· Даосизм

Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существование окружающего мира и найти путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. Основатели даосизма считается Лао Цзы (старый учитель) живший в VI – V вв. до нашей эры. Главный источник – философские трактаты «Даоцзин» и «Дэузин», совместно именуемое «Даодэзин».

Основные понятия 1. Дао – имеет два значения; во первых: это путь, по которому в своем развитии должен идти человек и природа, универсальный, мировой закон, обеспечивающий существование мира; 1. во вторых – это субстанция от которой произошел весь мир, первоначально, которое представляло собой энергетически единую пустоту. 1. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия благодаря которой первоначально «Дао» преобразовалась в окружающий мир. Основные идеи философии Даосизма. Все в мире взаимосвязано, вещи, предметы, явления.

терия, из которой состоит весь мир – едина. Существует круговорот материи в природе «Все происходит из Земли и уходит в землю» Мировой порядок, законы природы, ход истории – незыблемы и независят от воли человека, следовательно главный принцип жизни человека – покой и недеяние (у-вэй). Особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами. Путь к счастью, познанию истины – это освобождение от желаний и страстей. Необходимо во всем уступать друг другу.

Формирование даосизма

Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в III — IV веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» (кит. ). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.


Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.), известный также как критик учения Конфуция. Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-гу.

Первые даосские школы

Даосизм как религиозная организация появился позже. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века н. э. Чжан Даолин основал школу Небесных Наставников и стал её первым патриархом. Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование.

Позднее образовывались другие даосские школы.


жную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (позже Шанцин) и Линбао. В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию — через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Трудно отделаться от впечатления, что концепция Дао во многом, вплоть до второстепенных деталей, напоминает многократно зафиксированную в упанишадах индо-арийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов. Если прибавить к этому, что и высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности, что именно среди даосов были первые в древнем Китае отшельники-аскеты, о чьем подвижничестве с уважением отзывался и сам Конфуций, то сходство покажется еще более очевидным и загадочным. Чем объяснить его? На этот вопрос ответить нелегко. О прямом заимствовании говорить трудно, ибо, для этого нет документальных оснований, кроме разве что легенды о путешествии Лао-цзы на запад. Но и эта легенда не объясняет, а лишь запутывает проблему:


Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за полтысячелетия до его рождения. Можно лишь предположить, что сам факт путешествий показывает, что и в то отдаленное время они не были невозможными и что, следовательно, не только из Китая на запад, но и с запада (в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться люди и их идеи.

Однако в своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, заставляя ее уходить в сторону, забиваться в углы, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате "Чжуан-цзы" (IV-III вв. до н. э.) и говорилось о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент явно был сделан на жизнь, на том, как ее следует организовать. Мистические же уклоны в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и даже бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный.

Формирование канона

К V веку н.

Даосизм в Китае

э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу Буддийского Канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений.


Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1113 | Нарушение авторского права страницы

Даосизм» — это религиозное учение, возникшее в IV веке до нашей эры в Китае, а даосы — последователи этого учения. Основоположником даосизма считают мудрейшего Лао-Цзы, что в переводе означает «Старый младенец». Его жизнь овеяна легендами и поучительными сказаниями. Особенно популярны рассказы о появлении на свет его знаменитой книги «Дао дэ цзин» («Книга пути и добродетели»). Вот, например, один из них.

Лао-Цзы совершал долгое и опасное путешествие через труднодоступный горный проход. Когда его слуга устал и выбился из сил, он решил уйти и стал требовать оплаты своего труда за 200 лет службы. Таких денег у Лао-Цзы, конечно, не было, и слуга пожаловался на мудреца императорскому чиновнику. Лао-Цзы, в ответ на угрозу чиновника арестовать его, забрал у слуги амулет. В тот же миг слуга рассыпался в прах.

Оказывается, только благодаря этому амулету слуга жил так долго. Пораженный чиновник стал умолять Лао-Цзы простить слугу и вернуть ему жизнь, обещая заплатить жалование из своих денег. Благородный Лао-Цзы так и поступил, оставив чиновнику в награду за его человеколюбие свою книгу о том, как встать на путь добродетели.


По представлениям даосов, всем миром правит высшее божество — Нефритовый император. Отцом императора был бог Солнце, матерью — Луна. Перед самым рождением императора его мать увидела во сне Лао-Цзы, сидящего на драконе с младенцем на руках. Это означало, что ее сыну предстоит великое будущее.

И действительно, император с детства был милосердным и не покладая рук, заботился о своем народе. Заняв престол, он передал его самому способному министру, а сам пошел по пути добродели. Такая беспорочная жизнь императора не прошла бесследно, он стал владыкой Неба и главным судьей в загробном мире. Главными помощниками императора были супруги Дун Ван и Си Ванму, олицетворявшие собой мужское и женское начала.

Одна из главных частей даосизма — это учение о бессмертии.

В Китае символом человеческого счастья издревле считали долголетие.

Билет 13 Идеи и представители даосизма

Самым лучшим подарком на день рождения считался амулет долголетия, подобный тому, что Лао-Цзы дал слуге. Для достижения бессмертия необходимо было освоить ряд заклинаний, освоить специальную гимнастику и правильно питаться. По представлению даосов, всякая пища способствует быстрому старению, поэтому, чтобы продлить жизнь, надо отказаться от мяса, овощей, вина.

Главным же условием для перехода от земного существования в мир бессмертных духов даосы считали очищение души. Для этого было необходимо вести скромную жизнь в уединении, обычно в горах, и предаваться мистическому самосозерцанию. Слившись таким образом с природой, человек обретал истину.


Даосизм — лишь одна из нескольких религиозных систем Китая, не менее популярны в разные годы были и конфуцианство и легизм.

Администрация проекта Rustudent.com просит помощи в поиске автора данного материала и его первоисточника, поскольку данная статья поступила в редакцию без этой очень нужной нам информации.

Метки:  даосизм, конфуцианство, Лао-Цзы, легизм

· Даосизм

Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существование окружающего мира и найти путь, по которому должен следовать человек, природа и космос. Основатели даосизма считается Лао Цзы (старый учитель) живший в VI – V вв. до нашей эры. Главный источник – философские трактаты «Даоцзин» и «Дэузин», совместно именуемое «Даодэзин».


Основные понятия 1. Дао – имеет два значения; во первых: это путь, по которому в своем развитии должен идти человек и природа, универсальный, мировой закон, обеспечивающий существование мира; 1. во вторых – это субстанция от которой произошел весь мир, первоначально, которое представляло собой энергетически единую пустоту. 1. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия благодаря которой первоначально «Дао» преобразовалась в окружающий мир. Основные идеи философии Даосизма. Все в мире взаимосвязано, вещи, предметы, явления. Материя, из которой состоит весь мир – едина. Существует круговорот материи в природе «Все происходит из Земли и уходит в землю» Мировой порядок, законы природы, ход истории – незыблемы и независят от воли человека, следовательно главный принцип жизни человека – покой и недеяние (у-вэй). Особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами. Путь к счастью, познанию истины – это освобождение от желаний и страстей. Необходимо во всем уступать друг другу.

Формирование даосизма

Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в III — IV веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века.

Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая.

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.

Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» (кит. ). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.


Продолжателем данной традиции был Мо Цзы (V-IV в. до н.э.), известный также как критик учения Конфуция. Другим знаменитым текстом раннего даосизма является Чжуан-цзы, автором которого является Чжуан Чжоу (369—286 гг. до н. э.), известный под именем Чжуан-цзы, в честь которого и названо его произведение.

К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао Цзы и творец мира – Пань-гу.

Первые даосские школы

Даосизм как религиозная организация появился позже. Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века н. э. Чжан Даолин основал школу Небесных Наставников и стал её первым патриархом. Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию в горах провинции Сычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование.


Позднее образовывались другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань (позже Шанцин) и Линбао. В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию — через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Трудно отделаться от впечатления, что концепция Дао во многом, вплоть до второстепенных деталей, напоминает многократно зафиксированную в упанишадах индо-арийскую концепцию великого Брахмана, безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым (уйти от феноменального мира) было целью древнеиндийских философов, брахманов, отшельников и аскетов. Если прибавить к этому, что и высшей целью древнекитайских даосов-философов было уйти от страстей и суетности жизни к первобытности прошлого, к простоте и естественности, что именно среди даосов были первые в древнем Китае отшельники-аскеты, о чьем подвижничестве с уважением отзывался и сам Конфуций, то сходство покажется еще более очевидным и загадочным. Чем объяснить его? На этот вопрос ответить нелегко.

Как зовут основателя даосизма (см. варианты)?

О прямом заимствовании говорить трудно, ибо, для этого нет документальных оснований, кроме разве что легенды о путешествии Лао-цзы на запад. Но и эта легенда не объясняет, а лишь запутывает проблему:

Лао-цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за полтысячелетия до его рождения. Можно лишь предположить, что сам факт путешествий показывает, что и в то отдаленное время они не были невозможными и что, следовательно, не только из Китая на запад, но и с запада (в том числе и из Индии) в Китай могли перемещаться люди и их идеи.

Однако в своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, заставляя ее уходить в сторону, забиваться в углы, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате "Чжуан-цзы" (IV-III вв. до н. э.) и говорилось о том, что жизнь и смерть — понятия относительные, акцент явно был сделан на жизнь, на том, как ее следует организовать. Мистические же уклоны в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет) и даже бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный.

Формирование канона

К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу Буддийского Канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В своем современном виде Дао цзан представляет собрание 1488 сочинений.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1113 | Нарушение авторского права страницы

—>

Лао-Цзы

Лао-Цзы

     Лао-цзы (он же — Ли Эр) — философ, живший в VI в. до н. э. в Древнем Китае. Считается основателем даосизма, хотя в своем настоящем виде даосизм имеет весьма мало общего с философией самого Лао-цзы, настолько последняя подверглась различного рода дополнениям, изменениям и искажениям. Лао-цзы – автор знаменитого трактата “Дао-дэ-цзин”, посвященного выяснению ключевого в философии даосизма понятия Дао. Этот трактат стал каноническим сочинением религиозного даосизма и многократно переводился на европейские языки.

   Лао-цзы родился в 604 году до н.э. в древнекитайском царстве Чу, в уезде Ку, области Ли, в деревне Цюйжэнь, неподалёку от современного Пекина. Согласно преданию, беременная мать носила его в себе несколько десятков лет и родила уже стариком, из-за чего он и получил своё имя Лао-цзы ("Старый ребёнок"). В действительности же его звали Ли Эр.

   Получив хорошее образование, он некоторое время занимал должность историка при дворе династии Чжоу и хранителя архивов царской библиотеки — величайшего книгохранилища в Китае. Был женат, и его сын Со служил на военной службе, к которой сам Лао-цзы относился крайне отрицательно. Затем, уже в зрелом возрасте, наблюдая ослабление династии Чжоу и предвидя её последующее падение и крах, Лао-цзы оставил государственную службу и поселился в уединении, в пещере в провинции Чжеу вдали от людей и цивилизации.

   Лао-цзы прожил долгую и неприметную жизнь. По словам крупнейшего китайского историографа Сым Цяня (145-86 годы до н.э.), "Лао-цзы был высокого роста, цвет лица — жёлтый, красивые брови, длинные уши, широкий лоб, редкие и некрасивые зубы, четырёхугольный рот с толстыми и безобразными губами." "Жил до 160 лет отроду, благодаря своей святой жизни, согласной с Дао." Конфуций, посетивший Лао-цзы в его пещере во время своей жизни в Чжеу, охарактеризовал его так: "Вообразите себе Дракона, кольцами неизмеримого туловища объемлющего всю Вселенную — таков разум Лао-цзы…"

   Сравнить двух этих величайших китайских мудрецов даёт возможность притча, изложенная в древнекитайской книге "Вёсны и осени господина Люя": некий житель царства Цзин потерял свой лук, но не стал его искать, объясняя это так: "Человек из Цзин потерял, человек из Цзин нашёл — какая разница?!" Услышав это, Конфуций сказал: "Надо лишь опустить слова ‘из Цзин’ — тогда будет правильно!" А когда обо всём этом узнал Лао-цзы, то добавил: "Надо опустить ещё и слово ‘человек’ — вот тогда будет совсем верно!" И действительно, если для Конфуция наиболее отвлечённым и возвышенным понятием было "жень" ("милосердие"), изображаемое иероглифом с ключевым знаком "человек", то Лао-цзы поднимался в своей философии до сверхчеловеческого, космического уровня. Его философское учение было непонятно людям, и ещё при жизни он получил прозвище "Тёмный Учитель".

   Посетив как-то Индию, Лао-цзы был настолько поражён глубиной нравственности индусов, что свой родной Китай называл с тех пор не иначе как "страной варваров". В конце жизни Лао-цзы настолько разуверился в людях, что сел верхом на буйвола и отправился куда-то на Запад, да так и не вернулся. А начальнику пограничной заставы, через которую он покинул Китай, мудрец оставил в назидание потомкам свой небольшой труд "в пять тысяч иероглифов" — "Дао-дэ Цзин".

   "Дао-дэ Цзин" или "Трактат о Дао и Дэ" говорит о существовании абсолютного Дао. Дао — предвечное, бесконечное, немыслимое, не имеющее "образа, вкуса или запаха"; никем не сотворённое, оно "само себе ствол, само себе корень"; оно беспристрастно охватывает и вмещает в себя всё сущее, подобно всеобъятному и бездонному небу. По словам Лао-цзы, "когда низкий человек слышит о Дао, он смеётся. Если бы он не смеялся, это не было бы Дао". Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао — высшее вечное духовное существо — является коренной причиной всего сущего, а человеческие души — эманации (излияния) этого существа. "Дао рождает один. Один рождает два. Два рождает три. Три рождает мириады сущностей." Лао-цзы учил, что душа, незапятнанная грехами, возвращается к своему Божественному началу, а грехи вынуждают её на пребывание в других телах животного мира.

   Дао в трактате метафорически уподоблено воде — подобно ей, оно кажется мягким и податливым, на самом же деле неодолимо. Образ действий, соответствующий дао, характеризуется недеянием (увэй), которое расшифровывается как уступчивость, покорность, отказ от желаний, борьбы, активных действий. Обращенная к правителю, проповедь недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над людьми и вмешательство в их жизнь. Возглавляющий государство мудрец, преданный недеянию, должен осчастливить народ путём возвращения его к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения цивилизации, культуры и морали.

   Лао-цзы проповедовал, что лучший жизненный путь заключается в недеянии, при котором человек покорно следует Дао — естественному течению жизни. "Осуществление недеяния приведёт к тому, что не останется ничего, что бы не управлялось." Или иначе: "Постоянство Дао — в отсутствии осуществления. В результате отсутствует неосуществлённое" (37-й джан).

Лао-Цзы — Китайский философ, основатель даосизма

"Человек мудрости помещает свою личность позади, а его личность оказывается впереди. Он отстраняется от своей личности, а личность сохраняется. Именно через отсутствие личных устремлений он способен осуществлять свои личные устремления" (7-й джан).

   "Сердце-сознание совершенствуется бездонностью" (8-й джан). "Стремись к пределу пустоты. Старайся удерживать состояние покоя". "Моя сущность — для того, чтобы созерцать возвращение". "Каждая возвращается, приходя к своему корню". "Приход к корню выражается покоем". "Двигаясь по Дао, способен бесконечно длить. Тело исчезнет, а не погибнешь." (16-й джан).

   Согласно учению Лао-цзы, Дао — это то, чему следуют. Проявляется же Дао через свою потенцию Дэ, и если Дао всё порождает, то Дэ всё вскармливает. "Если вмещаешь полноту Дэ, то приближаешься к состоянию новорождённого." "Ещё не осознаёт единения самки и самца, а в действиях целостен" (55-й джан).

Источник: c-univermag21.ru

Даосизм в отличие от конфуцианства исповедует индивидуализм и личностные достижения. Во главу угла ставятся интересы личности, а не общества. Можно выделить философское и религиозное направле­ния даосизма.

Философский даосизм — это изначальное учение, которое счита­ло смерть естественным явлением. В противовес этому направлению возникшее позже религиозное направления даосизма своей целью ставит продление жизни и поддержание жизненных сил вплоть до победы над смертью и обретения бессмертия.

Лао-Цзы и «Дао-дэ-цзин». Основателем даосизма считается Лао Дань (или Ли Эр}, больше известный как Лао-Цзы, что буквально переводится как «старый ребенок». Если личность Конфуция являет­ся достоверно исторической, т.е. известно, что на самом деле жил такой мудрец, то Лао-Цзы — личность легендарная и точно неизвест-

Раздел III. Философия Древнего Востока

но, существовал ли вообще такой человек. Предания передают, что он родился уже седовласым, жил затворником, а в конце жизни уехал куда-то на Запад верхом на буйволе, оставив на прощание начальни­ку пограничной заставы написанную им книгу «Дао-дэ-цзин», назва­ние которой можно перевести как «Книга о пути и его проявлениях», или «Канон’Пути и его Силы».

Существует легенда, что Лао-Цзы был старшим современником Конфуция и .последний имел встречи с основоположником даосизма. Впрочем, в настоящее время среди китаистов господствует точка зре­ния, что «Дао-дэ-цзин» написана не ранее 300 г. до н.э. и не имеет никакого отношения к мудрецу Лао-Цзы. Однако это ни в коей мере не может преуменьшить той роли, которую «Дао-дэ-цзин» сыграла в истории даосизма и китайской философии. Этот трактат не только определил создание новой философской традиции, но повлиял и продолжает оказывать влияние на умы миллионов людей во всем мире вне зависимости от их этнической или конфессиональной при­надлежности.

Он представляет собой небольшую книгу, сборник афоризмов, состоящую из пяти тысяч иероглифов, оформленных в восемьдесят один чжан (чжан — небольшая глава или афоризм). «Дао» в контекс­те трактата можно условно перевести как Путь вещей. «Дэ» — эмана­ция, т.е. проявление Дао. «Цзин» переводится как сущность, а в кон­тексте названия книги еще имеет смысл как авторитетность, т.е. принадлежность к классическим писаниям.

Дао — это фундаментальное понятие даосизма. Оно невыразимо в слове, потому что в слове может быть выражено только ставшее, ста­бильное, застывшее, а дао неуловимо, ему присущи вечное движение и изменение. Дао есть абсолютная, неподдающаяся описанию кате­гория, извечный вселенский принцип. В первой же фразе «Дао-дэ-цзина» говорится об этом: «Дао, которое может быть выражено сло­вами, не есть истинное Дао». В ином варианте эта фраза переводится так: «Постоянный Путь составляется из возможности выбора Пути и невозможности выбора Пути. Постоянное имя составляется из воз­можности выбора имени и невозможности выбора имени».

К Дао можно приближаться, но нельзя приблизиться. Дао высту­пает как самопроизводная созидательная субстанция, основа всего су­щего. В «Дао-дэ-цзине» читаем: «Великое Дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает своего роста… Все сущее возвращается к нему». Дао иногда сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обла­дает потенциальной мощностью. Отсюда говорят, что следовать Дао значит естественно и без сопротивления отдаться потоку реки жизни.

Тема 10. Древнекитайская философская традиция

Лао-Цзы утверждал, что Дао предшествует Небу и Земле. К нему не применимы характеристики Бытия или Небытия. Оно не есть Бытие или Небытие, но является Первопричиной, источником рож­дения и уничтожения всего, основой любого процесса.

Дэ — проявленная мощь Дао, оно демонстрирует действие Дао и проявляет его потенциальную энергию в мире, воспринимаемом на­шими чувствами. Поэтому свойства Дэ выразимы в слове. Если обра­титься к образу воды, то Дао представляет поток, а Дэ выражает силу течения потока.

Ци — буквально означает дыхание. В философско-мистическом контексте древнекитайских учений «ци» соответствует понятию духа или жизненной силы, энергии, заключенной во всем сущем. В кон­тексте учения о Дао «ци» рассматривается как движущая сила Все­ленной.

Слияние с Дао и процесс перемен. Главной целью адепта (последо­вателя) даосизма является единение с миром, гармония с Природой, т.е. слияние с Дао — источником, который дарует абсолютное удов­летворение и изначальную естественность. Человек обладает двумя натурами: первая — естественная, порождается Дао, а потому истин­ная, вторая порождается страстями, свойственными человеку, и По­тому ложная. Идеальным человеком считается тот, в ком истинная натура возобладает над ложной.

Все сущее находится в непрерывном процессе изменений, сба­лансированных Дао. Неизменен лишь принцип или закон — Чан. Достижение слияния с Дао, или Просветление, именуется термином Мин. Просветление — это состояние осознания закона «Чан», кото­рый, оставаясь неизменным, вызывает и контролирует все процессы перемен в мире.

Согласно даосскому учению в жизни нет ничего более постоянно­го, чем перемены. А отсюда следует единственно правильное поведе­ние для человека — сосредоточиться на настоящем моменте времени (принцип «здесь и сейчас»}. Мир совершенен, и пытаться изменить мир значит разрушать его совершенство. Этим объясняется полная социальная апатия адептов даосизма.

Чжуан-цзы. Чжуан-цзы (369—286 до н.э.) в соответствии с исто­рической традицией считается последователем Лао-Цзы, который систематизировал и переосмыслил изначальные положения даосизма и собственно создал даосскую философию, которая выражена в книге, носящей его имя. Но современные исследования говорят о том, что о личности Чжуан-цзы известно еще меньше, чем о Лао-Цзы. А его книга представляет собой скорее сборник разрозненных фрагментов, не связанных между собой, составленный для любите­лей даосской мудрости.

Раздел III. Философия Древнего Востока

В трактате «Чжуан-цзы» в целом углубляются темы, которых ка­сается «Дао-дэ-цзин». В частности понятие «Дао» рассматривается как «отсутствие» — «небытие» (у), высшей формой которого является «отсутствие самого отсутствия» (у у). Усиливается и тезис о вездесущ-ности Дао. В определенном смысле можно говорить о присутствии в этом древнем трактате таких тем и идей, которые западная филосо­фия открывает для себя гораздо позже. Например, идей неразделен­ное™ субъекта и объекта, или «всеединства». Особый интригующий характер придает «Чжуан-цзы» учение о «питании жизни» для обре­тения долголетия, сверхъестественных способностей и даже бессмер­тия. «Рецепт» одновременно прост и сложен — необходимо единение с Дао, которое превыше жизни и смерти. В одном из подобных мест книги можно прочитать: «Подсолнечник из Южного предместья спросил у Женщины Одинокой: «Почему у тебя в старости цвет лица, словно у ребенка?», «Я слушаю о Пути», — ответила Одинокая».

Даосская практика. Даосизм за тысячелетия своего существова­ния выработал различные практики, позволяющие достичь желаемо­го Просветления. Даосы считают, что информация обо всей Вселен­ной заложена в каждом человеке. Выйти на уровень восприятия этой информации можно при помощи медитации. При этом даосская ме­дитация не ставит цель освобождения человека от дальнейших пере­мен. Напротив, эта техника развивает способность и готовность к переменам.

Большинство практик включают в себя психофизиологические уп­ражнения, продлевающие жизнь, увеличивающие жизненные силы и оздоравливающие организм. Наиболее известные системы практик называются Цигун и Тайцзицюань. Они являются не столько комплек­сами физических упражнений, сколько так называемыми динамичес­кими медитациями, т.е. медитациями в движении.

Адепты даосизма верят в то, что каждому человеку от рождения от­пущено определенное количество дыханий. Каждый выдох истощает жизненную энергию ци, поэтому выдох надо направлять мысленно внутрь себя. Так же ими практикуется замедленное и утробное дыха­ние. В соответствии с этой техникой, символически сравнивающей дыхание с жизнью плода в утробе матери, человек практикует задержку дыхания на длительное время. Считается, что жизненная энергия ци мужчины растрачивается им с каждым половым актом, поэтому даосы практикуют либо воздержание от секса, либо специальные техники, позволяющие не терять энергию ци и даже, наоборот, восполнять ее во время полового акта (так называемое Дао-любви).

Концепция ву-вей (невмешательство, или недеяние). Даосская кон­цепция «ву-вей» практикует невмешательство или воздержание от

Тема 10 Древнекитайская философская традиция

активных действий. Это не означает абсолютной пассивности, напро­тив, данный принцип иногда выражают известной формулой «деяние через недеяние». Иными словами, это действие, которое осуществля­ется в соответствии с двумя принципами: 1) ни одно усилие не долж­но быть потрачено даром; 2) не следует делать ничего противореча­щего законам природы.

Оказывается, чтобы добиться чего-то, зачастую надо попросту не делать каких-то действий. Например: не делать людям зла, не причи­нять им боль, не ссориться и не ругаться с ними. Этим можно очень многого добиться.

В то же время ву-вей предполагает такие деяния, которые выпол­няются человеком спонтанно, естественно, интуитивно, как то, что не планируется заранее. Это напоминает поведение ребенка, свобод­ного от условностей. Такое поведение мотивировано реальными об­стоятельствами данного момента — здесь и сейчас. Чжуан-цзы, ил­люстрируя принцип ву-вей, рассказывал о поваре одного царя, нож которого был острым без заточки и через девятнадцать лет. Причи­ной тому было мастерство повара, разделывавшего туши так умело, что нож никогда не попадал в кость или сухожилие. Он разделывал туши, вводя нож в естественные полости между сочленениями, но несмотря на свое мастерство, каждый раз, встречаясь со сложным сплетением, не спешил и остерегался, медленно и аккуратно ведя лезвие ножа. Кстати, царь, которому служил повар, услышав рассказ о принципах его искусства, воскликнул: «Отлично! Я понял, как до­стичь долголетия!»

Отсутствие этического догматизма. У даосов отсутствует этичес­кий догматизм, это связано с практическим проявлением принципов ву-вей в жизни. Если человек задумывается над моральностью своего поступка, он поступает не естественно и не интуитивно, а руководст­вуется той или иной мотивацией. Даосы считают неприемлемым рег­ламентировать моральную жизнь человека законодательно, посколь­ку это означает насилие над человеческой природой, нарушающее гармонию Дао. В трактате «Чжуан-цзы» от имени Конфуция, разъяс­няющего своему ученику это даосское учение, говорится: «Рыба соз­дана для воды, а человек — для пути. Тот, кто создан для пути, ут­верждает свою жизнь в недеянии. Поэтому и говорят: «Рыбы забывают друг о друге в просторах рек и озер, люди забывают друг о друге в учении о пути». <…> Тот, кто чуждается людей, равен природе. Поэтому и говорится: «Человек ничтожный для природы — благо­родный муж для людей; благородный муж для людей — человек ни­чтожный для природы».

Раздел III Философия Древнего Востока

Литература

Вопросы для самопроверки

1. В древних китайских трактатах говорится: «Колесо крутится, не пре­рываясь, вода течет, не останавливаясь, начинаясь и кончаясь с тьмой вещей», «Никто ничего не вершит, а все само согласовано с Дао», «Высшее Дао рождает тьму вещей, но ею не владеет, творит многообразные измене­ния, но над ними не господствует». Проанализируйте эти высказывания, а также материалы учебного пособия и сделайте заключение о космогоничес­ких представлениях древних китайцев.

2. Как вы думаете, почему в древнекитайских представлениях о мире от­сутствует различие Бытия и Небытия, идеального и материального и почему китайские мыслители видели задачу в том, чтобы осознать взаимозависи­мость и коррелятивность всей «тьмы вещей»?

3. Одним из главных оснований конфуцианства является принцип «ли» (единство ритуала и этики). Как, на ваш взгляд, этот принцип отразился на мировоззрении китайцев? В чем его практическое значение для жизни людей? Может ли данный принцип сформировать в индивидуальном созна­нии какие-либо негативные качества личности (с точки зрения западного мышления)?

4. В трактате «Луныой» приводится выражение Конфуция: «Те, кте любит человеколюбие, считают, что нет ничего выше его». То есть централь­ной темой размышлений Конфуция был человек. С кем из западных фило­софов того же времени близок в этом отношении китайский мыслитель? Можно ли считать их взгляды на человека идентичными? Ответ обоснуйте.

5. Как вы думаете, почему одним из главных методов обучения Конфу­ций считал изучение древних текстов?

6. Конфуцию приписывают следующее высказывание: «Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняется». Как вы понимаете это выра­жение?

7. Само по себе Дао неподвижно, но является началом любого движения. Дао неопределенно и бесконечно. Оно выражает космический принцип выс­шей справедливости. Найдите сходство учения о Дао Лао-Цзы с идеями Ге­раклита, Аристотеля и Анаксимандра.

8. Чжуан-цзы, говоря о трудности передачи словами глубинных смыслов явлений, приводит такой афоризм: «Сеть существует, потому что существует рыба; поймав рыбу, вы можете забыть о существовании сети .. Слова сущест­вуют, так как в них заложен смысл, вы можете забыть слова. Где мне найти человека, который забыл слова и с которым я мог бы поговорить?». Разбери­те данный афоризм и попробуйте разъяснить, что хотел передать в нем Чжуан-цзы. Можно ли мыслить, не пользуясь словами? Приведите примеры.

9. Чжуан-цзы считал, что не существует абстрактного добра и чла, и эти категории проявляются в зависимости от обстоятельств и личных характе­ристик участников событий. Кто из софистов придерживался сходного мне­ния9

10 Даосы считали, что идеальное государство должно существовать «не­заметно» для его подданных. Поясните, как вы понимаете эту идею.

Литература

1. Великие мыслители Востока / Под ред. Яна П. Мак-Грила.М., 1998.

2. История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1984.

3. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М.. 1989.

4. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2001.

5. Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. СПб., 1994.

6. Мудрецы поднебесной: Сб. / Лао-цзы. «Дао-дэ-цзин»; Конфуций. «Лунь юй» и др. Симферополь, 1998.

7. Томпсон М. Восточная философия. М., 2000.

8. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., 1998.

Источник: studopedia.ru

Что это такое

Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры.

Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий:

  • философии с присущим ей изучением бытия, знания, Вселенной, философскими трактатами – дао цзя;
  • религии, которая опирается на веру в высшие силы и предполагает некий догматизм, а также непременные духовные практики – дао цзяо.

Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов.

восточные религии

При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности. Главная цель – слиться с дао, стать единым целым.

Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному.

Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни.

В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни.

священное место

Основоположники

Даосизм в виде, известном нам, окончательно сформировался во 2-ом столетии нашей эры. Однако есть подтверждения того, что уже в 5-3 столетиях до нашей эры существовало учение, в основе которого лежал дао.

Считается, что первоначально в основу мысли легли мистические верования:

  • шаманизм области Чу на южно-китайской территории с его обрядами и практиками;
  • обряды, связанные с магией, и вера в бессмертное существование, бытовавшие в китайской области Ци;
  • философия китайского севера.

Существуют легенды, которые называют основателем Хуана Ди, больше известного как «Желтый император». Его личность покрыта тайнами. Так, например, говорят, что сохранилась его гробница, но там содержится только одежда императора, сам же он обрел бессмертную жизнь.

Однако более подтвержденные и достоверные источники утверждают, что основоположником был известный мудрец по имени Лао Цзы, который жил в 5-4 веке до нашей эпохи.

китайский мудрец

Лао Цзы объединил главные положения учения в единую систему, изложив догматические, ритуальные основы – так родилась книга «Дао дэ Цзин», что значит «Трактат о законе Дао и его проявлениях во Вселенной». Она стала основой для дальнейшего развития даосизма, будучи ровесником конфуцианских текстов.

О самом ученом известно очень мало, причем все сведения обросли легендами. Одно предание гласит, что матери Лао Цзы коснулись лунный и солнечный лучи, другое – что она случайно проглотила осколок горного хрусталя и таким образом зачала сына.

Женщина десятки лет носила в утробе дитя, поэтому он родился уже стариком. Отсюда появилось его имя, которое переводится как «Старый младенец». 

Существуют свидетельства, что Лао Цзы был знаком с философией Конфуция и даже встречался с ним вживую в 517 году до нашей эпохи. Тогда Лао Цзы трудился в архиве при дворце династии Чжоу. Он критиковал Конфуция за то, что тот проповедовал слишком активную социальную жизнь – это в корне противоречило воззрению о дао и невмешательстве в силы природы.

Тогда он сформировал собственные идеи в противовес конфуцианским, начал нести в мир учение о дао и стал великим ученым. Разочаровавшись в государственности, он стал отшельником, изменял имена для окружающих, а в итоге принял решение уйти из Поднебесной.

С созданием книги тоже связана своя история. Во время путешествия Лао Цзы встретился с пограничником, который попросил его поведать о своих воззрениях. Скиталец записал главные идеи в восьмидесяти одном стихе, которые впоследствии стали трудом «Дао Дэ Цзин».

О дальнейшей судьбе Лао Цзы слагают легенды: он направился то ли в Тибет, то ли в Индию, где познакомился с буддийским учением, а возможно был на территориях, где позже образовалась Русь.

Ко 2 веку нашей эры слава о Лао Цзы распространилась по всему Китаю, последователи начали поклоняться мастеру и сравнивать его с божеством. Вместе с ним в пантеоне было множество духов – божественных и демонических, а также ритуалов, которые способны изгонять этих демонов.

Другим знаковым именем в становлении даосизма стал Чжуан Чжоу, живший в 4-3 веках до нашей эры. Он написал трактат «Чжуан-цзы», который дополнил существовавшие положения о дао.

Развитие идеи

Даосские школы стали оформляться в 1-2 веках н.э., с течением времени видоизменяясь, разделяясь или, наоборот, сливаясь с другими.

картина о даосизме

Главными из них были:

  • Школа Небесных наставников

Вначале известная как «Пять ковшей риса», она появилась в 1-2 столетии и развивалась в так называемую эпоху Шести династий. Позже она разделилась на северную и южную школы. В эпоху Тан, в 12 веке, они вновь возродились в виде Школы Истинного Единого – Чжэньи, распространенной на юге.

  • Цюаньчжэнь

Так называемый «монастырский даосизм». Он сформировался в постмонгольское время и нашел признание на юге страны.

  • Маошань

Известна также под названием Шанцин. Основными практиками были визуализация и контактирование с высшими силами. В начале 14 века пришла в упадок.

  • Линбао

Тесно связанная с буддийской мыслью, она делала уклон на медитативные практики. Также была поглощена, а затем вовсе прекратила свое существование в XIV столетии.

Существуя по соседству с буддизмом и брахманизмом, впоследствии оформившимся в индуизм, даосская мысль имела некоторые общие черты с ними, например, идею Абсолюта, а также идею об относительности жизни и смерти.

молитва в индуизме
Индуизм

В V столетии количество даосов выросло, к ним примкнули отшельники, грезившие удивительно долгой (8-12 веков) или бессмертной жизнью, о которой говорит даосизм. В это время он становится больше религией, нежели просто философией. Главное отличие даосского воззрения – стремление к бессмертию, в то время как представители других религий мечтают о рае.

К 5-му веку было свыше двухсот пятидесяти трактатов даосизма, к XVII-му добавилось еще больше пятидесяти, а сейчас существует почти полторы тысячи сочинений.

Даосизм никогда не был традиционной религией. Он строился на принципах равенства людей, поэтому к нему массово присоединялись крестьяне, рабочие, низшие слои. Нередко проводились даосские народные восстания.

Во времена Танской и Сунской империи знание основных текстов даосизма входило в имперскую экзаменационную программу.

В Средневековье по всей стране строились монастыри, где жили монахи-отшельники и постигали природу Дао. К своим обрядам они допускали лишь посвященных. Нередко отдельные монахи жили в отчуждении, вырубая каменные кельи.

Во время правления Цин, начиная с 17 века, начались гонения на религию, были уничтожены даосские монастыри, сожжены священные книги. Правители ссылались на то, что даосизм является лженаукой со своей излишней созерцательностью и подрывает основы государственности. Такая ситуация продолжалась до середины 20 века, лишь изредка сменяясь периодами относительного признания.

весна
Китайская живопись, XVII век

С приходом 60-х и культурной революции наступила реабилитация учения, вновь строились монастыри, а философская мысль начала двигалаться на запад. Современный даосизм – религиозно-философское течение, которое содержит уникальные монастыри, мистические обряды, отдающие эзотерикой, практики для тренировки ума, тела и души.

В современности даосское учение по большей части приобрело славу благодаря дыхательным упражнениям цигун, боевым техникам у-шу, а также направлению фен-шуй, которые зародились именно здесь. Отсюда берет начало также знаменитый символ мужской и женской энергии – инь-ян.

Основные положени

Что такое Дао

Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:

  • нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
  • общий закон;
  • первооснова жизни;
  • начало и конец бытия;
  • мировой порядок;
  • вечный путь, постоянное движение.

Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым. 

подушки для медитаций

Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.

Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой: ведь в комнате важны не стены, а пространство между ними, то есть пустота.

Главные постулаты

Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.

В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.

Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.

медитация

Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:

1. Питание души

В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.

2. Питание тела

Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.

Путь аскетичного воздержания в еде был сложным, поэтому даосы-алхимики долгое время пытались найти эликсир бессмертия. Правитель Цинь Ши Хуан Ди даже отправлял экспедиции на его поиски.

3. У-вэй

Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.

По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.

Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.

комната

Восемь столпов

Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

  • Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
  • Обновление – медитации и практики для здоровья.
  • Питание – отказ от мяса.
  • Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
  • Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
  • Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
  • Совершенство – постоянное самосовершенствование.
  • Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.

Три сокровища

Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:

  • ци – энергия жизни, любви, милосердия;
  • цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
  • шэнь – дух, наделенный разумом.

Даосы в поисках бессмертной жизни изобрели стеклянные, фарфоровые изделия, компас, порох.

Заключение

В заключение кратко скажем, что даосизм – это уникальное философско-религиозное воззрение, которое зародилось еще 25 веков назад в Китае. За долгую историю оно претерпело значительные изменения, то приобретая тысячи последователей, то подвергаясь жестким гонениям.

Основополагающее понятие – дао, начало начал, закон, по которому живет все во Вселенной. Истинные даосы стремятся питать душу и тело, не вмешиваясь при этом в естественный ход жизни.

река

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы стали немного ближе к удивительной культуре Китая и лучше познакомились с одним из главных его учений. Если вам понравилась статья, поделитесь новыми знаниями с друзьями!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие посты себе на почту!

До скорой встречи!

Источник: o-buddizme.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.