Религия Древнего Египта

Традиционные религии

Aum

Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · Теротеизм  · Тотемизм  · Фетишизм  · Шаманизм

Богиня-мать  · Боги войны  · Гадания  · Духи воды  · Духи огня  · Жертвоприношение  · Приворот  · Золотой век  · Инициация  · Мировое дерево  · Ось мира  · Потусторонний мир  · Сакральное  · Священные камни  · Тайные общества

Ведун  · Ведьма  · Ведьмак  · Медиум  · Волхв  · Колдун  · Жрец  · Шаман  · Вампир  · Священник  · Монах  · Друид  · Астролог  · Целитель  · Знахарь  · Гадалка  · Оборотни

Духи (дэви, джины, дий)  · дьявол  · альвы (эли, феи, эльфы)  · лоа  · ангелы  · чёрт  · демоны

Средиземноморье (Христианство  · Иудаизм  · Ислам)
Азия (Буддизм  · Индуизм  · Тенгрианство) Африка  · доколумбова Америка  ·
Дохристианская Европа (Древняя Греция · Древний Египет  · Дохристианская Русь  · Кельты  · Германцы)
Юго-Восточная Азия (Корея)

Вуду  · Синкретизм  · Язычество  · Родноверие  · Первобытные верования

Древнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточённость на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и посему Египетская религия рассматривается как политеистическая. Существовали также просуществовавшие недолго маленькие культы, такие как атенизм, которые можно рассматривать как монотеистические.

Сменившим египетскую религию христианством она характеризовалась как одна из форм язычества, подобным же термином она называется последователями кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.


  • 1 Основные сведения
  • 2 Сотворение мира
  • 3 Другие мифы
    • 3.1 Убийство Осириса
    • 3.2 Война богов
    • 3.3 Глаз Гора
    • 3.4 Объединение страны
    • 3.5 Уничтожение человечества
  • 4 Пантеон богов
    • 4.1 Внешний вид
    • 4.2 Виды
    • 4.3 Культ Атона
  • 5 Погребальный культ
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Основные сведения

Египетская цивилизация началась с переселения племен пересыхающих североафриканских пустынь в более плодородные земли и перехода от охотничьей и собирательской к земледельческой культуре. Их тотемические верования столкнулись с религией местных крестьян и слились с ней.

Как и во многих древних культурах, в додинастическом Египте практически в каждой деревне существовал свой пантеон богов.


образованием небольших государств эти верования сливались в одно, из которого со временем развилась классическая египетская мифология с присущим ей разнообразием богов. В значительной степени на нее, как и на всю жизнь египтян, влиял Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву. Разлив также позволял достаточно точно предсказывать положение небесных созвездий; благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что оказало влияние на египетскую религию.

Сотворение мира

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Атума и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады.


а восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Другие мифы

Убийство Осириса

Четвертое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошел только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил ее свинцом, а затем утопил его в Ниле.


Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром. Исида тайно родила Гора и отпустила его в корзине плыть по течению Нила, так как боялась, что Сет убьет и его. Так Гор вырос среди людей, нашедших его на берегу Нила.

Тем временем Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил сожрал его фаллос, и заменила его деревянным.

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром.

Война богов

Гор, выросший среди людей, узнал о своем божественном происхождениии и о родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У него появились многочисленные союзники, такие, как бывшая супруга Сета Нефтида, Тот, Анубис и, разумеется, его мать Исида. Однако, когда Исида освободила пленника, принадлежащего Гору, тот так разгневался, что отрубил ей голову. К счастью, Тоту удалось предотвратить ее смерть, но все остальные боги отвернулись от Гора.


Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.

Глаз Гора

Во время войны с Сетом Гор лишился левого глаза, но Исида исцелила ранение сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уджат) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

Объединение страны

Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт, богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась черная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.

Уничтожение человечества

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире.


со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сохмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана дочь Ра Хатор, и после превращения в злобную львицу Сохмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сохмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сохмет. Тогда Ра пошел на хитрость: на пути Сохмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за ее живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

Содержание мифа напоминает библейскую историю о Ное, в которой также гнев бога настигает непокорных людей.

Пантеон богов


Внешний вид

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

Виды

В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:

Главное божество. Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия. В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).


Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.

Эннеада Гелиополиса. Появилась в раннем периоде истории Египта и к Древнему Царству была уже полностью оформлена. Боги эннеады оформлены в структуру наподобие семейной; на вершине стоит бог-творец Атум, далее — его дети Шу и Тефнут, внуки Геб и Нут, правнуки Осирис, Сет, Исида и Нефтида.

Огдоада Гермополиса. Зародилась также в архаичном периоде, но наиболее известна по греко-римскому периоду. Разделена на четыре пары: Нун и Наунет, Ху и Хаухет, Кук и Каукет; относительно четвертой пары источники расходятся: к ней причисляются Амон и Амаунет, Ниау и Ниаут, иногда — Герех и Герхет.

Триады. Локальные «семьи», обычно состоящие из матери, отца и ребенка. Наиболее известна триада Осириса, Исиды и Гора. Также почитались мемфисская триада (Птах, Сохмет и Нефертум), карнакская триада (Амон, Мут и Хонсу). Существовали и другие триады, менявшие со временем свой состав. Эти «семьи» богов призваны не отображать реальные семейные отношения, а связывать вместе богов какого-либо места.

Боги смерти. Богов смерти возглавлял Ра, повелитель загробного царства; начиная со Среднего царства, это положение занимает Осирис. Далее следует Анубис, следящий за судом над мертвыми, Тот, оглашающий приговор суда, Маат, чье перо как эталон истины определяет решение суда. Пожирательница душ уничтожает тех, кто не пройдет это испытание. Богами смерти можно считать сыновей Гора (Амсета, Хапи, Дуамутефа и Кебексенуфа), охраняющих внутренности умершего — а также несущих стражу богинь Нейт, Нефтиду, Селкет и Исиду. Исида и Нефтида находятся в этом ряду, потому что они нашли и восстановили мертвое тело Осириса, были плакальщицами на его могиле и сопровождали его в мир мертвых — как и любого умершего.


Боги солнца. Главным богом солнечного культа был Ра; остальные боги представляли его аспекты: Атон — восходящее солнце, Атум — заходящее, Шу — солнечный свет, а также Бехдети, крылатое солнце, и Харахти, солнечный сокол. Кроме того, к солнечным богам причислялся Хепри, жук-скарабей, создающий себя сам. Другие боги связывались в продолжение египетской истории с Ра, как Амон-Ра, Себек-Ра и Хонсу-Ра.

Культ Атона

Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право некоторым исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».

Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.

Погребальный культ

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело.

Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:

Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный сундук, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой сундук тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили сундук, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку сундука, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли сундук с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашел его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нем появилась в «текстах пирамид», но источник ее неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то еще, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими ее от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство ее пропорций является результатом сложных математических расчетов. Ее высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырех сторон основания — 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка ее наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой ее внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырех сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

См. также

  • Африканские традиционные религии

Источник: dic.academic.ru

Роль искусства в Древнем Египте

Искусство в Египте было подчинено строгим канонам. Боги изображались либо в полностью зооморфном виде, либо с частями тела животных (чаще всего это была голова). Фараоны считались наместниками высших сил и в письменности тоже изображались в виде животных. Особое место в изображении всегда уделялось глазам, ведь люди были уверены в слепоте мертвецов. От египтян и пошёл обычай принимать глаза за зеркало души.

Ещё одним обязательным каноном творчества было наличие подписи на творении, и если её не было, труд считался неоконченным.

Искусство у египтян считалось продлением жизни, гарантией бессмертия, поэтому к творчеству относились как к религиозному таинству, художники и архитекторы были повсеместно знамениты и принимались за самых уважаемых после фараона людей.

Структура религиозных воззрений Древнего Египта

В доисторический период египтяне во всём непонятном для себя видели проявление воли высших существ. Ранней формой религии для этого этноса стало поклонение фетишам и тотемным животным, черты которых были заметны и в более поздние периоды формирования египетской мифологии.

Более чем существенно на вероисповедание египтян влиял Нил. Очерёдность разливов, засух и наводнений, а также наблюдения за небесными светилами привели их к созданию достаточно точного календаря и раннему освоению азов астрономии. Это тоже заметно сказалось на формировании их религиозных взглядов.

Изначально почтение людей к животным было вызвано силой и мощью последних. Позже поклонение из боязни перетекло в веру в их божественное начало. Города часто выбирали себе животных-покровителей и поклонялись только им. В письменности в качестве иероглифов использовались образы определённых животных, например, для изображения богов. Позже такие животные-божества превратились в богов со звериными частями тела.

У отдельных животных были даже свои культы, так бог Себек отождествлялся с крокодилом, а Апис – с чёрным быком. Наиболее почитаемыми животными у египтян были кошачьи, главный бог Ра изображался в форме гигантского кота.

Магия в Древнем Египте была особой составляющей религии, а ритуалам и обрядам приписывались фантастические свойства. Особую ступень колдовского искусства занимала вербальная магия – «Слова Власти», при произношении которых в зависимости от времени, места и действий произносящего результат мог отличаться, но суть состояла в вызове существ из потустороннего мира. Главным звеном было имя искомого существа, и его знание давало огромную магическую силу.

В более поздних формах религии поклонение фетишам перешло в веру в могущество амулетов. Одним из них приписывались целебные свойства, другие наделяли хозяев фантастической физической силой или нечеловеческой мудростью. Отдельной формой амулета был лист папируса с просьбами к богам, который клали на грудь усопшему во время погребения, чтобы умерший попал в лучший мир.

Пирамиды – одно из самых таинственных мест в мире. И сейчас остаётся тайной для учёных то, как мыши, умершие в пирамидах, сохраняются там десятилетиями без бальзамирования. Несмотря на то, что не было единых догм веры для всей страны, эти загадочные строения являются символом всех египтян. Туристы, побывав у пирамид, рассказывают о необычайных случаях, когда тупые ножи затачивались сами, если их клали, ориентируясь на стороны света. Учение об обязательной сохранности тела стало причиной образования культа умерших. Тела мумифицировали, чтобы усопшие смогли жить в потустороннем мире.

Язычество в древнем египтеСогласно преданиям первым царём Египта был бог Осирис, и он обучил своих подопечных всему, что он умел, в том числе архитектуре и земледелию. Однажды его брат Сет принёс на богатый пир саркофаг, сказав, что преподнесёт его в дар человеку, который сможет лечь в него, и ему не будет ни тесно, ни широко. Когда все гости примерили подарок, выяснилось, что саркофаг подходит одному лишь Осирису, но вылезти из гроба царь не успел – Сет закрыл крышку, и его люди выкинули усыпальницу в великий Нил. Сет стал новым фараоном. Его жена Исида долго странствовала по Египту и, найдя мужа, с помощью Анубиса воскресила его, мумифицировав плоть, но теперь Осирис мог жить только в потустороннем мире.

От мифического воскрешения Осириса и пошла традиция мумификации фараонов. Примечательно, что египтяне считали мозг лишним органом, поэтому при бальзамировании он извлекался через нос и выбрасывался. После бальзамирования тело заматывалось тканью для предотвращения повреждений.

Пантеон Египетских Богов

В общей сложности Египетский пантеон богов насчитывал более 700 божественных созданий, но многие из них были почитаемы лишь у отдельных групп людей. Поэтому здесь будет представлен перечень основных египетских богов:

  1.  Осирис – египетский бог земледелия, повелитель потустороннего мира и судья над душами людей. Изображается: мужчина с чёрной кожей, закутанный в белый саван;
  2. Анубис – бог-проводник на суд Осириса, покровитель бальзамирования и защитник могил и мёртвых душ. В большинстве случаев нарисован человек с головой шакала либо полностью в зооморфной форме;
  3. Сет – бог зла, брат Осириса, покровитель войн и убийств, а также защитник бога Ра в схватке со Змеем. На изображениях Сет чаще всего выглядит как мужчина с главой существа, похожего на смесь собаки и тапира;
  4. Гор (Хор) – хозяин неба, сын Осириса, главный защитник людей и соперник Сета. Его изображают в форме мужчины с головой сокола;
  5. Геб – хранитель земли, отец Осириса и Исиды. Изображается: человек с птицей на голове;
  6. Тот – бог Луны, мудрости, письменности и времени, советник Ра и Осириса, покровитель науки. Выглядит: мужчина с головой ибиса;
  7. Атон – бог солнечного диска. Изображается: круг с лучами в виде ладоней;
  8. Птах – бог-творец – создатель Земли, покровитель ремесленников. Изображается: мужчина, облачённый в саван;
  9. Апис (Хеп) – бог плодородия. Изображение Аписа выглядит так: человек с головой быка;
  10. Амон – бог чёрного небесного пространства. Изображался: человек с солнечной короной;
  11. Апоп – гигантский змей, нападающий на Ра во время путешествия по подземному Нилу;
  12. Бастет – богиня радости, веселья и любви. Изображалась в форме женщины с головой кошки;
  13. Исида – жена и сестра Осириса, великая волшебница, в текстах пирамид изображается так: женщина с крыльями птицы;
  14. Нут – богиня неба, была в виде огромной коровы;
  15. Ра – бог Солнца, покровитель жизни. Выглядел: мужчина с головой сокола и солнечным диском на голове;
  16. Себек – бог-крокодил, владыка вод.

Мифы Древнего Египта

Война Богов

Когда повзрослевший Гор узнал, как погиб его отец Осирис, он восстал против Сета. Его союзниками стали Исида, Анубис, Нефтида и Тот. Но сильнее всего война ударила по людям, которых Сет и Гор отправляли убивать друг друга. В результате победа не досталась никому, и лишь суд во главе с Гебом рассудил их.

Язычество в древнем египтеОко Гора
Во время боя с Сетом Гор лишился глаза, но тот исцелил его, а утраченное око стало символом целительной магии.

Объединение страны

Суд богов во главе с Гебом должен был решить, кому стать царём – Сету или Гору. Мнения разделились, а когда у богини мудрости Маат спросили совета, она указала на сына Осириса. Но Сет не сдался и продолжил войну, и тогда разгневанный совет богов изгнал его в бесплодную пустыню.

Уничтожение Человечества

Однажды, когда всемирный фараон Ра был уже слаб, люди восстали против него. Созванный совет богов принял решение покарать людей, высвободив в одной из богинь с помощью глаза Ра силу Сехмет. Хатор, избранная для этой цели, стала богиней-львицей и была отправлена к повстанцам. Она убивала всех на своём пути, и когда Ра узнал об этом, то сжалился над людьми, но остановить Сехмет было непросто. Решение придумал Тот – бог науки и мудрости. Боги создали море из вина на пути Сехмет. Львица приняла вино за кровь, стала жадно пить его и до того опьянела, что перестала быть опасной. Но Ра настолько был разочарован в людях, что отрекся от трона и ушёл на небо.

Религия Древней Руси

Абсолютно у всех народов мира есть своя мифология, свои предания, легенды, обряды. У славян тоже была мифическая Вселенная. Издревле наши предки замечали странности, пересказывали их, составляли сказки. А из них постепенно зародилась религия Древней Руси.

О древнерусском религиозном мировоззрении приходится только догадываться из-за практического отсутствия письменности у древних славян. Поэтому из источников учёным доступны лишь записи других народов и данные раскопок.

Источники:

  • Збручский идол. На четырёхгранном столбе изображены три уровня – Правь, Явь и Навь;
  • Строки из «Поучений Владимира Мономаха», где говорится о некой стране Ирий – Рай;
  • Фрагмент из «Слова о полку Игореве»: «Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком». Опять наблюдается разделение мира на три части (Правь, Явь, Навь).

Правью наши предки называли верхний мир – место, где жили боги. Правь находилась вне времени и пространства, она существовала по своим особенным законам. Сейчас название русской ветки христианства – Православие –истолковывают как произошедшее от «Правильно славить», но на самом деле это название не имеет отношения к христианству. Так называлась древнерусская религия – «слава миру Прави». Пришла новая вера, но название так и осталось – православие.
Явь – мир живых, тот, в котором существовали славяне, и где живем мы сейчас. Отсюда и выражение «наяву» – в нашем мире.
Навь в поверьях древнерусского народа – подземное царство, мир мертвецов и смерти.
Также известно о Бел-горюч камне – Алатыри, центре мира, от ударов молотом о который рождались божества.

Особенности древнерусской религии

Религия славян до принятия ими христианства, прежде всего, была связана с поклонением стихии. Для наших предков божества олицетворяли не столько какие-то высшие силы, сколько саму природу, находившуюся у них под боком. Боги были связаны с природными силами и различной деятельностью, ведь лень на Руси испокон веков презиралась, а у каждого ремесла был свой покровитель.

Религия Древней Руси была развита не только в плане многообразия, но она соответствовала всем элементарным элементам веры. У славян была даже главная религиозная книга (письменность у них всё-таки была, но в разрозненной форме, не было единых правил, и доступна она была немногим) – «Велесова Книга» или «Русские Веды». Не удивляйтесь второму названию, потому что оно действительно существует. При сравнении более знаменитых «Индийских Вед» с русскими они практически идентичны – в индийской книге упоминаются реки, которые реально существуют на территории Древней Руси и Сибири.

фото 14В тех же индийских «Ведах» есть отличительная часть, отсутствующая в славянской книге – это рассказ о пришлых чужестранцах, принесших с собой те самые «Веды». При анализе описания этих людей они оказываются подозрительно похожи на славян. Кроме того, первые «Веды» согласно индийской истории были написаны на бересте, а в этой южной стране березы растут только на очень большой высоте в Гималаях, то есть чужеземцы однозначно пришли из места, где кора этого дерева доступнее, и снова Русь подходит под описание. Помимо этого, имена славянских богов сходны с индийскими: Крышень (Кришна), Вышень (Вишну) и т.д.

Также главными символами как славян, так и индийцев являются Саувастики и Свастики (обще применительно «Свастика»), но у наших предков библиотека была значительно шире. В конечном счёте, сами же индийские санскритологи-учёные, занимающиеся расшифровкой языка санскрита, на котором и написаны «Веды», утверждают, что по произношению он необычайно близок к русскому, многие из них даже отказываются от переводчиков.

На этих основаниях группа учёных, считаемая остальным научным сообществом за отступников, выдвигает гипотезу, что «Велесова Книга» была написана раньше «Вед», и принесена древними путешественниками в Индию. Ведичество не основано на слепой вере, само название книги переводится на современный язык как «знание».

Пантеон Славянских Богов

Религией наших пращуров было язычество. Богов было много, но наиболее важными считались шесть. Из этих 6 божеств и состоит пантеон князя Владимира:

  1. Перун – владыка молнии и грома, символ мужского рода, покровитель князя и его дружины;
  2. Дажьбог – бог света, предок и покровитель славян;
  3. Стрибог – повелитель ветра;
  4. Семаргл – правит огнем;
  5. Мокошь – богиня судьбы и плодородия.

Мифы Древней Руси

Кострома и Купала

Однажды на берегу реки Ра встретились хранитель великого огня Семаргл и покровительница ночи Купальница и сразу полюбили друг друга. Вскоре у них появилось двое детей – девочка Кострома и мальчик Купала. Годы шли, дети подрастали. Как-то к реке Ра прилетела невиданная райская птица Сирин. Напрасно родители не пускали детей на улицу, они убежали, а птица забрала маленького Купалу, больше о нём никогда не слышали.

Скоро Кострома повзрослела и стала самой красивой девицей на Руси. Пошла она однажды с подружками к реке, сплела венок и начала хвастаться, что ветру не сорвать его с её головы. Осерчал бог ветра Стрибог, разгневался, да и сдул венок на воду. А в это время возвращался по реке домой выросший Купала, он и поднял его с воды. По старому обычаю Кострома и Купала должны были сыграть свадьбу. Купала был рад, понравилась ему девушка.

Боги открыли молодым тайну только после свадьбы. Лишь гибель могла смыть срам брата, женившегося на сестре. В тот же день Купала сжёг себя, а Кострома утопилась. Пожалели боги о своём страшном наказании и подарили умершим вторую жизнь в виде цветка – Ивана-да-Марьи.

Арысь–Поле

Была у старика дочка-красавица. Женился он и привёл в свой дом жену и её дочь. Невзлюбила жена падчерицу, пришлось старику дочку замуж выдать. Жених оказался хорошим человеком, живёт себе старикова дочь и радуется, мальчика родила, а жена старика – ведьма – ещё пуще её возненавидела. Заколдовала она падчерицу, превратила её в зверя невиданного – Арысь-Поле, а на её место свою дочь поставила, людям глаза отвела, никто обмана не заметил.

Но ведьмина дочь о дите не заботилась, и смекнула старая нянька, что к чему. Стала она к лесу ходить, да настоящую мать кликать. Та прибежит, сбросит шубку, дитя накормит и снова в лес. Заметил муж, что нянька с дитём пропадать стали, проследил за ними, увидел жену свою, да и сжёг шкуру. Приняла его жена прежний вид, а ведьму и её дочь старик прогнал.

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели религию древнего Египта и Руси, пантеоны богов, а также мифы и легенды наших предков.

Источник: mystroimmir.ru

Цели:

  • познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян;
  • показать, что религия являлась неотъемлемой частью их повседневной жизни;
  • проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона).

ХОД УРОКА

1. Вступление: Религия зародилась в Египте в первобытные времена. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: египтяне поклонялись зверям, птицам, рыбам, змеям, насекомым; наделяли сверхъестественными свойствами цветы и деревья. Эти верования сохранялись на протяжении всей древней истории Египта.

– Как называется вера во множество богов? (Язычество).

У древних египтян было в общей сложности свыше 2000 богов и богинь. Некоторым из них поклонялись во всём Египте, в то же время поклонение другим имело лишь местных характер. Своих богов египтяне изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами. Фараонов изображали рядом с богами и одинакового с ними роста, чтобы подчеркнуть могущество царей  (слайд 3)

2. Пирамиды (слайд 4)

Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности  храмы – «жилища богов» – строились из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились. Позже храмы стали строить из камня, они напоминали дворцы (слайд 5) В храм египтяне приходили за помощью богов. Пройдя через храмовые ворота, человек попадал в большой двор, который вёл в обширный колонный зал. Колонны могли подниматься до 23 м в высоту, достигая в обхвате 10 м. Колонный зал освещался небольшим окном, прорезанным в крыше. К залу примыкали три небольшие тёмные комнаты. В средней комнате находился идол божества, а в двух боковых обитали жена и сын божества. Эти покои являлись главными святилищами храма. Иногда в задней стене святилища была дверь, ведущая в сокровищницу. При храме имелись и хозяйственные постройки, жилища ремесленников, земледельцев, стражников. Таким образом, храм представлял собой маленький город.  Жрецы – служители богов – обычно ходили с непокрытой, гладко выбритой  головой. Они никогда не носили ни усов, ни бороды. Жрецы презирали гофрированное платье с рукавами, которое носили богатые люди, и ограничивались набедренной повязкой с длинным передником.

Рассмотрим картину «Храмовое хозяйство в Древнем Египте» (слайд 6)  Посмотрите, как узка долина Нила: слева горы подступают к самому берегу. И на другом берегу виды горы, за которыми расположена необитаемая пустыня. Возле реки сооружён каменный храм. Вокруг него плодородные земли. Жрецы распоряжаются этими землями, быками, рабами, орудиями труда. Справа, в тени пальм, стоит жрец. Не доверяя надсмотрщикам, он лично следит за пахотой и жатвой. По Нилу плывут корабли. Возможно, они везут новые подарки фараона жрецам.
– Почему фараоны жертвовали храмам золото, скот, рабов, плодородные земли?
– Какую роль в государстве мог играть жрец, помогающий главному богу принимать решения в случае, когда его спрашивал фараон?
– Как египтянам помогали их боги в повседневной жизни?

3. Между двумя цепями гор, тянущимися вдоль нильских берегов. В наполненном солнцем просторе лежит царство Та-Кемет – «Чёрная Земля», как называют свою страну сами её жители, древние египтяне. Если чужестранец – путешественник или приезжий торговец – спросит, почему земля «чёрная», ему охотно объяснят, что «чёрная» – значит живая, плодородная земля, а «Красная Земля» раскинула свои дышащие жаром пески по другую сторону горных хребтов, там пустыня, царство злого Сета, там – смерть. А жизнь – здесь, в зелёной долине. Добрый речной бог Хапи – пожилой мужчина в набедренной повязке рыбака, увенчанный короной из связок папируса, лотосов и водорослей, владыка Нила и повелитель наводнений – каждый год, заставляет реку разливаться вширь, а когда вода уходит, на пашнях и лугах остаётся густой слой плодородного ила. Это и делает землю Та-Кемет живой, чёрной… (слайд  7)

Слава тебе, Хапи, бог Великой Реки!
Ты разливаешься, чтоб оживить Та-Кемет,
Орошаешь поля, даруешь дождь с небес,
Ты – наш кормилец и благодетель!

Бурлит жизнь в Та-Кемет.
Ломятся переполненные зерном амбары.
Тучнеет скот, наливаются соком плоды во фруктовых рощах –
и благодарные египтяне славят щедрого Хапи:
Но не всегда было так, не всегда цвела и благоухала Чёрная Земля…

(Миф «Как был сотворён мир» слайды  8-14)

4. Заполнить таблицу  «Боги  и богини Древнего Египта»  (слайд 15)

Небольшие сообщения-справки учащихся об египетских богах и богинях.

5. Весной у нас расцветает вся природа. А в Египте наоборот: в мае и июне 50 дней дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи. От песка и пыли воспаляются глаза у людей и животных. От жары и отсутствия влаги вянут зелёные листья цветов и пальм, стебли прибрежных тростников покрываются пылью и жухнут. Вся растительность как будто умирает. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начинается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, почему увядала растительность, а потом расцветала вновь, египтяне придумали сказание.

Чтение Мифа об Осирисе (учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира» М., «Просвещение», 2009, § 10, п.3 ) (слайды 16-19)

– Какое ежегодно повторяющееся явление природы отражено в сказании об Осирисе?

6. Все дни египтяне делили на  три категории: счастливые, опасные, несчастливые (слайд 20). Счастливым считался, например, первый день второго месяца сева. В этот день бог Ра своими могучими руками поднял небесный свод. А вот тринадцатый день того же месяца был опасным, потому что он связан с богиней Сехмет, насылающей болезни. Особенно несчастливый день – день рождения  бога Сета, покровителя убийц и грабителей. Этот день выпадал на третий из пяти  дополнительных дней года.
В несчастливые дни египтяне старались не выходить из дома. Чтобы определить характер дня,  достаточно было ознакомиться с календарём, в котором отмечались счастливые и несчастливые дни. Календари составлялись при храмах. В случае нарушения предписаний календаря египтяне произносили заклинания и прикасались к амулету или посещали храм с дарами для богов.
Египтяне верили в приметы, предсказания и вещие сны. И богатые, и бедные прибегали к помощи сонников. Как защитить себя от дурного сна? Надо, полагали египтяне, обратиться к богине Исиде, чтобы она пришла и отогнала беду.
Вывод: Таким образом, религия и повседневный быт египтян были неразрывно связаны между собой

7. В жизни египтян большую роль играл погребальный культ. Одной из  обязанностей сына в семье была обязанность достойно похоронить родителей и ухаживать за гробницей. По мнению египтян, человек составляется из тела, имени, души и таинственного двойника, которого называли ка. По смерти человека ка продолжает существовать, однако этот двойник не бессмертен; он может погибнуть, если не снабдить его всем необходимым. О том, что происходит с ка в потустороннем мире, существовали различные представления. Наиболее распространёнными были представления о загробном царстве Осириса.
В тот день, когда в египетской семье умирал человек, родственники говорили: «Он отплыл к другому берегу». Выражения «он умер» не употребляли. Родственники погружались в траур по меньшей мере на 70 дней. В этот период они прекращали все дела и сидели дома в безмолвной скорби. Если всё же приходилось выходить, они мазали лицо илом и беспрестанно били себя по голове обеими руками и громко рыдали.
Египтяне надеялись после смерти попасть в царство Осириса. Они верили, что в «стране мёртвых» ни в чём не будет недостатка, и вся жизнь будет счастливее земной. Как вы помните, у первобытных людей не было представлений о том, что жизнь человеческой души после смерти будет счастливее земной (слайды 21-22)

– Чем можно объяснить появление в Египте новых верований?

Объяснение нужно искать в условиях жизни людей. Жизнь египтян была трудной, они страдали от суховея, от наводнений. Но перемены произошли и в самой жизни людей. Первобытные люди жили в равенстве. Они считали, что никакой лучшей жизни быть не может. А в Египте появилось неравенство. Бедняки видели жизнь богачей: вот они и придумали сказание о счастливой жизни в царстве Осириса.

– Почему древние египтяне придавали такое большое значение погребальному культу?
– Чем объяснить, что египтяне не использовали выражения «он умер»?
– Попробуйте доказать, что египтяне верили в существование загробного мира.

8. Суд Осириса. Справа на троне сидит сам царь и судья в царстве мёртвых. На голове Осириса корона фараона. Крайний слева – умерший. Его привёл сюда и крепко держит за руку бог мёртвых – Анубис с головой шакала. Умерший боится, он не знает, продолжится ли его жизнь в царстве Осириса или сожрёт его страшное чудовище – лев с головой крокодила. Умерший должен оправдаться на суде (чтение клятвы умершего на стр. 51 § 10) Слова умершего записывает бог Тот с головой ибиса. Показания умершего проверяют: на одну чашку весов кладут его сердце, на другую – фигурку богини Правды – Маат. Если сердце и правда весят одинаково, умерший остаётся в царстве Осириса.
Особенности изображения: древний художник хотел рассказать, что было сначала на суде Осириса, что потом. Поэтому изображение делится на части: слева умершего ведёт на суд Анубис, в центре тот же бог взвешивает сердце умершего. Справа Гор подводит к трону Осириса того же умершего, который, как следует из рисунка, получил оправдание (слайды 23-24)

9. Не менее значимым, чем погребальный культ, в Древнем Египте был культ животных. Египтяне верили, что существует особая связь между всеми живыми существами, что в животных могут вселяться боги.
Так, бог Осирис вселился в быка. Культ быка был связан прежде всего с тем, что это животное использовалось при сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия.
В каждой местности было своё священное животное, которому поклонялись. При этом существовало правило: если человек убивал священное животное по незнанию, то платил штраф, а если умышленно, то подлежал смертной казни. Часто бывало так, что животное, слывшее священным в одной области, не считалось таковым в другой: там его могли убить; это нередко влекло за собой вражду жителей разных районов Египта. На ибиса, коршуна, сокола охота была запрещена всегда и везде. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертная казнь.
Из домашних животных повсеместно почиталась кошка, олицетворявшая богиню Бастет. Культ кошек связывался с тем, что они истребляли грызунов – врагов урожая. Горе было тому человеку, который нечаянно и преднамеренно убивал кошку. Ему грозила смертная казнь. Когда в доме умирала кошка, все члены семьи в знак траура сбривали брови. Если дом горел, в первую очередь спасали из пожара кошку. Умерших кошек бальзамировали и хоронили в святилище при храме богини Бастет.
Навозный жук скарабей – ещё одна из святынь Египта. Жрецы усмотрели связь между движением солнца по небу и поведением навозного жука, катающего шарики из овечьего помёта. Катание шарика скарабеем символизирует перемещение солнца по небу, утверждали они. На этом основании скромный навозный жук и попал в число богов (слайды 25-26)

– Чем можно объяснить почитание животных в Египте?
– Когда, по вашему мнению, оно могло возникнуть?
– Можно ли, зная о почитании тех или иных животных, определить занятия древних египтян? Своё мнение подтвердите примерами.

Дополнить таблицу «Боги и богини Древнего Египта»

Литература:

  1. Мифы и легенды народов мира. Т. 1 «Древний Египет. Месопотамия» М., Мир книги, 2006.
  2. Ранние цивилизации. М., «Росмэн», 1994.

Источник: urok.1sept.ru

Язычество в древнем египтевнеегипетская религия — религиозные верования и ритуалы, практиковавшиеся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.

В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер (сосредоточенность на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств) и поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая. Просуществовал также недолго культ атонизма, который можно рассматривать как монотеистический. Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции.

Христианство, которое сменило египетскую религию, характеризовало её как одну из форм язычества. Таким же термином её называют последователи кеметизма — современного варианта древнеегипетской религии.

1. Ранние верования

Доисторические племена долины Нила, как и представители других первобытных культур, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления могущественных таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к осёдлому образу жизни. Наиболее известные древнеегипетские фетиши: Имиут, камень Бен-Бен, столб Иуну, столб Джед; также от древних фетишей ведут происхождение общеегипетские религиозные символы: Анх, Уаджет, Уас.

В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицитворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицитворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь, благодаря этому египтяне рано овладели основами астрономии, что также отразилось на их верованиях. В возникающих первых поселениях-городах египтян имелись различные божества, свои для каждой отдельной местности, обычно в форме материального фетиша, но значительно чаще в виде животного — тотема.

2. Культ животных

Обожествление животных в династическом Египте имело место на протяжении веков, восходя к доисторическому тотемизму, с которым в ряде случаев было сильно сближено, фактически составляя явления одного порядка. Номы и города часто сопоставлялись и были связаны со своими богами-животными, что отражалось в их названиях (см. список номов Древнего Египта), также многие иероглифы египетского письма представляли собой символы зверей, птиц, пресмыкающихся, рыб и насекомых, являвшихся идеограммами обозначавшими каких-либо божеств:

 Идеограмма Язычество в древнем египте Язычество в древнем египте Язычество в древнем египте Язычество в древнем египте Язычество в древнем египте Язычество в древнем египте Язычество в древнем египте Язычество в древнем египте Язычество в древнем египте
 Животные утка собака гриф крокодил «зверь Сета» ибис кобра заяц сокол
 Божества  Геб Инпу Мут Себек Сетх Тот Уаджит  Унет Хор

2.1. Быки и коровы

Крупный рогатый скот обожествлялся, выступая как символ благоденствия, изобилия и плодородия. Постепенно культ скота трансформировался от тотемических верований к антропоморфным богам, с которыми существовали разнообразные связи быка (коровы) и соответствующего ему мифологического образа бога:

1) полное тождество;

2) бык (корова) как земное воплощение божества;

3) как атрибут божества.

Основным регионом почитания быков и коров был Нижний Египет, где египтяне больше занимались скотоводством, в связи с большим количеством пастбищ, центры культа были в городах Инбу-хедж (Мемфис), Иуну (Гелиополь), и также в Верхнем Египте — в городе Иуни (Гетмонтис).

  • боги принимавшие образы быков — Атум, Осирис;
  • богини-коровы — Ихет, Метуэр, Нут, Хесат, Хатор;
  • божества-быки — Бех (Бухис), Ка-Кау (Каихос), Мер-Ур (Мневис), Хеп (Апис);
  • боги слияния культов с быком Хепом (Аписом) — Апис-Атум, Апис-Осирис, Серапис.
2.2. Гиппопотам

В некоторых мифах враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде гиппопотамов.

2.3. Змея

Амаунет (Амонет) — в египетской мифологии женская форма бога Амона (впоследствии вытеснена в качестве пары Амона богиней Мут). Амаунет изображалась с головой змеи или в образе змеи, одна из богинь Огдоады — гермопольской Великой Восьмерки Это заготовка статьи о древнеегипетской мифологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

2.4. Крокодил

Весь период истории Древнего Египта в различных областях почетались обожествлённые крокодилы. Выбирались отдельные, «верховные», особи, становившиеся местными божествами, которых окружали почётом, им возносились молитвы и приносились жертвы в храмах, где они содержались.

Основные центры культа в Верхнем Египте —

I ном: город Небут (греч. Омбой, рим. Омбос),

IV ном: город Уасет (греко-рим. Фивы),

XXI ном: город Шена-хен (греч. Крокодилополь, греко-рим. Арсиноя).

  • с формированием культа антропоморфных богов, некоторые из них сохранили зооморфные черты крокодила и он считалися их воплощением на земле — Себек, Себектет;
  • зооморфные черты крокодила были у чудовища Амат;
  • в некоторых мифах враги Ра, слуги Сета, могли выступать в виде крокодилов;
2.5. Сокол (или ястреб)

Божества-соколы почитались под разными именами во многих областях Египта и Нубии, но все они, как правило, были связаны с небом и солнцем. Постепенно их культ трансформировлся от тотемических верований к антропоморфным богам, поклонение которым между разными областями переплеталось и объединялось, иногда, наоборот, ещё больше дифференциируясь на ипостаси.

  • основное божество-сокол — Хор (греч. соответствие по Геродоту — Аполлон);
  • основные ипостаси Хора — Хор Бехдетский, Хор-са-Исет; менее значительные ипостаси — Хор-па-херд (греч. Гарпократ), Хор-Сематауи, Хор-ур (греч. Хароерис), Хор Хекенский, Хор Хенти-Хети;
  • отождествления Хора —
    • Ра → Ра-Харахути, Хор-эм-ахет, Хор-па-Ра;
    • Амон + Ра → Амон-Ра-Харахути
    • Монту + Ра → Монту-Ра-Харахути
  • прочие божества-соколы (иногда отождествлялись с Хором) — Монту, Немти, Сопду.

3. Пантеон богов

Древнеегипетская религия, со всем присущим ей разнообразием богов, являлась результатом слияния независимых племенных культов.

Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.

Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.

4. Сотворение мира

В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта — Гелиополис, Гермополис и Мемфис — выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошёл от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет — бесконечности пространства, Кук и Каукет — вечной тьме. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Ещё одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

5. Другие мифы

5.1. Убийство Осириса

Четвёртое поколение эннеады стало в то же время героями одного из наиболее ярких египетских мифов. Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошёл только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил её свинцом, а затем утопил его в Ниле.

Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром.

Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Мелькарта. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил сожрал его фаллос, и заменила его деревянным.

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром.

5.2. Война богов

Гор, выросший среди людей, узнал о своем божественном происхождении и о родителях. Он решил отомстить Сету и начал борьбу против него. У него появились многочисленные союзники, такие, как бывшая супруга Сета Нефтида, Тот, Анубис и, разумеется, его мать Исида. Однако, когда Исида освободила пленника, принадлежащего Гору, тот так разгневался, что отрубил ей голову. К счастью, Тоту удалось предотвратить её смерть, но все остальные боги отвернулись от Гора.

Особенно дорого война стоила людям, потому что именно они были в армиях, которые Гор и Сет бросили друг против друга. Гор напал на Нубию, в которой правил Сет, и одержал практически полную победу над его войском. Тогда Сет сам вступил в бой. Его битва с Гором не принесла никому победы, однако Нубия отошла к Гору.

5.3. Глаз Гора

Во время войны с Сетом Гор лишился левого глаза, но Исида исцелила ранение сына; иногда также спасителем считают Тота. Лунный глаз Гора (т. н. Уджат) стал символом исцеления и защиты от опасности и со времен Древнего Царства использовался как амулет. В наши дни глаз Гора изображается по обе стороны носа судов, курсирующих по Нилу.

5.4. Объединение страны

Ра, видевший, что мир пустеет, потому что никто не хотел прекращать борьбу, созвал остальных богов на совет, чтобы решить, кто должен стать фараоном всего мира. Однако боги разделились во мнениях, и в конце концов воззвали за советом к Нейт(так же её называют Маат) богине мудрости. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром, и заставил богов принять совет Нейт. Мир был разделен: Гору досталась чёрная земля Египта, Сету — красная земля враждебной пустыни.

5.5. Уничтожение человечества

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сехмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана Хатор, и после превращения в злобную львицу Сехмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за её живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землей разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история. Этот миф известен из «Книги священной коровы», впервые записанной полностью в эпоху Нового царства; одна такая книга была найдена в гробнице Сети I.

Содержание мифа напоминает библейскую историю о Ное, в которой также гнев бога настигает непокорных людей.

5.6. Культ Атона

Атон, олицетворяющий солнце, был всеобщим божеством в религии Эхнатона. В период его правления почитание Атона многократно увеличилось, что дает право некоторым исследователям говорить о его монотеистическом культе. Положение Атона в египетской мифологии упрочилось уже при Аменхотепе III, особенно в рамках семьи фараона. Однако при Эхнатоне Атон сменил Ра и стал главным и практически единственным богом в Египте, «дарителем жизни».

Наследники Эхнатона восстановили старую египетскую религию, и главным божеством вновь стал Амон-Ра.

6. Погребальный культ

Мысли о необходимости сохранения тела для будущей жизни привели в конце концов к возникновению культа умерших, красной нитью прошедшего через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из религиозных представлений египтян.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации — особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис — бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, проводник душ умерших. В додинастический период изображался как шакал, лежащий на брюхе с поднятой головой, затем, как человек с головой собаки; защитник и покровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Осирис один из старейших богов, которому в Египте поклонялись с древнейших времен. Первоначально он олицетворял собой заходящее солнце. Но в дальнейшем Осирис становится богом загробного мира. После того как его убивает его брат Сет и воскрешает жена и сестра Исида (богиня природы, она занимает место при сотворении мира в солнечной лодке рядом с Ра, который каждый день проплывает в ней по небу. Она стала называться «великая волшебница» после успешного оживления Осириса, но более широко известна Исида как «богоматерь», вскормившая грудью Гора), а его сын Гор (покровитель живущих фараонов, его изображали в виде сокола) мстит за смерть отца. Осирис обычно изображается с анхом, символом жизни, в одной руке и скипетром в другой; Осирис дарует возрождение, воскрешение и вечную жизнь тем, кто контролирует свое тело. Погребальный культ и понятия о потусторонней жизни выходят из древнего мифа об Осирисе:

Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания — хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный саркофаг, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой саркофаг тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили саркофаг, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку саркофага, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли саркофаг с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашёл его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нём появилась в «текстах пирамид», но источник её неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то ещё, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия.

Одним из важнейших аспектов погребального культа является мумификация или бальзамирование тела умершего. Примитивные мумии, обработанные консервирующими веществами и обернутые несколькими слоями ткани, найдены в комплексах, которые относят к началу династического периода. Ко времени V династии в этой области уже были достигнуты определенные успехи. Через разрез на нижней части тела извлекали внутренние органы человека, оставляя на месте только сердце, а образовавшуюся пустоту заполняли льняной тканью и благовониями. Мумию укладывали в вытянутом положении. В эпоху Нового царства этот процесс был усовершенствован. Через специально проделанное в черепе покойника отверстие стали извлекать мозг, а ткань пропитывали веществами, предохранявшими её от тления.

Наивысшего расцвета искусство мумификации достигло в эпоху XXI и XXII династий. На коже покойника делали несколько разрезов; под кожу вводили песок и глину для придания останкам формы живого человека и раскрашивали его красной охрой. Умершему красили губы и щеки в красный цвет, вставляли искусственные глаза, тело туго запеленывали в ткани со сложным разноцветным узором и обычно помещали в деревянный саркофаг, который вырезался в форме человека.

Практически все мумии из Нижнего Египта утрачены. В Верхнем Египте, где климат суше, значительное их количество сохранилось в поразительно хорошем состоянии, в том числе мумии наиболее известных фараонов — Тутанхамона, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II, Сети I и Рамсеса II (все ныне находятся в Каирском музее).

Погребальный культ включает в себя множество составляющих, помимо обрядов и ритуалов. Последним составляющим является место захоронения человека, для фараонов и знати — это пирамиды и гробницы, для простого человека — пески Саккары.

Когда речь заходит о пирамидах, читатель или турист вспоминает обычно пирамиду Хеопса. Действительно, эта пирамида наиболее грандиозна и монументальна, а совершенство её пропорций является результатом сложных математических расчетов. Её высота достигала 146,59 м, длина каждой из четырёх сторон основания — 230,35 м. На сооружение этой пирамиды понадобилось 2 590 000 кв. м. глыб камня (или как считают многие ученые египетские строители использовали раствор похожий по своим свойствам на современный раствор цемента), нагроможденных на поверхности около 54000 кв.метров. Облицовка её наружных стен была, по-видимому, покрыта плотным слоем штукатурки и именно с этим связано арабское название «раскрашенная пирамида». Множество недоразумений возникло в связи с планировкой её внутренних коридоров и так называемой главной царской камеры с пустым саркофагом. Как известно, от этого помещения наружу ведет под углом узкий проход — вентиляционный канал, а над камерой находится несколько пустых разгрузочных помещений, сооруженных для того, чтобы уменьшить огромное давление каменной массы. Основание пирамиды, расположенное на 30-й параллели, было ориентировано на 4 стороны света, но в связи с перемещением в течение веков точек весеннего и летнего равноденствия эта ориентировка уже не так точна, как прежде.

Сама пирамида представляет собой лишь часть, а вернее главный элемент целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль, расположение которых было тесно связано с царским погребальным ритуалом. Похоронная процессия с останками фараона, покинув дворец, направлялась к Нилу и на ладьях переправлялась на западный берег реки. Вблизи некрополя по узкому каналу процессия подплывала к пристани, где начиналась первая часть церемонии, происходившая в так называемом нижнем заупокойном храме. От него вел крытый коридор либо открытый пандус, по которому участники церемонии проходили в верхний храм, состоящий из главного коридора, центрального двора и — со времени Микерина — 5-и ниш, где устанавливали статуи пяти фараонов. В глубине помещалась молельня с ложными воротами и жертвенником. Рядом с верхним заупокойным храмом, с его западной стороны, находилась собственно пирамида, вход в которую в период Древнего царства располагался в северной стене; после помещения тела фараона в подземной погребальной камере он старательно замуровывался. С четырёх сторон пирамиды в углублениях скалы помещались четыре деревянные ладьи, предназначенные для путешествий фараона — живого Гора — по потустороннему миру. Недавно открытая ладья, находившаяся у пирамиды Хеопса, имеет 40 м длины. Вблизи каждой пирамиды находился огромный могильник с мастабами, служившими усыпальницами для египетской знати.

Архитектурный ансамбль, окружавший пирамиду, будучи тесно связан с давно уже сложившимся царским погребальным ритуалом, отражает одновременно господствовавшие тогда в Египте общественные отношения. В этом городе мертвых, как и в городе живых, наивысшее место занимал фараон, прославление и обожествление которого было по существу главной идеей пирамиды. У подножия усыпальницы фараона хоронились царские приближенные, влиятельные сановники и высокие должностные лица, с которыми царь сталкивался в своей земной жизни и близость которых могла быть ему приятна в загробном мире. Для важных государственных сановников, являвшихся исполнителями царской власти, возможность сооружения себе гробницы рядом с пирамидой фараона была, несомненно, наивысшей честью. Ибо, таким образом, и по смерти они находились вблизи бога, каким считался фараон при жизни и после смерти. Преемники Хеопса Хефрен и Микерин тоже выстроили себе великолепные пирамиды, хотя уже меньшие по размерам.

Источник: egyptopedia.info


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.