Всё чаще на йоговских сайтах и форумах можно встретить приглашения на ретрит. Когда я вижу, что ретрит проводится в курортном месте на море, меня начинают терзать смутные сомнения. Разве ретрит не означает уединение и тишину? И разве остались у нас пустынные морские берега, способствующие глубокому погружению в себя? Или слово «ретрит» стали использовать в каком-то ином значении? Я бывала в йога-турах, проходила ретриты и даже один раз участвовала в 10-дневной випассане. И, надо заметить, что последние две практики не имеют ничего общего с оздоровительным отдыхом на лоне природы. Давайте разбираться, что всё-таки стоит за этими словами.

Йога-тур – это самое простое, на что может подписаться новичок в йоге. Тур может проходить в одном месте – в так называемом месте силы, или в виде паломничества по нескольким точкам, например, по следам великих йогов прошлого.


га-тур обычно организуют один или два йога-тичера, которые предлагают довольно стандартную программу: классы асан, как правило, дважды в день – утром и вечером, к этому иногда добавляют пранаямы и медитации, наиболее продвинутые устраивают лекции и семинары. Это времяпровождение легко можно объединить с отдыхом, поэтому большой популярностью пользуются пляжные туры, позволяющие убить двух зайцев сразу: можно и живот подтянуть, и с загаром вернуться. Туристическая индустрия ставит йога-туры на один уровень с другими активными видами отдыха вроде горнолыжных туров. Ожидать от таких поездок грандиозных инсайтов не стоит, хотя, безусловно, вы вернетесь обновленными, с новыми друзьями и впечатлениями. И первое время после возвращения наверняка будете просыпаться рано, начинать свой день не с бутербродов, а с серии асан, и вообще начнете питаться вегетарианской пищей (если вы до сих пор не вегетарианец) и рассказывать своим близким о пользе экадашей. В общем, в йога-туре может случиться много неожиданного и прекрасного.

shutterstock_517383307.jpg

Для продвинутых практиков йоги есть иные способы провести отпуск. Ретри́т, а также ритри́т (от англ. retreat) переводится как «уединение», «удаление от общества», «затворничество». Предполагается, что духовный искатель на время удаляется от мирской суеты, чтобы успокоить ум, взять под контроль эмоции и найти ответы на глубинные вопросы.


новоположником этой практики можно считать Будду Шакьямуни, который уединился от мира для познания себя и помощи другим живым существам в избавлении их от страданий. У буддийских монахов до сих пор есть традиция уходить в затворничество на три месяца (на период сезона дождей) или на более длительный срок. В настоящее время существуют ретритные центры, школы, монастыри и ашрамы по всему миру, которые предлагают уединенную практику на разные периоды времени в зависимости от целей – от нескольких дней до нескольких лет.

Ретриты бывают индивидуальными и коллективными. В групповом ретрите обязательно существует четкий распорядок дня, в котором сочетаются, например, статические и динамические медитации, а также установлены определенные нормы поведения, например, запрет на курение, употребление алкоголя, употребление убойной пищи. Нарушать эти правила недопустимо. Практики, выполняемые во время ретрита, могут быть разными – это зависит от школ и учителей. Часто ретриты проводятся в молчании.

shutterstock_782125174.jpg


Так что же тогда випассана? Глобально этим словом обозначают медитативные практики. У нас чаще всего под випассаной понимают ретрит, состоящий из медитативных практик, проходящий в полном молчании под руководством опытного наставника. Все контакты с внешним миром при этом полностью прекращаются: телефоны и прочие девайсы сдаются, общение может быть только с мастером и то обычно с помощью записок. Эта практика имеет также буддийские корни. Вообще випассана (пали) или випашьяна (санскр. vipaśyana) переводится как «медитация прозрения», «видение как-есть» или «высшее видение». Суть в том, что по мере развития концентрации (чаще на дыхании), тело и ум успокаиваются, приходит осознанность, а вместе с этим яркое и острое понимание себя и окружающих вещей как они есть. В России можно пройти 10-дневную випассану по методике индуистского мастера Сатья Гоенка: практика сводится к  постоянной неподвижной медитации, которая прерывается лишь едой и сном. Существует также схема випассаны от Махаси Саядо – буддийского монаха из Бирмы, предложившего чередовать статичные медитационные сессии с практикой медитативной ходьбы. Я проходила випассану по второму варианту, в который также были включены асаны и пранаямы. Считаю его более щадящим для современного офисного человека. Если для вас и 20 минут просидеть неподвижно кажется жёсткой аскезой, не говоря уже о двух часах, а потом еще двух, и так несколько раз в день, то воспользуйтесь разработкой Махаси Саядо. Ну или просто езжайте в йога-тур, чтобы не мучиться.


Почему же сейчас пошла такая мода на «ретриты»? Дело в том, что сейчас словом «ретрит» всё чаще обозначают времяпрепровождение, посвящённое любой духовной практике. От первоначального смысла – затвора, в этом мало что остается. Поэтому, чтобы попасть туда, куда вам нужно, внимательно читайте описание и программу предлагаемой практики. И – в добрый путь на встречу с самим собой!

Источник: vegetarian.ru

Разберемся, что это такое:

В переводе с английского retreat, означает – «отступление, убежище, уединение, уход из cоциума».

Випассана – медитативная техника для развития «right wisdom» — правильное глубокое понимание себя, людей и вещей, которая «ведет к правильным мыслям и верным намерениям».

В ходе уединения, медитаций и концентрации ума, приходят к единству физическое тело, чувства, ум и дух. То есть человек становится целостным. Таким, каким он пришел в этот мир, пока жизнь его «не разобрала» на тысячу маленьких кусочков.

Как проходит ретрит. Орг . вопросы

Ритрит может быть совершенно разным. От групповой медитации где-нибудь глубоко в горах, до «черного ритрита» в темной пещере или избе, или в одиночестве в собственной квартире, отключив телефоны. От неподвижного сидения, до использования 4 видов медитаций (сидя, лежа, стоя и «ходьба»). Его проводят как в Индии, Тайланде, так и в России и на Украине. Человек может молчать все время и разговаривать, в лучшем случае, с «учителем» или «ведущим», или просто заниматься какой-либо однообразной деятельностью и вести духовно развивающие беседы. Каждый выбирает свое место, степень погружения и «жесткости».


Так или иначе все ретриты объединяются правилами, например такими:

  • Нужно придерживаться некоего распорядка дня, который соблюдается всеми участниками. Оговариваются время подъема, обеда и т.п.
  • Питание как правило вегетарианское.Нельзя читать и использовать различные электронные устройства с целью отвлечься (например, телевизор, ноу-бук и т.п.)
  • Проживание отдельно мужчины от женщин (и соответственно воздержание от секса на время ретирта и у женатых пар)
  • Быть от начала до конца (Важно – что если ты его начал, то дойди до конца).

Зачем это нужно?

Что становится возможным благодаря такому погружению в себя?

Что происходит с человеком в ходе ретрита?

Ритрит же – это духовная практика, которая позволяет оторваться от реальности и соединиться с собой. Каждый человек уникален и приходит со своим запросом, и для каждого человека такое уединенное созерцание себя дает свои результаты. Те или иные действия, которые рекомендованы в различных центрах медитаций и в различных школах, вызывают определенную реакцию и эффект у участников. Приведу некоторые из них.


«Уединение» — Оторвавшись от рутины дней и скинув с глаз шоры, мы по-новому глядим на ситуацию, и понимаем, что это не проблема вовсе))

«Отпускание мыслей» — ты можешь позволить мыслям быть, но, в то же время, ты их наблюдаешь со стороны – «Ну вот, опять я думаю». Разрешаешь им «побыть» и даешь им уйти. Таким образом, ты не блокируешь мысли, но и не даешь своему мозгу постоянно и привычно трудиться. Если развить эту тему с точки зрения психологии, то ты не загоняешь свои мысли в подсознание, где они таятся до поры до времени, а потом в удобный момент снова начинают тебя «морочить», а ты им даешь свободно проплыть и исчезнуть. Голова «очищается» от лишнего, уходят лишние установки, страхи, мысли, «проблемы», сомнения. И остается главное, истинное, с точки зрения человека и жизни, а не социума.

«Неподвижность» — ты оставляешь свое тело в неподвижности и концентрируешься на дыхании, и на своем «центре» тела (Центр тела находится примерно на 3 пальца ниже пупка). Когда ты помещаешь свой «внутренний взор» туда, то все, что вокруг, и даже твое тело на какой-то момент уходит в фон. И тогда ты учишься слышать себя, чувствовать свое тело.«Молчание» – ты сберегаешь энергию. Молчание помогает слушать себя самого, а не множество мнений и голосов вокруг. Вот уж точно, выдержав ритрит, ны на столько докапываешься до сути своих установок, что можешь не ходить к психологам годами)).


«Наблюдение за своим телом» – позволяет чувствовать тело, и, возможно, даже его боль. И отпускать. Ритрит при регулярной и длительной практике, а также при сильном намерении, приводит к исцелению очень серьезных или даже смертельных заболеваний.

Так или иначе – ретрит – очень эффективная духовная практика погружения в себя настоящего. То, как он пройдет, зависит от твоего намерения. То, какие ответы, которые ты получишь – зависят от твоего запроса. И как бы ты ни шел – это путь к себе.

Источник: www.showlady.ru

Ретрит: понятие и его суть

Ретрит (от английского слова retreat – «затворничество», «уединение», «удаление от людей») – это времяпрепровождение, которое посвящено медитативным практикам, уходу от плохих мыслей, мирской суеты. Благодаря ретриту можно найти время на встречу с самим собой.

В чем заключается его смысл? На протяжении многих веков известные ученые, монахи, послушники, писатели практиковали духовные практики, чтобы отыскать в своей душе внутренние ресурсы, благодаря которым становилось возможным их дальнейшее существование.

Несмотря на то, что само слово «ретрит» только недавно вошло в лексикон людей, об этой практике известно уже давным-давно. Первым человеком, который уединился и удалился от мирской суеты для самопознания, стал Будда (Сиддхартха Гаутама). Именно его считают основателем данной методики «детоксикации».


Многие считают ретрит буддистким направлением, но оно характерно и для христианства. Уход Иисуса Христа на 40 дней в пустыню – не что иное, как ретрит. Суфизм, который является одним из направлений ислама, также проповедует уединение и познание своего естества.

Суть ретрита заключается в уходе от повседневности, которая мешает человеку сосредоточиться на собственном «я», чтобы принять, понять, постичь и изучить самого себя. Чтобы реализовать это, человеку необходимо забыть о мирских заботах, отключить все гаджеты, сосредоточиться на полезном виде деятельности (например, комплекс дыхательных практик, медитация, йога). Если сделать все правильно, то эмоциональное состояние заметно улучшится, сознание очистится, а к человеку придет более полное и глубокое осознание своего «я» и своего земного предназначения.

Основные правила ретрита

Чтобы сделать ретрит максимально эффективным, необходимо соблюдать ряд правил.

1. Четко определите свое намерение

Кому-то может показаться, что сделать это очень просто, другие же, наоборот, подумают, что это очень трудно и практически невозможно. Вы должны понимать и осознавать, зачем вы делаете то, что вы делаете.


Возьмите лист бумаги и запишите на нем, что именно вы хотите понять, какой результат вас удовлетворит, зачем вы уходите в ретрит и что хотите в итоге узнать. Чем конкретнее вы сформулируете свои цели, тем лучше!

2. Выберите подходящее место и удобное для вас время

Ретрит должен быть спланирован заранее. Загляните в свое расписание, подберите удобное для вас время. Место для проведения духовной практики лучше выбирать уединенное, тихое, спокойное, комфортное для вас. Также заранее продумайте, какие именно упражнения вы хотите выполнить. Такой подход сэкономит ваше время и позволит сразу приступить к «детоксикации», не тратя драгоценные минуты на решение организационных вопросов.

3. Составьте четкий план

Чтобы все удалось, а поставленные цели были достигнуты, вам нужно создать вдохновляющую окружающую среду и атмосферу, которая будет мотивировать. Заранее подготовьте пространство для медитации, сделайте его для себя удобным и комфортным. Принесите коврик, благовония, свечи, подушки для медитации, другие необходимые для практики материалы. Составьте идеальное для себя меню и сделайте в супермаркете все необходимые покупки. Следует помнить, что еда должна быть питательной, но легкой.

4. Установите четкие и понятные окружающим людям границы

Предупредите друзей, родственников, коллег и товарищей, что вас не следует беспокоить, так как вы будете недоступны. Отключите все телефоны (и мобильные, и стационарные), планшеты, компьютеры и другие гаджеты. Следить за временем помогут обычные часы, которые не будут отвлекать внимание от медитации и не вызовут соблазна проверить электронную почту или обновить ленту новостей.


Читайте также — Цифровой детокс — отказ от гаджетов и интернета

5. Держите под рукой своей расписание

Чтобы не сбиться с графика, расписание лучше всего распечатать или написать от руки и приклеить на стену. Ваше расписание должно быть реалистичным: не очень нагруженным, но и не слишком расслабляющим. Оно должно включать в себя физические упражнения, прогулки, перерывы на еду, время на отдых, чтение, размышления, формальную практику. Самое подходящее время для медитации – три часа между завтраком и обедом.

Если ретрит состоится в другой местности, то вам необходимо изучить это место, ознакомиться с отзывами людей, которые уже там побывали.

6. Ретрит – регулярная практика

Следует помнить, что медитация является главной практикой для расслабления, повышения осознанности, установления прочной связи с источниками мудрости. Поэтому необходимо устраивать себе периодические ретриты, которые помогут обновиться и взглянуть на жизнь совершенно по-новому.

7. Помните об ограничениях

Во время проведения духовной практики следует отказаться от алкогольных напитков, мяса и кофеина. Пока она не окончена, нельзя покидать место ее проведения. Не отвлекайтесь на пустые разговоры, не обращайте внимания на препятствия, просто преодолевайте их.

Виды ретритов

Существуют такие основные виды ретритов:

  • уединенный – проводится в полном одиночестве дома, в горах, на морском побережье, в селе;
  • коллективный – для его проведения собирается группа людей в неограниченном количестве. Люди могут молчать или общаться друг с другом;
  • темный – проводится в темном помещении;
  • общительный – участники духовной практики общаются между собой;
  • тихий – для его проведения необходима полная тишина;
  • политический – вид ретрита, который появился относительно недавно. Во время проведения крупных встреч международного значения политики общаются в узком кругу без присутствия журналистов.

Что значит ретрит, определение

Почему люди уходят в ретрит: основные причины

Желание забыть хоть на некоторое время о мирской суете и погрузиться в собственный мир – далеко не единственная причина. Люди хотят уединиться, потому что:

  1. хотят получить возможность вести здоровый образ жизни, чтобы ощутить легкость не только мыслей, но и физического тела. Очень тяжело начать кушать полезную пищу, делать зарядку, думать позитивно, не меняя окружающую обстановку. В ретрите сделать это намного проще и легче;
  2. мечтают, чтобы во время медитации их ничего не отвлекало;
  3. желают хоть на время забыть о бытовых проблемах, постоянных заботах, чтобы полностью сосредоточиться на духовной практике и повысить ее результативность;
  4. хотят быть более дисциплинированными. Соблюдение жесткого графика во время ретрита хорошо способствует этому;
  5. желают оторвать свои мысли от окружающих их условностей, чтобы подарить возможность мозгу отдохнуть и снять накопившееся напряжение;
  6. хотят сосредоточиться на себе и своих ощущения, понять причины своего недовольства и найти эффективные способы их устранения.

Ищем лучшие места для ухода в ретрит

Выездные ретриты более эффективны, чем те, которые проводятся дома, так как благодаря им человек вырывается из привычной окружающей среды и оказывается в неизвестных для него условиях. Основываясь на отзывах практикующих данную методику людей, можно сделать вывод, что лучшими местами для ее проведения являются:

  • остров Самуи, который находится в Таиланде;
  • остров Бали (Индонезия);
  • марокканская деревушка Ауриер;
  • небольшой городок Санта-Тереса, который находится в Коста-Рике;
  • французская деревня Аэц;
  • регион Бретань (Франция);
  • Гоа (Индия).

Ретрит — випассана в Индии. Мой опыт

Благодаря ретриту можно полностью переоценить всю свою жизнь, обрести душевный покой и равновесие, настоящую любовь, избавиться от болезненных привязанностей, стать более сочувствующим и понимающим человеком, развить эмпатию. Научитесь понимать самого себя, найдите смысл своей жизни, отключитесь от шума навязчивого окружающего мира, станьте свободным и действительно счастливым человеком!

Читайте также — Випассана — таинство, которое лечит душу и тело

Источник: bestlavka.ru

Наша повседневная жизнь полна отвлечений, суеты, спешки, обязанностей, напряжения, стресса и постоянного психоза, навязанного скоростью жизни современного общества. В такой среде нет ни времени, ни возможности остановиться и прислушаться к себе, к своему внутреннему миру, к своей душе. Нет возможности услышать ее голос среди шума толпы, окружающей человека постоянно на работе или дома.

Ретрит или ритрит

Франц Кафка писал:
«Жизнь всё время отвлекает наше внимание;
и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

 

Спеша за мимолетными удовольствиями в потоке будничных забот, мы не всегда успеваем осознать, в чём заключается смысл нашего собственного существования. И заканчиваем свою жизнь, даже не начав ее, в болезнях и страданиях, потратив все свое время на поддержание иллюзий, навязанных нам внешним миром, таким заманчивым и ярким на первый взгляд, но таким разрушающим, когда присмотришься к нему повнимательнее.

Все больше и больше людей начинают осознавать, что живут не своей жизнью. Поэтому, последнее время все большую популярность набирают практики ретрита.

Ретри́т, также Ритри́т (англ. retreat [ri’triːt] — «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор») — английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике.

Время ретритов используется для размышлений, молитв или медитаций. Ретриты играют чрезвычайно важную роль в буддизме, в котором они стали общепринятой практикой со времён вассы — введённого основателем буддизма Гаутамой Буддой обычая ежегодно уделять ретриту три месяца на период сезона дождей. В дзэн-буддизме ретриты известны под названием сешин (или сесин). Медитативные ретриты являются важной практикой в суфизме — мистическом пути ислама. Написанная более 700 лет назад книга суфийского учителя Ибн Араби под названием «Рисалат ал анвар» («Послания света») — это путеводитель для путешествия внутрь себя. Ретриты также популярны во многих христианских церквах, включая протестантизм, католицизм и англиканство, где они рассматриваются как отражение сорокадневного поста Христа в пустыне.

На протяжении веков ретрит практиковался учёными и монахами с целью изыскать внутри себя внутренний ресурс для дальнейшего существования.

Практики ретрита сильно отличаются в зависимости от школ. Ретрит может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Иногда ретрит сопровождается полным молчанием, иногда же он, напротив, предполагает активное живое общение. Ретрит может сводиться к практически непрерывной медитации, которая лишь изредка прерывается сном и едой. Но бывает и так, что он проходит в атмосфере праздника: таким ретритам часто сопутствует множество мастер-классов по рисунку и мандалотерапии.

Ретрит может проходить на природе, но он может практиковаться и в абсолютном мраке специально затемнённого помещения (тёмный ретрит) — чтобы ничто не отвлекало адепта от поиска смысла своего существования.

Если попытаться в нескольких словах поведать о смысле ретрита, то можно описать его как уход от повседневности — уход с целью постичь и понять самого себя. Это понимание реализуется через сосредоточение на каком-то виде деятельности, будь то йога, медитация, молитва или комплекс дыхательных практик. В результате очищается сознание, улучшается эмоциональное состояние, и, самое главное, обретается более глубокое и полное осознание своего земного предназначения.

Почему же человек решает уйти в ретрит, отдалиться от родных, близких, знакомых, исчезнуть на время из общества и провести время в одиночестве?

Может быть, потому, что чувствует, бегая как белка в колесе по привычному кругу повседневных забот и привычного общения, что не может из него выбраться. И что необходимо остановиться, успокоиться и осмыслить все, выйдя из этой ситуации и отдалившись от нее на некоторое расстояние.

И что это невозможно сделать, когда тебя постоянно отвлекает твое окружение. И внимание не может быть направлено на решение этой конкретной проблемы, так как его просто не хватает? И нужно отрезать от себя все отвлекающие факторы и направить все свое внимание, которое обычно расхватывают социальные паразиты?

И что только в ретрите, вдали от обычных дел, ум вынужден направить внимание внутрь самого себя и признаться в том, что он захвачен иллюзиями и живет ложными образами?

И что не возможно ничего изменить, оставаясь в плену этих иллюзий и не свойственных человеку желаний.

Практики ретрита помогают вернуть наше внимание от иллюзии к реальности. Помогают осознать нашу истинную природу, наши истинные желания, нашу истинную энергию и наши возможности, скрытые невежественными мыслями, как толстым слоем пыли.

 

Источник: celitel2.com

Ретрит или ритрит

Как можно понять истину вне слов,
Если болтать и рассуждать
не имея собственного опыта?

Миларепа

В этой статье мы поговорим на тему ретрита (затворничества).

Рассмотрим следующие темы:

  • что такое ретрит?
  • три вида страданий (страдания боли, страдания перемен, всепроникающее страдание);
  • значение слова ретрит;
  • причины для ухода в ретрит;
  • какие трудности могут возникнуть в ретрите;
  • основные советы по поведению во время ретита;
  • результаты и эффекты по завершении ретрита.

Состояние счастья, радости, уравновешенности и полноценности не может проявиться, пока умом владеет привязанность или стремление достичь каких-то материальных благ. Сколько бы вы не следовали за желаниями, цепляющимися за эту жизнь, за мыслями о материальном или об удовольствиях – конца этому не будет. Желания будут возникать снова и снова. Работа на желания бесконечна. Приходится переживать постоянное беспокойство, депрессию и множество других проблем.

Материальные наслаждения мира людей и богов (другое название «сансарные» наслаждения) по своей природе являются страданиями. Человеческий ум заблуждается, считая их наслаждениями и настоящим счастьем.

Видео о ретрите, который проводит наш клуб йоги:

Записаться на ретрит можно на этой странице.

Более того, не осознавая всех разновидностей собственного страдания, мы не сможем понять страдания других живых существ и соответственно развить истинное сострадание. Для того, чтобы понять страдания других, прежде необходимо разобраться со своими собственными.

В нашем мире страдания разделяются на 3 вида: страдания боли (иногда его называют страдание страдания), страдания перемен и всепроникающее страдание.

Страдание боли (страдания) — это все физические и умственные переживания, рассматриваемые как неприятные, в том числе связанные со старостью, болезнью и смертью. Сюда относится страдание рождения, старения, болезни и смерти; страдание, причиняемое разлукой с любимыми, встречей с нелюбимыми; страдание, возникающее из-за невозможности достичь желаемое и необходимости защищать накопленное или достигнутое.

четки

Страдание перемены — вторая форма страдания, более тонкая. Понять её можно лишь с помощью верного аналитического мышления. Страданием перемены принято называть те мимолётные удовольствия, которые нам доводится испытывать.

Например, если сегодня мы испытываем меньше боли, чем вчера, мы говорим, что чувствуем себя хорошо, однако это вовсе не означает, что боль прошла полностью, просто её интенсивность уменьшилась.

Если сидеть слишком долго, мы почувствуем боль и усталость. Встав, после долгого сидения, мы ощущаем улучшение состояния (которое можем назвать удовольствие, особенно, если сидели несколько часов), но через некоторое время чувствуем усталость от нахождения в положении стоя. И тут важно попытаться понять очень важную деталь, которая дает понимание этого типа страдания: мы говорим, что чувствуем себя лучше, когда наша боль уменьшается, в действительности мы именуем «удовольствием» то, что на самом деле является страданием.

Как только мы встали, стояние начинает аккумулировать в нас неудобство от стояния. Хотя дискомфорт стояния появляется, как только мы встаём, поначалу он настолько слаб, что мы его попросту не замечаем. Однако, по мере того как мы продолжаем стоять, он становится всё сильнее и очевиднее. По прошествии некоторого времени, когда неудобство от стояния становится достаточно интенсивным, мы замечаем его. В этот момент оно становится страданием боли.

Люди часто радуются переменам, воспринимая такие жизненные ситуации как интересные и динамичные. Но с того момента, как человек пытается удержать приятные впечатления, его страдание запрограммировано. Ничто не может длиться вечно. Поэтому, учение Будды обращает внимание на то, каким болезненным может быть ожидание длительного счастья от изменчивых, преходящих вещей.

Всепроникающее страдание – это наша сансара — соединение наших тела и ума, находящееся под контролем кармы и тревожащих мыслей, и осквернённый или отравленный семенами этих омрачённых состояний ум. Поскольку семена тревожащих мыслей продолжают отравлять поток нашего сознания, как только мы встречаемся с привлекательным, отвратительным или нейтральным объектом, тревожащие мысли-омрачения рождаются в нашем уме и закладывают основу для появления следующего обусловленного тела. Если мы удалим семена омрачений из потока нашего сознания, в нашем уме перестанут возникать тревожащие мысли, а при их отсутствии ничто не подвигнет нас на совершение негативных действий. Прекратив неблагие деяния тела, речи и ума, мы прекратим закладывать в собственное сознание отпечатки, создающие нашу будущую сансару.

Ретрит или ритрит

Размышления о страданиях, а тем более о четырех благородных истинах (одном из основных учений Будды Шакьямуни) зарождает уверенность, что со всем этим возможно справиться и помогает утвердиться на выбранном вами пути.

Повседневная жизнь полна отвлечений, предрассудков и иллюзий. Ретрит является уходом от пагубных мыслей путем оставления привязанностей.

Почему человек решает отправиться в затворничество, уходит от других людей, решает побыть в одиночестве – совершить ретрит? Может причина в том, что все это связано с желанием немного успокоиться или отдохнуть от бытовой жизни, окружения, семейных тяжб?

ретрит, мауна, пранаяма, Аура
Пранаяма

В первую очередь, это желание или даже потребность в развитии базовых человеческих качеств: любви и сострадания. Далее возможность на практике развить те учения, которые человек получает от наставника. Не менее важна возможность изоляции от суеты повседневной жизни. Именно в ретрите у нас появляется возможность находиться без отвлечений, и только тогда мы вынуждены столкнуться с самим собой, заглянуть внутрь себя.

Ретрит помогает увести наше сознание от иллюзии к реальности. Обнаружить наше естественное внутреннее состояние, нашу природу. Только осознав иллюзии, которыми захвачен наш ум, и научившись отличать истинное от ложного, возможно изменить нашу жизнь к лучшему.

Ретрит важен потому, что он уводит нас от неведения, неудовлетворенного ума, полного привязанностей и от себялюбивых мыслей, а это и есть самые главные силы, от власти которых мы должны освободиться.

В освобождении от них заключается истинный смысл медитации. Трансформация ума в источник добродетели, освобождение себя от страданий и их причин — вот в чем сущностное значение практики Дхармы.

ретрит, мауна, Аура, сфера

До тех пор, пока мы считаем, что причины счастья и страдания лежат вне нас самих, всегда будут присутствовать проблемы и неудовлетворенность. Но опыт нашей жизни — а также всеведущий ум — говорят нам, что источник счастья находится в нашем собственном уме. Поэтому ретрит и практика медитации являются универсальным решением любой нашей проблемы.

Ретрит – это уход от недобродетельного, от причины страданий. С английского «ретрит» переводится как «уход, отступление, отказ, уединение, удаление».

В Тибете для обозначения понятия ретрита и затворничества используют слово «цам», оно переводится как «проведение границы».

Принимая решение пройти ретрит или уйти в ретрит, мы проводим определенную границу на внешнем и внутреннем уровне. Внешний аспект означает, что никому не разрешается пересекать территориальную границу и вторгаться в место ретрита. Особенно это касается социальных людей или тех, кто далек от практик самопознания и не испытывает к ним интереса. Тот, кто находится в затворничестве, также не может покидать территории ретрита. В зависимости от строгости ретрита допустимы встречи с Учителем или единомышленниками, для прояснения каких-либо вопросов или неясностей в области практики.

Ретрит или ритрит

Граница на внутреннем уровне означает полное прекращение всех мирских активностей тела, речи и ума, то есть обыденных дел, бытовых разговоров и мирских мыслей. Будда Шакьямуни провел шесть лет в ретрите в районе Бодхгаи (в пещере, которую сейчас местные жители и паломники называют пещера Махакала).

Наша практика, как медитативная, так и повседневная, страдает от различных отвлечений. Даже если у вас есть определенные достижения в практике, вам необходимо провести много времени в ретрите для того, чтобы достичь стабильности в этих осознаниях.

Смысл затворничества состоит в устранении отвлечений и получении возможности целиком и полностью посвятить свои тело, речь и ум достижению определенной реализации или цели, которую практик ставит перед собой в начале ретрита.

Разговоры – это основная форма обмена информацией в этом мире. Прекратив разговаривать, вы устраняете главный источник отвлечения. Вот почему практика молчания используется в различных видах ретритах, как индивидуальных, так и коллективных.

медитация, пранаяма, Аура

В сансаре нет вечного счастья. Вы окажетесь вне страданий только тогда, когда достигните стабильности в осознании и обретете опыт понимания того, что цепляющиеся мысли производят сансару. Если вы, в самом деле, обретете это переживание, вам будет ясно видна бессмысленность всей сансары.

Люди проводят всю жизнь, чередуя пристрастия к приятным вещам с отвержением неприятных, присваивая что-то и избегая чего-то, пребывая в надеждах и опасениях. Понаблюдайте за собой, прислушайтесь к разговорам знакомых: какие темы в большей части обсуждаются? Что заботит и тревожит людей? Зачастую это одни и те же вопросы о неопределенности, неудовлетворенности, непредсказуемости, несправедливости каких-то внешних или внутренних обстоятельств. Люди, постоянно находятся в ожидании чего-то, что изменит их жизнь к лучшему. И вот тогда, они смогут быть спокойны и счастливы.

Есть интересная йогическая поговорка:

«Реалистично взгляни на настоящее, узрев его, ты полностью освободишься».

Аура, сфера, йога

Важно прикладывать усилия к тому, чтобы сделать свой ум чистым, отпуская желания. Если во время ретрита вы не уделяете должное внимание этому, возникает нарушение равновесия внутреннего элемента ветра в человеке (в Тибете это называют «лунг»). В груди возникает напряжение, стеснение, боль. Начинается борьба: вы не получаете того, чего желает ваша привязанность, ваше тело находится в ретрите, в изоляции, будто в тюрьме. Вам становится очень трудно заниматься, вы не можете начитывать нужное количество мантр и теряете способность медитировать. У вас возникает гнев по отношению к тем, кто вас окружает, например, к тем, кто мешает вам сосредоточиться своими разговорами или шумом. Важно вовремя осознать, что корень проблемы в том, что вы не очистили ум от пагубных мыслей.

Если ваш ретрит предполагает чтение литературы – хорошо читать биографии йогинов и реализованных мастеров. Чтение таких текстов развивает преданность и способствует глубине практики.

миларепа, практики прошлого, великие йоги, ретрит, молчание
Миларепа

Важно быть честным с самим собой, проверять свою мотивацию, намерения и действия. Если вы только рассуждаете о Дхарме и учении, думая о каких-то выгодах в этой или будущих жизнях, это будет малоэффективно. Дхарму в первую очередь нужно практиковать вам самим.

Во время интенсивных практик и особенно ретритов силой глубоких наставлений активизируется накопленная негативная карма. Поэтому могут возникать препятствия в практике. Например:

  • в месте вашей практики могу проявляться различные сансарные божества
  • они могут давать вам пророчества
  • разнообразные ужасающие видения будут происходить в ваших снах и переживаниях
  • на вас могут напасть или ограбить другие люди
  • вы можете заболеть
  • в своем уме вы можете горевать без особой причины, а также впадать в депрессию до слез
  • вас будут одолевать бурные эмоции
  • ваша преданность и сострадание будут уменьшаться
  • ваши мысли восстанут вас, доводя вас до сумасшествия
  • вы будете превратно понимать полезные советы
  • вам надоест находиться в ретрите и захочется нарушить свой обет
  • у вас будут появляться ошибочные мысли об Учителе
  • вас будут одолевать сомнения по поводу Дхармы
  • о вас могут злословить
  • ваши друзья могу обернуться вашими врагами

Нужно быть готовым воспринимать эти препятствия как определенный тест. Это тот самый рубеж, на котором вы либо выиграете, либо проиграете. Если вы справитесь с этими препятствиями, то они превратятся в ваши достижения. Если же вы попадете под их влияние, то они станут непреодолимой преградой для прогресса в вашей практике.

ретрит, мауна, медитация, Аура, йога
Медитация

Есть мнение, что гораздо легче проходить испытания неблагоприятными обстоятельствами. Гораздо сложнее пройти тест приятными условиями. Тут есть опасность, что человек может вообразить себя великим высокореализованным практиком и увлечься различными пристрастиями. Важно понимать, что этот рубеж разделяет движение вверх и вниз. И развивать скромность и преданность, следить за своим умом.

Чтобы справиться с возникающими трудностями как во время ретрита, так и в регулярной практике в обычной жизни, важно научиться не бороться с ними, а использовать как путь и как благоприятные условия для практики добродетели. По вечерам, перед отходом ко сну, желательно выполнять небольшие сессии аналитических медитаций, в которых вы совершаете обзор всего дня и исследуете свою мотивацию в течение дня. Выполнять практику покаяния в отношении тех действий, которые не соответствовали Дхарме, нужно искренне признавать свои ошибки и порождать глубокое сожаление. Если вы совершили за день много благих деяний, важно зародить решимость делать то же и завтра. Обязательно следует посвящать заслуги в конце дня и всех практик.

Самый главный враг – это привязанность к своему Я. Если не избавиться от него, он создаст гораздо больше страданий и неприятностей, чем все остальные неприятели. Под воздействием этого эгоистического заблуждения и одержимости своими эмоциями человек постоянно совершает недобродетельные поступки.

ретрит, мауна, мантра, Аура, сфера, йога
Коллективная мантра

У вас постоянно появляются мысли о еде, удовольствиях, славе и духовных свершениях даже во время практики, не так ли? Важно осознать, что эти и подобные мысли держат нас в сансаре. Не допустимо идти у них на поводу.

Как только вы осознаете насколько непереносима сансара, хаотичные мысли, вызванные привязанностью, станут меньше отвлекать вас. Беспокойство в уме уменьшится. Чем больше вы будете отказываться от омрачений и исполненной страданиями природы сансары, тем более удовлетворенным и спокойным будет становиться ум.

Преодолевайте омрачения каждый день. Каждый раз, когда вы побеждаете свои омрачения, пусть это происходит даже не так часто как хотелось бы – вы становитесь величайшим победителем.

Андрей Верба

Как гласит буддийская мудрость:

«Победи себя
И ты выиграешь тысячу битв».

В том, чтобы быть только ученым в Дхарме, нет никакой пользы.

Самое важное это полное разочарование в сансаре, развитие альтруистичного ума, устремленного к Пробуждению и совершенное воззрение. Вам следует обрести понимание путем слушания наставника. Затем размышлять над сутью того, что вы услышали и медитировать. Медитация – это средство преобразовать ваш ум в соответствии с тем, что вы услышали.

Как говорят буддийские Учителя: недостаточно знать Дхарму – вы должны подтвердить теорию практикой.

С глубокой преданностью Гуру, Буддам и Бодхисаттвам! На благо всех живых существ!

Используемая литература:

  • Откровения тибетских отшельников.
  • Руководство по ретриту (Миларепа, Ригдзин Джигме Лингпа, Тульку Урьгьен Ринпоче, Дуджом Ринпоче, Карма Чагме Ринпоче, Тенга Ринпоче, Джамгон Конгтрул Ринпоче, Джамьянг Кхьенце Вангпо)
  • Сердечные советы по ретриту (Лама Сопа Ринпоче, Побонка Дечен Ньингпо)

Источник: www.oum.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.