ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР 

Проблема познаваемости происходит из реальных тpyдностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.

Пессимисты отрицают познаваемость мира. Oптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем. Cкeптики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.

Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен. Эта идея легла в основу агностицизма — философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. В Новое время, xapaктeризовавшееся быстрым развитием экспериментального ecтествознания, английский ученый Д. Юм (1711-1776) cдeлал вывод: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».


Все, кто признает познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности. 

 ПОЗНАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ 

Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания. Первая из них — ощущения,т. е. отражение отдельных свойств, отдельных при знаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания — восприятие, которое дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного познания — представление, поскольку здесь нет уже кOнкpeтнoгo предмета, который отражается. Но, как и в восприятии, остается конкретный образ объекта, с той лишь разницей, что этот образ несколько «ycpeднен» , на нeгo действуют аналогичные образы прошлого и он теряет свои уникальные и случайные черты. Для представления характерна память, ее «оживление». 

В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, yмoзаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, мeтоды).


Вы уже знаете, что понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей, нaпример, понятия «человек», «самолет» не ограничиваются образом кaкoгo-тo конкpeтнoгo человека или маркой летательного аппарата.

Более сложной формой рационального познания являются суждения — мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. Суждение отражает связи, cyществующие между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолеть недостатки чувственного познания действительности и обеспечить фактически безграничное поступательное развитие знания. Однако рациональное познание невозможно без чувственного. 

                           ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ 

Посредством opгaнoв чувств, мышления, а также с помощью интуиции и эмоций человек в ходе познавательного процесс а получает знания о предметах и отношениях. Но эти знания мoгeт оказаться как истинными, так и ложными.

Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним.


Поскольку человек не всегда может познать истину в полном объеме и знания eгo ограничены данным конкретным моментом, то такую истину называют относительной. Отпосительпая иcтипа — это ограниченное верное знание о чем-либо. Со вpeменем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из oтносительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютпая истипа — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж мнoгo. Существенно больше истин относительных.

Как же отличить истину от заблуждения, от ошибочных выводов, какие нередко имеют место в процесс её познания?

Более надежным критерием истины считается практика.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью. Если заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное, то ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. С точки зрения нpaвствeнности заблуждение — добросовестная неправда, а обман — недобросовестная. 


ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 

Ближе вceгo к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых, научное познание руководствуется принципо.м. объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом дeле. Вo-втopыx, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядоченно, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развepнутoгo теоретического понятия. В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания мoгYт быть и научное нaблюдение, и практика, и логические рассуждения.

В научном знании выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Эти уровни различаются, прежде вceгo, тем, что эмпирическое знание отражает изучаемый объект со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов. А теоретическое познание имеет дело с логической моделью изучаемого объекта,выраженной специальным научным языком.


Наконец, различие между двумя уровнями научных знаний состоит в том, что эмпирические знания фрагментарны (они дают информацию только об отдельных cтopoнах изучаемого объекта), а теоретические знания представляют более систематизированную картину, раскрывающую сущность изучаемого объекта. (Приведите примеры эмпирических и теоретических знаний из физики, химии, биологии, обществознания.)

           СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ 

Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук — это прежде вceгo знание об относительно устойчивых и систематически вocпроизводимых отношениях между народами, классами, coциально- демографическими и профессиональными группами и т. д.

Социальное знание имеет и свои специфические ocoбенности.

Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом eгo исследований является социальное знание.


ли же он рассматривает мир человека, цели и мотивы eгo дeятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гyманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения cyти исторического развития она не была бы наукой.

К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку обращена к духовному миру человека.

Гуманитарий рассматривает действительность в кpyгe целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять eгo помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания.

           МНОГООБРАЗИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 

При всем уважении и при знании значимости научного познания и знания было бы неверно ограничивать результаты познавательной деятельности человека только наукой.


Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое пракстическое знание, рожденное опытом повседневной жизни. Оно было, по существу, эмпирическим, выражалось специфическим языком, который может быть непонятным в отрыве от практических действий. Действительно, кто может измерить «чуть-чуть» или щепотку? Вместе с тем этот язык становится абсолютно ясным при действиях по образцу или при совместной работе с мaстeром, владеющим необходимыми приемами.

Немало полезных сведений о мире таит в себе нapoдная мудрость. В ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл. Народная мудрость, как правило, выражена в пословицах, поговорках, загадках. 3дравый смысл представляет собой стихийно складывающиеся под влиянием повседневного опыта взг ляды людей на окружающую действительность и на самих себя. 3дpaвый смысл как бы суммирует опыт разных людей, проявленный в сходной ситуации. Наряду с истинными знаниями здравый смысл может содержать и предрассудки, и дaже устойчивые заблуждения, поскольку опыт разных людей может быть весьма разнообразным. Любопытно, что в народной мудрости по одному и тому же поводу можно найти прямо противоположные суждения, поскольку сам этот опыт вбирает в себя разнообразную практику. Вероятно, вам не составит труда привести примеры таких противоречий.


Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде вceгo имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ несет в себе свойства реальных предметов. Вместе с тем он не просто отражает мир, а как бы обобщает важные свойства многих реальных объектов и делает это при помощи художественных средств, идеальных авторских моделей.

Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (от лат. para — после, при, околонаучное знание). Она, в отличие от здравoгo смысла, который стремится к ясности и рецептурности, грешит туманностью и псевдонаучным (от греч. pseudos — ложь), т. е. ложнонаучным, языком. Иногда к паранауке относят знания, которые не находят до поры до времени стройного объяснения в рамках существующих научных теорий. Но чаще паранаука претендует на универсальность, проявляет нетерпимость к иным точкам зрения. 


Источник: sites.google.com

Понятие рационализм и его происхождение


фото 760

Впервые этот термин употребил Френсис Бэкон, в то время как философы, живущие до него, пытались объяснить это понятие. Рационализм в философии не принадлежит к какому-то конкретному течению, поскольку роль разума признают многие философы. Но взгляды на него отличаются: они могут быть умеренными, когда человек признает, что разум занимает важное место в познании, но не единственное; и радикальным, когда человек признает важность только разума.

Рационалисты придерживаются мнения, что опыт не имеет значения, если нет разума. Также они считают, что при наличии разума человек совершает открытия, даже если у него нет опыта. Рационалисты считают, что признаки достоверного знания нельзя получить исходя из опыта. К этим признакам относятся:

  • всеобщность;
  • необходимость.

Трактовка этого термина различается в зависимости от конкретного мыслителя и исторической эпохи, когда оно было сформировано. Так как философия – наука, зависимая от уровня культуры и потребностей общества в определенный момент времени, то понятия, входящие в нее, меняются с ходом времени.

История развития термина

Рациональность развивалась в философии в несколько этапов, и каждый из них связан с именем какого-либо мыслителя.

Древняя Греция


Как и многие другие направления философской мысли, рационализм берет начало в Древней Греции. Первый этап развития и становления этого термина связан с именем Сократа. В его идеях прослеживает рационалистическая направленность. Индивид должен познать мир, самого себя. Знание воспринимается Сократом как добро, а незнание – зло.

Рационализм Сократа называют этическим, так как целью самопознания человека является его нравственное поведение. Если индивид познает себя, и различает понятия «хорошо» и «плохо», то не будет поступать безнравственно. То есть, рационализм необходим для развития в себе высоких нравственных качеств.

Следующий мыслитель, развивавший идею рациональности – Платон, ученик Сократа. Платон считал, что весь материальный мир – это отражение мира идей. Материальные вещи меняются, они непостоянны. Он приводил в пример красоту женщины и цветка. Они непостоянны, так как со временем меняются. Женщина постареет, и ее красота уже не будет такой, как раньше. Цветок завянет и умрет.

Платон признавал, что мы познаем мир через органы чувств: видим предметы, ощущаем их, трогаем. Но он также предполагал, что непостоянные чувства не могут быть источником познания. Он предположил, что есть мир, в котором находится душа человека до рождения. И до рождения человек знал все, но, родившись забыл. При помощи органов чувств индивид познает окружающий мир, но при помощи разума, вспоминает предыдущий опыт и познает важные неизменные понятия.

Средневековье и эпоха Возрождения

Религия занимала важное место в обществе, а божественное начало является источником бытия и целью, к которой стремятся люди. Основными представителями этого времени являлись Фома Аквинский, Николай Кузанский, Эразм Роттердамский, Лютер, Цвингли и другие.

Фома Аквинский признавал подчинение разума божественному началу, но в научных знаниях, таких как математика, природа или этика, он занимал главенствующую позицию и являлся признаком разумного человека.

Николай Кузанский выдвинул идею о том, что человеческий разум бесконечно приближается к божественному в развитии, но никогда не приблизится. Хотя человек не достигнет той полноты, которой обладает божественный разум, он никогда не прекратит приближаться к нему.

В эпоху Возрождения развивается идея гуманизма, которая противоречит идеям Реформации, и воспринимается как идея, которая подорвет веру человека в Бога.

Новое время

В эпоху Нового времени рационализм формируется как понятие, и получает более широкое развитие. Особенность этого исторического периода заключается в изменениях, происходящих во всех сферах общества: исчезает феодализм, появляется капитализм, возникает необходимость в механизации производства.

В Средневековье человека считали ничтожным созданием, которое подчинялось Богу, а религия занимала главенствующее положение. В эпоху Возрождения развивается антропоцентризм, когда человек стоит в центре внимания, и воспринимается как венец Вселенной. В эпоху Нового времени главное место занимает просвещение и образование. Появляется вера и заинтересованность в разумности и возможностях человека. Зародился новый тип личности: разумный человек, которые стремится к знанию и действиям. В этот период развивается наука и техника, происходит научный прорыв. Все эти особенности влияли на человеческое сознание. Людям стала необходима обоснованность событий и явлений, происходящих в мире.

Из-за таких изменений в мире, рационализм формируется как понятие, и развивается в направление мысли.

Рене Декарт

фото 761

Это французский философ и математик, который придерживался позиций рационализма, и внес большой вклад в его развитие. Он родился в 1596 году, умер в 1650 году.

По мнению Рене Декарта, любое полученное знание нужно проверять. Помогает это делать человеку разум. Он придерживался позиции, что ничего нельзя принимать на веру. Любую гипотезу или полученную информацию следует подвергнуть тщательному анализу.

«Мыслю, следовательно, существую» – знаменитое суждение Декарта. И именно это суждение наиболее четко передает суть рационализма: разум преобладает над чувствами. В центре изучения Декарта стоит человек, который способен мыслить, но у его теории есть минусы:

  1. Не отрицается существование Бога. Философы того времени еще придерживались теологической теории происхождения мира, и религия занимала значимое место в обществе.
  2. Самосознание обеспечивается Богом.

Эти минусы делают его теорию несовершенной. Хотя он признает, что человек разумное существо, которое может познать многие вещи, он не познает сам себя без вмешательства божественного начала.

Бенедикт Спиноза

Это философ – рационалист из Нидерландов, родившийся в 1632 году и умерший в 1677 году. Он отвечал на главные вопросы, интересующие человечество, исходя из рационалистической идеи. Он также провозгласил, что Бог существует только в философском смысле.

Спиноза придерживался мнения, что мир познаваем. Но человек познает его поверхностно, если руководствуется только своими чувствами. При помощи разума человеку открывается истина.

Одно из известных произведений Бенедикта Спинозы – «Этика», которое впоследствии многие философы подвергли критике. Спиноза использовал дедуктивно-геометрический метод в своем произведении, то есть сначала объяснил простые понятия, затем сформировал аксиомы, из которых вывел теоремы.

Спиноза считал, что взаимоотношения между людьми – это рациональная необходимость. Идея Спинозы не нашли отражения у многих других философов. Многие из них считали его геометрический метод сложным для понимания. Гете говорил о том, что в некоторых местах он не понимал мыслей Бенедикта. Альберт Эйнштейн интересовался его идеями.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Философ из Саксонии, родившийся в 1646 году в Лейпциге и умерший в 1716 году. Он придерживался мнения о врожденности души, и предшествии интеллекта опыту. Но он не в полной мере поддерживал теорию Декарта о том, что в определенном мире душа человека знала все.

По мнению Лейбница, мы не рождаемся с актуальным знанием, а постигаем его в течение жизни. Но в нас заложен определенный потенциал к познанию.

Этот мыслитель выделил два вида истины:

  • разума;
  • факта.

Истиной разума являются те факты, противопоставление которым невозможно из-за логики. Они построены на неизменных теориях и истинах, которые исключают третий вариант. Сюда относятся законы математики и логики.

Истины факта – это суждения, которым можно противоречить. Тот факт, что человек идет – истина, но он остановится – и это уже не будет истиной.

Чтобы найти истину достаточно существующих теорий, а чтобы найти истину факта, необходимы основания, доказывающие, что суждение является верным.

Иммануил Кант

Немецкий философ, родившийся в 1724 году в Кёнингсберге и умерший в 1804 году.

Он работал над объединением эмпиризма и рационализма. Его философия называется трансцендентальный идеализм. Кант заявлял, что разум получает стимул к действию в том случае, если познание при помощи органов чувств невозможно. Познание при помощи разума имеет смысл при постижении таких понятий, как: Бог, бессмертие, свобода, воля и другие.

Иммануил Кант считал, что хотя разум стремится познать эти понятия, сделать он этого не может, так как они непостижимы для разума. Особенность Канта заключается в его двойственности и попытке объединить два разных направления. Он признавал, что чувства играют важную роль в процессе познания так же, как и разум. Он критиковал эмпириков за то, что они исключали роль разума в этом процессе.

фото 762

Рационализм – важное направление мысли в философии, которого придерживались многие известные мыслители. Он противопоставлен иррационализму в философии, который не признает важную роль разума в процессе познания.

Это понятие не принадлежит к какому-то конкретному направлению философской мысли, так как представители разных течений могут придерживаться этой позиции. Главными противниками рационалистов являются эмпирики, которые придерживаются мнения о том, что в процессе познания главную роль играет опыт и чувства. Девизом приверженцев рационалистического течения является фраза: «Знание – сила».

В основе этого понятия стоит мысль о том, что человек в научной деятельности и познавательном процессе должен руководствоваться разумом, при помощи которого он может достигнуть истины. Все полученные данные должны быть проверены с помощью критического анализа, и не должны приниматься на веру. Мыслители, придерживающиеся этого направления, считают, что познает мир человек при помощи разума, а на основе опыта и чувственных ощущений познаваемы только бытовые понятия. Боле сложные термины, такие как Бог или свобода, познаются рационально.

Источник: mystroimmir.ru

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

План

  1. Познаваем ли мир.
  2. Познание чувственное и рациональное.
  3. Истина и ее критерии.
  4. Особенности научного познания.
  5. Социальные и гуманитарные знания.
  6. Многообразие человеческого знания.
  7. Используются ТСО и наглядные пособия. Познаваем ли мир? Учащиеся отвечают, и в зависимости от предполагаемых ответов можно разделить класс на три группы:

1-я группа считает, что мир познаваем – «оптимисты»;

2-я группа считает, что мир познать нельзя – «пессимисты»;

3-я группа считает, что познание мира возможно, но выражает сомнение в достоверности полученного знания – «скептики». В дальнейшем выполнение заданий происходит в составе групп.

Задание. Каждая группа аргументировано доказывает свою точку зрения.

– Что такое познание?

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.

Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей нужны знания.

Мир природы. Общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?

Задание. Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм. Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.

– Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?

Ученые выделяют следующие виды познания:

  1. обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – труде, общении, каждодневных занятиях;
  2. научное – главный источник знаний людей о мире;
  3. образное характерно для искусства, художественной культуры;
  4. философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире.

Задание. Приведите примеры, раскрывающие каждый вид познания.

– Что является главным во всех направлениях познания?

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

В процессе познания присутствует объект и субъект познания.

объект познания субъект познания
познаваемый предмет человек, общество
весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом
человек

Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.

Задание.Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

2. Используются ТСО и наглядные пособия. Существуют две ступени познавательной деятельности:

1-ая ступень – чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

формы чувственного познания
ощущение восприятие представление
представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно

Роль чувственного познания:

а) органы чувств являются, являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с окружающим миром;

б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания;

г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон. Таким образом.на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления.

2-я ступень познавательной деятельности – рациональное познание. На этом этапе включается механизм мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.

формы рационального познания
понятие суждение умозаключение
Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: 1-по степени общности:
а) общие;
б) более общие;
в) предельно общие.
2-в научном познании:
а) частнонаучные
б) общенаучные
в) всеобщие (философские).
3-по отношению к действительности:
а) понятия, отражающие общее в предметах;
б) понятия охватывающие существенные признаки предметов;
в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
г) понятия-идеи.
Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей.
Представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
Высказывая суждения человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.
Это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Виды умозаключений:
а) дедуктивное, представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих рассуждений к частным;
б) индуктивные умозаключения располагаются в цепи вцепи в последовательности от частных к общими.
индуктивные умозаключения «наводят» на мысль.

Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.

Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.

Основные черты интуитивной способности:

  1. неожиданность решения поставленной задачи;
  2. неосознанность путей и средств ее разрешения;
  3. непосредственный характер постижения истины.

Чувственное познание, рациональное и интуиция — это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием понимания.

Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.

3. Используются ТСО и наглядные пособия. Сущностью процесса познания является получения как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мир и получения истинного знания (агностики, эмпирики, рационалисты).

Истина – соответствие мыслей человека окружающей действительности.

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекту познания.

истина абсолютная истина относительная
полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении (математические формулы, утверждение или неопровержимо установленный факт) представляет собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития

Задание. На примерах покажите абсолютность и относительность истины.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика, которая представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Характерные черты практики:

  1. целенаправленность (проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей которые они стремятся воплотить в окружающую действительность);
  2. предметно чувственный характер ( человек сталкивается с материальными предметами окружающего мира);
  3. преобразование окружающей действительности.

В процессе практики меняется не только действительность, окружающая человека, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение – преднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.

Заблуждение – это ложное знание принимаемое за истинное.

– Как вы думаете, всегда ли заблуждение играет положительную или отрицательную роль? Ответ обоснуйте.

Роль заблуждений в познании неоднозначна:

  • с одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию;
  • с другой – оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

4. Используются ТСО и наглядные пособия. Ближе всего к истине стоит научное знание. Наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит творческий процесс мыслительной и научно-практической деятельности.

Принципы научного познания:

  1. принцип объективности – необходимо отражать объект таким, какой он есть на самом деле;
  2. рационалистическая обоснованность – отличие от слепой веры в мифологии и религии;
  3. системность знания – научное знание не просто упорядочено, но к тому же выражается в форме теории;
  4. проверяемость – средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения.
уровни научного знания
теоретический эмпирический
имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки; к теоретическим методам исследований относятся: аналогия, абстрагирование, идеализация (мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности), с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории. отражает изучаемый предмет со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов; содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физически процессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ними; к эмпирическим методам исследований относятся: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент

5. Используются ТСО и наглядные пособия. Различия между эмпирическими и теоретическими уровнями знаний относятся как к изучению природных объектов, так и к изучению общества и человека. Однако социальные и гуманитарные знания имеют свою специфику.

общественные науки
социальное знание гуманитарное знание
знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, профессиональными группами; обращается к фактам, знаниям, законам общественно-исторического процесса, исследует общественные тенденции в развитии человечества рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира; изучает индивидуально — личностные факторы

Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.

Задание. Приведите примеры социальных и гуманитарных знаний.

6. На первых этапах исторического развития потребность человеческой цивилизации в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях.

Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.

Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни.

Немало полезных сведений о мире таит в себе так называемая народная мудрость.в ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл.

Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа.

Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (околонаучное знание). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, грешит туманностью и псевдонаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые до поры до времени не находят стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

III. Закрепление нового материала.

1-я группа отвечает на вопросы:

  1. Какие значения слова «знание» вам известны?
  2. Кто такие агностики, в чем суть их взглядов на познание?
  3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
  4. В чем особенности рационального познания?
  5. Что такое истина?
  6. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
  7. В чем состоят особенности научного познания?
  8. Чем отличаются знания социальные и гуманитарные?

2-я группа

Работа с документом, с.65-66. Ответить на вопросы.

3-я группа выполняет задания 1-4 с.66-67.

Список литературы:

  1. Боголюбов Л. Н. Обществознание. М., Просвещение, 2006. 351с.
  2. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. М., Просвещение, 1990. 240с.
  3. Курбатов В .И. Логика. Систематический курс. 2001. 512с.
  4. Никитин А. Ф. Большой школьный словарь: обществознание, экономика, право. М., АСТ — ПРЕСС ШКОЛА, 2006. 400с.
  5. Степанько С. Н. Обществознание. 10 кл.: поурочные планы по учебнику под редакцией Боголюбова: в 2 ч. – Ч. I. 2008. 285с.

Источник: urok.1sept.ru


Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:


Контрольная Критерии и формы научности. Принцип верификации. Принцип фальсификации. Рациональный принцип

Информация:

Тип работы: Контрольная. Добавлен: 21.10.11. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):

Рационалистическая обоснованность это Содержание
1. Критерии и формы научности. Принцип верификации. Принцип фальсификации. Рациональный принцип. 2

2. Молекула как система атомов. Взаимодействие между атомами. Химическая связь (её сущность и условия образования). Энергия химической связи. Какие электроны участвуют в образовании химической связи? Типы химической связи (ковалентная, ионная и металлическая)? Дать краткое пояснение их сущности и привести примеры молекул, в которых эти связи реализуются. 6

3. Функциональные группы организмов (по способу питания) в экосистеме. Автотрофы (продуценты) и гетеротрофы (консументы и редуценты) 13

Список литературы 16

1. Критерии и формы научности. Принцип верификации. Принцип фальсификации. Рациональный принцип.
Критерии научности следующие:
1) Объективность, или принцип объективности. Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых «самих по себе», как «вещи в себе» (не в кантовском понимании, а как еще не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение и от интересов индивида, и от всего сверхлриродного. Природу требуется познать из нее самой, она признается в этом смысле самодостаточной; предметы и их отношения тоже должны быть познаны такими, какими они есть, без всяких посторонних прибавлений, т.е. без привнесения в них чего-либо субъективного или сверхприродного.
2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность. Как отмечают некоторые исследователи, обыденное знание носит, помимо прочего, ссылочный характер, опирается на «мнения», «авторитет»; в научном же знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно; здесь действует принцип достаточного основания. Принцип достаточного основания гласит: «Ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение — справедливым без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе» (Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х т. М., 1982. Т. 1. С. 418); судьей в вопросах истины становится разум, а способом ее достижения — критичность и рациональные принципы познания.
3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).
4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.
5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости (и в этом смысле «интерсубъективности»).
Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.
Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику.
Важной проблемой является определение научности знания и отграничения его от других видов знания. Повторим, что понятие «истинное» не эквивалентно понятию «научное». Существует совокупность критериев научности, используя которые можно отличить научное знание от ненаучного. Так, современные физики не обсуждают возможность построения вечного двигателя, а астрономы не относятся всерьез к работам по астрологии. Вместе с тем в теоретических журналах публикуется множество статей, где представлены научные гипотезы ? предположительное суждение о связи явлений.
Методология науки для целей отграничения научного знания от ненаучного использует несколько принципов . Наиболее часто говорят о трех из них ? рациональности, верификации и фальсификации. Принцип рациональности является основным средством обоснованности знания; он как бы ориентирует исследователя на определенные нормы и идеалы научности, а также эталоны знаний.
Это принцип аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.
Учёные считают вопрос о разграничении науки и ненауки не слишком сложным. Они интуитивно чувствуют подлинно и псевдонаучный характер знания, так как ориентируются на определённые нормы и идеалы научности, некие эталоны исследовательской работы. В этих идеалах нормах науки выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Хотя они исторически изменчивы, но всё же во все эпохи сохраняется некий инвариант таких норм, обусловленный единством стиля мышления, сформированного ещё в Древней Греции. Рациональный стиль мышления основан по сути на двух фундаментальных идеях:
природной упорядоченности,
формального доказательства как главного средства обоснованности знания.
В рамках рационального стиля мышления научное знание характеризуют следующие методологические критерии:
универсальность,
согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развёртывания системы знания;
простота;
объяснительный потенциал;
наличие предсказательной силы.
Согласно принципу верификации, некое понятие или суждение имеет значение, если оно сводимо к непосредственному опыту или высказыванию о нем, т.е. эмпирически проверяемо. Различают непосредственную верификацию, когда происходит прямая проверка утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента, и косвенную верификацию, когда устанавливаются логические отношения между косвенно верифицируемыми утверждениями. Использование принципа верификации дает возможность разделить научное и ненаучное знания, но он плохо справляется с поставленной перед ним задачей, если некоторая …
**************************************************************


Источник: www.webkursovik.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.