Одним из наиболее распространенным заблуждением о религии древних иудеев является представление, будто она была исконно монотеистической, т.е. исповедала единобожие.

Именно такое убеждение формирует у своего читателя Ветхий завет. Исконной религией древних иудеев, по утверждению Ветхого завета, является служение Яхве. Почитание других богов — это мерзость, за которую он сильно наказывает свой народ. Эти ветхозаветские воззрения активно поддерживает как иудейская синагога, так и христианская церковная традиция.

Однако, внимательное чтение Ветхого завета доказывает, что эта концепция есть не что иное, как фальсификация реальной исторической действительности. Сам Ветхий завет пестрит многочисленными обмолвками, ляпами, оговорками, а порой и прямыми доказательствами, что первоначальной религией древних израильтян была политеистическая религия.

А сопоставив сведения из Ветхого завета с поэтическими повествованиями и ритуальными текстами, открытыми при проведении раскопок в древнейшем городе Угарита, на северо-востоке побережья Средиземного моря (2 тысяч.до н.э.), и плюс еще финикийские надписи, датируемые 1 тысячилением до н.э., легко доказать, что древнеизраильская политеистическая религия была лишь местным вариантом религии семитских (ханаанейско — аморейская языковая группа) народов, заселявших в древности сирийско — палестинский регион.


Главою древнееврейского пантеона был Эл, Элоах или Элохим (в переводе, буквально — бог, хотя многие исследователи склоняются к мнению, что титул Элохим — это множественное число и должно переводится, как боги) , он являлся верховным богом и главой совета богов, но совет богов существовал и был объектом культа в Угаритском и финикийском пантеонах.

В иудейско-израильском пантеоне были и другие божества:

Ашера — великая владычица, проматерь богов, матерь небесная, супруга Эла, позже с отождествлением Эла с Яхве, она стала и женой Яхве — в 8 — 7 вв. до н.э., судя по надписям из Хирбет — эль — Кома и остраконов из Кунтиллат Аджруда.

Надписи, найденные в Кунтиллет Аджруд и Кирбет эль Ком возбудили оживленную дискуссию среди ученых о роли Ашере в древнееврейской религии. Обе надписи содержат благословение, адресуемое Йахве и «его ашере» в целях снискания покровительства. Остается открытым вопрос, что обозначает слово «ашера» — имя богини или объект, используемый в культе Йахве. В древнееврейском языке к собственным именам не присоединяются местоименные суффиксы, следовательно, упоминание «его Ашера» указывает на то, что речь идет скорее о предмете, а не о богине.


другой стороны, сомнительно, чтобы формула благословения, используемая для снискания защиты и покровительства, объектом имела деревянный столб. Если надписи говорят о богине Ашере, то это означает, что она играла значительную роль в религии древних израильтян, выступая в качестве супруги Йахве. Возможно, множество женских фигур из терракоты, найденных на территории древнего Израиля, представляют собой изображения Ашеры.

Астарта — богиня любви и плодородия;

Баал — земледельческий бог, поклонение ему описано и Ветхом Завет, в виде запретов в книге пророка Иеремии.

Таммуз — умирающий и воскресающий бог земледелия;

Анатбетэль — богиня — охотница и воительница;

Также существовали различные культы, например культ Медного Змея, сотворенного Моисеем, распространено было поклонение «войску небесному» — Солнцу, Луне и звездам.

Поклонение другим богам жеско критикуется в Ветхом Завете, и пытается отгородится от прошлого наследия, например в семитских религиях был распространен священный брак, одним из важных элементов этого обряда являлось поедание козленка, сваренного в молоке. Отсюда понятен запрет, в книге Исход 23:19, поедания козленка сваренного в молоке матери.

Особое место в иудейско-израильском политеистическом пантеоне занимал бог Яхве (Яху, Яхо). Имя этого бога (означает «Сущий«) старались не произносить, т.к. считалось, что назвать по имени бога значило позвать его, но лицезрение его неминуемо вело к смерти. Вместо этого говорили и читали «Господь мой» (адонай).


После того, как в середине 1 тысячелетия до н.э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, к согласным имени Яхве добавили гласные от слова адонай. В результате получилось Йехова (в традиционном написании Иегова).

Но имя «Яхве» тоже не утратилось, оно продолжает существовать в таких собственных именах, как Йехосеф (Иосиф — «Яхве да прибавит«), Элийаху (Илья — «мой бог — Яхве»), Йехоханан (Иоанн, Иван — «Яхве да будет милостлив»)

Особенностью семитской политеистической религии были человеческие жертвоприношения, и на начальном этапе они практиковались и древними израильтянами, это выражалось в жертве первенцев, отголоски видны и в Ветхом Завете, например жертвоприношение Исаака. Но пытаясь также отгородится, Ветхий завет запрещает поклонение Молоху, культ которого известен кровавыми жертвоприношениями, в особенности как раз детей.

Молох — это семитическое божество, имеет лицо тельца, являлся покровителем многих народов, в том числе и амморинян, также являлся богом семейного очага, и в его честь совершались жертвоприношения детей в виде всесожжения.

Монотеизм Яхве в древней иудейской религии возникает в результате слияния образов Яхве и главы пантеона Эла, причем Яхве приобретает черты, присущие именно Элу. Все легенды, предания, истории в которых фигурирует Эл, начинают восприниматься, как относящиеся к Яхве, и формируется обобщенный образ Яхве — Элохим (Букв. Яхве — бог).


Яхве теперь приписываются силы природы, все что происходит, все происходит по его воле. Поклонение культам других богов сознательно искореняются, вплоть до уничтожения храмов и жрецов. В мифологии центральное место начинают занимать псевдоисторические предания о патриархах, мистических предках древнего Израиля, об исходе из Египта, — формируется история о союзе между Яхве и его народом, о провозглашении в мифическом прошлом учения Яхве.

Так сформировалась идея израильско-иудейского единобожия, «языческие» корни о Яхве постепенно вытесняются и забываются.

Окончательный удар древнеиудейскому «язычеству» нанесла религиозная реформа иудейского царя Иосии (621 год до н.э.) в которой воплотилась идея пророков. В качестве регулятора всей жизни общества она утвердила учение Яхве, воплощенное в книге, по официальной версии найденной, при ремонте Иерусалимского храма.

Источник: scisne.net

  1. «Центральным догматом современного иудаизма является строго монотеистическое учение о боге Яхве. От периода формирования Талмуда и до наших дней богословы пытаются доказать, что монотеизм всегда был присущ иудейским верованиям. В действительности даже анализ Танаха убедительно показывает, что формирование культа единого Бога начинается не ранее XI–X вв.

    н. э., т. е. периода возникновения единого еврейского государства, и продолжается длительное время, завершаясь окончательно к III–II веках до н. э. В более же ранний период евреи, как и родственные им семитские племена, практиковали политеизм, поклоняясь различным богам и духам. Особую роль в формировании монотеизма сыграло жречество Иерусалимского храма. Централизация культа при Соломоне, когда храм стал единственным местом поклонения (жертвоприношений) Богу, привела постепенно к выделению Яхве, бога племени Иуды, сначала как главного, а затем и как единственного бога всех племён (колен) израилевых»
    — по учебнику для вузов[2].
  2. ↑ Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом. Существует также мнение, что первым был атонизм, провозглашенный египетским фараоном Эхнатон (1364—1347 годы до н. э.). Однако монотестичность атонизма, как и зороастризма, ставится под сомнение. Кроме того, есть версия, что Моисей мог жить раньше Эхнатона (правда, существование Моисея не является историческим фактом), и Эхнатон заимствовал монотеизм из иудаизма. Ряд исследователей (см. напр. Бертран Рассел, «История западной философии») считает, что религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения (то есть значительно позже жизни Эхнатона).
  3. ↑ Слово ересь (haireseos) в те времена имело несколько значений и отличалось от нынешнего его понимания См. Питанов В.Ю. Почему христиане борются с ересями (неопр.). www.rspp.su. Дата обращения 12 ноября 2019..

Источник: ru.wikipedia.org

Кто такие иудеи и сколько их в мире?

Иудаизм оказал сильное влияние на формирование 2-х мировых религий – ислама и христианства. Существенным отличием от них является то, чему и кому поклоняются иудеи.

кто такие иудеи

Иудаизм – это не только религия, но и этическое и национальное мировоззрение всего еврейского народа. Зачастую понятия «иудей» и «еврей» не разделяют. В большинстве языков эти 2 слова имеют одинаковое значение. Это делается только в том случае, когда хотят разделить принадлежность человека к еврейскому народу и того, кто принял иудаизм в качестве религии.

К 2010 году количество иудеев в мире составляло более 13 миллионов человек. При этом 42 % живут в Израиле и столько же – в США и Канаде. Остальные в основном населяют Европу. На самом деле трудно сказать точно, сколько в мире иудеев на данный момент – это объясняется тем, что есть много религий, тесно с ним связанных. В иудаизме нынешнего времени существует несколько направлений, но самым многочисленным по количеству последователей является ортодоксальный, включающий в себя различные течения.


В данной религии на современном этапе ее развития нет общепринятого лица или института, который бы имел авторитет источника власти, права или учительства.

В кого верят иудеи?

По некоторым данным иудаизм возник примерно в 1 тысячелетии до н. э. на территории древней Палестины. Есть версии, что данная религия существовала уже во времена Авраама. Специалисты затрудняются назвать точную дату появления иудаизма. Это объясняется тем, что многие смешивают понятия иудаизма и иудейства, которые в европейских языках обозначаются одинаково.

  • В развитии данной религии различают 3 периода:
  • Храмовый – время существования Иерусалимского храма.
  • Раввинистический или талмудический начался в 6 в. до н. э. и продолжается до сих пор.

Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев, которое возникло в период Маккавейских войн.

Видео о том, в кого верят иудеи

Нужно понимать, что данная религия ориентирована на исторические традиции еврейского народа. Иудейская обрядовость и догматика неразрывно связаны с определенными событиями, произошедшими в древности с предками современных евреев.


До того, как определиться, в кого верят иудеи необходимо отметить, что для них бог является Творцом вселенной и всего в ней. Иудеи также верят в избранность своего народа, бессмертность души и в пришествие мессии (мошиаха), однако, никому точно неизвестно, когда это произойдет. В иудаизме произношение имени бога запрещено. В молитвах принято обращение Адонай (Господь, Владыка). Тайное (истинное) произношение божественного имени знал один первосвященник Иерусалимского храма. Однако в 70 г. н. э. он был полностью разрушен римлянами. Но в современной религии это связано с табуированием ложной клятвы именем бога, а не на произношении имени вслух.  Бог иудеев – Яхве (Иегова) считается единым, вездесущим и вечным.

Символы иудеев

  • Звезда Давида (шестиконечная). Она выглядит как 2 перекрывающих друг друга треугольника, развернутых на 180° относительно друг друга. Они представляют собой огонь и воду. Считается, что под этим символов во времена Давида произошло объединение других народностей Израиля с евреями. Шестиконечная звезда встречается довольно часто и неизменно ассоциируется с иудаизмом.
  • Кипа – еврейский мужской головной убор. Его надевают исключительно для посещения синагоги, во время праздников и в своем кругу.
  • Менора – подсвечник с 7-ю ответвлениями.
  • Священная книга иудеев – Тора.

символы иудеев

Как стать иудеем?

Для того чтобы стать иудеем, необходимо, прежде всего, пройти обряд гиюра. Кандидат обязан знать все тонкости иудаизма. Он должен перед судом 3-х судей признать выполнение всех 613 заповедей Торы. После этого мужчинам проводят обряд обрезания, а после того, как выздоровеет, он окунается в микве, специальном резервуаре с водой для очищения от духовной нечистоты. Если обряд был проведен ранее, то каплю крови извлекают с помощью укалывания. Для женщин проводится только омовение в микве. Люди, которые приняли иудаизм и приняли образ жизни евреев, называются герами.

Обрезание у иудеев – обязательный обряд. Оно играет не только религиозную, но и психологическую и социальную роль. После этой операции мальчик становится настоящим мужчиной и членом общества. Обрезание ребенка мужского пола совершается на 8-й день после его рождения. Однако его можно проводить в любом возрасте для тех, кто решил принять иудаизм. Процедура проводится только в дневное время специально обученным для этой цели человеком, он называется мохел. Обычно эта операция проводилась отцом мальчика, но если он по каким-то причинам не мог ее провести, ему должны были помочь ближайшие родственники.

Некоторые интересуются как стать иудеем без прохождения обряда обрезания. Ответ на этот вопрос – никак. Этот обряд обязателен для тех, кто решил принять иудаизм как свою веру, потому что его проведение знаменует присоединение кандидата к древнему завету между еврейским народом и Господом. Необходимо учесть, что во время операции не применяют лекарственные препараты и обезболивающие, а также не накладывают швов.

Видео о религии иудеев


Праздники иудеев

Праздников у иудеев довольно много. Следует в первую очередь отметить, что важным днем недели для них считается суббота. Причин этому может быть две. Во-первых, субботу связывают с процессом сотворения мира, когда в 7-й день Бог отдыхал после проделанной работы. Во-вторых, этот день напоминает о выходе евреев из Египта, когда они из рабов превратились в свободных людей. Праздник входит в иудейский дом, когда зажигаются субботние свечи. Это происходит до захода солнца в вечер пятницы. Перед зажжением свечей хозяйка должна произнести благословение на это.

Иудейские праздники можно разделить на несколько определенных категорий:

  • Йом кипур и Шабат. В эти праздники строго запрещается какая бы то ни было работа (кроме приготовления пищи), включая всевозможные денежные расчеты.
  • Праздничные дни Торы. Это Песах, Рош а-Шана, Суккот, Симхат Тора и другие. Минимум в 3 из них еврей должен был совершить паломничество в Иерусалим.
  • Полупраздничные дни согласно Торе. В это время разрешалось выполнять исключительно ту работу, которая не могла быть перенесена.
  • Есть несколько праздников, которые были установлены мудрецами и пророками и их соблюдение является одной из заповедей. В такие дни работать не рекомендуется.
  • Также есть общепризнанные и распространенные праздники, которые не являются заповедями, хотя и были установлены пророками. В эти дни работать не запрещено.

В память о скорбных событиях, произошедших на протяжении истории евреев, установлены специальные посты. Эти даты связаны с разрушением Иерусалима, страны, Храма и изгнанием и рассеиванием народа. Посты установлены в знак скорби, но главной их целью является пробуждение сердец и прокладывание для себя пути к раскаянию путем воспоминаний о печальных событиях и дурных проступках.

праздники иудееев

Иудейские праздники имеют некоторые отличительные черты: 

  • Необходимо прекратить и не делать работу любого рода. Допускается только приготовление пищи.
  • В праздничные дни траур не соблюдается. Всем предписывают веселиться. Начало траура по умершему переносится на следующий день после праздника.
  • Проводится обряд разделения будней и праздника — авдал.
  • Начало еврейского праздника происходит вечером, когда, по мнению иудеев, зарождается новый день.
  • Обязательно проведение священного собрания, когда все члены общины собираются для проведения праздничного богослужения и различных церемоний.
  • Необходимой и неотъемлемой составляющей является праздничная трапеза, в начале которой над вином произносится благословение. Затем собравшиеся совершают ритуальное омовение рук. После этого проводится благословение на хлеб и непосредственно трапеза.

Главную роль в иудаизме играет не то, в какого бога верят иудеи, а их поклонение Священному писанию и соблюдение традиций и праздников, многие из которых родились в процессе развития истории еврейского народа.

Как Вы относитесь к иудеям? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: rutvet.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.