История возникновения

Религия зародилась на Аравийском полуострове в VII веке. Мухаммед — основатель ислама, родился в Мекке. Этот город находился на пересечении торговых путей, был центром торговли и религии. Именно в этом месте находились главное для аравийцев святилище — Кааба и идолы, которых почитали многочисленные племена арабов.

Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульман
Мухаммед имел незнатное происхождение. Известна дата рождения будущего пророка — 570 год. С ранних лет он отправлялся в торговые караванные походы, много чего повидал и узнал. Сколько испытаний прошел — неизвестно.

Важно! В одном из таких путешествий с ним и произошло чудо: ангел в облике человека объявил его посланником Аллаха. Так Мухаммед стал проводником слова Божьего. Он настаивал на том, что откровения, вложенные в его уста, есть мысли Всевышнего.

Распространение религии


Естественно, что откровения Мухаммеда вызвали неоднозначную реакцию и число сторонников поначалу было немногочисленно. Но постепенно их число растет. А когда пророк переселился в Йасриб, где примерил два враждовавших между собой племени, его авторитет резко возрос. Город получил название Мадинат ан-наби или город Пророка. Так появилась столица мусульманского мира — Медина. А дата переселения Мухаммеда из Мекки положила начало летоисчислению. Через 8 лет языческая Мекка стала мусульманской, а вскоре ислам утвердился среди большинства арабских племен.

Рис. 2. Мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Индия

Основные положения ислама

Коран — священная книга этой религии. Своеобразие ее содержания заключается в том, что мусульмане считают, что текст был “надиктован” Аллахом. Мухаммед, будучи неграмотным, передавал его устно, и лишь после смерти пророка текст решили записать. В Коране содержится описание символов ислама:

  • Бог — един.
  • Вера в ангелов: слуг Бога.
  • Вера в Писания.
  • Вера в пророков и посланников.
  • Вера в Судный день.
  • Вера в предопределение.

Рис. 3. Молитва во время праздника Ураза-байрам. Сомали
Мусульманин должен соблюдать обязанности:

  • Шахада — свидетельство о двух главных истинах: “Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник его”. Достаточно произнести в присутствии двух мусульман эту фразу, и можно считать себя представителям ислама.
  • Ежедневная молитва — намаз: 5 обязательных и любое количество добровольных, обязательное очищение перед ними, читаются на арабском языке.
  • Очистительная милостыня — своеобразная форма налога в пользу неимущих.
  • Традиционный пост в месяц рамадан.
  • Паломничество в города Мекку и Медину.

Важно! После смерти Мухаммеда возникла Сунна — жизнеописание пророка, созданное исламскими богословами.

Исламские государства

В VII веке близлежащие страны познакомились с арабами: начинается эпоха их завоеваний. Результат — образование государства, просуществовавшего почти четыреста лет. Глава государства — халиф. Государство получает название Арабский халифат.

Рис. 4. Мусульманки в хиджабе и никабе
Новый взлет славы и могущества мусульманский мир достигает в период существования Османской империи. Появление этого государства связано с завоеваниями турок-османов. Они установили контроль над Северной Африкой, Ближним Востоком и Балканами. Империя просуществовала с XV по XIX век.

Важно! В современном мире государства, народы, которых исповедуют ислам, распространены в Азиатском регионе, в Африке и на Ближнем Востоке. Растет их число и в Европе.


Особенности ислама

  • Выделяют две основных ветви: суннитов и шиитов. Если кратко изложить суть их различий, то оно сводится к следующему. Для суннитов важнейшим является следование Сунне. Шииты, признавая и Сунну и Коран, делают акцент на особой роли Али, одного из первых имамов, родственника и преемника Мухаммеда.
  • По традиции служба происходит в мечети — мусульманском храме. Мечеть имеет минарет. Это башня, с которой муэдзин приглашает на молитву. В помещение не принято изображать людей. При входе верующие снимают обувь, женщины молятся отдельно. Мечеть занимает особое место в общинах мусульман. Она — центр общественной жизни.
  • Разработан свод правил повседневной жизни, основанных на Коране — шариат. Регламентируются практически все сферы взаимоотношений, определены строгие заповеди. Строго наказываются лжесвидетельство, прелюбодеяние, воровство, многобожество, азартные игры.

Важно! Шариат — основа мусульманского права.

Рис. 5. Военнослужащие армии США совершают праздничную молитву

Влияние ислама на культуру

Средневековый Восток открыл миру целый пласт культуры, прочно вошедшей в повседневную жизнь. Во время крестовых походов европейцы познакомились с обычаями и традициями, какие ранее им были неведомы:

  • Европа, подражая восточным обычаям, переняла нормы гигиены.
  • В язык прочно вошли арабизмы: кофе, магазин, сироп и т.п.
  • Западноевропейские врачи изучали медицину по трудам Авиценны.
  • Мавританский стиль в архитектуре, который возник благодаря арабам, и сегодня восхищает ценителей архитектуры.

Объяснение привлекательности ислама для вновь обращенных, следует искать в его традициях и принципах. Их строгое соблюдение привносит в жизнь порядок и стабильность, делает ее упорядоченной и предсказуемой. Смотрите также тематическое видео, в котором вы найдете еще больше интересных фактов о мировой религии ислам.


Источник: nauka.club

Некоторые особенности религий

Так, например, христианство – это по-гречески означает «помазанник», «мессия». Оно объединяет три направления: православие, католицизм и протестантство. Все они объединены верой в триединого Бога, при этом Иисус Христос представлен как богочеловек, спасающий мир. Религия основана на любви к человеку, милосердии к страдающим людям. Христианское учение утверждает, что данная религия не создана людьми, а дана человеческому обществу как готовое, законченное учение.

Еврейской национальной религией, иудаизмом, признается только единый Бог Яхве и мессия (спаситель). Древнейшее учение (1 тыс. до н. э.), возникшее в Палестине, основано на избранности еврейского народа. Оно отвергает Иисуса Христа.

В 5-6 вв. до н. э. в Индии зарождается религия, которая направлена на стремление достигнуть высшего покоя и блаженства (нирваны) в результате отказа от всех желаний и нравственного совершенства (в буддизме) и т. д.

Одной из самых распространенных религий считается ислам, который возник на Аравийском полуострове (начало 7 века до н. э.).

Суть религии

Ислам (с арабского – «единобожие») представляет вероисповедание, которое признает единого Бога. Считается, что до появления людей на земле ее исповедовали Ангелы. К ней призывали все Пророки, посланные Всевышним, и обращались ко всем народам на разных языках. Последние священные писания представлены на арабском языке, так как последний Пророк был арабом. Поэтому религиозные термины звучат на арабском языке (ислам — вера в Бога и его Пророков, Аллах – арабское имя Бога, мусульманин – верующий).


Основное правило ислама – вера в одного Бога, ниспосланный Коран, а также в предначертание судьбы, жизнь после смерти (воскрешение), в ад для «неверных» и благоденствие в раю для верующих. Все, что происходит в жизни мусульманина, создается Богом (добро, зло, и т. д.).

Суть правил

Свод правил в исламе должен знать каждый приверженец религии. Проявление почитания, уважения и преданности Всевышнему Аллаху выполняется гражданами на протяжении всей жизни. Правила жизни в исламе являются основой жизненных ценностей для мусульман. Все их поступки и действия, мысли направлены на то, чтобы как можно ближе приблизиться к Богу, заслужить своей благочестивой жизнью благоденствие в раю.

Существуют правила в исламе. Пять их них являются обязательными для всех мусульман. Для каждого из них необходимо внутреннее духовное посвящение. Необходимо правильное завершение каждого из правил.

Золотые

Давайте рассмотрим золотые правила ислама:

  1. Вера в единого Бога, признание Пророка Мухаммеда, его миссии (шахада).
  2. Ежедневные молитвы в определенное время: пять раз/сутки (намаз).
  3. Соблюдение поста в течение месяца – Рамадан (ураза).
  4. Регулярно платить религиозный налог (сбор для нуждающихся людей, закят).
  5. Хождение в Мекку и Медину (паломничество, хадж).

Шестым правилом мусульман в современном обществе можно отметить джихад, что с точки зрения теологии означает ведение борьбы с собственными страстями.

Правила поведения

Есть в исламе правила поведения и определенные нормы в повседневной жизни. Начинать каждое утро с молитвы, при встрече приветствовать друг друга, благодарить Аллаха за еду, за работу и т. д. Есть определенные правила приема пищи, ношения одежды, соблюдения гигиены. Также Кораном даются этические нормы поведения в обществе, на работе и дома. Выполняя эти предписания, мусульмане стараются быть благочестивыми и как можно ближе приблизиться к Богу, который им дарует райскую жизнь после смерти.

Правила в одежде

Правила в исламе устанавливают соблюдение требований в одежде как мужчин, так и женщин. Представительницы слабого пола не должны носить мужскую одежду. При этом парням не разрешается облачаться в женские наряды. Также исключаются изображения животных на одеждах обоих полов.

Оговариваются условия изготовления вещей: допускается только разрешенный материал. Для мужчин одежда должна быть скромной, из простых видов тканей, без золотых отделок. Ее красота выражается своей простотой и сдержанностью. Разрешены отделки шелком на рукавах, манжетах или вороте. Также не разрешены украшения из золота, запонки, кольца или цепочки.

Как в мужской, так и в женской одежде выставляются прежде всего человеческие качества. Она не должна напоминать наряды «неверных». Ношение одежды является не материальным требованием к ней. Это благодарность Всевышнему Богу за то, что мусульманин осознает себя его рабом.

Правила для женщин


Какие есть правила для женщин в исламе? Важной особенностью религии ислама является скромность. Верующие люди смиренны, терпеливы и мужественны. Оставаясь в тени, они ведут свой праведный образ жизни. Готовы к состраданию и щедрости.

Правила в исламе призывают женщину быть скромной, целомудренной, не выставлять себя напоказ. Женская одежда должна скрывать сексуальную привлекательность ее обладательницы от посторонних взглядов. Такие женщины вынуждены носить хиджаб. Считается, что так проявляется благородность и женственность мусульманских женщин.

Хиджаб несет определенное послание о женской покорности к божественной воле во всех аспектах ее жизни. Ей хочется, чтобы ее понимали и ценили за красивые поступки, доброту и скромность, отсутствие стремления к роскоши. Одежда должна быть просторной и не прозрачной. При этом не ограничивается выбор стиля, цветовой гаммы и вкусовых предпочтений. Скромным должно быть и поведение девушки.

Добропорядочность мусульманской женщины, носящей скромные одежды, символизирующие женственность и скрывающие сексуальность, вызывает уважение у мужчин. Женщина не вправе требовать от своего мужа больше, чем нужно ей для жизни. В этом тоже проявляется скромностью. Должна подчиняться своему мужчине всегда и во всем. Сохранение чести мужа как дома, так и за его пределами тоже является обязанностью мусульманской женщины. Не выглядывать без надобности из окон дома, не разговаривать с соседями попусту. Женщина должна стараться все делать так, чтобы муж ею был доволен.


Кроме всего перечисленного, мусульманки должны постоянно молиться, поддерживать порядок в доме и т. д. Всегда на первом месте должен стоять муж и обязательства перед ним. Супруга должна быть всегда нарядна и привлекательна для мужа, в чистой одежде, в хорошем расположении духа. Радоваться его возвращению. Неприемлемо перечить и повышать голос на мужа. Если он не прав, то направлять его на путь истинный спокойно, с помощью силы убеждения, призывая Аллаха. С добротой и терпением относиться к детям, жалея их, делать всем только добро.

Сексуальные отношения

Важной задачей в вопросе сексуальных отношений в исламе является сохранение целомудрия обоих полов. Правила в исламе предписывают «беречь свои члены и притуплять свои взоры» как мусульманкам, так и верующим мужчинам. Если мужчина не может жениться из-за материальной несостоятельности, то он должен воздерживаться от сексуальных отношений. Снять напряжение в данной ситуации помогает пост и молитвы.

Самым важным предписанием к замужеству является девственность будущей невесты. Это не означает, что нельзя вступать в брак с женщинами, которые ранее были замужем. Само понятие «девственность» имеет значение нравственности. Женская честь и ее достоинство защищены Кораном. Правила требуют относиться с уважением к женщине. Сексуальные отношения являются частью семейной жизни. И только законный муж имеет право на интимные отношения со своей женой. Такое же право имеет и женщина по отношению к своему мужу. Если брак полигамный, то все жены имеют равные права на своего мужа.


Принципы регулирования взаимоотношений

Правила религии в исламе устанавливают принципы регулирования взаимоотношений между полами и контролируют сексуальное поведение всех верующих:

  1. Запрещено свободно общаться мужчинам и женщинам ради забавы или для получения удовольствия от общения в разнополой компании. Чтобы ограничить контакт между полами, созданы специальные женские и мужские отделения в школах, колледжах, больницах и общественном транспорте.
  2. Прилюдно разрешается встречаться людям, которые могут теоретически вступить в брак, если есть профессиональная или учебная необходимость, при которой решаются рабочие моменты. Если у мужчины есть намерение жениться, то тогда он может общаться с женщиной.
  3. Если и случается общение, то и женщина, и мужчина должны соблюдать приличие во всем (во взглядах, речах, поведении).
  4. Если парень и девушка не состоят в кровном в родстве, то им нельзя находиться вместе в одном помещении.
  5. Мусульманки должны срывать свои сексуальные формы тела за одеждой. Привлекательной женщина должна быть только для своего мужа.

Брачная ночь

Первая брачная ночь в исламе, правила которой мы рассмотрим далее, – это особенный момент в жизни новобрачных. Молодые в красивых одеждах, надушены благовониями. Жених делает своей молодой жене подарок, угощает сладостями и говорит по душам. Затем необходимо совершить обоим 2 ракаата намаза и попросить у Аллаха счастливой жизни, полной изобилия и благополучия. При этом молодые немного отвлекаются и успокаиваются под действием намаза (имеет мощное воздействие). Затем мужчина должен провести деликатно и нежно все аспекты первой брачной ночи, так как от нее будет зависеть дальнейшие их отношения. Если невеста испугается, и у нее появится отвращение к интимной близости, то это приведет к ухудшению совместной жизни. Ведь она впервые видит мужчину так близко возле себя.

Девушка должна раздеться сама. При этом освещение должно быть приглушенным. В это момент важны длительные ласки и любовные игры. После этого невеста успокоится и расслабится, у нее появится возбуждение и желание. Затем мужчине можно сблизиться более тесно и провести акт дефлорации. При нежном и деликатном отношении дефлорация проходит безболезненно. Грубое, настойчивое отношение может вызвать развитие вагинизма – спазма половых органов. И нормальный половой акт при этом невозможен.

В современном мире, где отсутствуют пережитки прошлого, не выставляется напоказ результат первой половой близости, где обязательно присутствие пятен крови на простыне. Это является подтверждением невинности невесты. Ведь по закону Корана брак между мужчиной и женщиной является священным таинством. Поэтому все, что происходит между двумя людьми, остается тайной.

Развод в исламе: правила

На первом месте для мусульман – крепкие узы брака. Но есть ситуации, которые могут привести к разводу. Сначала супругам дается время для примирения. Самыми вескими причинами для развода является отречение от ислама и аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Если период примирения не дал положительных результатов, то развод неминуем.

В период ожидания расторжения брака интимная близость меду супругами не предусматривается. По старым обычаям супружеская пара считалась разведенной после слова «талак» (по-арабски развод), произнесенной три раза. Дети остаются с матерью: мальчики до 7-8 лет, а девочки до 13-15 лет. При этом отец обязан их содержать до совершеннолетия.

Принципиальные правила исламского поведения

Существует довольно важный обычай у мусульман, который относится к представителям мужской половины. Большим праздником в жизни мальчиков является обрезание (суннет). Его проводят в раннем возрасте: от 3 до 7 лет. Считается, что после проведения обрезания мальчик становится мужчиной. Девочки с рождения мусульманки, если их папа мусульманин. Ислам для мусульман является величайшим даром от Всевышнего, который дает всем желающим истинную веру.

Источник: FB.ru

Ислам — одна из трёх мировых религий. Уникальна она не только тем, что она — самая молодая из трёх мировых религий, но ещё и этимологией названия. Если христианство и буддизм получили свои названия от основателей, то в переводе с арабского ислам означает «покорность». Каждый человек, который подчинится Богу (Аллаху — единому и всемогущему Богу мусульман) будет называться «муслимом». И именно поэтому последователи ислама называются мусульманами. В России последователей ислама называли магометанами из-за русификации варианта имени пророка Мухаммеда на Магомета.

Священная книга мусульман — это Коран, а второй источник права и вероучения — это Сунна, где описывается жизнь пророка Мухаммеда. Этот человек стал основателем религии ислама. Возник ислам в VII веке на Аравийском полуострове, постепенно заменив языческие вероисповедания древних арабов. Следует отметить то обстоятельство, что знаменитая мусульманская святыня Кааба в Мекке до своей нынешней принадлежности была частью религиозного культа язычников. Переходной формой для распространения ислама в Аравии становится монотеистическая религия ханифия. Для ислама характерно обозначение библейских историй в Коране в несколько интерпретированном виде.

С 655 года начинается распространение ислама, к XI веку зона влияния молодой религии достигла Южной Европы (Испании), Северной Африки, всего Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. На сегодня ислам распространён во всей Африке, кроме Южной, на всём Ближнем Востоке и Южной Азии, в Малайзии, Индонезии, Центральной Азии. Отдельным очагом расположения ислама стал Балканский полуостров, куда мусульманская религия попала через Турцию. Крупная община мусульман находится и в России, а основные регионы её проживания — это Северный Кавказ, Крым и часть Поволжья.

В последние 50 лет мусульманские сообщества имеют тенденцию устойчивого роста в западных странах. Мусульман в мире 1,8 миллиарда человек, из которых основная часть — это сунниты. Остальные направления ислама — это шииты и многочисленные секты. В последнее время набирает популярность салафизм, развитие которого не случайно получило название «аравийского протестантизма» — происходит параллель между Реформацией в Германии 500 лет назад и реформацией ислама на Ближнем Востоке. В среде молодёжи, особенно из наиболее маргинализированных слоёв, это течение набирает популярность. Радикализация исламских сообществ — один из самых острых вопросов в исламском мире.

Пожалуй, одним из немногих исключений будет обозначена Босния и Герцеговина, где во время войн и кризисов в 1990-е в среде бошняков-мусульман серьёзной радикализации не произошло, а после стабилизации ситуации в стране радикализация пошла на спад. Такая же тенденция отмечена и в Албании. В этих странах существуют целые светские поколения как результат секулярной политики коммунистических режимов в области религии. Отсутствие радикализации молодёжи в Индонезии и Малайзии можно объяснить высоким уровнем жизни населения данных стран.

В исламе существует пять столпов:
1. Шахада — вероисповедание ислама. Признание Аллаха единым всемогущим Богом, а Мухаммеда — Его Пророком.
2. Намаз — пятикратная молитва: утром, днём, в предвечернее время, вечером и ночью. Пятничная молитва для верующего мусульманина обязательна именно в мечети. Молитвы мусульман в пятницу получили всеобщую известность из-за заполненности мечетей. В первые века существования ислама мечеть выполняла роль не только религиозного, но ещё и правового и культурного центров. Со временем мечеть лишалась юридических и политических функций, которые перешли к светским властям.
3. Пост — в священный месяц Рамадан мусульманин должен воздержаться от еды, питья, курения и чувственных наслаждений. Освобождённые от соблюдения поста категории населения — больные, старики, беременные женщины и кормящие и путники. Есть мусульманам можно в предрассветное время и после захода солнца.
4. Закят — милостыня нуждающимся в размере 2,5% дохода мусульманина.
5. Хадж не является таким обязательным столпом ислама в связи с тем, что возможность посетить Мекку присутствует далеко не у всех мусульман в силу материальных и прочих факторов. Как уже упоминалось в статье, одним из ключевых исламских культовых предметов является священный куб Кааба, который мусульмане обходят во время паломничества. Кто посетил Мекку с целью паломничества, тот получает почётное звание хаджи.

В отличие от христианства, в исламе отсутствует институт церкви и отсутствует подобная христианской догматика. Авторитеты религиозного учения — это Коран и Сунна. Исламская картина мира и теоцентрична, и антропоцентрична. В отличие от христианства, идея о первородном грехе в мусульманстве отсутствует.

Шариант — одна из самых знаменитых правовых доктрин мира. Источники формирования исламского права находятся в Коране и Сунне. В зависимости от страны шариат либо имеет серьёзное влияние, либо регулирует часть отраслей жизни, либо вытесняется светским законодательством. Наиболее авторитетное положение у шариата находится на Ближнем Востоке, во многих странах которого он регулирует все сферы общественной жизни. Особым случаем здесь становится Саудовская Аравия. От Марокко до Сирии (исключение — Тунис со светскими законами) шариат регулирует лишь сферу семейной жизни, а в Турции работает светское законодательство. В мусульманских сообществах Восточной Африки применение шариата ограничивается семейными вопросами, а в Мозамбике функционирует светское законодательство. Западная Африка живёт по светским нормам. Единственным исключением является Мавритания с шариатом как основой законодательства. Шариат в Нигерии распространён в северных штатах, где преобладает мусульманское население.

Распространение шариата в зависимости от региона существует и в Индонезии, где шариатской областью является Ачех. В Малайзии распространение шариатского права ограничено семейной сферой. На постсоветском пространстве (Средняя Азия, Казахстан и Азербайджан) функционирует светское законодательство.

Основные запреты в исламе — не есть свинину, не употреблять алкогольные напитки, наркотики и прочие одурманивающие средства. Запрещены расточительство, ростовщическая деятельность и азартные игры. Шариат запретил распространённый в языческой Аравии обычай хоронения заживо оворождённых девочек, а также кровную месть.

Как и христианство, в отношении к материальному ислам занимает те же позиции в отношении праздности и аскетизма. Ислам критикует и сибаритский образ жизни, и аскетизм. Классический ислам считает, что каждый человек должен работать на собственное благо, однако поддерживают важность божественного предопределения.

Классическое мусульманское учение о государстве — это единство религии и государства. Однако в полной мере сторонниками теократии являются только шииты, а Иран после Исламской Революции 1979 года стал хотя бы частичным воплощением теократического проекта в реальности. В этой стране очень влиятельна власть аятолл — это самые авторитетные священники у шиитов.

Тем не менее, большинство мусульман по численности является суннитами. Сунниты распространены во всех местах компактного проживания мусульман, кроме Ирана и Азербайджана с шиитским большинством. Суннизм ориентируется на нормирующую доктрину, которая служит защитой от крайностей. Суннизм направлен на узаконение существуюих норм и институтов. Самый распространённый мазхаб — ханбалитский, который стремится к строгому соблюдению обрядов ислама. Наиболее радикальные его адепты, в том числе ваххабиты, не принимают инакомыслие в исламе и считают собственную трактовку веры единственно правильной. Это направление появилось в XVI веке в Османской империи и сегодня преобладает в среде многих мусульман бывшего СССР, кроме азербайджанцев. Помимо ханафитов, в суннизме представлены школы шафиитов, маликитов и ханафитов.

Шииты считают священным писанием только Коран. Сунну каноническом понимании они не признают, считая, что у них есть свои сборники хадисов. Главным героем шиитских хадисов является пророк Али — двоюродный брат, зять и соратник пророка Мухаммеда. Духовные лица у шиитов называются муджтахидами, среди которых самые авторитетные становятся аятоллами. Шииты распространены в Иране, Азербайджане (большинство), части Ирака и Афганистана.

Третьей влиятельной ветвью ислама можно обозначить ибадизм. Он отличается и от суннизма, и от шиизма. Направление ибадитов находится ближе к суннизму, имея с ним ряд различий.

Сунниты считают, что Коран не столько записанный свод текстов, сколько речь Бога — ибадиты же, напротив, считают Коран сотворённой книгой. Однако для ибадитов этот вопрос не так принципиален, как следующие.

Бога, по мнению ибадитов, нельзя увидеть — он существует вне времени и пространства. Попавшие в рай не увидят Бога именно по этой причине. Кто попадает в Ад, тому там положено вечное место (сунниты считают, что у верующего есть время на исправление своих грехов, и после очищение он попадёт в Рай).
Ибадиты имеют собственный сборник хадисов, но их число меньше, чем у суннитов. Тем не менее, у ибадитов есть собственные хадисы, где нет схожего с суннитскими сюжета.

В настоящее время ибадитское направление распространено лишь в Омане.

Сообщение на тему: Ислам (вариант 2)

Сообщение на тему: Ислам (вариант 3)

Источник: www.istmira.com

Что такое Ислам? Что представляет собой Ислам? Есть ли вообще кто-нибудь, кто сможет найти объяснение нашей Вселенной огромной и полной загадок? Может ли кто-то с четкостью убедительно и обоснованно растолковать тайну бытия? Все мы прекрасно понимаем, что ни один город и населенные пункты не могли бы развиваться, если бы не было администраций; государства не могли бы существовать вообще, не будь в их главе лидера. Также и с семьями: они не смогут жить и функционировать нормально, если не будет человека, стоящего во главе. То есть, мы все понимаем, что все берет откуда-то начало, а не возникает из ниоткуда.

Если рассматривать конкретно Небеса, Землю и все сущее, то они функционирует уже достаточно много лет (сотни тысяч). Случайность ли это или так считать ошибочно? Разве можно наше существование быть просто случайностью или все-таки есть какая-то неведомая и всемогущая сила, поддерживающая упорядоченное движение вещей и способствующая не только лишь их возникновению, но и развитию?
Таким образом, должна быть в мире величайшая сила, которая поддерживает порядок во всем, что есть во «Вселенной». Существует единый Творец, создающий величественную природу, делающий ее все более необыкновенной, неповторимой и очаровательной, и творящий все необходимое для существования. Так мусульмане прекрасно знают, что имя этому Творцу Аллах. А Аллах с арабского языка обозначает Бог. Он ни подобен ни чему, и нет никого равного Ему. Бог не меняется, Он Сам создатель изменений. Бог — не человек и не может им быть, Он и не животное,  и не растение и ничто иное. Все, что вы представите о Боге — это не будет похожим на Него. Бог не имеет ни начала ни конца, Он Вечный, Совершенный, ничем не ограниченный Творец всего сущего. Ничто и никто не имеет способностей, что-либо сотворить из небытия, а тем более создать, никто не может сотворить другого человека. Аллах не идол, и не может быть каким-либо изваянием. Он является Создателем абсолютно всего без исключения, всей вселенной, всех миров, чем и полностью отличается от всего, что есть во Вселенной. Он властен над всем сущим, созданным Им, Его знания безграничны. Он величественнее всего того, что создал Сам.

Религия Ислам: что это такое, столпы веры и ислама
Познать Бога (Аллаха) возможно несколькими различными путями и сказать о Нем можно также много. Благодаря случающимся чудесам, которые для нас становятся как открытая книга, мы можем узнавать многое о Боге, невзирая на то, что Он не является частью этого мира или чего-либо, так как у Бог не имеет ограничений, Он без начала и конца, человек своим ограниченным разумом не может постичь в полной мере Своего Создателя. Аллах Сам приходит на помощь совершенно к каждому, кто на пути к познанию Бога. Для этого Он отправлял посланников Своих и откровения Свои, доносящие нам все необходимые знания о Боге.
Религия мусульман (Ислам) подразумевает безоговорочное признание руководства от Аллаха и Его Посланника Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Откровения, что были ниспосланы Богом Пророку Мухаммаду, мир ему и милость Бога, он донес людям в том же виде, в котором они были открыты ему самому. Требованием исламской религии является верование во владычество Аллаха и Его единство. Ислам делает людей осведомленными о значении «вселенной» и понимающими место человека на этой земле. Такая вера позволяет человеку полностью освободиться от всех предрассудков и страхов, понимать, что Всемогущий Аллах все решит и устроит так, как должно быть. При этом каждый верующий должен знать свои обязанности по отношению к Творцу.
Вера в единство Создателя обязательно должна в чем-то быть выражена и быть проверена на деле, поскольку только лишь веры недостаточно. Поэтому верование в единство Бога предполагает восприятие всего человечества как большой семьи, всецело находящейся под властью и волей Аллаха — Создателя, дарящего абсолютно всему средства к существованию. В Исламе недопустима идея того, что какой-либо человек может быть избранным. Единственно верным путем, который ведет к довольству Аллаха, является вера в Бога и благие действия. Следуя этим путем, связь с Богом устанавливается напрямую, и для этого нет потребности в каких-либо посредниках.
Некоторые люди считают исламскую религию самой молодой, но Ислам на самом деле является самой первой и самой древней религией в этом мире и в других скрытых (параллельных) мирах. Ведь все создал Аллах. Послания и руководства в Исламе те же, что Аллах открывал и для многих других Пророков и Посланников, мир им всем. Ислам — это религия всех Пророков Бога, а Коран является  заключительным Откровением от Бога ниспосланным ко всему человечеству.
Коран — это последнее откровение Творца, являющееся законом исламского мира и истоком драгоценных законов.
Коран содержит в себя такие основы:

  • Веры;
  • Поклонения;
  • Истории человечества;
  • Мудрости;
  • Знаний;
  • Отношений между людьми и Создателем;
  • Морали;
  • Отношений людей между собой.

Законы, заложенные в этой Книге, применимы ко всем сферам деятельности человека. Коран это основа и для политических отношений, и для экономики, для социальных систем. Даже юриспруденция, законодательство и международные отношения мусульманского мира основываются на содержании Корана.
Важной составляющей исламской религии являются хадисы. Они являются сообщениями, несущими в себе сведения о делах и о словах Посланника Творца Мухаммада (мир ему и благословение Милостивого Бога) Хадисы тщательно собирались и с точностью передавались сподвижниками (р.а), которые были верны Пророку, мир ему и благословение Единого Бога.  Что такое Ислам: 5 столпов Ислама, 6 столпов веры Столпы веры и Ислама

На чем основывается вера мусульман.

  1. В Аллаха. Согласно Корану Аллах Единый Единственный (Аллах в переводе на русский означает Единый Бог, достойный поклонения) и у Него нет сотоварищей. Аллах Вечный, Справедливый, Милостивый, Всемогущий, Милосердный и Он Тот, Кто подает средства к существованию всему на земле.
  2. В Ангелов, а также в джиннов (скрытое). Ангелы были созданы Аллахом из света и для того, чтобы они приносили ему свидетельства о всех деяниях человека, добрых и злых. Все ангелы верны Богу и исполняют волю Его. Ангелы прекраснейшие творения Господа миров, которым не нужны ни вода, ни пища, ни иные блага. Есть еще и джины, сотворенные из огня. Некоторые из них – шайтаны, — возглавляемые Сатаной (Иблисом) аузу билЛяхи минаш-шайан-нир-раджим, который склоняют верующих ко злу.
  3. В Посланников и Пророков. Мусульмане признают всех в пророков Аллаха, начиная от Адама и заканчивая Моисеем, Иисусом и Мухаммадом, мир Аллаха им всем и при этом мусульмане не поклоняются пророкам, а поклоняются только Единому Аллаху (Богу), который создал все во вселенной, когда еще ничего не было и только Аллах один достоин поклонения (следования Его мудрым законам). Пророков огромное множество, среди них Адам, Авраам (Ибрахим), Моисей (Муса), Ной (Нух), Иисус (Иса), мир им всем и Мухаммад, мир ему и благословение Господа всех миров. Бог избирал каждого из них, чтоб они доносили до народа его послания и наставления. На основе этой веры и создана такая исламская формула «Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед Пророк его». Все боги вымышленны, есть только Один Создатель вселенной, который управляет всем во вселенной — это Всемогущий Господь Аллах.
  4. Во все Небесные Писания Бога, которые были ниспосланы в первоначальном виде. Коран же ниспослан в таком виде, который невозможно исказить, добавить или убрать. Всемогущий и Всевидящий Бог Сам взял на Себя обязанность сохранить Коран от искажений. Коран — это несотворенное слово Божье, прямая речь Создателя жизни и людей.
  5. В наступление Судного Дня, вера в существование ада и рая. Если у человека на день суда будет больше собрано записей о благих, хороших деяниях при жизни, то непременно он попадет в рай, если недобрых дел окажется в большем количестве – в ад. Знают мусульмане и то, что однажды мир предстанет пред всеобщим справедливым судом Аллаха и все человечество будет отвечать перед Аллахом, верит в это человек или не верит. Ведь неверующие люди — это тоже создания Аллаха и Он милостив ко всем людям на этом свете, а в День Суда только к уверовавшим в Него и всех Его Пророков и Посланников.
  6. В предопределение человеческой судьбы Богом. Вера в то, что Аллах Всемогущий и Знающий и Его знания безграничны. Все определено Творцом и ничего нельзя изменить, человеку только делает выбор, а результат от Всевышнего Творца. Богом уже созданы свои планы на каждого из людей и абсолютно ничего не может произойти без Его воли. Аллах управляет всем и во всем Он видит определенную цель.

Говоря о религии мусульман, важно отметить, что правильности толкования догматики ислама недостаточно для познания Бога. Любой догме должно сопутствовать действие, подтверждающее веру. Без подкрепления веры практикой она очень быстро утратит силу побуждения и свою жизнеспособность. Поэтому только систематическое подкрепление веры правильным соблюдением обрядовых религиозных действий может свидетельствовать об исполнении мусульманина основных обязанностей перед Аллахом.

  1. Исповедание шахада. Это подразумевает произнесение слов, свидетельствующих о том, что человек-мусульманин не знает иного бога, помимо Аллаха и что Мухаммед представляет собой, несущего учения Его, посланником. В течение всей жизни мусульманин должен следовать учениям, донесенными пророком до людей, а его жизнь должна быть единственным верным примером для следования и подражания.
  2. Молитва. У мусульман это намаз и салят. Молятся приверженцы ислама 5 раз в день, тем самый оживляя веру в создателя и укрепляя ее. Молитва это своего рода напоминание человеку о необходимости следовать высшим принципам морали. Во время намаза сердце очищается. Молитва позволяет создать препятствие к совершению человеком дурных действий и помыслов. Во время молитвы человек обращен в сторону Мекки. Особо торжественные молитвы совершаются в пятницу.
  3. Ураза или пост. Месяц Рамадан – важнейший месяц в году мусульман. Важно, чтобы пост соблюдался с искренним желанием. Только в таком случае это позволит человеку выработать силу воли, терпение и бескорыстность. Кроме того, соблюдение ураза позволяет сформировать правильное сознание общества. На протяжении 30 дней верующие полностью отказываются от питья, полового сношения и пищи до наступления ночи. Конечно есть и категории людей, которым позволено не соблюдать пост (беременные, больные и др.). В эти дни также нельзя мыться в светлое время суток.
  4. Помощь нуждающимся (или закят) или милостыня. Закят служит способом очищения человека. Хотя такая ежегодная обязательная милостыня служит своего рода налогом (в средние века закат официально и признавался налогом) в денежном или товарном эквиваленте, который расходуется на благотворительность. Но каждый мусульманин понимает, что за милостыней скрывается более глубокий смысл, чем просто помощь малоимущим.
  5. Хадж хотя бы раз в жизни (паломничество в Мекку). Каждый кому позволяют финансовые возможности и состояние здоровья обязан посетить Мекку. Следует заметить, что деньги для совершения хаджа должны быть «чистыми». Обязательным действом паломничество должно быть побивание столба Шайтана камнями и обхождение Каабы семь раз.

В исламской религии мужчинам разрешено иметь до 4 жен, но развод при этом может состояться, как по инициативе мужа, так и по желанию женщины. Нарушать эти установления менее греховно, чем основные исламские столпы.

Источник: www.tauba.ru

Литература

Ахмедов А Социальная доктрина ислама. М., 1982.

Аширов Н. Ислам и нации М., 1975.

Беленький М Иудаизм. М., 1974.

Кочетов А. Буддизм. М., 1983.

Кочетов А. Ламаизм. М., 1970.

1. История возникновения ислама
Ислам — вторая по числу последователей мировая религия. Ислам исповедуют более млрд. человек более чем в 120 странах мира. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.) Подавляющее большинство мусульман проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и Северной Африки. В Росии последователи ислама составляют вторую по численности этно-конфессиональную группу и проживают преимущественно на территории Башкортостана, Татарстана, республик Северного Кавказа. Крупные мусульманские общины есть в г. Москве, Санкт—Петербурге и других регионах Российской Федерации.

Ислам относительно молодая мировая религия. Он возник в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове. Населяли эту территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Вместе с тем, в то время через территорию Западной Африки проходил караванный путь, что привело к появлению там таких крупных городов как Мекка, Ясриб (будущая Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными народами и религиями.

Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Ислам начинает формироваться на базе родоплеменного культа одного из наиболее влиятельных племен Западной Аравии — курейшитов, религиозный и административный центр которого находился в г. Мекка. Племенным богом мекканских курейшитов был Аллах (араб. аль-Илах). По мере того, как курейшиты подчиняли своему влиянию соседние племена и население близлежащих городов, бог курейшитского племени стал вытеснять богов менее сильных и влиятельных племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию монотеизма.
Однако этот процесс формирования монотеистической религии не проходил автоматически. Решающий импульс ему придал реальное историческое лицо — пророк Мухаммед (570 год — 8 июня 632 года). Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, работал пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в г.Мекка. Вскоре он бросил торговые дела и в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал ислам (в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусульмане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, необходимости соблюдать простые нормы нравственности.

Первоначально идеи Мухаммеда не нашли широкой поддержки у горожан Мекки. Мухаммед провел переговоры с племенем аус и хазрадж в г.Ясриб и с их согласия в 622 году вместе со своими приверженцами — Мухаджирами переселился в этот город, который позднее был переименован в Медину (город пророка). С этого события (арабское «Хиджра» — переселение) и начинается мусульманское летоисчисление. В Медине Мухаммед основал мусульманскую общину (умму), в состав которой вошло помимо Мухаджиров значительная часть жителей Мекки. Члены общины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и светским руководителем.

Между Мединой и Меккой в течение восьми лет шла ожесточенная война. В 630 году мекканская знать была вынуждена принять новое учение. Мухаммед торжественно въехал в Мекку, и после этого Мекка превратилась в центр ислама. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, которое получило название Арабский Халифат. Мухаммед был религиозным и политическим руководителем этого государства.

В 632 году Мухаммед умер и был похоронен в Медине. После смерти Мухаммеда на пост Халифа — приемника, заместителя пророка был избран его ближайший сподвижник Абу Бекр, который организовал ряд крупных завоевательных походов во имя Аллаха, покорил своей власти многие племена и народы и стал главой обширного Арабского Халифата. Таким путем ислам быстро распространился по всей территории Аравии и превратился в господствующую религию арабского государства.

Завоевательные войны арабских халифов не ограничивались территорией Аравии. Уже в VII—VIII вв., пользуясь слабостью Византии и Персии, арабы подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего Востока, часть Индии, Средней Азии и другие страны. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. В определенной степени эти народы были уже подготовлены к единобожию на основе проповеди иудаизма и христианства. Арабские халифы экономически поощряли переход иноверцев в ислам. Покоренные народы, принявшие ислам, платили в казну халифата только десятину дохода — умр. А не принявшие ислам — обязаны были выплачивать более двух третей поземельного налога и подушную подать. Таким образом, совокупность насильственных мер, экономическая политика и проповедь ислама способствовали превращению этой разновидности исповедания в мировую религию.
2. Особенности вероучения и культа ислама
Основные положения вероучения ислама изложены в главной «Священной книге» —
Коран (араб. куран — чтение). Как и другие мировые религии, ислам является
религией откровения.По мусульманскому преданию, содержание Корана было поведано Мухаммеду самим Аллахом через посредничество ангела Джебраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Основу Корана составляют первые проповеди Мухаммеда, которые были записаны его секретарями-писцами. Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухаммеда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который был объявлен каноническим. Текст Корана содержит 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов (стихов) от 3 до 286. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по разным вариантам счета). Коран содержит вероучительные установки, культовые предписания, предписания, регулирующие семейные, имущественные, правовые и иные Общественные отношения.

В исламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях.
Вера в единого бога Аллаха составляет фундамент мусульманского вероисповедания.Аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. Он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. Рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. Аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. Ангелы и демоны — это бестелесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся носители доброго начала: Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил, ангелы смерти — Накир и Мункаф, страж рая — Ридвана, страж ада — Малика и воплощение зла—Иблис, которого проклял Аллах.

Для ислама характерна также вера в
пророков: В Коране встречается ряд библейских пророков: Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Нух (Ной), Иса (Иисус). Однако главное значение придается «печати пророков»,«посланнику Аллаха» — Мухаммеду.Основное положение мусульманского символа веры гласит «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник Аллаха».

Мусульманин верит в бессмертие души, покидающей тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день Страшного суда. С этой верой тесно связана вера в существование двух форм загробного мира: рая и ада. Мусульмане представляют рай в виде чудесного места, где в изобилии имеется все, о чем мечтает человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всевозможные наслаждения. Ад — это место мук и страданий. В рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (не мусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад.

Какова судьба каждого человека, что ему уготовано — рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам Аллах на Страшном суде. Он будет допрашивать каждого из живых и мертвых, а они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. Заступничество Мухаммеда может смягчить участь грешников, побудить Аллаха простить грешника и направить его в рай.

В исламе очень сильно выражена
вера в божественное предопределение. Все подчинено воле Бога. Воля Бога ничем не связана и непостижима. В 6-ой суре аят 125 говорится: «Кого пожелает вести Аллах прямо, уширяет тому грудь, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». Иначе говоря, Аллах милостив к тому, к кому благоволит и у того человека все получится как надо, тот, от кого Аллах отвернулся, все равно ничего не выйдет. Тем не менее, удел всех — безусловная покорность божественной воле.

Основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры» (аркан-ад-дин). Следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина.
Первое культовое предписание — произнесение вслух Шахады — основного положения символа веры — «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — посланник его». Произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности — первое условие, чтобы быть правоверным мусульманином.

Второе культовое предписание— ежедневный пятикратный ритуал —
намаз (молитва). Каждый мусульманин обязан пять раз в день совершить намаз — молитву. Первая, утренняя молитва на заре, совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца, вторая — полуденная, третья — во второй половине дня до заката Солнца, четвертая — при закате Солнца, пятая — в начале ночи. Ритуал каждой молитвы расписан до мелочей, с определенным количеством сгибаний спины и касаний лбом пола или земли. Перед молитвой правоверный обязан совершить омовение, обряд очищения. Пятница является днем коллективной молитвы, которая проводится в мечетях и сопровождается проповедью.

Третье культовое предписание Закят — обязательная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а размеры обложения разработаны в шариате. Первоначально закят был добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обязанность для очищения грехов. Кроме обязательного налога существует добровольное пожертвование — садака —1/40 часть годового дохода.
Четвертое культовое предписание Саум — соблюдение поста (перс. ураза) в месяц рамазан. В течение этого месяца правоверный мусульманин не имеет права с рассвета до наступления темноты ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и т. д. В месяц рамазан каждый день совершается особая молитва после проведенного днем поста.

Пятым культовым предписанием является
Хаджпаломничество в Мекку. Хадж состоит в посещении в Мекке главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама — гробнице Мухаммеда в Медине, а также других священных мест Хиджаза. Паломничество должно совершаться в двенадцатый месяц мусульманского календаря. Совершение этого ритуала не является строго обязательным, оно зависит от материальных возможностей и физического состояния человека, но поощряется: совершившие обряд паломничества получают почетное наименование — хаджи.

Помимо выполнения этих обязательных предписаний в мусульманской культовой системе имеются такие важные элементы, как культ Каабы и культ мазаров. Кааба — это священный храм в Мекке — четырехугольное каменное здание (кааба в переводе с арабского означает куб) высотой примерно 10 метров, шириной — 8, с плоской крышей, без окон. В наружной стене этого здания находится ниша с «черным камнем», по всей видимости, метеоритного происхождения. «Черный камень» ассоциировался с присутствием Аллаха, это его символ. Храм Кааба построен задолго до появления ислама и являлся святилищем племени курейшитов. В Каабе кроме «черного камня» были размещены более трехсот идолов племенных богов. Поэтому это святилище было объектом поклонения и других племен, проживающих вокруг Мекки. В качестве главного регионального святилища Кааба служила местом, где собирались представители племен для торговых сделок, переговоров и заключения договоров о мире, союзе или совместных действиях. Это место считалось запретным, священным. В нем не допускались столкновения племен, враждебные по отношению друг к другу акции, поэтому сюда мог являться каждый для поклонения Богу. После победы ислама и утверждения веры в единого Бога Аллаха идолы были разбиты и выдворены из храма. Отныне Кааба с его «черным камнем», стал главным культовым зданием ислама. Прийти к Каабе и прижаться губами к «черному камню», означает для мусульманина исполнить завещание пророка Мухаммеда. Кааба как святилище, в котором пребывает Аллах, играет огромную роль во всей религиозно-культовой деятельности ислама. Во время молитвы благочестивый мусульманин должен обратиться в сторону Каабы. Считается, что только в этом случае молитва будет действенной, услышанной Аллахом.

В качестве сохранившегося пережитка древних культов в исламе, является и
поклонение святым местам — мазарам. Мазарами считаются различные древние сооружения, могильные холмы, места захоронения святых, кладбища, деревья, камни и т. д. Обычно эти мазары освящены легендами, мифами, их святость в глазах верующих опирается на многовековые предания, рассказы, привычки, традиции, поражающие воображение. Один из признаков значимости мазара — его древнее происхождение. Примером таких мазаров является Гур-Эмир в Самарканде, место захоронения Тамерлана. Мазаром считается и мавзолей Шахи-Зинда. Верующие ходят поклоняться этим местам, совершают молитвы с просьбой решить какую-то проблему.

Как и в других религиях, значительная роль в культовой системе ислама придается религиозным праздникам. Среди них особое значение имеют ураза-байрам, курбан-байрам, мирадж, мавлют.

Адаты – сложившиеся веками задолго до Ислама обычаи народов, частично согласующиеся с Исламом и в таком случае составляющие с ним определённую этно-конфессиональную гармонию, а частично — противоречащие Исламу и вступающие с ним или во временные компромиссы, или в непримиримую борьбу.

К примеру, формы и цвета национальной одежды, особенности местной кулинарии, всех видов искусств, архитектуры, если в них нет противоречий понятию «халяль – дозволенное, доброе, полезное и одобряемое Исламом» — принимаются как часть исламской культуры данного края и данного народа. Но если древние традиции подпадают под определение «харам – вредное, злое, запрещённое Исламом» — то эти адаты противоречат исламской культуре. К примеру, это – выкрадывания невесты, чрезмерно пышные свадьбы с употреблением спиртных напитков, запрещенных танцев, ритуальные плачи женщин над покойными, языческие заговоры и языческие амулеты и т.п.

Ураза-байрам — это праздник окончания поста. Он приходится на начало следующего за рамазаном месяца, т. е. на первое шавваля — десятого месяца мусульманского лунного календаря и называется праздник фитр. Из названия этого праздника следует, что правоверный мусульманин после окончания поста обязан внести представителю духовенства фитр — то есть подношение в натуральном или денежном виде. Часть этого подношения позднее распределяется между бедными членами общины. Праздник длится три дня и сопровождается хождением в гости, угощениями.

Курбан-байрам — день жертвоприношений, отмечается через семьдесят дней после окончания поста уразы. Он связывается с библейским преданием о пророке Ибрагиме (Аврааме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила (Исаака). Бог в последнюю минуту сжалился над несчастным и послал архангела Джабраила (Гавриила) с барашком и спас Ибрагиму сына. В память об этом дне каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан), то есть зарезать при чтении соответствующей молитвы овцу, корову, верблюда, коня. Основанием для этого жертвоприношения служит аят Корана: «Вам не достичь благочестия, пока не будете делать пожертвования из того, что любите» (3.86). Среди мусульман существует поверье, будто на спине животного, принесенного в жертву, минуя мост Сират «тонкий как волос, острый как лезвие меча, горячий как пламя» — перекинутый над адом, правоверный может проследовать в рай. Если же человек уклонится от принесения жертвы, ему не удастся преодолеть Сират и он свалится в ад.

Приготовления к этому празднику, как и сам праздник, обставляются весьма торжественно. В мечети совершается особое богослужение, читаются проповеди, в домах готовятся угощения. Курбан-байрам продолжается три дня. В дни праздника правоверные посещают могилы своих близких, молятся за них, раздают милостыню.

Мирадж— посвящен памяти чудесного ночного путешествия пророка Мухаммеда на быстром как молния коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесении на небо к престолу Аллаха, который соблаговолил принять его, и удостоил беседы, во время которой Мухаммед изрек 99 тысяч слов. Однако, по преданию, все это произошло так мгновенно, что возвратясь к своему ложу, пророк Мухаммед застал его еще теплым, а из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды. Этот праздник празднуется 27 числа месяца Раджаб.

Мавлюд — день рождения Мухаммеда. Этот праздник отмечается 12 числа раби-аль-авваля. Он сопровождается чтением молитв и проповедей в мечетях и домах верующих, угощениями и подношениями духовенству.

Пятница — день отдыха мусульман, имеет такое же для них значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения, люди надевают праздничные одежды и т. д.

Кроме этих основных праздников у каждого народа в каждом регионе традиционного распространения ислама существуют свои специфические обряды и ритуалы, переходящие из поколения в поколение.
Религиозным центром, местом проведения культовых мероприятий в исламе является мечеть. В мечети проводятся богослужения, читаются проповеди, совершаются различные обряды. Но в исламе мечеть — это не только религиозный, но и социокультурный центр. Здесь решаются текущие дела, проводится сбор милостыни и пожертвований. Важная функция мечети — организация обучения детей. При мечетях создаются школы —
мектебе, в которых преподает мусульманское духовенство. При наиболее крупных мечетях существовали и существуют духовные школы — медресе, где готовят будущих священнослужителей, специалистов по исламу, богословов и законоведов. Ислам не имеет единой централизованной религиозной организации типа церкви. На базе ислама формируется единая общность—умма. Первичной же организационной единицей в исламе выступает религиозная община.

Возглавляет религиозную общину
имам (впереди стоящий) и мулла. В главных региональных культовых зданиях — соборных мечетях имеется разветвленный штат служителей культа во главе с муфтием. Муллы избираются мусульманами из своей среды. Это может быть специально подготовленный человек, окончивший духовное училище, а может быть просто обученный человек, приобретший навыки совершения богослужения и других обрядов. Муфтий как высшее должностное лицо, избирается на съездах представителей духовенства и верующих. В странах, где ислам является государственной религией, муфтий назначается правительством.

Важнейшей частью религиозно-культовой системы ислама является шариат.

Шариат (араб. шариа — надлежащий путь) — свод норм морали, права, культурных предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне — святом предании ислама. Сунна — сборник хадисов, то есть изречений и деяний Мухаммеда. Шариат формировался в течение двух веков. В начале его формирования все действия мусульман разделялись на два вида: запретное и одобренное. К моменту окончания формирования шариата действия были разделены на пять категорий: 1) действия, выполнение которых считалось строго обязательным; 2) желательные действия; 3) добровольные действия; 4) нежелательные; 5) строго запрещенные виды действий.

3. Основные направления в исламе:

Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII века возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты.
Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти.

Хариджиты (от арабского хараджи — вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от происхождения и цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины халифом может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хараджитов главой религиозной общины халифом может быть любой последователь ислама, избранный данной общиной. Община же имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII века хараджиты потеряли свое влияние. В настоящее время существует одна хариджитская община — ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки). Большую часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе. Почти 90% мусульман являются сторонниками суннизма. Разделение ислама на суннизм и шиизм также произошло в конце VII в.

Сунниты, опираясь на Коран и Сунну (Священное Предание), разработали концепцию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между религиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть — будущим халифом Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сводятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т. е. иметь репутацию и звание богослова-законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским халифатом правили Абу-Бекр, Омар, Осман и другие омейяды.

Последователишиизма полагают, что государственная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам — ближайшим родственникам пророка Мухаммеда. В VII в.н.э. таким прямым наследником являлся Али — двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда… Али был убит в мечети г. Куф в Карбалла — ИРАК. Халифом стал Муавия. Ему удалось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства — Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели — Шахсей -вахсей, который проходит в форме торжественных процессий, участники которых подвергают себя самобичеванию. Таким образом, шииты считают единственно законным наследником пророка Мухаммеда халифа Али и его прямых наследников — имамов. Так возникло шиитское учение об имамате — форме наследования духовной и светской власти в исламском обществе.
Последователи шиизма признают 12 имамов из числа прямых потомков Али. Двенадцатый имам — Мухаммед бек аль Хасан таинственно исчез и скрывается от людей. Они называют этого имама мунта-заром (ожидаемым) и с считают его мессией (махди). Шииты верят, что махди явится на Землю перед Страшным судом для установления равенства и справедливости. Как и во всех мессианских вероисповеданиях, в шиизме периодически распространяются слухи о том, что «скрытый имам» уже пришел, что он воплотился в конкретного человека. Распространение таких слухов в 60—80-х годах ХХ в. способствовало успеху иранской клерикальной революции, которую возглавил аятолла Хомейни, провозглашенный его последователями имамом.

Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне. Шииты, как и сунниты, признают абсолютный авторитет Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе с тем, шииты имеют собственное «Священное писание» — ахбары, куда входят хадисы, связанные с творчеством Али и его приемников.

Принципиальных различий в культовой практике между суннитами и шиитами не существует. Эти различия лишь связаны с особенностями исторического пути развития шиизма и мест его преимущественного распространения. Основными шиитскими центрами являются Иран и Ирак, поэтому помимо Мекки и Медины местами поклонения шиитов являются Кум и Мешхед в Иране, Неджеф и Кербала в Ираке.

Руководят религиозной жизнью общин, как в суннизме, так и шиизме — муллы. Самых авторитетных и почитаемых духовных лиц, ученых-теологов в шиизме называют «аятолла» (божественное знамение), а высшее звание в шиитской ветви ислама — «великий аятолла» (отражение Аллаха). Суннизм и шиизм в свою очередь не представляют собой целостной сплоченной организации и единого вероисповедания. В их рамках существуют различные направления и толки. Особенно большое количество направлений существует в шиизме.

В России большинство мусульман принадлежит к суннизму. Шиизм имеет своих приверженцев в основном в республиках Северного Кавказа.
Ислам за довольно короткий исторический период сумел превратиться в мировую религию. Из небольшой группы семитских племен выросла огромная этноконфессиональная культурная общность, так называемый «мусульманский мир», с мощной политической структурой и высоко развитой цивилизацией. В средние века одним из важных инструментов создания такой культуры явиласьарабизация. Можно даже сказать, что арабизация — неотъемлемая составная часть исламизации мира. Дело в том, что исламизация предполагала чтение Корана. Коран же написан по-арабски, и переводить его запрещалось. Волей-неволей верующим приходилось изучать арабский язык и читать Коран в подлиннике. В средние века знание арабского языка давало человеку многочисленные преимущества. Поскольку арабский язык на территории халифата являлся основным средством общения, то его знание открывало большие возможности в торговле, ростовщичестве, на службе и т. д. Историки свидетельствуют, что в средние века быстро развивающаяся арабо-мусульманская культура на какое-то время стала во главе мировой цивилизации. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в том числе и культурные центры христианской Европы. Широко известны заслуги перед мировой культурой таких мусульманских мыслителей, как Аль-Фараби (870—950), Ибн-Сина (Авиценна) (XI в.), Ибн-Рушт (1126—1198) и др. Значителен вклад в мировую литературу Абулькасима Фирдоуси (934—1030), Омара Хайяма (1040—1123), Джами (1414—1492) и др.

В связи с упадком арабской государственности влияние исламской культуры на мировую цивилизацию ослабло. Эпоха колониализма сопровождалась борьбой христианства с исламом. В какой-то степени эта борьба привела к ослаблению позиций ислама. В некоторых странах ислам был вытеснен с позиций государственной религии. Так, например, Турция, Египет были объявлены светскими государствами. Однако ислам в большинстве стран своего традиционного распространения продолжает играть огромную роль в качестве религиозного вероучения, формы социальной организации и культурной традиции.

В настоящее время в религиоведении и политологии широко распространяется концепция «мусульманского возрождения». Авторы этой концепции отмечают резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни народов, которые входили в орбиту традиционного распространения ислама. Это возрождение объясняется рядом причин. В качестве таких причин выдвигается и относительная молодость ислама. Утверждается, что ислам — самая молодая мировая религия, он еще не исчерпал своих потенций, сохранил жизненную силу и способен к экспансии. Идеологической основой такой экспансии служит идея «завершения пророчества». В трактовке мусульманских теологов эта идея звучит таким образом: пророк Мухаммед был последним посланником Бога на Земле, он принес окончательную истину, и это свидетельствует об исключительности мусульман, как избранном Богом народе, и об особом положении ислама сравнительно с другими религиями. Важное значение в аргументации придается таким особенностям исламского вероисповедания, в которых проявляется охват религиозными предписаниями всех сфер жизнедеятельности верующих. Ислам регулирует социальное устройство, экономические, политические и культурные отношения, сферу семейных отношений и быта. Все это приводит к тому, что
ислам представляется не просто как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей.

Идеи «панисламизма» получили практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций. Первая организация такого типа — Всемирный Исламский Конгресс (1926 г.). В настоящее время значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. «Лига Мусульманского мира» и наиболее представительное международное объединение на правительственном уровне «Организация исламской конференции» (основана в 1969 г.)
3. Ислам в России

Среди ряда многих цивилизаций ныне существующих на планете исламская цивилизация занимает одно из видных мест. Ее вклад в развитие человечества общеизвестен… За последние полтора тысячелетия некоторые цивилизации «сошли с дистанции». Исламская же цивилизация не просто продолжает существовать, но и бурно развивается. И происходит это потому, что у нее мощное духовное основание — наша священная мусульманская религия.
Мусульмане нашей страны — а их около 20 миллионов человек — являются составной частью этой великой исламской цивилизации.
Российская ветвь исламской цивилизации раскинулась на огромных просторах страны — от Северного Кавказа, Москвы и Поволжья до Урала, Сибири и Дальнего Востока. Она объединяет многие десятки народов, спаянных воедино духовно-нравственными ценностями ислама.
Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов — будь то татары, башкиры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и многие другие. В сложнейших, часто весьма неблагоприятных условиях, он помог сохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытной национальной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальный характер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственные ценности стали частью народного самосознания и национальной психологии мусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своим корням, благодаря великой национально-охранительной роли, которую сыграл и играет ислам. Усилия царского самодержавия и коммунистического режима, направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народов России не увенчались успехом.
Многие поколения российских мусульман способствовали формированию исламской цивилизации, ее сохранению и развитию, распространению ее достижений среди соседних народов — казахов, киргизов и других. Во многом благодаря усилиям российских мусульман эти народы испытали на себе цивилизаторскую роль ислама. Вместе с религиозными установками и обрядами к ним пришли духовно-нравственные ценности, зафиксированные в священном Коране и хадисах. Они обрели в свое время письменность на арабской графике. У них возникла достаточно развитая для своего времени система образования…

Аргументируя вывод о мусульманах России как составной части исламской цивилизации мы были бы не правы, если бы на этом поставили точку. Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование ее социокультурного своеобразия.
Для разностороннего взаимодействия с людьми разных национальностей и мировоззренческих ориентаций мусульмане черпали и черпают духовные ориентиры в священном Коране. Аят 200 суры 3 «Семейство Имран» призывает мусульман терпеть и быть терпимыми. Аят 13 суры 49 «Комнаты» призывает последователей мусульманской религии к позитивному сотрудничеству с другими народами и последователями других вероисповеданий. В нем говорится, что Аллах создал людей «народами и племенами», чтобы они взаимодействовали. Коран зовет мусульман верить во «все книги Божии», то есть и Тору, и в Новый завет, почитать всех «посланников Божиих», то есть Авраама, и Моисея, и Христа, дает ориентацию на взаимопонимание между мусульманами и людьми нерелигиозными, ибо в нем сказано: «Кто хочет пусть верует, кто хочет, пусть не верует» (Аят 28 суры 18 «Пещеры»). Иудеи и христиане названы в Коране «людьми Писания» (Аят 115 суры 2 «Корова»).
Таким образом, в Коране содержится мощный идейный потенциал, который создает духовную основу для организации доброго сотрудничества между народами во имя их общего благополучия. И мусульмане России четко руководствовались и руководствуются этими священными указаниями Аллаха. В результате, они не только дружно сотрудничали и сотрудничают с русским и другими народами нашей страны. Они стали фактически связующим звеном между миром ислама и миром православия. Более того. Я бы сказал, что они способствовали формированию России как особой цивилизации. Об этом хорошо и обстоятельно писали русские философы и историки конца XIX — начала XX веков, особенно те из них, которых стали называть евразийцами. Разработанные ими концепции, высказанные ими идеи сегодня вновь актуализировались.

Список используемой литературы:
1. Васильев Л.С. История религий востока. Учебное пособие для Вузов четвертое издание. 1999г.

2. Ельянов Е.В. Ислам: основные направления, течения и секты. 2001г.

3. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

5. Сайт http://azbyka.ru/religii/islam

Источник: studopedia.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.