Историки называли философию «упражнением мудрости». Логика –неотъемлемая ее часть, формирующая суждения, умозаключения, мировоззрение. Без логики невозможно понять физику и этику. Эти две науки лежат в основе философского течения – стоицизма. Что это за понятие, в чем главная мысль, рассмотрим далее.

Периодизация

фото 697Зенон – основатель стоицизма, как философского течения, попытался объединить физику, этику и логику. Первое выступление относят к 5 веку до н.э. Зенон выступал как учитель, разделяя с другими идеи и философские размышления.

Выделяются несколько периодов Стои:

  1. Ранняя, или Древняя – период с 5 по 2 века до н.э. Главной фигурой выступал основатель Зенон Китийский. Но он был не единственным выступавшим. Среди них – Клеанф и Хрисипп. Древняя Стоя зовется греческой, поскольку учение не выходило из страны. Когда умерли наставники, их дело перешло ученикам. Среди них: Диоген Вавилонский, Кратет Малльский.

  2. Следующий период – Стоический Платонизм. Он просуществовал около столетия в 1 в до н.э. Посейдоний вместе с Панетием Родосским вышли за пределы Греции в Рим, став популярными.
  3. Эпоха Римского Стоицизма, или Поздней Стои. В Риме пошло дальнейшие развитие учения. Самые именитые представители этого периода времени – Сенека, Марк Аврелий Эпиктет.

Принципы учения

Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.

Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.

Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.

Учение стоиков базируется на трех науках:

  • Физике;
  • Этике;
  • Логике.

Рассмотрим подробнее каждую науку в отдельности.

Физика

Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:

  • человеческого тела;
  • богов;
  • пределов;
  • пространства;
  • пустоты;
  • начала.

Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.

Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.

Логика

Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.

Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:


  1. Субстанции – сущность из которой все формируется.
  2. Качества. Из субстанции появляются вещи, наделенные качествами. Качество относится к постоянным свойствам вещей
  3. Состояния – переменные свойства вещей
  4. Отношения – все вещи взаимосвязаны друг с другом.

Этика

В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.

Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма, как философского течения:

  1. Жизнь в единстве с законами природы и Логосом (мировым космическим разумом).
  2. Высшее благо жизни – добродетель, порок – единственное зло.
  3. Добродетель – постоянное внутреннее состояние человека, его моральный ориентир.
  4. Добродетель – познание о добре и зле.
  5. Государственные законы принимаются, когда служат добродетели.
  6. Игнорирование законов, призванных служить злу.
  7. Самоубийство – не грех и его можно оправдать, если это протест против жестокости, зла, несправедливости и не было другого пути совершить добро.
  8. Стремление к прекрасному в мыслях и поступках.
  9. Интерес к развитию мировой культуры, искусства, стремление к богатству, процветанию.
  10. Стремление к счастью – высшая цель, смысл человеческой жизни.

Стоики придерживались двух основных принципов:

  1. Материального, как основы.
  2. Божественного (Логос). Он проникает сквозь материю, создавая материальные вещи.

фото 698

Эти два принципа относятся к дуализму. Но Аристотель рассматривал цитату – «первая сущность» в единстве формы и материи, возвышая форму, поскольку она – активное начало материи. Стоики признавали материю первичной, несмотря на то, что она – пассивна.

Задачи

Стоики, философии которых в единстве с природой ставили перед собой следующие задачи:

  1. Воспитать человека, имеющего внутреннюю свободу и силу не зависеть от внешних факторов.
  2. Сделать человека сильным духовно, чтобы он смог противостоять мировому Хаосу.
  3. Научить людей жить согласно совести.
  4. Воспитать терпимость к вере окружающих и научить любить их.
  5. Привить чувство юмора.
  6. Научить использовать теорию школы на практике.

Философы

Рассмотрим основные принципы философии главных представителей Стои, как философского направления.

Марк Аврелий

Философ, логик и мыслитель Марк Аврелий:


  1. Уважение и почитание Бога.
  2. Бог – высшее начало мира, духовная сила, проникающая в каждую часть мира, и объединяющая его.
  3. Происходящее – промысел Божий.
  4. Успех в государственных делах достижение счастья и успеха, Марк Аврелий объясняет сотрудничеством с Высшими, Божественными силами.
  5. Внешний мир не подвластен человеку. Он управляет только внутренним миром.
  6. Причина человеческого счастья в соответствии внутреннего мира внешнему.
  7. Душа и тело – раздельны.
  8. Люди не должны сопротивляться тому, что происходит, а доверять судьбе, следовать ей.
  9. Жизнь людей коротка, нужно использовать ее возможности.
  10. Пессимистическое восприятие мира.

фото 699

Сенека

Учение Сенеки заключалось в следующем:

  1. Проповедовал добродетель.
  2. Участие в государственных и общественных делах не так важно, как сосредоточение на собственной жизни.
  3. Еще одна отличительная черта Сенеки – приветствие покоя и созерцания.
  4. Сенека считал, что лучше жить незаметно, с точки зрения общества и государства, но так, чтобы человек чувствовал себя счастливым.
  5. Предвидел прогресс в развитии культуры и техники, считая, что возможности человека безграничны.
  6. Уделял особое место философам и мудрецам в управлении различными сферами человеческой жизни, презирая необразованность простых людей.
  7. Нравственный идеал и счастливая жизнь с позиции Сенеки – высшее человеческое благо.
  8. Философия это не просто отдельная система, а руководство по управлению государством, обществом и процессами.

Принципы стоицизма сегодня

Сегодня, под определением стоиков понимают негативный смысл. Это люди, которые скрывают чувства. Концепция учения в строгости, но основной смысл не только в ней. Три принципа мыслителей того времени, помогут получать радость и стать счастливым:

  1. Благодарность. Суть человеческих страданий в неумении благодарить за то, что есть. Психологи советуют представлять желаемое, вжиться в роль, чтобы получить желаемое.Стоики, пользовались обратным способом. Логичность метода в том, что стоики представляли как теряют то, что есть и испытывали благодарность за то, что этого не случилось.
  2. «Черный» юмор. На оскорбления принято отвечать оскорблением. Стоики бы посмеялись над собственной личностью, показывая собеседнику отсутствие власти над собой.
  3. Сосредоточение времени и энергии на том, что ее представители в силах изменить. Ставя цели, стоик не имеет привязки к результату, он сосредотачивается на процессе.

Стоицизм в философии – наука строгости и долга, давшая начало другим наукам. Она учит, что вся Вселенная – живая и у каждой клетки есть место и предназначение.

Философия Стоицизма оказала влияние на формирование ранней христианской веры.

Источник: mystroimmir.ru

Периодизация


фото 697Зенон – основатель стоицизма, как философского течения, попытался объединить физику, этику и логику. Первое выступление относят к 5 веку до н.э. Зенон выступал как учитель, разделяя с другими идеи и философские размышления.

Выделяются несколько периодов Стои:

  1. Ранняя, или Древняя – период с 5 по 2 века до н.э. Главной фигурой выступал основатель Зенон Китийский. Но он был не единственным выступавшим. Среди них – Клеанф и Хрисипп. Древняя Стоя зовется греческой, поскольку учение не выходило из страны. Когда умерли наставники, их дело перешло ученикам. Среди них: Диоген Вавилонский, Кратет Малльский.
  2. Следующий период – Стоический Платонизм. Он просуществовал около столетия в 1 в до н.э. Посейдоний вместе с Панетием Родосским вышли за пределы Греции в Рим, став популярными.
  3. Эпоха Римского Стоицизма, или Поздней Стои. В Риме пошло дальнейшие развитие учения. Самые именитые представители этого периода времени – Сенека, Марк Аврелий Эпиктет.

Принципы учения

Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.

Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.

Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.

Учение стоиков базируется на трех науках:

  • Физике;
  • Этике;
  • Логике.

Рассмотрим подробнее каждую науку в отдельности.

Физика

Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:

  • человеческого тела;
  • богов;
  • пределов;
  • пространства;
  • пустоты;
  • начала.

Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.

Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.

Логика

Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.

Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:

  1. Субстанции – сущность из которой все формируется.
  2. Качества. Из субстанции появляются вещи, наделенные качествами. Качество относится к постоянным свойствам вещей
  3. Состояния – переменные свойства вещей
  4. Отношения – все вещи взаимосвязаны друг с другом.

Этика

В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.

Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма, как философского течения:

  1. Жизнь в единстве с законами природы и Логосом (мировым космическим разумом).
  2. Высшее благо жизни – добродетель, порок – единственное зло.
  3. Добродетель – постоянное внутреннее состояние человека, его моральный ориентир.
  4. Добродетель – познание о добре и зле.
  5. Государственные законы принимаются, когда служат добродетели.
  6. Игнорирование законов, призванных служить злу.
  7. Самоубийство – не грех и его можно оправдать, если это протест против жестокости, зла, несправедливости и не было другого пути совершить добро.
  8. Стремление к прекрасному в мыслях и поступках.
  9. Интерес к развитию мировой культуры, искусства, стремление к богатству, процветанию.
  10. Стремление к счастью – высшая цель, смысл человеческой жизни.

Стоики придерживались двух основных принципов:

  1. Материального, как основы.
  2. Божественного (Логос). Он проникает сквозь материю, создавая материальные вещи.

фото 698

Эти два принципа относятся к дуализму. Но Аристотель рассматривал цитату – «первая сущность» в единстве формы и материи, возвышая форму, поскольку она – активное начало материи. Стоики признавали материю первичной, несмотря на то, что она – пассивна.

Задачи

Стоики, философии которых в единстве с природой ставили перед собой следующие задачи:

  1. Воспитать человека, имеющего внутреннюю свободу и силу не зависеть от внешних факторов.
  2. Сделать человека сильным духовно, чтобы он смог противостоять мировому Хаосу.
  3. Научить людей жить согласно совести.
  4. Воспитать терпимость к вере окружающих и научить любить их.
  5. Привить чувство юмора.
  6. Научить использовать теорию школы на практике.

Философы

Рассмотрим основные принципы философии главных представителей Стои, как философского направления.

Марк Аврелий

Философ, логик и мыслитель Марк Аврелий:

  1. Уважение и почитание Бога.
  2. Бог – высшее начало мира, духовная сила, проникающая в каждую часть мира, и объединяющая его.
  3. Происходящее – промысел Божий.
  4. Успех в государственных делах достижение счастья и успеха, Марк Аврелий объясняет сотрудничеством с Высшими, Божественными силами.
  5. Внешний мир не подвластен человеку. Он управляет только внутренним миром.
  6. Причина человеческого счастья в соответствии внутреннего мира внешнему.
  7. Душа и тело – раздельны.
  8. Люди не должны сопротивляться тому, что происходит, а доверять судьбе, следовать ей.
  9. Жизнь людей коротка, нужно использовать ее возможности.
  10. Пессимистическое восприятие мира.

фото 699

Сенека

Учение Сенеки заключалось в следующем:

  1. Проповедовал добродетель.
  2. Участие в государственных и общественных делах не так важно, как сосредоточение на собственной жизни.
  3. Еще одна отличительная черта Сенеки – приветствие покоя и созерцания.
  4. Сенека считал, что лучше жить незаметно, с точки зрения общества и государства, но так, чтобы человек чувствовал себя счастливым.
  5. Предвидел прогресс в развитии культуры и техники, считая, что возможности человека безграничны.
  6. Уделял особое место философам и мудрецам в управлении различными сферами человеческой жизни, презирая необразованность простых людей.
  7. Нравственный идеал и счастливая жизнь с позиции Сенеки – высшее человеческое благо.
  8. Философия это не просто отдельная система, а руководство по управлению государством, обществом и процессами.

Принципы стоицизма сегодня

Сегодня, под определением стоиков понимают негативный смысл. Это люди, которые скрывают чувства. Концепция учения в строгости, но основной смысл не только в ней. Три принципа мыслителей того времени, помогут получать радость и стать счастливым:

  1. Благодарность. Суть человеческих страданий в неумении благодарить за то, что есть. Психологи советуют представлять желаемое, вжиться в роль, чтобы получить желаемое.Стоики, пользовались обратным способом. Логичность метода в том, что стоики представляли как теряют то, что есть и испытывали благодарность за то, что этого не случилось.
  2. «Черный» юмор. На оскорбления принято отвечать оскорблением. Стоики бы посмеялись над собственной личностью, показывая собеседнику отсутствие власти над собой.
  3. Сосредоточение времени и энергии на том, что ее представители в силах изменить. Ставя цели, стоик не имеет привязки к результату, он сосредотачивается на процессе.

Стоицизм в философии – наука строгости и долга, давшая начало другим наукам. Она учит, что вся Вселенная – живая и у каждой клетки есть место и предназначение.

Философия Стоицизма оказала влияние на формирование ранней христианской веры.

Источник: mystroimmir.ru

1. Контроль над эмоциями

Многое из того, что происходит в жизни, не находится под нашим контролем. Стоики признали эту неоспоримую истину и сосредоточились вместо нее на том, что они могут сделать.

А ведь у самого Эпиктета, как могло показаться на первый взгляд, не было никаких оснований полагать, что он мог контролировать хоть что-то. Рожденный рабом, искалеченный собственным хозяином, он прожил жизнь и скончался в нищете и неволе. Но не об этом думал стоик. Пускай скромные пожитки и тело находились не в его власти, зато мнение, желания и презрение по-прежнему оставались под его контролем. Вот и все, чем он владел. Мало? Не суди звоном монет, главное достояние всегда неосязаемо.

У нас много причин для разочарования. Малейшие неудобства провоцируют истеричку внутри каждого из нас. Даже плохой сигнал Wi-Fi вызывает прилив первобытной ярости. Но на самом деле ни одна из этих проблем не делает нас несчастными. Несчастье начинается тогда, когда мы даем волю эмоциям. Нельзя допускать, чтобы внешние события влияли на наше внутреннее состояние ума.

Нам неподвластно все, что находится дальше расстояния вытянутой руки. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Как только мы это усвоим, станет ясно, что мы имеем право быть счастливыми независимо от обстоятельств.
Применяем философию эпикурейцев в реальной жизни

3. Одобрение толпы

Большая часть того, что мы делаем, определяется необходимостью быть любимыми и принятыми. Коллектив все решает – эта доктрина родом не из советских, а куда более темных и дремучих времен. В прошлом, если твое мнение шло поперек линии партии и мнения племени, то тебя в лучшем случае изгоняли во фриланс бытия. Погибель в одиночестве в пустыне.

В некоторой степени это актуально до сих пор. Но сколько времени и усилий мы тратим, пытаясь получить одобрение других? Чего это нам стоит?

4. Будь в курсе, куда плывет твой корабль

Современный капитализм постарался, чтобы наша жизнь отличалась от жизни предков. Будь то еда, путешествия или развлечения – нам все это гораздо проще, чем предкам. С одной стороны, это неоспоримый плюс, а с другой – это явно не пошло на пользу. Когда перед человеком представлено слишком много вариантов, его парализует нерешительность.

Это известно как парадокс выбора. Наши мозги не смогли идти в ногу с современными достижениями, и когда им открылся доступ к безграничной информации и свободе выбора, они не нашли ничего лучше, как переполниться и выйти из строя. Это одна из основных проблем, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. С таким количеством вариантов мы никогда не можем решиться на что-то нормальное: либо откладываем решение, либо осуществляем сразу несколько действий. В итоге так и остаемся на одном месте.

Стоики подчеркивали необходимость целенаправленных действий. Мы должны стараться не просто реагировать на обстоятельства, а идти к какой-то конкретной цели.

5. Отбрось эгоизм и тщеславие

Одним из самых больших разочарований для старика Эпиктета стали его ученики, которые утверждали, что хотят учиться и получать новые знания, а на самом деле думали, что и так все знают. Неприятная ситуация для любого учителя: стараешься объяснить, а они утверждают, что и без тебя все знают. Хотя понятно, что их знания поверхностны, на уровне «Что-то слышал, описать смогу».

А ведь в основе таких утверждений лежат эгоизм и высокомерие. Никогда такое мышление не было столь опасным, как сегодня. Потому что та информация, которая лезет на нас изо всех щелей и проникает в мозг одним кликом мыши, не только недостаточна для решения проблем завтрашнего дня, но также может быть препятствием для адекватного мышления.

Нам повезло жить в эпоху, где практически каждая отрасль стоит на пороге больших перемен. Еще в древние времена Марк Аврелий заметил: «Вселенная – это трансформация; жизнь – это мнение». Вот почему самые блестящие умы сегодняшнего дня тратят большую часть времени на чтение и глубокое изучение отрасли. Они понимают, что всегда найдется мудрость, которую можно почерпнуть из прошлого или настоящего. Было бы разумно сделать то же самое. Всегда оставайся студентом, умнее будешь.

6. Консолидация мыслей во время их написания

Из многих вещей, которые мы можем делать ежедневно, смотреть внутрь – самая важная. Акт саморефлексии заставляет нас подвергать сомнению все неоднозначное и глубже рассматривать чужие представления о мире. Именно так рождались ответы на самые сложные вопросы.

Стоики хорошо это понимали. Самый могущественный человек в Римской империи, Марк Аврелий, нашел время, чтобы записать свои наблюдения и чувства о войне и мире. Мы знаем их под названием «Размышления», а многие и вовсе считают одним из величайших книжных произведений в истории человечества.

8. Представь худшее, что только может с тобой случиться

В последнее время много говорится о силе позитивного мышления. Нас учат, что оптимизм является ключом к долгой счастливой жизни. Но стоики не верят в эту чрезмерно оптимистическую чепуху. Потому что эта практика склоняет нас к пассивности. Вместо того, чтобы предпринимать какие-то действия, мы просто сидим и ждем, что ситуация улучшится. Вместо того, чтобы отрицать суровые реалии жизни, они решили принять ее.

Они регулярно проводили упражнение под названием «Рremeditatio malorum», что переводится как «преднамеренность зла». Цель игры – представить себе худшие события, которые только могли произойти. Для некоторых это была потеря репутации. Для других это было финансовое разложение и нищета. Но все боялись смерти и, спаси Аид, убийства. Что произойдет с близкими, если завтра все пойдет не так? Как справиться с этой ситуацией? Изменит ли это событие всю оставшуюся жизнь? Они задавали те же вопросы, что задают отчаявшиеся люди на приеме у гадалок. Только ответы искали сами.

Мы должны быть честными с самими собой. Грубыми, но честными. И никогда не бояться столкнуться с реальностью. Это лучший способ подготовиться к неудачам.

9. Помни, что ничто не вечно

В великой схеме вещей ничто из того, чего мы достигли, не имеет значения. Эта мысль отрезвляет и успокаивает. Оказывается, не обязательно добиваться славы – можно просто целыми днями пить «Маргариту» и радоваться жизни. А ведь мы все живем так, будто находимся в центре реальности. Каждый видит себя главным героем в собственной истории.

Но истина в том, что это восприятие существует только в наших умах. А миру и окружающим ты на хрен не нужен. Обычный мужичок-мудачок, с черт знает какими мыслями в голове. Все вокруг ходят с подобным мышлением, но каждый из нас в конечном счете ничтожен. Даже самые яркие умы, такие как Эдисон и Ньютон, разложатся на плесень и липовый мед. А Эдисон так и вовсе был мерзавцем по жизни, так что статус небожителя ему не светит.

Нам не нужно соответствовать иррациональным ожиданиям и внешнему давлению. Мы не должны изобретать совершенно бессмысленную чепуху вроде спиннера в надежде на создание богатого наследия и увековечения собственного имени в анналах истории. Это бессмысленно, ибо все обратится в прах, даже твое самолюбие не долго будет тешиться, ибо его продырявят черви.

Все, что имеет значение, – это жизнь в комфортных условиях. Это единственное мерило, позволяющее на смертном одре сказать вожделенно: «А жизнь-то я прожил хорошую».

Источник: BroDude.ru

Ты готов умереть?

Я – нет, а это значит, что моя философская подготовка еще не завершена. Я не мудрец. Как говорит Сенека:

– «Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят,Expand text… и умереть не умеют» (Письма Луцилию, IV.5)

Я всегда был «готов жить» в смысле Сенеки, то есть делать в жизни то, что считал стоящим и значимым. С самого начала, когда я учился в средней школе, я решил, что стану ученым, потому что человеческий поиск знаний и понимания казался мне первостепенным. Мне посчастливилось сделать успешную академическую карьеру эволюционного биолога и казалось, что этого хватит мне на всю жизнь.

Но затем наступил кризис среднего возраста, и я заново открыл для себя философию, как академическое занятие, так и образ жизни. В первом смысле мне еще раз повезло, что я смог сменить поле деятельности и найти постоянную работу по своему новому призванию. Во втором смысле потребовалось случайное открытие стоицизма несколько лет назад, чтобы, наконец, предоставить мне реальную альтернативу католицизму, с которым я вырос, и светскому гуманизму, который я изначально выбрал для замены своей религии.

И все же, возвращаясь к Сенеке, я все еще не знаю, как умереть. Эта мысль всплыла на первый план в моем сознании несколько дней назад, когда я присутствовал на похоронах матери друга. Ей было за 90, и она уже несколько лет страдала от дегенеративного заболевания нервной системы. И большую часть этого времени она страдала от боли. Так что смерть стала освобождением и для нее, и для ее близких родственников и друзей.

Мать моей подруги была учительницей, и было трогательно видеть нескольких ее учеников — в том числе священника на похоронах — чтобы отдать дань уважения тому влиянию, которое она оказала на их жизнь. По общему мнению, она была также любящей матерью и женой, так что ее долгая жизнь была тем, что древние назвали бы эвдемонической — достойной жизни. В каком-то смысле я надеюсь, что мои похороны будут чем-то вроде ее похорон: мгновение памяти о добре, которое она сделала в жизни, в присутствии людей, которые знали ее и заботились о ней. Я работаю над этим.

Но как насчет этого стоического представления о готовности умереть? Одна из причин, по которой я знаю, что не являюсь мудрецом, заключается в том, что я по-настоящему не готов к этому моменту. Я все еще думаю об этом, как и большинство людей, как о чем-то, что произойдет в далеком будущем, может быть, через два или три десятилетия. Хотя статистически это разумное ожидание для белого человека в середине пятидесяти лет, стоический смысл этого иной.

Я могу умереть сегодня, насколько мне известно. Или в течение месяца, или в течение года, или в «достаточно отдаленным» будущим, которое я продолжаю воображать (и, неявно, рассчитывать). То, что мешает мне сделать следующий шаг в моем философском обучении, это, конечно, определенная степень страха смерти. Это, заметьте, здоровое отношение, укоренившееся в нас естественным отбором. Но философия помогает нам понять, что она может также мешать нам. В двух важнейших отрывках Сенека сообщает о любом страхе, который мы можем питать по поводу самой смерти. Первый из них представляет так называемый аргумент симметрии: вы, кажется, не страдали от небытия до того, как родились, так зачем беспокоиться о том, чтобы войти в подобную ситуацию после смерти?

– «Что же это такое, — говорил я, — почему смерть так долго ко мне примеривается? Пусть уж сделает свое дело! Я-то давно к ней примерился. — Ты спросишь, когда. — Прежде чем родился. Смерть — это небытие; но оно же было и раньше, и я знаю, каково оно: после меня будет то же, что было до меня. Если не быть — мучительно, значит, это было мучительно и до того, как мы появились на свет, — но тогда мы никаких мук не чувствовали.» (Сенека, Письма Луцилию, LIV.4)

Второй отрывок сметает все фантазии, которые поэты и священники вызывали на протяжении тысячелетий, в основном – по крайней мере, в случае священников — с целью контролировать нас:

– «Подумайте о том, что мертвые не страдают от зла, что все эти истории, которые заставляют нас бояться подземного мира, — всего лишь басни, что тот, кто умирает, не должен бояться ни тьмы, ни тюрьмы, ни пылающих потоков огня, ни реки Леты, ни судилища, перед которым он должен предстать, и что смерть-это такая полная свобода, что ему больше не нужно бояться деспотов. Все это-фантазия поэтов, которые без причины наводили на нас ужас.» (Марсии, В утешение, XIX)

Страх смерти искажает то, как мы думаем о самой жизни, и делает более трудным для нас сосредоточиться на том, что действительно важно: здесь и сейчас. В то время как мы озабочены окончательным выходом, мы можем фактически потерять единственную жизнь, которую космическая паутина причинно–следственных связей даровала нам:

– «У жизни всего есть вдоволь, но мы жадны к тому, что ее поддерживает: нам кажется и всегда будет казаться, будто чего-то не хватает. Довольно ли мы прожили, определяют не дни, не годы, а наши души. Я прожил, сколько нужно, милый мой Луцилий, и жду смерти сытый. Будь здоров.» (Письма Луцилию, LXI.4)

Чтобы быть ясным, я добился большого прогресса в этом. Когда я был молод, я думал о своей собственной смерти очень часто, почти ежедневно. И эта мысль чертовски меня беспокоила. Теперь я думаю об этом только время от времени, и со значительно большей отстраненностью. И я все еще работаю над этим, не только читая и перечитывая Сенеку, и пишу об этом (то, что Вы читаете здесь, по сути, является одной из моих публичных медитаций), но также иногда выполняя упражнение Memento Mori (помни о смерти), состоящее в медленной, преднамеренной прогулке по кладбищу.

Если вы никогда не делали этого, попробуйте. Остановитесь у ряда могил, прочитайте имена и даты, обратите внимание на возраст людей, которые там похоронены. Это далеко не упражнение в болезненности, это освобождающий пример взгляда сверху, представление о том, что мы должны приучать себя смотреть на вещи в перспективе, в данном случае, напоминание очевидно, но обычно не принимается во внимание факт, что все мы смертны, что все мы когда-нибудь уйдем. А это значит, что разница заключается в том, что именно мы будем делать в промежутке между настоящим и будущим.

Но, конечно, можно обоснованно утверждать, что проблема не в самой смерти, а в том, как мы умрем. Хотя мудреца – стоика даже это не беспокоит, я должен признать, что этот аспект проблемы беспокоит меня больше, чем представление о постоянном угасании моего сознания. Это то, о чем Сенека писал довольно много, особенно в своем письме LXX. Он говорит:

– «Раньше ты умрешь или позже, — неважно, хорошо или плохо, — вот что важно. А хорошо умереть — значит, избежать опасности жить дурно.» (Письма Луцилию, LXX.6)

Сенека прямо противостоит тем, кто спорит о «святости», как выразились бы некоторые современные религиозные люди, насмехаясь над их аргументами:

– «Ты встретишь даже мудрецов по ремеслу, утверждающих, будто нельзя творить насилие над собственной жизнью [4], и считающих самоубийство нечестьем: должно, мол, ожидать конца, назначенного природой. Кто так говорит, тот не видит, что сам себе преграждает путь к свободе. Лучшее из устроенного вечным законом, — то, что он дал нам один путь в жизнь, но множество — прочь из жизни.» (Письма Луцилию, LXX.14)

Последнее предложение у Сенеки является одним из многих прекрасных примеров использования метафор. Мы не выбираем, как войти в жизнь, но у нас есть выбор, как выйти из нее. И мы должны в полной мере воспользоваться этим выбором, тщательно обдумав, когда и как мы хотим осуществить этот последний решающий выбор в нашей жизни. Вот почему я всегда — даже до того, как открыл для себя стоицизм, — выступал за помощь в самоубийстве и право покончить с собой. Сенека очень четко объясняет обоснование этого:

– «Мне ли ждать жестокости недуга или человека, когда я могу выйти из круга муки, отбросить все бедствия? В одном не вправе мы жаловаться на жизнь: она никого не держит.» (Письма Луцилию, LXX.15)

Конечно же, Сенека покончил с собой, как только Нерон обвинил его в участии в заговоре против него. Я надеюсь на менее драматический уход из жизни, чем Сократ или Сенека, и я, конечно, не могу претендовать на их выносливость как философов. Но я полон решимости продолжать обучение, готовиться к выпускному экзамену настолько хорошо, насколько позволяют мои человеческие недостатки.

(Перевод статьи Массимо Пильюччи)

#Массимо #Пильюччи #стоицизм #философия #история #mementomori #смерть

Источник: vk.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.