МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Факультет технологии и предпринимательства

Кафедра основы производства машиностроения


История и философия науки

Реферат на тему:

«Философия позитивизма.

О.Конт как основоположник позитивизма»

Выполнил студент:

07.ПООМ.16.ПО.1 группы 1 курса

очной формы обучения

факультета технологии и предпринимательства

Богдановская Юлия Александровна


Москва, 2017 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Позитивизм О. Конта ……………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………………… 13

Список терминов…………………………………………………………………14


Список литературы…………………………………………………………….. .14

Введение

Позитивизм сначала был сформирован как призыв отказаться от метафизических абстракций.


изывалось обратиться к конкретному, позитивному знанию, а не к метафизике, которую нужно было изгнать. Позитивизм претендовал на статус научной теории и опирался на опытные данные. Позитивистская философия выступает за настоящие научные исследования, но утверждает сущность явлений, которую нельзя познать. Позитивизм предполагает реальность опытных данных и возможность исследователя оказывать влияние на ход событий, говоря об истинности только положительных формулировок. Неположительный ответ об истинности какой-нибудь модели, который был получен в опыте, — для позитивиста не является ответом. Постановка опыта рассчитывает разумные выводы относительно модели при любом исходе событий.

Позитивизм – наиболее сильно распространенное течение западной философии второй половины XIX-XX веков, которое утверждало, что источник подлинного, положительного (позитивного) знания — лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия не претендует на свободное исследование реальности как особая наука. Позитивизм изучает методы достижения позитивного знания и отказывается от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновывать экспериментально.


Существуют недостатки: эта концепция не отвечает на вопрос, каким образом возникает сознание. Позитивизм отрицает практически все предшествующее развитие философии, настаивает на равенстве философии и науки, но это не продуктивно, потому что философия — самостоятельная область знания, которая опирается на всю полноту культуры, в том числе и на науку.

Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которые в реальности не имели никаких представлений, например такие, как энтелехия, эфир. Научный метод имел цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Сторонники позитивизма считали надежными те знания, которые должны опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, как они думали, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения используются особые «протокольные предложения».

Возникновение позитивизма было очень тесно связано с достижениями различных наук – физики, химии, математики, биологии. Наука становилась более популярной, и она сильно влияло на умы людей. В это время наук развивалась как специфический новый социальный институт: она практически полностью освободилась из-под надзора церкви, ее идеи получали все широкое общественное признание.


Иногда естествоиспытатели воспринимали позитивизм как такую философию, которая правда отсекает от науки все спекуляции, избавляет науку от агностицизма, помогает творчеству, серьезной исследовательской работе. Одна из причин того, что позитивизм был привлекателен и его большая жизненная сила — это тот факт, что последователями позитивизма были многие популярные ученые и великие мыслители. Кроме этого, позитивизм выступает за единство философии с наукой, хотя на самом деле позитивизмом делаются попытки уменьшить роль философии, растворить ее в отдельных конкретных науках.

Позитивизм добивался звание принципиально новой, «неметафизической» («позитивной») философии, которая была похожа на эмпирические науки и являлась их методологией. Один из главных принципов этой методологии был феноменализм: научные теории и законы истолковывались как лишь обобщения эмпирических фактов, задачей науки объявлялось чистое описание фактов, но не объяснение их. Но сам позитивизм не избежал участи прежней философии, так как его собственные главные положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) не поддаются опытной проверке. Основателем позитивизма является Огюст Конт, который ввел и термин «позитивизм».


Позитивизм О. Конта

Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучении их непреложных законов, другими словами, в замене слова почему словом как.1

О.Конт

По мнению О.Конта, наука должна ограничиться описанием действительности и её предметов и явлений, отказавшись от попыток вскрыть их сущность.

В работе «Курс позитивной философии» О.Конт пишет: «…думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путем наших рациональных доказательств, так и путем внимательного анализа прошлого, историческую достоверность.


от закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит необходимым образом три теоретически различные стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную ; стадию научную, или позитивную…Отсюда три типа философии, или концентральных систем, обобщающих феномены взаимно исключающих друг друга. Первая- начальный пункт, необходимый для человеческого понимания…третья- фиксированная и определенная стадия, а вторая уготована служить в качестве транзитного пункта».

« На теологической стадии феномены рассматриваются как продукты прямого и непрерывного действия сверхъестественных агентов, более или менее многочисленных. На метафизической стадии они объясняются действием абстрактных сущностей, идей или сил (тела соединяются благодаря «симпатии», растения растут благодаря «вегетативной душе», а социум, — как иронизировал Мольер,- усыпляет благодаря «снотворной добродетели»).Только на позитивной стадии человеческий дух, поняв невозможность достижения абсолютного знания, не вопрошает более, каковы источники и судьбы Вселенной, каковы внутренние причины феноменов, а ищет и открывает, комбинируя рассуждения с наблюдением, их действующие законы, т.е. неизменные связи последовательности и сходства».


О.Конт сформировал закон трех последовательных этапов интеллектуального развития человека: теологического, метафизического и позитивного. На первом, теологическом этапе все явления объясняются на основе представлений о религии, второй – метафизический, который заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы причинами. Второй этап дает начало третьему этапу — позитивному, который объединяет и теорию, и практику, человек рад тому, что благодаря своим наблюдениям и экспериментам выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, делает формулировку законов.

  1. На теологической стадии все явления природы и человеческой жизни объясняются сверхъестественными (неприродными) силами и, в конечном счете, разум не самостоятелен, ибо он апеллирует к вере и мистике в разных своих проявлениях.


  2. На метафизической стадии человеческое мышление тоже пытается дать объяснение внутренней природе явлений, их началу и предназначению.

Преимущество второй стадии над первой состоит в том, что разум здесь уже освобождается от примитивной веры и пытается анализировать действительность собственными средствами (одним из этих средств является логика). Основой разумного познания мира является понятие (или абстрактные сущности).

Недостаток: метафизическое познание носит сугубо умозрительный характер и не подтверждается опытом, т.е. много абстрактных философских понятий.

  1. Позитивная стадия –это время , когда человеческий ум признает невозможным достижение абсолютных истин, на которые претендовали религия и философия; и приступает к единственно для себя доступному : к исследованию действительности на основе наблюдений, фактов и опытов.

Согласно О.Конту на теологической стадии наблюдается преобладание силы, как, например, при феодализме, для метафизической стадии характерны революции и реформы, например, реформирование христианства, позитивная стадия характеризуется появлением индустриального общества с её бесконечной свободой сознания. Позитивную стадию О. Конт считал завершающей. Она замыкала собой все развитие общества.

Основные принципы позитивистской философии по Конту: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному. Он выделял задачи философии — охват совокупностей наук, познание более общих законов, систематизация научных знаний. Свести одну науку к другой невозможно. Вывести все из одного закона невозможно. Роль философии – сделать число этих законов минимальным.

Позитивистская философия, которая была основана Контом, некоторым образом связана с французской философией Просвещения XVIII вв. Следуя просветителям, Конт выразил собственное убеждение, в котором акцентировал внимание на способности науки бесконечно развиваться. Неограниченность предметной области, к которой применяются научные методы мышления. Классификация наук, которая осуществлялась Контом, во многих понятиях рассматривается как действие завета энциклопедистов.

Исходя из теории О.Конта, науки распределяются по естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика — астрономия — физика — химия — биология — социология.

Психология, как считает Конт, разделяется на биологию и социологию; любая наука рассчитывает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт создал новый термин «социология». Социология впервые была разработана в определенную научную систему, благодаря трудам Конта.

О.Конт был одним из первых, кто задумался о систематическом изучении социологии, акцентировав внимание на социальную жизнь общества, как самостоятельный феномен. Главная идея позитивизма заключалась в том, что новое знание должно было быть свободным от разных домыслов. Оно должно опираться на естествознание, которое О. Конт приравнивал к философии.

«Социология» Конта буквально означает «учение об обществе», но она не имела ничего общего с элементами учения об обществе, которые находятся во всей прошлой философии. Эти учения для Конта, также как и сама предшествующая философия, просто не существовали, и с материалистическим пониманием истории в марксизме, которое Конт просто не знал.

«Социологию», также как и все другие науки, Конт представлял как эмпирическую науку, которая должна строиться на эмпирических наблюдениях и статистической обработке их результатов. Позитивизм показал проявление у Конта в том, что «социологию» он представлял как «социальную физику». Он делил ее, так же как и физику, на «социальную статику» и «социальную динамику».

Та часть социологии, которая изучает феномены, одинаковые для всех обществ, называется социальной статикой. Социальная статика призвана выявить связи самых разных аспектов жизни, включая культурные, экономические и политические. Социальная динамика изучает законы развития общества.

Создатель социологии размышляет о разных проблемах:

  1. Социальная статика исследует условия Порядка, динамика изучает законы Прогресса;

  2. Человеческий прогресс происходил в соответствии с естественно-необходимыми этапами, история человечества есть развертывание человеческой природы;

  3. Хотя развитие человечества идет от теологической стадии к позитивной, Конт не обесценивал традицию. Прошлое беременно настоящим, и «человечество состоит более из мертвых, чем из живых»;

  4. Социальная физика- необходимая база социальной политики.

Мыслитель полагал, что выявить эти проблемы можно путем наблюдений, экспериментов и сравнений. О. Конт основал подлинно социологический подход к анализу социальных явлений и процессов. Конт описывает разнообразные социальные системы, социальные институты, институциональные взаимоотношения и стратификации – социальные неравенства, т. е. основные аспекты общей социологии.

Когда появились работы О.Конта, социальная теория обрела институциональный статус. Она получила права гражданства в научном мире.

К числу важнейших принципов позитивистской теории можно отнести:

  1. Постулат онтологического натурализма, т. е. утверждение о том, что социокультурные и природные явления являются качественно однородными. Поэтому общественные процессы анализируются как не представляющую собой качественно новую по сравнению с природой реальность, и их объяснение возможно только с помощью познания законов природы.

  2. Постулат методологического натурализма, который утверждал, что система социологического знания строиться по модели физических наук, и использует их методологические установки.

  3. Постулат феноменализма, т. е. преувеличение роли опыта и чувственных данных в социологическом познании в противовес умозрительным выводам, которые нередко преобладали в социальной философии.

  4. Принцип «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от всяких ценностных суждений относительно природных явлений, которые изучаются, и процессов, и также получаемых результатов.

  5. Признание инструментального характера научного знания и связанная с этим ориентация на социальную инженерию, как особый тип социальной практики, социальной терапии, т. е. лечения социальных болезней.

О. Конт указывает пять значений слова «позитивное»:

  1. Реальное в противовес химерическому

  2. Полезное в противовес негодному

  3. Достоверное в противовес сомнительному

  4. Точное в противовес смутному

  5. Организующее в противовес разрушительному

К данным значениям основатель позитивизма добавляет некоторые черты позитивного мышления, например, такие как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его социальный характер, а также тесная связь с общим здравым смыслом.

В статическом плане О. Конт выделял элементы общества и связь между ними. Он представлял общество социальным организмом, который было связано принципами “консенсуса”, который истолковывался как общее взаимодействие, взаимозависимость людей. Общество целостно, оно обладает неразрывностью своих “элементов”, “частей”, “фрагментов”, которые связаны в общем состоянии цивилизации.

Первичным фрагментом, которое обеспечивало “начало общества” О. Конт выделял семью. На основе этой модели можно построить главные социальные отношения. В семье биологическое с социальным являются единым. В ней получают выражение альтруистические социальные чувства, которые более всего способствуют утверждению консенсуса и солидарности в обществе. Главным чувством в семье является чувство симпатии. Из семьи идет распространение на род, с рода идет распространение на общество, с общества распространение на человечество. Наряду с альтруистическими чувствами социальное согласие обеспечивают идеи и институты. “Кооперацией” занимается “правительство” в виде светской и духовной властей.

О. Конт произвел деление всей сферы знаний на теоретические и практические науки и поместил социологию одной из первых. Но науки, в своем смысле слова, О. Конт разделил на две части: абстрактные и конкретные. Абстрактные науки отвечают за открытие законов, управляющих различными классами явлений. Конкретные науки (частные, описательные — так их называет Конт) состоят в приложении этих законов к действительной истории разных существующих предметов. При этом абстрактные науки являются, как считал Конт, основными, а конкретные науки являются второстепенными. Социологию он называл абстрактной наукой, такой же общей, как физика. Правда, он отмечал, что не все отрасли знания с одинаковой скоростью достигают положительной результата и здесь наблюдается известный порядок.

Как же применяется «позитивный метод» к познанию общественной жизни? Во-первых, это господство натурализма, то есть развитие общества, понимание этого развития зависит от тех же законов, от каких зависит природа. Поэтому у Конта социология выступала как часть естествознания, хотя он, естественно, различал природу и общество.

Сравнительный метод имеет большое значение в познании общественной жизни, как считал О. Конт. Он полагал, что сопоставление жизни народов, которые живут одновременно в разных местах земного шара, но не зависят друг от друга, является важным средством социологического обобщения, так как это позволяет охватить самые различные ступени развития общества, начиная с обитателей Огненной Земли и кончая самыми цивилизованными народами Западной Европы.

В то же время, исходя из теории О. Конта, сравнительный метод можно использовать успешно, если подчинить его определенную теорию человеческого развития. Отсюда наиболее важным и специфическим методом социологии О. Конт считал уже не сравнительный метод, а исторический. Как учил Конт, надо сначала хорошо изучить прошлое общественное состояние, а потом уже выводить из этого состояния последующее «современное».

Заключение

Вместо «метафизики» позитивисты ставят «науку». Наука здесь понимается в соответствии с той традицией, которая берет начало у английского эмпиризма — т. е. как наука чисто эмпирическая. Позитивизм не признает такую теорию как «метафизику». Поэтому он отрицает и большую часть самой науки.

Позитивизм в качестве методологического учения отрицает классическую философию, которая пыталась постичь скрытые основы бытия.

Глупо говорить о неправдивых фактах. Только наше знание может быть недостоверным. Поэтому если нам удастся выразить этот факт без какого-то искажения, то он станет абсолютно несомненной отправной точкой знания.

Таким образов, О. Конт стал основателем не только новой науки, но и подлинно социологического подхода к анализу социальных явлений и процессов. С появлением О. Конта социальная теория обретает институциональный статус, получает права гражданства в научном мире.

Таким образом, позитивизм в лице одного из своих передовых представителей – О. Конта – заложил основы нового прогрессивного научного направления, дал обществу инструмент познания самого себя, создал предпосылки становления социологии как науки.

Список терминов

МЕТАФИЗИКА — отдел философии, занимающийся исследованием природы и структуры мира.

ПОЗИТИВИЗМ — разновидность субъективно-идеалистического философского направления, основанная франц. философом Огюстом Контом, отказывающаяся от решения вопроса об отношении мышления к бытию и кладущая в основу знания опыт, понимаемый только как совокупность ощущений.

ПОСТУЛАТ — положение или принцип, не отличающийся самоочевидностью, но принимаемый за истину без доказательств и служащий основой для построения какой-нибудь. научной теории, допущение.

СОЦИОЛОГИЯ — наука об обществе и его развитии.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — учение о развитии сознания, духа.

Список литературы

1)Гофман А. Б. 7 лекций по истории социологии [Книга]. — Москва : Книжный Дом, 2001.

2)Громов И., Мацквеч А. и Семенов В. Западная социология [Книга]. — Спб : Ольга, 1997.

3)Мареев С. М. и Мареева Е.В. История философии [Книга]. — Москва : Академический Проект, 2003.

4)Социальная философия. Хрестоматия [Книга]. — Москва : Высшая школа, 1994.

5)Философский энциклопедический словарь [Книга]. — Москва : Советская энциклопедия, 1989.

6)Харчева В. Г. Основы социологии [Книга]. — Москва : Логос, 2001.

7) Капитонов Э. А. «История и теория социологии», Москва, 2000г. С. 146.

Источник: infourok.ru

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Основоположником позитивизма явился О. Конт, который провозгласил разрыв позитивной науки с философией. Его последователями были Дж. Милль и Г. Спенсер.

Классический позитивизм утверждал, что наука должна отвечать на вопрос «как» и не должна быть связана с вопросом «почему». Таким образом, она лишь описывает и регистрирует факты, а не объясняет их. Вопросы же абстрактных сущностей – это вопросы метафизики и религии, а наука имеет дело лишь с конкретными предметами, изучать которые можно лишь конкретными методами.

Все человеческое знание делится на позитивное, связанное с конкретными науками и отвечающее тому, что есть на самом деле, и на идеологическое, ориентированное на способы установления должного. Знание первого рода является истинным, так как его можно проверить. Знание второго рода находится за пределами истинной оценки. Следовательно, все общественные науки науками не являются, так как в них господствует субъективный интерес, цель, идеал.

Неопозитивизм – вторая форма данного направления. Разделяя исходные принципы позитивизма, неопозитивизм претендует на полное устранение «метафизики» и ее основных проблем. Он сводит задачи философии не к систематизации конкретного естественно-научного знания, а к деятельности по анализу языковых форм знания. Неопозитивизм в большей степени опирается на логику, и знание для него является действительным только тогда, когда может быть выражено в языке. Это позволяет говорить о неопозитивизме как о логико-лингвистической форме позитивизма, которая решает проблемы на основе конвенционализма. Это означает, что тот или иной знак имеет лишь то объективное содержание, которое определяется конвенцией или договором исследователей.

Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии: 

  • первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.; 
  • вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX — начале XX века; 
  • третья стадия — неопозитивизм, или логический позитивизм.

В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Создаются проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий. Возникают попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, — этику, литературу, психологию. Наконец, появляется потребность усилить эффективность науки, критически осмысливая ее инструментарий. Сложные отношения складываются к этому времени между специальными науками и философией. Безграничное доверие к философии — «царице наук» — сменилось скептическим к ней отношением; стало явным стремление освободиться от ее диктата. Против философии выступали как те мыслители, которым претили претензии философии на якобы строго научное решение «человеческих» проблем (С.Кьеркегор), так и сциентистски настроенные исследователи, считавшие традиционную «метафизику» далекой от подлинных запросов науки. Критическое отношение к философии со стороны различных философских школ было необходимым этапом в деле самоопределения философии, выявления ее подлинного места в культуре.

Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Претензии традиционной философии («метафизики») с ее поисками «начал и причин», сверхчувственных субстанций, стоящих за рамками возможностей опытного знания, признаются неосновательными.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена; по крайней мере лишена статуса «науки наук».

Философия может сохранить статус науки, если изменит свой предмет, станет особой деятельностью по обслуживанию науки либо в качестве обобщения научных знаний, либо в качестве логики науки.

Процесс познания становится единственным предметом философии как строгой науки; изучение процесса познания не должно оказаться в плену односторонних материалистических или идеалистических подходов, не должно поддаваться аргументации этих противоборствующих философских школ.

Процесс познания един, однороден, поэтому применение научных методов возможно не только при изучении природы, но и общества и человека. Наконец, наука — не только модель человеческого познания, но и основное средство переустройства и совершенствования жизни.

Сциентизм (лат. scientia — наука) — позиция, согласно которой научное знание — оптимальная основа человеческой жизнедеятельности. Идеалом научного знания является естественно-научное знание. Противоположностью этой позиции является антисциентизм, в рамках которого развиваются идеи о враждебности науки человеку, о невозможности построить человеческую жизнь на научной основе.

Источник: www.sites.google.com

ПОЗИТИВИЗМ (франц. positivisme, от лат. positivus – положительный) – в широком смысле слова – общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному. «Дух позитивизма» означал прежде всего радикальное изменение иерархии ценностей: если в культуре феодального общества приоритет отдавался «небесному» (Богу как духовному началу мира, душе как божественному в человеке и т.п.), а все «земное» расценивалось как низменное (тело представлялось «темницей души» и пристанищем греха), то теперь во главу угла было поставлено «земное» – телесная природа человека, его практические («материальные») интересы и производственно-преобразующая деятельность в материальном мире. Социальным преобразованиям в ходе революций и ожесточенной борьбы «третьего сословия» за власть и против прежней общественной и государственной системы соответствовали преобразования в сфере культуры, сопровождавшиеся жестокой борьбой идей, прежде всего яростной критикой религии и философского идеализма (который трактовался как «рафинированная» форма религии), «спекулятивного» («абстрактного», т.е. не связанного с практической жизнью и практическими интересами людей) мышления. Достижения «позитивного» (практически ориентированного) знания, прежде всего знания о природе (включая достижения медицины как «позитивного» знания о человеке), соответственным образом организованные и оформленные, теперь расценивались как подлинная наука, призванная сменить теологию и прежнюю философию («метафизику»). Этими идеями руководствовались французские энциклопедисты – авторы и составители «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», вдохновителями и редакторами которой были Ж.Л.Д’Аламбер и Д.Дидро.

В истории философии термином «позитивизм» обозначается особое философское течение, которое оформилось в 1830-х гг. и сохранило влияние вплоть до нашего времени, пройдя при этом три исторических стадии – «первого» («классического») позитивизма, «второго» позитивизма (эмпириокритицизма) и «третьего» позитивизма (неопозитивизма). Основателем течения был О.Конт, он ввел в философский обиход и сам этот термин. С именем Конта связаны два главных принципа науки 19 в.: 1) признание относительности всякого «позитивного» («фактического») знания, й 2) стремление к накоплению и обобщению посредством систематизации и классификации «научных фактов». Под последними Конт понимал не только данные наблюдения, эксперимента и измерения, но и то, что может быть реконструировано как их источник (их «скрытая» причина), а также «законы», которые определял как «устойчивые факты природы». К разряду «позитивных» он относил знания человека о самом себе, включая сознание. Однако при этом он отвергал самонаблюдение как источник такого знания; основу такого знания составляет восприятие телесного поведения людей и их социальных отношений. Поэтому базисной наукой он объявил социологию. Обращаясь к этическим проблемам, он трактовал как «позитивное» также «полезное» и «доподлинно известное». Т.о., позитивное знание есть знание всего того, что «есть на самом деле», «в действительности». Поэтому позитивная наука – это «наука о действительном», о том, что существует «для нас», как явление, которое должно быть описано без всяких «метафизических домыслов», вроде «вещи-в-себе», «абсолютной субстанции» или «абсолютного субъекта». Подобные изыскания Конт вслед за Шеллингом называл «негативной философией». Согласно Конту, подлинное, «позитивное» знание всегда относительно из-за неизбежной связи всякого знания с чувственными восприятиями. Вследствие этой «относительности к познающему» позитивное («опытное») знание не может быть абсолютным уже потому, что сам процесс восприятия – это не что иное, как временная последовательность явлений и их пространственная координация. Отсюда следует вывод, что бытие как совокупность фактов дано «имманентно». Точка зрения имманентности – принцип позитивной науки в противоположность метафизике, которая верит в возможность постижения трансцендентного, т.е. находящегося за пределами мира явлений. Однако наряду с «конкретными фактами», с которыми имеют дело «позитивные науки» (включая социологию), Конт признавал в качестве «абстрактных фактов» также и математические формулировки, посредством которых наука фиксирует временную последовательность и пространственные отношения мира явлений.

Основываясь на принципе относительности позитивного знания, Конт оценивал и религию, и «метафизику» как знание «фиктивное», хотя и считал их неизбежными моментами развития духа: согласно его «основному закону», всякое знание проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную (которым соответствуют три фазы в развитии общества).

Следуя классическому идеалу, своей важнейшей задачей Конт считал систематизацию знания: «позитивные» знания должны быть представлены в форме энциклопедии, а принципы построения этой системы, изучая логику научного исследования и его методы, формулирует «позитивная философия», которая, по сути, есть «теория науки».

Наиболее впечатляющих успехов в построении такой теории в рамках классической позитивистской программы достиг ученик Конта Дж.С.Милль. Единственным адекватным методом научного исследования Милль считал индукцию, которую он также называл экспериментальным методом. Его «металогической» предпосылкой является «принцип непрерывности» – оправданное опытом утверждение, что бытие постоянно, что оно остается одним и тем же. В свою очередь главной задачей науки логики является оправдание этого принципа. Противопоставляя свою позицию «догматическому эмпиризму», Милль называет ее «философией опыта»: научные утверждения должны выдерживать проверку на соответствие «фактам опыта». Но это не значит, что все они сводятся непосредственно к данным наблюдения и эксперимента. Наука не состоит только из чувственных данных – она нуждается также в законах и гипотезах о законах («теориях»), которые суть нечто большее, нежели совокупности фактов – ведь случайные наблюдения сами по себе, не будучи включенными в теоретический контекст, не могут свидетельствовать ни в пользу, ни против гипотезы о законе.

Не соглашаясь со своим учителем, Милль считает источником позитивного знания также и самонаблюдение – ведь оно открывает нам особую область фактов, коль скоро, несмотря на принятие физического объяснения температуры, цветов и запахов посредством их редукции к движению молекул, колебаниям или давлению, мы все-таки вынуждены признать специфические ощущения тепла, цвета и запаха в качестве действительно существующих явлений, фактов сознания. Науку о таких фактах Милль называет психологией. Ее он считает базовой и ставит на место прежней «метафизики», поскольку, обращаясь к ней, можно, во-первых, получить важный аргумент в пользу «принципа непрерывности» опыта, а во-вторых, сформулировать другой важнейший принцип позитивного знания – «принцип сознания». Согласно ему, только то, что осознано, может быть признано существующим. Иначе говоря, в качестве позитивных фактов существует только то, что осознано. Здесь Милль продолжает традицию английского эмпиризма, философии Юма и Беркли, согласно которой «быть – значит быть воспринимаемым» (esse est percipi); правда, в соответствии с «принципом непрерывности» он изменяет эту формулу на следующую: «все, что есть, – это совокупность комплексов впечатлений, которые мы можем иметь».

Позиции «классического» позитивизма разделяли Э.Литтре (благодаря которому Конт получил известность в континентальной Европе), Г.Спенсер, Г.Н.Вырубов, П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский и др. Многие из тех, кто не отождествлял свои позиции с позитивистскими, также испытали серьезное влияние позитивизма.

Весьма близки к «первому» позитивизму установки т.н. естественнонаучного материализма, который был весьма популярен в кон. 19 в., прежде всего среди ученых, но также и в широких кругах образованного населения, в связи с ростом интереса к естествознанию. Наиболее видными его представителями были немецкий зоолог К.Фогт, голландский физиолог Я.Молешотт и немецкий врач Л.Бюхнер. Содержание их работ сводилось к популяризации научных представлений о строении и функциях организма, устройстве материального мира, с включениями некоторых суждений более общего порядка. Все они понимали материю как совокупность видов вещества (с точки зрения Фогта, это – водород, кислород и углерод; по Молешотту – атомы химических элементов); живые существа Фогт трактовал как сложные «органические машины», Молешотт не усматривал качественных различий между органическим, химическим и физическим. Оба негативно относились к дарвиновской теории эволюции, предпочитая идею о том, что эволюция есть результат случайной «встречи» химических элементов (поэтому, напр., Фогт считал различия между белыми и черными людьми куда большими, чем между лошадью и ослом или волком и собакой). У Бюхнера материя не сводится к веществу и рассматривается как философская категория, содержание которой исторически менялось. Основная его работа – «Сила и материя» – посвящена анализу соотношения этих двух взаимосвязанных мировых начал, взаимодействие которых определяет как состав всех мировых образований, так и их изменения. Материю и ее формы (в частности, жизнь) Бюхнер считал вечными; он был сторонником эволюционной теории. Обращаясь к теме сознания, он дистанцировался от вульгарных представлений в стиле Молешотта, но вместе с тем считал, что все психические способности, которые есть у человека, свойственны и животным, что способности мышления напрямую связаны с размерами мозга, что умственная работа увеличивает мозг, что люди высших классов отличаются от людей низших классов размерами черепа (все это вполне соответствовало тогдашним научным представлениям).

Новые открытия в науке (прежде всего в физике и психологии) вызвали кризис оснований классического позитивизма. Следствием было возникновение его обновленной формы – эмпириокритицизма.

Прогресс теоретической физики в 20 в. в свою очередь обусловил дальнейшую трансформацию позитивистской программы, смещение фокуса интересов с проблем источника знания на область анализа науки и логической структуры теорий. На смену «второму» позитивизму в 1920-х гг. пришел «третий» – неопозитивизм.

Некоторые установки позитивистской программы (правда, редуцированной до исследования закономерностей исторического развития научных теорий и методов) сохранил постпозитивизм, который не утратил своего влияния вплоть до наших дней. См. также ст. О.Конт, Дж.С.Милль, Э.Мах, Р.Авенариус, неопозитивизм и лит. к этим ст.

А.Ф.Зотов

 

Источник: iphlib.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.