В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.

Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка. Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников. Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».


Характеристика детского рисунка
Педагог-психолог Ирина Уточкина

Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам. Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние. По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.

Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок. А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника. Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.

Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.

Характеристика детского рисунка

Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности


В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.

То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.

О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».

Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.

Анализ расположения рисунка на листе бумаги


Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.

Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.

Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.

Aнaлиз линий и цветовых предпочтений


Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.

Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.

Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.

Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.


Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.

Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.

Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.

Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.

Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.


Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.

Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.

Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.

Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.

Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.

Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.

Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.

Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:


  • О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
  • Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
  • Помните, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
  • Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
  • Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
  • Не высказывайте свои версии (Как похоже на птицу!), вероятнее всего вы ошибетесь, воздержитесь от критики и общих похвал. (Красота, ты настоящий художник!)
  • Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)

Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.

Источник: parent-portal.ru

Наталья Попова , психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»

Нажим карандаша

Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:

Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.


Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен.

Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.

Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.

Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.

Цвета

Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.

Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.

Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?

Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.

Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.


Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.

Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.

Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок.

Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.

Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.

Фиолетовый. Такие дети — настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.

Коричневый. Стойкость и трудолюбие — основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.

Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.

Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы.

Человеческие фигуры и лица

Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.

Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.

Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.

Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.

Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.

Большая голова. Сообразительность.

Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.

Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.

Нечеткие черты лица. Отстраненность.

Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.

Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.

Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.

Рот:

Открытый с зубами. Агрессия.

Губы в улыбке. Позитивный настрой.

Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.

Руки:

Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.

Широкий размах рук. Символизирует активность.

Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.

Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.

Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.

Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.

Источник: letidor.ru

Значение рисунков в психологии

Рисунок человека расскажет многое. В современном мире даже без помощи специалистов можно расшифровать рисунок, руководствуясь базовыми правилами, которые можно найти в любых источниках по психологии. Данный метод помогает ближе узнать себя, а также любого другого человека.

Рисунок
Рисунок

Эффективность рисунков можно доказать так:

  • С помощью рисования мы показываем свои мысли. Когда нам задают какой-то вопрос, то прежде чем ответить стоит пропустить все через некие органы, а с помощью бумаги и карандаша мы ощущаем полную свободу действий.
  • Мы рисуем с помощью мышц, которые в последствие отображаются в рисунках. Каждая черточка и размер рисунка – это характер движения наших рук. Этими движениями руководит наше эмоциональное состояние, темперамент, а также характер. Даже находясь в компании людей, и просто внимательно наблюдая за жестами и мимикой собеседника, мы можем многое рассказать о человеке. Рука отображает наше настроение и то, что мы в данный момент чувствуем.

Психологи, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию, просят принести уже готовые рисунки или кладут бумагу и карандаш, и в процессе беседы просят человека рисовать. Случайные рисунки, которые собраны за продолжительный период расскажут значительно больше и объективнее помогут оценить ситуацию, нежели сиюминутные и сделанные под наблюдением специалиста.

Линии
Линии

Значение рисунков, созданных детьми занимают почетное место в психологии. Детские рисунки многообразны и не только по смыслу, но и по цветовой гамме, их легче расшифровать и провести анализ. Одного содержания изображения будет мало, чтобы научиться понимать и анализировать рисунки, как взрослого человека, так и ребенка. Даже незначительные детали, такие как цветовое решение, расположение, линии помогут охарактеризовать человека в полной мере.

Значение рисунков: о чем говорят предметы, которые мы нарисовали?

Рисунок расскажет и о характере человека, и о его ценностях в жизни. Взрослые рисунки можно найти где угодно, в старой документации, на листочках, на газетных полях, в журналах. Все это указывает на то, что человек старается заполнить все свободное пространство.

  • Изображение находится в самом верху листа бумагизначение рисунка говорит о большой самооценке, а также способности добиваться поставленных целей. Цель жизни – добиться успеха и реализовать себя. У таких людей присущ дух и стремление добиваться во всем первого места. Они любят азарт и нередко занимают лидерские позиции.
  • Изображение внизу листа – рассказывает, что индивид страдает низкой самооценкой, он не может двигаться дальше и не хочет этого.
  • Изображение слева — указывает на консервативную и ностальгическую личность. Все его мысли заняты прошлым.

    Расположение на листе
    Расположение на листе
  • Рисунок справа указывает, что все желания человека направлены в будущее. Он знает, что впереди его ждут перемены к лучшему. Но именно этот анализ относиться к нашей специфике письма. Для других культур, которые пишет справа налево, расшифровка будет иная.
  • Рисунок расположен или с одной, или с другой стороны говорит, что человек недоволен своей жизнью.
  • Значение рисунка в центральной части листа указывает на гармонию существования прошлого и будущего человека.

Рисунок на бумаге в полной мере расскажет, что чувствует человек:

  • Люди и животные – показывают, что человеку необходимо общение. В жизни у него есть проблема, для решения которой нужна помощь.

    Требуется общение
    Требуется общение
  • Пустые пейзажи – проблемы в общении с другими и неумение понимать и вникать в переживания других людей.
  • Рисование много раз подряд тех же предметов – указывает на эмоциональную закрытость, эти люди боятся делиться своими переживаниями, и поэтому все эмоции держат в себе.
  • Сюжетные рисунки, которые наполнены животными в движении – указывают на активную натуру, которая не стоит на месте, а постоянно идет вперед.

Значение рисунков: анализ по размеру

Самооценку человека можно определить по размеру рисунка на листе бумаги, а не на каком-то не обозримом пространстве.

  • Большие рисунки – самооценка у человека высокая. Неестественность рисунка указывает на высокомерность и стремление к похвалам. Причина такого поведения кроется очень глубоко – в неуверенности не только в себе, но и в своих силах.
  • Рисунок, который занимает все свободное пространство говорить о неуверенности. Этот человек не может справиться со своей проблемой в реальной жизни, поэтому пытается полностью реализовать себя на бумаге и захватить все пространство. Этих людей называют экстравертами. Все эмоции они переносят на изображения и таким образом реализуют себя. Но только на бумаге.

    Большой
    Большой
  • Маленькие рисунки указывают на интровертов. Эти люди зажаты, всего боятся, переживают по любому поводу, впадаю в панику. Им тяжело открыться другим, они чувствуют себя не очень комфортно в обществе других людей.

Значение рисунков в зависимости от цвета

Взрослые в основном рисуют черно-белые рисунки, а вот цветные рисунки способны изображать дети. Поэтому наиболее четко можно проанализировать и дать оценку детским работам.

Цвет
Цвет
  • Зеленый цвет – цвет независимости, самостоятельности и упорства. Дети, которые пытаются показать весь свой характер и самоутвердиться выбирают именно этот цвет.
  • Желтый – малыш чувствует себя комфортно в данной ситуации.
  • Синий – характеризует тревогу и волнение. Этот цвет указывает на то, что у ребенка есть какая-то проблема, которую он пытается решить.
  • Фиолетовый – ребенок фантазер.
  • Красный цвет – указывает на переизбыток энергии, которую необходимо как можно быстрее сбросить. Это относится к гиперактивным детям. Красный – цвет агрессии.
  • Коричневый – означает сопротивление на подсознательном уровне. Малыш может быть обеспокоен какой-то ситуацией и поэтому чувствует тревогу и дискомфорт.
  • Черный – указывает на озабоченность какой-то проблемой. Он полностью погружен в проблему.
  • Если у взрослого человека рисунок заштрихован – означает закрытость. Человек постоянно ставит себя в рамки.
  • Не заштрихованные фигуры – человек постоянно хочет развиваться, и все изменения воспринимает с радостью.

Линии на изображении: значение рисунка

Линии рассказывают о характере человека. Простые линии, если их умело расшифровать, могут показать предмет, который человек не нарисовал, но в подсознание он об этом думал. С помощью этого метода можно охарактеризовать как взрослые, так и детские изображения.

  • Сплошные линии – человек эмоционально стабилен, гибок и уверен в себе. Даже из самых сложных проблем он способен выбраться.
  • Прерывистые линии – указывают на человека неуверенного в себе, в своих возможностях.
  • Жирные линии – такой человек везде хочет казаться первым и в центре внимания, что зачастую служит компенсацией его неуверенности.
  • Тонкие линии – это серые мышки, которых пугает чрезмерное внимание к своей персоне. Они всегда находятся в тени, они не общительны и одиноки. Даже мимолетный стыд или вина могут раскрыть человека таким образом.
  • Геометрические рисунки, с прямыми четкими линиями – указывают на агрессивного человека. Также это указывает на консервативную личность, которой трудно адаптироваться к новой ситуации или обстановке.
Линии и геометрия
Линии и геометрия
  • Острые углы – явную раздражительность.
  • Линии мягкие и плавные – характеризуют мягкого и покладистого человека. В большей части такие рисунки изображает женский пол.
  • Маленькие и узкие предметы – указывают на закрепощенную личность, которая боится выйти за рамки и переступить через правила.
  • Большие фигуры – с таким человеком легко и интересно общаться, он необычайной развитый.
Большое
Большое

Тайна рисунка взрослого

Значение рисунка взрослого, который сделан спонтанно рассказывают многое о человеке, о его личности.

  • Волнистые линии, а также пружины – указывают на сложную жизненную ситуацию. Этот человек застрял в своих проблемах или запутался.
  • Сетка – человек попал ситуацию, которая непонятная и новая для него.
  • Солнце, цветы хоть и символизирует радость и счастье, но человека показывают совсем не в положительном свете. Так люди выражают переживания, показывают, что им одиноко и необходима поддержка.
  • Сердце – указывает на радость и счастье.
  • Люди – таким способом человек пытается всю ответственность переложить на другого человека, чтобы оградить себя от лишней работы и проблем.
  • Однотипные рисунки говорят о тоске.
  • Дом – усталость, агрессивное отношение к окружающим, желание отдохнуть в хорошей обстановке.
Характеристика детского рисунка
Дом
  • Шахматы – изображают люди, которые попали в неопределенную и тяжелую ситуацию. В данный момент они не знают, какое решение будет правильным.
  • Пчелиные соты – внутри присутствует гармония и умиротворение.
  • Геометрические фигуры – этот человек уверен в себе и точно знает, как выйти из той или иной ситуации.

Тайна детского рисунка

Детки в основном изображают простые рисунки – дома, животных, людей, которые их окружают, мультяшных героев.

Даже не прибегая к помощи профессионалов можно с легкостью проанализировать значение рисунка ребенка и понять, что его беспокоит, на что надо обратить внимание.

  • Пейзаж, в котором не присутствуют живые существа, указывает на одиночество и проблемы со сверстниками.
  • Дом указывает на усталость, необходимость отдохнуть.
Домик
Домик
  • Чудовища показывают, что ребенок переживает, боится и чувствует себя не совсем комфортно. Этот рисунок почти всегда покажет, чего именно ребенок боится.
  • Семья на детском рисунке может продемонстрировать истинное видение семьи. Яркая и красочны картинка вместе с членами семьи указывает на, то, что в их семье все друг друга понимают и наслаждаются каждым днем проведенным вместе. На рисунке, кто-то из членов семьи отсутствует, указывает на нехватку общения с этим человеком. Если рисунок сделан в черно-серых тонах стоит задуматься или все у вас в семье так хорошо как кажется на первый взгляд. Того кого ребенок изобразит выше и больше всех покажет кто в семье главный.
Семья
Семья
  • Дерево символ знаний и развития. Если дерево нарисовано с корнями, то малыш мыслит самостоятельно и ему не требуется помощь со стороны. Если ствол дерева изогнут – это указывает, на то, что ребенок пережил стресс и чувствует сейчас себя не комфортно.
  • Звери указывают на внутреннее спокойствие.
  • Если ребенок изображает человека, это означает, что ему не хватает общение со сверстниками. Стоит также обратить внимание на цвет, с помощью которого был нарисован человек, если это темные тона, то малыш боится кого-то.
  • Рисунок самого себя показывает, что ребенок готов к самопознанию, а также самовыражению. Даже мелкие детали могут рассказать многое, к примеру, большие ушки указывают на дерзкий характер и желание быть в центре внимания, короткие ноги – низкую самооценку.
Кроха рисует
Кроха рисует

Чтобы убедиться в правильности расшифровки значения рисунков, постарайтесь найти ваши старые изображение и сопоставить их с приведенными правилами. Рисунки не полностью охарактеризуют человека, а лишь помогает немножко лучше его узнать.

Источник: heaclub.ru

Валентина Пакшенкова
Психолого-педагогическая характеристика по изобразительной деятельности детей

О том, что изобразительная деятельность очень важна для развития у детей их чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие талантливые психологи и педагоги прошлого: Я,А, Коменский, Ф, Фрёбель, Л. С. Выгодский, С. Я. Рубинштейн и др.

Изобразительная деятельность не утратила широкого воспитательного значения и в настоящее время. Поэтому, он – предмет особого внимания педагогов, психологов и художников. Огромный вклад в исследование и разработку внесли: Е. Борисова, К. Печора, Р. Мирошкина, С. М. Вайнерман, Ю. Р. Силкин, А. Э. Симановский, М. Трунова и многие другие.

Д. Б. Эльконин особое значение для развития и восприятия ребенка придавал рисованию, включая изобразительную деятельность ребенка в разряд продуктивных видов деятельности. Сюда же Д. Б. Элькониным отнесены лепка, аппликация.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте при условии её оптимальной организации и эффективного осуществления закладывает интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.

Большое распространение имела система Фридриха Фрёбеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Ф. Фрёбель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности, заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

Первым автором, посвятившим свой труд «Дети-художники» (1887г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Риччи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Детские рисунки часто оценивались как произведения искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослы.

Наряду с многочисленными педагогическими исследованиями вопросам методики изобразительной деятельности проводились и психологические исследования детского творчества. Общие проблемы художественного воспитания и развития способностей изучались Б. М. Тепловым, давшим в своих работах ещё в 40-е годы наиболее полное и правильное определение способностей и путей их развития. В работах В. И. Кириенко и Е. И. Игнатьева рассматривались пути развития изобразительных способностей на разных возрастных ступенях.

Исследования в области изобразительного творчества детей дошкольного возраста были проведены в 50-60-годы Б. А. Сазонтьевым, Н. И. Стреяновой, В. С. Мухиной и др.

Таким образом:

Исследования последних лет показали, что маленький ребенок пластичен и легко обучаем, что он может освоить значительно больше, чем считалось прежде, что открывает новые перспективы существенного обогащения, показательного содержания дошкольной программы воспитания и обучения.

Учитывая все факторы развития ребенка, специалисты пришли к выводу, ранний и дошкольный возраст – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно этот период появляется и возможно, раз и навсегда.

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Изобразительная деятельность формирует такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Огромное влияние она оказывает на развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру. Через изобразительное искусство ребенок знакомиться с миром реально существующей красоты, у него формируются убеждения, меняется поведение.

В детском изобразительном творчестве со всей наглядностью предстает взаимозависимость когнитивных и двигательных навыков. В нем развитие тонкой моторной координации происходит одновременно с перцептивным, когнитивным и эмоциональным развитием. Уровень развития каждой из этих отдельных областей становится виден в конечном продукте деятельности. Но в данном случае все-таки более важен не конечный результат, а сам процесс творческого поиска – мазки, пятна, каракули и наконец рисунок, на котором что-то изображено.

Как показывает анализ литературных источников, посвященных данной проблеме рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в психологической литературе различно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Развернутая интерпретация психологического содержания рисунка давалась под воздействием идей биологизаторского толка, гештальтпсихологии, а также фрейдизма.

В начале ХХ века, согласно биогенетическому закону Э. Геккеля (онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза, сторонники этой теории В. Штерн, Ж. Люке развитие рисования установили в том, что «ребенок изображает то, что он думает, полагает, — а не то, что он видит». Такое понимание природы детского рисования имело много последователей. Сторонники гештальтпсихологии, в недрах которой были заложены основы современного знания о визуальном восприятии, определяли, что «ребенок рисует то, что видит».

В основе идей фрейдистов лежало утверждение, что детское творчество истолковывается как выражение символов врожденных и подсознательных импульсов. На вопрос «что рисует ребенок?» фрейдисты отвечают так: «Ребенок рисует то, что чувствует».

В. С. Мухина полагает, что рассмотрение детских рисунков с точки зрения какого-либо одного из этих направлений не может привести к истинному пониманию природы изобразительного творчества. Детское рисование невозможно объяснить, исходя исключительно из одной идеи. Односторонний теоретический подход к детским рисункам отражается на их интерпретации.

Она объясняет природу детского рисования с точки зрения сложившейся в советской детской психологии теории марксистского положения о социальном наследовании психологических свойств и способностей. О присвоении индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством.

Л. С. Выготский подчеркивает особенность графической формы детских изображений. Свидетельствующих, по его мнению, о том, что «ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает», не считаясь с действительным видом предметов.

Противоречивые высказывания предоставляли Е. А. Флерина, Е. И. Игнатьев, считая, что ребенок мало способен к абстракции и его изображения отражают подлинную реальность.

Таким образом:

Анализ содержания детских рисунков дает основание считать, что индивидуальные ориентации ребенка обусловлены различными психологическими и педагогическими воздействиями и его личным опытом; ребенок выделяет наиболее значимое для себя и делает предметом содержания рисунка.

«Может случиться, — отмечают американские авторы (В. Ловенфильд и В. Ломберт Бриттен, — что наиболее «примитивная», с точки зрения взрослого. «уродливая» работа более значима для ребенка. Чем прекрасно выполненная или, на взгляд взрослого, хорошая работа. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка возникает самоидентификация. Возможно, впервые в его творческой работе. При этом изменение в его развитии гораздо важнее. Чем конечные продукт – рисунок.

Развитие зарождается к трем годам, хотя истоки изобразительной деятельности ребенка относятся к раннему детству. С того момента, как дети берут в руки цветной карандаш и начинают выводить какие-то закорючки, примерно в 18-месячном возрасте. Они начинают создавать формы и рисунки, которые очень важны для их последующего развития. Рода Келлог, посвятившая много лет изучению изобразительной деятельности детей продемонстрировала, что выразительные возможности детей эволюционируют от простых закорючек до значимых символов. На полагает, что каждый ребенок открывает для себя мир символов в одной и той же последовательности.

В раннем детстве развитие рисования включает три основных этапа:

1. До изобразительный;

2. Узнавание предмета в случайном сочетании линий;

3. Намеренное изображение.

На первом этапе ребенок только усваивает действия с карандашом и бумагой. Он еще не понимает, что линии и пятна на бумаге могут что-то изображать, но уже обращает внимание на след, который оставляет карандаш, и пытается наносить на бумагу нечеткие прерывистые линии – «каракули». Но эти каракули не имеют для ребенка связи с реальными предметами. Постепенно ребенок переходит к намеренному изображению и. прежде чем начать, обычно говорит, что он собирается изобразить. Но в ходе работы с детьми я наблюдала, что дети легко меняют свои намерения под влиянием впечатления от уже нанесенных на бумагу линий. Со временем способы изображения некоторых предметов ребенком усваиваются, и он рисует их достаточно уверенно. Однако то, что ребенок умеет рисовать, он охотно рисует много раз, а то. Что не умеет, рисовать отказывается. Но с удовольствием учится рисовать новые предметы. Подражая взрослому. К 3-м годам ребенок обычно минует стадию каракулей. Он уже имеет некоторый запас графических образов, позволяющих ему изображать предметы. Но ограниченность этого запаса приводит к тому. Что разные предметы изображаются одинаково, и обычно никто, кроме

самого ребенка. Не может точно определить, что же нарисовано (яблоко, мяч, арбуз). В возрасте 3-4 лет дети в большинстве своем изображают отдельные формы: линия, спираль, круг, квадрат, крест, треугольник и т. п. На 4-м году жизни дети способны уже объединять отдельные формы в сочетании по замыслу. Но замысел опять же не устойчив и может изменяться в ходе рисования. Эта способность знаменует начало стадии предметного рисунка. Первым рисунком обычно бывает человеческая фигура, затем следует рисунки цветов, животных, домов, автомобиля, корабля и т. п. В первой половине дошкольного детства дети, как правило, не соотносят цвет с изображаемым предметом. И только после 4 лет некоторые дети начинают использовать цвет в качестве обязательного признака определенных предметов. Расцвет детского рисования приходится на старший дошкольный возраст. К 5 годам от изображения отдельных предметов дети переходят к сюжетному рисованию. Уже к 5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением. Активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. У детей появляется интерес к декорированию изображений.

Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, я целенаправленно руководила творческими проявлениями детей. Одних направляла на плоскость рисунка, а другим показывала, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией.

Таким образом:

Суммируя все вышеизложенное, можно отметить, что у нормального развивающего ребенка к пяти годам в основном уже складывается индивидуальная символическая система. Позволяющая ему использовать пространственные и цветовые коды для передачи значимой информации при помощи рисунка.

Склонность ребенка передавать в рисунке не конкретные зрительные впечатления. А совокупный результат личного знания о мире является характернейшей чертой рисования дошкольников. Занятия изобразительной деятельностью хорошо развивают восприятие, мышление, волю, внимание, они служат хорошим средством стимуляции воображения, фантазии, зрительной памяти.

Список литературы

1. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001. – 224.

2. Дрезина М. Г. Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию. М.: «Ювента», 2002. – 200с.

3. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М. — «Педагогика», 1984. – 144с.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: «Питер». 2000. – 992 с.

5. Мухина В. С. Детская психология. М.: «ЭКСМО-Пресс», 2000.- 352с.

6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: «Академия», 2001. -336.

7. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. /Под ред. Башаева Т. В., Васильева Н. Н., Клюева Н. В., Ярославль: «Академия развития». 2001. – 480 с.

Источник: www.maam.ru

Характеристика детского рисунка

Рисование — одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

Характеристика детского рисунка

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы — страхи, тревожность, агрессивность.

Надо только научиться «читать» работы своего художника, и тогда Вы сможете лучше понять, чем живет ваш малыш.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме. Если преобладает черный, это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок — это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5—6 образцами, сделанными в разное время. А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать человека, дом, дерево, свою семью.

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме — например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка.

4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши — они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок — это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью

И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

• Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

• Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

• Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

Человек

Характеристика детского рисунка

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола. Если фигура расположена в центре — это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка. О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая — о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши — признак того, что слух — важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук — о желании действовать.

Ноги — это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики — это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом

Характеристика детского рисунка
Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

Дерево

Характеристика детского рисунка
Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) — перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Подробнее:

Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал.

• расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы.

• Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.

• Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам.

• Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде.

• Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

• Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

Линии контура, наполнение ствола, свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

• Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.

• Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша.

• Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития.

• Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития.

• Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

• Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.

• Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.

• Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.

• Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности.

• Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным.

• Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики.

• Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность.

• Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

• Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля.

• Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника.

• Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.

• Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.

• Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.

• Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны. 

Моя семья

Характеристика детского рисунка

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения — маленькая схематичная фигура.

Если все члены семьи держатся за руки — семья дружная.

Каждый занимает своим делом — семья разобщенная.

Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

Люди, занятые игрой, — отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.

Источник: www.baby.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.