В широком смысле детерминизм есть такая концепция понимания мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности.

Долгое время умами ученых владел механистический детерминизм, базировавшийся на однозначности причинных связей и исключающий случайности (Демокрит, Спиноза и др.). Такой подход не принимал вероятностной, статистической формы детерминизма. По мере развития науки в XX веке становилось понятным, что одинаковых причин, условий и результата в мире не бывает. Совершился переход к пониманию многозначности связей между причинами и следствиями, т.е. к статистическому детерминизму.

С точки зрения диалектико-материалистической концепции детерминации причины и следствие необязательно должны быть связаны с жесткими и однозначными связями, т.е. необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер, и тогда форма детерминации статистическая.

Индетерминизм – это отрицание закономерности и причинной обусловленности связи, т. е. абсолютизация случайностей. Наукой было установлено, что случайность тоже не беспричинна; она обусловливается перекрещиванием необходимостей, т.е. закономерна.


Развитиекак процесс обусловленный множеством связи, это движение по восходящей линии от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому с необходимостью отрицания старого; этот процесс детерминирован специфическими физическими закономерностям — объективными законами развития. Чтобы понять сущность и многообразие развития, необходимо вычленить основные законы развития и понять механизм их реализации.

Так на вопрос, как происходит развитие, отвечает закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Механизм этого закона реализуется в категориях: свойство, количество, качество, мера, постепенность, скачёк как переход в новое качество. Этот закон говорит нам, что развитие происходит в двух формах (постепенность и скачёк, непрерывность и прерывность), что мера является объективной границей бытия данного качества, что скачёк – объективно неизбежен. Многообразие скачков обуславливается качественным многообразием бытия.

Вопрос о том, что является причиной, источником развития, раскрывается законом единства и борьбы противоположностей. Механизм реализации этого закона осуществляется через категории: тождества различия, противоположность, единства, борьба, противоречие как отражение борьбы противоположностей, находящихся в единстве.


ханизм реализации данного закона осуществляется через развитие противоречия от потенциального состояния до конфликта. Последний непосредственно предшествует скачку как переходу исходного состояния вещи в новое качество путем разрешения противоречия. В зависимости от формы противоречий, способ их разрешения приобретает своеобразный характер. Но при всех обстоятельствах назревшее противоречие должно бытьразрешено— оно не может быть отменено путём примирения между противоположностями. Этот закон является сутью, ядром диалектики.

Наконец, вопрос в каком направлении осуществляется развитие раскрывает закон отрицания отрицания. Он осмысливается через категории потенциальное отрицание как находящее внутри вещи способность к развитию; первое отрицание как реальный переход вещи в свою противоположность; второе отрицание как относительное завершение цикла развития в виде приближения к исходному качественному состоянию, но с новыми свойствами, возникшими под влиянием внешних условий и внутренних изменений. Отрицание предшествующей ступени развития последующей происходит как диалектическое отрицание, т.е. отрицание с сохранением всех видовых и родовых признаков и свойств исходной вещи и отмирание всего устаревшего, т.е. потерявшего способность к дальнейшему развитию. Через диалектическое отрицание осуществляется механизм преемственности как выражение устойчивости и изменчивости в развитии.


Законы диалектики носят универсальный характер, отражая процессы развития в природе, обществе и в мышлении. В развитии осуществляются принципы диалектики:

1)принцип детерминации, 2) принцип историзма, 3) принцип конкретности, 4) принцип проверки практикой.

Всеобщий принцип развития позволяет осмыслить такие процессы как прогресс и регресс.

Идея прогресса родилась в период подъёма капитализма. Её развивали Д.Вико, А.Тюрго, И.Гердер, Ж.Кондорсе, Г.Гегель и др. философы. Эта идея применялась к пониманию развития общества. Долгое время она носила ценностный характер.

В комплексе понятий материалистической диалектики прогресс в самом широком смысле определяется как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высшим, совершенным при одновременном отмирании старого, т. е. регресса. Иначе говоря, в живой природе и обществе всякое изменение, выступающее как прогрессивное, необходимо связано с изменениями регрессивными. Без одного нет другого. В реальных процессах развития природы и общества проявляется объективная многонаправленность процессов (прогресс, регресс и круговые изменения).

Для осмысления сложных, противоречивых процессов развития человечество не выработало более эффективных методов, чем диалектическое мышление. Законы диалектики позволяют нам понять всю сложность и противоречивость прогресса и регресса, как сторон развития.

 

Источник: helpiks.org



Источник: gtmarket.ru

Исторические этапы

Одной из самых первых известных нам версий данной концепции являлось учение Демокрита. Всякая свобода, полагал философ, Практически каждый человек с лишним весом мечтает похудеть. И чаще всего это начинается с выбора диеты. У некоторых хватает силы воли держать ее долго, и им удается скинуть несколько килограмм. Кто-то бросает, и через некоторое время садится на новую диету. В чем причина такого поведения? это всего лишь мнение смертных. Человек разумный зрит в корень вещей, и понимает, что все на свете – это атомы и пустота. А вот Эпикур предполагал некую свободу даже в движениях атомов. Демокрит же полагал, что нет ничего подобного, и особенно случайного. Просто мы не видим между какими-то явлениями связи и необходимости, и они выглядят для нас таким образом.

Концепция детерминизма в таком виде получила название механистической. В более или менее развитом виде он просуществовал до начала девятнадцатого века. Расцвет ее популярности приходится на семнадцатое и восемнадцатое столетия.

Гоббс, Декарт и другие просветители

Механистический детерминизм – это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела – это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий. Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа. Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят. Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.

Спиноза

Этот философ стоит особняком в постановке данной проблемы, хотя многие исследователи относят его к детерминистам. Но он является оригинальным мыслителем. Следуя методу Декарта, Спиноза пришел к выводу, что в изначальной субстанции, которой он считал природу, и в Боге, свобода и необходимость совпадают. Он действительно полагал, что все в мире связано причинностью. Но это не относится к природе. Она является причиной самой себя. Ведь она – вечная субстанция. И поэтому природа является имманентной причиной всех вещей. Одной из них можно назвать и человека. Спиноза также очень оригинален в вопросах этики. Здесь у него проявляются и детерминизм, и индетерминизм. С одной стороны, он отрицал так называемую «свободу воли». Он полагал, что человек в очень большой степени зависит от своих аффектов. С другой стороны, он вовсе не отрицал существование свободы. Только трактовал он ее следующим образом. Всякая вещь только тогда по-настоящему свободна, когда исполняет свое предназначение. Поэтому таким можно назвать человека, следующего своей природе. Значит, свобода – это осознанная необходимость.

Теологический детерминизм

Особенно богословие было популярным в христианстве. Причем проблема возникла очень рано. Ведь христианские теологи постоянно пытались каким-то образом совместить всемогущество Бога и свободную волю человека. Можно сказать, что католицизм в его классическом варианте совмещал детерминизм и индетерминизм. Но были и такие богословы, и даже Отцы Церкви, которые занимали иную позицию. К примеру, Августин Блаженный считал, что у человека нет свободы воли, и он не может не грешить. Только по особой, даруемой Богом благодати он может сойти с этой скользкой дорожки. Во времена Реформации его поддержал Мартин Лютер. Он заявил, что свобода воли является достоинством Бога. Поэтому человек ее иметь не может. Это противоречило бы принципу Божьего всемогущества.

Постклассический детерминизм

Механистическая модель мира прекрасно согласовывалась с научной картиной того времени. Поэтому Лаплас, один из творцов теории происхождения Вселенной, довел концепцию классического детерминизма практически до логического абсурда. Он заявил, что связь между причинами и следствиями однозначна, и всегда можно вывести одно из другого. Никаких случайностей не существует. Однако уже в его время возникла масса вопросов, на которые нельзя было найти ответ, исходя из этой теории. Поэтому, начиная с девятнадцатого века, научные концепции, которые основывались на детерминизме, изменились. В настоящее время он существует в так называемой постклассической форме.

С точки зрения новых веяний, детерминизм – это идея о том, что причинно-следственные связи не являются однозначными. Они определяют основную линию развития. Тем не менее, в чистом виде закон проявляется редко, и существует масса отклонений. Такой взгляд на детерминизм и развитие сделал возможным появление теории эволюции, психоанализа, квантовой механики, и многих других наук.

Социальный детерминизм

Данная философская концепция с восемнадцатого века стала весьма популярной в общественных науках. Ее классическим примером является географический детерминизм, который полагает, что характер нации и образ жизни государства обусловлены внешними факторами – климатом, расположением и так далее. Самым известным сторонником этой теории был Монтескье. Но в девятнадцатом столетии социальный детерминизм – это уже более сложная концепция. Она в какой-то степени совпадает с религиозной версией этого философского направления или же отталкивается от него. В свое время Августин заявил, что история человечества развивается от падения к спасению, и в этом смысл времени. Социальный детерминизм в лице гегельянства фактически повторил эту идею, заменив божественный план законами развития Абсолютного духа.

Диалектический материализм как детерминизм

Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.

Индетерминизм

Идеи отрицания необходимости как главной движущей силы мира и природы тоже всегда были присущи философии. Прежде всего, таковой была концепция целеполагания – то есть того, что все процессы происходят от «божественного произвола». Интересно, что теологические идеи о «высшем плане» приводили уже к детерминизму. Но не только богословие было уделом отрицания всеобщности причинности. В философии индетерминизм сделался одной из основ теорий Юма и Канта. Великий немецкий мыслитель полагал, что причина и следствие – это априорные формы нашего мышления, поэтому они имеют субъективный характер. Другими словами, мы делаем выводы из своей практики, но понятия не имеем, насколько они соответствуют реальности. С рождением статистики индетерминизм стал популярен и в науке.

Подводя итог, можно сказать, что противостояние этих двух подходов в современной философии не является столь острым как раньше. А в концепциях многих современных школ и направлений можно встретить элементы как детерминизма, так и его оппонента.

Источник: www.syl.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.