• Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.
  • Сковорода Г. C. Соч.: В 2 т. М., 1973.
  • Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
  • Чаадаев П. Я. философические письма (письмо II и III) // Соч. М., 1989. С. 42-60.
  • Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология // Он же.
  • Чернышевский Н. Г. Антропологический принцип в философии // Соч.: В 2 т. М., 1987. Т. 2.
  • Значение и необходимость. М., 1959.
  • Михайловский Н. К. Последние соч. СПб., 1905. Т. 1-2.
  • Куайн У. Онтологическая относительность // Современная философия науки. Хрестоматия. М., 1994.
  • Бакунин М. А. Федерализм, социализм и антитеологизм // Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 43-124.
  • W. Quine. Word and Object. Cambridge, Mass., 1960.
  • Федоров Н. Ф. Соч. М., 1982.
  • G. Lukacs. Ontologie des gesellschaftlichen Seins. Darmstadt. Neurgied, 1984.

  • Хомяков А. С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988.
  • B. Weissmahr. Ontologie. Hamburg, 1985.
  • Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве //Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 5-172.
  • Он же. Критика отвлеченных начал. // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 691-717.
  • Чичерин Б. Н. Основания логики и метафизики. М., 1894.
  • Розанов В. В. Уединенное. М., 1990. С. 406-416.
  • Введенский А. И. Логика как часть теории познания. М., Пг., 1923.
  • Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994. С. 138-150.
  • Лосский Н. О. Мир как органическое целое // Избранное. М., 1991. С. 335-480.
  • Он же. Ценность и бытие // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 267-285.
  • Шестов Л. Афины и Иерусалим. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 569-595.
  • Бердяев Н. А. Константин Леонтьев. Париж. 1926.
  • Он же. Опыт эсхатологической метафизики // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 209-258.
  • Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.
  • Ильичев Л. Ф. Проблемы материалистической диалектики. М., 1981.
  • Громов М. П., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-XVII вв. М., 1990.
  • Гайденко П. П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура. // Три подхода к изучению культуры. М., 1997.

  • Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986
  • Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.
  • Лосев А. Ф. Бытие, его сверхлогические, логические и алогические моменты (диалектика).// «Начала»., 1994, № 2-4, С. 3-25.
  • Основы онтологии. СПб, 1997
  • Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. М., 1997.
  • Губин В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.
  • Куайн У. Вещи и их место в теориях. // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.
  • Деннет Д. Онтологическая проблема сознания. // Аналитическая философия: становление и развитие (Антология). М., 1998.
  • Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1952.
  • Huber G. Das Sein und das Absolute. Basel, 1955.
  • Diemer A. Einfuhrung in die Ontologie. Meisenheim am Glan, 1959
  • Logik and Ontology. New York, 1973.
  • Trapp R. Analytische Ontologie. Frankfurt am Main, 1976.
  • Ahumada R. A History of Western Ontology: From Thales to Heidegger. Washington, 1979.
  • Parts and Moments.: Studies in Logic and Formal Ontology. Muenchen, 1982.
  • Wolf U. Ontologie. In: Historisches Worterbuch der Philosophie. Eds. J.Ritter — K.Grunder. Bd. 6, S.1189-1200. Basel- Stuttgart, 1984.
  • How Things Are. Dordrecht-[a.o.], 1985.
  • Schoenberger R. Die Transformation des klassischen Seinsverstandnis. Studien zur neuzeitlichen Seinsbegriff im Mittelalter. Berlin-New York, 1986.

Источник: megabook.ru

Хотя термин «онтология» сейчас довольно популярен в программистском сообществе, чёткого его понимания ещё не сложилось. Знание о том, что такое онтологии и как их использовать при создании информационных систем, до сих пор является чем-то эзотерическим, доступным только избранным специалистам по обработке знаний. Другое мнение заключается в том, что онтологии – это нечто абстрактное, «игрушечные знания», которые не применяются на практике и которыми занимаются в своих «абстрактных сферах» так называемые «crazy scientists», в просторечии именуемые «ботанами». Между тем, термин «онтология» вовсе не сложен для понимания и был введён для достижения вполне практических целей. Попробуем разобраться, для чего же были придуманы онтологии [1].

Онтологии, упрощённо говоря, являются описаниями знаний, которые сделаны достаточно формально, чтобы быть обработаными компьютерами. Такие формальные описания используются в самых разных и порой весьма неожиданных областях компьютерной науки.

1. Онтология в философии

Без сомнения, вначале этот термин пришёл к нам из философии. Если более точно, то под онтологией понимают ту часть философии, которая выясняет основные, фундаментальные принципы бытия, истоки всего сущностного. Само понятие «онтология» в переводе с греческого языка означает учение о сущем, сущностное, самое важное (онтос – сущее, сущностное, логос – учение).


Джорджо де Кирико
Метафизика
итальянского художника Джорджо де Кирико
(1988-1978)

«Бытие» – это философская категория, обозначающая единство объективной и субъективной реальности, существование не только независимого от сознания человека объективного мира, но и самого сознания.

Основной вопрос онтологии: что именно действительно существует, является настоящей реальностью, а что лишь иллюзией, видимостью, кажущимся существованием. Поэтому есть определённые оттенки в понятиях «существование» и «бытие». Категория «существование» показывает, что что-то есть в наличии, но сам факт существования ещё не раскрывает скрытой сущности, глубинной причины существующего. Философия не ограничивается констатацией того, что существуют физический мир, люди, растения, животные, общество, духовная культура и тому подобное. Философия призвана найти основу всего разнообразия, множественности явлений мира, открыть связи, взаимозависимости между ними.


Издавна философами было замечено, что не всё, доступное нашему чувственному опыту, является настоящей реальностью. В мире наблюдается вечная текучесть бытия, все вещи возникают и со временем исчезают. Мир раздроблен на элементы, отдельные явления и вещи. То, что непосредственно наблюдается в мире, является временным, поэтому оно не имеет статуса истинной реальности. Что является бесспорно и безусловно существующим? Философы пришли к выводу, что чувственное восприятие мира ещё не раскрывает глубинной сущности вещей. Действительно существующей есть особая, сверхчувственная реальность, которая недоступна чувственному опыту, но которую можно постичь умом. Так возникает метафизика – учение о сверхчувственной реальности, о скрытой от непосредственного наблюдения сущности вещей, о причине их единства и внутренней взаимосвязи. Метафизика стала основой философской онтологии.

Основными вопросами онтологии и метафизики ещё с античных времен были следующие вопросы:

Существуют ли первоэлементы всего существующего?
Существует ли субстанция как истинная реальность, как предельная основа бытия? Если да, то есть ли она неизменной субстанцией, или же её нужно мыслить как вечно изменчивую?
Существует ли мир как целостное единство, или он только множество несвязанных друг с другом явлений, вещей, событий?
Имеет ли мир начало и конец, или он вечен и бесконечен?
Все ли в этом мире определяется причинно-следственными связями, или есть нечто свободное, не подчинённое детерминации?
Каково место человека в мире? Является ли человек очередным звеном мирового развития, или он есть его вершиной?


Эти и другие вопросы составляют основу учения о бытии, то есть онтологии.

Нужно заметить, что имеется существенная разница в понимании онтологии восточной и западной традиции. На Западе основой сущего есть бытие. Восточная же онтология основывается на представлении о небытии как действительной основе всего существующего. Небытие на Востоке трактуется не как негативная характеристика – отсутствие бытия, а как положительное превосходство бытия. Если в западной философии все вещи и явления воспринимаются как различные формы бытия, то есть исчезновение вещей является только переходом к другой форме бытия, то в восточной культуре само бытие является лишь временным проявлением небытия.

Но научно-технический прогресс и, в частности, бурное развитие информационных технологий, привели к иному пониманию этого философского понятия.

Источник: www.krainaz.org

Зачем создавать онтологию?

В последние годы разработка онтологий — формальных явных описаний терминов предметной области и отношений между ними (Gruber 1993) – переходит из мира лабораторий по искусственному интеллекту на рабочие столы экспертов по предметным областям.


всемирной паутине онтологии стали обычным явлением. Онтологии в сети варьируются от больших таксономий, категоризирующих веб-сайты (как на сайте Yahoo!), до категоризаций продаваемых товаров и их характеристик (как на сайте Amazon.com). Консорциум WWW (W3C) разрабатывает RDF (Resource Description Framework) (Brickley and Guha 1999), язык кодирования знаний на веб-страницах, для того, чтобы сделать их понятными для электронных агентов, которые осуществляют поиск информации. Управление перспективных исследований и разработок министерства обороны США (The Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) в сотрудничестве с W3C разрабатывает Язык Разметки для Агентов DARPA (DARPA Agent Markup Language, DAML), расширяя RDF более выразительными конструкциями, предназначенными для облегчения взаимодействия агентов в сети (Hendler and McGuinness 2000). Во многих дисциплинах сейчас разрабатываются стандартные онтологии, которые могут использоваться экспертами по предметным областям для совместного использования и аннотирования информации в своей области. Например, в области медицины созданы большие стандартные, структурированные словари, такие как snomed (Price and Spackman 2000) и семантическая сеть Системы Унифицированного Медицинского Языка (the Unified Medical Language System) (Humphreys and Lindberg 1993). Также появляются обширные общецелевые онтологии. Например, Программа ООН по развитию (the United Nations Development Program) и компания Dun & Bradstreet объединили усилия для разработки онтологии UNSPSC, которая предоставляет терминологию товаров и услуг (http://www.unspsc.org/).


Онтология определяет общий словарь для ученых, которым нужно совместно использовать информацию в предметной области. Она включает машинно-интерпретируемые формулировки основных понятий предметной области и отношения между ними.

Почему возникает потребность в разработке онтологии? Вот некоторые причины:
Для совместного использования людьми или программными агентами общего понимания структуры информации.

  • Для возможности повторного использования знаний в предметной области.
  • Для того чтобы сделать допущения в предметной области явными.
  • Для отделения знаний в предметной области от оперативных знаний.
  • Для анализа знаний в предметной области.

Совместное использование людьми или программными агентами общего понимания структуры информации является одной из наиболее общих целей разработки онтологий (Musen 1992; Gruber 1993). К примеру, пусть, несколько различных веб-сайтов содержат информацию по медицине или предоставляют информацию о платных медицинских услугах, оплачиваемых через Интернет. Если эти веб-сайты совместно используют и публикуют одну и ту же базовую онтологию терминов, которыми они все пользуются, то компьютерные агенты могут извлекать информацию из этих различных сайтов и накапливать ее. Агенты могут использовать накопленную информацию для ответов на запросы пользователей или как входные данные для других приложений.
Обеспечение возможности использования знаний предметной области стало одной из движущих сил недавнего всплеска в изучении онтологий.


пример, для моделей многих различных предметных областей необходимо сформулировать понятие времени. Это представление включает понятие временных интервалов, моментов времени, относительных мер времени и т.д. Если одна группа ученых детально разработает такую онтологию, то другие могут просто повторно использовать ее в своих предметных областях. Кроме того, если нам нужно создать большую онтологию, мы можем интегрировать несколько существующих онтологий, описывающих части большой предметной области. Мы также можем повторно использовать основную онтологию, такую как UNSPSC, и расширить ее для описания интересующей нас предметной области.

Создание явных допущений в предметной области, лежащих в основе реализации, дает возможность легко изменить эти допущения при изменении наших знаний о предметной области. Жесткое кодирование предположений о мире на языке программирования приводит к тому, что эти предположения не только сложно найти и понять, но и также сложно изменить, особенно непрограммисту. Кроме того, явные спецификации знаний в предметной области полезны для новых пользователей, которые должны узнать значения терминов предметной области.

Отделение знаний предметной области от оперативных знаний – это еще один вариант общего применения онтологий.


можем описать задачу конфигурирования продукта из его компонентов в соответствии с требуемой спецификацией и внедрить программу, которая делает эту конфигурацию независимой от продукта и самих компонентов (McGuinness and Wright 1998). После этого мы можем разработать онтологию компонентов и характеристик ЭВМ и применить этот алгоритм для конфигурирования нестандартных ЭВМ. Мы также можем использовать тот же алгоритм для конфигурирования лифтов, если мы предоставим ему онтологию компонентов лифта (Rothenfluh et al. 1996).

Анализ знаний в предметной области возможен, когда имеется декларативная спецификация терминов. Формальный анализ терминов чрезвычайно ценен как при попытке повторного использования существующих онтологий, так и при их расширении (McGuinness et al. 2000).

Часто онтология предметной области сама по себе не является целью. Разработка онтологии сродни определению набора данных и их структуры для использования другими программами. Методы решения задач, доменно-независимые приложения и программные агенты используют в качестве данных онтологии и базы знаний, построенные на основе этих онтологий. К примеру, в этой статье мы разрабатываем онтологию вин и еды, а также подходящие комбинации вин и блюд. Затем эту онтологию можно будет использовать как основу для приложений в наборе инструментов для управления рестораном: Одно приложение могло бы составлять список вин для меню на текущий день или отвечать на запросы официантов и посетителей. Другое приложение могло бы анализировать инвентарный перечень винного погреба и предлагать категории вин для пополнения и конкретные вина для закупки к следующим меню или для поваренных книг.

Источник: habr.com

— учение о бытии как таковом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда О. отождествляют с метафизикой, но чаще рассматривают как ее основополагающую часть, как метафизику бытия.
Бытие — последнее, о чем допустимо спрашивать, но оно не может быть определено традиционным образом. В любой проблеме, особенно это касается понятий духа, сознания, материи, есть что-то последнее, что само не может быть определено. Бытие — это чистое существование, не имеющее причины, оно — причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. Это действительность как таковая. Поскольку бытие открывается только человеку и через его мышление, то постижение бытия — попытка приобщиться к истинному существованию, обретение самобытности, свободы.
Термин «О.» стал употребляться в философии X. Вольфа — предшественника И. Канта.
Первым шагом в становлении О. является философия Парменида. Если до Парменида философы размышляли о существующих вещах, то он впервые начал размышлять о сущем как таковом, что, собственно, и было началом философии. Парменид открыл бытие как новое измерение универсума, не сводимое к природе — ни к окружающему миру, ни к природе человека. Бытие, согласно Пармениду, это то, что является причиной всего и ни от чего не зависит, оно не возникает и не исчезает, иначе оно не было бы бытием, а зависело бы от чего-то, что дало ему возможность возникнуть; оно неделимо, всегда есть все целиком — либо оно есть, либо его нет; оно не может, следовательно, быть больше или меньше, оно здесь и сейчас, его не может быть завтра или вчера; оно целокупно и неподвижно, про него невозможно сказать, что оно развивается, поскольку оно в каждый момент самодостаточно; оно завершено, закончено, существует в строгих границах и похоже на шар, любая точка на котором равно отстоит от центра, шар, центр которого везде, а периферия нигде.Бытие — это не только окружающий нас материальный мир, совокупность вещей или какая-то высшая нематериальная субстанция — Бог или Мировой разум и т.д. Все это только проявления бытия. Бытие — это то, что всегда уже есть, оно может только открыться нам, если мы сделаем усилие и если нам повезет впасть в соответствующее состояние. Все остальные филос. проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия.
Философия должна, следовательно, быть О. — изучать основные качества и параметры бытия. Не менее важным вкладом в онтологическую проблематику явилось платоновское учение об идеях, чья совокупность и есть бытие. В средневековой О. понятие бытия отождествляется с Богом. Отцы схоластики подробно разрабатывают учение об уровнях бытия: субстанциальном, актуальном, потенциальном, необходимом, случайном и т.д.
После работ Канта онтологическая проблематика отходит на второй план, вытесняясь проблемами гносеологии, и вновь возрождается только в 20 в. в трудах Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Н. Гартмана. «Критическая онтология» Гартмана скрупулезно исследует отношение между О. и метафизикой. Если даже в сущности бытия как такового скрывается иррациональное, нечто такое, что мы не можем до конца обнаружить, открыть, тем не менее нельзя сказать, что бытие безусловно непознаваемо. Мы не знаем, что такое бытие в общем, но в частностях оно нам хорошо известно, в определенных формах данности оно является чем-то совершенно бесспорным. Уже в наивном обыденном познании можно отличить подлинное бытие от фиктивного. Философия и наука содержат познанное и еще не познанное, кроме того, есть и непознаваемое. Предметом рассмотрения О. в отличие от метафизики являются познаваемые, постижимые аспекты бытия. Вопросы о способах и структуре бытия, о модальном и категориальном строении — самое неметафизическое в метафизических проблемах, наиболее рациональное в проблемах, содержащих иррациональные «остатки». И метафизика, и О. имеют дело с «бытием-в-себе», бытием как таковым, метафизика — с принципиально непознаваемым до конца, О. — с уже познанным и принципиально познаваемым бытием. Именно О. обратила внимание на иррациональные непознаваемые «остатки» проблем, указала и обрисовала их. О. описывает феномены, индифферентные к идеализму и реализму, теизму и пантеизму. Гартман различает четыре сферы во всем, что охватывается понятием «бытие»: две первичные, не зависимые от сознания человека, и две вторичные. Первичные сферы выражаются в двух основных способах бытия: реальное и идеальное бытие. Им противостоит сознание, которое расщепляется на две сферы: логическую и познания. Познание обращено на реальное бытие, а логическое — на идеальное. О. занимается отношением реальной сферы к идеальной. Философия — это прежде всего О., это поиски целостности мира. Основная сущность (бытие) — это то, что не проявляется для нас, чего нам всегда недостает. Все, что непосредственно есть, — сущее, вторичное и обоснованное. Философия стремится вывести на поверхность, сделать явным, доступным то, что было глубинным, тайным, скрытым. Истина (лат. aletheia) означает раскрытие, обнажение, проявление. «Философия — открытие бытия вещей в их полной обнаженности и прозрачности речи, слово о бытии: онтология» (X. Ортега-и-Гасет). Основная идея «фундаментальной О.» М. Хайдеггера: что бы ни увидел, что бы ни понял своим умом человек, что бы он ни изобрел, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в истории, устроено не им, сцена, на которую он каждый раз вступает — всегда уже есть. О. — это слово о том, что уже есть, прежде чем человек начинает размышления о нем. А всегда уже есть бытие, трансценденция, которая не тождественна своим опредмеченным проявлениям, не тождественна сущему. Сама О. коренится для Хайдеггера в различении бытия и сущего.
В современной О. выделяются различные виды, или манифестации бытия: бытие окружающего нас предметного мира, бытие человека, бытие сознания, социальное бытие, бытие как трансценденция (как нечто потустороннее, т.е. лежащее по ту сторону наших познавательных возможностей, понятий, воображения, принципиальное невыразимое). Все эти виды и подходы, за исключением последнего, являются в строгом смысле слова нефилос. Поиски бытия в философии — это поиски человеком своего дома, преодоление своей бездомности и осиротелости, того, что К. Маркс весьма приблизительно назвал «отчуждением». Поиски бытия — это поиски корней, прикоснувшись к которым, человек может почувствовать в себе силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на эту бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир. Эти поиски составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом и т.п. Бытие есть тайна, но тайна в данном случае — не что-то глубоко спрятанное, что нужно открыть, чего нужно добиться. Тайна лежит на поверхности, ее нужно пережить или прожить, и тогда она в какой-то степени станет понятна — не знаема, но понятна. А для этого нужно иметь мужество идти к тому, чего в принципе нельзя знать. Понимание бытия, прикосновение к нему, осененность бытием преобразует, преображает человека, вырывая его из бессмысленного хаоса эмпирической жизни и делая самобытным, делая его самого бытием. В отличие от окружающего мира бытие есть то, что призывает к пониманию. Это можно отчетливее понять на примере разницы между О. и космологией. Универсум как предмет последней открыт для рационального объяснения, с ростом науки он становится все более интеллигибельным. Но бытие — это не часть универсума, не содержание его или внутренняя структура, оно не становится по мере роста наших знаний чем-то более понятным, интеллигибельным. Оно — за интеллигибельностью. Здесь нет увеличивающейся глубины и широты, нет чего-то спрятанного, здесь не бывает новых открытий. Осведомленность о бытии есть тип человеческого отклика на то, на что способно откликнуться только человеческое существо. Наше выживание как человеческих существ, наша жизнь зависят от опыта разумности. Однако осведомленность о бытии не является необходимой для выживания или удовлетворения жизнью. Она, добавляясь к разуму, вводит особое, специальное измерение в наш опыт. Амер. метафизик М. Мунитц сравнивает осведомленность о бытии с духовным здоровьем, считая, что эта осведомленность является «невыразимым аккомпанементом» любой деятельности или опыта.
Осененность бытием не похожа на веру в Бога, поскольку бытие — это не источник универсума или человека, оно не есть некая высшая целостность, оно не обладает к.-л. степенью добра, любви, справедливости и т.п. Не имеет смысла вера в бытие или в его конечный триумф. Не имеет смысла искать союза с ним, в том значении, в каком верующий или мистик ищет союза с Богом, бытия нельзя достичь молитвой или послушанием. Мы можем быть открыты к бытию, но оно не ищет и не ожидает открытия. Осененность бытием создает другой порядок и качество жизни, отличные от религиозной веры или научного понимания. Достижение этой осененности есть специфически филос. проницательность. Быть в свете бытия — не значит отрицать мир, превращать его в иллюзию, не значит отбросить или минимизировать наши контакты с миром. Это просто означает, что у нас появляется другое измерение нашего опыта, которое окрашивает все виды нашего взаимодействия с миром — практические, эстетические, интеллектуальные и т.д. «Бытие — это то же самое, что незаконная радость. Нет никаких причин к тому, чтобы мы были, и тем радостнее быть, и тем больше продуктивной гордости можно от этого испытать» (М.К. Мамардашвши).
С т.зр. аналитической философии О. невозможна, поскольку логически невозможно построить содержательное понятие бытия. Темой онтологических размышлений, согласно У. Куайну, является группа представлений, выражаемых словом «быть», анализ того, что означает «бытие» у метафизиков. Априори может быть установлено не содержательное знание о том, что действительно существует, а лишь логическая форма утверждения существования.

Источник: rus-philosophical-enc.slovaronline.com


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.