Дефо, Бернс и другие культурные деятели эпохи Просвещения
Дефо, Бернс и другие культурные деятели эпохи ПросвещенияСреди представителей «раннего Просвещения» важное место принадлежит Дефо. Яркий публицист, он в ряде своих памфлетов высмеивал дворян — роялистов за приверженность к титулам. Аристократии Дефо противопоставил простого человека. В некоторых своих памфлетах Дефо выдвигал различные проекты реформ, которые должны были содействовать буржуазному развитию Англии. В 1702 г. Дефо за критику англиканской церкви попал в тюрьму и был присужден к стоянию у позорного столба, но он смело продолжал выступать в защиту свободы слова и печати.


Уже стариком, Даниель Дефо в 1719 г. написал роман «Приключения Робинзона Крузо», который принес ему неувядаемую славу. Дефо был просветителем и гуманистом, но, подобно всем писателям «раннего Просвещения», он не видел еще всех противоречий, которые уже начинали разъедать буржуазное общество.

Почетное место среди писателей этого времени занимает Джонатан Свифт. В «Путешествиях Гулливера» Свифт сатирически изображал политический и социальный строй современной ему Англии, бичуя политических деятелей — «лилипутских министров».

Свифт близко стоял к народным массам. Это выразилось в том, что в некоторых своих памфлетах он возвысился до бичевания эксплуатации человека человеком в буржуазном обществе. Это выразилось в его борьбе за дело ирландской свободы. В целой серии памфлетов Свифт показывает ужасающие результаты английского господства в Ирландии. Он был идейным вдохновителем национально-освободительной борьбы в этой стране в 20-х годах XVIII в.

В 40-х годах английская литература переживает период так называемого «зрелого Просвещения». На первый план выдвигается реалистический роман, в котором дается изображение действительной жизни. Английские писатели этого времени видели прогрессивность капитализма, но вместе с тем реалистическая честность заставляла их показывать отрицательные явления нового строя. Не понимая антагонистического характера капиталистических противоречий, большинство представителей «зрелого Просвещения» верило в возможность улучшения буржуазного строя.


Только в отдельных произведениях 50 — 70 — х годов сказывается разочарование результатами исторического развития Англии.

Выдающимся представителем английского реализма XVIII в. был Генр и Фильдинг, в произведениях которого дается картина социальных контрастов Англии. Самым ярким в этом плане его произведением была «История Тома Джонса, Найденыша». По существу Фильдинг критикует не только пережитки феодализма, но и пороки новой буржуазной цивилизации, хотя делает это весьма умеренно.

Своим творчеством Фильдинг оказал большое влияние на всю европейскую литературу.

Видным писателем XVIII в. был также Смоллетт, автор ряда романов и публицистических произведений. Из них особый интерес представляет его произведение «История и приключения атома», в котором под видом «японских» порядков высмеивается политическая жизнь Англии XVIII в.

Большое место в английской литературе XVIII в. занимает драматургия, ведущее место в которой принадлежало комедии. В числе драматургов этого жанра мы видим автора многих пьес Джона Гэя, Генри Фильдинга и других. Фильдинг был не только крупным романистом, но и видным драматургом, мастером социально-политической сатиры и комедии нравов Острый сатирический характер носят пьесы наиболее выдающегося драматурга этого времени — Ричарда Шеридана. В его пьесах обличается лицемерие тогдашнего английского буржуазно — аристократического общества. Видными представителями «буржуазной драмы» XVIII в. были Джордж Лилло и Эдуард Мур, в пьесах которых рассматриваются буржуазно — этические, но обходятся социальные проблемы.


Наряду с направлением реалистического романа в Англии выступают и представители сентиментального жанра — Лоренс Стерн, автор «Тристрама Шенди», и Оливер Гольдсмит, автор ряда пьес, а также романа «Векфильдский священник» и поэмы «Покинутая деревня» в которых он описывает трагическую судьбу английского крестьянина.

Особое место в литературе XVIII в. занимает замечательный шотландский поэт Роберт Бернс. Будучи народным поэтом и великим гуманистом, Бернс создал произведения, исполненные революционной страстности и гуманистического пафоса, что резко отличает его от большинства представителей английского просветительства.

От Бернса линия развития идет к английской революционной поэзии XIX в.

Поэзия Бернса не случайно пользуется большой популярностью и в нашей стране.

Источник: Tourism-London.ru


Просвещение как новое философское направление зародилось во Франции в первой половине 18 века и распространилось в других европейских странах, в Северной Америке и в России. Представителями Просвещения были Ф. Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Во Франции Просвещение приняло форму материализма и атеизма и подготовило почву для появления социалистических идей. Просветители решали не только философские и научные проблемы.

Они ставили перед собой социокультурные задачи, пытаясь просветить народ, научить его пользоваться возможностями своего разума, освободить людей от предрассудков, научить их критически относиться к предлагаемым религиозным и социальным проектам, опираясь на достижения науки и принципы материалистической философии. Просветители утверждали веру в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Они идут дальше Декарта, Спинозы и Лейбница, поскольку освобождают разум от врожденных, априорных истин, религиозных откровений. Социальный прогресс просветители видят в распространении знания и науки в обществе.

Франсуа Мари Вольтер был основателем французского Просвещения. Философию Вольтер понимал как великое орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Вольтер был сторонником механики и физики Ньютона и признавал Бога как начало приводящее всё в движение. Бог – это свойственный природе принцип действия, а не особая субстанция или основа мира. Сознание – это свойство материи, присущее только живым телам. Бог наделил материю способностью мыслить. Вольтер выступал за научное исследование природы. Он отвергал учение Декарта о душе и врождённых идеях. Источником знания Вольтер считал наблюдение и опыт. Он развивал сенсуализм Джона Локка.


Жан-Жак Руссо высоко оценивал общественный прогресс, но он же был первым, кто указал на его противоречивый характер, связанный с тем, что развитие культуры создает искусственные потребности и отдаляет человека от природы. В условиях противоречивого общества развитие наук и искусств может принять антигуманный характер и усложнить жизнь общества. Руссо критиковал феодализм и деспотический режим, высказывался за буржуазную демократию и равенство людей. В теории познания Руссо придерживался сенсуализма, но при этом нравственные идеи признавал врождёнными. Материю и дух он считал двумя вечно существующими началами и признавал бессмертие души. Природу Руссо понимал как предмет эстетического восхищения.

Монтескьё Шарль Луи де Секонда был против монархизма и клерикализма. Он считал ложными все религии, но при этом признавал существование Бога, поскольку придерживался деизма. Монтескьё создал 3 вида власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Дени Дидр  был представителем французского материализма. Началом в теории познания Дидро была идея о всеобщей чувствительности материи, которая проявляется в способностях человека в виде ощущений. Развивая эту идею Дидро создал материалистическую теорию психических функций, предвосхитившую последующее учение о рефлексах. По этой теории люди также как и животные наделены памятью и ощущением. Дидро отверг представления идеалистов о спонтанности мышления.


Все умозаключения коренятся в природе, и человек только находит известные ему из опыта явления, между которыми существует связь. Дидро придерживался взглядов Локка о первичных и вторичных качествах. Также Дидро следовал идее Бэкона о том, что опытное знание предназначено для совершенствования и увеличения могущества человека. Главными методами познания являются наблюдение и эксперимент. На основе этих двух методов можно достигнуть знания, если не полностью достоверного, то высоко вероятного.

Гольбах Поль Анри был представителем французского материализма. Его основное сочинение «Система природы» является систематизацией материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения. По мнению Гольбаха, материя – это всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, основные свойства которых – это протяжённость, вес, фигура, непроницаемость. Человек – это часть природы подчинённая её законам. Всё происходящее в мире подчинено законам природы. В теории познания Гольбах придерживался сенсуализма и выступал против агностицизма.

Источник: studopedia.ru

Годы века Просвещения


Просвещение – это значимый период в истории развития европейского общества, который стал продолжением гуманистических идей эпохи Возрождения. Просветители – это выдающиеся ученые, мыслители и писатели своего времени, которые всячески способствовали распространению просветительских идей в народе.

Идеи просвещения зародились в конце XVII века в Англии, под влиянием научной революции. Основателем этого течения стал английский мыслитель Джон Локк, который в своих трудах освещал права человека на жизнь, свободу, частную собственность. Будучи педагогом, он придавал большое значению образованию и воспитанию каждого человека.

Рис. 1. Джон Локк.

Наибольший расцвет эпоха Просвещения достигла во Франции в 18 веке, и ее идеи очень быстро распространились по странам Европы и в России. Данное течение стало ответной реакцией на углублявшийся кризис абсолютной монархии и феодализма, которые уже не могли удовлетворять потребности общества.

В каждой стране движение просветительства имело свои особенности, но задачи его были для всех общими:

  • Борьба против феодализма и его основной концепции.
  • Борьба против церкви – важнейшей опоры феодального строя.
  • Создание идеальной модели общества, в основе которой лежали бы принципы буржуазии.

Рис. 2. Министерство народного просвещения.

Особенности культуры эпохи Просвещения

Главное отличие культуры века Просвещения – доступность знаний для всех слоев общества. Ведущие мыслители полагали, что только при помощи распространения образования можно справиться со многими социальными проблемами. В это и заключается рационализм – доминирование разума в поведении людей.

Просветительские идеи нашли свое отражение в культуре и науке. Особое развитие получила биология, химия, математика. Отличительной особенностью научных познаний эпохи Просвещения стал акцент на их практическое использование в промышленном и общественном развитии.

В 18 столетии своего наивысшего расцвета достигли музыка, литература и театр. Лучшие мыслители эпохи Просвещения – Вольтер, Руссо, Дидро, Аламбер, Монтескье – оставили после себя литературные труды, посвященные идеям гуманизма, свободы и равенства.

Театр стал невероятно популярным видом искусства. Театральные подмостки стали ареной, на которой происходила борьба современной прогрессивной мысли с заскорузлыми старыми устоями.

Рис. 3. Театр эпохи Просвещения.

Эпоха Просвещения оказала огромное влияние на развитие общества, создав все предпосылки для научно-технического прогресса. Этот период вошел в историю как Серебряный век.

Источник: obrazovaka.ru

«Эпоха Просвещения (просветители и писатели)»


Эпоха Просвещения (просветители и художники). Не случайно XVIII в. называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга учёных, вышло за пределы университетов и лабораторий.

Основой всех просветительских теорий являлась вера во всесилие науки и человеческого разума. Просветители (так называли сторонников этой теории) провозгласили «естественный свет разума» основой не только познания, но и поведения людей, главным средством совершенствования общества. Мыслители эпохи Просвещения были уверены в решающей роли образования для развития общества. Причину всех бед и несчастий людей они видели в их невежестве, а путь к их преодолению в широком просвещении масс.

Вера человека в собственные силы, способность принимать ответственные решения, добиваться поставленных целей отразилась и в светской литературе.

Список представителей Эпохи просвещения с указанием их достижений.

  1. Томас Мор (английский юрист, философ, писатель-гуманист, лорд-канцлер Англии, написал книгу «Утопия», в которой изобразил своё представление об идеальной системе общественного устройства на примере вымышленного островного государства).

  2. Эразм Роттердамский (крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов», способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности, писал преимущественно на латыни, написал знаменитое произведение «Похвала глупости»).
  3. Ульрих фон Гуттен (немецкий рыцарь-гуманист, один из главных авторов «Писем тёмных людей»).
  4. Томмазо Кампанелла (итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма),
  5. Николай Коперник (польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Ренессанса, автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции).
  6. Тихо Браге (датский астроном, астролог и алхимик эпохи Возрождения, первым в Европе проводил систематические и высокоточные астрономические наблюдения).
  7. Иоганн Кеплер (немецкий математик, астроном, механик, оптик, открыл (во много используя расчёты Тихо Браге) законы движения планет Солнечной системы).
  8. Джордано Бруно (итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма; будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника; был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение).
  9. Галилео Галилей (итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени, первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий, стал основателем экспериментальной физики, убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики).
  10. Исаак Ньютон (английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики, автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и 3 закона механики, ставшие основой классической механики, разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории).
  11. Уильям Гарвей (английский медик, основоположник физиологии и эмбриологии).
  12. Рене Декарт (французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии, автор знаменитой работы «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»).
  13. Бенедикт Спиноза (нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени).
  14. Леонардо да Винчи (итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»).
  15. Микеланджело Буонарроти (итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт, ещё при жизни которого его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения).
  16. Рафаэль Санти (великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы).
  17. Иероним Босх (нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства).
  18. Питер Брейгель Старший (нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников, мастер пейзажа и жанровых сцен).
  19. Альбрехт Дюрер (немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства, один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса, первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке, основоположник сравнительной антропометрии; первый из европейских художников, написавший автобиографию).
  20. Франсуа Рабле (один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль»).
  21. Мигель де Сервантес (всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»).
  22. Уильям Шеспир (английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира, часто именуется национальным поэтом Англии).
  23. Мартин Лютер (христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык, именем которого названо одно из направлений протестантизма).
  24. Жан Кальвин (французский богослов, реформатор церкви Женевы, основатель кальвинизма, автор сочинения «Наставление в христианской вере»).
  25. Мигель Сервет (испанский мыслитель, теолог-антитринитарий, естествоиспытатель и врач),
  26. Иммануил Кант (немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма, автор трёх формулировок знаменитых императивов),
  27. Джон Локк (британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма, способствовал распространению сенсуализма, широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма, например настаивал на отделении церкви от государства),
  28. Шарль Луи Монтескьё (французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества, разработчик доктрины о разделении властей),
  29. Вольтер (один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист),
  30. Жан Жак Руссо (французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения, изучил прямую форму правления народа государством, которая используется и сегодня, например в Швейцарии),
  31. Дени Дидро (французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или «Толковый словарь наук, искусств и ремёсел»),
  32. Даниель Дефо (английский писатель и публицист, известен главным образом как автор «Робинзона Крузо»),
  33. Пьер Огюст Карон де Бомарше (знаменитый французский драматург и публицист, автор «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро»),
  34. Фридрих Шиллер (немецкий поэт, философ, теоретик искусства и драматург, профессор истории и военный врач, представитель направлений Буря и натиск и романтизма в литературе),
  35. Лоренцо Бернини (великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко),
  36. Микеланджело да Меризи Караваджо (итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко, одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени).
  37. Диего Родригес де Сильва Веласкес (испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи).
  38. Питер Пауль Рубенс (крупнейший фламандский живописец, воплотивший в своих произведениях подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко).
  39. Харменс ван Рейн Рембрант (голландский художник, живописец и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи, сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство).
  40. Иоганн Себастьян Бах (великий немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог).

Конспект урока «Эпоха Просвещения (просветители и художники)».

Следующая тема: Промышленный переворот.

Источник: uchitel.pro

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII — начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука — эти три понятия стали выходить на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие — это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. Стали появляться книги, в которых писатели хотели вложить как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах. Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо. Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Вольтер (1694—1778 гг.)

Творческое наследие Вольтера огромное: пятьдесят томов по шестьсот страниц каждый. Именно о нем сказал Виктор Гюго, что «это не человек, это — ЭПОХА». Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Известно, что в переписке с Вольтером состояла российская императрица Екатерина Великая. После смерти философа она хотела купить его библиотеку вместе с их перепиской – однако письма купил и впоследствии опубликовал Пьер Огюстен Бомарше, автор «Женитьбы Фигаро».

Кстати, рабочий день Вольтера длился от 18 до 20 часов. По ночам он часто вставал, будил секретаря и диктовал ему, или же писал сам. А еще он выпивал до 50 чашек кофе в день.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.)

Также, как и Вольтер, является французским философом, одним из самых влиятельных мыслителей 18 века, идейным предшественником французской революции. В своих первых произведениях Руссо выразил положения своего мировоззрения. Основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Исходя из мысли, что человек от природы наделен склонностью к добру, Руссо считал, что основной задачей педагогики является развитие вложенных в человека природою добрых задатков. С этой точки зрения Руссо восставал против всяких насильственных приемов в деле воспитания и в особенности против загромождения детского ума ненужными знаниями. Идеи Руссо оказали влияние на деятелей Великой французской революции, они записаны в американской Конституции, его педагогические теории все еще дают о себе знать косвенным образом почти в каждой школе во всем мире, и его влияние на литературу сохранилось до наших дней. Руссо развил свои политические идеи в ряде трудов, вершиной которых является вышедший в 1762 году трактат «Об общественном договоре». «Человек рожден быть свободным, а между тем он везде в оковах». Эти слова, которыми начинается первая глава трактата, обошли весь мир.

Кстати, Жан Жак Руссо был автором музыкального словаря и написал комическую оперу «Деревенский колдун», ставшую родоначальницей французских опер-водевилей и продержавшуюся на французской оперной сцене более 60 лет. В результате его конфликта с церковью и правительством (начало 1760-х, после выхода книги «Эмиль, или О воспитании») изначально свойственная Руссо подозрительность приобрела крайне болезненные формы. Ему везде мерещились заговоры. Именно его «Общественным договором» вдохновлялись борцы за идеалы Великой французской революции; сам Руссо, как ни парадоксально, никогда не был сторонником столь радикальных мер.

Дени Дидро (1713- 1784 гг.)

Французский философ-просветитель — иностранный почетный член Петербургской АН. Основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В философских произведениях Дени Дидро, будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. Литературные сочинения Дидро написаны в основном в традициях реалистически-бытового романа Просвещения. Если буржуазия стремилась разрушить сословные перегородки между собой и привилегированным дворянством, то Дидро разрушал сословные перегородки в литературных жанрах. Отныне трагедия становилась более очеловеченной. Все сословия могли быть представлены в драматическом произведении. Вместе с тем рационалистическое построение характеров уступило место реальному изображению живых людей. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах». Дидро поддерживал дружеские отношения с Дмитрием Голицыным. Как критик искусства он писал ежегодные обзоры художественных выставок — «Салоны». А с 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге.

Монтескьё (1689-1755)

Полное имя-Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей. Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы. Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 г., вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии.

Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам двора, и стал ученым в духе дворянской независимости. Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 гг., имели характер серьёзных исследовательских поездок. Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учеными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Источник: www.volgograd.kp.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.