Авраам — первый еврей

Вера Авраама была образцом для всех будущих поколений евреев

Авраам был первым евреем, основателем иудаизма, физическим и духовным предком еврейского народа и одним из трех патриархов иудаизма.

Авраам также играет видную роль в христианстве и исламе, которые являются двумя другими основными авраамическими религиями. Авраамические религии берут свое начало от Авраама.

Как Авраам основал иудаизм

Хотя Адам, первый человек, верил в единого Бога, большинство его потомков молились многим богам. Авраам открыл заново монотеизм.


Авраам родился в городе Ур в Вавилонии и жил со своим отцом Фаррой и его женой Сарой. Фарра был торговцем, который продавал идолов, но Авраам пришел к выводу, что существует только один Бог, и разбил всех, кроме одного из идолов своего отца.

В конце концов, Бог призвал Авраама покинуть Ур и поселиться в Ханаане, который Бог обещает дать потомкам Авраама. Авраам согласился на пакт, который лег в основу завета или брита между Богом и потомками Авраама. Брит является фундаментом иудаизма.

Затем Авраам переехал в Ханаан с Сарой и его племянником Лотом и несколько лет был кочевником, путешествуя по всей стране.

Авраам обещал сына

К этому моменту у Авраама не было наследника, и он считал, что Сарра прошла возраст деторождения. В те дни было обычным делом, что жены, не достигшие детородного возраста, предлагали своих рабов своим мужьям, чтобы рожать детей. Сарра дала Аврааму свою рабу Агарь, которая родила Аврааму сына Измаила.

Хотя Аврааму было 100 лет, а Сарре было 90 лет, Бог пришел к Аврааму в виде трех человек и пообещал ему сына от Сарры. Сара смеялась над предсказанием, но в конечном итоге забеременела и родила сына Исаака.

После рождения Исаака Сара попросила Авраама изгнать Агарь и Измаила, сказав, что ее сын Исаак не должен делиться своим наследством с Измаилом, сыном рабыни. Авраам неохотно, но в конечном итоге согласился отослать Агарь и Измаила, когда Бог пообещал сделать Измаила основателем нации. В конечном итоге Измаил женился на женщине из Египта и стал отцом всех арабов.


Обещание

Содом и Гоморра

Бог в образе трех мужчин, обещавших Аврааму и Сарре сына, отправился в Содом и Гоморру, где Лот и его жена жили со своей семьей. Бог планировал разрушить города из-за происходящего там зла, хотя Авраам умолял его пощадить города, если там найдется всего пять хороших людей.

Бог, все еще в облике трех человек, встретил Лота у ворот Содома. Лот убедил мужчин провести ночь в его доме, но вскоре дом был окружен людьми из Содома, которые хотели напасть на людей. Вместо этого Лот предложил им своих двух дочерей, чтобы атаковать, но Бог в образе трех человек поразил людей из города, сделав слепыми.

Затем вся семья бежала, поскольку Бог планировал уничтожить Содом и Гоморру дождем, сжигая серу. Тем не менее, жена Лота оглянулась назад на их дом и в результате превратилась в соляной столб.

Вера Авраама проверена

Вера Авраама в Единого Бога была испытана, когда Бог повелел ему принести в жертву своего сына Исаака, взяв его на гору в районе Мории. Авраам сделал, как ему было сказано, погрузив осла и по дороге рубя дрова для всесожжения.


Авраам собирался исполнить Божью заповедь и пожертвовать своим сыном, когда его остановил Ангел Божий. Вместо этого Бог дал Аврааму барана для жертвоприношения вместо Исаака. В конце концов Авраам дожил до 175 лет и после смерти Сары родил еще шесть сыновей.

Авраам прожил 175 лет

Благодаря вере Авраама Бог пообещал сделать своих потомков «такими же многочисленными, как звезды на небе». Вера Авраама в Бога была образцом для всех будущих поколений евреев.

Источник: zen.yandex.ru

Изучая историю религий, нельзя не сказать о становлении и развитии так называемых монотеистических религий, т. е. систем, провозглашающих идею Единого Бога, которым сотворен и единовластно управляется существующий мир. Монотеизм (от греч. monos – «один» и theos – «бог») в иудаизме, христианстве или исламе на момент своего возникновения был революционной идеей.


Монотеистическая религия появилась в определенный исторический период на Ближнем Востоке, который сегодня не случайно удостоен звания колыбели многих религий. В монотеистической системе Бог – это начало, закон и мораль, отечески заботливая сила и в то же время грозная. Этого Бога невозможно увидеть, его можно только понять и поверить ему.

Нет ничего удивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ранее всего появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в III тыс. до н. э. сформировались достаточно развитые первые религиозные системы. Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие в истории централизованные деспотические государства, в первую очередь Египет, сама идея абсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя могла привести к монотеизму.

Конечно, подданные египетского фараона вполне определенно видели в своем повелителе высший божественный символ, олицетворявший всю их разросшуюся этнокультурную и социально-политическую общность. Такая исключительная в своем роде концентрация земной власти могла привести к мысли, что и на небесах, т. е. в мире сверхъестественных сил, структура власти являла собой нечто подобное.

Именно такие предположения уже сами по себе должны были способствовать вызреванию идеи монотеизма.


нденции к реализации этой идеи проявили себя достаточно рано, уже во времена Эхнатона. Но одно дело тенденции и совсем иное – успешная их реализация. Как известно, реформа Эхнатона, стремившегося установить в Египте культ Атона, единого верховного бога, не увенчалась успехом. Зато идея монотеизма была подхвачена и развита полукочевым племенем древних евреев, оказавшимся на какое-то время в контакте с великой египетской империей фараонов. Именно среди евреев и возник иудаизм – древнейшая из монотеистических религий.

Маска египетского фараона

Иудаизм зародился в том месте сирийско-палестинского региона, который уже тогда называли Золотым полумесяцем – на пути из Египта в Вавилон и, естественно, испытал на себе культурное и религиозное влияние этих цивилизаций. Эти контакты несомненно оказали определенное воздействие на мировоззрение древних евреев, что прослеживается и в литературе.

Это подтверждается многочисленными примерами. Так, в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столица царства Элам) были найден столб, на котором были высечены Законы Хаммурапи – шестого царя так называемой первой Вавилонской династии, правление которого относится к 1792-1750 гг. до н. э. Эти законы содержат 282 статьи, охватывающие почти все стороны тогдашней жизни. При сравнении статей Кодекса Хаммурапи с содержанием иудейского «Закона Моисеева» (Пятикнижия) легко обнаружить в них много общего.


Как видно, оба документа почти в одинаковых выражениях излагают правила, регулирующие правовые взаимоотношения людей.

Другим примером может служить ветхозаветная Книга Притчей. Авторство этой книги приписывается легендарному библейскому царю Соломону (X в. до н. э.). Однако сличение книги Притчей с опубликованными в 1923 г. египетскими памятниками II тыс. до н. э. под названием «Поучение Амен-ем-опе» показывает практически буквальное совпадение изречений этих двух книг:

Фараон Эхнатон

Атон бог солнца. Рельеф

Примером сюжетной близости ветхозаветной и египетской литературы могут служить библейская книга Исход и египетский папирус Весткар. В Исходе (7:10-8:14) повествуется о состязаниях Моисея и его брата Аарона с чародеями фараона, из которых первые выходят победителями. Жезл Аарона, превратившись в змею, поглощает также перевоплощенный в змею жезл волхвов. Тема соревнования отображена и в папирусе Весткар, где описывается сила чар волшебника Джеди, умеющего приставить отрезанную голову гуся и оживить его.

Однако, несмотря на явную близость литературных памятников, в еврейской литературе присутствует совершенно новая идея – Единого Бога. Эта идея привела к возникновению уникальной религиозной системы, в которой, в отличие от современных ей религий, основной задачей которых было обеспечение выживания сообщества, четко и явно присутствует этический и гуманистический аспект.


Сирия и Палестина IX-VI вв. до н. э.

До настоящего времени основным источником изучения древнееврейской религии является Библия, что в переводе с греческого означает «книги». Приверженцы иудаизма признают только ее Ветхий Завет. Это очень неоднородный памятник, включающий в себя несколько разноплановых и разновременных произведений. Ветхозаветные сочинения традиционно делят на три основные группы.

Прежде всего это Тора («Закон», или «Учение») – первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея). В ней содержится откровение Бога пророку Моисею, которое было дано на священной горе Синай. В Торе помещены 613 предписаний, регламентирующих все стороны повседневной жизни верующих иудаистов, от гражданского права до питания и личной гигиены. Еще одну группу библейских книг составляет Кетувим– «писания», или «исторические» книги, к которым примыкают религиозные гимны, уже упоминавшиеся Притчи и знаменитая Песнь Песней. Наконец, к третьей группе относится Невиим – сочинения древнееврейских «великих» и «малых» пророков.

Наряду с библейскими сочинениями важным источником изучения иудаизма являются сочинения еврейского историка Иосифа Флавия «Иудейская война», которая написана вскоре после подавления антиримского восстания в Иудее и основана на личных наблюдениях, и «Иудейские древности», базирующиеся, правда, во многих местах на тех же священных текстах.


Еще одна группа источников изучения иудаизма была открыта сравнительно недавно. В 1947-1956 гг. в местности Вади-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря были обнаружены свитки, принадлежащие ессейской Кумранской общине (II в. до н. э. – I в. н э.). Эта находка привлекла внимание многих исследователей и способствовала образованию нового направления в современной науке – кумранологии. Большую сложность для исследователей представляет то, что лишь десять кумранских произведений дошли до нас в более или менее полном виде; от остальных сохранились только отдельные фрагменты.

Основные произведения Кумранской общины условно делят на три группы: 1) уставы; литургические произведения; наставления и поучения; тексты, связанные с вопросами календаря; 2) комментарии на книги еврейской Библии и т.н. флорилегии (антологии); 3 )апокалиптические сочинения; гороскопы; магические тексты.

Победная стела Нарамсина, найденная в Сузах

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

  1. «Центральным догматом современного иудаизма является строго монотеистическое учение о боге Яхве.

    периода формирования Талмуда и до наших дней богословы пытаются доказать, что монотеизм всегда был присущ иудейским верованиям. В действительности даже анализ Танаха убедительно показывает, что формирование культа единого Бога начинается не ранее XI–X вв. до н. э., т. е. периода возникновения единого еврейского государства, и продолжается длительное время, завершаясь окончательно к III–II веках до н. э. В более же ранний период евреи, как и родственные им семитские племена, практиковали политеизм, поклоняясь различным богам и духам. Особую роль в формировании монотеизма сыграло жречество Иерусалимского храма. Централизация культа при Соломоне, когда храм стал единственным местом поклонения (жертвоприношений) Богу, привела постепенно к выделению Яхве, бога племени Иуды, сначала как главного, а затем и как единственного бога всех племён (колен) израилевых»
    — по учебнику для вузов[2].
  2. ↑ Некоторые исследователи считают древнейшей монотеистической религией зороастризм. Однако монотеистичность зороастризма до сих пор остаётся спорным вопросом. Существует также мнение, что первым был атонизм, провозглашенный египетским фараоном Эхнатон (1364—1347 годы до н. э.). Однако монотестичность атонизма, как и зороастризма, ставится под сомнение. Кроме того, есть версия, что Моисей мог жить раньше Эхнатона (правда, существование Моисея не является историческим фактом), и Эхнатон заимствовал монотеизм из иудаизма. Ряд исследователей (см. напр. Бертран Рассел, «История западной философии») считает, что религия евреев на ранних этапах своей истории имела форму монолатрии, а монотеизм начал оформляться в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения (то есть значительно позже жизни Эхнатона).

  3. ↑ Слово ересь (haireseos) в те времена имело несколько значений и отличалось от нынешнего его понимания См. Питанов В.Ю. Почему христиане борются с ересями (неопр.). www.rspp.su. Дата обращения 12 ноября 2019..

Источник: ru.wikipedia.org


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.