Сансара – это понятие, которое существует в индуизме, буддизме и джайнизме. Понятие Сансары выходит за рамки религиозных терминов и имеет свое значение в философии, психологии и эзотерике. С санскрита этот термин переводится как «постоянное движение, блуждание, странствование» и означает вечное перерождение, бесконечный цикл жизни и смерти, в круговороте которого пребывает все сущее. Обычно Сансара символически изображается в виде колеса. Так что это такое – колесо Сансары, и каково его значение для человека?

Колесо Сансары

Хотя в разных учениях понятия Сансары отличаются друг от друга, все они сходятся в главном: все живое, в том числе и человек, находится в постоянном изменении, за рождением неминуемо наступает смерть, за которой следуют новые рождения и смерти. Сансара связана с законом кармы, по которому все, что человек делал, думал и говорил за время своего существования, имеет свои причины и следствия и оказывает влияние на его последующие воплощения. Карма накапливается, когда человек ведет праведную жизнь и творит добрые дела, и уменьшается от злых намерений и поступков.


Сансара: что это такое? Колесо Сансары и его значение

Таким образом, карма определяет, в каком из шести миров Сансары душа воплотится в каждой из следующих жизней – в аду, в мире людей или животных, духов, богов или полубогов. Сансарические миры полны страданий, и главная цель любого существа – выйти из колеса и прервать цепь перерождений.

Учение о Сансаре обычно изображается в виде Колеса Сансары. Оно состоит из нескольких окружностей, каждая из которых символизирует важнейшие понятия:

  • яды ума, или первопричины, приведшие к вращению в Сансаре, — круг в центре с изображениями свиньи (невежество, игнорирование), змеи (гнев, отвращение, агрессия) и петуха (страсть, привязанность);
  • карма – второй круг, разделенный на две половины, символизирующие плохую или хорошую карму, ведущую к последующему рождению в низших или в высших мирах;
  • миры, или формы существования, – третий круг, разделенный на три несчастливых и три счастливых мира, где обретаются все живые существа;
  • ниданы, или этапы существования, — внешний круг, разделенный на двенадцать секторов, символизирующих цикл, через который душа проходит между перерождением и смертью.

Колесо сжимает в руках Яма – древний бог смерти, воплощающий в данном случае закон кармы. Будда, как достигший просветления и покинувший Колесо Сансары, изображается вне его, указывая путь к прекращению страданий.

Источник: mistika.temaretik.com

Сансара — определение в философии

Это направление относится к индийскому верованию. Его определение подразумевает перевоплощение человека (личности) в определенной цепочке последующих рождений. Основой этих перерождений является карма. Звенья в цепочке постоянно изменяются, невозможно понять, где начало этого странствования. По этой причине оно без начала и конца.

Философский смысл понятия

фото 920

Несколько философских школ углубленно занимались изучением проблемы сансары. В них это явление занимало центральное место, так как определяло место человека после окончания жизни. Многие склонялись к мнению, что сансара неподходящее место для нахождения души. Бесконечное странствование по кругу в постоянном перерождении мешает осознать истинный смысл человеческого существования. Многие философы представляли сансару, как препятствие для понимания своего предназначения.


Сансара — ключевой момент верования в буддизме. Буддисты понимают сансару, как цикличное и просвещающее явление. Им принадлежит мнение о том, что в периоде между перерождениями есть определенное промежуточное состояние, куда душа попадает. Затем она перерождается, тем самым странствуя после первой смерти. Переселение души из одного предмета (живого существа) в другой происходит не хаотично, но по конкретному принципу:

  1. Определяющую роль играет закон кармы, то есть воздаяния.
  2. Выйти из замкнутого круга возможно только после достижения мокши — состояние осознания своего равенства с божественной душой, нирваной.

Для страдающих от сансары людей есть выход — от этого состояния можно освободиться с помощью дхармы. Человеку поручаются обязанности, продиктованные особенностями религии. Чтобы освободиться от странствования, нужно полностью выполнить все задачи.

Выйти из замкнутого круга можно также с помощью некоторых элементов йоги. К этому приводит любовь к Ишваре (богу индусов), некоторыми методами медитации, а также использую карма-йогу — правильное выполнение предписания религии, но действия в этом пути не связаны с их последствиями. То есть человеку говорят выполнить конкретные поручения, за которые он потом ответственности не несет.

Закон сансары: основные постулаты

Индейцы внесли в свою философскую теорию перерождения элементы учения Будды — китайского верования. В это философское направление внедрили идеи буддистов о том, что сущность людей в перерождениях не изменяется. Изменяется их мировоззрение, восприятие мира и существование, если они будут делать правильные поступки. Когда человек делает людям подлые и плохие действия, в результате получит болезни, боль, унижение. Если поступает по отношению к другим правильно, делает добрые дела, получает радость, умиротворение.


Основные правила закона сансары (кармического закона):

  • человек своими поступками определяет себе качество жизни;
  • от добрых и плохих дел зависит дальнейшее перерождение — механизм бхавачакра.

Этот механизм имеет 12 основных звеньев, определяющих составляющие в понимании мира. Эти звенья имеют названия и обозначают структуру личности:

  1. Авидья — импульсы от кармы, которым человек должен следовать для выполнения своего предназначения.
  2. Виджаняна — у человека изменяется сознание в результате воздействия импульсов.
  3. Намарупы — внешность или психический облик, которые формируют сознание человека.
  4. Нама-рупа — субстанция, помогающая формировать шесть основных чувств.
  5. Аятана — ощущение сформированных чувств. К ним относят зрение, осязание, слух, вкус и ум человека.
  6. Спарша — научение человека в восприятии мира.
  7. Ведана — чувства человека, возникающие в ответ на ощущения.
  8. Тришана — желания, формирующиеся на основе уже возникших чувств.
  9. Упадана — человек становится привязанным к чувствам, он уже зависит от мыслей.
  10. Бхава — существование личности, появившееся на основе привязанности.
  11. Джати — перерождение человека, возникающее на основании перечисленных этапов.
  12. Смерть.

Закон показывает циклы, с которыми человек сталкивается, согласно этому философскому направлению. Любой поступок по сансаре, любая мысль или слово, обязательно оставят на карме свой след. Именно кармический след определяет, каким будет следующее перерождение.

Буддисты в ощущениях и мировосприятии пошли дальше — они отрицают любой след на карме для счастливого окончания жизни. По их мнению, настоящий буддист не должен «запятнать» свою карму следами. Человеку должно быть чуждо любое желание, чувство. При этом закон сансары обходит его, что приведет к нирване и вечному покою.

Описание колеса сансары

Древние храмы буддистов были украшены интересным цветным колесом. Это колесо сансары — символ круговорота бытия, не имеющего начала и конца.

фото 921

Расшифровка символа:

  1. В центре находится небольшой круг — это окружность с изображением коня и его трех голов. Они обозначают гнев, привязанность, неведение.
  2. Вторая окружность побольше. Она разделена цветом: одна половина светлого тона, другая — темного. Обозначает круг карму благую (светлый тон) и не благую.
  3. Дальше круг из 6 частей. Обозначает несколько рождений.
  4. В центре тело человека — расположение среди живых существ.
  5. Внешняя окружность — учение сансары. На ней изображены основные этапы жизни человека.
  6. Яма, крепко держащий колесо сансары — бог смерти.
  7. В верхнем углу расположен Будда — идеал человеческого существования, так как он находится в свободе.

Оборот колеса

Понятие сансары философы объяснили, но как быть со значениями колеса и его расшифровкой. Есть выражение: «колесо сансары дает оборот». В колесе есть 8 спиц, отвечающих за каждую жизнь новом теле, в течение которой накапливается карма. Каждая последующая жизнь копит все больше кармы. Когда карма накоплена, отработана, человек становится свободным. Дает оборот колесо в том случае, когда карма накопилась, а человек ее отработал.

Что значит состояние бардо?

Слово «бардо» означает промежуточное состояние между жизнью и перерождением в буддизме. Ранние философы считали, что по своему неведению человек постоянно находится в сансаре. Пока он не понял своего предназначения, не достиг просветления, он останется в состоянии бардо.

Как преодолеть колесо сансары?

Индия и Китай полны философских течений на тему перевоплощения, перерождения. Основной мыслью этих течений является избавление от кармы. Философы выдвинули рекомендации, как избавиться от постоянно текущего замкнутого круга. Для этого нужно многое осознать и переосмыслить:

  1. Природа — предназначение человека.
  2. Спокойно делать доброе дело без эмоциональной привязки.
  3. Делать то, что получается без усилий.
  4. Находиться в уединении.
  5. Знать меру в еде, речи, мышлении, похотях.
  6. Не проявлять эмоций.
  7. Видящий действия Природы, видит все.

фото 922

Восьмеричный путь освобождения

Философские взгляды Индии и Китая сходятся еще в одном аспекте. Существует «восьмеричный, то есть срединный путь освобождения». Этот путь указал Будда, он ведет к прекращению всякого страдания. В результате его прохождения человек освобождается от страданий в сансаре. Этот путь пролегает между самоистязанием и следованием мирским удовольствиям. Будда сам испытал его на себе, и призывал к следованию пути и других монахов, мирян. Он состоит из таких благ: мудрости, нравственности, духовной дисциплины.

Источник: mystroimmir.ru

(санскр. samsara = странствование, течение жизни, бытие) — под этим именем известно общераспространенное у индусов (брахманистов, буддистов и джайнов) учение о никогда не прекращающемся существовании души, вечно переходящей из одной земной тленной формы в другую (метемпсихоз, переселение душ).


ение это появляется впервые в определенной форме в Шатапатхабрахмане, а в упанишадах Чхандогья и Брхадараньяка уже вполне развито. В древнейшем ведийском периоде его, по-видимому, не существовало. Попытки указать зародыши его уже в Ригведе малоубедительны. Переходных ступеней между светлым древневедийским мировоззрением и мрачной верой в вечное странствование души от одной смерти к другой, с вечным же тяготением над ней кары за все содеянное, нельзя указать: учение это возникает в Индии как бы внезапно. Поэтому весьма вероятно предположение Гауга (Gough), что арийцы-индусы заимствовали его от первичных обитателей Индии при слиянии с ними: вера в продолжающееся и после смерти существование человека в форме животных и деревьев свойственна вообще всем первобытным народам (см. Переселение душ). Это заимствование могло, однако, послужить только первым зародышем, из которого индусы самостоятельно развили целое учение о постоянном, но изменчивом продолжении жизни и осложнили его еще учением о возмездии. Предположение, что в настоящей жизни награждаются добрые дела или наказываются худые, совершенные в прежнем существовании, должно было логично вести к распространению идеи возмездия и на прочие, прежние или будущие, существования, делая круговращение жизни не имеющим ни начала, ни конца, если только не будет разрушен закон, приковывающий существа к их мировому бытию. Paзрушение это может быть достигнуто избавительным знанием, которое предлагают индусу разные философские школы.

живых существ обусловливается поступками, поступки — желаниями, желания — незнанием истинной сущности и цены вещей. В этом незнании и заключается основная причина С. Вечно действующая сила заслуг и проступков определяет не только судьбу индивидуума в каждом его новом существовании, но также и происхождение и образование всех вещей, всю жизнь природы: каждое событие или явление затрагивает какое-нибудь существо, т. е., по учению о возмездии, вызвано было прежней жизнью этого существа. С. включает в себе и учение о периодическом возникновении и уничтожении вселенной в течение бесконечного ряда мировых периодов (кальпа; см.), возникшее еще в ведийскую эпоху.

С. Б—ч.

Источник: znachenie-slova.ru

Сансара — что это

Понятие сансары появилось еще до становления буддизма как одного из ответвлений философского учения. Первые упоминания встречаются в брахманизме в VIII – VII веках до н.э. в Ведах Упанишадах.

В этих древнеиндийских религиозно-философских трактатах излагались идеи о мироздании и законах Вселенной. Позже бхавачакра (воплощение сансары) становится частью буддизма и приобретает более самостоятельный характер.

Теперь сансара наряду с законами кармы объясняет причины и следствия жизни человека.

Она служит базисной основой не только для буддизма, но и для сикхизма, индуизма и джайнизма, а также некоторых других учений и направлений. На бхавачакре строится все понимание мира, его механизмов и особенностей влияния на каждую жизнь.

Все, что случается в нашей жизни – включая то, что должно было произойти, но не произошло, – неизбежно влияет на событийность и состояние нашего будущего.


То есть любые наши поступки, высказывания (и даже намерения и мысли) – это первозданные инструменты и одновременно строительный материал, посредством которых мы создаем собственную реальность.

Копнув глубже, обнаруживаем такую закономерность: каждый из нас, совершая любое деяние или даже только допуская какие-то мысли, непременно ощутит на себе в будущем все последствия, связанные с этими актами.

Такова суть причинно-следственных связей: то, что сегодня происходит, – всего лишь результат прошлых поступков, а то, что ожидает нас в будущем, становится результатом настоящих действий и мыслей.

Это и есть карма – линия судьбы, способная распространяться на последующие жизни. А накопление кармы – это основополагающий закон сансары, подразумевающий страдания, на которые обречен каждый человек, подвергаясь бесчисленным перерождениям.

Больше этих страданий или меньше – зависит от особенностей кармы (хорошая она или плохая).

Хорошая будет у человека, который вел праведную жизнь, совершал благие поступки, допускал только благостные мысли, а причинами плохой кармы становятся нездоровые страсти, невежество, дурные мысли, причиненное другим зло.

Кстати, первые упоминания о карме встречаются еще во времена, предшествующие рождению Христа.

Сансара же (иногда ее называют самсарой), как нечто более значительное, как своеобразное суммирование кармических характеристик, в дословном переводе с санскрита означает «вечное блуждание» или «движение без остановки».

И если карму можно уподобить отпечатку или «генетическому коду» судьбы, которую каждый человек берет с собой в новую жизнь после перерождения (реинкарнации),

то сансара – это непосредственно круговорот жизни, смерти и перерождений.

По сути это состояние души в новом времени и в новом теле.

Колесо сансары и содержание его сегментов

Чаще всего сансару изображают в виде разделенного на неравные сегменты круга.

Воплощение сансары – это образное олицетворение пути каждой души, пока та не достигнет нирваны.

Что касается еще одного названия – бхавачакры, – то оно заключает в себе все страсти, перерождения, трансформации, другие миры, взаимосвязи и привязанности.

Сансара же считается отображением всего того, через что проходит человеческая душа раз за разом, пока не разорвет кармический круг и не станет свободной от негативных последствий. Пока что из людей это удалось только просветленному Будде Шакьямуни.

В этом отображении заключена символическая совокупность всего сущего – всех миров, которых во Вселенной множество, и всего живого в этих мирах, что обязательно взаимодействует в совокупности.

Таким образом, круг сансары – это своеобразная визуализация цикличности событий и бесконечного круговорота мироздания, в котором нет ничего постоянного и неизменного.

Красочные изображения колеса сансары встречаются практически во всех буддистских храмах. Они размещаются при входе и могут исполняться в различных техниках:

  1. резьба;
  2. лепнина;
  3. живописная картина.

Традиционное исполнение чаще всего связано с принципами бхавачакры – ровного замкнутого круга, состоящего еще из четырех кругов, но меньшего размера и с другими изображениями.

Интересно, как располагается содержимое в каждом из кругов:

  1. круг центральный, или первый – здесь размещены изображения животных, но не всех, а только свиньи, петуха и змеи. Каждый образ олицетворяет человеческие пороки (то есть яд) – алчность и невежество, привязанности и страсти, злость и ненависть соответственно;
  2. второй – разделяется на две половины. Слева размещены изображения монахов и праведных мирян, а справа – изображения существ, которые стали оплотом греха;
  3. третий – делится уже на шесть неравных частей, олицетворяющих собой уровень сознания или мира (небеса, божества, люди, неупокоившиеся духи, животные, преисподняя). В каждой части, несмотря на ее значение, присутствует изображение просветленного Будды. Это символ, напоминающий о том, что спастись (выйти из круга мучений) может каждый;
  4. четвертый, последний и обрамляющий – олицетворяет 12 связей, которые сопровождают человеческую душу, проходящую свой собственный путь.

Вот таким содержанием наполнен символический океан жизни с водами, то поднимающими ввысь каждое живое существо, то опускающими его в бездну. И эти процессы рождения, взросления, старения, мучений и смерти находятся в бесконечном циклическом движении.

Это и есть сансара – замкнутая и неразрывная цепочка совокупностей и беспрерывных перерождений. Как говорил Будда, начало этой цепи – самый первый момент – увидеть (или хотя бы определить) невозможно.

!!! За время своих странствий, отшельничества и медитаций Будда Шакьямуни открыл немало истин. Именно соответствие им позволяет человеку обрести свободу, разорвав круг сансары.

Как разорвать бхавачакру

Прежде всего нужно избавиться от трех ядов, которые неизменно отравляют сознание человека. Очистившись таким образом, нужно сосредоточиться на духовном развитии.

И речь не только о том, чтобы соблюдать все правила буддизма и не пренебрегать его канонами (что это?) – нужны определенные усилия для объективного самоанализа, который поспособствует разрушению причинно-следственных связей, замкнувших человека в колесе сансары. Как это делается:

  1. попытайтесь осознать, из-за чего вы оказались в круге страданий – какие поступки, помыслы или деяния были отравлены алчностью, невежеством или злостью;
  2. определите условия, при которых вы могли бы освободиться от бхавачакры и перейти в другой, лучший сегмент колеса;
  3. совершите необходимые действия – избавьтесь от недостатков, верните долги, извинитесь перед людьми, которых обидели, и т. д.;
  4. далее неуклонно следуйте восьмеричному пути, который подразумевает постоянное преодоление препятствий в виде невежества, привязанности, гнева, глупости, ревности, зависти, гордыни, заблуждения.

Значение слова сансара

Возможно ли полностью разорвать сансару и достичь нирваны? Пожалуй, нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Верить или не верить – каждый решит для себя сам.

Так или иначе, мудрость Будды учит самому хорошему в жизни. Совсем не важно, разомкнется колесо или нет. Важно то, каким человеком ты будешь.

Источник: KtoNaNovenkogo.ru

Термин «сансара» переводится с санскрита как «процесс прохождения, протекания». Под сансарой подразумевается перевоплощение души из жизни в жизнь, из тела в тело, из одного мира в другой мир, из одного состояния сознания в иное.

Согласно ведическому и буддистскому воззрению, наша реальность – не более чем сон. Все живые (или, в буддистской терминологии, «чувствующие») существа, включая нас, однажды (в незапамятные времена, а может быть, и в безначальные) забыли свою истинную природу, что они все есть одно, а именно Брахман, или Бог, или абсолютная реальность, и затерялись в круговороте смертей и перерождений «чувственного» мира. Всё крепче погружаясь в плотный покров иллюзии (майи), они начали больше цепляться за материальные ценности, за свои страсти, желания и страхи и, цепляясь, стали совершать действия, направленные во вред себе и окружающим. Несмотря на то, что сансара – это сон, в ней есть определённые законы и закономерности, в частности, закон кармы, или причины и следствия. 

Что такое карма? Причинив кому-то вред, существо копит кармические долги по принципу «каждый должен испытать то, что он совершил». Не потому, что где-то есть карающий Бог, а потому, что восприятие причинившего вред меняется таким образом, что в нём поселяется гнев и страх, а они затем формируют вокруг него соответствующую реальность, и существо испытывает агрессию уже по отношению к себе. Или другими словами, и на абсолютном уровне восприятия, раз мы все – одно, то каким образом можно причинить вред кому-то, не причинив вреда себе самому?

С буддистской точки зрения, кармой является любое действие, имеющее результат: физическое действие, вербальное (выраженное только словом) и ментальное (выраженное только мыслью, желанием или страхом).

Таким образом, карма в буддизме — это закон причины и следствия, который распространяется на любое действие. Совокупность всех действий, которые существо совершило за всю жизнь, их общая направленность и энергия, определяют необходимость следующего рождения существа в сансаре и те условия, в которых оно будет рождено, а также то, к чему будет стремиться и сможет ли этого достичь.

Считается, что карма может быть благой или неблагой. В случае благой кармы человек рождается в среде, комфортной для жизни и при этом способствующей его развитию. Ему будут присущи благие устремления и психологические качества, помогающие достичь успеха. В случае неблагой кармы, человек вынужден жить в психически и физически тяжёлой атмосфере. Если в предыдущих жизнях он не посеял в своем уме благие устремления, то и в этом воплощении желания самосовершенствования у него не будет, зато будут пагубные склонности, унаследованные им из прошлых жизней: зависимости, болезненные пристрастия, тяготение к насилию или лени.

Значение слова сансара

Выйти из сансары, или достичь просветления, становится возможным только тогда, когда в течение множества жизней человек накопил достаточно «благих заслуг» — совершал действия на благо других существ, развивал осознанность и умножал на земле добро. В противном случае, если благих заслуг недостаточно, то в новой жизни, исходя из своей старой и новой кармы, человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так замыкается круг.

Таким образом, существо всё больше привязывается к иллюзии, и ему всё сложнее «осознать себя во сне». Оно начинает вращаться в колесе сансары (строго говоря, «начинает» — не совсем подходящее слово, потому что говорится, что у этого процесса нет начала), бесконечно перевоплощаясь из одного тела в другое в одном из шести миров, составляющих это колесо. Каждый мир – мир Богов, асуров, людей, животных, голодных духов и адов – символически отображает состояние сознания, мешающее сбросить туман Авидьи – неведенья – и достичь Мокши – освобождения от сансары, или воссоединения с Абсолютом.

колесо сансары

Вот как говорит об этом сутра Бодхисаттвы Кшитигарбхи:

Будда Шакьямуни сказал: «Естественные силы восприятия всех тех, кто ещё не был освобождён от мира Сансары, имеют неустановившуюся природу. Иногда они делают хорошие дела, и иногда они совершают грехи. Они получают в наследство Карму согласно их делам. Они должны перенести рождение и смерть, быть подвержены страданиям непрерывно в различных сферах океана страданий кальпа за кальпой. Они будут всегда в одном из следующих пяти состояний, и, подобно рыбе, они будут захвачены в сети. Они могут быть освобождены в течение некоторого времени, но будут захвачены снова».

Учение о сансаре уходит своими корнями в глубокую древность.

В индуизме сансара впервые упоминается в упанишадах Чхандогья и Брихадараньяка.

В буддизме можно выделить две основные легенды, связанные с колесом перевоплощений. Первая легенда связывает создание изображения сансары с самим Буддой Шакьямуни. Легенда гласит, что ученик Будды, Маудгала, или Мудгальвана (монг. Молонтойон), принял решение найти свою умершую мать, чтобы иметь возможность помочь ей. В своих поисках он посетил все «разделы мира», в которых она побывала в своих перерождениях. Выслушав рассказ Мудгальваны про его странствия, Будда повелел ему изобразить виденное, чтобы на основе этого изображения пояснять суть учения новоприбывшим ученикам.

Другая легенда иллюстрирует ценность и значимость изображения колеса перерождений. Согласно ей, некогда в Индии правил царь Бимбисара, во владениях которого в то время находился Будда Шакьямуни. Царь поддерживал дружественные отношения с другим царём по имени Утраяна. Однажды Бимбисара получил от Утраяны столь богатый подарок, что долгое время не знал, какой ответный дар преподнести.

Значение слова сансара

Когда он обратился за советом к Будде Шакьямуни, тот посоветовал ему вручить Утраяне картину, изображающую Просветлённое Существо и под ним круговорот сансары с написанными внизу строками Прибежища и наставлениями о нравственности. Будда добавил, что этот бесценный дар принесёт Утраяне огромную пользу.

По совету учителя царь заказал такую работу и по её окончании поместил картину внутрь трёх шкатулок из золота, серебра и меди. Бимбисара также отправил вперёд процессии с даром гонцов с посланием о том, что такой дар необходимо встретить со всеми почестями, всем царством, в красивом месте, украшенном цветами, и в присутствии свиты и войска. Полученное от гонцов известие так глубоко оскорбило царя Утраяну, что он уже собирался объявить войну Бимбисаре в ответ на столь надменное предложение встретить его дар. Однако в тот момент, когда царь и его свита увидели изображения Будды, колеса сансары и прочли наставления, которые были под ними написаны, у них зародилась очень глубокая вера. Высоко оценив этот дар, Утраяна принял прибежище в Трёх Драгоценностях и полностью отрёкся от десяти греховных деяний. Он подолгу смотрел на это изображение, размышлял о Четырёх истинах Святого и в конце концов достиг их полного понимания.

Чем же так полезно знание о колесе сансары и как оно может помочь именно нам?

Прежде всего, в колесе перерождений символически отображены главные препятствия на пути к счастью и освобождению, а также возможности преодоления этих препятствий.

В центре круга изображены свинья, петух и змея, что символически отображает три главные причины страдания существ: неведение, привязанность и гнев. Уже здесь внимательный наблюдатель сможет найти как минимум два скрытых указания на путь, ведущий к освобождению: во-первых, осознавать, как и когда эти три качества проявляются в его жизни, а во-вторых, развивать противоположные им добродетели: чистое видение, щедрость и доброту.

Далее во внешнем круге изображены шесть миров Сансары, или шесть преобладающих состояний ума. Они также полны символических объяснений и подсказок.

Мир Богов представляет собой счастливое, довольное, полное эстетического удовольствия состояние ума. Здесь человек не встречает никаких препятствий, всё происходит наилучшим образом и как будто само собой. Такое состояние иногда встречается даже у сильных духовных практиков, когда медитация представляет собой скорее наслаждение, а не работу над собой и соприкосновение с запредельным. Православным мистикам также известно такое состояние, описываемое ими как «впасть в прелесть».

Значение слова сансара

Не прикладывая никаких усилий, человек только «сжигает» свою благую карму и не движется вперёд. Слишком тепличные условия существования не способствуют глубоким изменениям и быстрому личностному росту. Таким образом, несмотря на господствующие здесь приятные эмоции, эту сферу бытия нельзя назвать оптимальной для развития. Для каждого мира, или состояния сознания, существуют свои методы развития, которые символически отражены в виде разных Будд, являющихся каждому миру различным образом. Будды проявляются в каждом мире, сияя разным цветом и с различными предметами в руках, отображающими искусные средства освобождения.

Перед миром Богов предстает белый Будда, держащий в руках лютню. Будда играет на ней мелодию непостоянства. Вспомните, когда вы в наилучшем расположении духа и наверху влюблённости или счастья, будете ли вы слушать лекции о правильной жизни? Поэтому Будда здесь не читает проповедей, он лишь напоминает о том, что всё хорошее когда-нибудь кончается, и никакие наслаждения не смогут заменить высшего блаженства нирваны – освобождения.

Второй мир, или второе состояние сознания – это мир асуров, или полубогов. Асуры находятся в постоянной вражде и неудовлетворенности по причине зависти, ревности и страсти. Они изображены борющимися с богами за обладание древом исполнения желаний. В этом мире уже есть активные действия, но энергия расходуется не в правильном направлении, а именно на бесконечное улучшение своего материального благополучия, увеличение своего влияния и власти и другие способы потакания своему эго. Перед миром асуров предстаёт зелёный Будда с пылающим мечом запредельной мудрости в руках. Это означает, что состояние безудержной активности, вызванной неудовлетворенностью, должно быть уравновешено пробуждением анализа, или «холодной головы».

Говорится, что в природе запредельной мудрости присутствует такое же стремление разрушить и убить, как и в состоянии гнева: убить всё то, что нереально и иллюзорно; мудрость уничтожает всё, что встает у неё на пути, всё, что не истинно, отлично от состояния Будды. Таким образом, важно лишь перенаправить эту энергию разрушения в созидательное русло.

Третьим миром является мир «претов», или голодных духов. В этом состоянии ума преобладает жадность, или непомерное желание получить что-то в таком объёме, в котором это невозможно переварить. Здесь также доминирует состояние неудовлетворённости, но оно проявляется не в попытках контроля и превосходства, как в мире асуров, а в чрезмерных желаниях и привязанностях, болезненных зависимостях.

В мире голодных духов проявляется красный Будда. Он вручает им ту пищу, которую те в состоянии потребить. Это означает, что, будучи в состоянии крайнего желания получить то или иное, нам следует прислушаться к себе и осознать, какую истинную глубокую потребность на самом деле замещает это желание. Может быть, к примеру, нам нужно столько есть, чтобы почувствовать себя в безопасности, и тогда следует позаботиться о реальном обеспечении своей безопасности вместо того, чтобы невротически заедать свой страх.

Четвертый мир – это мир ада. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал состояние настолько острой душевной или физической боли, что ощущал себя подобно мученикам в аду. Состояние, настолько острое, что из-за нервного срыва или болевых ощущений терял всякую осознанность и связь с этим миром, полностью погрузившись в эти тяжёлые ощущения. Что же может предложить Будда существам, находящимся в таком положении? В адском мире проявляется Будда дымчатого цвета, который протягивает мученикам нектар, амриту. С одной стороны, это действие Будды можно трактовать как то, что после таких мучений существам просто нужна передышка, что и символизирует нектар. С другой стороны, амрита, как отмечает в своем толковании Санкхаракшита, во многих буддистских текстах является синонимом нирваны: «Будда дымчатого цвета подаёт существам ада не только амброзию, но и нирвану. Это означает: когда мы находимся в состоянии острого страдания, следующей ступенью будет достижение нирваны, то есть наши страдания ничего не оставляют нам более, как погрузиться в нирвану. У нас нет другой опоры, все мирские надежды потонули.

Существует словно сродство между интенсивным душевным страданием и возможностью высокого духовного достижения». Этот парадокс духовной жизни мы ещё рассмотрим подробнее ниже.

Пятым миром является мир животных. В этом мире преобладают примитивные потребности поиска пропитания, безопасности и продолжения рода. Удовлетворивший потребности пребывает в сытом довольстве, а сталкивающийся с препятствиями на пути к их достижению ведёт себя как зверь – прячется или впадает в ярость.

Синий Будда предстает перед миром животных, держа в руках книгу. Диким существам нужно, прежде всего, стать цивилизованными, обретя какие-то знания, впитав основы этики и нравственного поведения. А уже потом постепенно задумываться о духовной жизни.

И, наконец, последний мир — это мир людей. Мир людей находится в некотором роде посередине колеса, это некая точка баланса всех вышеперечисленных миров. В подлинно человеческом состоянии человек не опьянён экстазом, как в мире Богов; не подчинён ярости и попыткам контроля и завоевания, как в мире асуров; не мучается непереносимыми страданиями адских миров и не вожделеет с жадностью, как в мире голодных духов. Он также не пребывает в бессмысленно-чувственном восприятии окружающей действительности подобно животным.

В этом состоянии человек не настолько погружён в страдания, чтобы потерять всякую осознанность, и в то же время не настолько счастлив, чтобы не понимать, что следует стремиться преодолеть свою ограниченность. И именно в этом состоянии возможно духовное развитие – хотя парадокс в том, что многие люди переживают это подлинно человеческое состояние сознания редко или даже практически не переживают вовсе.

Миру людей является Будда шафранно-оранжевого цвета. У него в руках чаша для подаяния и посох с тремя кольцами — атрибуты монаха и духовной жизни. Это означает, что, когда мы достигли человеческой стадии, следующей нашей ступенью должно стать посвящение себя полностью задаче духовного развития.

Буддистские тексты красочно подчёркивают ценность человеческого рождения, преимущества которого ни в коем случае не следует упускать:

Цогьял, необходимо практиковать учение, которое даёт освобождение от сансары! Если этого не делать, будет чрезвычайно трудно снова обрести такое же тело, наделённое свободами и достоинствами. Трудно ли обрести подобное человеческое тело? Найти его столь же трудно, как горошине, бросаемой в стену храма, прилипнуть к ней; столь же трудно, как черепахе просунуть голову в ярмо, плавающее в океане; столь же трудно, как бросить горчичное зерно сквозь ушко стоящей иглы.

гуру Ринпоче, Падмасамбхава

Итак, мы коснулись ценности человеческой жизни и некоторых шагов к освобождению из цикла Сансары.

Как выйти из круга сансары – основы методов, предложенных буддизмом и йогой для достижения просветления, будут рассмотрены ниже.

Как отмечает исследователь ламаизма Кочетков А.Н., колесо, у которого нет ни конца, ни начала, великолепно характеризует принцип абсолютности движения в нашем иллюзорном мире, где всё постоянно меняется. Однако есть в сансаре и нечто неизменное, а именно – неизбежность перемен, а значит, неизбежность разрушения и смерти, и здесь находится ещё одна лазейка для достижения освобождения.

Лама Цзонкаба считал, что именно отсутствие ясного понимания неизбежности смерти препятствует овладению открытыми буддизмом «законами спасения». Каждый из нас вытесняет мысли о непостоянстве и смерти, подсознательно полагая, что с ним не случится внезапной смерти, что такое возможно только с кем-то другим. В свою очередь, такая обманчивая надежда на долгую, а то и вечную, жизнь направляет ум к привязанности, к наслаждениям, накоплению, зависти, гневу и подобным чувствам. Здесь можно вспомнить истории смертельно больных людей, которые вдруг остро осознавали, что им осталось жить несколько месяцев или лет, и в большинстве случаев эти люди отмечали, что словно заново родились, начали воспринимать жизнь ярче, жить проще и счастливее. Таким образом, чёткое осознание и напоминание себе о неизбежности смерти отвращает ум от временного и одновременно даёт больше душевного спокойствия.

Это время можно уподобить одному обеду, выпавшему за сотню дней, – не веди себя так, будто у тебя избыток времени! Настало время, когда один миг лености будет иметь долгие [дурные] последствия – радостно посвяти себя духовной практике! Настало время, когда один год упорной практики принесёт счастье на все грядущие жизни – постоянно пребывай в практике Дхармы! Я постоянно испытываю жалость к существам, которые покидают эту жизнь с пустыми руками!

(Наставления Падмасамбхавы)

Значение слова сансара

Кроме осознания непостоянства, существуют ещё два пути, которые мы немного затронули вначале при обсуждении изображения центра колеса. Как Вы помните, в него помещены трое животных, символизирующих гнев, привязанность и невежество, на которых держится вся сансара.

Первый путь состоит в том, чтобы осознавать проявления этих трёх эмоций в нашей повседневной жизни или на коврике для йоги, или в медитации. Любое ощущение, которое мы испытываем, провоцирует в нас ответную реакцию, будь-то радость (и тогда мы стремимся повторить его, и зарождается привязанность), отвращение (и следующее за ним страдание при невозможности его остановить) или нейтральный эмоциональный фон. Внимательно наблюдая за тем, как ощущение переходит в реакцию, мы, во-первых, перестаём реагировать и жить автоматически (как, к сожалению, живём большую часть времени жизни), что ведёт к более осознанной и счастливой жизни свободного человека, а не человека-автомата, а во-вторых, получаем шанс постепенно или внезапно испытать самадхи.

Как мы можем следовать первому пути в нашей повседневной жизни? Если какое-то обстоятельство или некий человек выводят нас из ровного состояния, следует несколько мгновений просто побыть в этом, прежде чем реагировать – «застыть, подобно древу», по рекомендации Шантидевы:

«Когда в уме возникнет привязанность или гнев, воздержись от деяний и слов и застынь [неподвижно], подобно древу».

За эти несколько мгновений можно поймать, какая из негативных эмоций сейчас одержала верх, и проанализировать, отчего она возникла и оправдано ли её переживание в этой ситуации. Это – момент творческого созидания своей жизни, когда мы не бездумно и эмоционально реагируем первым попавшимся и привычным способом, а сознательно выбираем, какую реакцию выдать в ответ. Стоит отметить, что здесь важно осознавать первоначальную эмоцию, например, гнев – проговорить про себя: «Я злюсь на это и на то». Потому как простое замалчивание и вытеснение негативных эмоций ведёт к нечестности перед собой и другими, хроническому напряжению и болезням.

Заметим также, что если в начале такой практики реакция на внешний раздражитель происходит автоматически и настолько быстро, что мы не успеваем её отследить, не то что трансформировать, то постепенно, прикладывая усилия, можно заметить, что время между ощущением и реакцией увеличивается всё больше и больше, предоставляя нам возможность осознавать этот процесс и воздействовать на него.

В курсах длительной медитации, подобных Випассане, именно наблюдение за своими ощущениями при сохранении неподвижности тела является основой для практики. Многие практикующие знакомы с таким феноменом, как исчезновение болевых ощущений в ногах при долгом сидении, когда обращаешь на боль своё внимание и просто безучастно наблюдаешь за ней в течение длительного времени. То же происходит и со страстными желаниями, и с яростным возмущением, если дать им некоторое время развернуться во внутреннем пространстве психики и свернуться обратно, в небытие.

В этом месте можно добавить, что, строго говоря, существуют два пути достижения освобождения от сансары, или, технически выражаясь, недопущения того, чтобы вслед за ощущением у нас появились реакции-желания или отвращения, и чтобы колесо жизни не совершило очередной цикл. Есть «постепенный путь» замедления колеса сансары через развитие осознанности, накопление добродетелей и наблюдение за собой, а есть «внезапный путь», обычно при помощи просветлённого мастера, когда колесо одним махом разбивается вдребезги.

Часто «внезапный путь» открывается перед людьми, у которых не осталось «зацепок» в этом мире – опустошённых, всё потерявших и испытывающих острое горе. Такие люди могут всецело предаться практике и достичь высоких результатов за небольшой промежуток времени. «Внезапный путь» возможен также для тех, в ком зародилось глубокое доверие к учению и учителю, кто больше не тратит энергию на сомнения и другие возможности, а сконцентрирован только в одном направлении.

Многие тексты подчеркивают значимость развития веры для успешной практики:

Цогьял, чтобы вырваться из сансарного бытия, нужно обладать верой в путь освобождения.Вера же рождается не сама собой, а вследствие причин и условий. Вера возникает, когда ты всем сердцем воспринимаешь непостоянство. Вера появляется, когда ты помнишь о причине и следствии. Вера рождается при чтении глубоких сутр и тантр. Вера рождается, когда тебя окружают верующие. Вера рождается, когда следуешь учителю и наставнику. Вера рождается, когда переживаешь горе. (…) Вера рождается, когда видишь страдания других существ. Вера рождается, когда размышляешь об изъянах сансарного бытия. Вера рождается, когда читаешь близкие тебе священные учения. Вера рождается, когда прозреваешь достоинства возвышенных существ. Вера рождается, когда получаешь благословение от своего учителя. Вера рождается, когда соберёшь особые накопления. Мой совет, никогда не отходи от причин возникновения веры!

бодхисатвы

Развитию и укреплению веры тексты приписывают многие ценные результаты на пути:

Вера подобна неисчерпаемой сокровищнице: она обеспечивает все потребности и нужды. Вера подобна человеческим рукам: она собирает корни добродетели. Вера подобна быстроногому скакуну: она несёт к цели – освобождению. Вера подобна слону, способному нести огромную поклажу: она ведёт всё выше и выше. Вера подобна сверкающему ключу: она проявляет изначальную пробуждённость.  Если из глубины твоего сердца забрезжила вера, – все благие качества станут огромной горой!

(Наставления Падмасамбхавы)

Однако, существует мнение, что для западного человека «внезапный путь» гораздо менее характерен. Во-первых, в силу большего упования на интеллектуальную составляющую опыта, мы будем сомневаться до тех пор, пока не прочувствуем всё на себе, а некоторые продолжат сомневаться даже в случае переживания непосредственного опыта запредельных состояний, спишут всё на изменённое состояние сознания, повышенную внушаемость и ошибки восприятия.

Во-вторых, в нашей культуре силён индивидуализм: нам ценна наша личность и её история, и мы не готовы обесценивать весь свой многолетний путь творческого приспособления к социуму, полный боли и радости, ради далёкого и несколько абстрактного просветления.

В-третьих, западным людям может быть сложнее достичь того ровного и спокойного состояния ума, с которого, собственно, все практики только начинаются, и на это тоже есть несколько причин. Одной из причин, несомненно, является особенность современного мира, представляющая собой высокоинформативную действительность и нашу жизнь, проходящую в чрезвычайно плотном поле идей, чувств и ощущений, в котором не так-то просто замедлиться. Другой причиной является обилие психологических проблем и психических травм, тянущихся уже из детства, которые отвлекают на себя внимание и забирают большую часть энергии. Сложно сидеть и медитировать, если все мысли заняты только тем, как на вас смотрят окружающие, или если всплывают травматические эпизоды прошлого каждый раз, когда вы закрываете глаза.

Значение слова сансара

Кроме того, при нерешённых личностных трудностях, есть опасность погрузиться в духовность, чтобы избежать решения этих трудностей. Например, при страхе и неумении адаптироваться в социуме, человек может поселиться в ашраме, где кормят и предоставляют крышу над головой, не требуя от человека решения сложных задач и взятия на себя ответственности за свою жизнь. В буддистских монастырях учитель всегда беседует с каждым учеником и направляет его на пути с тем, чтобы он развивался, а не ускользал от решения своих проблем. Учитель может посоветовать особенные практики для каждого, соответствующие его уровню понимания и особенностям характера. В нашем обществе и в наше время далеко не каждый может быть в таких отношениях с учителем, поэтому хорошо, когда есть кто-то со стороны (желательно беспристрастный и с чистым видением), кто может наблюдать за вашим ростом и давать обратную связь по происходящему с вами на пути – наставник, которому вы доверяете, мудрые друзья из вашего духовного сообщества. «Постепенный путь» реализуется посредством постепенной подготовки своего тела, ума и уровня энергии к более спокойному и находящемуся на более высоких вибрациях существованию и, шаг за шагом, к достижению освобождения.

В йоге «постепенный путь» наиболее целостно изложил Патанджали в Йога-сутрах, в предложенной им восьмеричной системе саморазвития:

Посредством асан достигается стабильный уровень энергии в теле, прорабатываются наиболее грубые загрязнения и блоки в физическом и эмоциональном плане. Посредством пранаям, дыхательных упражнений, очищается тонкое тело практика. Соблюдение ямы и ниямы, этических предписаний, согласно которым рекомендуется развивать добросердечность, честность, чистоту, щедрость, удовлетворённость, регулярно практиковать и мысленно отдавать всё достигнутое на благо всех существ, не привязываясь к плодам своих действий – энергия направляется в правильное русло и очищается негативная карма в уме, а также формируется новая благая карма.

Важность развития добродетелей, или парамит, отмечается многими авторами:

Совершенствуй эти безмерные парамиты: 
Щедрость, нравственность, терпение, усердие, дхьяну и мудрость. 
И преодолев океан сансары, 
Стань Владыкой Победителей!
Муни назвал небеспечность основой бессмертия (т.е. Нирваны), 
А беспечность источником смерти (т.е. сансары). 
Потому постоянно будь усерден и предан, 
Дабы развить свои добродетели (благие качества). 

(Сухрилекха. Послание к другу)

В буддистских текстах особенное место среди добродетелей, способствующих освобождению, отдаётся Бодхичитте – развитию такого состояния ума, в котором мы, прежде всего, заботимся о благосостоянии других, а затем уже о своих нуждах и потребностях:

Да буду я защитником для беззащитных,
Проводником – для странствующих.
Да буду я мостом, лодкой или плотом
Для всех, кто желает оказаться на том берегу.
Да стану я островом для жаждущих увидеть сушу
И светочем – для ищущих света.
Да буду я ложем для изнурённых
И слугой – для нуждающихся в помощи.
Это – всесильное снадобье,
Исцеляющее мир от болезней.
Это – древо, у которого отдыхают все существа,
Уставшие блуждать по дорогам бытия.

Если вдуматься, то только человек, находящийся в подлинно человеческом состоянии сознания, способен на такое: проявить глубокое сочувствие к другому существу и оказать ему помощь, даже в том случае, если ему самому приходится нелегко – «отдать последнюю рубашку». Именно на это качество и следует, в первую очередь, опираться в практике и в движении к просветлению.

Выход из сансары. Для чего?

Говорят, что Будда – это тот, кто уже через всё прошёл, поэтому ему не интересны больше мытарства сансары, и он может сконцентрироваться на достижении освобождения. Вероятно, что многие из нас сейчас не на таком уровне и ещё надеются получить от обусловленного мира свой кусочек простого человеческого счастья.

Так что, если это сейчас про вас, то Бог с ним, с просветлением, просто будьте людьми в высшем смысле этого слова, и не когда-нибудь, а здесь и сейчас, чтобы не пришлось покидать этот мир «с пустыми руками».

Невероятно трудно обрести драгоценное рождение –
Средство достижения высшей цели человека.
Если теперь я не воспользуюсь этим благом,
Когда оно встретится снова?
Как молния вспыхивает на мгновение
В непроглядном мраке облачной ночи,
Так и благая мысль, силою Будды,
Лишь на миг появляется в мире.

Значение слова сансара

Литература

  1. buddhayana.ru/
  2. Джон Корнфилд: «Путь с сердцем»
  3. Кочетков А.Н. Ламаизм: неумолимое «колесо перерождений»
  4. Колесо Сансары. Пратитья Самутпада
  5. Наставления Падмасамбхавы: «Побуждение к духовной практике»
  6. Сангхаракшита: «Буддизм. Основы пути»
  7. Сутра Бодхисаттвы Кшитигарбхи. Глава IV. Недобродетельные действия и возмездие кармы для людей мира сансары
  8. Сухрилегха: «Послание к другу»
  9. Йога-сутры Патанжали
  10. Шантидева: «Путь бодхисаттвы»

Источник: www.oum.ru


Categories: Другое

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.