По мере развития знаний, с одной стороны, происходит уточнение содержания понятия "мудрость". С другой стороны, наращивание знаний человека о мире приводит к "отпочкованию" от философии как всеобщей мудрости различных отраслей знания. Самостоятельной жизнью начинают жить математика, астрономия, медицина и другие системы знаний о мире и человеке. Наконец, и в самом философском знании происходит своя, философская "специализация". Начало ей положил Аристотель, разделивший философские знания на метафизику, логику, этику, физику и другие составляющие.

Исходной для человеческого общества системой общих знаний о мире была мифология. Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего настоящего.


ф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственно-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.

Конечно, с позиций современного знания эти объяснения были наивными, основывались на сведениях, которыми располагал древний человек. Но многое он попросту не мог объяснить. В этих случаях архаический человек прибегал к помощи воображения, фантазии, однако же основанных на том, что знал, что было известно древнему человеку. Так, процесс возникновения чего-либо он понимал как рождение; в мифах все — земля, небо, солнце, луна — порождены кем-то. В греческой мифологии молнии рассматривались как стрелы разгневанного Зевса.

И тем не менее не все так просто. Как полагает А.Ф. Лосев, традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью.


ф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками.

Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл. Последние и представляли собой то, что А. Н. Чанышев назвал "предфилософией", т. е. предпосылкой, основанием для философии как развитого теоретического знания и мировоззрения, основанного на этом знании.

Источник: studopedia.org

Б.В. Мартынов

 

Учебно-методический комплекс
по дисциплине

« ФИЛОСОФИЯ»

для студентов очной формы обучения

 

Ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки


 

38.03.02 Менеджмент

38.03.01 Экономика

 

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Гуманитарные дисциплины»(протокол № 4 от«26» октября 2017 г)ЧОУ ВО ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ИУБиП).

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, содержание практических работ, требования к уровню освоения программы, необходимую литературу, темы индивидуальных заданий, аттестационные материалы.

 

 

Составитель: Б.В. Мартынов, к.ф.н., доцент

 

Рецензент: И.П. Гетманов, д.ф.н., профессор (ДГТУ)

 

 

содержание

1лекционные занятия.. 4

 

2 Практические занятия.. 7

 

3 Контроль овладения компетенциями………………………………………………15

 

4 методические указания по выполнению практических работ. 21

4.1 Перечень тем учебных проектов (курсовых работ)…………………………………………..….21

4.2 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ)……………………………………………………………………………………………………21

 

5самостоятельнАЯ работА студентов.. 24


5.1 План и содержание самостоятельной работы……………………………………………………24

5.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы……………………..24

 

6аттестация 28

6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию………………………………………29

6.2 Практические задания……………………………………………………………………………29

6.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации……………………………………………………..29

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………..32

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………….33

Контактная информация преподавателя.. 35

 

1.лекционные занятия

Наименование тем лекций, их содержание

 

Тема 1. Генезис философского знания

Предметное определение философии. Причины возникновения и развития философского знания. Взаимосвязь философии с наукой. Понятие мировоззрения и его структура. Обыденно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Формы мировоззрения: мифология, религия, философия. Соотношение философии и религии. Типы мировоззренческих систем: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. Специфика философских проблем. Основной вопрос философии: бытие и сознание, слово и его значение, разум и чувства. Материализм и идеализм. Философский плюрализм.Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, антропология. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, аксиологическая.


Категории:философия, миф,наука, мировоззрение, религия, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, материализм, идеализм, плюрализм, онтология, гносеология, аксиология, антропология.

Литература:

1. Алексеев, П.В. Философия [Электронный ресурс] : учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. — Электрон. дан. — М. : Проспект, 2015. — 588 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54819 — Загл. с экрана

2. Балашов, Л.Е. Философия [Электронный ресурс] : учебник. — Электрон. дан. — М. : Дашков и К, 2015. — 612 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56335 — Загл. с экрана.

3. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Перевод с французского С. Зенкина. — М.: Академический Проект, 2009. — 261 с.

4. Нагель Т. Что всё это значит? Очень краткое введение в философию. — М.: Идея-Пресс, 2001. — 84 с.

Тема 4. Философия сознания

Понятие сознания. Основные философские проблемы сознания. Концепции сознания: отождествление сознания с знанием, интенциональность, отождествление сознания вниманию, сознание как самосознание. Аналитическая философия: концепции Чалмерса, Сёрла и Деннета. Парадигмы философии сознания: субстанциональная, функциональная, экзистенциально-феноменологическая.


Категории:Сознание, бессознательное, самосознание, подсознание, воля отражение, идеальное, рефлексия, когнитивный уровень, мышление, разум, рассудок, воля, эмоции, интуиция, интеллект, рефлекс, архетип, психоанализ, сублимация, вытеснение, внимание, память, психика, язык, знак, образ, значение, кибернетика, деятельностный подход, интенциональность, искусственный интеллект

Литература:

1. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 272 с.

2. Сёрл Д. Открывая сознание заново. — М.: Идея-Пресс, 2002. — 256 с

3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практические занятия, их наименование и содержание




№ п/п Тема занятия Краткое содержание Кол. часов О
Философия Древней Греции Социально-исторические условия возникновения античной философии. Космогонизм ранней греческой философии. Натурфилософия Милетской школы. Фалес. Анаксимен. Анаксимандр. Развитие античной диалектики. Гераклит. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Учение о бытии Парменида.

еатская школа. Софисты. Протагор. Учение о человеке в философии Сократа. Идеализм Платона. Учение о государстве. Философия Аристотеля. Стоицизм. Эпикуреизм. Изучить категории: Первоначало (архэ), эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, единое, анамнезис, метемпсихоз, метафизика, энтелехия, материя и форма, гедонизм, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, атараксия, апатия. Вопросы для устных обсуждений: 1. Особенности и периодизация античной философии. 2. Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи. 3. Демокрит и философия атомизма. 4. Софисты, их позитивная и негативная роль в развитии философского знания. 5. Этическое учение и философский метод Сократа. 6. Философская система идеализма Платона. 7. Философская и научная картина мира Аристотеля. 8. Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм. 9. Основной вопрос философии Древней Греции 10. Онтология, гносеология и этика Античной философии. Литература: 1. Муравьёв А.Н. Лекции по истории философии 2. Адо П. Что такое античная философия? / Перевод с французского В.П. Гайдамака. — М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. — 320 с. 3. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. — М.: Прогресс-Традиция, 2009. — 248 с. 4. Дж. Реале, Д. Антисери Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. — ТОО ТК "Петрополис", 1997. — 336 с. 5. Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 444 с. 6. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с. Тема доклада: 1. Проблема единого и множественного в философии Древней Греции 2. Концепция счастья в философии Древней Греции
2.   Философия Древнего Востока Основные черты философии Древнего Востока. Причины возникновения и развития философии Древнего Востока. Взаимосвязь философии с религией и мифологией. Возникновение индийской философии. Веды. Упанишады. Религиозно-мифологическая идеология. Проблемы человека и бытия. Буддизм: добро и зло, идея «срединного пути».Возникновение и развитие практической философии Древнего Китая. Даосизм. Конфуцианство Изучить категории:варна, атман, брахман, сансара, мокша, дхарма, карма, ахимса, нирвана, пустота, дуккха, чжэн, ли, дао, у-вэй. Вопросы для устных обсуждений: 1. Основной вопрос философии Древнего Востока 2. Онтология, гносеология и этика древневосточной философии. 3. Специфика индуизма и буддизма. 4. Специфика конфуцианства и даосизма. Литература: 1. Классическая буддийская философия. — СПб.: Лань, 1999. — 544 с. 2. Томпсон М. Восточная философия. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 384 с. Тема доклада: Концепция пустоты в философии буддизма
Философия эпохи Возрождения Особенности социально-экономической и духовной жизни в Западной Европе ХIV – XVI вв. Истоки гуманизма. Особенности мировоззрения и философии Возрождения. Образ человека эпохи Возрождения. Научные идеалы Возрождения. Дж. Бруно. Н. Коперник. Г. Галилей. Этические идеалы Возрождения. Н. Макиавелли. Т. Мор. Т. Кампанелла. Утопизм. Эстетика эпохи Возрождения. Данте. Петрарка. Сервантес. Шекспир. Л. да Винчи. Философия М. Монтеня и Э. Роттердамского. Изучить категории: гуманизм, возрождение, ренессанс, пантеизм, скептицизм, неоплатонизм, натурализм, гелиоцентризм, индивидуализм, антропоцентризм, «интеллектуальная интуиция», «ученое незнание», утопия. Вопросы для устных обсуждений: 1. Основной вопрос философии Возрождения 2. Гуманизм раннего Возрождения. Проблема достоинства и свободы человека. 3. Социально-философские идеи утопизма и макиавеллизма. 4. Неоплатонизм в эпоху Возрождения. Пантеизм и диалектика в учении Николая Кузанского, Н. Коперника и Джордано Бруно. 5. Скептицизм Э. Роттердамского и М. Монтеня. Литература: 1. Д. Антисери, Дж. Реале Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. — СПб.: "Пневма", 2002. — 880 с. 2. Муравьёв А.Н. Лекции по истории философии 3. Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 444 с. 4. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с. Тема доклада: Концепция гуманизма эпохи Возрожения
Философия Нового времени Причины возникновения и развития философии Нового времени. Ориентация на науку и юридически-правовую сферу общественной жизни. Разработка теории познания и методологии научного знания. Эмпиризм и рационализм. Индуктивный метод Ф. Бэкона. Рационально-дедуктивный метод Р. Декарта. Сенсуализм Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Беркли. Субстанциолизм Б. Спинозы и Г. Лейбница. Механистический материализм И. Ньютона. Изучить категории: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, метафизика, просвещение, индукция, дедукция, «врожденные идеи», деизм, атеизм, монизм, дуализм, субстанция, модус, механистический детерминизм, монада, монадология, интуиция, картезианское мышление, «естественное право», «общественный договор» Вопросы для устных обсуждений: 1. Основной вопрос философии Нового времени 2. Общая характеристика социально-исторических и культурных условий формирования философии Нового Времени. 3. Проблема метода в философии Нового Времени. 4. Эмпиризм Ф. Бэкона 5. Рационализм Р. Декарта. 6. Этика Б. Спинозы 7. Механистическая научная картина мира. Литература: 1. Д. Антисери, Дж. Реале Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. — СПб.: "Пневма", 2002. — 880 с. 2. Муравьёв А.Н. Лекции по истории философии 3. Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 444 с. 4. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с. Тема доклада: Проблема метода в гносеологии Нового времени
Немецкая классическая философия Выявление общей характеристики и специфики немецкой классической философии. Анализ гносеологической и этической концепций И. Канта. Анализ философии и диалектической системы Гегеля. Сущность и особенности субъективного трансцендентального идеализма Фихте и объективного трансцендентального идеализма Шеллинга. Изучить категории: трансцендентный, имманентный, трансцендентальный, феноменальный, ноуменальный, априорный, апостериорный, практический разум, категорический императив, рассудок, разум, «вещь-в-себе», явление, антиномии, телеологизм, абсолютный дух, отчуждение, тезис, антитезис, синтез, становление, развитие, наукоучение, интеллектуальная интуиция, «философия тождества», антропологический принцип, эвдемонизм Вопросы для устных обсуждений: 1. Основной вопрос немецкой классической философии 2. Немецкая классическая философия как единый культурный феномен. Общие черты, специфика и основные представители. 3. Философия И. Канта: революция в гносеологии, антиномии как форма диалектики, понятие категорического императива. 4. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля. 5. Субъективный трансцендентальный идеализм Фихте. 6. Объективный трансцендентальный идеализм Шеллинга. Литература: 1. Д. Антисери, Дж. Реале Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. — СПб.: "Пневма", 2002. — 880 с. 2. Муравьёв А.Н. Лекции по истории философии 3. Тарнас Р. История западного мышления (Страсти западного ума). — М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 444 с. 4. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с. Тема доклада: Проблема идеализма и её решение
Русская философия Определение особенностей русской философии. Славянофильство и западничество. Анализ концепций богоискательства В. Соловьёва, персонализма Н. Бердяева, интуитивизма Н. Лосского, космизма Н.Ф. Фёдорова, соборности А.С Хомякова. Изучить категории: нигилизм, анархизм, гегельянство, всеединство, софийность, соборность, византизм, славянофильство, западничество, почвенничество, историософия, богочеловек, боготворчество, богоискательство, персонализм, «разумный эгоизм», космизм, общее дело, персонализм, интуитивизм. Вопросы для устных обсуждений: 1. Основной вопрос русской философии. 2. Русская философия XIX века. Философские идеи П.Я. Чаадаева. Славянофильство и западничество. 3. Философия всеединства В.С. Соловьева, С. Трубецкого, С. Булгакова, П. Флоренского, С. Франка 4. Русский космизм. Н. Фёдоров, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский 5. Развитие русской философии в XX веке. Персонализм Н. Бердяева, интуитивизм Н. Лосского. Литература: 1. Лосский Н.О. История русской философии. — М.: Академический Проект; Трикста, 2011. — 551 с. 2. Философия русского космизма. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — 376 с. 3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с. Тема доклада: Принципы русской философии в современном российском общественном устройстве
Неклассическая философия Человек и общество Предпосылки возникновения и развития, особенности современной западной философии. Философия жизни Ф. Ницше и экзистенциализм С. Кьеркегора. Основные направления: сциентизм и антропологизм. Философия Л. Витгенштейна. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Психоанализ З. Фрейда.Философия прагматизма (У. Джемс, Д.Дьюи). Изучить категории:сверхчеловек, вечное возвращение, прагматизм, сциентизм, иррационализм, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, технократия, психоанализ, экзистенциализм, герменевтика, верификация, фальсификация Вопросы для устных обсуждений: 1. Характерные особенности современной западной философии. Основные проблемы. Критика классической философии. 2. Иррационализм. Бессознательное и психоанализ. 3. «Философия жизни» Ф.Ницше 4. Экзистенциализм С. Кьеркегора. 5. Исторические формы позитивизма. Спор вокруг метафизики. 6. Философия прагматизма (У. Джемс, Д.Дьюи). Литература: 1. Делёз Ж. Ницше и философия. — Екатеринбург: Издательство Ад Маргинем, 2003. — 377 с. 2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.- М.: Логос, 2000. — 320 с. 3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с. Тема доклада: Проблема человека и общества неклассической философии
Неклассическая философия Человек и бытие Эпистемологические и онтологические предпосылки развития и особенности современной западной философии. Феноменология Э. Гуссерля. Интенциональность сознания. Редукция. Креативность. Философия существования – экзистенциализм. Проблема бытия человека в учениях М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.П. Сартра. Изучить категории:экзистенция, феноменология, интенциональность, «пограничная ситуация», коммуникация, забота, заброшенность Вопросы для устных обсуждений: 1. Человек в мире и мир человека: экзистенциализм. 2. Феноменология Э. Гуссерля и становление современной философии. 3. Свобода и трагедия в философии Ж.-П. Сартра. 4. Основания метафизики, язык и бытие в философии М. Хайдеггера Литература: 1. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.- М.: Логос, 2000. — 320 с. 2. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с. Тема доклада: Проблема существования человека
Неклассическая философия Постмодерн Предпосылки формирования и особенности философии постмодернизма. Сравнительная таблица категорий модерна и постмодерна. Постмодернистское решение онтологических, эпистемологических и этических вопросов.Социально-экономическая характеристика постмодерна. Концепция деконструктивизма (Ж. Деррида). Концепция нарратологии (Ж.Ф. Лиотар). Проблематика «знания-языка» М. Фуко, концепция гиперреальности Ж. Бодрийяра Изучить категории:деконструкция, нарратив, дискурс, деконструкция, постмодернизм, симулякр, знание, гиперреальность, Вопросы для устных обсуждений: 1.Предпосылки формирования и особенности философии постмодернизма 2. Социально-экономическая характеристика постмодерна 3. Концепция деконструктивизма (Ж. Деррида) 4. Концепция нарратологии (Ж.Ф. Лиотар). 5. Проблематика «знания-языка» М. Фуко. 6. Концепция гиперреальности Ж. Бодрийяра Литература: 1. Бодрийяр Ж. Система вещей / Перевод с французского С. Зенкина. — М.: Издательство "РУДОМИНО", 2001. — 218 с. 2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.- М.: Логос, 2000. — 320 с. 3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с. 4. Грицанов А.А., Абушенко В.Л. Мишель Фуко. — Минск: Книжный Дом, 2008. — 320 с. Тема доклада: Общество потребления и симулякра
Проблема человека и его смысла жизни Определение концептуальных основ решения проблемы специфики человеческого бытия в философской антропологии. Анализ взаимосвязи биологического, социального и психологического в человеке. Социально – философский анализ генезиса самореализации человека. Определение способов реализации личностного потенциала. Анализ концепций смысла жизни в философских течениях различных исторических эпох. Определение сущности религиозной и рациональной трактовок смысла жизни. Концепция самореализации и самоактуализации человека. Анализ восточного и западного подходов к самосовершенствованию. Определение проблемы смысла жизни современного человека. Изучить категории:Антропосоциогенез, филогенез, онтогенез, практика, этика, эстетика, деятельность, труд, индивид, индивидуальность, личность, отчуждение, философская антропология. Вопросы для устных обсуждений: 1. Проблема становления человека. Биологическое и социальное в человеке. 2. Философская антропология М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена 3. Структура человеческой деятельности и ее основные формы. 4. Этическая и эстетическая характеристика человеческого бытия. Индивид, личность, индивидуальность. 5. Вопрос о смысле жизни человека. Различные позиции в философии. Литература: 1.Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с. 2.Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова.-М.: Инфра-М, 2011. — 928 с. Тема доклада: Смысл жизни в цифровую эпоху
ИТОГО:

3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

 

Задание 1.

— Определите специфику понятий «субъект» и «объект» познания?

— Существуют ли принципиальные отличия между агностицизмом, релятивизмом и скептицизмом?

— В чем состоит специфика познавательной деятельности? Как соотносятся идеальное и материальное в практике?

— Какие выводы следуют из абсолютизации истины или преувеличения момента относительности в ней?

— Сопоставьте понятия «истина», «ложь», «заблуждение», «мнение», «вера».

— Охарактеризуйте понятие истины с точки зрения конвенционализма, прагматизма, диалектического материализма.

— Может ли объективно истинное значение с течением времени стать ложным? Если да, то приведите примеры подтверждающие это.

— Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: "…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?"

а) Как называется данная теория?

б) Кто был ее автором?

в) Какой смысл вкладывается в "припоминание"?

г) Что общего между данной теорией и методами научного поиска?

 

Задание 2.

— Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их: реальны они либо утопичны? есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего? гуманны они либо антигуманны? есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам?

— Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его высказывания:

а) "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим".

б) "Морская вода и чистейшая, и грязнейшая одновременно: рыбам она питьё и спасение, людям же — гибель и отрава».

— «Человек есть мера всех вещей…» — какую философскую концепцию обозначает это высказывание?

— Можно ли отождествить категории бытия и материи, бытия и мышления? Какие философские позиции в итоге могут получиться?

— В чем заключается специфика человеческого бытия?

— Раскройте внутренние противоречия природного, духовного и социального бытия.

— Какому древнему философу принадлежит высказывание: «бытие есть, а небытия нет»? Объясните его смысл. Какими качествами обладает такое бытие?

— «Язык — дом бытия». Кто из современных западных философов высказал эту мысль? Поясните связь между словом, мыслью и бытием.

— Что является противоположностью категории бытия в философии? Приведите примеры из истории философии.

— Прочитайте притчу.

Профессор одного из токийских университетов решил взять несколько уроков дзен-буддизма у известного Мастера. Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том, почему он хочет брать уроки и как много он уже прочёл литературы на эту тему. Мастер пригласил его пройти в дом и предложил чаю. Профессор продолжал говорить, перечисляя книги, которые он прочёл о дзен. Мастер стал наливать чай в чашку гостя, когда чашка была полна до краёв и чай начал выливаться из неё, профессор воскликнул:

– Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через край!

– К сожалению, ваше сознание очень похоже на эту чашку, – ответил Мастер. – Оно заполнено всевозможной информацией, и любое новое знание будет переливаться через край. Приходите в следующий раз – с пустой чашкой.

Прокомментируйте эту дзен-буддистскую притчу.

Какие смыслы заключены в содержании этой притчи?

Почему, по мнению Мастера, «переполненное» сознание не готово к знанию?

Какое знание, с точки зрения древнеиндийской, буддийской философии, считается лишним, ненужным? Почему?

Каким образом буддизм предлагает готовить сознание к восприятию истины? В чём заключается специфика восприятия реальности в буддистском мировоззрении?

Сравните представления о назначении философии в древней философии Индии, Китая и Греции. Что общего? В чём заключаются отличия?

 

Задание 3.

— Какая идея заключена в следующем рассуждении Дж. Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

— Прочтите высказывание: "Множественность бытия не может встречаться без числа. Отнимите число, и не будет порядка, пропорции, гармонии и даже самой множественности бытия … Единица есть начало всякого числа, так как она — минимум; она — конец всякого числа, так как она — максимум. Она, следовательно, абсолютное единство; ничто ей не противостоит; она есть абсолютная максимальность: всеблагой бог …"

а) Кто из философов эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Помпонацци, Лоренцо Валла, Бруно, Николай Кузанский — автор высказывания?

б) Какой принцип изучения бытия заложен в данном высказывании?

в) Как понимается бытие в вышеприведенном отрывке?

— Прочтите высказывание: "Когда я отрицаю существование чувственных вещей вне ума, я имею в виду не свой ум, в частности, а все умы. Ясно, что эти вещи имеют существование, внешнее по отношению к моей душе, раз я нахожу их в опыте независимыми от неё. Поэтому, есть какая-то другая душа, в которой они существуют в промежутках между моментами моего восприятия их".

Кому принадлежит данный отрывок? Объясните философскую позицию автора.

 

Задание 4.

— "Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.

Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…"

а) О каком методе познания идет речь?

б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?

— Французский философ XVII в. К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судебным процессом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, заявляя, что он забыл судью.

а) Что имели в виду оппоненты под судьей?

б) На какой гносеологической позиции стоит Гельвеций?

в) В чем достоинство такой позиции? В чем ее односторонность?

Задание 5.

Прочитайте §1 произведения И. Канта «Критика чистого разума» и ответьте на следующие вопросы:

— Что такое «чистое познание» по Канту? Назовите его компоненты. Как их следовало различать по Канту? Для чего нужно такое различие? Приведите примеры того и другого знания.

— Чем для Канта была критика чистого опыта? Объясните все выражение, а также смысл подчеркнутых слов. Можно ли назвать учение Канта «трансцендентальной философией»? Объясните это словосочетание. О чем эта философия?

— Что такое антиномии Канта? Каков их смысл? Приведите примеры подобных антиномий.

— Что такое кантовский категорический императив? Как соотносятся императив и требование долга. Предложите свой императив в духе Канта. Будет ли нравственным торговец, честность которого обусловлена его интересом — с точки зрения Канта? Каким законом должен руководствоваться человек?

— Может ли, по Канту, нравственное требование быть априорным? Приведите несколько суждений на этот счет.

— Приведите формулу категорического императива и докажите его истинность. Какой метод исследования Вы использовали?

— Проанализируйте категории кантовского эвдемонизма: долг, достоинство, удовольствие. Что такое эвдемонизм? Приведите иллюстрации, показывающие правоту суждения Канта.

— Что такое практический императив Канта? Приведите его формулу и докажите его истинность. Каким методом исследования Вы пользовались?

Задание 6.

— Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

«Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом». «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

а) Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

б) Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

в) Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?

— Согласны ли Вы с позицией С.Л. Франка о различии между верой и неверием?

"Различие между верой и неверием не есть различие между двумя противоположными по своему содержанию суждениями: оно лишь различие между более широким и более узким горизонтом. Верующий отличается от неверующего не так, как человек, который видит белое, отличается от человека, который на том же месте видит чёрное; он отличается так, как человек с острым зрением — от близорукого или музыкальный человек от немузыкального".

— Почему, с точки зрения Н.А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы: "Свобода совести — и прежде всего религиозной совести — предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает… В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство…"

Задание 7.

— К какого рода аргументации прибегает Шопенгауэр для объяснения материи и ее атрибутов: "Но время и пространство, каждое само по себе, могут быть созерцательно представляемы и без материи, материя же без них не представляема" (А. Шопенгауэр).

— Прокомментируйте данное определение истины.

"То, что мы называем миром или реальностью, подразумевая под этим нечто внешнее, объективное, существующее независимо от нашего опыта или знания, на самом деле есть картина мира, или в терминах феноменализма, конструкция из данных опыта". Схему "мир — опыт — картина мира" следует заменить схемой "опыт — картина мира — мир" (Э. Гуссерль).

а) Как называется такая точка зрения?

б) Каковы корни этого взгляда?

— Прочтите фрагмент и ответьте на вопросы. "Сознание человека имеет, по преимуществу, интеллектуальный характер, но оно также могло и должно было, по-видимому, быть интуитивным. Интуиция и интеллект представляют два противоположных направления работы сознания. Интуиция идет в направлении самой жизни, интеллект… — подчинен движению материи. Для совершенства человечества было бы необходимо, чтобы обе эти формы познавательной активности были едины…В действительности, … интуиция целиком пожертвована в пользу интеллекта… Сохранилась, правда, и интуиция, но смутная, мимолетная. Но философия должна овладеть этими мимолетными интуициями, поддержать их, потом расширить и согласовать их между собой,… ибо интуиция представляет самую сущность нашего духа, единство нашей духовной жизни".

а) В чем, по Бергсону, преимущество интуиции перед интеллектом?

б) Имеет ли место в реальном процессе познания противопоставление интуиции и интеллекта?

в) Как реально соотносятся в познании интуиция и интеллект? Сравните точку зрения Бергсона и диалектического материализма.

Задание 8.

— Соотнесите понятия психики и сознания. Можно ли их отождествить?

— Вся материя отражает. Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения?

— «Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть материальна». Дайте критический анализ этого высказывания.

— Сравните определение сознания в психологии, физиологии, кибернетики и философии. В чем состоит специфика философского подхода?

— В чем существенное различие процессов отражения в живой и неживой природе? Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: чувствительность, психика, сознание, мышление, раздражимость, ощущения.

— Является ли труд главной причиной возникновения мышления у человека? Какие еще концепции генезиса сознания вы знаете?

— Мысль не существует вне языковой оболочки. Дайте философский анализ этого суждения.

— Можно ли считать творчество главным отличием человеческого сознания от машинного интеллекта? Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна о том, что машина будет в состоянии решать какие угодно проблемы, но никогда не сумеет поставить хотя бы одну.

Задание 9.

— Раскройте сущность постнеклассического этапа развития науки и философии.

— Укажите основные причины формирования постмодернистского мировоззрения.

— В чём философский смысл идеи самоорганизации?

— Какой смысл имели понятия порядка и хаоса в древнегреческой философии?

— Раскройте принципы синергетики.

Задание 10.

— Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:

а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)… Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, и лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности». (Т. Гоббс)

б) Свобода приходит вместе с человеком… Она есть бытие человека… Индивид полностью и всегда свободен». (Ж.-П. Сартр)

в) «Свобода есть познанная необходимость». (Б. Спиноза)

— Французский философ и писатель А. Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение.

Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему?

— Почему абстрактный индивид не может быть точкой отсчета при характеристике человека? Исключает ли проекция человека на систему общественных отношений рассмотрение человека как личности?

«Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений…

…Фейербах не видит… что абстрактный индивид, подвергаемый им анализу, в действительности принадлежит к определенной общественной форме».

Задание 11.

— «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» — эта сентенция принадлежит О. Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Как бы вы решили эту дилемму? Аргументируйте свое решение.

— В книге «Бытие и ничто» Ж.-П. Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э. Шредингера: «откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос».

а) Что объединяет Ж.-П. Сартра и Э. Шредингера?

б) Как ответить на поставленные Э. Шредингером вопросы с философских позиций?

— Русский философ Н.Бердяев отмечает, что весь трагизм жизни человека происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком, как духовным существом, и человеком, как природным существом, живущим в природном мире. Какова судьба человека? Каков см

Источник: cyberpedia.su

Подходы понимания: 1)религ.:фил-я связывает смысл жизни с Богом, видя цель и оправдание земной жизни в потустороннем мире, в «вечной жизни» после смерти. Ж. -это достойное подготов-е к вечности. Земная жизнь дана чел в качестве испытания, выдержишь-будешь бессмертен.=>цель-спасение бессмертной души. 2)светский: либо личность подчинена общ-ву,а смысл ж. чел вывод-ся из общего истор. смысла сущ. общ-ва(Платон, Гегегль, Маркс);либо (экзистенц. школа и персонализм)-они настаивают на первичности индивид. бытия и ищут смысл ж в ней самой. 3)только мы сами сознат. или стихийно, намеренно или невольно посред-вом нашего бытия придаем ей смысл и тем самым выбираем чел. сущ-ть.

Смысл жизни – это выбор каждого отд. чел-ка. Это самост. осознанный выбор тех ценностей, кот. (по Э.Фромму) ориент-т человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использ-е всех челов. потенций). Смысл жизни чел. – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с др., жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем больше она оказывает влияние на окр. ее людей, социокультурную среду. Чел. сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Это зависит от историч. условий бытия и от возрастных особ-тей. Смысл жизни можно рассм-ть в 3х временных измерениях: прошлое (ретроспекция), наст. (актуализация) и буд. (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в общ-ве мн. условий, среди кот. является наличие демокр. свобод, гуманных целей и соотв. им средств.

Концепции. ГЕДОНИЗМ: Жить – значит наслаждаться. ЭВДЕМОНИЗМ: Жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека. АСКЕТИЗМ: Жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов. УТИЛИТАРИЗМ: Жить – значит из всего извлекать пользу. ЭТИКА ДОЛГА: Жизнь – это самопожертв-е, во имя служения идеалу. ПРАГМАТИЗМ: цель жизни оправдывает любые ср-ва ее достижения.

Конечность чел. бытия – естеств. закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если чел. живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. Реальное бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает соц., духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

 

Генезис философского знания. Мифология и философия.

Философия— наука о наиболее общих законах природы, общества, познаний; это мышление на уровне всеобщих понятий; целостный, системный способ освоения мира в целом и чел-ка в нём. Зарождение фил. мысли началось в сер. 1ого тыс. до н. э. Рождение было длит. процессом перехода от мифолог. мировосприятия к мировоз-ю, опир.на знание. Исходной для человеч.общ-ва системой общих знаний о мире была мифология. Мифология– cп. понимания и освоения природ. и соц.действ-ти на ранних стадиях обществ. развития. Для мифолог.сознания характ.: нерасчлен-ть мышления, очеловеч. природы, одушевление космоса, разгранич-е раннего героич.прошлого и текущего настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характер. чувств.-образными представлениями об окруж.мире. Миф вкл. совокупность сведений, преданий, табу, норм, обрядов, в кот.делались попытки дать ответ на происхождение чел-ка и его рода. Миф регулировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию между миром и чел-ком, природой и общ-вом. Самые 1ые представления о мире сущ.как мироощущение, формир.мифом. Эмпирич.знания, обобщения многолет.наблюдений, образ.мифом, назыв. «предфилософией», т.е.предпосылкой, основанием для фил.как развитого теорет.знания и мировоз., основан.на этом знании. По мере соверш.мышления происходит рационализация мифа. Культ.-истор. предпосылками зарождения фил. были: общ. разделение труда; развитие городов, ремесла, колонизация земель, мореплавания. Приобретение круп. городами опред. эконом. независимости. Мифол.мировоз.не позволяло получить эффектив. конкрет. знания=>потребность иной мировоз. установки(для неё хар.: стремление познать сущность самих вещей, их причину и взаимосвязь, уверенность и обоснование того, что чел-к способен в силу собств. качеств познать мир). Единство ф. и мифа в том, что: оба эти вида знания явл. рез-том чел. опыта, это формы абстракции; представл. собой истор. формы объяс-я бытия, миф объяс.чувств., а ф. логически-рационально. Различие: миф апологичен (защищает), а ф. аналитична, критична; миф – коллект.твор-во, ф. – рез-т индивид. твор-ва; миф основан на худ.переживании мира; миф объясняет все.

 

Источник: studopedia.info

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общественный прогресс и его критерии |  

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (VI-V вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Вавилоне. Первоначально философские системы разных стран существенно отличались друг от друга. Так, восточная философия рассматривала преимущественно гуманистические проблемы; египетская философия большое внимание уделяла исследованию здоровья; греческая — поиску первоначала и проблемам познания. Постепенно проблематика философии унифицировалась, что, разумеется, не повлекло за собой единство взглядов на одни и те же проблемы, но позволило очертить объект и предмет этой системы знаний, ее предметное поле.

Мифология — способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Свойственны нерасчлененность мышления и эмоционально-аффективное восприятие среды, очеловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем разграничение героического прошлого и профанного настоящего. Миф включает в себя совокупность сведений, преданий, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались попытки дать ответ на происхождение и устройство мира, происхождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.

По мере совершенствования понятийного мышления происходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. Мифология, которая рассматривала проблемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии.

В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта. Однако генетическая связь мифологии и философии продолжается и в функциональной связи этих систем знаний.

2. Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.Предмет философии:

 

  • Философия изучает мир как целое
  • От слова «филос» — любовь и «софос» — мудрость , «любовь к мудрости»
  • Истина — абсолютное знание о мире
  • И у Канта, и у Рассела в принципе речь идет об одном и том же, что и составляет предмет философии — наиболее общие принципы взаимосвязи (взаимодействия) субъекта и объекта, человека и мира, "микрокосмоса" и "макрокосмоса", как говорили древние греки.

Сегодня, несмотря на то затухающую, то усиливающуюся дискуссию о предмете и сущности философского знания, наибольшее распространение имеет точка зрения, что ее предмет синтетичен (мысленное или реальное соединение элементов объекта в единое целое (систему); неразрывная связь с анализом : анализ — расчленение системы на части). Это объясняется тем, что философские знания многоаспектны. Действительно, для синтетичных знаний "однозначно" определить предмет весьма затруднительно. Наиболее часто встречающиесяся трактовки философии рассматривают ее как:

# мировоззрение, т.е. наиболее общее знание о мире и месте человека в этом мире;

# науку о предельно общих законах природы, общества и мышления;

# духовную ценность, элемент культуры любой цивилизации;

# форму общественного сознания, отражающую мир с точки зрения всеобщего, соотношения материального и духовного;

# всеобщую методологию, предельно общий способ, путь познания и преобразования действительности.

Эта многоаспектность обусловлена многообразием различных сторон знания об общем, что подтверждается и усиливается внутренним делением, наличием множества "субфилософий" внутри "общей" философии. Так, по месту возникновения философских учений различают индийскую, китайскую, греческую, римскую, английскую, немецкую, русскую, французскую, египетскую и другие философские системы (знания).

В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции:

1) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей). Мировоззрение – система взглядов человека на мир. Структура: 1) оценочные взгляды 2)идеальные взгляды 3)практические взгляды. Виды: обыденный и теоретический. Обыденный уровень — это мироощущение, мировосприятие и миропредставление. Теоретический уровень включает научные знания о естественной, социальной и духовной картинах мира. В этом отношении философия выступает обобщением знаний о мире. Мифологическое мировоззрение – миф, символ, выраженный в слове. Религиозное мировоззрение — схоже с мифологическим ( символы). Философское – от частей к общему. Диалектический метод: в одном есть всё и в одном нет ничего.

2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета)

3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)( проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения)

4) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики)

5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)

Основные аспекты философского знания: онтология(учение о бытии (то, что есть; сущность, дающая существование; укоренённость и первооснова мира); гносеология– учение о знании;антропология– изучение человека.

Существует также ряд философских дисциплин, которые, возникнув в лоне философии, обрели статус самостоятельных, не перестав тем не менее быть философскими. К таким дисциплинам относятся:Этика — учение о морали, о добре и зле, всеобщих принципах совместной жизни людей. Эстетика— наука о прекрасном и безобразном, проявляющихся в жизнедеятельности людей, их отношениях к природе и между собой. Логика — наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания.Философия права — теория, раскрывающая наиболее общие принципы бытия правовой реальности, взаимосвязи "системного мира" и повседневной реальности личности. Философия политики — знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных ее проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами.Философия науки — теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания. Философия религии исследует веру как социальный феномен, ее роль и функции в обществе. В этом ряду находятся также философия культуры, философия истории и т.д.

История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:

— Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).

— Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

— Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.

6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

Источник: megalektsii.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.