Рассмотрение религии в качестве социального института предполагает

ее теоретическое описание в терминах социальной системы, точнее, подсистемы социального целого. С социологической точки зрения институт религии, подобно другим социальным организациям, может быть представлен как система из двух взаимосвязанных уровней: 1) ценностно-нормативной модели, включающей в себя совокупность верований, символов и предписаний, относящихся к определенному кругу явлений и предметов, называемых священными; и 2) структуры поведенческих образцов, управляемых и регулируемых посредством религиозных норм и верований. Реальным воплощением последних является существование религиозной организации, включающей в себя различные аспекты религиозной практики: моральную общность верующих, церковную организацию, отправление религиозного культа, обычаи, обряды и т.п.

Ценностно — нормативный уровень религии представляет собой сложную совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей которые содержатся в священных текстах и писаниях.


христианской религии, например, источником ценностей и знания выступает Библия, в мусульманстве — Коран и т.п. Эти священные тексты являются для верующих источником знаний о мире, природе, космосе, человеке и обществе. Эти знания тесно переплетаются с художественно-образным, подчас фантастическим изображением земной жизни. Своеобразие религиозных понятий и идей заключается в том, что они оказывают сильное воздействие на психику к эмоциям верующих, порождая у людей чувства радости, надежды, скорби, греховности, смирения, наряду с чувством любви к Богу, которое в совокупности с остальными формирует у верующего особое "религиозное чувство".

Религиозные верования и знания могут быть рассмотрены как ценностные системы, занимающие особое место в духовной культуре общества, поскольку они определяют смысл и значение предельных состояний человеческого бытия, о которых говорилось выше. Наряду с этим они

включают в свое содержание моральные ценности и установки, как правило, аккумулирующие в себе выработанные веками нормы и правила человеческого общежития. Содержат они и гуманистическую ориентацию, призывающую к социальной справедливости и любви к ближнему, взаимной терпимости и уважению. Поэтому вполне естественно, что религиозные идеи и ценности способствуют социальной интеграции и стабильности общества.

Родственность, близость и взаимосвязь культуры и религии состоит в том, что они решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей.


Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты, отражающие религиозные взгляды своего времени, вошли в гуманитарную культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, древнегреческая мифология отражена в произведениях литературы и искусства.

Важной исторической миссией культуры и религии, приобретающей в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей.
На всём протяжении развития истории человека и общества мы видим одновременное отражение культурных форм с их религиозным содержанием. В живописи это выражено от наскальных рисунков до иконописи; в музыке от языческих песнопений до церковного пения; в архитектуре от городских стен до храмового строительства.

Таким образом можно сказать, что культура неотделима от религии в своём историческом развитии.

Целью и задачей, как культуры, так и религии является духовное совершенствование человека. В этом между ними нет никакого различия. Различие между культурой и религией состоит в способах и путях самого

совершенствования. Если культура целиком развивает сознательную часть в человеке, его способность воспринимать и оценивать мир видимый и Божественный в рамках разума и сознания. То религия развивает интуитивную способность человека, выражающуюся не в осознании себя и Божественного начала, а в расширении своего познания о них; то есть религия, не отрицая формы сознания и разумной способности человека мыслить осознанно, тем не менее, устанавливает совсем другой способ познания мира человека и мира Божественного. На основе веры как внутренней неотделимой от человека его духовной способностью к познанию единства гармонии человека в окружающем мире и мире Божественном.


К религии ни коим образом не может быть применимо понятие культурной революции, или по аналогии с ней «религиозной революции», так как сам процесс религиозного познания целиком относится к Божественному Промыслу и Божественному Домостроительству. Именно Божественное начало постепенно открывает их человеку в виде Своего Откровения и Провидения.
Духовное совершенствование в его выражении культурой предполагает более справедливые нормы человеческого общежития на основе всеобщего права и закона, в соблюдении которых сам человек более этичен и морален с точки зрения всеобщей нравственности.

Религия же предусматривает духовное совершенствование человека и общества до достижения ими обожения, возможно полному восстановлению падшей природы человечества со своим Первообразом в виде Божественного начала уже в сегодняшнем дне; с тем, чтобы в будущей жизни после смерти тела человек мог достичь вечного блаженства в единстве и гармонии с Божественной Реальностью.

Таким образом, религия и культура являются предметом познания в отдельности, а в их взаимосвязи – формами общественного сознания, реального и прежде всего современного общества, как его неотъемлемые части, взаимодополняющие друг друга.


Отрыв культуры от её религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни.

Структура религии

Структура религии определяет из каких элементов она состоит и как эти элементы между собой взаимосвязаны. Основными элементами религии являются: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.

Религиозное сознание

В религиозном сознании преобладают чувственные формы, особенно велика роль представлений. Важным компонентом религиозного сознания являются религиозные чувства – эмоциональное отношение к сверхъестественному в соединении с религиозной верой. Религиозное сознание существует посредством религиозного языка. Религиозный язык – это часть естественного (этнического) языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы. В языке религиозное сознание реализуется в устной и письменной форме, в священных слове и тексте. Со словом связаны речевая магия в древних религиях, особое почитание Слова (Логос) и Имени в связи с идеей Бога присутствует в христианстве. В исламе освящается язык Корана, продиктованного Мухаммеду на «чистом арабском языке». Религиозное сознание имеет два взаимосвязанных уровня – обыденный и теоретический. Обыденное религиозное сознание предстает в совокупности образов, представлений, чувств, традиций непосредственно отражающей условия бытия и присущей всем верующим.


Теоретическое сознание – это профессионально разрабатываемая и распространяемая система понятий, идей, концепций. В ее состав входят теоретический уровень мировоззрения, концепции нравственности, экономики, права, политики, искусства и других, а также религиозная философия. Они

объединяются в теологии (богословие). Учение о Боге (Богах) является системообразующим и субординирующим элементом теоретического религиозного сознания и теологии в частности.

Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера. Вера – особое психологическое состояние уверенности в чем-либо при недостаточной информации. Вера возникает по поводу событий, имеющих смысл, состоит из познавательного и волевого элементов, выступает фактором объединения людей и стимулом их активности. Религиозной вера становится при условии веры в объективное существование сверхъестественного, священного, возможность общения человека с ним и в истинность соответствующих представлений, действий. Содержание религиозной веры символично.

Источник: studopedia.ru

Общие сведения

Следует начать с определения понятия «культура». Термин весьма многозначен. В специальных и художественных изданиях можно встретить достаточно много толкований этого понятия. В обычной жизни под культурой понимают уровень воспитанности и образованности человека. В эстетическом смысле этот феномен непосредственно связан с многочисленными произведениями народного творчества и профессионального искусства. В общественной жизни применимы также определения речевой, политической, мыслительной, производственной культуры.


Прежние понятия

Ранее уровень культуры соответствовал достижениям ремесел и наук, а целью считалось делать людей счастливыми. История мировой культуры уходит в самую глубь веков. Понятие противопоставлялось дикости народа и варварскому его состоянию. Спустя время появилось и пессимистическое определение. Приверженцем его, в частности, был Руссо. Он считал, что мировая культура в целом представляет собой источник зла и несправедливости в обществе. По мнению Руссо, она являлась разрушителем нравственности и не делала людей счастливыми и богатыми. Кроме того, он считал, что человеческие пороки – есть результат достижений культуры. Руссо предлагал жить в гармонии с природой, осуществлять воспитание человека на ее лоне. В классической немецкой философии мировая культура воспринималась в качестве сферы духовной свободы людей. Гердер выдвигал идею о том, что это явление представляет собой прогресс развития способностей ума.

Марксистская философия

В 19-м столетии понятие «мировая культура» стало применяться как характеристика творческого потенциала человека и комплекса результатов его деятельности. Марксизм подчеркивал обусловленность культуры определенным производственным способом. Считалось, что она всегда имела конкретный характер: буржуазная, первобытная и т. д. Марксизм исследовал разные проявления: политическую, трудовую и прочие культуры.

Понимание Ницше


Философ стремился довести традицию критики феномена до предела. Он рассматривал культуру только в качестве средства порабощения и подавления человека при помощи правовых и прочих норм, запретов, предписаний. Тем не менее философ считал, что это необходимо. Объяснял он это тем, что человек сам по себе является существом антикультурным, властолюбивым и природным.

Теория Шпенглера

Он отрицал мнение о том, что история мировой культуры сочетается с прогрессом. По мнению Шпенглера, она распадается на несколько неповторимых и независимых организмов. Эти элементы не связаны между собой и проходят закономерно несколько последовательных этапов: возникновение, расцвет и умирание. Шпенглер считал, что единой мировой культуры нет. Философ выделял восемь локальных культур: русско-сибирскую, народов майя, западноевропейскую, византийско-арабскую, греко-римскую, китайскую, индийскую, египетскую. Они рассматривались как существующие независимо и самостоятельно.

Современное понимание

Мировая культура – явление многообразное. Она формировалась в разных условиях.


временное понятие феномена весьма многолико, поскольку включает в себя основы мировых культур. Развитие каждого народа уникально. Культура той или иной нации отражает в себе ее судьбу и исторический путь, ее положение в обществе. Однако, несмотря на такую многоликость, это понятие единое. Большой вклад в мировую культуру внес капиталистический рынок. В течение нескольких столетий она разрушила национальные перегородки, сложившиеся в средневековье, превратив планету в «один дом» для человечества. Особое значение для мировой культуры имело открытие Колумбом Америки. Это событие активно способствовало устранению обособленности народов и стран. До того момента взаимодействие культур представляло собой процесс более локальный.

Основные тенденции развития

В XX веке произошло резкое ускорение сближения национальных и региональных культур. На сегодняшний день определяются две тенденции развития этого комплекса. Первой из них следует считать стремление к неповторимости и своеобразию, сохранению «лица». Наиболее очевидно это проявляется в фольклоре, литературе, языке. Второй тенденцией считается взаимопроникновение и взаимодействие разных культур. Это становится возможным благодаря использованию эффективных средств связи и коммуникаций, активному торгово-экономическому обмену, а также наличию общих управленческих структур, контролирующих данные процессы. К примеру, при ООН действует ЮНЕСКО – организация, ответственная за решение вопросов науки, образования, культуры. В итоге процесс развития принимает целостный вид. На основе культурного синтеза образуется общепланетарная единая цивилизация, обладающая глобальной мировой культурой. Человек при этом является ее творцом. Так же как и культура способствует развитию людей. В ней люди черпают опыт и знания предшественников.

Мировые религиозные культуры


Это явление включает в себя множество систем. Они сформировались на национальной почве, связаны с древними верованиями и народными традициями, языком. Те или иные верования были ранее локализованы в определенных странах. Основы мировых религиозных культур тесно связаны с национальными и этническими особенностями народов.

Иудаизм

Эта религия возникла у древних евреев. В начале второго тысячелетия этот народ расселился по Палестине. Иудаизм – одна из немногих религий, сохранившаяся до настоящего времени практически в неизмененной форме. Это верование знаменует переход к единобожию от многобожия.

Индуизм

Эта форма религии считается одной из наиболее распространенных. Она возникла в первом тысячелетии нашей эры. Она явилась результатом соперничества между джайнизмом, буддизмом (молодыми религиями) и брахманизмом.

Верования в Древнем Китае

Наиболее распространенными в прежние времена были такие религии, как конфуцианство и даосизм. По поводу первой по сей день ведутся споры. Несмотря на то что существует достаточно много признаков, позволяющих считать конфуцианство религией, многими оно таковой не признается.


обенностью его является отсутствие касты жрецов и исполнение обрядов чиновниками правительства. Даосизм считается традиционной религиозной формой. Она предусматривала наличие иерархической прослойки жрецов. Основу религии составляли магические заклинания и действия. Даосизм являет собой более высокий уровень развития сознания. В данном случае религия приобрела наднациональный характер. В рамках данной формы верования смешаны представители разных языков, народов. Они могут как географически, так культурно находиться довольно далеко друг от друга.

Буддизм

Эта древнейшая мировая религиозная культура возникла в V в. до н. э. Количество верующих составляет несколько сотен миллионов. Согласно древнейшим записям, в качестве основателя выступает принц Индии Сиддхартха Гаутама. Он получил имя Будда. В качестве основы этой религии выступает нравственное учение, при помощи которого человек может стать совершенным. Изначально заповеди в буддизме предполагают негативную форму и имеют запрещающий характер: не брать чужого, не убивать и прочее. Для тех, кто стремится стать совершенным, эти предписания становятся абсолютными истинами.

Христианство

Эта религия считается сегодня наиболее распространенной. Верующих насчитывается более миллиарда. В качестве основы используется Библия, включающая в себя Старый и Новый Заветы. Наиболее важными культовыми обрядами считаются причащение и крещение. Последнее считается символом снятия с человека первородного греха.

Ислам

Эта религия исповедуется арабоязычными народами, большинством азиатов и населением Северной Африки. Главной книгой ислама считается Коран. Он представляет собой собрание записей поучений и изречений основателя религии Мухаммеда.

В заключение

Религия считается одной из основных форм нравственной системы. Внутри нее образуются истинные заповеди, которым человеку нужно следовать на протяжении своей жизни. Вместе с этим религия представляет собой социальный фактор, регулирующий взаимодействие между людьми. Это особенно важно для тех обществ, члены которых воспринимают свою свободу в виде вседозволенности.

Источник: FB.ru

Слайд 1

Урок 10- 11 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Слайд 2

Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Добро и Зло!

Слайд 3

Л. Н. Толстой « Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.»

Слайд 4

Добро не умрет, а зло пропадет Доброта без разума пуста. Кто доброе творит, того зло не вредит. Нет худа без добра Не рождается зло от добра и обратно… Различать их нам взгляд человеческий дан! (Омар Хайям) Добро и зло — извечный выбор, важнейший выбор человека, Судьбы его первопричина и смысл его земного века

Слайд 6

Притча об индейце и волках Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь …… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность …..». Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает ? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Слайд 7

Добро — понятие противоположное понятию зла , означает намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро – зло Добро обычно ассоциируют с светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным.

Слайд 8

Что для вас Добро и Зло? Часто ли вы в жизни встречаетесь с этими понятиями? Какой литературный герой ассоциируется у вас с Добром? А какой со Злом? Как вы думаете каких людей на Земле больше ? Почему?

Слайд 9

прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога , Богов, предписаний и традиций). В русском языке слово «грех» очевидно изначально по значению соответствовало понятию « ошибка » («погрешность», «огреха»). Аналогично греки обозначали понятие греха словом«промах, погрешность, провинность»; а иудеи — словом « хэт » (непреднамеренный грех) — «промах». Грех

Слайд 10

грехопадение Грехопаде́ние — общее для всех религий понятие, обозначающее нарушение первым человеком воли Господа , которое привело к падению человека из состояния высшего невинного блаженства в состояние страданий и греховности. В видоизменённых формах понятие грехопадения присутствует во многих религиях.

Слайд 11

1 . Я Господь, Бог твой , Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно , ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. 6. Не убивай . 7. Не прелюбодействуй. 8 . Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Какие заповеди христиан вы знаете?

Слайд 12

Грехи в христианстве В христианской традиции особое место занимают понятия греха и покаяния . Грех для христиан — это не просто проступок или провинность, это нечто, противоречащее человеческой природе (ведь человек создан по образу и подобию Божию). Грех — порочность человеческого существа. Грех — есть проявление падшей природы человеческого существа, которую он приобрёл при грехопадении. Человек беспомощен перед грехом и не может самостоятельно справиться с ним, только Бог может избавить его от этого порока, поэтому человеку необходимо спасение .

Слайд 13

покаяние Покая́ние может означать: Признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении Раскаяние Исповедь, таинство покаяния Епитимию (наказание)

Слайд 14

Грехи в исламе В исламе грех прежде всего подразумевается, как слабость человека, его неспособность к выдержке перед искушением шайтана (он же Иблис , дьявол ). На самом деле в Коране приводится множество определений греха, но в общем грех понимается, как какое-либо действие (или же бездействие), противоречащее законам Аллаха , заветам Пророка . Также, мусульмане воспринимают как грех и неверие , многобожие . Самым страшным грехом для любого мусульманина считается приписывание к Аллаху сотоварищей — помощников, которых как таковых нет и не было. В отличие от христианства , где и неверная мысль является грехом, в исламе такие мысли считают, как слова, нашёптанные шайтаном. В таких случаях Коран рекомендует обращаться к Аллаху с просьбой о защите от таких мыслей. В исламе любой грех, исполненный осознанно и по своей воле, является непростительным, и каждый такой грех будет упомянут в День Страшного Суда (День Воскресения). Однако человек может раскаяться, совершать добрые дела и стараться не повторять ошибок. В таком случае в День Страшного Суда количество его добрых дел может «перевесить» количество грехов и он может быть прощён.

Слайд 15

Между библейскими заповедями и предписаниями Корана можно обозначить следующие параллели: 1. В Библии: “Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим” , в Коране: “И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него” 2. В Библии: “Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им…” в Коране: “Устраняйтесь же скверны идолов” . 3. В Библии: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…”, в Коране: “Не делайте Аллаха предметом ваших клятв, что вы благочестивы и богобоязненны” . 4. В Библии: “Почитай отца твоего и мать твою…”,в Коране: “И к родителям – благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им – тьфу! – и не кричи на них, а говори им слово благородное” 5. В Библии: “Не убий”,в Коране: “Не убивайте душу, которую запретил Аллах” . 6. В Библии: “Не прелюбодействуй ” , в Коране: “И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – мерзость и плохая дорога” ; “Скажи (мужчинам) верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это – чище для них… И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены…” . 7. В Библии: “Не укради”, в Коране Аллах, описывая благочестивых людей, говорит: “И не будут красть” . 8. В Библии: “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” , в Коране о богобоязненных верующих сказано: “И те, которые не свидетельствуют криво” . 9. В Библии: “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего ” , в Коране: “Не желайте того, чем Аллах дал одним преимущество перед другими” .

Слайд 16

Понятие греха в иудаизме На иврите грех звучит как « авера », что в буквальном переводе означает «переход за грань дозволенного». Грех — нарушение или не исполнение заповеди. В иудаизме их 613. Мицва́ « повеление», «приказание») — предписание, заповедь в иудаизме . В обиходе мицва — всякое доброе дело, похвальный поступок. В Торе упоминается 613 мицвот : 248 предписывающих ( мицво́т асе или хийуви́м — обязанности) и 365 запрещающих ( мицво́т ло таасе́ или исури́м — запреты). Выполнение мицвот возложено на всех совершеннолетних евреев: мальчиков с 13 лет (после бар-мицвы ), и девочек с 12 лет (после бат-мицвы ). При выполнении большинства мицвот произносится специальное благословение (бенидикция, ивр. браха́ ‎).

Слайд 17

Колесо Сансары — грехи расположены вокруг центрального изображения, символизируют: 1) чревоугодие, 2) лень, 3) любострастие , 4) гордыню, 5) гнев, 6) алчность, 7) зависть. У буддистов этих сценок ( нидан ) 12, и они обозначают причины вечного перерождения человека. При этом центральное место с точки зрения греха, как причины смерти и страданий, у буддистов занимает невежество, обозначенное свиньей в центре, из которой тянется змея (гнев), курица (страсть). Буддийская религия или, как буддисты говорят, учение изначально подразумевает, что буддизму нужно учиться, т.е. на первом месте стоит развитие мысли, разум. Отсюда очевидно, почему невежество в центре их космодрамы . Невежественный (тупой) человек, буддизм явно не осилит и будет грешить и перерождаться до скончания мира.

Слайд 18

. По учению буддистов, есть пять главных заповедей. Первая: не убивай умышленно никакое живое существо. Вторая: не присваивай себе то, что другой человек считает своей собственностью. Третья: будь целомудрен. Четвертая: не говори неправды. Пятая: не одурманивай себя ни пьяными напитками, ни куреньями. И потому грехами у буддистов считаются: убийство, воровство, блуд, ложь, пьянство.

Слайд 19

раскаяния и воздаяния Раскаяние — чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка. ВОЗДАЯНИЕ — то, что воздаётся кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара. Воздаяние за труды, за помощь, за предательство.

Слайд 20

Домашнее задание Задание на дом: Подготовь сочинение « Что такое добро и зло», «Что такое грех ».

Источник: nsportal.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.