Духовная сфера — это область создания и освоения духовных благ. Элементами духовной сферы являются духовные потребности как источник духовной деятельности общества, средства осуществления духовного производства, а также субъекты духовной деятельности. Духовные ценности — главный элемент духовной сферы — существуют в виде идей и материально воплощаются в виде языка, произведений искусства и т. д.

Духовная сфера включает университеты и лаборатории, музеи и театры, художественные галереи и научно-исследовательские институты, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д. У этой сферы три главные задачи.


ука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях, т. е. создавать авангардные технологии, проекты космических кораблей, расшифровывать старинные тексты, описывать законы вселенной и т. д. Образование призвано передавать открытые учеными знания последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные преподаватели. Культура призвана создавать вненаучные, а именно — художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает основой духовной культуры любого общества. 1

 

Понятие культуры

  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 2

Основные функции культуры

  • познавательная — это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
  • оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализации — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. 3

 

Формы и разновидности культуры. Типология культур:

 

Формы и разновидности культуры.

  • по связи с религией: религиозная и светская;

  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Различают также материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру. Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями. 4


 

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная культура

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.


Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень.


 

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.


 

Массовая культура

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность. 5


Экранная культура — вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.). 6

 

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура — это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.


Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Одной из форм культуры, связанной с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира является искусство.

Основные направления искусства:

  • Танцы,
  • Музыка,
  • Живопись, скульптура,
  • Архитектура,
  • Литература и фольклор,
  • Театр и кино,
  • Спорт и игры.

Спецификой искусства как творческой деятельности является то, что искусство является образным и наглядным и отражает жизнь людей в художественных образах. Для художественного сознания характерны также специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

Одним из видов культуры являются также средства массовой информации (СМИ).

СМИ — это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ. 7

Источник: oege.nnewer.ru

Основные сферы жизнедеятельности общества: функции и характер

Взаимодействия.

 

Москва 2008

Основные сферы жизнедеятельности общества

 

Отечественными исследователями, как правило, выделяются четыре основные сферы жизнедеятельности современного об­щества[1]. В качестве таковых выступают духовная, производственно-хозяй­ственная, социально-политическая и публично-властная, каждая из которых призвана выполнять лишь внутренне присущие ей функции[2] и представлена своими носителями. (См. рис.1)

Сферы Формы существования (осуществления) Функции
Духовная Политическое и правовое сознание, мораль, религия, ис­кусство, философия, наука Формирование и расширенное воспроизводство качественно определенных морально-этических ценностных установок (ориентаций) во всех сферах осуществления жизнедеятельности общества, элементах их структуры и у каждой отдельно взятой личности.
Производственно-хозяйственная Предпринимательская и иная хозяйственная деятельность в рамках предприятий всевозможных организационно — правовых форм и форм собственности. Производство материальных благ, удовлетворение материальных потребностей личности и общества в целом
Социально-политическая Деятельность самоорганизующихся и саморегулирующихся структур гражданского общества Консолидация, артикуляция и лоббирование родственных, однотипных интересов
Публично-властная Органы государственной власти и управления федерального уровня Органы государственной власти и управления субъектов Федерации Органы местного самоуправления 1. Обеспечение баланса интересов элементов всех основных сфер жизнедеятельности общества 2. Обеспечение общих условий их эффективного функционирования и развития

Рисунок 1. Основные сферы жизнедеятельности общества и их функции.

 

Вместе взятые данные сферы образуют не элементарную совокупность, а органическую целостность, являющуюся продуктом их постоянного взаимодействия, носящего объективный характер. Автономно-автаркическое существование и развитие этих основных сфер осуществления жизнедеятельности объективно невозможно, поскольку они являются неотъемлемыми составляющего единого живого организма, имя которому человеческое общество.

Духовная сфера, ее функции и формы существования

Основной функцией духовной сферы является формирование и расширен­ное воспроизводство качественно определенных морально-этических ценност­ных установок (ориентаций) во всех сферах осуществления жизнедеятельнос­ти общества, элементах их структуры и у каждой отдельно взятой личности.

Духовная жизнь общества — это общественное сознание. Иными словами, продуктом деятельности (функционирования) духовной сферы служит (выступает) общественное сознание. Общественное сознание представляет собой не совокупность индивидуаль­ных сознаний членов общества, а целостное духовное явле­ние, обладающее определенной внутренней структурой, включаю­щей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, ис­кусство, философию, науку).

Вопрос о функциях и общественной значимости духовной сферы лежит в плоскости решения основного вопроса философии — вопроса об отношении сознания к бытию, мышления к материи, при­роде, рассматриваемого с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или созна­ние и, во-вторых, как относится зна­ние о мире к самому миру, или, ина­че, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир[3].

Общественное бытие трактовалось отечественным историческим материализмом как материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания.[4] Исторический материализм, выделяя общественное бытие как специфическую фор­му материального, исходил из того, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание[5]»

Вместе с тем не отрицалась относительная «…самостоятельность общественного сознания, в развитии которого существует преемственность, взаимодействие и взаимовлияние его уровней и форм. Таким образом, общественное сознание в качестве самостоятельной целостности оказывает активное обратное влияние на общественное бытие и всю общественную жизнь. Оно служит одним из необходимых факторов и условий решения встающих перед обществом проблем. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в общественном сознании реальных закономерностей и потребностей общественного развития, от конкретных условий и объективных возможностей изменения общественного бытия, от связи сознания с практической деятельностью». Утверждалось, что «роль общественного сознания в деятельности масс особенно возрастает в условиях социализма. Поскольку развитие социализма связано с познанием и использованием объективных экономических и социальных закономерностей, то в этих условиях значительно расширяются возможности сознательного воздействия на общественноебытие, достижения сознательно поставленных целей общества»[6].

Представляется, что подобная трактовка подчиненной значимости общественного сознания как продукта деятельности духовной сферы далеко не однозначно соответствует исторической практике развития человеческого общества и роли духовной сферы в функционировании и развитии остальных сфер осуществления жизнедеятельности общества (хозяйственной, социально-политической, публично-властной)

Активное воздействие духовной сферы и в частности форм сознания на экономическое развитие рельефно отражено в классической работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» («Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904—05) [7], где обосновывается мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчётливость. В работе отмечаются лучшие результаты, достигаемые протес­тантами в сравнении с католиками в деловой и финансовой сферах (про­тестанты доминировали в бизнесе США до 60-х гг.)[8]. М. Вебером выде­ляются черты протестантизма, формирующие активное, ориентированное на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность.

Индивид обязан предпринимать все лучшие усилия для выполнения своих ежедневных, в том числе профессиональных обязанностей, и в этой связи зарабатывание денег в рамках, установленных законом, деятельность, ориентированная на получение прибыли, «является результатом и выражением его добродетели и умения в выполнении призвания», стано­вится основой той протестантской этики, которая выражена фразой Бенд­жамина Франклина — «время есть деньги»[9].

Отмеченные моменты активного воздействия форм общественного сознания в его национальном контексте на экономическое развитие прослеживаются и в других регионах мира. В этом отношении показателен диаметрально противоположный протестантскому варианту пример Японии. Японская система управления основана на модели человеческих отношений, ориентированной на группу. Здесь отдельный работник или служащий должен подчинять свои интересы интересам группы, которая требует от своих членов лояльности, она награждает их за эту лояльность. Если, например, американская политическая культура по­ощряет дух конкуренции и индивидуализма, то японская модель поли­тической культуры не допускает конкуренции внутри группы, конку­ренция происходит между группами. Для японцев на первом месте сто­ит согласие внутри группы, поэтому они тратят много сил и времени на поиски и достижение внутригруппового консенсуса. Здесь за успех на­граждается не отдельно взятый работник, а группа в целом. Действует принцип: один за всех, все за одного.

Крупные компании в ключевых секторах экономики рассматриваются как организации, которым государство дает возможность вести бизнес и даже получать прибыль, но которые связаны неотъемлемыми обязательствами с обществом и государством. Они существуют во имя тех, кто работает и кого обслуживают эти компании, а не для удовлетворения частных интересов банкиров и акционеров. При этом следует иметь в виду, что согласно конфуцианской традиции, "права личности" рассматриваются негативно, как выражение эгоистичных стремлений в противовес более высокому стремлению к удовлетворению национальных интересов[10].

Поэтому несмотря на то, что в Японии достаточно хорошо развит фондовый рынок, его ликвидность невысока, а сущест­вующие традиции и ценностные установки играют более сущест­венную роль, нежели изменение стоимости акций и их движение между возможными собственниками[11]. При этом следует иметь ввиду, что промышленность в Японии имеет более высокий ста­тус, чем торговля, поскольку промышленное производство на­правлено на укрепление науки, повышение благосостояния, в то же время торговля, как считается, решает лишь проблемы лич­ного обогащения. Большинство лидеров японской промышлен­ности — выходцы из самураев[12].

Со всей очевидностью и России «в новой фазе мирового цикла также предстоит обратиться к собственной духовной традиции, завещанной православием, которое по многим критериям значительно ближе великим духовным традициям Востока, чем западному протестантизму и католицизму". Ибо "Западу уже нечего предложить миру, кроме повторяющихся комбинаций либерализма и социализма"[13]. Кроме того заметное влияние могут оказать иные традиционные ценности, например, лежащие в рамках исламских традиций, учитывая растущую долю мусульманского населения России.

Однако здесь следует иметь в виду, что в данном случае речь прежде всего идет о духовных традициях России, но не традициях ментального характера, порожденных ее геополитическим своеобразием. С самого начала формирование нашей страны шло вширь, ее манили необозримые дали, походы за тридевять земель, вольные перемещения "куда ветер занесет", И ничего удивительного, что в стране, во властных ее структурах складывался экстенсивный тип мышления, развивалось такое мировосприятие, что Россия бесконечна, ее ресурсы неисчерпаемы, а возможности беспредельны.

Переход от экстенсивного мышления к интенсивному, а ныне и инновационному — непременное условие освоения нового типа развития с его геополитически продуманным мировосприятием, то есть сознанием, что Земля, в том числе российская, не бесконечна, и ее нужно беречь как раз во имя будущего[14].

Исключительная значимость духовного фактора в развитии экономических систем осознается ныне не только властными, но во все возрастающей мере и предпринимательскими структурами.

«Постепенно руководители передовых ТНК стали понимать, что инновации являются лишь видимой вершиной айсберга социо-культурных институтов и для обеспечения их успешного производства необходимо научиться переносить крупные институциональные модули в "принимающие" страны.

Пришло время более адекватной оценки вклада общей культуры и идеологии в практические экономи­ческие успехи государств и отдельных компаний. При достаточно глубоком рассмотрении оказывается, что внешне совершенно интернациональные естественные науки, инженерия и бизнес тысячами нитей связаны с национальной культурой, традициями, религией и гос­подствующей идеологией»[15].

Несомненно, именно специфические морально-этические устои, исторически сложившийся национальный менталитет, а не только низкая цена рабочей силы являются существенным ориентиром (фактором) аутсорсинговых сделок между западными корпорациями и компаниями Китая и Индокитая, а не развивающихся стран Латинской Америки и Африки, где уровень жизни населения значительно ниже.

Мощный пласт многотысячелетней культуры, духовные ценности населения первых позволяют им сравнительно быстро осваивать современные технологии и фактически монополизировать многие продуктовые (товарные) ниши мирового рынка (к примеру, обуви, одежды, детских игрушек и пр.) или занять в них прочные позиции (бытовая техника, электроника и др.).

Это означает, адресность аутсорсинга в современной мировой экономике находится в прямой зависимости не только от цены рабочей силы, но и от профессионального уровня исполнителей, обусловленного не только и не столько ныне приобретенными знаниями и умениями, но и способностью их восприятия, подготовленной многотысячелетней духовной традицией этих стран.

Тот же пласт исторической культуры и духовности позволил Индии выйти на передовые позиции в мире на рынке программного обеспечения.

Таким образом, духовная сфера, являясь частью органической целостности жизнедеятельности общества, находится в неразрывной связи с другими составляющими этой целостности и оказывает на их развитие существенное воздействие.

Источник: megalektsii.ru

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

Социальная система

жизни. Наше общество — невероятно сложная организованная система жизнедеятельности. И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них — это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д. );
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д. );
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Это интересно: где в Москве находится Третьяковская галерея, адрес.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д. );
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д. );
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д. ).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Духовная сфераПодробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию, так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека.

Интересно знать: Кто такой гуманитарий?

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности человекаДуховные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд, но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность — познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте — это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

Развитие и формирование мировозрения человекаКлючевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль — она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль — это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия — говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука — под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой — деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование — этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство — в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура — она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность.

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель — это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.

Источник: obrazovanie.guru

Духовная сфера общества.

План.

1. Специфика духовной сферы общества.

2. Особенности духовного производства.

3. Наука как вид духовного производства.

4. Искусство как вид духовного производства.

5. Религия как вид духовного производства.

1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия

· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат

· духовное потребление

· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.

· духовное производство

2.Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предметом труда в нем выступают не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей. В массе своей это представители интеллигенции. Духовное производство– производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи и теории, ценности, духовные общественные отношения и сам человек как духовное существо.Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.Духовное производство в отличие от материального носит всеобщий, общественный характер, продукты духовного производства доступны всем. Пятью хлебами не накормишь тысячу, а пятью идеями или шедеврами искусств можно удовлетворить духовные потребности миллиона людей. Однако следует заметить, что само производство духовных ценностей всегда индивидуально. Примером может послужить то, что нобелевские премии в науке коллективам авторов не присуждаются. В целом, большие открытия и творения делают одиночки, ведь творчество всегда уникально и индивидуально. Творчество – основная сила духовного производства, в то время как в материальном производстве таких производительных сил множество (сырье, машины, рабочие руки, дороги и пр.). Духовная деятельность самоценна, обладает значимостью нередко безотносительно к результату. Так искусство существует ради искусства. В отличие от материальной деятельности, для которой ценно не создание, а обладание благами, в духовной деятельности ценно само создание. Функции духовного производства: 1. Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.2. Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.3. Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.4. Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.5. Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

1. Наука.

2. Искусство.

3. Религия.

    Наука как вид духовного производства. Наука 1) система знаний; 2) социальный институт.

Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

  • Систематичность и логичность
  • Наличие идеализированных объектов
  • Необходимость методов, методологии и средств научного познания
  • Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
  • Наличие особого языка науки
  • Строгость и объективность открываемых истин
  • Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Функции науки:

  • Познавательная
  • Объяснительная
  • Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники)
  • Прогностическая (например, предвидение природных аномалий)
  • Мировоззренческая
  • Функция социальной памяти

Дифференциация и интеграция научного знания.

Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.

Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц . Интеграция проявляется как:

· Организация исследований «на стыке» смежных научных дисциплин

· Разработка «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, компьютерный эксперимент)

· Поиск «объединительных» теорий и принципов (например, теория эволюции)

· Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика)

· Комплексный характер решения проблем

Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.

4. Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества. Конец XIX в. – начало XX в. характеризуется «дегуманизацией искусства» (термин Ортеги-и-Гассета) – дистанцированием от реальности, изгнанием из искусства непосредственности чувств, всего человеческого, живого. Искусство становится бесчеловечным, отвлеченным, холодным и ироничным. Дегуманизация затронула и все другие сферы общественной жизни.

Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.

Источник: mirznanii.com

Подпишитесь на рассылку:

  • Средневековое общество: классы и сословия
  • Гражданское общество и правовое государство
  • Конспект ответа «Общество и общественные отношения»
  • Общество
  • Индустриальное общество в странах Запада
  • Информационное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
  • Акционерное общество
  • Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству
  • Духовность
  • Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития. Автореферат
  • Православная духовность как основа психической целостности (Курс лекций по Православной психологии)
  • Эпоха постмодерна: духовность славянского мира как антитеза традиции имморализма
  • Духовность как творческий потенциал человека
  • Духовность, свобода и ответственность
  • Мистика и духовность
  • «Духовность» как концепт в современном медиатексте
  • Аверинцев С. Византийский культурный тип и православная духовность: некоторые наблюдения
  • Дуглас Стир. Квакерская духовность
  • Цивилизации и их жизнедеятельность
  • Расчеты и аналитические материалы в отношении влияния на жизнедеятельность и здоровье населения отмены сезонного перехода на «летнее» и «зимнее» время
  • Влияние инфразвука на жизнедеятельность человека. Исследование
  • Тема лекции: Методология военной гигиены. Основы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и медицинского контроля за жизнедеятельностью и бытом войск
  • Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения
  • Подготовка студентов к безопасной жизнедеятельности средствами физической культуры
  • Жизнедеятельность зимнего сада
  • Строение и жизнедеятельность бактерий. Задачи
  • Урок по теме «Строение и жизнедеятельность грибов» 6 класс

Источник: pandia.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.