Утопия (др.-греч. τοπος — «место», ου-τοπος — «не место», «место, которого нет»)[1] — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели.

Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian).

Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически всех народов.

  • 1 История
  • 2 Классификация и признаки утопии
  • 3 Критика жанра
  • 4 Классические утопии
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История

Начало жанра было положено ещё трудами античных философов, посвящённых созданию идеального государства. Самым известным из них является «Государство» Платона, в котором он описывает идеальное (с точки зрения рабовладельцев) государство, построенное по образу и подобию Спарты, с отсутствием таких недостатков, присущих Спарте, как повальная коррупция (взятки в Спарте брали даже цари и эфоры), постоянная угроза восстания рабов, постоянный дефицит граждан и т. п.

Жанр появляется вновь в Эпоху Возрождения, что связано с именем Томаса Мора, написавшего «Утопию». После этого начался расцвет жанра утопии с активным участием социал-утопистов. Позднее, с началом промышленной революции, начали появляться отдельные произведения в жанре антиутопии, изначально посвящённые критике сложившегося порядка. Ещё позднее появились произведения в жанре антиутопии, посвящённые критике утопий.

Классификация и признаки утопии

Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии:

  • технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путём ускорения научно-технического прогресса.
  • социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества.

Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды») и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка»).

Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь.

Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Согласно определению Д. В. Панченко, «литературная утопия есть прежде всего картина наилучшей жизни». Фундаментальными жанровыми особенностями утопии Панченко считает счастье обитателей описанного в ней общества и то, что она описывает жизнь вымышленную, даже если не локализует ее в «месте, которого нет».


и этом далеко не все детали описанной в утопии жизни могут способствовать счастью, а некоторые даже прямо ему противоречат. С точки зрения исследователя, этот парадокс по крайней мере в большинстве случаев объясняется тем, что автор утопии конструирует ее с позиций творца, а нередко и правителя (яркий пример — Кампанелла, всерьез рассчитывавший на реализацию своих построений). Отсюда любовь к геометрически правильным формам, максимальная стандартизация, централизация управления, указания на мельчайшие детали при замалчивании некоторых важнейших вопросов вроде механизма смены правителя и т. п. Панченко также упоминает о таких классификациях утопий, как: утопии Золотого века и социальные; описательные и созидательные; утопии «бегства» и «перестройки».[2]

Согласно мнению советских идеологов об утопии, выраженном Константином Мзареуловым в книге «Фантастика. Общий курс», описанном как «утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором».[источник не указан 480 дней] Что примечательно, согласно такой идеологически подкованной классификации практически все произведения киберпанка оказываются… утопиями.


«
…не стоит и смотреть на карту, раз на ней не обозначена Утопия, ибо это та страна, на берега которой всегда высаживается человечество. А высадившись, оно начинает осматриваться по сторонам и, увидя лучшую страну, снова поднимает паруса. »
« Утопии играют огромную роль в истории. Их не следует отожествлять с утопическими романами. Утопии могут быть движущей силой и могут оказаться более реальными, чем более разумные и умеренные направления. Большевизм считали утопией, но он оказался реальнее, чем капиталистическая и либеральная демократия. Обыкновенно утопией называют неосуществимое. Это ошибочно.

опии могут осуществляться и даже в большинстве случаев осуществлялись. Об утопиях судили по изображению совершенного строя Томасом Мором, Кампанеллой, Кабэ и др., по фантазиям Фурье. Но утопии глубоко присущи человеческой природе, она не может даже обойтись без них. Человек, раненный злом окружающего мира, имеет потребность вообразить, вызвать образ совершенного, гармонического строя общественной жизни. Прудон, с одной стороны, Маркс, с другой стороны, должны быть признаны в той же мере утопистами, как Сен-Симон и Фурье. Утопистом был и Ж.-Ж.Руссо. Утопии всегда осуществлялись в извращённом виде. Большевики — утописты, они одержимы идеей совершенного гармонического строя. Но они также реалисты, и в качестве реалистов они в извращённой форме осуществляют свою утопию. Утопии осуществимы, но под обязательным условием их искажения. Но от искажённой утопии всегда остаётся и что-нибудь положительное
»

[3]

Критика жанра

Создатель одной из наиболее известных антиутопий Джордж Оруэлл считал, что все без исключения написанные утопии непривлекательны и весьма безжизненны. Согласно Оруэллу, все утопии похожи тем, «что они постулируют совершенство, но не в состоянии достичь счастья».


своем эссе «Почему социалисты не верят в счастье» Оруэлл соглашается с мыслью православного философа Н. Бердяева, который заявил, что «так как создание утопии стало людям по силам, перед обществом встала серьёзная проблема: как утопии избежать»[4]. Это цитата из работы Бердяева «Демократия, социализм и теократия» в более расширенном варианте стала эпиграфом к роману Хаксли «О, дивный, новый мир» : «Но утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать окончательного их осуществления […] Утопии осуществимы. […] Жизнь движется к утопиям. И открывается, быть может, новое столетие мечтаний интеллигенции и культурного слоя о том, как избежать утопий, как вернуться к не утопическому обществу, к менее «совершенному» и более свободному обществу.»

Классические утопии

Пожалуйста, добавляйте другие утопии в списки:
  • Платон, «Государство»
  • Томас Мор, «Утопия» («Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия») (1516)
  • Томмазо Кампанелла, «Город солнца» («Город Солнца, или Идеальная республика. Политический диалог») (1602)
  • Иоганн Валентин Андреэ, «Христианополь» («Крепость Христа, или Описание республики Христианополь») (1619)
  • Фрэнсис Бэкон, «Новая Атлантида» (1627)

  • Дени Верас, «История севарамбов» (1675)
  • Габриэль де Фуаньи «Приключения Жака Садера, его путешествие и открытие Астральной (Южной) Земли» (1676)
  • Этен-Габриэль Морелли «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов» (1753)
  • Луи Мерсье, «2440 год» (1770)
  • Этьен Кабе, «Путешествие в Икарию» (1840)
  • Николай Чернышевский, «Четвертый сон Веры Павловны» (1863)
  • Сэмюэл Батлер, «Едгин» (1872), «Возвращение в Едгин» (1901)
  • Эдвард Беллами, «Взгляд назад» (1888)
  • Уильям Моррис, «Вести ниоткуда» (1891)
  • Александр Богданов, «Красная звезда» (1908)
  • В. В. Маяковский, «Мистерия-буфф» (1918)
  • Иван Ефремов, «Туманность Андромеды» (1956)
  • Олдос Хаксли, «Остров» (1962)

См. также

  • Антиутопия
  • Практопия
  • Бумажная архитектура (род деятельности)
  • Экотопия
  • Отмирание денег

Литература

  • Святловский В. В. Каталог утопий. М.— Пг., 1923. С. 5.
  • Фрейденберг О. М. Утопия // Вопросы философии, 1990, № 5, с. 141—167
  • Маннхейм К. Идеология и утопия // Маннхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — С. 7-276.
  • Утопия и утопическое мышление : Антология зарубежной литературы / Сост. В. Чаликова. — М.: Прогресс, 1991. — 405 с.
  • Чернышов Ю. Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в древнем Риме: В 2 ч. Изд. 2-е, испр. и доп. — Новосибирск, изд-во Новосибирского университета, 1994. 176 с.

  • Русские утопии / Сост. В. Е. Багно. СПб .: Terra Fantastica, 1995. — 351 с .
  • Аинса Ф. Реконструкция утопии : Эссе / Пред. Федерико Майора; Пер. с франц. Е. Гречаной, И. Стаф; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. — М.: Наследие — Editions UNESCO, 1999. — 206 с — ISBN 5-9208-0001-1
  • Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу Философский век. Альманах. Вып. 12/ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Философский век. Альманах. Вып. 13. Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма Философский век. Альманах. Вып. 13/ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2000.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич Американская утопия (на английском языке). — М., 1985.
  • Баталов, Эдуард Яковлевич В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. — М., 1989. [1]
  • «Утопия и утопическое» — материалы круглого стола // Славяноведение. — 1999. — № 1. — С. 22-47.
  • Утопия и утопическое в славянском мире. — М., 2002.
  • Геллер Л., Нике М. Утопия в России / Пер. с фр. — СПб.: Гиперион, 2003. — 312 с.

  • Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Л., 1989.- 288 с. ISBN 5-288-00135-9
  • Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения. — СПб.: Алетейя, 2005. — 496 с.
  • Панченко Д. В. Ямбул и Кампанелла (О некоторых механизмах утопического творчества) // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 98-110.
  • Мартынов Д. Е. К рассмотрению семантической эволюции понятия «утопия» // Вопросы философии. 2009. № .5. С. 162—171
  • Маркузе Г. Конец утопии // «Логос». 2004, № 6. — С. 18-23.
  • Мортон А. Л. Английская утопия. Пер. О. В. Волкова. — М., 1956.
  • Мильдон В. Санскрит во льдах, или возвращение из Офира : Очерк рус. лит. утопии и утопического сознания. — М.: РОССПЭН, 2006. — 288 с — (Российские Пропилеи). — ISBN 5-8243-0743-1
  • Егоров Б. Ф. Российские утопии : Исторический путеводитель. — СПб.: Искусство-СПБ, 2007. — 416 с — ISBN 5-210-01467-3
  • Китайские социальные утопии. М., 1987.-312 с. ил.
  • Чернышов Ю. Г. Была ли у римлян утопия? // Вестник древней истории.1992.№ 1. С. 53-72.
  • Шадурский М. И. Литературная утопия от Мора до Хаксли: Проблемы жанровой поэтики и семиосферы. Обретение острова.— М.: Изд-во ЛКИ, 2007. — 160 с — ISBN 978-5-382-00362-7

  • Штекли А. Э. Утопии и социализм. М., 1993.- 272 с. ISBN 5-02-009727-6
  • Штекли А. Э. «Утопия» и античные представления о равенстве // Античное наследие в культуре Возрождения. — М., 1984. — С. 89-98.
  • «Мир Фантастики и Фэнтези», Борис Невский «Грезы и кошмары человечества. Утопия и антиутопия»
  • Дэвид Пирс, «Гедонистический императив» (1995)

Источник: dic.academic.ru

Утопия (от гр. utopos — букв, место, которого нет) — произведение или эпизод, описывающие фантастические картины идеального общественно-государственного устройства, мира благоденствия и справедливости; разновидность фантастики.

Возникновение этого явления в литературе связано с эпохой Возрождения, когда мыслители-гуманисты пытались найти ответ на вопрос о причинах социальных конфликтов. В начале XVI в. вышла в свет книга английского писателя Томаса Мора «Утопия», составленная в форме бесед с вымышленным лицом, спутником мореплавателя Америго Веспуччи по имени Рафаил Гитлодей, в уста которого он вкладывает слова дерзкой критики английского общественного устройства. Мнимый путешественник рассказывает о якобы открытом острове Утопия,

где не знают социальных потрясений и конфликтов, т.к. там нет частной собственности, денег, все граждане равно трудятся и равно пользуются плодами своего труда.

Примеры подобного рода можно найти и в творчестве Ф. Рабле (эпизод о Телемском аббатстве в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»), Т. Кампанеллы («Город Солнца»), Дж. Свифта (страна лошадей-гуигнгнмов в «Путешествиях Лемюэля Гулливера») и др.

В литературе XIX в. появилась новая разновидность утопии, созданная писателями-социалистами, — роман английского автора В. Морриса «Вести ниоткуда» и эпизоды снов Веры Павловны в произведении Н. Чернышевского «Что делать?».

Различают социальную, политическую, религиозную, научно-техническую и прочие формы жанра утопии. Его противоположность — антиутопия.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Источник: classlit.ru

Антиутопия, к примеру, есть в произведениях Платонова, примером этого может быть так же государство в произведении Замятина "МЫ". То есть, это любое тоталитарное государство, в котором люди ограничены в правах, но не понимают этого. Утопия — это в произведении Томаса Мора, так и называется, "Утопия" Утопия (др. -греч. τοπος — «место» , υ-τοπος — «не место» , «место, которого нет» ) — жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Название жанра происходит от одноимённого произведения Томаса Мора — «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» , в котором «Утопия» лишь название острова. Впервые же в значении «модель идеального общества» это слово встречается в книге путешествий английского священника Сэмюэла Перчеса «Паломничество» (Pilgrimage, 1613). Там же впервые употребляется и прилагательное «утопический» (utopian). Несмотря на столь позднее укрепление этого термина, первой утопией в истории западной литературы считается модель идеального общества в диалоге Платона «Государство» . Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически любых народов. Многие специалисты-литературоведы и философы выделяют утопии: * технократические, то есть такие, где социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса. * социальные, которые предполагают возможность изменения людьми собственного общества. Среди последних утопий иногда выделяют эгалитарные, идеализирующие и абсолютизирующие принципы всеобщего равенства и гармоничного развития личностей (И. А. Ефремов, «Туманность Андромеды» ) и элитарные, отстаивающие построение общества, расслоенного по принципу справедливости и целесообразности (А. Лукьянов, «Чёрная пешка») . Широко распространено убеждение, что утопии не должны содержать антигуманистических элементов, и представляют собой заведомо несбыточную красивую мечту о будущем. Некоторые утопии, напротив, выстроены в стиле инструкций по практическому воплощению их в жизнь. Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности — исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал. Это также является конструктивной особенностью утопии. С общетеоретической точки зрения при определённых условиях утопия может быть реализована.

Источник: touch.otvet.mail.ru

 

Утопия (от греч. u — нет и topos — место, т. е. место, которого нет; по другой версии, от ей — благо и topos — место, т. е. благословенная страна) – изображение идеального общественного строя. Жанр утопии предполагает развёрнутое описание идеальной общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны. Впоследствии понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширительном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Станислав Лем называет утопию "изложением определенной теории бытия при помощи конкретных объектов".

В истории человечества утопия воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, стремление бежать от мрачной действительности, а также попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплетается с легендами о "золотом веке", об "островах блаженных". В античности и в эпоху Возрождения утопия приобрела преимущественно форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в 17-18 вв. получили распространение различные утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины 19 в. утопия всё больше превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященной проблеме социального идеала и моральных ценностей. Появлению и укоренению утопий особенно способствуют периоды глубоких общественных потрясений, когда становится очевидным крах господствующего строя, а контуры какого-либо другого строя еще не видны.

К первым утопическим сочинениям относят сочинения Платона – «Государство", "Законы", диалоги "Тимей" и "Критий». В «Государстве» Платона представлена идеальная модель устройства общества. Утопия представлена также в истории общественной мысли древнего и средневекового Китая (утопические сочинения Лао-цзы и др.), народов Ближнего и Среднего Востока. Основоположником жанра утопии в литературе считается английский гуманист Томас Мор (1478 -1535), автор романа «Утопия» (1516). От названия книги Томаса Мора и происходит термин «утопия».

Утопия имеет много общего с социальным мифом по идейному содержанию, с социальной сатирой — по литературной форме, с научной фантастикой — по познавательной функции. Особенности утопии:

· убеждение в возможности разрешения всех противоречий общества однократным применением какой-либо универсальной схемы, рассматриваемой как панацея от любого социального зла. Поэтому для утопии характерны антиисторизм, намеренный отрыв от реальности, обычно нигилистическое отношение к действительности, стремление конструировать вещи и отношения по принципу "всё должно быть наоборот", склонность к формализму, пренебрежение к переходу от реального к идеальному, идеалистическое понимание истории, обнаруживающее себя в преувеличении роли воспитания и законодательства, а также упование на поддержку со стороны выдающихся личностей, обладателей власти, филантропов и т.п.



· Создатели утопии стремятся изображать мир максимально завершенным и однозначным в своем совершенстве. Утописты часто прибегают к "говорящим картинам", а не к отвлеченным рассуждениям. Для классической утопии обязателен элемент социальной мифологии; он может быть выражен с большей или меньшей отчетливостью, однако присутствует всегда. Утописты резко противопоставляют действительность и идеал.

· Авторы утопии описывают ритуализированные действия: их интересуют не какие-либо необычные происшествия, а только то, что является правилом в вымышленной стране. Необычайно лишь само ее существование, а также способ, при помощи которого попал туда рассказчик; все остальное — привычная повседневность. Это ритуализированное поведение поддается рациональному объяснению.

Для утопий также характерно:

1. Центральная идея — всеобщее равенство, которое приводит каждого в отдельности к ощущению счастья. Объект изображения утопии — не отдельная личность, а общественное устройство. Как правило, герой-повествователь – путешественник, наблюдающий за этой прекрасной идеальной жизнью. Люди, живущие в этом обществе, похожи друг на друга. Так возникает конфликт между человеком и породившей его социальной системой. В антиутопии герой-повествователь не наблюдатель, а гражданин "идеальной" страны.

2. Общество, которое они изображают статично; утописты не изображают изобретенный ими мир во временном протяжении.

3. утопии предполагают полное единомыслие, в них присутствует упрощенный взгляд на человека, нет индивидуализации характеров, схематизм в их изображении.

4. Поэтому в утопиях нет каких-либо внутренних конфликтов. Сюжет утопии предполагает описание мира, его законов, взаимоотношение людей, основанных на разумных принципах и поэтому не располагающих к конфликту.

5. Все процессы, происходящие в обществах, протекают по заранее установленному образцу.

6. Эти совершенные общества полностью отгорожены от внешнего мира. Пространство в утопии замкнуто, изолировано.

7. Утопиям свойственно изображать свой мир, ориентируясь на некий идеал, оторванный от реальности.

8. Поэтому в утопиях нет сатиры, т.к. там идет утверждение идеала и противопоставление этого идеала реально существующей действительности.

Существует несколько концепций по классификации утопий.

Утопии каждой эпохи, даже если они устремлены в будущее, или, напротив, ищут идеал в далеком прошлом, носят на себе отпечаток времени и места, в котором они возникли. Даже используя традиционные литературные схемы и не выходя из круга все тех же вопросов, они не перестают свидетельствовать о ситуации, которая их породила. Утопии каждой исторической эпохи имеют свои специфические черты. Поэтому их можно разделить на античные утопии, средневековые утопии, утопии Возрождения, Просвещения, романтизма, реализма и т.д.

К античным утопиям относятся книги Платона, к эпохе Возрождения — “Утопия” Т. Мора. Линию Т. Мора продолжит Т. Кампанелла “Город солнца” (1602), В. Андреа “Христианополь” (1619) и Ф. Бэкон “Новая Атлантида” (1627), отразившие гуманистическую веру и торжество разума. Начиная с Бэкона, в утопию входит представление о материальном (научно-техническом) прогрессе. Утопические “прорывы” в будущее мы находим у Рабле (это Телемское Аббатство в “Гаргантюа и Пантагрюэле”), отчасти у В. Шекспира в его драматической сказке “Буря” (1623) и т.д. В эпоху Просвещения утопические проекты создавались преимущественно в форме публицистических трактатов (Ж.Ж. Руссо и др.); известен утопический роман Л. Мерсье “2440 год” (1770). Для эпохи романтизма, отмеченной распространением идей утопического социализма (Р. Оуэн, Ш. Фурье, Сен-Симон), характерны не столько утопии в “чистом виде”, сколько отдельные картины светлого будущего (“Королева Маб”, “Освобожденный Прометей” П.Б. Шелли, “Остров” Байрона, “Грех г-на Актуана” Ж. Санд, “Отверженные” В. Гюго). Э. Кабе своей классической утопией “Путешествие в Икарию” (1840) в свое время оказал большое влияние на Ж. Верна.

Рубеж XIX-XX вв. отмечен многочисленным появлением утопий, попытками их теоретического осмысления. Некоторые утопические проекты были восприняты как практические рекомендации к осуществлению утопического идеала. В этом смысле исключительный резонанс приобрел роман Э. Беллами “Взгляд назад” (1988). Развивая идеи Беллами У.Д. Хоуэлс в своей дилогии (“Путешественник из Альтрурии” (1894) и “Через игольное ушко” (1907)) соединил утопию с социально-философской сатирой. Широкую известность приобрели романы австрийского писателя Т. Перцка “Свободная страна” (1890) и “Заброшенный в будущее” (1895).

В XX в. в утопии все больше преобладает “технический уклон, в центре оказывается не столько социально-политическая организация будущего, сколько прогнозирование научных достижений и — главное — их социальные и психологические последствия”. Эту проблему отражают утопии А. Азимова, С. Лема и др.

Кроме этого, существует другой способ разделения утопии. Е. Шацкий делит утопии на эскапистские и героические (Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990). Эскапистские утопии — это все те же мечтания о лучшем мире, но из них не вытекает призыв к борьбе за этот мир. Одним из классических примеров является Т. Мор. В рамках эскапистской утопии можно обнаружить три различных способа бегства от действительности.

Утопия места — это повествование о странах, в которых люди живут счастливо. Иногда это (например, в случае “Утопии” Т. Мора и “Икарии” Кабе) чистый вымысел, т.к. этих стран нельзя найти ни на одной географической карте. Интересен хронотоп этих утопий, иногда это просто далеко идущая идеализация известных стран или, скорее, стран, известных ровно настолько, чтобы можно было приписать им идеальные общественные отношения. Но в любом случае, это были общества, отгороженные от внешнего мира. В литературе Просвещения подобную роль нередко играли острова южных морей, а иногда, например, Китай. К утопиям места относятся “Город солнца” Т. Кампанеллы (1602), “Описание Христианополитанской Республики” И.В. Андреа (1619), “Новая Атлантида” Ф. Бэкона (1627), “Путешествие в Икарию” Э. Кабе (1842).

Утописты сознательно использовали приемы литературы о путешествиях, чтобы тем самым сообщить некоторые идеи, которые иначе не могли бы рассчитывать на столь же широкое распространение. Они использовали усиленный спрос на экзотические новинки, чтобы пропагандировать новые идеи.

Утопии времени (ухронии) рисуют счастливое “когда-то” или “когда-нибудь”. Например, библейский рай, “Золотой век” античных авторов, или произведения с выбранными датами, наподобие “2440” Мерсье или “2000” Беллами, в которых появляется идеал общества. Своеобразен хронотоп данного вида утопии, там прошлое и будущее никак не связано с настоящим, а лишь противостоит ему. Некоторые авторы считают, что появление этой разновидности утопии было естественным следствием завершения эпохи великих географических открытий, когда весь мир был уже в общем известен. Утопия из пространственного измерения перемещается во временное. На смену прежнему “где-то” приходит “когда-нибудь”. Существенное значение имеет и то, что человечество постепенно вступает в эпоху веры в прогресс. Эпоха такой веры и порождает утопии типа “Год 2440” Мерсье, где мечта о лучшем мире становится мечтой о будущем мире.

Утопии места подвергают сомнению самоочевидность и “естественность” общественного порядка, показывая, что где-то в мире возможен порядок, принципиально иной и более совершенный. Утопия времени — прошлого или будущего — делает то же самое, показывая, что когда-то было или когда-нибудь будет совершенно иначе и лучше. В таких утопиях нет внутренних конфликтов. Есть утопии, представляющие собой идеализацию какого-либо прежнего состояния: “при царе”, “до реформы”, “до войны”. При отсутствии определенного образа будущего автор обращается к прошлому времени. (“когда-то было лучше”).

Утопии вневременного порядка — свой идеал утописты помещают вне сферы земного существования человека, хотя бы предполагаемого. Авторы просто переносят свой образец куда-то вне времени и пространства и связывают его с вечными ценностями, наподобие Бога, Природы, Разума и т.д. В утопиях вневременного порядка концепции излагались без посредничества “говорящих картин”, но с тем же намерением противопоставить господствующим отношениям иные отношения и предложить им в противовес некий комплекс желательных общественных ценностей. Воплощение этих ценностей может быть весьма различным, но их общей чертой всегда было то, что они существуют вне времени и пространства. Мир этих утопий построен без опоры на реальность. Значение этих утопий в том, что они служили философской основой для другого типа, особенно тех, которые конструировали вымышленные модели совершенного общества. Например, учение Платона о совершенном государстве находится в тесной связи с его учением “об идеях”. Картине Утопии у Т. Мора соответствует определенная концепция природы человека. В утопии места и времени нередко проявляется образ некоего идеала, существующего вне времени и пространства. В их основе обычно лежит недоверие ко всем человеческим установкам, сочетающееся с убеждением в необходимости отыскать какую-то точку опоры, не имеющую ничего общего с этими установлениями, извечную и неизменную, абсолютную и универсальную.

Кроме эскапистских утопий существуют героические утопии. Это любые утопии, содержащие какие-либо программы и призывы к действию. Героические утопии в свою очередь делятся на утопии ордена и утопии политики.

Утопии ордена. В основе таких утопий лежит деятельность, имеющая целью создание неких островов добра внутри плохого общества. В них идет утверждение идеала, противопоставление его реально существующему плохому обществу. В конце XVIII — первой половине XIX вв. в Европе были весьма многочисленны “Союзы друзей”, чаще всего они объединяли вокруг себя молодежь, протестующую против мира “старых”, в котором они усматривали господство эгоизма. Группа молодых, не видя возможности полного преображения этого дурного общества, создает внутри него заповедник высших моральных ценностей — маленький мир, основанный на совершенно иных принципах, нежели большой мир. Классический литературный пример такого рода утопии — роман “Вильгельм Мейстер” Гете.

Утопии политики. В их основе лежит деятельность, имеющая целью заменить плохое общество новым, хорошим. Это практическое применение утопического мышления в жизни общества. Якобинцы учились по книгам Руссо, Бабеф, создавая “Заговор во имя равенства”, обращались непосредственно к Морелли. Классические примеры утопий политики дает эпоха Великой французской революции, единственная в истории эпоха, когда революционная политика жила лозунгом “начать все сначала”, лозунгом полного разрыва с прошлым и построения нового общества по принципу Разума. Политической утопией той эпохи был общественный договор.

Н. Бердяев: "Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?". (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве эпиграфа к своей книге — "Brave New world") Утопия в 20 в. характеризуется как насилие над действительностью, над человеческой природой, как обоснование и идеализацию тоталитарного строя. Эта тенденция проявилась в широком распространении антиутопии, назначение которой состоит в том, чтобы изобразить социальные идеалы своего противника в заведомо пугающем или карикатурном виде, предположив их воплощение в жизнь. Хотя подобный приём, близкий к социальной сатире, встречался и прежде, например в творчестве Свифта или Вольтера, он стал ведущим в жанре утопии лишь в 20 в. Наиболее известными сочинениями такого рода являются романы "Мы" Е. Замятина, "О, дивный новый мир" О. Хаксли и "1984 год" Дж. Оруэлла, в которых воплотились враждебность к социализму, смятение перед лицом грядущих социальных последствий научно-технического прогресса, стремление отстоять индивидуализм от рационализированной технократической цивилизации. Одновременно в ряде антиутопий проявляются законная тревога за судьбу личности в "массовом обществе", протест против манипуляции сознанием и поведением личности в условиях тоталитарного государства.

Антиутопия (негативная утопия) — изображение опасных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу. антиутопия- произведение пессимистического характера, рисующее отрицательные стороны воплощения какой-либо утопии. Мир антиутопии, как и утопии, идеален и рационалистически выверен. Изначально антиутопия была внутренне зависима от утопии как ее полная противоположность, утопия со знаком "минус". Она была близка к социальной сатире; позднее включила в себя и функцию социального предостережения (роман-предостережение). Антиутопия ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить эти идеалы в жизнь сопровождаются катастрофическими последствиями. Осуществление утопии рассматривается как насилие над действительностью и человеческой природой. В антиутопии критикуются различные формы тоталитаризма, угрозы рационализированной технократии и бюрократизации общества.

Антиутопия зарождается и развивается по мере закрепления утопической традиции общественной мысли, зачастую выполняя роль необходимого корректива утопии, всегда несколько статичной и замкнутой. Так, своеобразными поправками к утопиям Т. Мора, Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы, Дж. Харрингтона и др. ранних утопистов были: “Левиафан” (1651) Т. Гоббса – первая ярко выраженная антиутопия в форме трактата о благоустройстве государства. Государство сравнивается с библейским чудовищем Левиафаном; аллегорическая сатира “Басня о пчелах, или Частные пороки – общая выгода” (1714) Б. Мандевиля, повествующая о самопроизвольном крушении идеального сообщества; “Путешествия Гулливера” Дж. Свифта, где в 3-й книге осмеиваются замыслы благодетельной технократии, а в 4-й иронически превозносится воплощенный в соответствии с духом деистской философии и вдохновленных ею утопических сочинений идеал опрощения и приближения к естеств. состоянию, по сути дела исключающий человечность. Т. о., антиутопия 17 – 19 вв. может в большинстве случаев рассматриваться как сатирическое вспомогательное средство, идеологический и практический комментарий к утопическим построениям. Как таковая антиутопия редко обретает самостоятельную художественную значимость. Позднее антиутопия противостояла как наивно-техницистским иллюзиям, попыткам представить прогресс как путь к светлому будущему и механистически разрешить социальные противоречии, так и, напротив, консервативной ностальгии, проектам упразднения прогресса. К кон. 19 в., когда утопия, смыкаясь с научной фантастикой, приобретает статус футурологического прогноза, антиутопия порождает особый жанр фантастического “романа предупреждения”, напр.: “Машина времени” Г. Уэллса, “Наполеон из Нотинг-хилла” Г. К. Честертона, “Легче азбуки” Р. Киплинга, “Машина останавливается” Э. М. Форстера, “Воспоминания о будущем” Р. Нокса, “R.U.R.” К. Чапека.

После октябрьской революции, когда построение социализма перешло из области мечтаний в область практики, объектом сатиры антиутопии становятся реальные социалистические общества. Если утопия пишется в сравнительно мирное, предкризисное время ожидания будущего, то антиутопия создается на сломе времени, в эпоху неожиданностей, которое это будущее преподнесло.

Коренное свойство антиутопии, которое остается в ней постоянным — она оспаривает миф, созданный утопией. Миф, из которого вырастает образ земного рая, в антиутопии испытывается с целью проверить даже не столько его осуществляемость, сколько нравственность его оснований. А. Зверев считает, что “антиутопия — это карикатура на позитивную утопию, произведение, задавшееся целью высмеять и опорочить саму идею совершенства, утопическую установку вообще” Зверев А. Когда пробьет последний час природы//Вопр. лит. 1989. № 1. С. 17).

Критики утопизма выдвигали против него два ряда аргументов:

1) утопизм не принимает во внимание особенности материи общественной жизни — слишком сложной, чтобы к ней можно было применить какие-либо простые принципы. Любая попытка их применения влечет за собой использование силы, чтобы привести жизнь в соответствие с требованием абстрактного идеала.

2) утопии основаны на ложной концепции природы человека, ибо, как правило, предполагают, что призванием человека является достижение счастья и совершенства.

Утописты обычно изображали миры упорядоченные, устроенные по таблице умножения. Коль скоро система совершенна, любое изменение будет изменением к худшему, возвратом к доутопическому хаосу. “Стремления к переменам” в утопиях не предвидится. Обитатели Утопии не хотят перемен, не хотят ничего такого, что не принадлежит к устоявшемуся порядку. Достигнув счастья, они уподобляются механизмам, свободная воля им уже не нужна. Мир негативных утопий — это мир огромных организаций, располагающих неограниченными техническими возможностями, которые позволяют либо произвольно манипулировать людьми, либо создавать послушных существ, которыми можно управлять при помощи простейших физических стимулов. А. Зверев: “Общество настолько совершенно, что человеку не обязательно быть добрым, ибо он уже не несет ответственности за что бы то ни было. За решение многих трудных проблем своего прежнего существования он платит высокую цену, отказываясь от важной части того, что всегда считалось признаком истинно человеческим”. Антиутопические произведения проникнуты трезвым рациональным взглядом на утопические идеалы.

Среди антиутопий наибольшей известностью пользуются О. Хаксли “О дивный новый мир” (1932), дополненный впоследствии публикацией книги “Дивный новый мир, посещенный вторично”, а также роман Дж. Оруэлла “1984” (1949). Другими известными книгами были: “Мы” Е.И. Замятина (1927), “Котлован” (1928), “Чевенгур” (1929) А.П. Платонова, “Механическая пианола” К. Воннегута (1932), “451° по Фаренгейту” Г. Брэдбери (1953).

Антиутопии отличаются в своей поэтике от утопии:

1. В антиутопиях тоже изображены вымышленные общества, но они призваны вызывать не восхищение, как в утопиях, а ужас, не привлекать, а отпугивать, и ни в коем случае они не могли бы считаться идеальными.

2. Для антиутопий характерен мотив предостережения

3. Антиутопии свойственен трезвый, рациональный взгляд на утопические идеалы. Антиутопии всегда оспаривают миф, созданный утопиями без опоры на реальность.

4. Антиутопии связаны с реальной жизнью, они показывают, что выходит из утопических идей если их претворять в жизнь, поэтому антиутопии всегда строятся на остром конфликте, подсказанном жизнью, имеют драматический, напряженный сюжет, яркие характеры героев.

5. Антиутопии ведут полемику с утопическими идеалами с помощью иллюзий, реминисценций.

6. Антиутопии используют фантастику с целью дискредитации мира, выявления его нелогичности, абсурдности, враждебности человеку. Этим же целям служат сатира, гротеск, парадоксы.

У каждого из этих жанров свои целевые установки, отсюда своеобразие поэтики. Утопия связана с рационалистическим образом мышления и схематизмом в изображении жизни и людей. Антиутопия более свободна в использовании художественных средств, она обращается к научной фантастике, сатирическим приемам, аллюзиям, реминисценциям. В антиутопии всегда развернутый сюжет, который строится на конфликте идей, получающих конкретное воплощение в характерах героев.

Источник: studopedia.su


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.