В России обычно цитируется в немного искаженном виде — «Религия — опиум для народа». Эту форму фраза приобрела благодаря роману «Двенадцать стульев» (1927 г.) советских писателей Ильи Ильфа (1897 – 1937) и Евгения Петрова (1903 – 1942). Именно там фраза впервые применена как «опиум для народа», в эпизоде, когда Остап Бендер разыскивает священника отца Федора (часть 1 глава 14):

«Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:

— Почем опиум для народа?

За дверью молчали.»

Ленин Владимир Ильич (1870—1924) неоднократно использовал это выражение в своих работах. Но он применял ее неискаженную форму — именно ту, что у Карла Маркса:

Статья «Социализм и религия» (опубликовано в газете «Новая Жизнь» № 28, 3 декабря 1905 г.): «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством.


ссилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».

Статья «Об отношении рабочей партии к религии» (написана в 1909 году, опубликована в газете «Пролетарий» № 45, 13 (26) мая 1909 г.): «Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса».

Источник: dslov.ru

Почем опиум для народа смысл фразы

"Религия – опиум для народа". Фраза, популярная у атеистов, тоже вырвана из контекста.
Карл Маркс писал во введении к работе «К критике гегелевской философии права» (1843): «Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, а так же душа бездушной ситуации. Подобно тому, как она — дух бездушных порядков, религия — есть опиум для людей!»…


Почем опиум для народа смысл фразы

То есть религия уменьшает боль общественного бытия в бесчеловечном обществе.

Однако многие исследователи считают, что первым это выражение использовали Маркиз де Сад в своём романе «Жюльетта» (1797) и немецкий поэт Новалис в сборнике афоризмов «Цветочная пыльца» (1798).

В романе де Сада «Жюльетта» главная героиня использует метафору «опиум» в разговоре с королём Фердинандом, критикуя его политику по отношению к подданным. Здесь, однако, метафора «опиум» относится не к религии, а ко лжи, к которой прибегает правящая верхушка, чтобы отвлечь народ от причин его бедственного положения.

В виде афоризма «Религия — опиум народа» эту фразу впервые сказал идеолог христианского социализма англиканский священник Чарльз Кингсли (Kingsley, 1819—1875). Однако в его устах метафора «опиум» означала не способ одурманивания сознания, а успокаивающее средство.

«Мы использовали Библию, как будто это справочник констебля или как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное – чтобы поддерживать порядок среди бедных».

Карл Маркс был лично знаком с Кингсли, обменивался с ним мнениями, вёл полемику. Видимо, у него он заимствовал эту фразу, которую затем использовал в своих сочинениях…


Почем опиум для народа смысл фразы

(С) интернет

Источник: pantv.livejournal.com

Эту фразу приписывают Владимиру Ленину, хотя впервые выражение "Религия есть опиум народа" употребил Карл Маркс в работе "К критике гегелевской философии права", опубликованной в 1844 году. Сравнение религии с опиумом Маркс позаимствовал у христианского социалиста Чарльза Кингсли — тот, правда, имел в виду не одурманивающее, а успокаивающее действие наркотика.

Ленин использовал афоризм Маркса в статье "Социализм и религия" 1905 года и повторил (со ссылкой на автора) в статье "Об отношении рабочей партии к религии", опубликованной в 1909 году.

Вряд ли выражение стало бы таким популярным, если бы не роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова "12 стульев", где фраза приведена в знакомом нам виде — во время конфликта с отцом Федором Остап Бендер спрашивает у священника: "Почем опиум для народа?"


 

 

Полностью слова Троцкого звучали так: "Я обращаюсь к вам и через вас ко всем наиболее чутким, наиболее честным, наиболее сознательным слоям молодого пролетариата и передового крестьянства с призывом: учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!"

Фраза понравилась самому оратору и он не раз повторял ее в своих речах. В Абакане, Белгороде и Чебоксарах открыты памятники граниту науки. На Белгороде и в Хакасии это испещренные формулами кубы, в Чувашии — двухтонная глыба.

Констатировал Иосиф Сталин, выступая в 1935 году на всесоюзном совещании стахановцев. В том же году Василий Лебедев-Кумач написал одноименную песню. Парафразой сталинских слов начинается кинокомедия "Кавказская пленница": "Жить, как говорится, хорошо. А хорошо жить еще лучше!"

Известным острословом был Никита Хрущев. Во время осмотра американской выставки в Сокольниках в 1959 году руководитель СССР сказал вице-президенту США Ричарду Никсону: "В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжкие последствия. Мы вам еще покажем кузькину мать!" Переводчик в замешательстве перевел последние слова как "Мы вам покажем мать Кузьмы". Американцы были ошарашены: русские придумали новое оружие, еще сильнее ядерного?!

Хрущев о политиках: "Политики везде одинаковы: они обещают построить мост там, где и реки-то нет"

В 1986 году во время телемоста Ленинград-Бостон "Женщины говорят с женщинами" американская участница задала вопрос: "У нас в телерекламе все крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?" Администратор гостиницы "Ленинград" и представительница Комитета советских женщин Людмила Иванова ответила: "Секса у нас нет и мы категорически против этого!"


Аудитория расхохоталась и одна из советских участниц уточнила: "Секс у нас есть, у нас нет рекламы!"

Афоризмов Виктора Черномырдина хватит на несколько поколений юмористов. Приведенную выше фразу он произнес на пресс-конференции, посвященной денежной реформе 1993 года. Вот еще несколько его изречений, пошедших в народ: "Лучше водки хуже нет", "что ни делаем, получается КПСС, либо автомат Калашникова", "Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу".

Источник: rg.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.