ДУХОВ? ЕНСТВО, служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы) .

КАЗ? АЧЕСТВО, этническая, социальная и историческая общность (группа) , объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др. , как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.

КУП? ЕЧЕСТВО,
1) социальный слой, занимающийся предпринимательством главным образом в области торговли.


вестно в древнем мире (Карфагене, Др. Греции, Риме, эллинистических государствах и др.) . В период раннего средневековья развивалось в арабских странах, Индии, Китае, в 11-12 вв. — Зап. Европе (особенно в Венеции, Генуе, городах Ганзы) , а также в России, главным образом в сфере внешней, а с 16 в. и внутренней торговли. После Великих географических открытий распространило торговую деятельность на страны Америки, Азии, Африки, созданы большие торговые компании: английские (1600-1858), нидерландские (1602-1798), Ост-Индские, Российско-Американские (1799-1868). В 16-18 вв. купечество соединяло торговые и кредитно-ссудные операции с предпринимательством в промышленности.
2) Законодательно оформленное в 1775 в России городское торгово-промышленное сословие, пользовавшееся личным и хозяйственными привилегиями, обязанное уплатой налогов в казну. Гильдейское купечество до 1898 пользовалось преимущественным правом на занятия предпринимательством. Упразднено 10(23).11.1917.

Источник: otvet.mail.ru

Христианская церковь в жизни средневекового общества

В Средние века большинство европейских стран были христианскими. Христианство было тем, что связывало страны Европы, даже враждовавшие между собой. Общим для их населения был взгляд на мир, единые правила поведения.

Христианский священник


Христианская церковь помогала светским правителям регулировать сложные отношения между людьми, заботилась о больных, стариках и сиротах, открывала школы. Священники крестили детей, венчали молодожёнов, отпевали покойников. Будучи людьми образованными, они часто занимали важные посты при дворах европейских правителей и давали советы императорам, королям, герцогам.

Церковь старалась, чтобы усобицы между феодалами не наносили другим людям слишком большого вреда. Она требовала от феодалов заключать «Божий мир» – соглашение о правилах ведения войны. Воинам запрещалось нападать на безоружных людей: священников, женщин, крестьян; воевать от заката дня в среду до восхода в понедельник и в дни церковных праздников. Таким образом, для ведения военных действий оставалось только сто дней в году.

Раскол христианской церкви

В течение нескольких веков христианская церковь вырабатывала своё учение и правила богослужения. Между сторонниками различных точек зрения часто вспыхивали споры. Важную роль в выработке учения христианской церкви имели собрания всех церковных руководителей – Вселенские соборы. На них в IV веке был принят Символ веры – краткое изложение христианского учения.

Римский папа. Средневековый рисунок

С IX века усилились разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Западная церковь внесла изменения в Символ веры, в то время как византийские христиане продолжали почитать его в неизменном виде. Но главной причиной противоречий стало различие взглядов на роль римского папы в жизни церкви. На Западе папу называли главой всех христиан, считая, что его авторитет выше решений Вселенских соборов. Византийцы не признавали власти папы над собой, полагая, что решения одного человека не могут быть выше постановлений соборов.


Константинопольский патриарх

Противоречия обострились, и в 1054 году произошёл раскол единой прежде церкви на православную (восточную) во главе с константинопольским патриархом и католическую (западную), подчинявшуюся римскому папе. Так возникли два христианских мира – православный и католический.

Различия между двумя ветвями христианства со временем усилились. Папу римского поддерживали короли государств, созданных на землях Западной Римской империи. Они нуждались в поддержке церкви, имевшей большое влияние на верующих. Со временем папы стали претендовать не только на духовную власть в церкви, но и на господство над всеми королями и императорами. В отличие от них, патриархи Византии обладали лишь духовной властью. Они зависели от могущественных императоров, хотя и имели огромное влияние в империи. Противоречия между двумя центрами христианства усугублялись и различиями в богослужении.

Духовенство – первое сословие средневекового общества


Христиане полагали, что спасение души верующего возможно только через церковь. Поэтому не случайно первым из сословий средневекового общества было духовенство. К христианским священникам относились с почтением, так как их обязанностью было молиться за души всех христиан. Они не платили податей, сама же церковь содержалась за счёт церковной десятины – десятой части доходов, которую должно было выплачивать всё население страны.

Считалось, что церковь и духовенство являются посредниками между Богом и человеком, а спастись от адских мучений человек сможет, только если во всём будет следовать наставлениям священников. Священники отличались от остальных христиан – мирян. Согласно христианскому учению, они обладали особым качеством, божественной силой – благодатью, которая чудесным образом передавалась от Иисуса Христа через его учеников-апостолов священникам. Для того чтобы стать священником, человек должен был пройти особый обряд посвящения и дать обет. Благодаря этому духовенство имело право проводить богослужение, исповедовать, отпускать грехи мирянам, крестить детей, причащать умирающих. Во всех католических странах богослужение проходило единообразно на латинском языке в одно и то же время, по единому календарю.

Средневековое духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством считались монахи, отказавшиеся от соблазнов обыденной жизни и ушедшие от мира для уединённой молитвы. Белым духовенством называли священников, служивших в своих приходах и не дававших монашеского обета. В католической церкви, в отличие от православной, как чёрному, так и белому духовенству были запрещены браки.


Архиепископ Кёльна с изображениями построенных им церквей

Организация христианской церкви подчинялась строгой иерархии. Во главе католической церкви стоял римский папа, которого считали наместником Иисуса Христана Земле. Папа был ещё и светским владыкой, управляя расположенной в центре Италии Папской областью. Он назначал своих помощников – кардиналов, собрание которых в случае его смерти выбирало нового папу из своей среды. Во главе крупных церковных округов, включавших в себя иногда целые страны, стояли епископы и архиепископы (старшие епископы), назначавшиеся папой. В Средние века епископы были ещё и крупными феодалами, владевшими большими участками земли. В знак их светской власти епископы получали от светского владыки посох и кольцо и приносили ему вассальную клятву. Епископам подчинялись священники, служившие в приходах. На низшей ступени сословия духовенства располагались диаконы. Они помогали священникам проводить службу, читали молитвы, были учителями в церковных школах.

Церковная иерархия

Монашество

Монахи появились ещё в первые века христианства. Сначала они жили в одиночестве, уходя подальше от людей в пустынную местность. Затем стали появляться монастыри. В католической церкви особо почитался Бенедикт Нурсийский, живший в конце V–VI веке. Он был автором «Правил жизни монашеской», которые приняли многие монастыри на Западе. «Правила» требовали от монахов отказаться от всего имущества и вести аскетический образ жизни; проводить свои дни в молитвах, физическом труде, переписке книг. Монахи должны были строго следовать правилам жизни монашеского ордена, беспрекословно подчиняться начальству.


Проповедь в монастыре. Средневековая миниатюра

Средневековый монастырь представлял собой замкнутый мир, отгороженный от всего света. Монахам было запрещено покидать монастырь, всё необходимое для жизни они должны были производить внутри него. Во главе монастыря стоял аббат (от латинского слова, означающего «отец»), которого избирали сами монахи. Монахами могли стать люди из всех сословий, но аббатами чаще всего становились люди знатного происхождения.

К XI веку среди монахов появлялись состоятельные люди; церковные должности, даже самые высокие, продавались и покупались, на обширных монастырских землях работали зависимые крестьяне. Светские правители – короли и императоры беззастенчиво вмешивались в дела церкви. Да и само духовенство больше заботилось о приобретении богатства, чем о душах христиан. В католических храмах стала продаваться особая грамота – индульгенция. Купив её, любой грешник мог получить отпущение грехов. Богатство и роскошь католического духовенства вызывали недовольство населения. Авторитет церкви стал падать.


Нищенствующие ордена

Чтобы поднять пошатнувшийся авторитет церкви и восстановить прежние монашеские идеалы, подвижники церкви в XI–XII веках создали новые ордена – францисканцев и доминиканцев. Основателем первого был Франциск Ассизский (1182–1226). Он происходил из семьи богатого торговца, но, услышав призыв Бога, роздал своё имущество бедным, чтобы подобно Иисусу Христу и его апостолам проповедовать Слово Божие в Италии и других странах. Франциск и его единомышленники посвящали своё время уходу за больными и помощи слабым.

Франциск Ассизский, лечащий больных. Средневековый рисунок

Последователи Франциска – францисканцы – проповедовали христианское учение во многих странах мира, обратив в христианскую веру многие тысячи людей.

Другим орденом, члены которого, так же как и францисканцы, отказывались от своего имущества, был доминиканский. Его основателем стал испанский монах Доминик (1170–1224) – знаток христианского учения и яростный противник всяческих отступлений от католицизма. Доминиканцы славились как учёные люди и искусные проповедники христианского учения.

Доминиканцы и францисканцы не жили постоянно в монастырях, а проповедовали идеалы христианства среди мирян. Они называли себя нищенствующими монахами. Они действительно не имели имущества, и их проповеди были ближе и понятнее крестьянам и горожанам, чем слова богатых епископов и священников.


Еретики и их учения

В Средние века не было человека, который не верил бы в Бога. Однако вера не всегда означала согласие с учением церкви. Люди, сомневавшиеся в её правоте, появились ещё в первые века христианства. Они отрицали правильность Символа веры, признанного церковью, и проповедовали своё учение. Этих несогласных называли еретиками (греч. – «отступники»), а их учения – ересью.

Внутренний вид католического храма в Италии

Среди еретиков было много жителей городов. Горожане были более образованны, чем сельские жители, они чаще путешествовали, общались с разными людьми. Это заставляло их задумываться над вопросами устройства мира, отношений между человеком и Богом. Ответы на эти вопросы, полученные в церкви, где подчас служили малограмотные священники, не могли удовлетворить людей. Самим же мирянам католическая церковь запрещала читать Библию, опасаясь неверного её толкования. Поэтому большинство верующих оставались невежественными в вопросах религии.

Против церкви выступали также обездоленные бедняки и крестьяне, мечтавшие избавиться от гнёта феодалов. Выражая недовольство господством католической церкви, они протестовали и против порядков в обществе, которые защищало духовенство. Большинство еретиков осуждали неправедно нажитые богатства, призывали к полному отказу от всякой собственности. Только бедный человек, по их мнению, мог спасти свою душу.


Католический крест

Богатству церкви завидовали и феодалы. Всё шире среди европейцев распространялось мнение, что поведение священников совсем не похоже на простую и праведную жизнь Иисуса Христа, его апостолов и первых христиан. Выступая против пороков церкви, еретики-проповедники отрицали или искажали и само христианское учение. Их учения христианская церковь объявляла вне закона и вела с ними беспощадную борьбу.

Движение альбигойцев

Еретические движения иногда охватывали целые области. Так, в XI – начале XIII века под властью еретиков находилась Южная Франция. Здесь еретическое движение зародилось в городе Альби, поэтому его участников называли альбигойцами. Существование на Земле зла они объясняли тем, что творцом материального мира был не Бог, а дьявол. Поэтому, полагали альбигойцы, материальный мир должен быть уничтожен, а католическая церковь ликвидирована. Спастись смогут лишь те, у кого чистая душа. Таковыми они считали только себя, называясь катарами, то есть «чистыми». Чтобы достичь «совершенной» жизни, как понимали её еретики, следовало отказаться от всех удовольствий и радостей. Самые ревностные катары даже не заводили семьи.

Среди альбигойцев было много горожан и крестьян. Поддержали альбигойцев и крупные феодалы юга Франции. Они присоединили к своим владениям значительные земли, принадлежавшие церкви, и перестали платить церковную десятину.


Развалины замка Монсегюр

В 1209 году по призыву папы Иннокентия III феодалы севера Франции и других стран выступили в поход против еретиков. Начались жестокие альбигойские войны. Участникам похода церковь прощала все грехи и запрещала требовать с них долги. Огнём и мечом прошлись рыцари по городам и сёлам Южной Франции. Не зная пощады, уничтожали они всех, кого подозревали в ереси. Последняя твердыня альбигойцев – замок Монсегюр пал в 1244 году. Земли Южной Франции были отданы феодалам – участникам похода.

Борьба церкви с еретиками

Католическая церковь не могла смириться с распространением ересей. Заподозренных в ереси или неподчинении церковным властям отлучали от церкви. Для верующего человека это была страшная кара. Душа его была обречена на гибель и оказывалась во власти дьявола. Наказанию подвергались иногда целые страны: здесь по приказу папы прекращалось богослужение, запрещалось крестить детей, венчать молодожёнов, отпевать и хоронить умерших. Церковь могла также освободить от присяги верности вассалов сеньора, выступившего против веры или церкви.

Монахи доминиканского ордена. Средневековый рисунок

Борьбу с ересями возглавил доминиканский орден. Доминиканцы подчёркивали свою верность папскому престолу, по созвучию слов называя себя «псы Господни» (по-латыни «Домини конес»).

Там, где не удавалось справиться с ересями уговорами и проповедями, католическая церковь не стеснялась применять силу. После разгрома альбигойцев для разоблачения и расправ над еретиками папа учредил инквизицию, руководство которой было поручено доминиканцам. Для выявления еретиков использовались слежка и доносы. Тот, кто попадал в руки инквизиции, уже не мог быть оправдан. Любыми средствами – изнуряющими допросами, жестокими пытками – судьи добивались от него признания.

Сожжение еретика. Средневековый рисунок

Следствие было тайным. Подсудимый даже не видел лиц своих судей, скрытых тёмными капюшонами. На раскаявшихся еретиков накладывали церковное покаяние или заключали в тюрьму. Такой человек терял всё своё состояние и должен был при стечении народа признать свою вину. Упорствующих в ереси сжигали на костре.

Подведём итоги

Пережив гибель Римской империи, христианская религия стала духовной основой средневекового европейского общества, а христианское духовенство на протяжении всего Средневековья оставалось самым влиятельным сословием. Но из-за недовольства царившими в обществе порядками и пороков, существовавших внутри христианской церкви, возникли ереси. Несмотря на стремление церкви уничтожить ереси, они существовали в течение всего периода средневековой истории Европы.

Вопросы

1. В чём состояла роль христианской церкви в средневековом европейском обществе?

2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви? Каковы были различия между православной и католической церковью?

3. Что такое церковная иерархия? Как управлялась католическая церковь?

4. Расскажите, на какие группы делилось средневековое духовенство. Чем эти группы отличались друг от друга?

5. Что такое монашеские ордена и для чего они были созданы?

6. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

7. Какими способами католическая церковь боролась с ересями?

Задания

1. Используя материалы параграфа, дайте характеристику духовенства как сословия средневекового общества по следующему плану:

    I. Объясните, что такое сословие.

    II. Опишите условия жизни представителей данного сословия (одежда, пища, жилище).

    III. Назовите его основные занятия и орудия труда.

    IV. Определите, находилась ли в распоряжении данного сословия какая-либо собственность.

    V. Укажите, каково было участие представителей данного сословия в управлении страной.

    VI. Сделайте вывод о том, какое место занимало данное сословие в средневековом обществе (какую роль оно играло в хозяйственной, политической или культурной жизни страны).

2*. Почему для борьбы с еретиками католическая церковь создала именно нищенствующие монашеские ордена?

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

ДУХОВЕНСТВО

служители культа в различных религиях, обычно организованные в иерархич. корпорации. В антагонистич. клас. об-ве Д. в своей массе всегда являлось и является опорой эксплуататорских классов, освящая религией существующий обществ. порядок. «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы… смягчения бедст-вийижертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость» (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 206). В различ. религиях представители Д. в той или иной степени почитаются как люди, наделенные сверхъестеств. силой, что делает их в глазах верующих способными быть посредником между людьми и божеством, узнавать его волю, заручаться его расположением. В зависимости от своего положения и функций в религ. общине и в церкви Д. делится на различные группы, а по своему обществ. положению и роли в церк. организации — на высшее и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. почитаются как непогрешимые заместители божества на земле (папа римский в католицизме) или как живое воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). Особое положение Д. в религ. общинах отмечается тем, что его представителям положено носить специальную одежду (всегда или только при отправлении культа), вести особый образ жизни (целибат в католицизме и буддизме, монашество в нек-рых религиях и др.).

Как определенная группа людей, специально занимающихся отправлением религ. культа, Д. возникло уже в религиях разлагавшегося доклас. об-ва с появлением клас. неравенства, с началом отделения умственного труда от физического, когда стали выделяться люди, обладавшие, по представлению их сородичей, сверхъестеств. силой: шаманы, колдуны, жрецы. Уже в эту эпоху принадлежность к Д. находила свое выражение в ряде специфич. внеш. атрибутов, многие из к-рых (особые шапки, жезлы и др.) перешли к Д. разных религий позднейшего времени. От первобытных колдунов унаследовало жречество, а затем Д. «высших» религий и многие приемы культовой деятельности — молитвы, заклинания, магич. манипуляции. Колдунами и знахарями нередко выступали племенные вожди. В рабовладельч. об-ве функции жрецов (см. Жречество) нередко были наследств. привилегией. Будучи частью господств. класса рабовладельцев (иногда верховными жрецами были сами цари), жрецы стремились увековечить рабовладельч. порядки. Они обожествляли царей, господство рабовладельцев и свою собств. власть. Жрецы почитались как люди, общающиеся с богами, как толкователи их воли. Они совершали жертвоприношения, занимались гаданием, разрабатывали культовые правила и религ. ритуал, принявший в религиях Др. Востока пышный и сложный характер. Все более заметную роль начал играть в деятельности жрецов элемент обмана людей, инсценировка «чудес», мнимых исцелений и т. д.

В совр. религиях (христианство, ислам, иудаизм и др.) жречество древних религий сменилось профессиональным Д., сложившимся как сословие в условиях феодализма. Так, напр., в ранних христ. общинах, организованных демократически, не было профессионального Д. Лишь постепенно образовалась христ. церк. орг-ция во главе с епископами и подчиненными им священно- и церковнослужителями. Их утверждение в должности оказалось в полной зависимости от епископата и небольшого круга богатых прихожан. Большое значение в христианстве приобрело монашество, возникшее на рубеже 3-4 вв. К сер. 4 в. из епископских кафедр христ. церкви выделились наиболее влиятельные Александрийская, Антиохийская, Константинопольская, Римская и Иерусалимская. Юрисдикция епископов этих городов распространилась на ближайшие терр., с 6 в. эти епископы стали именоваться патриархами. На основе рим. епископии со временем образовалось папство.

Господство религ. идеологии в об-ве, а также огромные богатства, к-рыми владела церковь в ср. века, сделали Д. могуществ., политически влият. и привилегированным сословием, к-рое стояло на страже интересов феодалов и освящало феод. эксплуатацию народа. Д. освобождалось от гос. налогов, воинск. службы, подсудности светской власти и т. д. В ср. века Д. распалось на аристократическую (епископы, архиепископы, аббаты, приоры и др.) и плебейскую (гор. и сельские священники) части. Духовная аристократия по своему обществ. и имуществ. положению и образу жизни ничем не отличалась от светских феодалов: она владела огромными землями и эксплуатировала крепостных крестьян и зависимое население; для выколачивания денег из народа и для удержания его в повиновении она широко прибегала к религ. обману — продаже индульгенций, фабрикации святых и чудотворных реликвий, к анафемам и интердиктам. Плебейское Д., вербовавшееся из выходцев из среды бюргерства, крестьян и плебейства, стояло ближе к условиям жизни масс. Революц. оппозиция против феодализма была направлена и против духов. феодалов. Представители низшего Д. нередко оказывались активными участниками или даже руководителями нар. движений (Джон Болл, Дольчино, Ян Гус и др.), за что подвергались со стороны высшего Д. отлучениям, гонениям и казням; порой они выступали с критикой религии, христ. морали и существующих обществ. порядков (Жан Мелье, Жак Ру).

При капитализме религ. орг-ции приспосабливаются к условиям бурж. об-ва, а Д. становится зависимым от буржуазии и гос-ва. Прежние политич. и экономич. связи высшего Д. с землевладельч. аристократией дополняются связями с буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. отстаивает, провозглашая божественность частной собственности, клас. деления об-ва и решительно осуждая революц. клас. борьбу. Низшее Д., хотя и зависит от высшего и от буржуазии, все же ближе стоит к массам верующих и чувствительнее к их нуждам, но связанное церк. дисциплиной, как правило, слепо следует директивам церк. иерархии. В бурж. странах Д. тесно связано с гос-вом (в том числе и в тех странах, где формально церковь отделена от гос-ва), выполняет его поручения в школах, армии, тюрьмах, колониях и др.

Служители религ. культа всегда были и являются носителями реакц. и антинауч. идеологии, проповедниками идеалистич. мировоззрения. На протяжении всей истории своего существования Д. вело борьбу с передовой науч. мыслью. Правда, в религиях Др. мира Д. при храмах занималось ведением календаря, наблюдением за небесными светилами, врачеванием и т. п. В ср. века Д., будучи «единственным образованным классом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), составляло хроники, переписывало книги в монастырях. Отдельные представители Д., к-рые поднимались выше своего круга и выступали как подлинные носители прогрессивной мысли, подвергались преследованиям (напр., Дж. Бруно). В новое и особенно новейшее время представители Д. в целях укрепления религии путем идеалистич. истолкования науч. открытий начало усиленно интересоваться, а частично и заниматься наукой.

В эпоху империализма, когда церк. и религ. орг-ции стали широко использоваться буржуазией против революц. рабочего движения и нац.-освободит. движения народов колониальных стран, Д. особенно активизировало свою борьбу против науч. социализма.

После победы Окт. революции, встреченной Д. повсюду враждебно, антикоммунизм стал одним из осн. мотивов в обществ. и религ. деятельности Д. капиталистич. стран. Д., особенно высшее, сотрудничало с фашизмом. Оно (особенно папство) выступало проповедником «крестового похода» против СССР и коммунизма, оказывало содействие реакц. элементам, мешавшим строительству социализма в СССР и др. социалистич. странах, поддерживало политику «холодной войны», проводимой империалистич. гос-вами во главе с США после 2-й мировой войны. При покровительстве империалистич. кругов Д. выступает проповедником клерикализма. В целях противодействия влиянию идей коммунизма, а также упадку религиозности Д. стало уделять большое внимание пропаганде среди рабочих. Католич. Д. еще в 1891 разработало в противовес программе науч. социализма свою социальную программу (см. Энциклика «Рерум новарум»). В кон. 2-й мировой войны католич. церковь во Франции и нек-рых др. странах создала институт рабочих-священников, на к-рых была возложена задача вести пропаганду социальной программы церкви непосредственно на предприятиях. Эксперимент был прекращен в 1953 в связи с тем, что рабочие-священники стали подпадать под влияние классово-сознат. рабочих. Путем организации т. н. «светского апостолата» католич. церковь добивается создания из мирян помощников Д.

Рост и усиление социалистич. лагеря, успехи нац.-освободит. движения, широкое распространение идей коммунизма заставили мн. представителей Д. в различ. странах, убедившихся в том, что поддержка «холодной войны» компрометирует церковь и способствует углублению кризиса религии, пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности. Даже в бурж. странах представители Д., особенно низшего, стали поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. Эти изменения нашли свое отражение в новых моментах в политике Ватикана, начало к-рым положил папа Иоанн XXIII. Укрепление социалистич. строя, ликвидация эксплуататорских классов побудили Д. в ряде стран прекратить свою враждебную деятельность по отношению к новому строю. Д. в своем большинстве заняло по отношению к социалистич. гос-ву лояльную позицию, продолжая в то же время оставаться проводником антинауч. идеологии.

Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, М., 1953; Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.-Л., 1931; Тураев Б. A., История Др. Востока, т. 1-2, Л., 1935-36; Лаврецкий И. Р., Ватикан. Религия, финансы и политика, М., 1957; Каждан А. П., Религия и атеизм в др. мире, М., 1957; Шейнман М. М., Папство, М., 1961; Пулен Жан-Клод, Церковь и рабочий класс, пер. с франц., М., 1962.

М. М. Шейнман. Москва.

Духовенство в России. Господствующей церковью была рус. православная церковь. Православное Д. состоит из черного Д. (монахи) и белого (священники, дьяконы и дьячки). Оба вида Д. появились в Древней Руси после принятия христианства. Тогда же создалась церк. иерархия. Глава рус. церкви — митрополит, поставлялся константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды черного Д. митрополитом и собором рус. епископов при значит. участии светской власти (князей). Архиерейские кафедры и монастыри получали от князей зем. пожалования, к-рые росли за счет вкладов «на домин души», покупки земель у светских феодалов и захвата «черных» земель. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феод. привилегиями, податным и суд. иммунитетом. Представители высшего Д. были людьми образованными, что укрепляло их высокое положение в др.-рус. обществе и значение в гос. жизни. В монастырях было положено начало рус. летописанию (см. Летописи). С 1448 рус. церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала автокефальной, самостоятельной. Митрополит избирался собором рус. епископов, а в 1589 главе рус. церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь все больше подчинялась власти монарха (см. Православная церковь). Внутри церкви происходила борьба различных течений, отражавшая клас. и внутри-клас. борьбу в России. В кон. 14-16 вв. значит. распространение получили ереси. Активными участниками еретич. движений были представители низшего белого Д., ряды к-рого пополнялись выходцами из крест. и посадского населения. Материальное положение плебейских слоев Д. было незавидно: они обязаны были платить в архиерейскую казну ежегодную дань и многочисл. пошлины. Кроме этого, Д., сидевшее на «черной» земле, не освобождалось от гос. податей и повинностей. Уровень образования белого Д. был очень низким, священники в большинстве случаев были малограмотны или безграмотны. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т. к.. кормилось за счет своей паствы, являлось проводником офиц. церк. идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. Практически с 17 в. установился наследств. порядок занятия свободных священнических мест, белое Д. превращалось в замкнутое сословие. Положение черного Д. было значительно лучше, т. к.. оно не платило повинностей гос-ву, пожертвования на монастыри постоянно увеличивались, но нравств. уровень его был также невысоким. Первая ревизия (1718-27) определяла численность всего Д. в 97 413 душ мужского пола.

В царствование Петра I было ликвидировано патриаршество, а управление церковью передано созданному в 1721 Синоду во главе с гос. чиновником — обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви гос. власти, превращение ее в часть гос. аппарата. В 1764 была произведена секуляризация церк. земель, к-рые с населением св. 2 млн. чел. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность гос-ва.

Белое Д. на протяжении 18 в. постепенно выдвигалось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. Вместе с тем оно все больше оформляется в обособленную касту.

Д. верно служило самодержавию, было проводником духовного и клас. гнета. На него были возложены некоторые поручения адм. и полицейского характера: запись актов гражд. состояния, наблюдение за политич. благонадежностью прихожан. 40% нач. школ находилось в руках Синода, во всех школах в обязательном порядке преподавался «закон божий». Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ. идеями. Печать находилась под гнетом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революц. движением. В годы революции 1905-07 Д. активно участвовало в контрреволюц. обществах и погромных орг-циях типа «Союза русского народа» или «Союза Михаила Архангела», сеяло нац. вражду; оно было вдохновителем евр. погромов и черносотенных погромов интеллигенции. Церковь являлась не только союзником и опорой эксплуататоров, но и сама была эксплуататором. Церк. учреждения владели огромным движимым и недвижимым имуществом — землями, торг. заведениями, пром. предприятиями, многие монастыри были миллионерами. В 1912 насчитывалось 110 434 чел. белого Д. и 91 654 черного Д.

Д. враждебно встретило Окт. революцию. Всеросс. поместный собор православной церкви (август 1917 — сентябрь 1918) во главе с патриархом Тихоном стал одним из центров борьбы внутр. и зарубежной контрреволюции с Сов. властью. В годы гражд. войны Д. активно вело антисов. агитацию и подрывную работу в тылу, многие храмы, монастыри и архиерейские дома превратились в штабы, конспиративные базы контрреволюции. С участием Д. формировались даже спец. воинские отряды для борьбы с Красной Армией — «полки богородицы», «полки Иисуса» и т. д. В 1922 Д. пыталось использовать для борьбы с Сов. властью голод в Поволжье, объявив его «наказанием божиим» за грехи и выступив против декрета об изъятии церк. ценностей для закупки хлеба за границей. Враждебную позицию в отношении Окт. революции занимало Д. всех других вероисповеданий — мусульманского, старообрядческого и др. Упрочение Сов. власти и всенародная поддержка ее мероприятий вынудили церковь официально прекратить борьбу. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. продолжали антисов. деятельность. Лишь победа социализма вынудила Д. встать на путь лояльного отношения к Сов. власти. См. Армяно-григорианская церковь, Баптисты, Грузинская церковь, Ислам, Старообрядчество, Церковь.

Лит.: Верховский П. В., Очерки по истории рус. церкви XVIII и XIX ст., Варшава, 1912; Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Голубинский Е. Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1-2, М., 1901-1917; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Самсонов А. М., Антифеод. народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистич. произведения, М., 1959; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957.

В. С. Шульгин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: interpretive.ru

В России отдельные элементы сословности Д. складывались со времен ее Крещения при св. равноап. вел. кн. Владимире, к-рый изданием «Церковного устава» перевел священнослужителей, церковнослужителей и ряд др. категорий лиц из общегражданской подсудности в судебную юрисдикцию митрополита по делам гражданским и большей части уголовных дел. Вел. князь, установив десятину, т. е. пожаловав 10-ю ч. княжеских доходов на содержание митрополичьего дома и митрополичьего собора, получившего наименование Десятинной церкви, дал пример преемникам, к-рые жертвовали часть своих доходов на содержание архиерейских домов, ктиторских мон-рей и ружных церквей. Но, несмотря на привилегированную подсудность, Д. в допетровской Руси не представляло особого сословия, потому что в строгом смысле слова в это время вообще еще не сложился сословный строй, поскольку переход из одного состояния в другое не имел принципиальных юридических препятствий, за исключением княжеского статуса, каковой доступен был лишь потомкам Рюрика. Что же касается Д., то хотя весьма обыкновенным делом было, когда сын клирика становился клириком, но доступ к посвящению юридически открыт был выходцам из всех слоев общества, кроме холопов, пока они оставались холопами, однако необходимым условием поставления на церковное служение была грамотность, а знание грамоты легче всего и скорее всего приобреталось в духовных семьях.

Но в петровскую эпоху рус. приходское Д. стало постепенно замыкаться в особое сословие, которое в законодательных актах именовалось обыкновенно «духовный чин». Сословность Д. порождена была сословностью всего гос. и общественного строя России, сложившегося в этот период, с характерными для него барьерами между отдельными состояниями: дворянством, купечеством, мещанством, крестьянством.

Образование духовного сословия сопровождалось падением значения выборного начала при замещении церковных мест. В великорус. епархиях уже в нач. ХVIII в. сложился такой порядок, что кандидатами при выборах являлись, как правило, выходцы из Д. Выборный обряд постепенно стал чистой формальностью. Прихожане, плохо знавшие кандидатов, с равнодушием относились к исходу выборов. Указом Святейшего Синода от 1739 г. выборы сведены были к свидетельству прихожан о добропорядочности ставленника, судьба же ставленника вполне решалась волей правящего архиерея. В кон. ХVIII в. от былых выборов остался лишь обязательный отзыв «лучших прихожан» о кандидате. Отзыв этот подлежал усмотрению епископа и вполне мог им игнорироваться. Протесты на пренебрежение отзывами «лучших прихожан» поступали крайне редко и чаще всего не имели последствий.

Неск. иначе обстояло дело с приходскими выборами в малороссийских епархиях. В нач. ХVIII в. церковные места там делились на патронатские, в которых выбор самого ставленника зависел от воли вотчинника, и вольные. На выборы священника в вольном приходе собирался большой съезд, в к-ром участвовали не одни прихожане, но и «люди околичные» — клирики и миряне из соседних приходов. Претендентами на место выступали не только поповичи, но и выходцы из крестьян, казаков, мещан, получившие образование в Киево-Могилянской академии, Харьковском коллегиуме или Переяславской семинарии. Как кандидаты являлись на выборы и «дикие попы» — рукоположенные в Молдавии, Турции или бежавшие из Польши страдальцы за православную веру. Но в сер. ХVIII в. и в Малороссии архиереи стали пренебрегать выборами при замещении церковных мест; к концу столетия значение выборов там практически упразднилось.

Фактором, способствовавшим вытеснению приходских выборов из жизни Церкви, явился подъем школьного духовного образования, в связи с чем повысилось значение образовательного ценза для ставленников. В Московской епархии при имп. Екатерине II утвердилась практика предоставлять священнические места «богословам» (выпускникам последнего, богословского класса семинарии), а диаконские — «философам» (окончившим предпоследний класс). Епархиальные консистории повсеместно стали сообщать списки приходских вакансий в семинарии. Между тем дети клириков составляли подавляющее большинство среди учащихся духовных школ в Великороссии. Семинарии приобретали здесь сословный характер, закрывались для выходцев из дворян и податных состояний. Киевская академия и малороссийские семинарии вплоть до екатерининской эпохи сохраняли всесословный характер, но в конце столетия и они стали школами для детей духовного чина.

Еще одним обстоятельством, содействовавшим превращению Д. в особое сословие, явилась распространенная, хотя и негласная, практика передачи церковных мест по наследству. Дом и усадьба священника, как правило, находились в его частной собственности. Поэтому сын, получив надлежащее образование, оказывался гораздо более приемлемым кандидатом на замещение отцовского места, чем чужой человек, к-рому, чтобы получить место, пришлось бы выкупать дом и усадьбу. Если же после смерти священника его сыновья были уже устроены, но оставались вдова или дочь на выданье, то они оказывались наследницами этой недвижимости. И соискатель священнического места, женясь на дочери и беря на себя обязательство содержать вдову-мать, становился вполне подходящим претендентом на место покойного тестя. Из наследственного права на дом и усадьбу выросла негласная наследственность самих священнических, диаконских и причетнических мест. Причем чаще всего наследство закреплялось не за сыновьями, а за дочерьми-невестами. Такого рода наследственность поддерживалась епархиальными архиереями, к-рые почитали своей обязанностью заботиться об устроении материального благополучия семейств духовного чина. В XIX в. Синод по почину архиеп. Феофилакта (Русанова) узаконил «приходы со взятием». Это значило, что приходская вакансия преимущественно предоставлялась кандидату, соглашавшемуся жениться на дочери покойного священнослужителя или причетника и взять на себя обязательство содержать тещу пожизненно, а сестер жены — до выхода замуж.

Уродливым порождением негласного наследственного права на церковные места была продажа этих мест. Когда в семье покойного священника или диакона не было ни наследника, ни невесты-наследницы, то семья продавала дом ставленнику, а вместе с домом продавалось и место. Проданными часто объявлялись дома еще при жизни священнослужителей, если они были бездетными, а по старости уже не могли служить и стремились устроиться «на покой». Духовные власти пытались препятствовать такого рода «продажам», особенно когда покупатель оказывался человеком без достаточного образовательного ценза или лицом, по иным причинам малоспособным для служения Церкви. Тем не менее вполне пресечь эту практику не удавалось до кон. ХVIII в. Упразднение выборов при назначении на приход, сословный характер духовной школы и обязательность школьного аттестата для кандидатов священства, а также наследственность церковных мест окончательно замкнули Д. в особое сословие.

Но замкнутый для вступления в него духовный чин не мог удержать в себе всех, кто принадлежал к нему по рождению. В семьях священников и причетников рождалось слишком много сыновей, чтобы каждый из них мог надеяться получить церковное место. Поэтому на протяжении ХVIII в. правительство не раз проводило т. н. разборы духовного чина, в результате к-рых множество лиц переводились из духовного сословия в податное состояние или рекрутировались в армию. Первые разборы были проведены еще при имп. Петре I. Особым размахом отличались разборы в десятилетие бироновщины, они проходили в обстановке тяжких подозрений всего духовного сословия в гос. измене. В 1736 г., напр., вышел указ, в к-ром губернаторам, воеводам и архиереям предписывалось «разобрать поповичей» и «взять в солдаты немедленно». Велено было набрать по духовному ведомству до 7 тыс. рекрутов и для этого забрить всех сыновей клириков от 15 до 40 лет, не состоявших на действительной церковной службе.

Разбор 1743 г., начатый в связи с генеральной переписью населения, проводился мягче, чем это делалось в правление имп. Анны Иоанновны. В инструкции для разбора вместо огульного перевода всех «избыточных» поповичей и детей диаконов в податное состояние или солдатство указывались разные выходы, напр. в ремесленные люди, на фабрики или заводы. В среднерус. епархиях отчислявшимся из духовного чина дозволялся выход в однодворцы, а в Малороссии и казачьих землях при имп. Елизавете Петровне разборов Д. не проводилось.

При имп. Екатерине II разборы коснулись не только членов семей клириков, но и самих священнослужителей. В 1778 г. были утверждены новые штаты церковных мест. Этими штатами на 150 дворов прихожан полагался 1 священник, на 250-300 дворов — 2 священника. Лишние священники удалялись за штат. В результате во мн. епархиях образовалось скопление безместного Д. Только в Москве насчитывалось более 250 безместных священников, многие из к-рых пошли в «крестцовые попы» (священнослужители, по разным причинам лишившиеся мест служения при церквах и мон-рях, не имея др. источников существования, выполняли различные требы по просьбе всех, кто к ним обращался). Между тем при избытке Д. в центре России в вост. епархиях, особенно в Астраханской, Тобольской и Иркутской, была большая нужда в священниках, диаконах и причетниках. Мн. приходы десятками лет оставались незанятыми.

В 1803 г. всем праздным лицам духовного звания было дозволено свободно избирать себе род занятий, но уже через 3 года начался очередной разбор безместных детей Д., не получивших образования: годных для военной службы отправляли в полки, а непригодных определяли в сторожа консисторий. Последний разбор духовного чина был проведен в 1830-1831 гг. На военную службу забрали праздных лиц духовного сословия в возрасте от 15 до 40 лет. Исключение было сделано для не успевших поступить на место выпускников богословского и философского классов. Кроме того, разрешалось оставить по одному сыну при отцах для прокормления в старости. «Изъятие излишков» Д. делалось не только через перевод в податные сословия или запись в солдаты. Для грамотных и способных был открыт выход на чиновничью службу и в ученые специалисты, в к-рых в ХVIII в. гос-во испытывало острую нужду. Лучших учеников забирали из семинарий в Академию наук, в Московский ун-т, в Сухаревскую математическую школу, в Медико-хирургическую академию.

Сословные права духовного чина были определены нечетко. В Др. Руси по своей подсудности одному только священноначалию Д. было привилегированным состоянием, но по обязанности нести всякого рода повинности оно не отделялось от податных классов. При имп. Петре I от подушного оклада были освобождены священнослужители, их дети и церковнослужители. Дети же церковнослужителей остались в окладе. Но на Д. возлагались др. повинности — пожарная, постойная, подводная, караульная. В Комиссию по новому уложению при имп. Екатерине II подан был проект причислить Д. к податному мещанскому сословию, и лишь благодаря вмешательству митр. Гавриила (Петрова) Д. было избавлено от этого унижения, сохранив статус особого сословия, которое по степени привилегированности стояло вслед за дворянским.

И все же Д. не было гарантировано от телесных наказаний, от к-рых, впрочем, и дворянство было освобождено лишь имп. Екатериной II. При ней 7 июня 1767 г. вышел указ Святейшего Синода «О нечинении пристрастных допросов и телесных наказаний священникам и иеромонахам». 15 апр. 1769 г. был издан сенатский указ, к-рым защищалось достоинство священнослужителей и церковнослужителей от посягательств со стороны помещиков. Указ по существу дела не создавал новой нормы, а только требовал строго следовать в подобных случаях ранее изданным указам, предусматривавшим наказания за причинение обид духовным лицам. И все же до конца царствования Екатерины Д. не было, подобно дворянству, освобождено от телесных наказаний в уголовном порядке, по приговору суда. Лишь имп. Павел распространил эту привилегию — освобождение от телесных наказаний по судебным приговорам — и на священнослужителей. Он также увеличил штатные оклады Д., принял меры по обеспечению вдов и сирот духовного звания, повысил ассигнования на духовные школы. Впосл. эту привилегию получили жены, а при имп. Николае I и дети духовных лиц. Правда, причетники не освобождались от телесных наказаний по приговору суда вплоть до 1863 г., когда телесные наказания были совершенно отменены в качестве уголовной кары.

Отмена крепостного права постепенно отучила помещиков от привычки своевольно и высокомерно держаться со священнослужителями церквей, расположенных в их владениях. Возвышение Д. на сословной лестнице сблизило значительную его часть, особенно городских протоиереев, с представителями академического образования, с дворянской интеллигенцией. Сельское Д., ближе стоявшее к простому народу по житейским условиям, по взглядам на жизнь, по обычаям и нравам, крепче было связано со своей благочестивой, хотя и малосведущей в церковном учении паствой.

В 1863 г. выпускникам семинарий был открыт доступ в ун-ты, и вскоре выходцы из Д. составили почти половину студенчества. По успеваемости обычно это были лучшие студенты, но в силу ряда причин они часто разделяли радикальные и даже нигилистические взгляды. Детям духовных лиц разрешали также поступать в светские средние школы, но в отличие от семинарий в гимназиях и реальных уч-щах образование было платным, поэтому даже те сыновья клириков, к-рые не собирались посвящать свою жизнь Церкви, предпочитали завершать среднее образование в семинарии, а потом идти в ун-т или на гражданскую службу. Окончившие семинарии по 1-му и 2-му разряду получали наравне с выпускниками гимназий право при поступлении на гос. службу на последний, 14-й чин по Табели о рангах. В то же время с кон. 50-х гг. XIX в. шире открывался доступ к церковному служению для лиц из др. сословий.

Содержание приходских причтов в синодальную эпоху, как и в древности, в основном лежало на попечении приходов. При Петре I благосостояние Д. резко ухудшилось: наполовину сокращена была царская руга ружным церквам, причтам запрещены были праздничные славления по приходам, кроме праздника Рождества Христова, и хождение по домам с иконами. Увеличились старые поборы с Д. и появились новые — на школы, на богадельни, на драгунских лошадей; с причетников взималось по 1 р. в год за освобождение от военной службы. При имп. Елизавете Петровне ружным церквам возвратили полную ругу, Д. было освобождено от нек-рых повинностей — постойной, подводной, караульной.

В 1764 г. проведена была секуляризация населенных церковных земель и введены штаты. Но только кафедральные соборы и 105 приходских церквей на всю Россию были включены в штаты, что давало им право получать часть доходов от секуляризованных земель. Хотя приходы стали тогда наделяться незаселенной землей (по 33 дес. на причт), к-рая должна была обрабатываться самими духовными лицами или сдаваться в аренду. В 1765 г. под предлогом противодействия корыстолюбию Д. императрица распорядилась ввести обязательные таксы за требы, причем крайне низкие: 3 к. за крещение (в наст. время соответствует примерно 200 р.), 10 к. за венчание и погребение. В целом приходское Д. в ХVIII в. жило трудно и бедно.

Материальное обеспечение Д. и в нач. XIX в. оставалось весьма недостаточным. При имп. Александре I вдвое были повышены установленные Екатериной II таксы за требы, зато прекратилось начатое при имп. Павле наделение церковных причтов земельными участками. Это сделано было под тем предлогом, что Комитет 1808 г. должен был изыскать средства для лучшего обеспечения Д. Комитет составил смету более чем на 7 млн р. На деле, однако, собрать такую сумму не удалось, и из задуманной кардинальной реформы остались лишь положение о денежных окладах для священнослужителей с учеными степенями, о выдаче временных пособий Д., пострадавшему от неурожаев, пожаров и др. бедствий, а также о финансировании попечительств о бедных духовного звания. Такие попечительства были учреждены в 1823 г. при епархиальных консисториях. В их пользу шли особые кружечные сборы, отчисления от доходов кладбищенских церквей и остатки штатных сумм из мон-рей. Для обеспечения вдов духовного звания вакансии просфорниц предоставлялись в первую очередь вдовам духовного чина, одиноким или имевшим малолетних детей либо взрослых дочерей, «не подающих надежды на замужество».

При имп. Николае I и обер-прокуроре Н. А. Протасове материальному обеспечению Д. уделялось больше внимания. Церковные причты щедро наделялись землей. Для священнослужителей и причетников строились церковные дома за казенный счет. В 1842 г. в зап. епархиях, где только что совершилось воссоединение униатов с правосл. Церковью, были установлены оклады для Д. В следующем году казенное жалованье стало постепенно вводиться и в др. епархиях. Священнику выдавался оклад от 100 до 180 р. в год, диакону — 80, дьячку — 40, пономарю — 32, просфорнице — 14 р. (1 р. тех лет в наст. время равен по покупательной способности примерно 500 р.). К концу царствования Николая I почти половина причтов пользовалась казенными окладами.

В 60-70-х гг. XIX в. материальное обеспечение Д. рассматривалось Присутствием из членов Святейшего Синода, обер-прокурора, неск. министров и др. высокопоставленных чиновников под председательством митр. Исидора (Никольского). Положение, выработанное им в 1869 г., предусматривало введение новых, сокращенных штатов приходского Д.: бедные приходы соединялись с более обеспеченными. По новым штатам причт должен был состоять из священника и псаломщика. 2-й священник и 2-й псаломщик допускались в исключительных случаях, а диаконы вообще не входили в состав приходских причтов и могли служить лишь на вакансии псаломщика или без казенного оклада, на попечении прихожан. Закрыто было ок. 2 тыс. приходов. За штат увольняли престарелых и малоподготовленных священников, диаконов уволено было больше трети. По штатам 1869 г. в Русской Церкви состояло 38 075 священников, 11 144 диакона и 68 461 причетник. Сокращение штатов позволило в 2 раза повысить казенное жалованье Д., но, поскольку цены с 40-х гг. к тому времени возросли вдвое, на деле в обеспечении Д. никакого улучшения в сравнении с 40-ми гг. не произошло. В 1866 г. были составлены новые правила пенсионного обеспечения клириков. Священникам, прослужившим не менее 35 лет, назначались пенсии по 90 р. в год, а их семьям при утрате кормильца — по 55-65 р., в 1878 г. пенсионный оклад был повышен до 130 р. для священников и протодиаконов, а с 1860 г. пенсии стали назначаться диаконам и их осиротевшим семьям.

Большие перемены в сословном статусе Д. наступили в кон. 60-х гг. В 1867 г. Присутствие во главе с митр. Исидором выработало положение, к-рым отменялись наследственные права на церковные места, а через 2 года после этого вышел указ, вносивший радикальные перемены: из духовного ведомства были исключены певчие, звонари, церковные сторожа, сверхштатные псаломщики и самое главное — все взрослые дети, а также вдовы клириков. Причем последним присваивались весьма высокие сословные права. Вдовы священнослужителей и церковнослужителей, принадлежавшие к потомственному дворянству по праву рождения или ввиду дарования этих прав мужу, сохраняли и во вдовстве принадлежность к этому высшему сословию. В ином случае вдовы священнослужителей приобретали права личного дворянства, а вдовы церковнослужителей — права личного почетного гражданства. Отчислявшиеся из духовного сословия дети священнослужителей — потомственных дворян получали права потомственного дворянства, а в иных случаях дети священников и диаконов получали права личного дворянства, потомственного или личного почетного гражданства в зависимости от сана и наград отца. Им предоставлялось право поступать на военную или гражданскую службу, а также по желанию и при наличии капитала вступать в купеческие гильдии. Дети церковнослужителей и причетников, певчих, звонарей, церковных сторожей причислялись к податным сословиям, хотя и с пожизненным личным освобождением от податей. В результате этой реформы в духовном сословии остались лишь лица, состоявшие на действительной церковной службе, их жены и несовершеннолетние дети, а также учащиеся духовных школ.

Существование духовного сословия, как и иных российских сословий, прекратилось в 1917 г., когда радикально изменился гос. строй и все сословия были отменены.

Источник: www.pravenc.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.