Современное миросозерцание человека конца 20 в. требует выработки целостного философского воззрения на мир, учитывающего традиции и новации в философии. Наш сложный «полифонический» мир требует и «кооперальной коммуникации» в философии, что и проявляется в создании Всемирной федерации философских обществ и в проведе­нии один раз в 5 лет философских конгрессов, на которых происходит обмен мнениями философов различных стран и регионов по актуальнейшим вопросам современности.

За последние годы прошли: ХVII-ый Всемирный философский конгресс в 1983 г. в Монреале (Канада) под общей тематикой «Философия и культура», ХIX-ый в 1988г. в Брайтоне (Великобритания) по теме «Философское понимание человека» и, наконец, Х1Х-ый — в 1993 г. в Мо­скве по теме: «Человечество на переломном этапе: фило­софские перспективы».

Какие общие черты философского процесса совре­менности отразили эти конгрессы?

1. Различные философские направления вступили в свое­образный диалог друг с другом с целью выяснения смысложизненных ориентиров. Все больше проявляет­ся интерес к совместному проведению анализа проис­ходящих процессов, менее значимыми стали идеологи­ческие конфронтации. Марксистская философия в этом процессе выступила как одно из направлений мирового философского процесса, нацеленное на диалог с други­ми философскими направлениями.


2. Кардинальные социальные изменения в мире, приведшие по сути к однополюсному миру, усили­вают развитие интеграционных процессов, а следо­вательно — прогностически-конструктивную функ­цию философии, направленную на выработку новых идей, осмысливающих тенденции превращения че­ловечества в целостную систему.

3. Характерной чертой современной философии является плюрализм (множественность) философских школ, отражающих множество мнений и поиск множества пу­тей в решении сложных социальных проблем.

4. Преобладающими направлениями являются идеа­листические школы, хотя сохраняются и ма­териалистические: диалектический и исторический материализм, научный материализм, эволюцион­ная теория познания.

5. Усилился интерес к социальной философии, к пробле­мам развития современной цивилизации, роли науки в этом процессе, несколько усилился интерес к иррацио­нальным проблемам бытия.

В современной философии сохранили свое влияние философские модели мышления, сложившиеся в 40-е годы, а также возникли новые школы.

Рассмотрим некоторые направления современной философии.

Феноменология (Э.Гуссерль -1859-1938).


Целью феноменология является: построить науку о науке, наукоучение. Э. Гуссерль считал, что начинать изу­чение жизненного мира и науки следует с исследования сознания. Сознание — это основной предмет философии.

Феноменология стремится выделить чистое, т.е. досимволическое сознание, или «субъективный поток». Главная характеристика сознания — направленность на внешние предметы. Человек вносит в предметы внешнего мира смысл. То есть мир наполнен смыслами созна­ния, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Ока­зывается, что сознание в чистом виде — «абсолютное Я» — как бы конструирует мир, внося в него «смысл».

Позитивизм. Возникший в 20-е годы 19 века по­зитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) эволюционировал через махизм (Э.Мах, Р.Авенариус), неопозитивизм 20-30х гг. (М.Шлик, Б.Рассел, Л.Витгенштейн) к постпозитивизму (И. Лакатос, Т. Кун, П.Фейерабенд) и критическому рационализму (К.Поппер, У.Бартли). Для позитивизма вообще характерен мировоззренческий скептицизм, стремление объявить все фи­лософские вопросы «псевдонаучными». Очищению филосо­фии способствует «верификация», или опытная проверка зна­ний. Карл Поппер, например, выдвинул тезис о том, что фак­ты не могут подтверждать ни одно положение, но могут их опровергать (фальсифицировать). Этот принцип приводит к отрицанию объективной истины, замене понятия истины «оп­равданностью». К.Поппер сомневался в способности челове­ческого разума, и его критицизм «сползает» в иррационализм.


Экзистенциализм. Возник в 20-е годы 20 ве­ка. Обычно различают христианский экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистический экзистенциализм (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю и др.) Важнейшим во­просом этой философии является вопрос о соотношении сущности и существования.

Сущность это эмпирическая действительность, мир фактов, явлений природы и общества. Они являются чем-то вторичным, производным от существования.

Существование — это человеческое самосознание. «Существовать — значит быть мыслимым». По выражению Г.Марселя, существование никогда не будет объектом. Оно представляет собой лишь род чувства, т.е. человек сначала существует, думает, чувствует, живет, а потом уже опреде­ляет себя в мире. Человек преобразует мир, ставит его в зависимость от себя, придает ему значимость. Нам кажется, что мир рационален, что есть некие законы мира, на самом же деле мир абсурден, бессмыслен, как и вся человече­ская жизнь. Центральное место в экзистенциализме зани­мает вопрос о конфликте личности и общества, отчуждении человека. Сознание человека свободно, и он свободен в своем выборе от требований общества. Но часто он свобод­но выбирает несвободу.

В чем сущность человека? Она — в особом способе жизни, существовании в страхе, в осознании начала и конца (рождение и смерть). Поэтому существование человека -это «бытие для смерти» (Хайдеггер). Это пессимистическое направление, хотя, например, Ж.П.Сартр утверждает, что экзистенциализм — это гуманизм.


Герменевтика. Гермес — в древ. греч. мифологии изобретатель языка, письменности, вестник воли богов. Воля богов часто изображалась аллегорически, в сжатой форме, в изречениях оракулов, которые надо было расшифровать, вы­яснить их скрытый смысл. Герменевтика и стала означать искусство толкования полученного «свыше» знака, изречения. Основателем герменевтики нового времени явил­ся Ф. Шлейермахер (1768 — 1834), позднее — крупнейшим авторитетом в области герменевтики стал В. Дильтей (1835 -1911), в современных условиях — Г. Гадамер.

Предметом философии должны быть тексты, ко­торые для субъекта выступают объективной реальностью. Текст оказывается самостоятельным и по отношению к ав­тору и по отношению к среде его эпохи. Поэтому задача герменевтики состоит в выяснении возможных ин­терпретаций текстов, т.е. не в репродукции старого смысла, а в производстве нового смысла на базе старого текста. Герменевтика связана и с логикой, и с аналитической фи­лософией. Гадамер говорит о языке как о важнейшем усло­вии упорядочения связи событий в нашем понимании.

В кратком пособии невозможно дать характеристику таким направлениям, как прагматизм, философия психоана­лиза, философская антропология, биоэтика, структурализм. Студенты самостоятельно знакомятся с ними, используя учебники и учебные пособия.


Мы же отметим, что в наше неспокойное, бурное социальными событиями время усиливается значение и влияние религиозной философии, еешкол, таких как персонализм. христианский эволюционизм, нео­протестантизми неотомизм.

Наиболее влиятельна религиозно-философская школа неотомизма. (Жильсон — 1884-1978 гг., Маритен — 1882-1973 гг.) Главные принципы этого направления вос­ходят к Фоме Аквинскому. Это единство веры и знания, науки и религии; признание двух истин: веры и разума; превосходства теологии над философией. Исходным принципом неотомизма является утверждение, что мир создан богом. Материальный мир делится на мир физиче­ский, телесный, преходящий и на мир бессмертный, мир чистых и неизменных сущностей. Помимо этого существует особый божественный мир. И процесс познания включа­ет также 3 ступени: чувственную, рациональную и ступень божественного откровения. В неотомизме отстаивается принцип двойственности истины. Есть две истины — истина научная и истина божественного откровения. В последние годы наблюдается сближение неотомизма с достижениями науки (Б. Лонерган, «Метод в теологии»). И святое писание и святое предание — это якобы не посылки для выводов тео­логов, а материал для дальнейшего исследования.

Неотомизм разработал и свою социальную док­трину, оказывает огромное влияние на мировые социаль­ные процессы, на развитие цивилизации.

Источник: studopedia.ru


Главное философское направление Главный философский интерес
Феноменология «Работа» сознания с феноменами
Герменевтика Бытие человека в мире, поиск сущего
Неопозитивизм Постпозитивизм Аналитическая философия Логический анализ языка, научность
Экзистенциализм Существование человека
Прагматизм Практическая выгода
Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плю­рализм

Современная философия неоднородна. В Великобритании, США, скандинавских странах доминирует аналитическая философия, в которой главное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ — стране, где очень сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше, чем в других странах, сторонников постмодернизма. В России, Латинской Америке и других регионах мира достаточно много коммунистов, стоящих на позициях диалектического и исторического материализма.


Можно условно (очень условно!!!) выделить два направления современной философии: рационалистическое и иррационалистическое. К рационализму тяготеет аналитическая философия, все формы позитивизма, структурализм и прагматизм. Иррациональны по своей сути феноменология, герменевтика, экзистенциализм, постструктурализм и постмодернизм.

Позитивизм и аналитическая философия

Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-40-е гг. XIX в. и выступающее за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание.Более подробная информация содержится в материалах по теме4.2. «Философия и основы научной картины мира»

Феноменологию создал Эдмунд Гуссерль (1859-1938).Философии, по Гуссерлю, принадлежит особая сфера исследований: трансцендентальный (выходящий за пределы опыта) мир «чистого» сознания, мир феноменов (все явления сознания, которые могут восприниматься). Речь идет не о реальном человеческом сознании, неразрывно связанном с внешним миром, а о «чистом» сознании, представляющем собой сверхчеловеческое, абсолютное бытие.

Экзистенциализм — направление философии, главным пред­метом изучения которого стал человек, его проблемы, трудно­сти, существование в окружающем мире. Экзистенциализм начал зарож­даться еще в середине XIX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приоб­рел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.


Огромное значение в формировании экзистенциализма принадлежит философии Серена Кьеркегора,неоценимый вкладвнесли Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев, Мартин Хайдеггер (1889 — 1976). Выдающимися представителями экзистенциализма XX в.,собст­венно создавшими его, были также философы и писатели Карл Ясперс (1883 — 1969), Жан-Поль Сартр (1905 — 1980), Альбер Камю (1913 — 1960).



Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия. М.Хайдеггер экзистенцией называл бытие, к которому человек сам себя относит; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее. Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Во всем остальном он пол­ностью свободен и должен ответственно распоряжаться свобо­дой. Смысл жизнизаключаетсяне в успехах, неудачах, взаимоотношениях, богатстве и т.д., а в самом сущест­вовании человека.

Герменевтика — направление в философии, которое исследу­ет теорию и практику истолкования, интерпретации (лат. interpretatio — «разъяснение, толкование, перевод»), понима­ния. Свое название герменевтика получила от имени древнегре­ческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми — истолковывал волю богов людям и доносил поже­лания людей богам.


Главная идея герменевтики: существовать — значит быть по­нятым. Предметом исследования, как правило, является текст.Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались «расшифров­кой» смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии. К числу философов — герменевтов можно отне­сти Фридриха Шлейермахера (1768 — 1834), Ганса Гадамера (1900-2002), Поля Рикера (1913-2005).

Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью поиск конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике(разрешать «проблематические ситуации»).Основателями прагматизма считаются американские фило­софы Чарльз Пирс (1839-1914)и Уильям Джемс (1842-1910).Особый вклад в дальнейшую раз­работку их учения внес Джон Дьюи(1859-1952).

Прагматизм получил наибольшее распространение в США, где предприимчивость, действие и успех ценятся превыше всего. Истиной объявляется все то, что приносит выгоду, служит действию, дает выход из конкретной ситуации.Цель философии,согласно прагматизму помочь человеку двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее.


Источник: studopedia.su

Структура и функции философии

Структура лекции:

1.2.1 Структура философии как науки

1.2.2 Философские дисциплины

1.2.3 Основные направления современной мировой философской мысли (XX-XXI века)

1.2.4 Функции философии

1.2.5 Виды философов

Структура философии как науки

При изучении философии обычно выделяют 4 основных раздела:

1. Онтология (с греч. ontos – то, что существует и logos – слово, речь) учение о бытии, основах существования. Её задача исследовать наиболее общие и фундаментальные проблемы бытия.

2. Гносеология (с греч. gnosis – знание, познание и logos – слово, речь) или другое название эпистемология (с греч. episteme – научное знание, наука, достоверное знание, logos – слово, речь) – это учение о способах и возможностях познания мира. В этом разделе изучаются механизмы, при помощи которых человек познаёт окружающий мир.

3. Социальная философия – это учение об обществе. Она имеет своей задачей изучение общественной жизни. Поскольку жизнь любого индивида зависит от общественных условий, то социальная философия изучает, прежде всего, те общественные структуры и механизмы, которые определяют эти условия. Конечная цель социального познания состоит в том, чтобы усовершенствовать общество, порядки в нём, создать наиболее благоприятные условия для самореализации личности. Для того чтобы достичь этой цели необходимо выявить движущие силы общественного развития, т.е. законы функционирования общества, причины тех или иных наблюдаемых нами социальных явлений. Чем более глубоко мы познаём существующие в обществе взаимосвязи, законы, тем более тонко мы способны усовершенствовать общественные структуры и механизмы, способствующие процветанию общества.

4. История философииэтораздел, посвященный истории философских учений, эволюции философской мысли, а также наука с соответствующим предметом изучения.

5.

1.2.2 Философские дисциплины[1]

Поскольку философия изучает практически все области знания, то в рамках философии происходила специализация на определённые дисциплины, ограничивающиеся изучением этих областей:

1. Этика – философское исследование морали и нравственности.

2. Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

3. Логика – наука о формах правильного рассуждения.

4. Аксиология – учение о ценностях. Изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

5. Праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Праксиология рассматривает различные действия с точки зрения их эффективности.

6. Философия религии – учение о сущности религии, её происхождении, формах и значении. В ней содержатся попытки философских обоснований существования бога, а также рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку.

7. Философская антропологияучение о человеке, его сущности и способах взаимодействия с окружающим миром. Это учение стремится интегрировать все области знания о человеке. Прежде всего, оно опирается на материал психологии, социальной биологии, социологии и этологии (изучает генетически обусловленное поведение животных, в том числе людей).

8. Философия науки – изучает общие закономерности и тенденции научного познания. Отдельно существуют также такие дисциплины как философия математики, физики, химии, биологии, экономики, истории, права, культуры, техники, языка и т.д.

Основные направления современной мировой философской мысли (XX-XXI века)

1. Неопозитивизм, аналитическая философия и постпозитивизм (Т. Кун, К. Поппер, И. Локатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд и др.) – эти учения являются результатом последовательного развития позитивизма. Они занимаются анализом проблем, с которыми сталкиваются частные (остальные, кроме философии) науки. Это проблемы физики, математики, истории, политологии, этики, лингвистики, а также проблемы развития научного знания в целом.

2. Экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.) – философия человеческого существования. Человеческое бытие в этом учении понимается как поток переживаний индивида, который всегда уникален, неповторим. Экзистенциалисты делают акцент на индивидуальном человеческом бытии, на сознательной жизни индивида, уникальности его жизненных ситуаций, пренебрегая при этом изучением, лежащими в основе этого бытия, объективными всеобщими процессами и законами. Тем не менее, экзистенциалисты стремятся создать направление философии, которое бы было наиболее приближено к актуальным проблемам жизни личности, анализировало наиболее типичные жизненные ситуации. Основными их темами являются: истинная свобода, ответственность и творчество.

3. Неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен, К. Войтыла и др.) – современная форма религиозной философии, занимающаяся осмыслением мира и решением общечеловеческих проблем с позиций католицизма. Главной своей задачей видит внесение в жизнь людей высших духовных ценностей.

4. Прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи и др.) –связан с прагматической позицией по решению всех проблем. Рассматривает целесообразность тех или иных действий и решений с точки зрения их практической полезности или личной эмоциональной выгоды. Например, если человек неизлечимо болен и в дальнейшем его существовании не просчитывается никакой пользы, то, с позиции прагматизма, он имеет право на эвтаназию (помощь в смерти тяжело и неизлечимо больному человеку). Критерием истинности, с точки зрения этого учения, также является полезность. При этом отрицание представителями прагматизма существования объективных, общезначимых истин и понимание, что цель оправдывает любые средства её достижения, бросает тень на гуманистические идеалы и нравственные ценности. Так, Дьюи пишет: «Я сам – и больше никто не может решать за меня, как я должен поступать, что для меня правильно, истинно, полезно и выгодно». Если каждый в обществе встанет на такую позицию, то в конечном счёте оно превратится лишь в поле столкновения различных эгоистичных побуждений и интересов, где не будет никаких правил и норм, никакой ответственности.

5. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Э.В. Ильенков, В.В. Орлов и др.) –материалистическая философия,претендующая на то, чтобы иметь статус научной. В своём анализе действительности опирается на материал частных наук. Стремится выявить наиболее общие законы и закономерности развития природы, общества и мышления. Основным методом познания является диалектический[2]. Социальная философия марксизмаоснована на идее создания коммунистического общества, построенного на идеалах равенства, справедливости, свободы, ответственности и взаимопомощи. Конечной целью построения такого общества является создание условий для свободной самореализации любой личности, наиболее полное раскрытие её потенциала, где было бы возможным осуществление принципа:«от каждого по способностям, каждому по потребностям». Однако для реализации этих идеалов в ней недостаточно проработана проблема индивидуального, уникального бытия личности, богатства её внутреннего мира и потребностей.

6. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло- Понти и др.) –учение, которое исходит из того, что необходимо очистить наше мышление от всех наносных, искусственных логических построений, но при этом оно пренебрегает изучением сущностного мира, независимого от человеческого восприятия и осмысления. Феноменологи считают, что познание объективного мира невозможно, поэтому изучают лишь мир смыслов (называя при этом их сущностями), закономерности в формировании смысловой реальности. Они считают, что наше представление о мире не является отражением самого объективного мира, а является искусственным логическим построением. Чтобы восстановить истинную картину мира, мы должны исходить лишь из нашего практического отношения к вещам и процессам. Наше понимание о вещах должно складываться в зависимости от того как мы их используем, как они себя по отношению к нам проявляют, а не какова их действительная сущность, способная объяснить причинно-следственные связи. Например, для них не имеет значения какими физическими или химическими свойствами обладает материал, из которого создана вещь, какие бактерии в ней живут и какие микроскопические процессы в ней происходят, для них большее значение имеет её форма и функции, которые она выполняет. С их позиции, говоря о вещах, мы должны вкладывать в них лишь практический смысл их возможного использования. Говоря о природных и социальных процессах, мы должны подразумевать, прежде всего, их возможное влияние на нас или то значение, которое они для нас несут. Тем самым, феноменологический подход отрывает человека от действительности, снимает установку на понимание взаимосвязей и законов мира, дискредитирует стремление к мудрости и объективной истине, упускает из виду ценность накапливаемых человечеством опытных знаний.

7. Герменевтика (В. Дильтей, Ф. Шлейермахер, Х.Г. Гадамер и др.) – философское направление, вырабатывающее методики правильного понимания текстов, избегая собственной предвзятости, «пред-понимания» и, пытаясь проникнуть не только в замысел автора, но и в его состояние в процессе написания, в ту атмосферу, при которой этот текст создавался. При этом в понятие текста вкладывается очень широкий смысл, в их понимании вся понимаемая нами реальность есть особый вид текста, поскольку мы осмысляем её через языковые структуры, все наши мысли выражены на языке.

8. Психоаналитическая философия (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) – исследует закономерности функционирования и развития психики человека, механизмы взаимодействия сознательного и бессознательного. Анализирует различные психические явления (например, сновидения), наиболее типичные переживания человека, стремится выявить их природу и причины, найти способы лечения психических расстройств.

9. Постмодернизм (Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.Деррида и др.) философия, которая, с одной стороны, является выражением самоощущения человека современной эпохи, а с другой, – стремится разрушить классическую философскую традицию, стремящуюся к познанию мудрости и истины. Все классические философские истины и вечные ценности в ней начинают пересматриваться и дискредитироваться. Если современную эпоху, современную культурную ситуацию (постмодерн) можно назвать восстанием чувств против разума, эмоций и мироощущений против рациональности, то философия постмодернизма восстаёт против любой формы, способной претендовать на ограничение свободы личности. Однако на пути к такой абсолютной свободе оказываются объективность, истинность, правильность, закономерность, всеобщность, ответственность, любые нормы, правила и формы долженствования. Всё это объявляется инструментом власти и элит по манипуляции общественным мнением. Высшими ценностями провозглашаются свобода, новизна, спонтанность, непредсказуемость и наслаждение. Жизнь, с их точки зрения, – это своеобразная игра, к которой не стоит относиться серьёзно и ответственно. Однако разрушение тех норм, идеалов и ценностей, которые вырабатывались путём проб и ошибок на основе обобщения опыта многих поколений людей, опасно для дальнейшего существования человечества, поскольку это путь к тому, чтобы общество создало бы невыносимые условия для жизни (борьба эгоистичных побуждений, постоянное использование друг друга, бесконечные войны, разрастание экологического кризиса, обострение личностных проблем и т.д.).

Действительно, в результате такой постмодернистской тенденции в обществе начинает цениться упрощённое понимание жизни, человек начинает понимать мир так, как ему о нём удобно думать. И потому люди начинают сталкиваться со многими проблемами только из-за своей недальновидности, только от того, что представляют себе жизнь иначе, чем она есть на самом деле. Их ожидания о жизни оказываются обманутыми, их мечты и цели оказываются недостижимы или достижимы, но приводят к иному результату, чем они ожидали, приносят им лишь разочарования. Неслучайно, что истоки современного мирового экономического кризиса исходят из недальновидности государственных правителей, руководителей финансовых структур и обычных людей, которые, не просчитывая последствий, набирали кредиты и долги, намного превышающие разумные рамки.

Функции философии

1. Мировоззренческая. Философия как наиболее рациональные и общие знания лежит в основе нашего мировоззрения. Философское мышление, основанное на этих знаниях, сближает человека с действительностью, помогая ему рационально осмыслить окружающий мир и сформировать рациональное отношение к нему. Если из нашего мировоззрения отбросить все философские знания, то оно окажется эклектичным, разрозненным, бесполезным и иллюзорным, оторванным от реальности. Философский стержень делает нашу картину мира целостной и непротиворечивой. Философия способствует формированию представлений об устройстве мироздания и месте в нём человека.

2. Гносеологическая (познавательная).При помощи философского мышления познаются наиболее важные стороны мира. Философия разрабатывает общую теорию познанияс целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Она раскрывает закономерности противоречивого процесса познания, обозначает трудности на его пути и предлагает способы их преодоления.Философия также обосновывает саму возможность познания объективного мира, возможность существования объективных, общезначимых истин.

3. Методологическая. Эта функция тесно связана с предыдущей. Философия вырабатывает правила и методы правильного познания и преобразования действительности. В рамках философии сформировались наиболее общие подходы к изучению природных и социальных явлений. Она снабжает человека средствами получать наиболее объективные, истинные знания, позволяющие наиболее эффективно осуществлять практические задачи. Одним из наиболее важных философских методов является диалектический. Диалектика (др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

4. Интегративная (рационализации и систематизации).Сущность этой функции заключается в том, чтофилософия интегрирует, согласует между собой все области человеческого знания, обобщает весь опыт человечества, выявляет в нём наиболее рациональное и ценное, упорядочивая эти знания в стройные, логически обоснованные системы.

5. Критическая.Философия критически осмысляет накопленные человечеством знания, существующие нормы, ценности и взаимоотношения людей, жизнь общества в целом. Это необходимо для того, чтобы расчистить их от всего ложного, бесполезного, вредного или даже несущего потенциальную опасность благополучию общества. Философское мышление, чтобы освободиться от догм, стереотипов и предубеждений, подвергает сомнению даже собственный ход рассуждения.

6. Ценностная (аксиологическая).Критически осмысляя жизнь общества, философия стремится дать тем или иным её проявлениям адекватную, рационально-обоснованную оценку, тем самым, выделяя в нашем опыте наиболее важное и ценное. Благодаря чему она помогает расставить правильные приоритеты в жизни, сформировать правильные ценностные ориентации, обосновывает какие идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития будут наиболее оптимальны для лучшей жизни общества, принесут наибольшее его процветание. Как говорил И. Кант, философия призвана научить человека тому, «каким надо быть, чтобы стать человеком» в точном и полном смысле этого слова. Человек ещё должен заслужить называться человеком, быть достойным этого, занять в мире то место и выполнять ту роль, которые подобают его сущности, предназначены его природой и происхождением. Если же человек руководствуется лишь эгоизмом и животными потребностями, то он не достоин этого гордого имени.

7. Прогностическая.На основе анализа существующих условий, тенденций и закономерностей развития и глубокого понимания сути происходящих процессов, философия способна давать прогнозы по дальнейшему течению событий, предупреждать о возможных кризисных или проблемных ситуациях и давать рекомендации по их предотвращению.

8. Конструктивная (проективная).На основе изучения опыта прошлых поколений и обобщения накопленных знаний, философия способна создавать проекты преобразования действительности в интересах наибольшего числа людей. Это преобразование может касаться изменения социальных структур, механизмов управления обществом и воспитания личности. Воодушевляя своими глубоко аргументированными идеями, философия способна направлять развитие общества в наиболее конструктивное русло.

Виды философов

Философия многолика в своих проявлениях, в различные эпохи и в разных странах мыслители понимали её предмет и задачи по-разному, руководствовались в своих философских трудах различными мотивами. При этом далеко не все философы главным своим мотивом считали постижение истинного и мудрого. Так, по видению целей и задач философии, её предмета изучения, можно условно разделить философов на несколько видов.

Некоторых мыслителей можно с определённой долей условности назвать философами-эстетами (Ф. Ницше, А.Бергсон, П. Коэльо, К. Кастанеда и др.). Их характеризует то, что для них большую важность приобретает красота и оригинальность мысли, т.е. эстетическое восприятие их философского произведения. Действительно, прекрасное, доброе, истинное и гуманное очень часто лежат рядом. Рациональность и глубокий гуманизм мысли, как правило, создают в нас ощущение её красоты. С другой стороны, красиво оформленная мысль глубже проникает в сознание читателя, легче увлечёт его «за собой». И если цели такого философа возвышенны, то это вдохновляет читателя на нравственные поиски и поступки. Однако эстетический момент в произведениях может использоваться и в менее благородных целях. Некоторые мыслители в своём увлечении эстетизмом теряют более важные ориентиры, что может подтолкнуть их почитателей на путь заблуждений, сулящий им лишь неприятности.

Другого плана философами являются философы-гуманисты (Конфуций, Лао-Цзы, Ж.Ж. Руссо, Вольтер, К. Маркс, В.И. Ленин, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и др.). Они ставят своей задачей усовершенствование условий человеческого бытия, решение наиболее актуальных проблем для общества. Их отличает гуманистическая направленность в мышлении, стремление обосновать гуманистические идеалы, стремление к созданию совершенного общества, где каждый сможет найти для себя благоприятные условия для самореализации. Они стремятся создать такие инструменты, такие общественные структуры и механизмы, которые бы воспитывали в людях всесторонне и гармонично развитую личность.

Среди мыслителей, которых также относят к философам можно встретить и популистов.Порой главным мотивом, который движет мыслителями, является достижение славы и популярности. Ради этого они готовы играть на чувствах людей, на том, что для обычного человека наиболее близко и актуально. Но на деле чаще у них нет даже такой цели как решение действительных проблем, их философия увлекательна по форме, но, как правило, спекулятивна, пуста по содержанию. В их трудах, если и присутствуют действительно ценные мысли, то скорей в виде исключения. По сути, их нельзя назвать философами в лучшем смысле этого слова, однако стремление к рациональной аргументации, популярность их идей, резонанс их мыслей в обществе, позволяет им сохранить данный статус за собой. Особенно много такого рода «философов» среди современных постмодернистов, ибо их идеи ещё не были проверены достаточным временем, чтобы общество могло убедиться в пагубности последствий многих их идей.

К схожему типу философов можно отнести тех, кого бы можно было назвать субъективистами (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, софисты, античные скептики, Д. Юм, Ж.П. Сартр, большинство постмодернистов). В отличие от популистов, их главный мотив – самовыражение. Для них главное ни познание, ни общественная польза, а изложение собственного мироощущения, своих оценочных суждений; ни стремление к истине и мудрости, а комфорт и удобство в своём мышлении. Как правило, они стоят по позиции плюрализма мнений, считают, что истина у каждого своя и отрицают существование объективной, общезначимой истины. Такой образ мысли в угоду лишь эгоизму и анархии в обществе. В то же время такой подход может порождать и весьма интересные мысли, давая повод задуматься, взглянуть на вещи другими глазами.

Отдельно можно выделить философов мистического, эзотерического или религиозного толка (натурфилософы эпохи Возрождения, Н. Рерих, Е. Блаватская, Тейяр дэ Шарден, Дж. Рэдфилд, Д. Мельхиседек, Д. Андреев, Я. Бёмэ и др.). Их рассуждения строятся под призмой мистического или религиозного переживания бытия. Несмотря на их иррациональный подход, в большинстве своём, они нацелены на благо для общества. Как правило, они ориентируют человека на развитие духовности, отдавая приоритет духовным ценностям над материальными. Понятие совершенного бога помогает им обосновать их этические идеалы. В то же время также как и субъективисты, они опираются ни на чёткие логические обоснования и доказательства, а на собственные мироощущения и интуитивные способы познания мира, что содержит возможность заблуждений. Такие их позиция и методы делают их взгляды далеко не бесспорными и не позволяют такого рода знаниям получить статус общепринятых.

Следующий вид философов – это философы- учёные (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Г. Лейбниц и др.). Они отличаются тем, что в получении знаний, познании действительности пользуютсястрогим научным методом. Для них большое значение имеет строгая научная выверенность, доказанность всех положений. Однако любой серьёзный научный прорыв – это всегда слом старой логики мышления и создание более совершенной новой. Логика мышления человека под влиянием новых открытий, новых знаний постоянно развивается, всё более тонко схватывая хитросплетения взаимосвязей действительности. Главным критерием истинности идей служит не просто логическая обоснованность, а общественная практика, проверка опытом и временем.

Особо следует выделить тех философов, которые наиболее точно соответствуют дословному своему значению, т.е. тех, кто руководствуется прежде всего мудростью, кто обладает определённой степенью развития личности и богатым жизненным опытом. Их особенностью является то, что благодаря их опыту, способностям, у них очень хорошо развита интуиция, позволяющая им тонко и глубоко схватывать саму суть происходящего, а в некоторых случаях даже предвосхищать будущее, быть дальновидными. Поэтому их самовыражение, даже если оно не основано на научной методологии, несёт в себе ценные и мудрые умозаключения. Это позволяет им применять свои способности, не ограничиваясь узкими, научно поставленными задачами, а использовать их практически в любой жизненной ситуации. К таким философам-мудрецам также можно отнести Конфуция, Лао-Цзы, Л.Н. Толстого, Раджаниша Ошшо, Сократа и др.

Такое разделение философов достаточно условно и многих из них можно отнести сразу же к нескольким видам. Выделяемые виды показывают спектр специфик философского мышления, подходов к пониманию философии, её предмета изучения, методов и целей.

Краткие итоги: При изучении философии обычно выделяют 4 основных раздела: онтологию, гносеологию, социальную философию и историю философии; а также несколько философских дисциплин: этику, эстетику, логику, философскую антропологию, аксиологию, праксиологию, философию религии, дисциплины относящиеся к философии науки и т.д.. Существует несколько основных направлений современной мировой философской мысли: феноменология, аналитическая философия, неотомизм, прагматизм, марксизм, постмодернизм, экзистенциализм, психоаналитическая философия и герменевтика. Выделяются следующие функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая, прогностическая, критическая, проективная, ценностная и интегративная.

 

Список используемых источников:

Алексеев П.В., Панин А.В Философия: учебник. /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2008. – 608 с.

Гриненко, Г.В. История философии / Г.В. Гриненко. – М.: Юрайт, 2008. – 688 с.

Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы: учебное пособие для студентов вузов. /В.Д. Губин. – М., 2005. – 288 с.

Спиркин А.Г. Философия/ А.Г. Спиркин М.: Гардарики, 2008. – 735 с.

Орлов В.В. Основы общей философии / В.В. Орлов. – Пермь, Изд. ПГУ. 2007. – 258 с.

 

[1] Названия большинства разделов философии (социальная философия, история философии и эпистемология) совпадают с названиями соответствующих философских дисциплин, которые их изучают. Поэтому здесь они повторно не называются.

[2]Диалектика (др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) — это способ мышления, стремящийся осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине.

Источник: megaobuchalka.ru

Содержание

Введение 3
§ 1. Основные направления современной западной философии 5
1.1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм) 5
1.2. Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм) 18
1.3. Коммунологические тенденции (между герменевтикой и постмодернизмом) 28
§ 2. Философия и религия на зарубежном Востоке в ХХ веке 48
§ 3. Философские исследования в современной России 51
Заключение 57
Список используемой литературы 60

Введение

В данной работе рассматривается тема «Основные направления современной философской мысли».
Современная философия представляет собой единое, но разнородное целое. Изучающему философию следует ориентироваться в этой разнородности. Недостаточно знать только одно философское направление, ибо в таком случае теряются достоинства других воззрений. Выше уже отмечалось, что одни философы удачнее реализуют научную, а другие эстетическую или морально-практическую сторону философии. Уже в этом отчетливо дана разнородность философии.
Еще отчетливее на разнородность современной философии указывает наличие четырех главных философских школ. Сейчас мы их только назовем, а обстоятельно они будут рассмотрены чуть ниже. В Англии, США, скандинавских странах доминирует аналитическая философия, в которой первостепенное значение придают анализу языка, логики, науки. В ФРГ — стране, где очень сильны философские традиции, доминируют феноменология и герменевтика. Во Франции и США больше чем в других странах сторонников постмодернизма. Итак, в наши дни можно выделить четыре главных направления философии интернационального содержания — это аналитическая философия, феноменология, герменевтика и постмодернизм.
Западная философия XX в. существенно отличается от предшествующей. Главное и наиболее общее ее отличие связано с тем, что на рубеже XIX и XX вв. совершился переход от традиционной классической философии к неклассической. Этот переход во многом был обусловлен тем, что в указанный период вся западная культура переживала глубокие изменения, которые по-особому ярко проявились в науке.
Сходные процессы и изменения происходят в философии. Вслед за наукой она становится неклассической. В ней возникают новые течения, которые характерны для складывающейся культурной ситуации. Весьма примечательным в этом плане представляется появление в начале XX в. американского прагматизма, ставшего философией и идеологией современного делового человека. Не менее примечательным и характерным явлением стало возникновение в последней четверти XX в. постмодернистской философии как отражения новых тенденций в западной культуре.
В целом в течение XX в. философия приобретает многие специфические черты и особенности, наиболее важные и существенные из которых можно свести к трем: новые отношения с наукой; тенденция к преодолению метафизики; лингвистический поворот. Таким образом, актуальность темы работы не вызывает сомнений.
Цель работы — анализ основных направлений современной философской мысли.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
— проанализировать основные направления современной западной философии;
— выделить тенденции развития философии на зарубежном Востоке в ХХ веке;
— рассмотреть состояние философской мысли в современной России.
В дальнейшем анализе современной западной философии мы остановимся не на всех течениях и концепциях, а главным образом на тех, которые получили наибольшее влияние и распространение и представляются более важными и характерными для нашего времени. К таковым относятся феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм, герменевтика и постмодернизм. А также рассмотрим современную восточную и отечественную философию.
В целом, современная философия представляет собой комплекс разнообразных воззрений, концепций и течений, связанных с непрерывно расширяющейся проблематикой философии и с формированием разных подходов к решению философских проблем. В современной философии имеются порой диаметрально противоположные взгляды на обсуждаемые проблемы. В то же время сохраняется и значительная преемственность в развитии философии, которая не позволяет однозначно утверждать, что даже самые наимоднейшие современные концепции полностью отходят от общефилософской проблематики.
Рассмотрим подробнее основные направления современной философской мысли.

§ 1. Основные направления современной западной философии

1.1. Сциентизм (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический рационализм)

Сциентизм в философии возникает как реакция на натурфилософичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данного умонастроения, не соответствуют действительному опыту, представляя собой лишь чистую рефлексивную спекуляцию конкретного мыслителя. Поэтому общим смысловым полем возникающих направлений становится критика систематического идеализма. Иногда она ведется в достаточно мягкой форме и выглядит как своеобразное дополнение классических философских систем, что отражается даже в названии этих направлений (неогегельянство, неокантианство), иногда она принимает жесткий характер, направленный на полное отбрасывание классических традиций в философии (позитивизм, неопозитивизм).
В центре критической философской рефлексии часто оказывается фигура И. Канта, философия которого подвергается интерпретации как бы с двух сторон — сциентизма и антисциентизма. И это не случайно, так как Кант «заготовил принципиальную платформу критики неумеренных претензий логической «Системы» на адекватное представление мира».
Так, например, в марбургской школе неокантианства, наиболее крупными представителями которой выступают Г. Коген (1842 — 1918), П. Наторп (1854 — 1924), Е. Кассирер (1874 — 1945), получают дальнейшее развитие антипсихологические установки кантовской философии. Философия трактуется здесь как рационально-теоретическая форма мышления, которая должна ориентироваться на то, чтобы выступать в качестве науки и отвечать соответствующим критериям научности. Соответственно наука для ее представителей — это высшая объективно-упорядочивающая форма человеческой культуры. Она как бы олицетворяет в себе разум как таковой, точнее, разум находит в науке свое истинное прибежище. Происходит абсолютизация разума, но в его восприятии через науку, то есть отождествление разумности, рациональности с научностью. Объявляется, что мышление выступает единственным критерием определения объекта (Г. Коген), хотя на самом деле речь идет лишь об одной его разновидности, т.е. научном мышлении. Поэтому логика развертывания научной мысли превращается в логику развития действительности. Соответственно философия как форма рационально-теоретического сознания должна строиться по образцу науки. Неокантианцы сциентистского направления все время подчеркивают, что именно они верным образом интерпретируют философию Канта, выполняя поставленные им задачи рассматривать философию (метафизику) в качестве особой науки.

Источник: www.referatshop.ru

РЕФЕРАТ

по курсу «Философия»

по теме: «Главные направления философской мысли»

1. Объективный идеализм. «Линия Платона»

На каждом историческом этапе основные вопросы философии приобретали особую форму и конкретный вариант решения. Не затрагивая пока специфику их постановки и решения на протяжении человеческой истории, рассмотрим основные варианты ответов на них, определивших содержание главных философских направлений.

Поскольку философия исторически вырастала из совокупности религиозно-мифологических представлений, господствовавших в человеческом сознании на заре цивилизации, ранним вариантом решения вопроса о том, что первично: материя или сознание,— был идеализм. Идеализмом и в те древние времена, и в настоящее время называют философское направление, считающее первичным сознание, вторичным — материю. В философии, вырастающей из религиозно-мифологического воззрения на мир, первоначалом считалось объективное сознание, или дух, имеющее божественное происхождение. И в религии, и в первых формах философской мысли это первоначало выступало в виде Бога (или богов, если их было несколько).

Классическое выражение это направление философской мысли получило у Платона, позднее у Гегеля, а также в русской философии Х!Х—XX вв. В разных видах оно существует и в современной философии. Нельзя игнорировать то обстоятельство, что мир объективного сознания, независящего от субъекта, личности отдельного человека и даже всего человечества, является частью реальности. Идеи, теории, другие формы духовной культуры складываются из мыслей, стремлений, эмоций отдельных людей, из многообразных проявлений субъективного сознания человека. Однако, раз возникнув, они становятся зачастую не просто достоянием всего человечества, но и самостоятельной, независящей от отдельного человека духовной силой.

Знание, идеи, информация окружают человека так же, как и природная среда. Неслучайно В.И. Вернадский рассматривал наряду с биосферой — ноосферу (сферу разума), в которую человек «погружен» от рождения до смерти. Что можно сказать о происхождении Вселенной, о процессах, которые происходят за ее пределами или за пределами микромира, недоступных наблюдению человека даже с помощью самых мощных приборов и необъяснимых даже самыми смелыми теориями? Он может довольствоваться лишь своими догадками или перекладывать на Бога ответ на эти вопросы. Но в таком случае возникает другой вопрос: как может человек уверенно судить о том, что существует материя как нечто объективное, первичное по отношению к сознанию или, наоборот, что сознание первично по отношению к материи? Тем не менее на протяжении веков выдвигались и настойчиво отстаивались вполне определенные ответы на этот вопрос.

Ограничимся лишь некоторыми, наиболее ярко выраженными полярными точками зрения, представленными в истории философии. Одну из таких позиций выдвинул в свое время Платон, олицетворяющий своей философией целое направление развития мировой философской мысли, дожившее до нашего времени, именующееся объективным идеализмом. Не случайно эта позиция в философии определяется как «линия Платона».

Суть этой позиции состоит в признании первичности «абсолютной» или объективной, т.е. не зависящей от сознания отдельного человека (субъекта), идеи, представленной в виде некоего «абсолюта», объективного духа (Бога) или «универсалии», дающей начало всему остальному многообразию мира. Есть ли, спрашивается, в этом какой-либо резон? Если подходить к этому без предубеждений, то даже пользуясь преимуществами современного научного знания, можно сказать, что определенные основания для такой позиции есть. Попытаемся взглянуть на мир глазами Платона.

Подобно древнегреческим материалистам, он также исходил из атомической идеи строения вещества. Как иначе можно было объяснить многообразие мира? Либо признать правоту элеатов, утверждавших, что мир единообразен, либо принять предположение атомистов о структурности материи. Но тогда возникал другой вопрос: как избежать тупика бесконечной делимости материи? Платон разрешал эту дилемму по-своему: представляя тела не как материальные образования, а как некие мыслимые геометрические формы, как правильные математические образования. Для него это были скорее идеи, лежащие в основе материальных структур и характеризующие физические свойства тех элементов, которым они соответствуют. Это были уже, в сущности, не атомы как неделимые первичные частицы материи, а некие тела, составленные из треугольников, образующих поверхности соответствующих элементарных тел. Перестраиваясь, эти мельчайшие частицы могли превращаться друг в друга. Так, 2 атома воздуха + 1 атом огня составляют 1 атом воды.

Таким образом, Платону удалось обойти проблему бесконечной делимости материи. Треугольники и другие двумерные фигуры — это уже не материя. Понятие материи в сфере наименьших размеров пространства преобразуется в понятие геометрической формы. Она имеет решающее значение не только для характеристики мельчайших частиц, но и природы как таковой. Это вполне отчетливо выраженная концепция объективного идеализма, признающая идею более фундаментальной, нежели объекты.

Переступая мысленно через несколько столетий, посмотрим теперь, как трансформировались после XIX в. и сама проблема первичности, и попытки ее найти ее решение в объективной идее, абсолюте, возвышающихся над остальным материальным миром. Развитие химии и учения о теплоте в течение XIX в., казалось бы, привели в точности к представлениям, впервые изложенным Левкиппом и Демокритом. Понятие атома оказалось крайне продуктивным для объяснения химических соединений и физических свойств газов. Правда, выяснилось, что те частицы, которые химики назвали атомами, состоят из еще более мелких единиц. Но и эти более мелкие единицы — электроны, протоны и нейтроны, а потом элементарные частицы, на первый взгляд кажущиеся атомарными в том же самом материалистическом смысле, требовали углубления в их структуру.

Тот факт, что отдельные элементарные частицы (например, электрон) можно было увидеть, хотя бы косвенно (в камере Вильсона), подтверждал представление о мельчайших частицах материи как о реальных физических объектах, существующих в том же самом смысле, что и молекулы и атомы. Однако трудности, внутренне присущие материалистическому учению об атомах, обнаружившиеся уже в учениях древнегреческих философов о мельчайших частицах материи, проявились со всей определенностью и получили развитие в физике XX столетия, причем в виде все той же проблемы — бесконечной делимости материи. Атомы составлены из ядра и электронов. Атомное ядро, в свою очередь, расщепляется на протоны и нейтроны. Можно ли дальше делить эти частицы? Если ответ — «да», то элементарные частицы не являются атомами в греческом значении слова, что именно они составляют фундамент материи. Если «нет» то нужно доказать, что элементарные частицы не поддаются дальнейшему делению. Ведь до сих пор всегда удавалось расщепить даже те частицы, которые на протяжении долгого времени считались мельчайшими единицами.

В ближайшее время, возможно, откроются новые особенности в поведении элементарных частиц. Но, по-видимому, такое решение вопроса о структуре материи не являются окончательным. Кто же прав: Демокрит или Платон? Крупнейший физик XX в. В. Гейзенберг, например, склонялся в сторону Платона. «Мельчайшие единицы материи,— писал он,— в самом деле не физические объекты в обычном смысле слова, они суть формы, структура или идея в смысле Платона, о которых можно говорить однозначно только на языке математики. И Демокрит и Платон надеялись с помощью мельчайших частиц материи приблизиться к «единому», объединяющему принципу, которому подчиняется течение мировых событий. Платон был убежден, что такой принцип можно выразить и понять только в математической форме. Центральная проблема современной теоретической физики состоит в математической формулировке закона природы, определяющего поведение элементарных частиц».

Того знания об элементарных частицах, которым мы располагаем сегодня, безусловно, достаточно, чтобы сказать, что суть современной теории должна состоять в описании небольшого числа фундаментальных свойств симметрии природы, открытых несколько десятилетий назад, и, помимо свойств симметрии, закон этот должен заключать в себе принцип причинности, интерпретированный в смысле теории относительности.

Эта ситуация сразу же напоминает нам симметричные тела, введенные Платоном для изображения основополагающих структур материи. Платоновские симметрии еще не были научно обоснованными, но Платон, возможно, был прав, когда верил, что в средоточии природы, где дело идет о мельчайших единицах материи, мы находим в конечном счете математические симметрии и ничего более.

Источник: www.KazEdu.kz


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.