Начало

Принято считать, что наши древние предки походили на нас лишь внешним видом, да и то весьма отдаленно. И что все привычные для нас человеческие качества, суждения и психологию они приобрели лишь с появлением вида Homo sapiens. Но с таким рассуждением можно поспорить. К примеру, ученые находили могилы наших человекоподобных предков возрастом в несколько миллионов лет, и было установлено, что к местам погребения приносили даже цветы!

При всей невероятности факта — это правда. У могил были обнаружены следы скоплений пыльцы растений, которые произрастали совсем в других местах. А значит, у наших предков уже тогда сложились какие-то представления о загробном мире. Возможно, именно абстрактное мышление и воображение являются той гранью между животным и человеком.

Виды

Определение времени можно отнести к целому ряду вещей и дисциплин, таких как физика, психология, философия, литература и искусство. В классическом же понимании это величина, определяемая сроком какого-то процесса: будь то распад радиоактивного элемента в атомных часах или движение планеты вокруг своей оси — смена суток. В статье мы подробно разберем каждое из них. Начнем с самого простого.

Метрологическое


В метрологии определение времени производится по трем параметрам. По координатной оси, когда определение происходит по какой-то шкале или берет свой отсчет в зависимости от тех или иных данных. К примеру, всем известные календари, часы, хронометры, местное и всемирное время.

Второй тип — относительный. В этом случае измерение происходит между моментами каких-либо двух событий. К примеру, между утренним пробуждением и отходом ко сну.

Ну и третий и последний параметр — субъективный. Он измеряется по нескольким разночастотным процессам. Если говорить проще, это именно тот случай, когда в зависимости от ситуации время для человека длится с разной скоростью, субъективно для него.

Именно это самые распространенные примеры такого сложного понятия. Но можно ли дать определение времени? Ведь это одно из универсальных свойств материи наряду с пространством.

Толковые словари

Если прибегать к помощи словарей, то можно увидеть, что каждый автор и составитель применяет хоть и близкое другим, но свое объяснение того, что такое время. К примеру, Ожегов дал этому следующее определение: «Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет». Именно в этом заключается литературное определение слова «время».

Философия


В этой науке все несколько сложнее, и на вопрос о том, что такое время, каждый философ отвечает по-своему. Но к счастью, существует и общепринятое определение. Согласно энциклопедии, время в философии — это необратимое течение событий, которое движется из прошлого через настоящее и стремится в будущее.

Этой проблемой задавались еще античные деятели науки, и споры не утихают и по сей день, спустя несколько тысяч лет. И одним из первых, кто задумался над этим, был всем известный Платон.

Согласно его трудам и представлениям, время в философии — это (определение было дано им так) «движущееся подобие вечности». А несколько позже его идеи развил и дополнил не менее мудрый Аристотель, назвав время «мерой движения».

Психология

В психологии все несколько проще. И течение времени или иные его проявления измеряются исключительно наблюдателем. Проще говоря, как уже было сказано, для всех время идет по-разному. Когда мы раздражены, утомлены или занимаемся монотонной нелюбимой работой, оно тянется гораздо медленнее, чем обычно, будто специально. И наоборот – когда настроение отличное и ничто не тревожит, с удивлением замечаешь, как незаметно оно летит.

Так что поговорке «влюбленные часов не наблюдают», есть весьма научное обоснование – при таком состоянии концентрация эндорфина (гормона счастья) в крови значительно повышается, и время идет быстрее.

Что такое время в физике? Определение


Если брать за основу законы классической физики, то это непрерывная величина, которая ничем не определяется. А для удобства в жизни в качестве основы для его измерения берется определенная последовательность событий, к примеру, периоды вращения Земли вокруг своей оси, Солнца или работа часового механизма.

Но самое интересное начинается, если подробнее рассмотреть релятивистскую физику. Согласно ей, время имеет свойство замедляться или ускоряться, и это не фантастика: с подобными явлениями мы сталкиваемся каждый день в повседневной жизни, но они столь мизерны, что мы не замечаем.

Проще говоря, время может замедляться и ускоряться под влиянием сил гравитации. К примеру, на первом этаже небоскреба и на последнем часы будут идти с разной скоростью, но в обычных условиях этого никак не заметить, настолько маленькой будет разница. Но если их поднести к черной дыре, то ход их по сравнению с оставленными на Земле будет все медленнее.

Время. Литературное определение

Если брать за основу произведение, то это предпосылка сюжетного развертывания. Как и в реальности, в художественной литературе оно развивается из прошлого в будущее. Но иногда используются специальные приемы типа вставок из прошлого героя или героев.

Источник: FB.ru


Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временными свойствами. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии материальных систем.

В истории философии существуют различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они служат вместилищами, в которых находятся объекты и разворачиваются процессы. При этом пространство и время могут существовать независимо от объектов и процессов.

Реляционная концепция (Лейбниц) заключается в том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне них не существуют.

Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтении реляционного подхода к пониманию пространства и времени. Например, теория относительности, в которой раскрывается неразрывная связь пространства и времени как единой формы существования материи (пространство – время), единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира, относительность пространственно-временных характеристик объектов.


Свойства пространства: протяженность, трехмерность, симметрия и асимметрия, внешняя форма и размер, местоположение, распределение вещества и поля, граница, отделяющая их от других систем.

Свойства времени: длительность, неразрывная связь с движением систем, а также с пространством.

К всеобщим свойствам пространства и времени относятся: объективность, зависимость от движущихся систем, прерывность и непрерывность, бесконечность (времени) и безграничность (пространства).

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru

Время философское определение

Вре?мя — одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.

В философии — это необратимое течение (протекающее лишь в одном направлении — из прошлого, через настоящее в будущее), внутри которого происходят все существующие в бытии процессы, являющиеся фактами. Тем не менее существуют теории с симметричным временем, например, теория Уилера-Фейнмана.

Философские концепции

  • Согласно мифологическому мировоззрению время циклично, оно представляет собой неизменное повторение уже бывшего. Прошлое служит образцом для настоящего. Будущее является повторением настоящего. Единицы времени служат для измерения расстояния. Время неоднородно. Особой частью является время, когда первопредки создавали мир.

  • В монадологии Лейбница время (как и пространство) субъективны — это всего лишь способы восприятия монад.
  • В философской системе И. Канта время рассматривается как априорная (доопытная) форма чувственного созерцания. И. Кант: «Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта…Время есть чистая форма чувственного созерцания…Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния…Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще…Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения».
  • В философии Г. В. Ф. Гегеля время и пространство являются категориями абсолютного духа. Г. В. Ф. Гегель: «Пространство представляет собой следующее противоречие: оно обладает отрицанием, но обладает им так, что это отрицание распадается на равнодушные друг к другу прочные существования. Так как, следовательно, пространство представляет собой лишь это внутреннее противоречие, то снятие им самим его моментов является его истиной. Время и есть наличное бытие этого постоянного снятия; во времени, следовательно, точка обладает действительностью».

  • В философии А. Бергсона первоосновой всего является длительность — чистая нематериальная сущность. Время является одной из форм проявления длительности в нашем представлении. Познание времени доступно лишь интуиции. А Бергсон: «Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами: тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности. Длительность — это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперед».
  • В диалектическом материализме время — это объективно реальная форма существования движущейся материи, характеризующая последовательность развёртывания материальных процессов, отделённость друг от друга разных стадий этих процессов, их длительность, их развитие. В. И. Ленин: «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней».
  • Источник: www.all-tests.ru

    В науке известны «слабый» и «сильный» антропные принципы:


    Слабый антропный принцип: Значения мировых констант, резко отличные от наших, не наблюдаются, потому что там, где они есть, нет наблюдателей.

    Сильный антропный принцип: Метагалактика имеет свойства, позволяющие развиться наблюдателю.

    Это научный, рациональный, материальный подход. Это взгляд снизу вверх – от основания к вершине иерархии мироздания.
    Когда мы меняем ракурс взгляда на противоположный и смотрим от вершины к основанию иерархии, то видим другие принципы, которые обратны научным – это иррациональные или мистические принципы. Назовем их «частный» и «общий» антропные принципы:

    Частный антропный принцип: Наблюдатель воспринимает только те значения мировых констант, которые он может воспринять в самом себе.

    Общий антропный принцип: Наблюдатель осуществляет материализацию наблюдаемого по своему подобию.

    В данных принципах человек и наблюдатель отождествляются присутствием слова «антропный» в названии принципов. Концепция метагалактического времени антропна в целом: она разрабатывается с позиции Метагалактики и для человека Метагалактики.

    Итак, из слабого антропного принципа следует вывод об ограниченности человека в пространстве ограниченностью его строения.

    Частный антропный принцип согласован с известными антропоцентричными позициями: «Изменись сам, и все изменится вокруг тебя» и «Человек, познай себя, и ты познаешь мир», что является ключами к преодолению ограничения слабого антропного принципа.


    В формулировке сильного антропного принципа явно заложена граница его применимости: он действует до тех пор, пока Метагалактика развивает, но еще не развила наблюдателя, т.е. человека.

    Общий антропный принцип вступает в действие, когда Метагалактика родила развитого наблюдателя. Перефразируя общий антропный принцип, можно сказать, что путь человека определяет судьбу Метагалактики, а развитие Метагалактики является частью пути человека.

    Человек, как выразитель вышестоящего начала в нижестоящей материи, балансирует в себе и собой научные и мистические антропные принципы. В этом идея и суть антропности, как таковой.

    Применяя антропный принцип к явлению времени, делаем следующие выводы:

    1. Время существует только в присутствии наблюдателя. Нет наблюдателя – нет времени. Если нет времени, то может быть только длительность движения. А это, как следует из вышесказанного, возможно только тогда, когда вся Метагалактика представляет собой неиерархизированную систему. Для возникновения иерархизированности системы только длительности движения объектов недостаточно. Необходимо время. Таким образом, иерархизация наблюдаемого есть органичная функция наблюдателя, который порождает время собой, а без времени нет иерархических систем. Вне времени существуют неиерархизированные системы, но иерархичность в них может присутствовать.


    2. Если наблюдатель воспринимает время системы, значит он иерархичен этой системе, т.е. признает и исполняет законы иерархии этой системы. Свойства времени системы, которые доступны наблюдателю определяются статусом наблюдателя, т.е. соответствуют иерархизированности наблюдателя, а, следовательно, наблюдатель порождает собой такое время, свойства которого определяются этим статусом.

    3. Именно человек является полноценным наблюдателем Метагалактики.  Именно человек, иерархизирует Метагалактику степенью развитости своих восприятий. В этом идея антропности с позиции времени. Развитость наблюдателя определяется его свободной волей. Иерархизирован может быть только тот наблюдатель, который имеет свободную волю. А свобода воли из всех известных наблюдателей принадлежит только человеку.

    4. Расшифровка иерархической системы возможна только фрактальной ей иерархической системой. Человек фрактален Метагалактике.

    Источник: www.64z.ru

    В современных естествознании и философии время рассматривают как базовое, но неопределенное понятие. Оно чем-то напоминает определение точки в геометрии или элемента в теории множеств. Если давать самое простейшее философское определение, то время — это некое необратимое течение из прошлого в будущее. Именно внутри него происходят все события и процессы, которые вообще есть в существующие в бытии.

    Однако даже такое элементарное описание слишком туманно. Неудивительно: в течении многих тысячелетий люди пытаются познать природу времени, но не могут этого сделать до сих пор. Есть лишь точки зрения на время различных культур, наук, отдельных людей.

    И все же, оставаясь непознанным, время является одним из важнейших понятий человеческого мышления. Многие великие философы рассматривали и рассматривают его как нечто объективное, но есть и такие мыслители, которые определяют время исключительно как субъективное понятие, присущее человеческому сознанию.

    На заре развития человечества понятие времени носило циклический характер. Оно определялось восходом и заходом Солнца, сменой времен года и т.д. Позднее выработалось более совершенное, линейное представление о времени. В начале XX века была открыта связь между временем и пространством. А мыслители Средневековья сформировали новое направление исследований времени, междисциплинарное. Оно получило название – темпорологии и объединило философов, ученых, богословов, художников – всех тех, кто интересовался природой времени.

    Все же была попытка создать универсальную теорию времени. Ее предпринял Дж.Т.Фрезер, президент Международного общества по изучению времени (International Society for the Study of Time). Он издал под своей редакцией фундаментальное исследование, которое включало теоретические и эмпирические материалы всех междисциплинарных исследований времени. Но они всего лишь подтверждают, что невозможно рассматривать биологические, физические, исторические, психологические, философские и литературные концепции времени с одной общей точки зрения.

    Тем не менее, за последние три тысячи лет различными науками выработаны четыре концепции природы времени: реляционная, субстанциальная, статическая и динамическая. Межу собой они различаются трактовкой взаимоотношений между временем и объектами.

    Источник: www.kakprosto.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.