Эмпиризм Бэкона получил следующие развитие в сенсуализме англ. философов – Джона Локка, Джорджа Беркли, Д.Юма. Сенсуализм – направление в гносеологии, признающее источники знания человеческие ощущения. Ощущения – это чувственные образы, окружающей действительности, отражающие отдельные качества и свойства предметов. Разуму сенсуализм отводит вторую роль. Сенсуализм начинается с Джона Локка, который пишет работу «Опыт о человеческом разуме» (17 – нач. 18 веках). В онтологии он занимает промежуточную позицию между идеализмом и материализмом. Локк подверг резкой критики рационализм Рене Декарта, однако он не мог отрицать наличие у человека внутреннего мира, основанного на чувствах. Поэтому Локк сформулировал положение в гносеологии о первичных и вторичных качествах вещей, предметов. Под первичным качеством он понимает количественные данные предметов, вещей – величина, фигура, движение, покой. Под вторичным качеством – запах, цвет, вкус, звук. Кажется, что они принадлежат вещам, но это неверно, говорит Локк, т.к.


и возникают в самом субъекте (человеке). Под воздействием первичных качеств. Он выдвинул тезис о том, что сознание человека в момент рождения – это «чистая доска», на которой впоследствии жизнь рисует свой рисунок (знания). Умственная (рациональная деятельность) позволяет человеку лишь обобщать результаты ощущений и получать сложные идеи. У него есть простые и сложные идеи. Принципиально иную позицию в гносеологии занимал Беркли и Юм, если Локк колебался между материализмом и идеализмом, то Беркли и Юм отвергает материю абсолютно, для них существует только одна духовная субстанция. Это неверная позиция, т.к. чтобы были ощущения у человека для этого необходим объективный материальный мир, т.к. источник всех ощущений материальный объективный мир. У Беркли ощущения это не результат отражения мира, а идеи, вложенные в душу человека Бога. Нет ничего кроме сознания субъектом. А весь мир окружающий эти комбинации моих собственных ощущений. Знаменитая его фраза: «Существовать – значит быть воспринимаемым». На основание изложенного следует сказать что в онтологии Беркли субъективный идеализм, а  в гносеологии – сенсуализм. Юм основной вопрос философии – соотношение духа и материи – считает теоретически неразрешимой и бессмысленной и разделяет позицию Дж. Беркли. В итоге оба философа пришли к такой позиции в гносеологии – агностицизму – непознаваемость мира, т.е. мир познать невозможно, т.к. нет материи.


Основной вопрос философии

онтология

гносеология

Что первично? Что вторично?

Познаваем ли мир? (эмпиризм,рационализм)



онтология

гносеология

Бэкон

Материализм

эмпиризм

Локк

Между материализмом м идеализмом

сенсуализм

Беркли

Субъективный идеалист

сенсуалист

Юм

Субъективный идеалист

сенсуалист

Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.

Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.
Социальная философия Просвещения (Т.Гоббс, Д.Локк, Вольтер, Руссо).

Родиной Просвещения является Англия, наиболее развитая того времени (17 в), но расцвета достигает в 18 в. во Франции. Большое значение для современности имеет социальная философия просветителей – Джон Локк, Томас Гоббс, Вольтер, Монтескье, Руссо.


токи социальной философии начинаются с просветителей Локка и Гоббса, которые определи суть политики словами Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Гоббс создает теорию общественного договора, согласно которой естественное состояние людей строилось по принципу война всех против всех. Это было догосударственное общество, т.е. естественное состояние. Чтобы человечество не истребило друг друга, в древности необходимо было заключить так называемый «общественный договор» (государство). Следовательно, государство возникло с помощью общественного договора, т.е. соглашения с каждым человеком о передаче им права управлять им собой специальной властью. Гоббс пишет работу «Левифан», где государство называет этим чудовищем. Государство возникло, для того чтобы обезопасить жизнь своих поданных. Гоббс занимал позиции механистического материализма во взглядах на человека и общество. И описал это в своём труде «Лефиван». Локк продолжает его идеи в области социального устройства и считает, что гражданское состояние людей (под властью государства) значит лучше, чем естественное состояние (бесклассовое общество и без государства). Основные идеи Локка о гражданстве и государстве были положены в основу конституции США (в 1787) – первая конституция. Заслуга Локка в том, что он сформулировал буржуазные принципы, т.е. политические права и свободы человека (гражданина):

1)    право на жизнь

2)    право на охрану и здоровье, и безопасность жизни


3)    право на частную собственность

4)    право гражданина на свободу

Кроме того, ему принадлежит идея о разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная. Дальнейшее развитие и завершения,  концепция общественного договора получает у французского просветителя Жан Жака Руссо. Он критически рассмотрел достижение своих предшественников и неслучайно получил прозвище – «анти — Гоббс». Го работа «об общественном договоре» провозглашает принципы политического общества, политические свободы и социальное равенство всех граждан. Он занимал позиции революционера и поэтому источник неравенства людей видел в частной собственности, которую и призывал уничтожить. После этого он предлагал заключить новый общественный договор, который установит прямое народовластие — народный суверенитет, где народ выступает источником власти. Эти идеи Руссо легли в идеологию лево демократического крыла будущей великой французской революции. Таким образом, в 17-18 веке в Англии и Франции были заложены основы правового государства и гражданского общества, а их теоретической основой стал общественный договор и принцип разделения властей. Вершиной французского просвещения 18 века выступает творчество Вольтера, писателя, общественного деятеля и философа. Свое творчество  он строил на резкой критике католической церкви и священнослужителей, но Бога он не отрезал, а значит и религию в целом. В его понимании Бог – это «философ на троне неба», что позволяло ему создать учения о «естественной религии», противостоящая христианству и его морали, под ней он понимал принципы новой морали, основанной на возрождении золотого правила нравственности Конфуция: «Не делай другому того, чего не желаешь себе», критикуя только служителей церкви за их аморальный образ жизни, он одновременно критиковал и атеизм. В целом его взгляды были очень противоречивы.


Социальная философия — раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.

Источник: students-library.com

Идеалистический сенсуализм

Сенсуализм (франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, чувство), направление в теории познания, в соответствии с которому чувственность есть основной формой познания. В противоположность рационализму С. пытается вывести всё содержание познания из деятельности органов эмоций.

В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистического и идеалистического направления С. Материалистический С. усматривает в чувственной деятельности человека сообщение его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов эмоций — отражение этого мира. Идеалистический С. видит в чувственной деятельности некую независимую и самосущую сферу сознания.


Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником отечественных знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность информирует людям эти только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их обстоятельствами. Совокупность последовательно материалистического С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., пребывающий в признании подлинным не каждого чувственного восприятия, а лишь появляющегося в сознании при определённых условиях, был создан стоицизмом, к которому восходит хорошая формула С.: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в эмоциях.

известный представителями материалистического С. в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание людской сознания, не смотря на то, что и допускал, что уму свойственна спонтанная сила, не зависящая от опыта.

Непоследовательность локковского С. была использована Дж. Беркли, что всецело отбросил внешний опыт и начал рассматривать ощущения (идеи) как достояние лишь людской сознания, т. е. трактовал С. идеалистически. Но берклеанский субъективно-идеалистический С. не выдерживал собственного исходного принципа, вводя идею всевышнего, деятельность которого, в соответствии с Беркли, определяет происхождение всех идей человеческого духа.


Субъективно-идеалистический сенсуализм Д. Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического феноменализма, что образовывает базу таких направлений буржуазной философии 19—20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.

известный представителями материалистического С. были французские материалисты 18 в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они связывали ощущения как базу всех знаний с объективным миром как их источником.

Материалистический сенсуализм Л. Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии финиша 18 — начала 19 вв., утверждал яркую достоверность чувственного познания. Вместе с тем Фейербах осознавал, что чувственность образовывает лишь исходный пункт познания, процесс которого с необходимостью включает в себя деятельность разума и рассудка. Но С. Фейербаха и французских материалистов страдал ограниченностью, которая связана с непониманием специфики рациональной ступени познания.

Диалектический материализм, исходя из признания публично-практической природы познания, связывает воедино чувственную и рациональную формы познания, раскрывает диалектику их сотрудничества.

Лит. см. при статьях Чувство, Отражение, Теория познания.

В. В. Соколов.

Читать также:

  • Серология
  • "Сатурн"
  • Сефевиды

Сенсуализм. Эмпиризм. Рационализм. Занятие со студентами-психологами в ННГУ


Связанные статьи:

  • Беркли джордж

    Беркли (Berkeley) Джордж (12.3.1685, недалеко от Килкенни, Ирландия, — 14.1.1753, Оксфорд), британский философ, представитель субъективного идеализма….

  • Эмпиризм

    Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и вычисляющее, что содержание знания…

Источник: australianembassy.ru

Понятие «сенсуализм»

Кузен ввел во всеобщее употребление сам термин «сенсуализм». Он противопоставил его идеализму. Таким образом, под этим термином Кузен обозначил направление, которое сегодня мы называем материализмом. Однако данное значение термина не закрепилось. Сегодня сенсуализм — это направление в гносеологии, противоположное рационализму и интеллектуализму.

Основные положения, сенсуализм и материализм

Основные положения интересующего нас направления следующие. Прежде всего отрицается существование врожденных идей. Другими словами, за разумом признается только производное значение, а не первоначальное. Таким образом, сенсуализм и рационализм в философии противоположны. Все знание представители сенсуализма сводят к ощущению. Все свое содержание разум получает именно из ощущений, а последние — из опыта. Следовательно, внешний мир — и критерий, и источник познания. В этом состоит и различие, и сходство сенсуализма с материализмом. Представители обоих этих направлений утверждают, что внешний мир является источником нашего познания. Однако сам он понимается ими различно. Представители материализма верят в то, что имеется частичное или полное тождество ощущений с качествами того или иного предмета. С этим не соглашаются сенсуалисты.

Мнение Кондильяка

В своем труде «Трактат об ощущениях» Кондильяк заявляет, что одаренная обонянием статуя воспринимает исключительно субъективное состояние, когда нюхает розу. Кондильяк занимает принципиальную позицию в вопросе, касающемся отношения ощущений к качествам того или иного предмета. Он считает праздным этот вопрос и воздерживается от высказывания определенного суждения о нем. Философский сенсуализм, таким образом, не ведет нас к материализму. Наоборот, из него легче получить субъективизм (отрицание того, что внешний мир можно познать).

Сенсуализм и субъективный идеализм

Сенсуализм родственен субъективному идеализму (к примеру, Фихте). Однако и между ними есть различие. Оно состоит в том, как понимается деятельность производящего ее субъекта. Сущность сознания для субъективного идеализма заключается в синтетической деятельности человеческого разума. При этом ощущение является только одной, низшей ступенью данной деятельности. Напротив, для сенсуализма именно в нем и заключается вся активность нашего сознания. Из ощущения выводится мышление и т. д. Из этого отождествления мышления и ощущения можно заключить, что нет никаких законов мысли.

Мнение Кондильяка о соотношении ощущений и мышления

Кондильяк уделил этому вопросу большое внимание. Он подробно рассказал, как из ощущений появляются внимание, память и мышление. Кондильяк показал, как создается иллюзия духовных процессов, протекающих самостоятельно, независимо от ощущения. Необходимость мысли в действительности — это ассоциация или привычка, из-за частого повторения ставшая неразрывной. В основе любого знания находится известное ощущение. Это означает, что знание является частным. Ничего реального обобщениям не соответствует. В то же время источник знания определяет и его границы, и его характер. Таким образом, этот источник — критерий истины. Поскольку ощущение зависит от идущих извне впечатлений (положение, принимающееся на веру сенсуалистами), а любой опыт — это что-то относительное, иррациональное, случайное, то относительный и случайный характер следует приписывать и всему знанию в целом.

Определение предмета с точки зрения сенсуализма

Исходя из определенных психологических фактов, Милль следующим образом определяет материю (предмет): это постоянная возможность ощущений. Такое представление находится в рамках сенсуализма. Уже у Кондильяка мы встречаем намеки на него. С точки зрения этого мыслителя, предмет является совокупностью представлений о плотности, величине, твердости и т. д. Другими словами, это соединение представлений, которые получены нами из различных категорий ощущений, в основном осязания. Следовательно, для того чтобы составить определенное понятие о предмете, не нужно для этого мыслить субстрата или носителя качеств. Такова гносеология сенсуализма, представленная в общих чертах.

Критика сенсуализма

Этому направлению можно поставить в заслугу то, что его представители обратили особое внимание на психологический анализ различных фактов восприятия и ощущения. Они постарались определить, насколько ощущения значимы в познании и какую роль играют отдельные их категории. Особенного внимания в данном отношении заслуживают труды Кондильяка.

Психологический анализ этого направления, однако, имеет и свои недостатки. Он смотрит на подлежащие анализу факты с предвзятой точки зрения. Подобно фокуснику, сенсуализм вкладывает в ощущение то, что ему не свойственно. Это с торжеством извлекается затем из него. Вовсе не ощущение создает нашу память, сознание, мышление, воображение. Напротив, синтетическая деятельность нашего сознания проявляется в перечисленных выше формах. Их набор зависит от материала, с которым приходится работать. Представители сенсуализма принижают, механизируют деятельность сознания. Они пытаются по элементарному ее обнаружению судить о его деятельности в целом. Неправильные гносеологические выводы соответствуют неверному психологическому анализу. Интересующее нас направление ограничивает область знания, превратно объясняет его особенности (к примеру, это касается характера математического знания), предоставляет ложные критерии истины. Такова, вкратце, его критика.

Сенсуализм и другие направления

Сенсуализм в философии — это направление, которое исторически проявлялось в различные времена и весьма разнообразно. Оно переплеталось с эмпиризмом, материализмом, субъективным идеализмом. Из-за этого написать его историю нелегко, не внеся при этом чуждых ему элементов. Материалистический сенсуализм парадоксален, поскольку уже возможность ощущения сама по себе (и это прекрасно понимал Кондильяк) неизбежно исключает материализм. Ведь она предполагает наличие способности духа. Смысл материалистического сенсуализма, таким образом, трудно однозначно определить. А как же обстоит дело с другими направлениями? Сенсуализм сам по себе является формой субъективного идеализма, которая противоположна направлению, где сущность духа видится в деятельности человеческого разума (один из представителей — Фихте-старший). Что касается эмпиризма, сенсуализм схож в нем в использовании психологического анализа. Кроме того, оба эти направления имеют одинаковый взгляд на то, какое значение в познании имеет опыт.

Эпикуреизм и стоицизм

Сенсуализм в древности представлен в системах стоиков и Эпикура (на фото выше). По мнению последнего, ощущения формируются благодаря тому, что образы отделяются от предметов. Они попадают в органы наших ощущений и затем насильно воспринимаются ими. Эпикур считал, что любое ощущение является истинным. Именно в нем находится критерий истины. Все то, что не согласуется с ним, ложно.

Стоицизм как направление развивался в непрестанной полемике с эпикуреизмом. Тем не менее у них есть много общего. По мнению стоиков, душа материальна. Однако материализм этот содержит в себе элементы пантеизма. Именно они позволяют говорить о единстве души, а также о том, что сила разумной деятельности является основной чертой души человека. Согласно стоикам, душа не пассивна, как считали эпикурейцы. Напротив, она деятельна. Стоики в своем учении об ощущении делают существенное добавление к эпикурейской теории. Они говорят о том, что все появляется из ощущений (так же, как и эпикурейцы), однако в них душа проявляет свою деятельность. По их мысли, из единичного образуется все общее. Из ощущений появляются все представления.

Сенсуализм в философии нового времени

В философии нового времени распространению интересующего нас направления способствовал Локк (портрет его представлен выше). Несмотря на то что он считал себя эмпириком и отчасти учеником Декарта, его труд «Опыт о человеческом разумении», безусловно, способствовал развитию сенсуализма. Локк из двух источников нашего познания — рефлексии и ощущений — более подробно рассмотрел последний. Учение этого мыслителя о рефлексии несколько неопределенно. Это же можно сказать и о его рассуждениях о субстанции. Поэтому из размышлений Локка легко выводится сенсуалистическое учение.

И в сочинениях Кондильяка (на фото выше) мы находим последовательный сенсуализм нового времени. Несмотря на то что психологический метод этого мыслителя был несовершенным, а в его исследованиях не было экспериментального характера (они были построены на априорных, умозрительных предположениях), его работы имеют большое значение в истории психологии. Сенсуализм нового времени получил дальнейшее развитие в последующие годы. Новейшим временем называется период с 1918 года по сегодняшний день. Скажем пару слов и о том, как развивалось интересующее нас направление после революции.

Сенсуализм в новейшее время

В новейшее время Тольбе защищал сенсуализм в философии. Это направление в трудах данного мыслителя вновь совершает поворот от феноменализма, свойственного Кондильяку, к материализму. Это объясняется тем, что в 1960-1970 годы материалистические тенденции существенно усилились в различных областях знания.

Разновидностью сенсуализма в 20 веке является эмпириокритицизм. Это направление было разработано Э. Махом (на фото выше) и Р. Авенариусом. Мыслители полагали, что ощущения, лежащие в основе чувства, настроения и проявлений нашей воли — форма приспособления к среде. Они являются результатом эволюции.

Источник: FB.ru

Понятие «сенсуализм»

Кузен ввел во всеобщее употребление сам термин «сенсуализм». Он противопоставил его идеализму. Таким образом, под этим термином Кузен обозначил направление, которое сегодня мы называем материализмом. Однако данное значение термина не закрепилось. Сегодня сенсуализм — это направление в гносеологии, противоположное рационализму и интеллектуализму.

Основные положения, сенсуализм и материализм

Основные положения интересующего нас направления следующие. Прежде всего отрицается существование врожденных идей. Другими словами, за разумом признается только производное значение, а не первоначальное. Таким образом, сенсуализм и рационализм в философии противоположны. Все знание представители сенсуализма сводят к ощущению. Все свое содержание разум получает именно из ощущений, а последние — из опыта. Следовательно, внешний мир — и критерий, и источник познания. В этом состоит и различие, и сходство сенсуализма с материализмом. Представители обоих этих направлений утверждают, что внешний мир является источником нашего познания. Однако сам он понимается ими различно. Представители материализма верят в то, что имеется частичное или полное тождество ощущений с качествами того или иного предмета. С этим не соглашаются сенсуалисты.

Мнение Кондильяка

В своем труде «Трактат об ощущениях» Кондильяк заявляет, что одаренная обонянием статуя воспринимает исключительно субъективное состояние, когда нюхает розу. Кондильяк занимает принципиальную позицию в вопросе, касающемся отношения ощущений к качествам того или иного предмета. Он считает праздным этот вопрос и воздерживается от высказывания определенного суждения о нем. Философский сенсуализм, таким образом, не ведет нас к материализму. Наоборот, из него легче получить субъективизм (отрицание того, что внешний мир можно познать).

Сенсуализм и субъективный идеализм

Сенсуализм родственен субъективному идеализму (к примеру, Фихте). Однако и между ними есть различие. Оно состоит в том, как понимается деятельность производящего ее субъекта. Сущность сознания для субъективного идеализма заключается в синтетической деятельности человеческого разума. При этом ощущение является только одной, низшей ступенью данной деятельности. Напротив, для сенсуализма именно в нем и заключается вся активность нашего сознания. Из ощущения выводится мышление и т. д. Из этого отождествления мышления и ощущения можно заключить, что нет никаких законов мысли.

Мнение Кондильяка о соотношении ощущений и мышления

Кондильяк уделил этому вопросу большое внимание. Он подробно рассказал, как из ощущений появляются внимание, память и мышление. Кондильяк показал, как создается иллюзия духовных процессов, протекающих самостоятельно, независимо от ощущения. Необходимость мысли в действительности — это ассоциация или привычка, из-за частого повторения ставшая неразрывной. В основе любого знания находится известное ощущение. Это означает, что знание является частным. Ничего реального обобщениям не соответствует. В то же время источник знания определяет и его границы, и его характер. Таким образом, этот источник — критерий истины. Поскольку ощущение зависит от идущих извне впечатлений (положение, принимающееся на веру сенсуалистами), а любой опыт — это что-то относительное, иррациональное, случайное, то относительный и случайный характер следует приписывать и всему знанию в целом.

Определение предмета с точки зрения сенсуализма

Исходя из определенных психологических фактов, Милль следующим образом определяет материю (предмет): это постоянная возможность ощущений. Такое представление находится в рамках сенсуализма. Уже у Кондильяка мы встречаем намеки на него. С точки зрения этого мыслителя, предмет является совокупностью представлений о плотности, величине, твердости и т. д. Другими словами, это соединение представлений, которые получены нами из различных категорий ощущений, в основном осязания. Следовательно, для того чтобы составить определенное понятие о предмете, не нужно для этого мыслить субстрата или носителя качеств. Такова гносеология сенсуализма, представленная в общих чертах.

Критика сенсуализма

Этому направлению можно поставить в заслугу то, что его представители обратили особое внимание на психологический анализ различных фактов восприятия и ощущения. Они постарались определить, насколько ощущения значимы в познании и какую роль играют отдельные их категории. Особенного внимания в данном отношении заслуживают труды Кондильяка.

Психологический анализ этого направления, однако, имеет и свои недостатки. Он смотрит на подлежащие анализу факты с предвзятой точки зрения. Подобно фокуснику, сенсуализм вкладывает в ощущение то, что ему не свойственно. Это с торжеством извлекается затем из него. Вовсе не ощущение создает нашу память, сознание, мышление, воображение. Напротив, синтетическая деятельность нашего сознания проявляется в перечисленных выше формах. Их набор зависит от материала, с которым приходится работать. Представители сенсуализма принижают, механизируют деятельность сознания. Они пытаются по элементарному ее обнаружению судить о его деятельности в целом. Неправильные гносеологические выводы соответствуют неверному психологическому анализу. Интересующее нас направление ограничивает область знания, превратно объясняет его особенности (к примеру, это касается характера математического знания), предоставляет ложные критерии истины. Такова, вкратце, его критика.

Сенсуализм и другие направления

Сенсуализм в философии — это направление, которое исторически проявлялось в различные времена и весьма разнообразно. Оно переплеталось с эмпиризмом, материализмом, субъективным идеализмом. Из-за этого написать его историю нелегко, не внеся при этом чуждых ему элементов. Материалистический сенсуализм парадоксален, поскольку уже возможность ощущения сама по себе (и это прекрасно понимал Кондильяк) неизбежно исключает материализм. Ведь она предполагает наличие способности духа. Смысл материалистического сенсуализма, таким образом, трудно однозначно определить. А как же обстоит дело с другими направлениями? Сенсуализм сам по себе является формой субъективного идеализма, которая противоположна направлению, где сущность духа видится в деятельности человеческого разума (один из представителей — Фихте-старший). Что касается эмпиризма, сенсуализм схож в нем в использовании психологического анализа. Кроме того, оба эти направления имеют одинаковый взгляд на то, какое значение в познании имеет опыт.

Эпикуреизм и стоицизм

Сенсуализм в древности представлен в системах стоиков и Эпикура (на фото выше). По мнению последнего, ощущения формируются благодаря тому, что образы отделяются от предметов. Они попадают в органы наших ощущений и затем насильно воспринимаются ими. Эпикур считал, что любое ощущение является истинным. Именно в нем находится критерий истины. Все то, что не согласуется с ним, ложно.

Стоицизм как направление развивался в непрестанной полемике с эпикуреизмом. Тем не менее у них есть много общего. По мнению стоиков, душа материальна. Однако материализм этот содержит в себе элементы пантеизма. Именно они позволяют говорить о единстве души, а также о том, что сила разумной деятельности является основной чертой души человека. Согласно стоикам, душа не пассивна, как считали эпикурейцы. Напротив, она деятельна. Стоики в своем учении об ощущении делают существенное добавление к эпикурейской теории. Они говорят о том, что все появляется из ощущений (так же, как и эпикурейцы), однако в них душа проявляет свою деятельность. По их мысли, из единичного образуется все общее. Из ощущений появляются все представления.

Сенсуализм в философии нового времени

В философии нового времени распространению интересующего нас направления способствовал Локк (портрет его представлен выше). Несмотря на то что он считал себя эмпириком и отчасти учеником Декарта, его труд «Опыт о человеческом разумении», безусловно, способствовал развитию сенсуализма. Локк из двух источников нашего познания — рефлексии и ощущений — более подробно рассмотрел последний. Учение этого мыслителя о рефлексии несколько неопределенно. Это же можно сказать и о его рассуждениях о субстанции. Поэтому из размышлений Локка легко выводится сенсуалистическое учение.

И в сочинениях Кондильяка (на фото выше) мы находим последовательный сенсуализм нового времени. Несмотря на то что психологический метод этого мыслителя был несовершенным, а в его исследованиях не было экспериментального характера (они были построены на априорных, умозрительных предположениях), его работы имеют большое значение в истории психологии. Сенсуализм нового времени получил дальнейшее развитие в последующие годы. Новейшим временем называется период с 1918 года по сегодняшний день. Скажем пару слов и о том, как развивалось интересующее нас направление после революции.

Сенсуализм в новейшее время

В новейшее время Тольбе защищал сенсуализм в философии. Это направление в трудах данного мыслителя вновь совершает поворот от феноменализма, свойственного Кондильяку, к материализму. Это объясняется тем, что в 1960-1970 годы материалистические тенденции существенно усилились в различных областях знания.

Разновидностью сенсуализма в 20 веке является эмпириокритицизм. Это направление было разработано Э. Махом (на фото выше) и Р. Авенариусом. Мыслители полагали, что ощущения, лежащие в основе чувства, настроения и проявлений нашей воли — форма приспособления к среде. Они являются результатом эволюции.

Источник: FB.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.