороны души. Любовь проявляет его лучшие качества, духовность и веру в Бога.
Искренне любящие – всегда духовно здоровы.
Человек в духовной любви свободен от гнёта внешних обстоятельств.
Любовь к Богу избавляет нас от зависти и тщеславия.
Творец предлагает человеку весь мир, хотя последний удовлетворяется тремя аршинами семейного уюта.
Жизнь не представляет из себя бесконечную цепочку удач. Не потому ли Отец Небесный посылает нам испытания, чтобы мы по достоинству ценили минуты счастья?
4.
Духовная любовь – лилия на водной глади, плотская – ряска и тина.
Духовная любовь очистительна, в её струях человек смывает с себя грязь безнравственности.
Не нужно подставлять другую щёку тому, кто ударил тебя. Достаточно перекрестить его.
Духовная любовь, как благородный металл, не подвержена коррозии предательства и лжи.
Светом духовной любви человек озаряет тьму невежества, вражды и ненависти. Он – факел в руках Всевышнего.
Духовную любовь не опаляют вспышки страстей; она горит ровно, как лампада.
Чтобы сбросить оковы страстей, нужно прозреть духовно и устремить свой взор в голубую высь Неба.
Дух, как меч, рассекает змеиный клубок страстей.
Духовная любовь освобождает нас от эгоизма и грубых чувств.
Любовь отвергает тёмные инстинкты и ведёт человека в светлый мир духовности.
Духовная любовь преодолевает ужас смерти. Порыв к Небу настолько силён, что нам совсем не важно знать, как высоко мы поднимаемся над землёй…
Духовная любовь направлена на то, чтобы человек жил в полной гармонии с миром и собой.
Достичь пика духовной любви не менее трудно, чем покорить Эверест. Увы, жить там невозможно из-за пронзительного холода, разрежённого воздуха и ослепляющего ультрафиолета солнца.
Любовь устремляется из мрака жизни туда, где царит ослепительный Божественный свет.
5.
В идее Бога сконцентрирована наша любовь к человечеству, в образе Вселенной – стремление к бесконечности и бессмертию.
Любовь даётся духовно чистым людям, которые не мыслят себя без Веры в Бога.
Люди, духовно близкие к Богу, чисты перед своей совестью и целомудренны в любви.
Красивой и чистой любви достигают те люди, чья душа обращена к Богу, кто не променял стремление к духовному совершенству ни на какие земные блага.
Не испытывая священного трепета перед Богом, не узнаешь, что такое истинная любовь.
Высшее предназначение любви – навечно воссоединиться с Отцом Небесным.
Когда в тебе Бог, ты преисполнен любви и счастья.
Любовь, обращаясь к Небу, словно чистой утренней росой омывает душу человека.
Человеческая любовь устремляется ввысь на крыльях Божественного Духа мечты о счастье.
Духовная любовь дарует нам наивысшее счастье, приближает наш внутренний мир к Престолу Творца.
Если в сердце человека есть любовь к Богу, то его земная любовь будет свободной.
Любовь к человеку и любовь к Богу – это разные уровни прекраснейшего из наших чувств.
Свобода – это стремление духа в бесконечное пространство. Между людским обществом и Космосом есть связующее звено – любовь.
6.
Духовная любовь преломляется в гранях кристалла чистого и целомудренного сердца.
В любви к Богу мы обретаем душевный мир и гармонию.
Духовность и доброта – ценнейшие качества любви.
Любовь ко Всевышнему наполняет человеческое сердце сочувствием, состраданием, святостью.
Смиренные перед Богом способны любить самоотверженно и бескорыстно.
Духовная любовь пробуждается тогда, когда в сердце начинают бить колокола восторга перед Творцом мира.
Что такое дух?

Это безмятежность души и ясность ума. Состояние, известное мудрецам и влюблённым.
Любовь, озарённая Божественным светом, мудра и спокойна. Влюблённым неведомо смятение духа.
Когда Божественное Слово проникает в сердце, ты счастлив, ты словно в раю. Духовная радость оживляет каждую твою клеточку.
Огонь духовной любви загорается в том, кому ведомо чувство благодарности к Творцу.
Источник любви – Бог. Он одухотворяет земные чувства, в том числе и самое прекрасное из них.
7.
Бог – это поток чистой духовной энергии, который рождает в нашем сердце Любовь.
Любовь созревает в духовном общении с Богом.
Если любовь не стремится в обитель Божественной красоты – она вскоре зачахнет.
Любовь будет вечной, если её постоянно орошает духовная радость.
Духовная любовь неувядаема, будто вечнозелёный ливанский кедр.
Духовная любовь свободна от земной скверны, она чиста и прозрачна, как горный хрусталь.
Творец щедро усеял ночное небо звёздами для услады влюблённых и пристального взора мудреца.
Кто не видит в любви высокого духовного смысла, подрезает ей крылья.
Духовная любовь – это дельтаплан, поднимающий нас в лазурные Небесные просторы.
Духовная любовь дарит блаженство, будто мы в соломоновых рощах, где воздух исполнен прохлады и ароматов.
Над чистой духовной любовью сияет нимб святости.
Три ступени ведут к престолу Творца – Любовь, Мудрость, Истина!

© Copyright: Родионов Виталий Константинович, 2012
Свидетельство о публикации №212050900976

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Родионов Виталий Константинович

Рецензии

Написать рецензию

А по моему Любовь, Мудрость, Истина ведут не к престолу мифического бога а к ЧЕЛОВЕКУ!!!Свободному человеку.Не зашеренному шелухой религии и её служителей.
Валерий Ольгин 11 09.05.2012 16:28 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Уважаемый Валерий!
Благодарен за рецензию. Мне кажется, что Человек с большой буквы будет таковым, если построит миф о Создателе мира — абсолютно идеальной сущности. С её помощью он по-возможности откажется от своего животного эгоизма. В противном случае Человек с большой буквы превратится в человека с маленькой буквы.
Родионов Виталий Константинович 10.05.2012 11:02 Заявить о нарушении

Уважаемый Виталий,а что такое ЖИВОТНЫЙ ЭГОИЗМ???Я не понимаю этого значения.Животные пользуются только инстинктами.Врожденными либо приобретенными.На уровне подсознания.Человек стоит несколько выше животного тем,что может соизмерять свои желания и поступки.И насколько он их соизмеряет и есть кто он-человек или Человек.
С уважением
Валерий.
Валерий Ольгин 11 10.05.2012 11:43 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Родионов Виталий Константинович

Источник: nebofilms.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.