Теоцентризм (греч. Theos — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление Ему считается высшей целью человеческой жизни. Роджер Бекон. Один з найвидатніших мислителів європейського Середньовіччя XIII ст. Роджер Бекон (1214-1292) категорично заперечував теорію "двоїстої істини" і взагалі виступав проти розподілу філософії та теології.Фома Аквінський.Вільям Оккам

Антропоцентризм — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм предписывает противопоставлять феномен человека всем прочим феноменам жизни и Вселенной вообще. Лежит в основе потребительского отношения к природе, оправдания уничтожения и эксплуатации других форм жизни.


Антропоцентризм ставится также в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

Антропоцентризм — особое внимание к человеку, воспевание его силы и величия, возможностей; антицерковная направленность, оптимизм. Осн. представители писатели:Данте Алегри-автор “Божественной комедии”;воспевал христианство но высмеивал догмы; восхвалял человека; определял у человека гармонию божественного и природного; верит в счастливое будущее человека. Франческа Петрарка-автор “Книги песен”; человеку жизнь дается 1 раз; жить для себя, а не для бога; личность должна быть свободной физически и духовно; вид человека и его внутренний мир прекрасны.

6.Пантеизм. Философы-пантеисты.

Пантеи́зм —учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу

Пантеизм -философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом

Религиозный П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. Одну из первых материалистических формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог — одно и то же

Натуралистические тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский

В 18 в. пантеистические воззрения развивали под влиянием Спинозы И.в. Гёте и Г. Гердер


В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде всего сказывается в том, что природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный характер; он как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется и приобретает черты, которые ей в такой мере не были свойственны в античности.

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [1509–1588), философ Николай Кузанский (1401–1464).

Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен»; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.


Источник: studopedia.ru

1. Что такое мировоззрение? Объединяющим компонентом ду­ховного мира человека является его мировоззрение. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир (природу, общество, познание..) и на свое место в нем. Мировоззрение отражает ценностное отношение человека к себе и ко всему в мире

2. Формирование мировоззрения.Оно формируетсяпостепенно и подвержено изменениям в течение всей жизни человека.

· сначала у человека появляется мироощущение – чувственный, эмоциональный, лоскутный образ мира;

· следующий этап формирования мировоззрения – мировосприя­тие – соединенный, но преимущественно чувственный образ мира;

· на следующем этапе в сознании формируется целостное более или менее представление о мире, основанное прежде всего на личном опыте;

· когда знания о мире расширяются, а между отдельными компонентами представлений о мире устанавливаются причин­но-следственные связи складывается миропонимание.

3. Структура мировоззрения. В целом мировоззрение вклю­чает в себя несколько структурных элементов:


Теоцентризм природоцентризм антропоцентризм социоцентризм наукоцентризм

Первый компонент – это вся совокупность знаний, накопленная человеком в течение жизни. Эти знания человек получает из различ­ных источников – книг, средств массовой информации, общения, личного опыта, образования. Постепенно они систематизируются, – что-то оказывается более, а что-то менее важным. Эта пирамида вы­страивается в зависимости от иерархии ценностей, от отношения че­ловека к основным общественным идеалам. Однако мировоззрение включает в себя не только знания и ценности, оно предполагает соот­ветствующее им поведение, в нем проявляется деятельностный компонент. Для того, чтобы действовать в соответствии со своими убеждениями и ценностями человеку нужен определенный психоло­гический настрой, сила воли.

4. Подходы к классификации мировоззрения. Каждый человек облает собственным неповторимым мировоззрением, тем не менее, в науке существует несколько типологий мировоззрения по разным основаниям.

А. По доминирующему способу отражения действительности вы­деляют 4 вида мировоззрения

Теоцентризм природоцентризм антропоцентризм социоцентризм наукоцентризм


Исторически первой формой мировоззрения было мифологическое. В основе него лежит неосознанная подмена реальности вымышлен­ным содержанием. Еще и сегодня многие люди являются носителя­ми отдельных элементов такого мировоззрения. Вера в сверхгероев, летающие тарелки, новоявленных мессий, приметы – черты мифоло­гического взгляда на мир.

Второй тип мировоззрения – религиозный, в основе которого лежит иррациональная вера в существование Бога (Абсолюта). Лю­бой по настоящему верующий человек обладает религиозным миро­воззрением, ведь все религии предоставляют своим последователям образ мира и человека в нем, систему ценностей и норм поведения, модель образа жизни.

Научное мировоззрение основано на современной научной картине мира, признает только выводы полученное научными методами и только на основе них формулирует свои представления.

Философское мировоззрение, основано на рациональных рассуждениях. Не только на знании трудов великих философов по основным вопросам бытия, но и на собственном философствовании. Философское мировоззрение наиболее обобщенно и целостно и включает в себя элементы всех других форм мировоззрения.

Б. По сходству общей направленности, мировоззренческого стержня, выделяют такие типы мировоззрения как теоцентризм, ан­тропоцентризм, природоцентризм, социоцентризм и наукоцентризм.

В эпоху Возрождения (от лат teos – Бог) сменялся антропоцен­тризмом – мировоззрением, в центре которого человек. Это гумани­стическое мировоззрение основано на почитании человека как некое­го абсолюта, образца, возможности которого безграничны. Логиче­ским продолжением антропоцентризма является наукоцентризм. Ему свойственна безграничная вера в возможности науки, в то что это высшее из достижений человека, способное все в мире объяснить и изменить к лучшему.


Восточным культурам более чем антропоцентризм свойственен природоцентризм. В связи с современными экологическими пробле­мами многие жители Европы все больше склоняются к природоцен­тризму – мировоззрению, в котором за идеал и единственный здоро­вый источник жизни почитается природа. Социоцентризм – это тип мировоззрения, главной ценностью которого является общественное развитие, интересы общества как единого организма, коллективизм.

5. Уровни мировоззрения. Кроме типов выделяют так же два уровня мировоззрения.

Уровни мировоззрения Признаки уровней мировоззрения
обыденное есть у каждого человека. Оно стихийно форми­руется в течение жизни человека и базируется прежде всего на его повседневном опыте и здра­вом смысле.
теоретическое не может сформироваться без знания достиже­ний науки и философских трудов, он обладает бо­лее глубоким проникновением в сущность явлений, большим уровнем обобщенности, базируется на большем объеме знаний.

Вы находитесь в активной фазе формирования мировоззрения, поэтому в своем мировоззрении вы сейчас сможете обнаружить эле­менты всех перечисленных видов.

6. Менталитет.В мировоззрении проявляются и обобщаются все элементы духовного мира человека. Мировоззрение является выс­шим регулятором человеческой деятельности. Однако в обыденной жизни, в своих ежесекундных проявлениях, действуя так или иначе, люди исходят не столько из мировоззрения, сколько из менталитета (от фр. мentalite — образ мышления, умонастроение, мировосприя­тие). Менталитет – это коллективно-личностное психическое об­разование представляющее собой устойчивые глубинные ценностные установки, навыки, автоматизмы, верования, привычки, стереотипы, рассматриваемые в определенных про­странственно-временных границах, являющиеся основой восприятия действительности, образа жизни и поведения.

Выделяют социально-классовый, этнический, гендерный (половой), профессиональный и др. виды менталитета.

 

 

Источник: megaobuchalka.ru

Філософія як світогляд пройшла три основні стадії своєї еволюції:

• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.

Космоцентризм — філософський світогляд, в основі котрого лежить пояснення навколишнього світу, явищ природи через могутність, всесильність, нескінченність зовнішніх сил — Космосу і відповідно до якого все суще залежить від Космосу і космічних циклів (дана філософія була властива Стародавньої Індії,Стародавньому Китаю,іншим країнам Сходу, а також Давньої Греції).


Теоцентризм — тип філософського світогляду, в основі якого лежить пояснення

всього сущого через панування не зрозумілої, надприродної сили — Бога (був поширений в

середньовічній Європі).

Антропоцентризм — тип філософського світогляду, в центрі якого

стоїть проблема людини (Європа епохи Відродження, нового і новітнього часу,

сучасні філософські школи).

Якщо для космоцентризму людина є части­ною Всесвіту, мікрокосмом, в якому відображається макрокосм, то християн­ство, зокрема геоцентризм відводить людині центральну роль у божественному плані творіння. Людина є центром і володарем природного світу, метою творіння. На відміну від всього створеного, людина — богоподібна істота, свідченням чого є наяв­ність у ній розуму і волі., що є частково характерним і для антропоцентризму.

 

65. Розкрийте сутність понять «теїзм», «пантеїзм», «»деїзм»

Теїзм є релігійним або філософським переконанням існування найвищої, надсвітової істоти – Бога, яка створила світ, його підтримує та ним керує.

Існують різні напрями теїзму:

§ монотеїзм: єдинобожжя, віра в одного Бога,


§ політеїзм: багатобожжя, віра в багатьох богів, які, в основному, усвідомлюються в якості внутрішньо-світових сил,

§ генотеїзм й монолатрія: багатобожжя, віра в багатьох богів, але я поклоняюся тільки одному.

Теїстичними релігіями є, зокрема, християнство, іслам, індуїзм та юдаїзм.

Від теїзму відмежовуються такі поняття:

атеїзм: агностицизм: деїзм: пантеїзм: пандеїзм: панентеїзм: теократизм: космотеїзм:

Пантеїзм — філософська доктрина, яка стверджує, що всесвіт є ідентичним з Богом; редукція Бога до всесвіту або всесвіту до Бога. Іншими словами, пантеїзм це — вірування чи вчення, яке представляє природний світ, включаючи людину частиною божества.

Деї́зм (від лат. deus, «бог») — віра в Бога-творця світу, але невіра в його подальшу діяльність у цьому світі (тобто, в подальшому він не втручається — на противагу теїзму).Деїзм пов’язаний з визнанням Бога-творця, поняття про якого акумулює в собі ідею креаціонізму. Ця ідея заснована на відчуженні, абсолютизації і обожненні могутньої творчої активності людини.



 

66.Дайте порівн.. хар-ку понять «містичний пантеїзм», «натуралістичний пантеїзм»

Пантеїзм — філософська доктрина, яка стверджує, що всесвіт є ідентичним з Богом; редукція Бога до всесвіту або всесвіту до Бога. Іншими словами, пантеїзм це — вірування чи вчення, яке представляє природний світ, включаючи людину, частиною божества.


Містичний пантеїзм визнає як матеріальне, так і ідеальне начала. Сьогодні широко й різноманітно представлений в язичництві, може включати вірування у реінкарнацію, космічне свідомість і паранормальні зв’язки з природою.

Натуралістичний пантеїзм визнає матерію первинним початком. Бог ідентичний Природі або Всесвіту. В історії ця форма пантеїзму представлена ​​в стоїцизмі, у філософії Джона Толанда, Ернста Геккеля, Девіда Лоуренса.

У пантеїстичних концепціях нерідко ховалися натуралістичні тенденції, що розчиняють Бога в природі і підводили до матеріалізму, представляючи собою вчення, опозиційні за відношенням до панівного теїстичного релігійного світогляду. Іноді ж у форму пантеїзму вдягалися релігійно-містичні прагнення, що розчиняють природу в бозі. У 1828 німецький філософ К. Краузе для позначення своєї ідеалістичної системи, щоб відрізнити її від системи натуралістичного і матеріалістичного пантеїзму, ввів термін «панентеїзм» (від грец. Pán en theó — все в бозі). Відомі приклади химерного переплетення елементів обох типів пантеїзму у світогляді одного і того ж мислителя.

 

 

67. Як співвідносяться між собою поняття «номіналізм» та «реалізм»

Реалізм — це вчення, згідно з яким об’єктивна реальність /буття/ існує у вигляді лише загальних понять, або універсалій. Згідно з їх вченням, універсалії існують раніше від речей і незалежно від речей, являючи собою думки та ідеї божественного розуму. І тільки завдяки цьому людський розум має змогу пізнати сутність речей, бо ця сутність є не що інше, як загальне поняття. Номіналізмпоходить від латинського слова "nomen", що означає "ім’я". В протилежність реалізмові, номіналісти вважали, що реально існують лише поодинокі індивідуальні речі, а загальні поняття /т.зв. універсалії/ — лише назви, знаки або імена, породжені людським мисленнях. Основними представниками цього напряму були: Д.Скот, І.Расцелін, У.Оккам.
Крайні номіналісти, до яких належав Расцелін /XІ -XІІ ст./, обґрунтовували думку про те, що загальні поняття — це тільки звуки людського голосу; реально існує лише одиничне, а загальне — тільки ілюзія, яка може існувати лише в людському розумі.
Слід зазначити, що полеміка між реалізмом і номіналізмом почалася із суто теологічної проблеми про характер реальності "святої трійці".
Реалізм наполягав на істотності, реальності, саме єдності триєдиного Бога. Номіналізм же справді реальними вважав "лики" /іпостасі/ трійці. Проте "проблема трійці" була лише зовнішньою формою, так би мовити "офіційним приводом", який в умовах середньовіччя мусив бути теологічного плану. Справжня проблема, що стала предметом гострої полеміки, була цілком філософською проблемою статусу реальності категорій загального і одиночного.

 

68.Як співвідносяться між собою поняття «раціоналізм» та «ірраціоналізм»

У процесі пізнання досить чітко проглядаються дві сторони —чуттєве відображення і раціональне пізнання.
З питання про роль, місце та співвідношення чуттєвого і раціонального впізнавальному процесі в історії філософії існували два прямопротилежні точки зору –раціоналізм та ірраціоналізм. Ірраціоналісти вважали, що вирішальна роль у процесі пізнання належить органам чуттів,а відчуття і інші форми живого споглядання визнавалися єдинимджерелом і засобом досягнення істини. Ірраціоналістами були представникияк матеріалізму (Гоббс, Локк, Фейєрбах та ін), так і ідеалізму (Берклі, Юмта ін.)
Раціоналісти спираючись перш за все на успіхи математики, прагнулидовести, що загальні і необхідні істини не виводяться безпосередньо зданих чуттєвого досвіду та його узагальнення, а можуть бути підкреслені тількиз самого мислення. Такі погляди розвивали Декарт, Лейбніц, Гегель та ін
ірраціоналізмабсолютизував чуттєве пізнання, приймаючи (або зовсім відкидаючи) рольмислення. Раціоналізм же заперечував дослідне походження загальності інеобхідності як найважливіших ознак достовірного знання і надмірноперебільшував значення мислення — аж до відриву його від реальності.
Розвиток філософії, науки та інших форм духовної діяльності людейпоказує, що насправді будь-яке знання є єдність двохпротилежних моментів, сторін — чуттєвого і раціонального. Вононеможливо ні без одного з них. Органи почуттів доставляють розумувідповідні дані, факти. Розум їх узагальнює і робить певнівисновки. Без органів почуттів немає роботи розуму, а чуттєві дані в тійчи іншій мірі завжди осмислені, теоретично навантажені, регулюютьсярозумом. . Якщо ірраціоналізм у своїй однобічності зупиняє пізнання на півдорозі, начисто досвідчених даних, то раціоналізм відриває розум від емпіричних фактів. Такимчином, лише в єдності почуттєвого відображення і раціонального пізнання,емпіричного і теоретичного пізнання реальний шлях до розуміння істини.

 

 

69Розкрийте сутність понять «емпіризм» та «раціоналізм»

Емпіризм (грец. έμπειρία — досвід) — напрям у теорії пізнання, що визнає чуттєвий досвід джерелом знань і стверджує, наукове пізнання отримує основний зміст від чуттєвого досвіду, у знаннях немає нічого, чого раніше не було б у чуттєвому досвіді суб’єкта пізнання. При цьому, інша пізнавальна здатність людини — розум — розглядається в емпіризмі тільки як сполучення і перекомпонування того матеріалу, що даний нам у досвіді, а також як здатність, що у принципі нічого не додає до змісту нашого знання. У методологічному плані емпіризм — це принцип, відповідно до якого життєва практика, мораль і наука повинні базуватися винятково на відповідному досвіді.

Раціоналізм (відлат. ratio — розум) — філософськаточказору, яканаголошуєпершістьікомпетентністьрозуму (логічногоходуміркування) впошукахправди.Він наголошує, що основний зміст наукового знання досягається через діяльність розуму, розсудку та інтелектуальної інтуїції.

70.Особливість співвідношення понять «сцієнтизм» та «антисцієнтизм»

Зростання ролі науки і наукового пізнання в сучасному світі, складності і протиріччя цього процесу породили дві протилежні позиції в його оцінці — сцієнтизм і антисцієнтизм, які склалися к середині ХХ ст. Прибічники сцієнтизмустверджують вищу цінність науки в суспільстві. Її результати потрібно всебічно втілювати в усі форми і види людської діяльності. Усе соціальне життя повинно бути організоване на науковій основі. При цьому наука ототожнюється з математичним, природничим і технічним знанням. Принижуються або зовсім заперечуються гуманітарні науки як нібито не маючі пізнавального значення. Стверджується, що саме така наука може вирішити усі суспільні проблеми..основними течіями сцієнтизму є позитивізм, неопозитивізм та герменевтика

На противагу сцієнтизму виник антисцієнтизм — філософсько-світоглядна позиція, прихильники якої піддають різкій критиці науку і техніку, які, за їхньою думкою, не тільки не можуть забезпечити соціального прогресу, покращення життя людей, але й підсилюють військову небезпеку, загострюють екологічну ситуацію. Основними течіями анти сцієнтизму є фрейдизм, персоналізм, екзистенціоналізм

Слід визнати, що обидва альтернативних підходи містять ряд вірних моментів в оцінці науки. Синтез цих моментів дозволить більш точно визначити її місце і роль в сучасному світі. Однаково помилково як абсолютизувати науку, так і недооцінювати її.

 

 

Источник: studopedia.su

В разные эпохи складывались различные типы мировоззрения: Космоцентризм – бесконечная мощь, гармония космоса (досократовская философия); Теоцентризм (Теос — Бог), Эпоха религии (средние века); Эпоха Возрождения. Человек ощутил себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм).

Моделей истории философии много, но самым продуктивным, эффективным является культурологическая модель, так как она основанием типологии берет особенность самой философии, ее специфический продукт – картину мира. Рассмотрим основные типы философии на культурологической модели, которая историю философии понимает как последовательную смену картин мира.

Космоцентристская картина мира в центр мироздания ставит космос, понимаемый как природная гармония и порядок. Причину гармонии и порядка древние мыслители, как на Востоке, так и на Западе, усматривали в природе. Поэтому философия преимущественно была натурфилософией – философией природы. В греческом языке слово «космос» является антонимом слова «хаос».

Со времени существования космоцентризм совпадает с эпохой Античности (6 в. до н.э. – 6 в. н.э.) и отражает особенности этой эпохи. Первые философы в учении о природе были натурфилософами и исходили из наивно-материалистического и стихийно-диалектического принципов.

Так, древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы объясняли природу из нее самой. Под материей они понимали первоначало мира и усматривали его в определенной стихии. Первоначалом мира (субстанцией) для древнегреческих философов, к примеру, были: огонь (Гераклит); земля (Анаксагор); вода (Фалес); воздух (Анаксимен).

В космоцентризме главным является обнаружение основания гармонии, причины космоса. При ответе на этот вопрос обнаружились две линии (направления):

1. Причину природной гармонии усматривали в самой природе, в материальных явлениях и процессах (вода, воздух, огонь, земля, атомы, дао, как природная закономерность). Эту линию называют материалистической линией. Древние мыслители преимущественно были материалистами.

2. Причину гармонии начали усматривать в духовных явлениях и процессах (идея, эйдос, разум, разумное начало, апейрон – беспредельное, мысленное образование и т.д.). Эту линию называют идеалистической линией.

Вместе с тем, появились обобщающего характера учения, которые основание космоса усматривали в наличии абстрактных противоположностей, которые в восточной философии получили название инь и янь.

Получается так, что мир гармоничен благодаря единству противоположностей. Космос есть единство многообразия, гармония есть «законченная мозаичность».

Главное достижение космоцентризма – это попытка рассмотреть мир в единстве его многообразия. Видными представителями космоцентризма были Демокрит, Гераклит, Анаксимандр, Платон, Конфуций и Сократ.

Космоцентризм утверждает парадигму: природа мудра – стремись к природе, будь естественным, то есть самим собой. Идеалом древних мыслителей был уравновешенный, гармоничный, являющийся самим собой человек. Древние философы воспевали красоту души и тела человека, их гармонию. Наслаждение красотой древние философы называли катарсисом – очищением души, результатом которого является желание жить, утверждение жизни, стремление стать лучше.

Особняком в космоцентризме можно выделить учения двух великих мыслителей Сократа и Конфуция.

Учение Сократа

Сократ – древнегреческий философ. Сократ разработал свой особый стиль философии, который был назван сократическим. Учение Сократа не вписывается ни в одну схему – ни в материалистическую, ни в идеалистическую. По его мнению, философия есть живая мысль, поэтому она изначально диалогическая. Мыслить (размышлять) – значит вести диалог с реальным или мнимым собеседником.

Сократ внес в философию ряд оригинальных идей (принципов):

1. Майевтика – искусство задавать вопросы. Благодаря майевтике, по мысли Сократа, философия становится «повивальной бабкой истины».

2. Диалектика – искусство вести беседу, умение поддерживать диалог.

3. Ирония – самокритичное отношение к себе. Суть иронии Сократ сформулировал так: «Я знаю, что ничего не знаю».

Учение Конфуция

Конфуций – великий древнекитайский философ. Конфуцианство – синкретное учение, то есть единое, целостное. Китайцы по сей день следуют духу и букве конфуцианства. Конфуций в философии придерживался космоцентристских представлений. По его мнению, мир устроен гармонично, представляет собой порядок и гармонию. Человек должен организовать свою жизнь природосообразно, обучаясь у природы.

Центральное место в учении Конфуция принадлежит кодексу (своду) правил «благородного мужа», включающему в себе три основных принципа:

1. Жэнь – человеколюбие (доброта, праведная жизнь), выражаемое в формуле: «чего не желаешь себе, того не делай и другим». Эта максима впоследствии была названа «золотым правилом нравственности»;

2. Ли – нормы жизни, вытекающие из жэнь; это – путь воплощения жэнь в реальной жизни;

3. Чжи – праведность (надлежащее поведение); это – результат следования этикету.

В учении Конфуция есть положение, которое продиктовано духом того времени – это почитание правителей – патернализм. Конфуций предлагал относиться к правителям государства «снизу вверх», как к «отцу родному», соблюдая дистанцию. На Западе же к правителям относятся по логике рядоположенности, как с партнером.

Однако жизнь не стоит на месте, она развивается. Общественные отношения меняются, рабовладение переживает кризис, начинают складываться феодальные общественные отношения с безграничным правом феодала. Соответственно меняется и картина мира.

Теоцентризм – это картина мира, ставящая в центр мироздания Бога (теос), понимаемого как высшая духовная творящая сущность – демиург (создатель).

Со времени своего функционирования теоцентризм совпадает с эпохой Средневековья (5-6 в. н.э. – 14 в. н.э.), для которого присущи феодальные общественные отношения. Для усмирения крестьян, для освящения порядков нужна была соответствующая картина мира. Таковым оказался теоцентризм.

Помимо этого средневековая философия характеризуется следующими отличительными чертами:

1. Патристика – почитание трудов «отцов церкви» (священные предания) наравне с Библией (священным писанием). Она прошла два этапа: начальный и зрелый.

2. Фидеизм – приоритет веры перед знанием (разумом).

3. Схоластика – некритическое усвоение определенных догматов; корнем слова «схоластика» является «школа». Схоластика в контексте средневековой философии и философии вообще связывается с теодицеей (доказательства бытия Бога) с креационизмом (учение о сотворении мира), провиденциализмом (учение о предустановленной гармонии). В рамках схоластики была организована дискуссия о природе универсалий (общих понятий). В ходе дискуссий философы разделились на две группы:

1) одни назвали себя реалистами (Августин Блаженный, Фома Аквинский); по их мнению, универсалии существуют реально (объективно) независимо от человека;

2) другие назвали себя номиналистами (Дунс Скот, Пьер Абеляр); по их мнению, реально существуют лишь вещи, а универсалии есть их имена (по латыни, номина).

Реализм представляет собой, в чистом виде, объективный идеализм, а номинализм есть идеализм с легким реверансом в сторону материализма. Тем не менее, эти идеи высказывались, укрепляя сознание людей.

4. Дуализм души и тела – проявляет себя в формуле: душа человека божественна, а тело человека – греховно. Душой человек ближе к Богу, а телом – к дьяволу. Все грехи от телесных вожделений. Отсюда требование – возвышать душу, подавлять телесность. Это отразилось на иконографии, в сакральной живописи, художественной литературе и проповедях.

Подавление личности в эпоху Средневековья достигло невообразимых размеров, что не могло продолжаться бесконечно. Господствующая теоцентристская картина мира перестала выполнять свою функцию.

Фома Аквинский: «Итак, сам бог есть первичный образец всего…»

Антропоцентризм есть картина мира, ставящая в центр мироздания Человека как существа природного в единстве души и тела. По времени своего функционирования антропоцентризм совпадает с эпохой Возрождения (14 в. – нач. 17 в. н.э.). Возрождением называют период зарождения капиталистических общественных отношений, основанных на приоритете всего частного (собственности, труда, предпринимательства, жизни).

Первое, что требовалось – это преодоление многовекового подавления человека церковными догматами. Освобождение человека началось с реабилитации тела, объявленного греховным. Великие поэты (Данте, Петрарка, Шекспир), художники, скульпторы (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль) воспевают красоту человеческого тела. Человека представляли как целостное существо, где душа и тело гармоничны.

Пересмотр, казавшихся незыблемыми, догматов был сформулирован в следующих инновациях:

1) единство души и тела человека;

2) учение о двойственности истины, согласно которому нужно различать истины веры и истины разума. Этим самым влияние церкви на науку было ослаблено. Ибо церкви предписываются заниматься исключительно истинами веры и не вмешиваться в дела науки, которая занимается истинами разума;

3) учение, получившее название деизм. Деизм – признание Бога лишь творцом мира, а во всем остальном мир развивается независимо от Бога. Деизм подрывал устои церковного учения. В последующем это учение переродилось в пантеизм, которое растворяет Бога в природе;

4) преодоление античной созерцательности и средневековой пассивности, превращающее человека в активного созидателя.

В эпоху Возрождения начинает бурно развиваться естествознание. Такие естествоиспытатели, как Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей своими наблюдениями, опытами подрывали устои церковного учения.

Таким образом, в основе мировоззрения эпохи Возрождения была положена идея безграничного жизнеутверждения, а философским основанием явился гуманистический неоплатонизм, то есть творчески переосмысленное учение античного мыслителя Платона. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным божественным смыслом, порядком и энергией. В итоге антропоцентризм духовно подготовил победу буржуазного общества.

Социоцентризм есть картина мира, ставившая в центр мироздания общество, понимаемое как продукт взаимодействия людей. Общество понимается как та сфера, в которой создается все условия бытия человека. Вне общества нет человека, а вне взаимодействия людей нет общества. Соответственно, утверждается парадигма: все в обществе, от общества и через общество.

Социоцентризм имеет две модификации (направления) в зависимости от того, как интерпретируется смысл и назначение общества:

Марксизм, понимающий общество как продукт взаимодействия людей, обусловленное необходимостью защиты от внешних угроз (стихийных сил природы и агрессии других человеческих сообществ).

Учение Эмиля Дюркгейма об обществе как продукте взаимодействия людей, как следствие органической солидарности людей, стимулируемой внутренними факторами бытия людей.

Как Маркс, так и Дюркгейм понимают общество одинаково, определяя его как продукт взаимодействия людей. Однако, расходятся в том, как они понимают причины, истоки и характер этого взаимодействия. Маркс и Дюркгейм по-разному отвечают на вопрос: «Ради чего люди взаимодействуют? Что их заставляет?».

По Марксу, люди взаимодействуют друг с другом для того, чтобы противостоять стихийным силам природы и выжить. Маркс полагает, что общество появилось как ответ на вызовы внешней среды. Причины возникновения общества находятся вне общества.

По мнению Дюркгейма, люди вступают во взаимодействие в силу инстинктивной тяги друг к другу. Людям присуща внутренняя тяга друг к другу, органическая солидарность. Человек – существо стадное. У него есть инстинкт стадности. По Марксу, общество формируется людьми для того, чтобы бороться, разрешить противоречия посредством конфликта (противоборства). По Дюркгейму, люди объединяются для согласования своих интересов, учитывать интересы друг друга.

По Марксу, политика (власть и властные отношения) являются ареной борьбы интересов. По Дюркгейму, политика есть сфера согласования интересов.

По Марксу история человечества есть история борьбы классов. По Дюркгейму, человечество развивается по единому цивилизационному пути, преумножая культуру.

Однако, и марксизм, и учение Дюркгейма, предлагая социоцентризм, одинаково страдают от одного общего недостатка: парадигма социоцентризма подчиняет индивидуальное общественному, личное – коллективному. Приоритет общественного, в конечном счете, способствует развитию социального иждивенчества, социальной пассивности и апатии. Все это не позволяет превращению человека в субъекта исторического процесса. Философия вновь начинает искать другую картину мира. Личность в данной системе миропонимания рассматривается как величина малая, а потому незначимая, как «винтик», которому при поломке или неисправности всегда может быть найдена замена. В чем порок такого взгляда на человека? Он рассматривался человека не как цель и самостоятельную ценность, а лишь в качестве средства для достижения каких-то надличностных, а потому абстрактных целей и результатов.

Гуманизм есть картина мира, ставящая в центр мироздания человека, как существа отдельного, одинокого и потому страдающего. В самом первом приближении гуманизм понимают как сострадание.

Лишь со второй половины ХХ века постепенно меняется картина мира, когда через свое «умственное окошко» люди начинают замечать отдельного человека, одинокого и страдающего.

В философском плане для становления гуманистической картины мира внесли свой вклад такие крупные учения, как космизм, персонализм, экзистенциализм, прагматизм, неокантианство, постмодернизм, философия диалога и другие. Многие из этих учений широко известны и их связь с гуманизмом, их гуманистическая направленность очевидны.

Главной проблемой экзистенциализма является проблема существования (экзистенции). По характеру обоснования «экзистенции» различают две разновидности этой философии:

1. Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, которые используют классические философские традиции). Экзистенция рассматривается через такие категории, как бытие, время, пространство, жизнь, смерть, смысл жизни и т.д. Экзистенция в их понимании есть своеобразная пограничная ситуация между жизнью и смертью. Она не связана с вечностью и бесконечностью. Экзистенция есть ощущение временности жизни. Это есть острое чувство конечности бытия. Жить – значит медленно и верно умирать, приближаться к своему концу, но человек никогда не думает об этом. Экзистенциализм учит всегда помнить о смерти. Только тогда жизнь обретает смысл. Гуманистический потенциал рассуждений Хайдеггера заключается в том, что каждый человек, зная свою смертность, учится понимать ценность жизни.

2. Французский экзистенциализм представлен трудами выдающихся французских писателей Альбера Камю и Жана-Поля Сартра. По их мнению, существование есть индивидуальное психологическое состояние человека.

Экзистенциализм Сартр отождествляет с гуманизмом, а Камю – с чувством заброшенности, ненужности.

В целом их открытие сводится к следующему:

1. По отношению к человеку существование предшествует сущности, тогда как в остальном мире, наоборот, сущность предшествует существованию. Поэтому человек сначала рождается (существует) и лишь затем обретает определенную сущность. В остальном мире все имеет заранее известную сущность. К примеру, собака рождается собакой, живет как собака и умирает собакой.

2. Человек рождается свободным. По мере расширения сферы жизнедеятельности степень свободы возрастает. Камю и Сартр в своих трудах определяют свободу как выбор, за последствия которого человек отвечает сам. Так, свобода оборачивается ответственностью. Поскольку человек не в состоянии за все и всех нести ответственность, постольку он чувствует себя глубоко несчастным существом.

Формула: «свобода есть ответственность» оказалась методологически плодотворной. Великий русский писатель Н.В. Гоголь писал: «Свобода состоит не в том, чтобы сказать «да», а в том, чтобы сказать «нет».

Весьма интересна связь с гуманистической картиной мира таких философских учений, как постмодернизм и философия встречи. Первый отрицает философию в качестве мировоззренческо-теоретической системы, а вторая отстаивает право философии на существование с некоторой модификацией.

В буквальном смысле слова «постмодернизм» – это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом. Постмодернисты (Жан-Франсуа Лиотар, Жан Бодрийяр, Жиль Делёз, Жак Деррида, Феликс Гваттари).

Постмодернизм нацелен на асистемность, адогматичность, вариативность. Постмодернисты объект понимания воспринимают как текст. Самосознание личности также уподобляется «сумме текстов», вступающих во взаимодейcтвие с иными текстами, которые образуют культуру. Смысл и значение перестают быть определяющими: каждый волен понимать как хочет, как позволяет ситуация.

«Доминантных» ценностей больше нет, иерархия как принцип структурных связей уступает место анархии, объективность сменяется субъективностью, творчество – компиляцией, определенность – неопределенностью. Эти принципы противопоставляют понимание человека метафизическому антропологизму и гуманизму. Человек трактуется не как субъект: его сущность сводится к «социальному и политическому бессознательному». Постмодернизм предлагает универсальный гуманизм, направленный на все живое во Вселенной. Человек – ценность только тем, что он человек. Центром мироздания признается каждый отдельный человек. Его мысли, его чувства, его мнения, его оценка должны быть приняты во внимание.

Так, постмодернизм, в конечном свете, оказывается тесно связанным гуманистической картиной мира.

Источник: studfile.net


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.