Монотеизм народов древности (часть 1) 9 Февраля 2015

Монотеизм народов древности (часть 1)

Официальная наука утверждает, что первой монотеистической религией является иудаизм. А до этого люди исповедовали разного рода политеистические верования. Согласно исламу же, вера в Единого Бога существовала на земле с самых древних времен. Есть ли доказательства этому?

Самый первый человек, Адам (а.с.) был и первым пророком. Религией всех пророков была вера в Единого Бога, ислам. Хотя в истории человечества и известно много политеистических верований, это не означает, что в древности не существовало никаких монотеистических религий.


34567890-.jpg

Вера в Бога, в Аллаха является постулатом всех религий, в том числе и самых примитивных. Австралия считается местом, самым благоприятным для изучения первобытных верований. Ранние изыскания показывали, что основой таких верований выступают фетишизм, тотемизм и анимизм. Но согласно последним исследованиям, проведенным среди проживающих на юго-востоке этого континента примитивных племен, у них имеется сознание некой высшей силы. Высший Бог пребывает на небесах, наблюдает за людьми и их поступками. Как верят другие племена, есть Бог, существование которого происходит от Него Самого, Он пребывает на небе, Он Милостивый и Вечный. Из некоторых новейших исследований истории религии можно сделать вывод, что в верованиях первобытных племен имеется представление об Едином Боге, а политеизм – это искажение этого представления, возникшее позднее.

Хотя вавилоно-ассирийская религия является политеистической, по мнению некоторых, первоначально во главе вавилонского пантеона стоял бог Ил. Предполагается, что этот бог занимал высшее положение в древнейшее время. А другие божества не имели своего собственного существования и выступали как разные имена Ила.


234567890-.jpg

Также утверждается, что в буддизме нет представления о Боге. Но этот вопрос не так уж ясен и очевиден. Действительно, современные священные тексты этой религии показывают, что Будду не занимали такие темы, как внечувственный мир, откровение и загробная жизнь. Согласно философии сахья, божественная сила никак не вмешивается в течение событий в этом мире. Но не следует забывать, что эти тексты были отредактированы столетия спустя после эпохи Будды. Признается, что все же ни сам Будда, ни его ученики не исповедовали атеизм. Последующая эволюция буддизма привнесла в него понятие божества, и даже сам основатель этой религии был обожествлен.

В религиях Китая первоначально существовало представление о существовании одного Бога по имени Шан-ди, напоминающее монотеизм. Но впоследствии появилось представление о разных духах небес и земли, которые и были обожествлены.


1234567890.jpg

В религии Древнего Египта, несомненно, прослеживается идея о могучем Едином Боге, но исследователи спорят, выступает ли основой этого монотеизм или генотеизм — выделение одного самого могущественного Бога, не исключающее почитания и поклонения другим богам из имеющегося пантеона. В древнеегипетских текстах Бог описывается как «сотворивший все, вечный, обладающий безграничным знанием, невидимый, но принимающий молитвы». Но такими качествами наделяются несколько богов. Можно понять, что эти второстепенные боги выступают в качестве имен или проявлений Единого Бога. Ведь и пророк Юсуф (а.с.), обращаясь к заключенным в египетской тюрьме, говорит:

«Минуя Его, вы поклоняетесь лишь именам, которыми вы назвали [богов], вы и ваши отцы. Но Аллах не ниспослал об [этих именах] никакого довода» (Йусуф, 12/40).

Бекир Топаоглу

Источник: http://www.islamansiklopedisi.info

Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для Исламского портала

(Продолжение следует)


Источник: www.islam-portal.ru

МОНОТЕИЗМ(единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего для религий авраамовского круга (иудаизма, христианства, ислама).

Хотя религии авраамовского круга исходили из положения, что единобожие являлось первоначальной религией человечества, с течением времен искаженной людьми и превращенной ими в многобожие, в действительности оно возникло значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая религия – иудаизм – первоначально носила политеистический характер и освободилась от него только в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В некоторых культурах признание многобожия не означало почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме, где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями исходного божественного абсолюта – брахмана.

При этом некоторые признанные монотеистические религии до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами. Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм, православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества: одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух). Эта идея воспринималась и воспринимается строгими монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри христианства (ариане) как отступление от единобожия.


Монотеизм неоднороден и имеет ряд теологических и философских разновидностей. Наиболее распространенные – теизм, пантеизм, панентеизм и деизм.

Теизм – вера в бога как абсолютную бесконечную личность, стоящую над миром и в то же время причастную к жизни природы и общества. Характерен для большинства монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама, сикхизма.

Пантеизм – представление о тождестве бога и природы. В противоположность теизму, не рассматривает бога и мир (творца и творение) как нечто различное. В древности был свойственен индийской философии Веданты, считавшей мир эманацией Брахмы, греческой элейской школе (бог – «единое все»), неоплатоникам, соединившим восточное учение об эманации с платоновской теорией идей, а также классическому буддизму и одному из его главных направлений – хинаяне (высшее духовное начало распылено по всему миру). В средние века выразился у арабов в исмаилизме, у персов в мистическом суфизме, у христиан в метафизике Иоанна Скотта Эриугены, в еретических учениях Амари Бенского и Давида Динанского и в мистической теософии Мастера Экхарта. Особое значение приобрел в эпоху Возрождения и в Новое время: характерен для философских систем Николая Кузанского, итальянских и немецких натурфилософов (Б.Телезио и Т.Парацельс), Б.Спинозы, немецких идеалистов (Ф.В.Шеллинг, Д.Ф.Штраус, Л.Фейербах).


Панентеизм (термин, введенный немецким философом Х.Ф.Краузе в 1828) – представление о том, что мир заключен в боге, но не тождественен ему. Свойственен индуизму, согласно которому творец Брахма содержит в себе всю вселенную.

Деизм – учение, считающее бога безличной первопричиной, мировым разумом, породившим мир, но не слитым с ним и не участвующим в жизни природы и общества; познать его можно лишь с помощью разума, а не откровения. Возник в 17 в., получил распространение в европейской философии раннего Нового времени (Э.Херберт, А.Э.Шефтсбери, французские энциклопедисты).

Как религиозная форма монотеизм делится на инклюзивный (включающий) и эксклюзивный (исключающий). Первый утверждает, что боги, почитаемые другими религиями, на самом деле лишь иные имена одного единого бога (индуизм, мормоны); с точки зрения второго, они – или сверхъестественные существа второго ранга (демоны), или некогда обожествленные люди (правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера), или просто плоды человеческой фантазии.

Суровость климатических условий Восточной Европы, а также оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, произрастая лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.


Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Источник: studopedia.ru

Монотеизм (Единобожие) [↑]

Монотеизм, или Единобожие — учение о Едином Б-ге, Творце Вселенной. Идея Единства Б-га легла в основу иудаизма, первой монотеистической религии, где Б-г представляется как Единый Источник всего, Единственный Творец и Владыка мира. Монотеизм сложился в эпоху всеобщего идолопоклонства, и потому идею монотеизма о Единстве и Единственности Б-га можно смело назвать уникальной, а монотеизм иудаизма — уникальным путем еврейского народа на протяжении уже многих веков. Первооткрывателем этого монотеистического пути считается Авраам, первый праотец еврейского народа. Впоследствии, через 15-20 веков, на почве иудаизма выросли и другие мировые монотеистические религии — христианство и ислам. Вместе они называются «авраамические» религии, т. к. в их основе — один и тот же корень, «посаженный» когда-то праотцом Авраамом.

Единство Творца — основа Иудаизма [↑]


Представление о наличии множества богов — «племенных» или олицетворяющих различные силы природы, или просто двух — Добра и Зла — это взгляд политеизма, язычества, и полностью противоречит еврейской философии. Провозглашая «Шма Исраэль», еврей утверждает две вещи: что Вс-вышний — НАШ Б-г и что Он при этом ОДИН. Как это понимать? Что, у других народов нет Б-га?

Постулат об абсолютном единстве Б-га — основной принцип Иудаизма. Этот очень сложный философский вопрос осложняется ещё и тем, что наш разум не способен воспринимать вещи, выходящие за рамки привычного нам мира. Но, даже оперируя привычными понятиями, думающий человек может понять, что мир создан и управляется Единым Разумом. Во всём устройстве мира царит гармония, все силы действуют слаженно и предсказуемо, дополняя и ограничивая друг друга. Весь мир представляет собой единую систему, из которой нельзя исключить ни одного элемента без того, чтобы разрушилось всё его существование. Всеми процессами управляют одни и те же принципы, называемые «Законами природы». Но почему именно эти? Кто «издал» законы природы и следит за их скрупулёзным выполнением?

Наука не в состоянии ответить на эти вопросы. Вот что писал Исаак Ньютон, который, как и большинство великих учёных прежних времён, не только занимался исследованием мира, но и стремился докопаться до глубинных причин его существования: «Вы не найдёте во Вселенной места, где между любыми двумя точками не действовали бы силы: притяжения или отталкивания, электрические или химические… Я вижу в этом вездесущие Б-га».


Можно возразить, что Ньютон был «так воспитан», что он видел, а мы «воспитаны» так, чтобы не видеть. Но факт остаётся фактом: сегодня к вере намного легче приходят люди, связанные с естественными и точными науками, т.е. знающие об устройстве мира и управляющих им законах, чем гуманитарии, у которых в голове есть множество отвлечённых «идей», но нет чёткой картины мира…

Праотец Авраам — провозвестник монотеизма [↑]

Наш праотец Авраам был первым человеком в мире, который сам, эмпирическим путём дошёл до идеи существования и единства Творца. Именно его принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре.

Рассказывают, что Авраам пришел к идее Б-га, наблюдая за природой: такой гармоничный и целесообразный мир не мог возникнуть сам по себе, случайно. Скорее всего, существует некая сила, которая запланировала и создала этот мир.

По источникам Устной Торы мы можем примерно восстановить ход его мысли.

Человеческое мышление различает между явлениями и их причинами, причем причина не отождествляется с самим явлением. Когда ученый говорит, скажем, о гравитации, он подразумевает, что нечто, из-за чего предмет падает вниз, отличается от самого падающего предмета. Падающее яблоко — это одно, а причина, из-за которой оно падает, сила гравитации, — это совсем другое.


Причины не тождественны явлениям, они — совершенно другая категория, другой этаж реальной действительности.

Если мир — материален и ограничен законами материи, то его причина должна быть абсолютно отделена от этого мира, не являться никакой его частью, и, кроме того, следуя логике — быть совершенно нематериальной. На нее не распространяются ограничения материи, такие как ограниченность в пространстве и времени.

Она вне нашего мира, как писатель вне мира персонажей своей книги.

Итак, у мира есть Первопричина. Мир был когда-то создан. Так мы подходим к идее того, что у мира есть Творец, который зачем-то (пока мы не знаем, зачем) создал нашу Вселенную.

Важное замечание. Если мы попытаемся «определить» Всевышнего, используя какие-то категории, как мы описываем объекты нашего мира (камень — холодный, твердый, черный, на ощупь шершавый и т.д.), то у нас ничего не получится. Определения можно дать только конечным объектам. Само слово «определение» (на иврите агдара, от слова гадер — ограда, забор; по-русски — предел, граница) предполагает, что, называя объект, мы его выделяем из множества прочих объектов. Определение помогает мне выделить данный объект из множества других, которые не подходят этому определению.

Безграничное и бесконечное определить нельзя. При наших попытках«описать» Всемогущего мы говорим, чем Он НЕ является. Например: Он безграничен, т.е. Он не является ничем, что ограничено. Можно сказать по-другому: мы смотрим на конечные, ограниченные во времени и пространстве существа и тела нашего мира, и отмечаем, в чем проявляется их ограниченность.

Часто возникает другая, чисто языковая проблема. Про Творца говорить глаголами — решил, захотел, создал, сделал — следует очень осторожно, чтобы не вложить в них привычные нам реалии. Мы употребляем глаголы применительно к Нему только из-за бедности наших языковых ресурсов и ограниченности нашего опыта.

Та картина мира, о которой говорил Авраам, шла вразрез с картиной его современников.

На уровне логики возразить Аврааму было нечего. Но сложность здесь была не интеллектуальная, а психологическая. Отказаться от язычества означало отказаться от очень удобного образа жизни. Если нет единого начала мира, тогда нет и единого смысла, единой цели его существования.

Когда богов — много, фундаментальный поиск ответов на вопросы «зачем существует мир» или «какова моя задача в нем» — бессмыслен, ведь единого, верного ответа на такие вопросы не существует. На первый план выходит другой вопрос: «как лучше устроится в жизни». Во власти каждого из богов находится какой-то один жизненно важный вопрос: солнце, дождь, коммерция, война, любовь. Для того чтобы лучше прожить, надо только угодить богам знакомыми человеку способами.

Говоря, что Авраам открыл единого Творца, мы имеем в виду следующее: Авраам открыл, что существует только один Творец, бытие Которого не зависит ни от какой другой причины кроме Него Самого. Т.е. Его существование ничем не обусловлено, а стало быть, абсолютно. Но существование всего остального — всего, кроме Него — обусловлено исключительно Его волей.

Это очень важно, поэтому повторим: нет в мире ничего и никого, что существовало бы само по себе вопреки Его желанию. Нет ничего и никого, кто может препятствовать Его безграничной воле. Любое создание, проявляющее какую бы то ни было силу, обладает ею только потому и только в той мере, что Всевышний наделил его этой силой.

Народ Авраама [↑]

Авраам готов был идти в огонь, защищая свои убеждения. За преданность Авраама, доказанную во многих испытаниях, Творец мира объявил ему, что от него произойдёт особый народ, у которого будут близкие отношения со Вс-вышним. Не такие, как у других народов.

Народы мира могут рассчитывать на Его помощь и просить о ней, если выполняют основные требования — 7 заповедей сыновей Ноаха.

К еврейскому народу — намного больше требований (613 заповедей), и его могут строго наказывать за их нарушение. Но он может и рассчитывать на особые, близкие, доверительные отношения со Вс-вышним. Поэтому мы говорим, что Он — наш Б-г. Царь — для всех, и для нас тоже, а Отец — только для нас.

Однако, необходимо помнить, что любой нееврей, который захочет таких отношений, может принять на себя 613 заповедей — читайте материал по теме Гиюр, принятие еврейства.

Тот, кому необходимы эксперименты, чтобы во всём этом убедиться, может посмотреть на историю нашего народа. Это самый грандиозный эксперимент, подтверждающий существование Вс-вышнего и Его особую связь с еврейским народом. Как сказали наши Мудрецы: «Овца среди семидесяти волков — разве может она уцелеть? — Только если у неё есть пастух, который её охраняет!».

Две тысячи лет наш народ в изгнании. Две тысячи лет нас преследуют, убивают, изгоняют из разных стран и — нет нам покоя даже в своей стране. Крестовые походы, инквизиция, резня во времена Хмельницкого, Катастрофа европейского еврейства, — от нас давно ничего не должно было остаться. Все народы, существовавшие во времена нашего зарождения, полностью изменили свой облик, некоторые исчезли, оставив только «археологические объекты». Все народы сменили свою религию с распространением христианства, ислама и буддизма. И только мы, вопреки всем ожиданиям и желаниям окружающих народов, продолжаем упорно держаться своей веры и так же, как три тысячи лет назад, провозглашаем: «Шма Исраэль!».

Иудаизм — одна из мировых религий [↑]

Большинство ученых перечисляют пять основных мировых религий: иудаизм, индуизм, буддизм, ислам и христианство.

Все религии утверждают, что они способствуют росту духовности и внутренней гармонии человека. Хотя всегда ли это так, — можно спорить. Большинство религий базируется на священных текстах, говорит о вере, устанавливает институт молитвы. В чем же уникальность иудаизма?

Очевидно, что иудаизм это единственная религия, которую еврейский народ исповедовал на протяжении всей своей истории, что позволило ему пережить бесчисленные опасности. Другие религии восприняли принципы и обряды иудаизма — первой монотеистической религии.

Рассмотрим, чем же иудаизм отличается от остальных религий.

Индуизм [↑]

а) Индуизм (или Брахманизм) — древняя восточная религия, историческим центром которой является Индия. Индуизм политеистичен, он насчитывает 30 миллионов богов, каждый из которых наделен особой властью, положительным или отрицательным влиянием.

Иудаизм же признает лишь одного всемогущего Б-га.

Индуизм учит поклоняться некоторым живым существам, как, например, корове, считая их божественными, тогда как иудаизм учит поклоняться только Б-гу.

Индуизм считает мир иллюзией, а жизнь по сути своей — злом, тогда как иудаизм считает мир добром, т. к. он был создан милостью Всевышнего.

Индуизм утверждает, что конечной целью жизни является освобождение от непрерывного цикла смерти и возрождения, что внутренняя сущность человека (атман) воплощается в разных поколениях, пока окончательно не очистится от греха.

Практическим следствием этой веры является кастовая система, то есть представление, что некоторые люди от природы неполноценны в сравнении с другими, так как грешили в своих предыдущих воплощениях.

Кастовая система столетиями препятствовала включению так называемых «неприкасаемых» в жизнь общества, причем не из-за их собственных проступков, а исключительно потому, что им, якобы, присуща нечистота.

Иудаизм, напротив, подчеркивает единство еврейского народа. Хотя в нем существуют разные группы (коэны, левиты, исраэлиты), их различия касаются лишь разных способов служения Б-гу. В обществе о евреях судят не по их происхождению, а по делам. Даже выходцы из самых скромных и бедных семей могут стать уважаемыми учителями.

Буддизм [↑]

б) Буддизм — религия множества народов Юго-Восточной Азии, включая и Китай (а в несколько измененной форме — синтоизм — и Японию). Существуют различные течения буддизма, такие как зен, хинаяна, махаяна.

Первоначально буддизм был создан разочаровавшимся индуистом по имени Гаутама, учившим вере в непрерывное перерождение (карма). Он заимствовал в индуизме представление о том, что низкое положение человека в обществе указывает на его грехи в предыдущей жизни. Единственный способ для человека избавить свою душу от постоянных перевоплощений, учил Гаутама, это следовать в жизни Среднему Пути, подчинив все желания своей воле.

Человек должен вести жизнь согласно восьми принципам, делая упор на размышлении и контроле разума, что, по его утверждениям, должно приводить к высшему духовному уровню — нирване.

Хотя иудаизм, несомненно, и рекомендует духовное самосовершенствование и говорит о «среднем пути», он также проповедует заботу о ближнем, а не полное погружение в себя. Он утверждает, что человек создан для действия на земле и что каждый еврей обязан помогать ближнему продвигаться в социальной и религиозной областях. Погружение в себя и игнорирование других людей — не что иное, как простой эгоизм.

Кроме того, иудаизм уделяет гораздо большее внимание соблюдению законов, то есть конкретным способам служения Б-гу и исполнения Его воли. Со своей стороны, буддизм не признает никаких богов, и связанные с ним ритуалы в основном базируются на суевериях.

Ислам [↑]

Ислам: как и в случае с буддизмом, основные принципы этой религии были сформулированы человеком из плоти и крови, которого на этот раз звали Мохамед. До его появления арабы были анимистами и политеистами.

Мохамед, живший в Медине, попав под сильное влияние евреев и христиан, принял монотеизм, перенял некоторые ритуалы и обычаи евреев, такие как молитва несколько раз в день, воздержание от свинины, пожертвования бедным, соблюдение поста, называемого у арабов Рамаданом.

Несмотря на то, что история ислама не отмечена чудесными Б-жественными откровениями, которые отличают еврейскую историю, Мохамед считал себя пророком Б-га. Он сократил перечень требований, предъявляемых к мусульманам, и в исламе отсутствует всеохватывающий свод законов, составляющий основу иудаизма.

Возможно, самым важным отличием иудаизма от ислама является то, что приверженцы последнего стараются силой обратить в свою веру весь остальной мир. Уже при жизни Мохамеда его последователи начали поход с целью распространения ислама. Мусульмане завоевали значительную часть восточного мира и были близки к покорению Европы; большинства своих побед они добились кровопролитием. Те, кто отказывались обратиться в ислам, подвергались дискриминации.

Сказанное относилось и к евреям, которых Мохамед сам предполагал обратить и которые вызвали его гнев, когда отказались сделать это.

Постоянно прибегая к силе для обращения иноверцев, ислам приобрел агрессивность, совершенно не свойственную иудаизму. Последователи иудаизма не только не побуждают других к изменению веры, но, наоборот, стараются предостеречь тех, кто неискренен в своих устремлениях. Иудаизму чуждо использование силы для расширения своих рядов.

Христианство [↑]

Христианство: существует множество различных видов христианства, и каждый подчеркивает особый характер своей веры. Однако все они берут свое начало в проповедях еврея по имени Иисус, изложенных другим евреем по имени Шаул (позже Павел). Христиане, несомненно, заимствовали многие принципы иудаизма, а некоторые течения утверждают, что они унаследовали титул Избранного Б-гом Народа, принадлежавший вначале евреям.

Христиане приняли Пятикнижие Моше, назвали Танах «Ветхим Заветом» и утверждают, что «Новый Завет» является его естественным продолжением.

Однако евреи отрицают эти притязания и по-прежнему считают, что они остаются тем, чем были всегда: Избранным Народом Писания, и что со времен дарования Торы не произошло ничего, что изменило бы это положение.

Центральным моментом является вопрос о статусе одного еврея, Иисуса. Христианство утверждает, что этот человек был на самом деле не только еврейским Машиахом (Мессией), но истинным сыном Б-га (и, следовательно, частью Самого Б-га). Христиане утверждают, что он умер, дабы искупить грехи человечества и снова появиться на земле во время Второго Пришествия.

В качестве последователей этого человека христиане считают себя новыми поборниками воли Б-жьей на земле, и некоторые из них полагают целью своей жизни обратить в христианство как можно больше людей.

Евреи же, уважая концепции любви и мира, которые, как утверждает христианство, лежат в его основе, отвергают утверждение о том, что Иисус не был обычным человеком, погибшим на кресте. (Мы рассмотрим причины такой точки зрения далее).

Евреи считают, что вера в Иисуса неуместна, и человек должен молиться Самому Б-гу. Евреи не нуждаются ни в каких посредниках между ними и Б-гом, они не верят также, что человек может достичь искупления только через Иисуса. Добиться искупления грехов можно через молитву (Малахим 8:33—34), благотворительность (Теилим 21:3) и раскаяние (Ирмеяу 36:3) — путем прямого общения с Б-гом.

Практически главное различие между двумя религиями состоит в том, что иудаизм принимает Тору целиком, а христианство — нет. Несмотря на то, что Иисус был евреем и проповедовал преданность законам Торы («Не думайте, что я пришел, чтобы отменить Закон Пророков; я пришел не отменить, а исполнить его… Всякий, кто нарушит хоть самую малую из этих заповедей и будет учить этому людей, последним будет в Царствии Небесном» — Матфей 5:17—19), в наше время христиане не соблюдают многих законов Торы: кашрута, тфилин, мезузы, Шабата (Субботы) и других. Павел, фактически создавший христианскую религию, считал, что законы Торы слишком трудны для среднего христианина. Вместо заповедей христианство предлагает идеи веры и любви и считает, что этого достаточно, чтобы сделать человека хорошим.

Заповедь «Возлюби ближнего» [↑]

Иудаизм, конечно, соглашается, что любовь и вера необходимы для нравственного оздоровления человека: именно Тора является источником заповеди «Люби своего ближнего» (Ваикра 18:19). Однако иудаизм утверждает, что общего пожелания быть добрым и любящим само по себе недостаточно. Человек легко может объявить себя верующим, но при этом давать волю своему животному началу. Человек может сказать: «Я люблю», а после этого совершить насилие и прелюбодеяние.

Христиане едва ли оставались верны своему кредо. На протяжении веков бесчисленное множество евреев было убито за то, что они — «губители Иисуса», множество других погибли в результате жестоких попыток насильственного обращения их в христианство.

Тора устанавливает более упорядоченные, конкретные рамки проявлений любви и доброты. «Если будет в твоей среде бедняк… со всей щедростью открой ему свою руку и ссуди ему все, в чем он нуждается».(Дварим 15:7—8). «Да не будет так, что ты увидишь осла своего брата или его вола, упавших на дороге, и скроешься от них; поднять ты должен вместе с ним» (Дварим 22:4).

Существуют особые законы благотворительности, гостеприимства и помощи больным. Детализируя способы, которыми человек может делать добро, Тора гарантирует положительный результат, даже когда, человек не задумывался о цели своих действий. Вот почему Тора — не книга суровых ограничивающих законов, а законодательство, укрепляющее любовь и делающее человека лучше.

Кроме того, иудаизм утверждает, что эти и другие законы Торы вечны, и от них нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах. Их соблюдение гарантирует, что человек будет выражать свою веру в Б-га в конкретных, позитивных делах.

Вывод [↑]

Подводя итог, можно сказать, что иудаизм отличается от других религий не только тем, что является традицией, которая привела к сохранению еврейского народа на протяжении столетий, но также и тем, что он всегда отстаивал веру в Единого Б-га, приверженность четким законам Торы, а не туманным верованиям, способствовал не только самосовершенствованию, но и активной помощи другим, и никогда не пускался в воинственные крестовые походы для обращения иноверцев.

Это единственный план жизни, идущий непосредственно от Б-га.

Как отмечал рав Шимшон Рафаэль Гирш, в других религиях человек тянется к Б-гу, но в иудаизме — Б-г протягивает руку человеку.

Источник: toldot.ru

МОНОТЕИЗМ (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге. Противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего для религий авраамовского круга (иудаизма, христианства, ислама).

Хотя религии авраамовского круга исходили из положения, что единобожие являлось первоначальной религией человечества, с течением времен искаженной людьми и превращенной ими в многобожие, в действительности оно возникло значительно позже политеизма. Самая ранняя монотеистическая религия – иудаизм – первоначально носила политеистический характер и освободилась от него только в 7 в. до н.э. Однако монотеистический культ имел гораздо более давнюю историю, чем монотеистическая вера. В некоторых культурах признание многобожия не означало почитания многих богов (генотеизм): верующий часто поклонялся только верховному богу пантеона (культ Атона в Древнем Египте). Кроме того, еще в древности появилась тенденция рассматривать остальных богов как различные ипостаси одного главного божества, наиболее ярко выразившаяся в индуизме, где все боги (Вишну, Шива и др.) считаются воплощениями исходного божественного абсолюта – брахмана.

При этом некоторые признанные монотеистические религии до сих пор обладают некоторыми политеистическими чертами. Так, наиболее влиятельные направления христианства (католицизм, православие, лютеранство) разделяют идею троичного божества: одного единого бога в трех лицах (Отец, Сын, Святой Дух). Эта идея воспринималась и воспринимается строгими монотеистами и вне (иудеи, мусульмане), и внутри христианства (ариане) как отступление от единобожия.

Монотеизм неоднороден и имеет ряд теологических и философских разновидностей. Наиболее распространенные – теизм, пантеизм, панентеизм и деизм.

Теизм – вера в бога как абсолютную бесконечную личность, стоящую над миром и в то же время причастную к жизни природы и общества. Характерен для большинства монотеистических религий – иудаизма, христианства, ислама, сикхизма.

Пантеизм – представление о тождестве бога и природы. В противоположность теизму, не рассматривает бога и мир (творца и творение) как нечто различное. В древности был свойственен индийской философии Веданты, считавшей мир эманацией Брахмы, греческой элейской школе (бог – «единое все»), неоплатоникам, соединившим восточное учение об эманации с платоновской теорией идей, а также классическому буддизму и одному из его главных направлений – хинаяне (высшее духовное начало распылено по всему миру). В средние века выразился у арабов в исмаилизме, у персов в мистическом суфизме, у христиан в метафизике Иоанна Скотта Эриугены, в еретических учениях Амари Бенского и Давида Динанского и в мистической теософии Мастера Экхарта. Особое значение приобрел в эпоху Возрождения и в Новое время: характерен для философских систем Николая Кузанского, итальянских и немецких натурфилософов (Б.Телезио и Т.Парацельс), Б.Спинозы, немецких идеалистов (Ф.В.Шеллинг, Д.Ф.Штраус, Л.Фейербах).

Панентеизм (термин, введенный немецким философом Х.Ф.Краузе в 1828) – представление о том, что мир заключен в боге, но не тождественен ему. Свойственен индуизму, согласно которому творец Брахма содержит в себе всю вселенную.

Деизм – учение, считающее бога безличной первопричиной, мировым разумом, породившим мир, но не слитым с ним и не участвующим в жизни природы и общества; познать его можно лишь с помощью разума, а не откровения. Возник в 17 в., получил распространение в европейской философии раннего Нового времени (Э.Херберт, А.Э.Шефтсбери, французские энциклопедисты).

Как религиозная форма монотеизм делится на инклюзивный (включающий) и эксклюзивный (исключающий). Первый утверждает, что боги, почитаемые другими религиями, на самом деле лишь иные имена одного единого бога (индуизм, мормоны); с точки зрения второго, они – или сверхъестественные существа второго ранга (демоны), или некогда обожествленные люди (правители, герои, предсказатели, целители, искусные мастера), или просто плоды человеческой фантазии.

Иван Кривушин

Источник: www.krugosvet.ru

См. радел: ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ

  • Два «монотеизма» В.Н. Лосский
  • Библейский монотеизм протопр. Борис Бобринский
  • Политеизм, пантеизм и монотеизм диакон Андрей
  • Политеизм и два монотеизма архим. Алипий (Кастальский-Бороздин)
  • Один и тот же Бог у христиан, иудеев и мусульман?
  • Ислам в сравнении с христианским монотеизмом C.А. Сергеев

 

Монотеи́зм – 1) вера в единого Бога; 2) учение о едином Боге.

К монотеистическим религиям относят религии, разделяющие представления о сверхтварном Творце и Создателе мира (христианство, иудаизм, ислам).

Вместе с тем монотеистические религии совсем неоднородны. Представления о едином Боге развиваются ими совершенно неодинаково. Если христианство глубоко и всесторонне раскрывает жизнь единого Бога, содержит целостные представления о Его сверхтварном бытии и Его отношении к созданному Им миру и человеку, то прочие формы монотеизма довольствуются отвлеченной констатацией единобожия.
Поэтому среди монотеистических религий целесообразно выделить конкретный (христианский) и абстрактный (прочий) монотеизм, признав истинность и последовательность только за первой формой монотеизма, всесторонне конкретизирующей жизнь Бога и Его отношения к тварному миру.

Последовательным монотеизмом может быть названа только религия глубоко и всесторонне раскрывающая жизнь единого Божества.

Так, очевидно, недостаточно сказать, что Бог един («Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» Иак. 2:19). К этому положению необходимо добавить, что Он есть единая Личность. Но и этот тезис нуждается в дальнейшем раскрытии, поскольку единая Личность нетварного Бога отличается от тварной человеческой личности, должна существовать непостижимым, превышающим ее тварный разум образом.

Христианство учит о том, что Бог един, утверждает Его единосущие (Бог един по существу). К этому положению оно добавляет положение о личной природе Божества, учит, что Бог есть Существо личное. Но оно избегает антропоморфизма, когда учит о Боге едином по существу и троичном в Лицах – Святой Троице нераздельной и неслиянной, образ бытия Которой превышает человеческий разум.

Очевидно, недостаточно сказать, что Бог есть Творец мира. Необходимо раскрыть Его творческое отношение к тварному миру, ответить на вопрос: «Как Бог творит мир?». Если мы оставим этот вопрос в стороне, то можно допустить, что мир создается из Самого Божественного бытия, то есть он равен нетварному Богу. А этот тезис уже означает язычество.

Христианство учит о том, что Бог творит мир из ничего. Он создает его не из Своей сущности, а вызывает из небытия одной силой Своей мысли и воли. Это учение утверждает иносущие (иноприродность) Бога и мира, решительно разделяет тварное и нетварное бытие, закрывает путь обожествления преходящих явлений тварного мира, и мира как целого.

Если Бог личен, то Он может искать единения с личностью человека и, как Всемогущий, достигать этого единения, раскрывая человеку Самого Себя. Вне единения Бога и человека познание Бога останется неполным. Как глубоко это единение и в каком Человеке оно осуществилось во всей полноте? Если монотеизм не даст ответы на эти вопросы, то он будет утверждать совершенную непознаваемость Бога для человека. А такое утверждение означает отрицание монотеистического знания по существу.

Христианство учит о том, что Бог стал человеком в Богочеловеке Иисусе Христе. Воплощение Бога открывает путь Богопознания. Воплощение Бога являет человеку возможность соединения с Богом, делает его сыном Божьим. Такое соединение осуществляется Божественной благодатью Святого Духа, ведущей христианина к благодатному единению со своим Творцом – обожению.

См. ПАНТЕИЗМ, БОГОСЛОВИЕ, ТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО

Источник: azbyka.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.