(лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15—16 вв.), когда в Италии, азатем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей жизнь человека системой жестких регламентаций, против ее аскетической и циничной морали. Социальную подоплеку Г. составляла борьба «третьего сословия» (буржуазии, крестьянства, ремесленников, городского плебса) против господствующей феодальной аристократии и духовенства. В противовес церковному требованию посвятить земную жизнь искуплению своих грехов, гуманисты провозгласили человека венцом мироздания, утверждали его право на земное счастье, на «естественное» стремление к наслаждению и способность к нравственному самосовершенствованию как духовно свободной личности. Позиции Г. отстаивали величайшие представители европейской культуры: Ф.


трарка, Л. Валла, Дж. Пико делла Мирандола, Данте, Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, У. Шекспир, Ф. Бэкон, М. Сервантес, Эразм Роттердамский и многие др. Борьба против католицизма как священной санкции сословного феодализма достигает своего пика в движении Реформации (16 в.), принявшем массовый характер, и далее — в эпоху Просвещения, когда закладывались принципиальные черты европейской техногенной («фаустовой») цивилизации с ее оптимистическим культом разума, науки, свободной личности, индивидуализма и предпринимательской инициативы.
В традиционном Г. можно различить два основных течения. Буржуазный Г. исходит из священного характера частной собственности, которая только и может гарантировать свободное развитие «естественной природы» человека через накопление личного богатства. Г., выражающий мироощущение пролетариата, условием освобождения человека объявляет имущественное равенство или даже ликвидацию частной собственности. Эту программу защищали утопические социалисты (Мор, Т. Кампанелла, впоследствии Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье), считавшие труд на благо всего общества не только главной обязанностью, но и источником наслаждения и счастья людей. Нередко делались и попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии и т.п.). Сочетание идеала материального и духовного благополучия народа, гармонии «ума и сердца» с идеей коренного преобразования общественного строя характерно для рус.

волюционных демократов сер. 19 в. (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен) и народников 1870-х гг.
Глубокие катаклизмы 20 в. (истребительные войны, тирания тоталитарных режимов, обострение глобальных проблем) поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее, поскольку человек все более отчуждается от общества, превращается в «одномерное существо», в легко манипулируемого робота, в «винтик» огромной социальной машины. Происходит как бы возврат к ситуации эпохи Возрождения. В русле гуманистического движения возникают различные программы «человеческих отношений» (human relations), «генома человека», все активнее заявляют о себе движения «зеленых», требования гуманизировать культуру, науку, образование, политику, повысить качество жизни, дополнить научно-техническую революцию революцией моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисциентистских, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и филос. системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека (экзистенциализм, персонализм, философия жизни, сюрреализм, дадаизм, «театр абсурда» и т.п.). Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов Г. невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ.


Источник: dic.academic.ru

 

Гуманистическая направленность современного Российского образования ориентирована на человека как высшую ценность социального бытия и отношения к нему как субъекту познания, общения, коммуникации и творчества. В этом отношении сегодня одной из первостепенных задач педагогики высшей школы является выявление гуманистического потенциала педагога как гражданина и профессионала. Формирование специалиста через детерминацию значимосмыслового отношения к социально-духовным ценностям.

Анализ работ, посвященных данной проблеме, показывает довольно широкий спектр изучения вопроса как в историческом плане, так и в контексте современных представлений. В этой связи необходимо прежде всего рассмотреть содержание основополагающих понятий, касающихся темы исследования — это «гуманизм» и «гуманность».

Точный период представлений о понятии «гуманизм» (humanus, humanistas — человечный, человечность) наукой не установлен. В одном источнике можно прочесть, что еще римляне, в особенности Цицирон, называли гуманизмом высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. В другом — что понятие «гуманизм» возникло в эпоху Возрождения (XIV — XVII вв.) как совокупность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью; учение, защищающее достоинство и права человека, свободу и всестороннее развитие личности.


Идеологи периода буржуазных революций XVII — XIX вв. (Ж.Ж. Руссо, Д. Локк) понимали под гуманизмом естественное право человека на удовлетворение потребностей, соответствующих его природе, на свободу человеческой личности. И. Кант сущность гуманизма видел в том, что человек является для другого человека только целью, а не средством.

Известно, что гуманизм, выраженный в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество прежде всего через нравственность, мораль и право. Ядро общечеловеческого содержания морали составляют идеи гуманизма. Они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, воплощаясь в нравственном сознании. Между тем в рамках отечественной науки понятие «гуманизм» трактуется неоднозначно. Об этом говорят, прежде всего, результаты метода словарного поиска, на основе которых и был сделан анализ понятия «гуманизм».

Определения понятия «гуманизм»

Взгляды, идеи, произведения искусства, проникнутые уважением к достоинству человека, воспитывающие у людей моральные качества.

Совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создание благоприятных для человека условий общественной жизни.


Человеческий, человечный — способствующий утверждению идей о высоком достоинстве и ценности человека, о его праве на свободное развитие.

Прогрессивное направление общественной мысли, исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, считающее благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности — желанной нормой отношений между людьми.

Признание человека как личности, его прав на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага как критерия оценки общественных отношений.

Современность взглядов, основанных на признании человека высшей ценностью, учение, защищающее достоинство и права человека, свободу и всестороннее развитие личности.

Принцип мировоззрения (в т. ч. нравственности), в основе которого лежит убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и в том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью обществ.

Совокупность идей, взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми.


Мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей.

Признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви…

Исторически изменяющаяся система воззрений. Признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

Развитие разума, чувств, воли, стремление к самосовершенствованию во имя человечности, воспитание уважения к людям, преодоление отчуждения и эгоизма.

Признание ценностей человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. Признание творческого потенциала человечества, ценности субъекта.

Гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

Отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству.


Рефлексированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.

В научной литературе понятие «гуманизм» отражается также во множестве смысловых значений: обозначение нравственных качеств личности — человечности, доброты, уважения; выражение особого отношения к человеку как высшей ценности, цели; название эпохи Возрождения и различных культурных движений, идейных течений, направлений общественной мысли; название области теоретического знания, которая отдает предпочтение гуманитарным наукам; характеристика марксистского мировоззрения, пролетарской идеологии, социалистического образа жизни; определение важнейшего фактора гармонического развития личности; название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и т.д.

Исследования понятия «гуманизм» в науке в его методологической основе показывают, что в энциклопедическом отражении, философии, логике, политологии, юриспруденции, лингвистике, психологии и педагогике лежит дефиниция. Соответственно этим наукам определяются следующие взгляды: идеи проникнутые к достоинству человека; вопросы соотношения материальных и духовных ценностей, их роли в жизни человека; мировоззрение, основными принципами которого является любовь к людям; совокупность идей, взглядов, убеждений, утверждающих право на свободу, равенство, счастье, уважение достоинств человека; закрепление регулятивной функции государства в отношении к человеку в определенных правовых актах; человечность в общественной жизни; основные закономерности психологического развития личности, отражающиеся в гуманистической психологии; совокупность педагогических взглядов, основанных на признании ребенка высшей ценностью с правом всестороннего развития.


При этом понятие «гуманизм» истолковывается как развитие разума, чувств, воли, стремление к самосовершенствованию во имя человечности, воспитание уважения к людям (энциклопедические понятия); фундаментальные человеческие ценности — добро, любовь, свобода, ответственность, совесть и счастье (философия); высшее проявление целевой детерминации человеческой деятельности, выдвижение на первый план экономии человека, экономики образования (логика); комплекс качеств личности, в которых выражается отношение человека к человеку, удовлетворение потребностей и свободного развития личности, повышение благосостояния (политология); права и свобода человека и гражданина, механизм их реализации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку (юриспруденция); целостность личности, открытость человека миру, ориентация мотивационной сферы человека на цели развития своего гуманистического творческого потенциала (психология); воспитание интеллектуальных, нравственных созидательно-творческих, духовных сил личности, образование, обращенное к человеку и т.


(педагогика). Из всей суммы обобщенных признаков определения понятия «гуманизм» в энциклопедическом изложении наиболее характерными являются: человечность, человеколюбие, моральные качества. В философии: духовные ценности, нормы поведения, мораль, мировоззрение. В логике: общечеловеческие ценности, высшие критерии человечности. В политологии: стержень императива выживаемости общества. В юриспруденции: важнейшая сфера гуманистической регуляции действий человеческого общества. В лингвистике: гуманистический, гуманный, гуманизм, гуманитарный. В психологии: 1) комплекс качеств личности, определяющих ее поведенческую сторону, выражающуюся в отношении человека к человеку, 2) социально-нравственное развитие, 3) самореализация личности, 4) развитие творческих возможностей. В педагогике: достоинство, добродушие, милосердие, общительность. Отражение понятия «гуманизм» в практике: лежит в основе Конституции, законодательства (в энциклопедиях); позволяет выбирать гуманистическое мировоззрение как инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и общества (философия); определяется как обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты — человека, группу, живое существо (логика); служит базой для формирования политических идеалов общества, предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает право личности как внешний критерий оценки общественной деятельности (политология); лежит в основе Конституции, становление новой государственности в России (юриспруденция); лежит в основе индивидуального подхода к обучающимся и теории свободного воспитания (психология); составляет основу функционирования и развития педагогических систем, позволяет решать педагогические задачи с гуманистических позиций (педагогика).


В этом отношении основная гуманитарная цель общества и, в частности, педагогики и заключается в формировании мировоззрения гуманизма через систему знаний, убеждений и потребностей, создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс гуманистически ориентированного образования.

Гуманность — производное от понятия «гуманизм», которое по В. Далю означает — человеческий, человечный, людской; свойственный человеку, истинно просвещенному, человеколюбивый, милостивый, милосердный.

В этом плане не может быть сомнения в том, что наиболее яркое отражение содержания гуманности человека находится в его нравственном идеале, чему свидетельствуют многие философские и психологические исследования, в которых идеал рассматривается как высшее проявление целевой детерминации человеческой деятельности. Именно в сфере деятельности по отношению к идеалу разрешается главная проблема нравственности — гуманистическая проблема общественного и личного. С другой стороны, специфика гуманистического нравственного идеала состоит в определяющем характере отражения исторически духовно сложившейся действительности. В ее содержании выражаются все стороны нравственных отношений между людьми, субъекта к обществу и общества к нему.

В.Н. Мясищев считал, что гуманность «нельзя представлять как часть или сторону, как элемент, а следует понимать как интегральную «позицию» личности в целом».

Гуманность, с точки зрения Я.Л. Коломинского, — это, прежде всего комплекс качеств личности, в которых выражается отношение человека к человеку. Эти качества и проявляются, и формируются в сфере человеческих взаимоотношений.

В психологическом словаре под редакцией В.А. Мижерикова понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи».

Понятие «гуманность» раскрывается и через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон — естественной, в жизни каждого индивида, и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

Гуманность рассматривается и как качество личности, поскольку качество — объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств.

Значительное число публикаций по психологии, педагогике, философии, социологии, этике и др. посвящены проблеме личности учителя. Среди них труды Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, А.П. Беляевой, А.А. Бодалева, В.И. Горовой, В.В. Давыдова, И.С. Кона, И.Б. Котовой, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, СЛ. Рубинштейна, В.А. Сластенина, и др.

Анализ литературных источников показывает, что с момента возникновения педагогической профессии учителя за ним закрепилась прежде всего гуманистическая воспитательная функция. На основе их обобщения можно заключить, что гуманистическая направленность личности педагога заключается в единстве личностных и профессиональных качеств, в основе которых лежит способность реализовывать принцип гуманизма, детерминирующий гуманистическое мировоззрение.

Известно, что первые выдающиеся педагоги-гуманисты появляются в эпоху Возрождения (Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Эразм Роттердамский). Их идеи получили свое развитие во взглядах выдающегося чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского. Он говорил, что учителями должны быть люди честные, деятельные и трудолюбивые; живыми образами добродетелей, которые они должны привить другим. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Позже Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, которые поддержали идеи Яна Амоса Коменского, утверждали, что учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами. Они выдвигали общечеловеческую цель воспитания — служение истине, добру, красоте: «В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям».

Особый вклад в гуманизацию Российского просвещения внес великий русский ученый М.В. Ломоносов, который придавал основополагающее значение личным качествам учителя, его культуре, знаниям, практическим умениям, указывал, чтобы «учителя были люди способные и рачительные и должности свои исполняли прилежно, и своими поступками добрый пример показывали учащимся». Преподавать они должны так, чтобы не обременять «учащихся выше меры и не создавать им слишком легких условий». Программа действий для педагога XVIII в. послужила основой к деятелям и реформаторам школьного дела XIX в.

Н.Г. Чернышевский неоднократно в своих статьях отражал идею непрерывности интеллектуального развития человека. Педагогические статьи В.Г. Белинского проникнуты пафосом страстной борьбы за человечность, за гуманистическое образование, без чего он не мыслил ни счастья родного народа, ни счастья человечества. «Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а цель — человечность…».

К.Д. Ушинский, великий педагог России, схоластичному школьному обучению противопоставлял реализм, связь с жизнью, такое обучение, ткоторое бы подготавливало человека к самостоятельной деятельности. Он так охарактеризовывал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, боровшихся за истину и благо», а его дело «скромное по наружности — одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства, и им живут целые поколения».

Л.Н. Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, находящее свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет любовь только к делу, — писал Л.Н. Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочитал все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

Выдающийся врач и педагог Н.И. Пирогов представлял учителя как человека с нравственной свободой мысли, верящего в правду, готового за нее к самопожертвованию. Главное, по мнению Н.И. Пирогова, в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое.

Яркий след в гуманизации образования оставил И.Н. Ульянов. Главной задачей просвещения он считал необходимость повышенного образования и культуры учителей.

Последовательным организатором гуманизации педагогического образования была и Н.К. Крупская, ее педагогическое наследие продолжает служить делу развития современной школы. Ею разработаны «мерила оценки педагога», среди которых выделают следующие:

— педагог должен уметь сочетать учебную работу с работой воспитательной;

— должен знать каждого ученика, условия, в которых он живет, его слабые и сильные стороны, должен уметь индивидуализировать в зависимости от этого подход к нему;

— учитель должен пользоваться их доверием и уважением. Ведущие принципы педагогической системы Я. Корчака также нацелены на гуманистический характер образования, стремление дать общее и нравственное развитие ребенку, воспитать в нем волевую активность, самостоятельность, самодеятельность; поиск новых путей совершенствовать методы воспитания.

Новый путь в гуманизацию образования проложили учителя — новаторы, Ш.А. Амонашвили, Ю.Г. Волков, М.В. Иванов, С.Н. Лысенкова, В.А. Шаталов и др. Нет сомнения в том, что нельзя внедрить гуманизацию обучения и воспитания без реальных достижений демократической дидактики С.Н. Лысенковой, В.А. Шаталова, М.Н. Щетина и других сторонников педагогического сотрудничества.

М.П. Щетинин отмечает, что в основании образования должна лежать забота о ребенке, развитии его духовных и физических задатков, вера в ученика при любых, пусть даже самых «безнадежных», обстоятельствах. Педагог должен привести его к успеху, если будет честным перед своим народом, если каждый шаг, слово, действие, взгляд, улыбку будет соотносить с целью воспитания и руководствоваться ею в совместной с учеником деятельности.

Ф. Шаталов подчеркивает в своих педагогических разработках, что сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом; что самое главное — учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства.

Н. Лысенкова пишет, что настоящий современный учитель передает не только знания, он способствует воспитанию необходимых человеческих качеств. Вот почему воспитать гражданина-труженика — это одна из важнейших задач, поставленных перед современной школой в основных направлениях ее реформы.

Н.Б. Крылова, сосредоточивая внимание на проблеме гуманизации педагогического образования в 90-х годах, считает, что авторитарные отношения, складывающиеся в прошлом образовании, сформировали соответствующий тип учителя-администратора, озабоченного субординацией, требующего от всех соблюдения норм и инструкций, самоутвержденного (и часть с завышенной самооценкой), малотерпимого к чужому мнению и негибкого в обращении с тем, кто от него так или иначе зависит. И этот тип личности до сих пор существует в школах, хотя уже потерял прежние позиции. На смену ему идет другой тип личности — более гибкий, демократичный, творческий, ориентированный на уважение и защиту обучающихся.

О.С. Газман констатирует, что обуреваемый страхом перед административным или, еще хуже, политическим осуждением своих действий педагог, в течение многих лет руководимый чувством перестраховки, действовал в ущерб гуманистическим целям и педагогической логике. В результате тотального формализма обучающийся из цели воспитания превращался в средства реализации программ и учебных планов, в средство профессионального псевдосамоутверждения педагога, его социального приспособления.

В.И. Горовая проблему гуманизации образования видит в формировании личности будущего педагога.

Н.Ф. Радионова и А.П. Тряпицина считают, что в характеристике нового типа педагога следует учитывать еще одно качество — готовность к трансляции культуры на основе личностно-смыслового освоения таких ценностей, как Человек, Отечество, Мир, Красота, Познание. Нельзя не согласиться с тем, что социально-духовные ценности есть ориентиры в формировании гуманистической направленности в подготовке специалиста нового качества в области педагогического образования.

Таким образом, множество определений сущностных характеристик понятия «гуманизм» обусловливает необходимость его обобщения, уточнения предмета рассмотрения и выведения однозначной дефиниции его характеристики. В этом и заключается суть реального определения, если, конечно, при этом учитывать, что понятие есть форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, основной логической функцией которой является выделением общего, достигаемого посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

Вдаваясь в конкретизацию многообразия определения понятия «гуманизм», его ценностей, практически невозможно составить емкое и в тоже время краткое и четкое определение понятия предмета. Не облегчает положения и выборочное, на усмотрение авторов, включение одних и исключение других характеристик. Широкая же интерпретация термина подчеркивает прежде всего незавершенность представлений о предмете. По всей видимости, идти надо по пути системы определяющих соотношений (схем равенств) или шагов перехода (индукции), но при этом мыслить, как в точных науках, исходя из аксиом, то есть истин, не требующих доказательств, понятных и признаваемых всеми. И все же, следует признать, что каждое из известных в науке понятий «гуманизм» в определенной степени раскрывает его сущность, а из всей суммы обобщенных признаков наиболее часто выделяются следующие: человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека и забота о его благе, право на свободу, равенство, счастье, любовь, справедливость, развитие своих способностей; отчуждение эгоизма, отношения между людьми, система (совокупность) взглядов, идей, мировоззрение, прогрессивное направление общественной мысли, исторически развивающаяся система воззрений.

Исходя из этого, данное определение понятия предлагается нами в следующей формулировке: гуманизм — это социально исторически сложившаяся и развивающаяся система взглядов, формирующая мировоззрение, относящееся к духовно-нравственным качествам личности, регулирующая поведение людей во всех сферах общественной жизни, их отношения, основанные на человечности, человеколюбии, доброте, сострадании, равенстве, справедливости и уважении к достоинству и правам каждого человека, определяющие его высшей социальной ценностью права на счастье, здоровье, благо и свободное развитие, законодательно охраняемые государством.

К этому можно добавить и то, что гуманизм — это высшая социально-духовная ценность, основа и движущая сила развития человечества, т.е. то, что его отличает от животного мира и обеспечивает сохранность на земле.

На наш взгляд, в представленном определении понятия «гуманизм» черты, стороны вещей не находятся в хаотичной взаимосвязи, а строго структурно и логично последовательно организованы, т.е. содержание понятия имеет свой способ взаимосвязи существенных признаков.

Ситуация множества характеристик наблюдается и в отношении сути понятия «гуманность» — (латинское слово humanitas) — человеческая природа, человеческое достоинство: человеколюбие, гуманность, доброта, обходительность; образованность, духовная культура; утонченный вкус, качества личности.

На наш взгляд, слово гуманность в большей степени означает готовность проявлять гуманизм, заботу, сочувствие, помогать другим людям, оказывать уважение. Т.е. это реальная деятельностная сторона, характеризующая личностные, духовно-нравственные качества человека, его культуру в целом.

Данное понятие необходимо рассматривать с двух сторон. С одной — как социальное явление и феномен, а с другой — как качество личности. Гуманность с позиции социального явления следует характеризовать как отношение общества и государства к человеку, как отношения между людьми, основанные на идеях гуманизма.

Если рассматривать гуманность как качество личности, то прежде всего под этим следует понимать деятельностную сторону поведения человека, отражающую его духовно-нравственные ценности по отношению к другим людям и природе в целом, проявляющиеся в милосердии, человеколюбии, человечности, сострадании и доброте. При этом ведущим нравственным принципом выступает альтруизм — бескорыстное служение другим людям, добровольное решение поступаться своими интересами, что в целом и характеризует гуманистическую направленность личности.

Формирование гуманистической направленности личности в этой связи, что совершенно верно отмечает В.П. Зинченко, предполагает, во-первых, образование иерархической, многоуровневой системы регуляции поведения и деятельности, ее централизацию, а во-вторых, — противопоставление высшего уровня развития мотивационно-ценностного отношения стихийно формирующимся импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые «начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие к ней».

 

АВТОР: Шульженко А.В.

 

Источник: superinf.ru

 

Для того, чтобы лучше понять, что такое гуманизм Ренессанса, отступим на несколько шагов назад, оглянемся еще раз на средневековье. Мы видели, что центральной в этот период была идея Бога — Бога-создателя, Бога-судьи, Бога-носителя справедливости, и все, чем было заполнено сознание и обывателя, и ученого, было в различной форме связано с религиозным началом. Любовь толковалась лишь как любовь к Богу и его — всеобъемлющая и всепрощающая — к людям. Любовь земная выглядела не иначе как греховным помыслом. Познанию представало только Священное писание, а ученостью считалось точное воспроизведение и толкование священных текстов и умение постигать величие Бога в общих понятиях. Человек для средневекового менталитета — лишь тварь, то есть сотворенное, вторичное, а также раб, должный почитать Всевышнего. Но, как ни странно это покажется, именно в средневековье вызревали элементы нового понимания мира и особенно нового отношения к человеку.

В первой главе уже упоминалось имя Франциска Ассизского, сделавшего основанием религии и веры любовь. И хотя для него это слишком абстрактное чувство, обращенное, как упоминалось, к божественному началу, одухотворенное и возвышенное, хотя оно не несет в себе никаких страстей, но идея уже сформулирована, слово прозвучало.

Другой мыслитель средневековья Фома Аквинский (1225/26—1274), рассуждая о путях и способах познания мира, замечает, что человек может познавать неповторимость вещей реального мира чувственным образом. И, хотя другие его размышления все же уводят познание общего в мире к божественной воле, начало поиску роли и значимости человека и его чувственности было положено.

Конечно, это еще далекие предвестники ренессансного взгляда на человека, и только в эпоху Возрождения они обретут свою полноту и определенность.

Кроме религиозных философов, свою роль в становлении гуманизма сыграло и появление куртуазии, придавшей чувственности (а значит, и внутреннему миру) всеобъемлющую значимость в жизни человека. Й. Хёйзинга пишет: “Именно из чувственной любви проистекало благородное служение даме, не притязающее на осуществление своих желаний… Элемент духовности приобретает все большее значение в лирике; в конечном счете следствие любви — состояние священного знания и благочестия, la vita nuova”[1][306, с. 113].

Не последнее место в возникновении нового взгляда на человека имело возникновение университетов, постепенное движение к экспериментальной науке, которая уже более твердо стоит на земле, не столь пристрастно обращена к небу; науке, которой мало словесных построений, поскольку нужна чувственная предметность реального мира. В этой науке человек может быть кем угодно, но он уже не раб, более того, в период высокого Возрождения он оказывается подобен Богу в своей творческой способности делать то, чего до него не было в мире. Поскольку же человек Ренессанса — это, как уже было сказано, человек, активно действующий в мире, то особое место занимает этика, рассматривающая вопросы земного предназначения человека, обосновывающая новое понимание его индивидуальной и социальной ценности.

Это была новая этика, освобожденная от церковной зависимости. В ее центре, по мысли современников, должна находиться поэзия, в которой “раскрывается … богатство человеческой практики. Через познание “человеческого” к познанию мира — этот принцип, выдвинутый Петраркой, знаменовал начало новой, гуманистической культуры.” [290, с. 28]. Для Петрарки, поэта и мыслителя, одной из главных добродетелей человека стало знание, образованность. Его современник Салютами (1331—1404) говорил: “Ничего нет для тебя почетней, ничего прекрасней, ничего похвальней, чем посредством … учености подняться на ступень над другими и столь почтенными трудами возвыситься над самим собой” [157, с. 23]. Как и знание, поэзия должна указывать людям путь к счастью. Этика и литература нового времени должны были решать практические проблемы жизнедеятельности человека, и тот идеал, который они предлагали, не имел ничего общего с задачами средневековой литературы.

Наиболее значимыми для совершенствования земного человека считались в XIV—XV веках гуманитарные науки, в которых воплотился весь опыт человеческой культуры. Они изучались в разных городах, особенно во Флоренции, — в кружках ( studio humanitatis ), призванных формировать нового человека, обладающего высоким свойством гуманизма, сочетающим добродетель, ученость и практический опыт [290, с. 29].

В пору средневековья человек был элементом семьи, христианской общины и государства, и его положение в мире понималось как предопределенное божественной волей. Главные авторитеты — Священное писание и духовные отцы отказывали человеку в самостоятельности в любом деле. Он должен был иметь в качестве образца для подражания поступки Христа и его апостолов: не поддаваться искушениям и следовать заветам Бога-отца. Гуманисты же в центр мира поставили человека — не богоподобного, но свободного в своем выборе и деяниях.

Одним из самых главных проявлений свободы называли любовь, полагая ее высшей формой осуществления человеческих возможностей. Появляется множество трактатов о любви, любовь для человека этой эпохи — не только чувство, страсть, Эрос, но и красота, на которой зиждется искусство. В любви объединяются эстетическое и нравственное. Рассуждая о красоте, итальянский мыслитель, прозванный “вторым Платоном”, Марсилио Фичино писал: “Когда мы говорим о любви, ее надо понимать как желание красоты… Красота же является некоей гармонией, которая рождается по большей части от сочетания как можно большего количества частей. По природе своей она трояка.Ведь гармония в душах возникает от сочетания многих добродетелей; в телах гармония рождается из согласия красок и линий; величайшая же гармония в звуках — из согласия множества голосов”. И далее: “Мы восхвалим красоту тела, мы оценим красоту души и будем стремиться всегда сохранить ее, чтобы любовь была столь же сильной, сколь велика красота. Там же, где тело прекрасно, душа же — нет, мы будем любить красоту лишь немного, как тень и зыбкий образ красоты. Где же прекрасна душа, мы страстно возлюбим неизменную красоту духа. Но с еще с большей силой восхитимся мы соединением и той, и другой красоты” [222, с. 53, 55].

Таким образом, величайшим открытием Возрождения был сам человек: его внешний облик, его внутренний мир, его разум, его деяния. Петрарка говорил, что люди удивляются многим природным явлениям, однако ничему не следует удивляться более, чем человеческой душе, с которой ничто более не может сравниться, поскольку главную роль и в счастье, и в несчастье человека играет его собственная воля. После автобиографических и философских трудов Петрарки в мировоззрении мыслителей Ренессанса в качестве главного объекта рассмотрения и познания надолго утвердился человек.

Сущность гуманизма

 

Сущность гуманизма

 

 

Архитектор и теоретик Леон Баттиста Альберти (1404—1472) рассматривал человека как результат его собственной деятельности, направленной на самосозидание. Он говорил о том, что высшее блаженство человека заключается в достижении всего собственными силами и добродетелью. Человек должен не только сам творить добро, но и побуждать других к этому. Поэтому высшая гармония человека — не только гармония внешнего, телесного и внутреннего, духовного, но и гармония личного и общественного. Альберти был убежден, что человек сам должен выстоять в борьбе с судьбой, Фортуной: “Фортуна одерживает верх только над тем, кто ей покоряется”.

Так утверждалась идея активности человека, способного весь этот опыт вобрать в себя и реализовать в деятельности. Гуманисты считали, что свою земную жизнь каждый человек должен построить сам, изучая природу и весь предшествующий человеческий опыт через философию и искусство, преодолевая все случайности и превратности мира в процессе самосовершенствования. В отличие от восточных теорий самосовершенствования, предполагавших пассивное, созерцательное медитирование, человек Ренессанса должен строить себя сам. Любое найденное им в активной деятельности знание должно стать руководством к действию.

Еще одно, сложившееся в период Кватроченто, направление гуманизма изложил Лоренцо Валла (1405 или 1407—1457). Опираясь на учение Эпикура, он отождествил наслаждение с полезностью, поскольку это соответствует гармонии человека и природы, индивида и общества. “Полезность — естественная цель действий человека, всей его жизни и в то же время — важнейший критерий его поступков. Жить добродетельно — значит жить с пользой для себя. Но это не исключает взаимной любви людей, ибо и она — источник наслаждения. По мысли Валлы, люди, если они не злодеи и не глубоко несчастны, не могут не радоваться благу другого” [290, с. 31]. Эти отношения должны определять и всю систему государственности, считает Балла.

Ренессансчый человек, согласно взглядам гуманистов, связывает себя с окружающим миром. Он видит себя и частью природы, и частью общества, обращая свои достоинства на благо мира. Джордано Бруно (1548—1600) представлял человека титаном, энтузиастом, вечно стремящимся к высоким целям, к осуществлению своих способностей. Его цель не может быть оправдана средствами, поскольку он сознательно и ответственно совершает моральный выбор. Вершину раскрытия лучших качеств человека Бруно видит в героической любви, которая может преодолеть убогость повседневности, отдаваясь “более высоким деяниям” [46, с. 106.]

В начале XVI века перед гуманистами встает вопрос о познании мира. Географические открытия, новые системы в астрономии, развитие инженерного дела и другие моменты движения общества к появлению нового в практической деятельности людей потребовали от личности, чтобы ее гармоничность заключалась не только в этике, но и в интеллектуальности. Для ренессансного человека знание — добродетель, стремление человека к счастью — это его стремление к знаниям. Знания нужно добывать в окружающем мире, как полагал Томас Мюнцер, доверяя не авторитетам, а лишь собственному разуму. Вырабатывается новый способ мышления, в центре которого стоит человек, и равной ему видится природа. Только человек может употребить все свои силы и на выявление особенностей бытия природы, и на конструирование нового, что является уделом только человека. В своей созидательной деятельности он выступает как бог, творец, создатель. И этим определяется его особенное отношение к художникам и мыслителям.

Многие гуманисты владели по большей части умозрительным знанием, против чего выступил Леонардо да Винчи. “Он подчеркнул решающее значение практики и опыта в познании мира. Он считал лишенной ценности мысль, ограниченную возможностями чистого созерцания, не соединенную с действием и не подтверждаемую критерием практики (опыт — лучший учитель, его не заменят никакие книги). Однако практика, по его убеждению, в свою очередь, “должна быть основана на хорошей теории”. Опыт открывает путь к проникновению в законы природы, но в конечном итоге они познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно, полагал Леонардо, веря в неизменность “принципов”, лежащих в основе вещей и явлений” [290, с. 36]. Именно ему принадлежит мысль о том, что “там, где природа кончает производить свои виды,— там человек начинает из природных вещей создавать с помощью той же самой природы бесчисленные виды новых вещей” [112, с. 328].

В этих своих проявлениях гуманизм эпохи Возрождения выступал как свободомыслие. Он возвеличил человека в единстве его природного и духовного, в богатстве его мышления и чувственности, величия разума и кипении страстей.

 

Использованная литература

1. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.

 

[1] Vita nuova новая жизнь — название раннего произведения Данте Алигьери и новый культурный феномен, воспетый им позднее в “Божественной комедии”: любовь, являющаяся космической силой, любовь преобразующая, перерождающая человека [306, с. 394].

Источник: megaobuchalka.ru

Что такое гуманизм

За последние несколько столетий разные мыслители и общественные активисты дали десятки трактовок данного понятия. Универсальное же и расширенное определение можно сформулировать следующим образом.

Происхождение слова

Термин восходит к латинскому корню и первоначально звучал как «studia humanitatis», то есть «изучение «человечности», понимаемой как полнота природы человека. Значение заимствовано из текстов римского оратора Цицерона, который видел ее как продукт развития античной культуры, зародившейся в греческих полисах. Первые гуманисты также называли себя ораторами или риторами, подчеркивая связь с традициями древности.

Долгое время понятие обозначало направление мысли, изучающей человека в целом и его земные нужды в противоположность теоцентризму — религиозному подходу, ставящему по главу угла вопросы бытия и высших смыслов.

Принято считать, что в современном понимании термин впервые был использован в 1808 году. После выхода труда немецкого историка Георга Фогта о философии Возрождения понятие плотно входит в научный дискурс. В итоге оно получило много разных формулировок.

Марк Туллий Цицерон

Определение в Библии

«Душа по своей природе христианка», — так писал Тертуллиан, античный писатель, мыслитель и апологет. Писание говорит о сотворении людей по образу и подобию Бога и наделяет их высшей степенью достоинства. Принижение и обесценивание человеческой личности часто понимается в учении церкви как греховное деяние и вызов против божественной мудрости и порядка вещей.

Евангельская проповедь говорит о наличии в каждом человеческом существе искры божьей, тем самым уравнивая всех в изначальной ценности, дарованной Богом. Нет ни эллина, ни иудея — этот постулат близок идее равенства, отраженной во Всеобщей декларации прав человека уже в наши дни.

С другой стороны, в библейской концепции род людской не является вершиной мироздания. Говорится об изначальной поврежденности человеческой природы, обусловленной первородным грехом и преодолеваемой через искупление. Это положение может пониматься по-разному — оно стало предметом ожесточенных споров и очень часто гуманным не признается.

Явление Христа народу. О картине - Могилевская областная библиотека ...

Значение понятия в философии

На протяжении веков мыслители пытались сформулировать его универсально, за рамками религии либо условностей данной культуры, времени и нравов. В конечном счете возникает постулат о человечности вне границ.

гуманизм (главный ключ)

Гуманизм и гуманность

Оба понятия тесно связаны, а потому их часто путают, ибо второе во многом формируется на следовании принципам первого, понимается как свойство характера и тип поведения в обществе. Вести себя гуманно — это значит стремиться к сочувствию, состраданию и уклонению от причинения зла и жестокости.

Также гуманность можно описать как набор личностных установок личности в картине мира, который характеризуется способностью субъекта к сопереживанию, содействию и помощи окружающим. В психологии это также называется эмпатичностью, хотя данный термин более узкий и относится прежде всего к эмоциональной, а не поведенческой сфере. Можно сказать, что гуманность есть реализация гуманистических ценностей и установок на уровне индивидуальных свойств личности, ее идентичности и поведения в социуме.

Фонд «Гуманность и справедливость». На что потрачены деньги ...

Историческая справка

Встречается мнение, что основа для гуманистических идей была заложена еще в глубокой древности и нашла свое отражение как в античной мысли, так и в мировых религиях. Но все же точкой отсчета принято считать время Ренессанса. Именно тогда в работах ученых и философов появились тезисы, из которых непосредственно выросли современные гуманистические концепции.

История появления и развития

В раннее Средневековье цивилизация Европы переживает упадок и долгое время находится на очень низком уровне. В итальянских полисах благодаря активной международной торговле и развитой городской жизни происходит культурный обмен. Кризис и падение Византии способствует концентрации уцелевшего античного наследия на Аппенинах — многие труды греческих мыслителей обретены заново в оригинале или арабских переводах. Все это в конечном итоге рождает мышление нового типа — антропоцентризм, ставший альтернативой картине мира, установленной церковью.

Наступает эпоха Возрождения. Приверженцы антропоцентрического подхода стремятся сместить фокус внимания на человека, его желания и потребности. Под studia humanitatis понималось то, что сейчас скорее бы назвали вопросами саморазвития. Мыслители включают сюда взращивание таких качеств, как ученость, добродетель и благое поведение. Эти свойства увязывались с «возделанностью» индивида через классическое образование на основе античных образцов. Под влиянием стоицизма формируется новый идеал личности — исполненной разумом, силой духа и творчества, великодушной, справедливой и активно познающей мир.

В Новое время гуманистичность уже понимается иначе — влияние богословия и христианской идеи промысла Бога в жизни людей теперь окончательно отходит на второй план. Схоластики и богословы постепенно проигрывают светским философам. Утверждается деизм — идея, что влияние высших сил на этот мир в действительности гораздо меньше или отсутствует вовсе. Таким образом, человек, предоставленный Богом самому себе, признается вершиной мироздания и источником нравственного закона. Он имеет право на свободу, счастье и самосовершенствование.

гуманизм (главный ключ)

Современное состояние

За последние два столетия мир переживает радикальные изменения. Колониализм, распространение и отмена рабства, отмирание сословных привилегий, мировые войны и процессы глобализации заставили людей неоднократно пересмотреть ценность личности и ее место в постоянно меняющемся обществе.

В 1933 году под руководством философа Роя Селларса и протестантского пастора Рэймонда Брэгга выходит Первый гуманистический манифест. В документе отражено стремление примирить веру с наукой и сформулировать некую новую религиозную концепцию, отвечающую нуждам времени. Так, признавалась несотворенность мира и теория эволюции, а также необходимость формулировать вопросы веры в научном ключе. Также отвергалось противопоставление священного и мирского, души и тела.

Второй манифест вышел в 1973 году и отражал реалии мира, уже пережившего ужасы Второй мировой войны и расколотого на два противоборствующих политических лагеря. Текст содержал призывы к объединению людей на основе общих принципов, борьбе с распространением оружия массового поражения, насилием и дискриминацией. Говорилось о правах и свободах людей в сфере общественной и личной жизни. Заявлялось, что не Бог спасает человека, а лишь он сам, беря на себя ответственность.

Следующий манифест был подписан в 2003 году и по объему был значительно меньше предыдущих. В нем призывается активно познавать мир, указывается неотъемлемая связь человечества с природой и его социальная сущность. Авторы призывают людей активно взаимодействовать и работать на благо общества.

Я. Б. Головин — Светский гуманизм как альтернатива религии - YouTube

Основные признаки

На сегодняшний день можно говорить о разделении движения на множество течений, разделенных по религиозным, политическим, идейным и этическим мотивам. Есть и тенденция к универсализму — стремление создать некий общий «гуманистический знаменатель», выносящий нравственные идеалы за рамки тех или иных учений и доктрин.

гуманистичность

Принципы и нормы

Существует множество постулатов, признаваемых гуманистическими. Однако из-за сильной сегментации этого движения многие из них оспариваются или вовсе не признаются, особенно в контексте отношения к религии.

гуманизм (главный ключ)

Основные виды

Изначально гуманистическое движение эволюционировало и разделялось именно в свете отношения к религии — можно проследить цепочку от сочетающих стоицизм и христианство мыслителей Ренессанса до воинствующих философов-атеистов Нового времени. Однако в прошлом столетии окончательно оформились и другие направления. Рассмотрим наиболее известные из них.

Литературный

Понимается как воплощение данных идей через литературное творчество. Авторы несут их читателю через создание образов, сюжетов, стараясь передать ему соответствующие ценности либо заставив задуматься об их актуальности.

Культурный

Так иногда именуют античное философское наследие, берущее свое начало в греко-римской цивилизации. Именно его рецепция в эпоху Ренессанса заложила базу для эволюции и утверждения гуманистических идеалов в современном понимании.

гуманизм (главный ключ)

Философский

Данным термином можно именовать мировоззренческую базу или идейный фундамент для практической реализации гуманистических идей. Первоосновой здесь принято считать работы древнегреческих философов.

Религиозный

Сторонники этого движения стремятся к созданию общечеловеческой этики, своего рода религии без откровения и мистицизма, направленной на практическое решение земных вопросов. Однако термину нередко придается и другое значение — осмысление религиозных учений как источника гуманистичности, утверждение абсолютной ценности человеческого существа как божьего творения.

гуманистичность

Светский

Пожалуй, самое известное направление. Его сторонники считают возможным вести этический и нравственный образ жизни без опоры на религиозную мораль или заповеди. Также свойственна вера в прогресс, силу науки и последовательная борьба за секуляризм — отделение религии и ее институтов от государства.

Народный

Достаточно редко встречаемое определение. Им иногда маркируют гуманистические идеи, имеющие специфику, которая обусловлена менталитетом того или иного народа либо этнической группы. На практике может пересекаться с религиозным или литературным, отражая особенности и верования конкретного социума.

Правозащитный

Сюда относится движение за защиту прав и свобод личности в общественной, политической и частной сфере. Активисты стремятся отстаивать интересы граждан, оказывающихся в уязвимом положении в плане взаимодействия с органами власти либо притесняемых другими людьми.

Сущность гуманизма

Пацифистский

Для гуманистического движения характерно негативное отношение к насилию в целом. Но пацифисты делают особый акцент на борьбе с войнами и другими вооруженными конфликтами. Декларируется необходимость решать политические и социальные противоречия путем переговоров. Пацифисты стали набирать силу в середине ХХ столетия на фоне войны во Вьетнаме.

Общественный

Во многом пересекается с правозащитным и порой трудно разграничить одно от другого. Акцент ставится на комплексную работу в целях улучшения нравов и морально-этического состояния социума в целом. Активисты занимаются волонтерской и благотворительной деятельностью.

Липецк | Липецкие волонтеры могут рассказать о себе на всю страну ...

Известные гуманисты

Первые деятели гуманистического движения были прежде всего теоретиками — изучали философию и формулировали идеи. Но далее те воплощались в жизнь другими людьми. Среди них писатели, ученые, врачи и представители многих других профессий.

Франческо Петрарка (1304—1374)

Выдающийся итальянский поэт эпохи Проторенессанса, знаток латыни и литературы Древнего Рима. Ученик Варлаама Калабрийского, греческого мыслителя-агностика. Автор исторических и полемических трудов, философских и лирических произведений. Признан основателем гуманистического направления в литературе.

Для творчества характерно отражение острого конфликта между зарождающими идеями гуманистичности и господствовавшей теоцентричной системой ценностей, основанной на католицизме. Вместе с тем лирика Петрарки отличается глубоким интересом к внутреннему миру личности, декларирует его многогранность и ценность.

Франческо Петрарка - итальянский поэт - АЗЕРТАДЖ - Азербайджанское ...

Лоренцо Валла (1407—1457)

Итальянский мыслитель, историк и филолог, выросший в семье образованных чиновников, близких к папской курии. Занимался исследованиями древней философии, а также юриспруденции. Автор трактата «О подложности Константинова дара», стоявшего у основ исторической и филологической критики.

Симпатизировал античным идеям эпикурейства — учении о жизни как источнике удовольствия. Выступал против церковного аскетизма, полемизировал со схоластами и отстаивал способность самостоятельного выбора между добром и злом. За свои взгляды одно время преследовался инквизицией.

гуманный

Эразм Роттердамский (1466—1536)

Голландский ученый, мыслитель, переводчик и богослов. Считается одним из крупнейших деятелей Северного Возрождения, заложивший традиции критического анализа и исследования библейских текстов. В области теологии активно разрабатывал и отстаивал учение о свободе воли. Жил и работал в Голландии, Франции, Англии и Швейцарии.

Был новатором в области педагогики, написал ряд трудов по вопросам воспитания детей. Рано осиротев, Эразм рос в приюте и много страдал от телесных наказаний. Во многом из-за пережитого ученый активно выступал за защиту ребенка от обыденного в то время бытового и воспитательного насилия.

Эразм Роттердамский. Desiderius Erasmus Roterodamus - биография ...

Джордж Якоб Холиок (1817—1906)

Английский общественный деятель и публицист, участник рабочего движения. Родился в пролетарской семье, работал учителем, активно развивал создание кооперативов и написал по этому вопросу ряд трудов.

Был последним жителем Англии, осужденным за богохульство и антирелигиозные выпады. Известен введением в активное употребление понятия секуляризма, выступал за нравственное воспитание с использованием научных достижений и без участия церкви.

File:Highgate Cemetery - East - George Holyoake 05.jpg - Wikimedia ...

Пол Куртц (1925—2012)

Известный американский общественный деятель, университетский преподаватель и доктор философских наук. Придерживался скептицизма, опирался на критическое мышление и рационализм, яро критиковал описания паранормальных явлений. Куртц проявил себя как популяризатор научных знаний и был в числе ключевых фигур движения за секуляризацию общества. Он стал одним из авторов Второго гуманистического манифеста.

Remembering Paul Kurtz, a no-nonsense philosopher | The Opinion Pages

Елизавета Глинка (1962—2016)

Более известна как доктор Лиза. Российский врач, общественный деятель, филантроп и правозащитник. Была членом президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, а также основателем нескольких благотворительных фондов.

Являлась одной из главных создателей отечественной паллиативной медицины — направления, занимающегося хосписами и поддержкой тяжелобольных либо неизлечимых пациентов. Активно помогала бездомным, инвалидам и детям — жертвам стихийных бедствий и военных конфликтов. Трагически погибла в авиакатастрофе.

Новый фонд доктора Лизы откроется в день ее рождения - «Life.ru ...

Источник: proreligiu.club


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.