Духовно-нравственное воспитание личности, особенности его реализации в современных условиях

Содержание

Введение

.Понятие духовности и морали. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания личности

.Методы воспитания духовности и нравственности в среде детей и молодежи

.Основные проблемы реализации нравственно-духовного воспитания в современном обществе и пути их решения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

нравственный воспитание мораль

Социально-экономические и духовно-культурные преобразования начала XXІ века актуализировали идею гуманизма, привлекли внимание к проблемам человека и человечества. Все более очевиднымявляется тот факт, что глобальный цивилизационный кризис обусловлен, прежде всего, девальвацией духовно-моральных ценностей общества. Поэтому важнейшей задачей в контексте глобальных проблем человечества являетсянравственное воспитаниеличности, формирование моральной культуры, что отвечала бы гуманистическим запросам нашего времени. Актуально воспитание человека, способного ориентироваться в сложной социокультурной ситуации, строить взаимоотношения на основе взаимопонимания, толерантности, человечности.


Образовательная и социальная политика РФ также обусловлена данной проблематикой, о чем свидетельствует ряд принятых на государственном уровне документов. Так, в Семейном Кодексе РФ в ст. 63 указано, что родители должны заботиться «о духовном и нравственном развитии детей». Право ребенка на духовно-нравственное развитие закреплено в Федеральном законе«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в новых Федеральных государственных образовательных стандартах. От того, насколько образовательная практика страны будет отвечать новым социальным требованиям, решающим образом зависят перспективы интеграции ее в общемировоекультурное пространство на основе стратегии стойкого развития, провозглашенной Конференцией ООН в Йоханнесбурге (2002). В социально-педагогической теории и практике утверждается идея развития целостного мировоззрения, воспитания у подрастающего поколения чувства причастности ко всему, что происходит на планете, и моральной ответственности за последствия своей деятельности относительно других людей, природы, общества, самого себя (положения концепции ноосферы В.Вернадского).


Итак, очевидна общественная значимость проблемы, потребность поиска новых социально-педагогических тактик и технологий духовно-нравственного воспитания личности.

1.Понятие духовности и морали. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания личности

Развитие свободной, гуманной и ответственной личности непосредственно связано с системой ееморально — духовных ценностей. Ведь духовность, нравственность так или иначе предусматривает выход за границыэгоистических интересов, личной пользы и сосредоточенность на морально — духовной культуре человечества. Поэтому и цели,и намерения духовно и морально зрелой личности, укорененные в системе сверхиндивидуальных ценностей, выполняют функцию высшего критерия ориентирования в мире и почвы для личностногосамоопределения.

Однако, что следует понимать под духовностью и моралью? Существует довольно много разрозненных определений. Попытаемся подытожить их.

Мораль — это система взглядов и представлений, норм и оценок, регулирующихповедение людей, а также это непосредственное человеческое поведение (мотивы поступков, результатыдеятельности, чувства, мнения в человеческих отношениях). Это сфера субъективныхпредставлений человека о добре и зле.

Нравственность — это практическая сторона морали, которая воплощается в поведениилюдей. Это способность совершать добрые поступки не по принуждению, а благодарявнутреннему сознанию, по принципу добровольности.


Духовность рассматривают иногда как всестороннее развитие личности,формирование высоконравственной, эстетично развитой личности, которая умеет творить и строить отношенияпо законам красоты. Порой ее трактуют как внутреннее качество личности, один из факторов сознаниячеловека. Психологи под духовностью понимают творческую способность личности ксамореализации и самосовершенствованию, что предопределяется такими особенностями когнитивно-интеллектуальной, чувственно-эмоциональной и волевой сфер, которые являютсянеобходимыми для успешного формирования и реализации потребности вцеленаправленном познании и утверждении в ее жизнедеятельности истины,общечеловеческих этических и эстетических ценностей, осознание единства себя ивселенной.

Духовное развитие некоторые исследователи трактуют как«иерархию метамотивов и потребностей,исходя из которых, личность оценивает себя, других, окружающую среду».Наиболее важными длядуховного развития они называюттакие потребности, как: самоуважение, познание мира и себя, смысл жизни,восприятие и воспроизведение красоты, осуществление добра и справедливости, достижениепсихического совершенства.

Итак, мы видим, что духовность рассматривается психологами как интегрированноекачество личности, которая объединяет все ее компоненты: интеллектуальные, моральные, волевые,эстетические. При их гармоничном сочетании личность стремится к приоритету общечеловеческих ценностей, избегая чрезмерной гордости, эгоизма.


Р.С. Буре связывает духовность со сферой культуры. По егомнению,духовность — это сложный психический феномен самоосознания личности,внутреннее восприятие, присвоение ею сферы культуры, очеловечение,«врастание» внеё и понимание как собственного достояния.

Таким образом, обязанность педагога состоит в том, чтобы сформировать у воспитанника стойкую психологическуюустановку на постоянную и нелегкую воспитательную деятельность, которая требует максимальной концентрации его ума,чувств и воли. Любой успех в деле становления личности должен переживаться ею как удовлетворенностьсобственной жизнью, как праздник, которого нельзя достичь без приложения усилий.

Чтобы это стало реальностью, хотя бы частично, у воспитанника вырабатывают представлениео жизни не только как оявлении биологическом, а, прежде всего, как о явление высшего, духовного уровня. То есть речь идет о смысле жизни. Поэтому, даже физиологический акт в сознании субъекта должен бытьдетерминирован определенной социальной мотивацией. То или иное бытовое или коммуникативное действие должнослужить единому стремлению — морально — духовному развитию личности.

В воспитании духовно — моральной личности, которая не действует в разрез с общепринятой культурой, видное местозанимает эстетика духовности.


верждаются эстетические переживания относительно морально — духовнойсферы как составляющей бытия человека. Формируются представления о прекрасном в области человеческих чувств и отношений. Воспитывая у молодежи эстетические чувства лишь к материальным предметам (естественные явления, вещи, достояния культуры), педагоги только обедняют ее мировосприятие. Духовная красота останется для нее закрытой, а значит, будут формироваться личностидалёкие от нравственного совершенства. Следовательно, усвоение морально-этетических ценностей должно сопровождаться их эстетизацией. И, наоборот, должна всячески избегаться эстетизация аморальности и зла.

На основе анализа общественно-политических, философско-педагогических иорганизационно-педагогических основ духовно-морального воспитания детей вхронологических границах исследования мы определили такие периоды духовно-морального воспитания в истории отечественногообразования: христианскаяпедагогика Просвещения и духовно-моральное воспитание детей в образовательныхучрежденияхРоссийской империи (XIX -начало ХХвв.); альтернативные подходы к духовно-нравственному воспитанию в школах и ВУЗах советского периода ХХ в.; духовно-нравственное воспитание детей в учебно-воспитательных учреждениях после распада СССР конца ХХ — начала ХХІ в.

Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания личности были заложены Н А.


рдяевым, С.Н. Булгаковым, Н.А. Добролюбовым, Н.А. Корфом, Н.И. Пироговым, Д.И. Писаревым, М.М. Рубинштейном, К.Д. Ушинским, Н.Г. Чернышевским, и др. Позже к ним присоединились методики таких известных педагогов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.К. Гончарова. На сегодняшний день проблемами разработки комплексного подхода к духовному и нравственному воспитанию подрастающего поколения посвящены труды С.Ф. Анисимова, Р.С. Буре, Б.С. Братуся, С.В. Кульневича, В.В. Николинойи др.

Из зарубежных учёных и мыслителей особое внимание проблеме нравственного воспитания уделяли И. Кант, А.Дистервег, Г. Спенсер, Я. Корчак, Р. Штайнер и др.

Современные педагоги должны использовать их наработки, стремясь также освоить зарубежный опыт, ведь РФ и ее образовательная система неизбежно вливаются в культурное и образовательно пространство мира.

Поэтому современное духовно-нравственное воспитание, по нашему мнению, должно включать в себя элементы христианской морали, патриотического воспитания с одновременным привитием представлений о толерантности имультикультурализме, эстетическое воспитание с учетом современных морально-этических проблем и вызовов времени.

В нынешних условиях экономического и духовного кризиса в обществе часть людей утратила веру, и потеряланастоящие идеалы высокого назначения человека. Прагматизм и рационализм воспитания детей в семьи и школе неспособны сами по себе создать целостную картину мира.


енно поэтому необходим коренной пересмотр духовных иморальных основ формирования личности. Прежде всего, необходимо вернуть людям высокиедуховные идеалы. В сфере духовных идеалов, как основополагающих ценностей человека, ведётсянепрерывнаяборьба за самого человека. И это, следует отметить, люди знали давно (с этой точки зрения следует опираться на культуру и философию, наследие античности, эпохи Возрождения). Ведь настоящие духовные ценности, идеалыможно заменить псевдоценностями, псевдоидеалами.

. Методы воспитания духовности и нравственности в среде детей и молодежи

На основе изложенного выше, мы полагаем, что современное духовно-нравственное воспитание личности должно осуществляться по двум направлениям: привитие христианских и общечеловеческих моральных ценностей и использование произведений искусства с целью этико-эстетического воспитания.

Начиная с первых религиозных книг — Ветхого и Нового Завета, составляющих Библию, происходило становлениеосновоположных христианских ценностей. Они именуются добродетелями и в их числе: благоразумие, справедливость, мужество, честность, правдивость, верность слову. А также главные качества души: вера, надежда,любовь и милосердие. Постоянными моральными образцами, канонами являются десять христианскихзаповедей, которые также приняты в иудаизме и исламе.

Христианство, его базовые ценности стали источником и основой для синтеза в Европеморальных идей античности — истины, добра, красоты — с христианскими постулатами.


ормировалось активноеотношение человека к миру универсальности, не связанное с любыми политическими и этническимирамками, а личностьстала рассматривать как носитель исторической ответственности. Начиная со Средних веков, христианство формировало культурную традицию и обеспечивало культурное единство сначала Западной Европы, а постепенно мира в целом. Христианские культурные ценности стали основанием развития всей культуры,особенно музыки, живописи, литературы. Они интегрировались с другими родственными смыслами, например,моральными ценностями определенного народа, моральными обычаями и традициями, выстроили ценностныймир семьи, отношений детей, родителей, дружбы.

Безусловно, в современном секуляризированном мире не все родители и дети будут готовы к сугубо религиозному воспитанию. Поэтому речь идет скорее о синтезе христианских ценностей и современных общечеловеческих ценностей гуманизма.

Также необходимо строить воспитание с учетом возраста. Количество ценностей ограничено для восприятия и осознание личностью, а внутренний мир ребёнка — своеобразен и богат.Поэтому цель педагогического влияния становитсяприобщениидетей к тем христианскимценностям, которые имеют универсальное гуманистическое значение, абсолютный характер. И, что важно длявоспитания, к ценностям с положительной направленностью.


Цель конкретизируется через систему задач, а именно:

пробуждение у ребёнка желания быть моральной личностью;

рассмотрение христианских ценностей как основы развития общественно значимых черт и качеств личности;

формирование у детей и молодежи нравственного сознания на основе формированиянравственных отношений между детьмипутем включения их в стихийную или специально организованную деятельность;

формирование у детей понимания и личностного отношения к сущностным вопросам о смысле и целижизни человека;

выработка этико-эстетического отношения к жизни и к своей жизнедеятельности;

формирование моральной культуры, толерантностипо отношению к другим культурам и традициям;

развитие добродетелей и положительных моральных качеств ребёнка, побуждение к самосовершенствованию;

поддержка способностей, культурного творчества, направленного на личностное саморазвитие.

Могут использоваться методы убеждения, примера, стимулирования, например, поощрения. Целесообразно организовывать тематические классные часы, беседы, специальные мероприятия, например, посещения музеев, знакомство и привлечение детей к волонтёрской деятельности. Могут проводиться ролевые игры, инсценировки, ставится спектакли, показываться документальные и художественные фильмы и мультфильмы с этической проблематикой. Важно приобщать к работе и родителей, семью. Следует на ранних стадиях выявлять проблемы в нравственном развитии детей, привлекая к работе социальных педагогов и психологов.


Особое место занимают формы и методы работы, которые приобщают детей к художественно-музыкальному миру, миру искусства, где запечатлены гуманистические ценности, где объединяются традиционные методы с художественной деятельностью самих детей -живописью, лепкой, декоративно-прикладным искусством, музицированием, драматизацией и т.п.

Конечным результатом применения всех активных и пассивных методов воспитания должно стать формирование нравственных чувств, убеждений и отношений, как отражения духовного уровня личности, усвоения еюнравственно-духовных ценностей и идеалов.

Нравственные чувства — эмоциональная составляющая духовной деятельностиличности, которая характеризует ее внутреннюю позицию, отношение к людям, к самой себе, к явлениямобщественной жизни, к обществу в целом. К таким чувствам относят чувство любви, доверия, сочувствия,сопереживания. А также предполагается отвержение зависти, ненависти, гордости и т.п. Их характерная особенность — деление ценностей наположительно значимые и отрицательно значимые, а также нейтральные, что предусматривает выбор, коллизию, позицию, принятиерешения.

Следующая составляющая нравственности — моральные убеждения, т.е. укоренившиеся нравственные чувства и представления(нормы, принципы, идеалы), которые человек считает обязательными для исполнения, следования им. Моральные убеждения даютвозможность человеку осуществить то или иное действие, поступок с пониманием необходимости и целесообразности поведения.

И,в конечном итоге, формируются моральные отношения как составляющая нравственности, духовности.Они возникают в процессе деятельности человека, из его действий,поведения, их можно классифицировать по смыслу, форме, связям; в основе моральных отношений такжележит определенная позиция, которая сложилась согласно идеалам, нормам и принципам и т.п.

Как было отмечено нами и замечено многими исследователями этическое и эстетическое имеют тесные связи.Влияние искусства на развитие духовности предопределяется тем, что художественные произведения могут опосредованнопередавать наиболее интимные процессы внутренней жизни индивида, раскрыть сложный комплекс егосознательных и несознательных реакций. Проникновение в глубокий смысл искусства требует напряжённых переживаний,раздумий, диалогов с самим собой, что связано как с субъективной реальностью существования произведения, так и свнутренней диалектикой воспринимающего. По мнению Гегеля, потребность в общении с искусством возникаетпод действием стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представить его как предмет, вкотором он узнает своё личное «Я». Гегель полагал, что размышляя над художественными произведениями,человек может подняться допостижения высших духовных ценностей. Эти ценности уже заложены в нем, и через нихон лишь познает себя.

Духовное озарение всегда связано с особым наслаждением или страданием, переводящим отношениечеловека к художественному произведению из повседневной сферы в эстетическое пространство. Духовное наслаждение отличается отличностных чувств, которые возникают в процессе восприятия, поскольку его специфика заключается в возвышении надсущностью самого художественного произведения. Под влиянием художественных образов непосредственные чувства переходят вэстетические, этические, гуманные представления субъекта.В этих представлениях духовность приобретает своё реальное выражение какценностный акт общения с прекрасным, направленный на самопознание своей идеальной сущности. Именно вэтом проявляется характер эстетическихобъектов, которые выступают способом развития духовностичеловека.

Народное искусство также может служить инструментом патриотического воспитания, сохранения и передачи традиций, формирования у детей уважения к семье, народу, любви к родине. Прикладные занятия искусством на уроках (рисование, лепка и пр.) позволяют снять напряжение, служат в качестве арт-терапии. А рукоделие, прикладные искусства приучают ребёнка к труду. У младших школьников развивается мелкая моторика.

Но помимо лепки, пения, танцев, необходимо и знакомство с произведениями искусства, формирование навыков восприятия художественных произведений. С этой целью очень важно организовывать посещение художественных музеев, выставок, литературных встреч, театров и др. мероприятий культурной жизни родного города, региона, а также поездки в другие города. Ведь сама архитектура является одним из прекраснейших искусств. Да и путешествия способствуют выработке толерантного отношения к другим людям, народам, культурам.

К тому же овладение навыками восприятия художественных произведений позволяет развивать светский аспект духовности. Ведь духовность и нравственность, в конечном счёте, — это своеобразное интеллектуально-чувственное, эмоциональное состояние личности, существующее наположительном фоне поведения и деятельности человека и характеризующее его как целостное существо.

Духовность, как и счастье, существуют тогда, когда человек сам ощущает их наличие в своемсобственном «Я», равно как окружающие, что общаются с таким психофизическим «Я»,осознающие, что перед ними, действительно, человек высокой духовности во всех проявлениях егожизнедеятельности и творчества. Истолкование духовности как интегрированногопонятия обязательно должно охватывать и его социальную, и психологическуюсоставляющие.

. Основные проблемы реализации нравственно-духовного воспитания в современном обществе и пути их решения

В реализации задач духовно-нравственного воспитания на современном этапе развития нашей системы образования и воспитания проявляется немало проблем. Главныеиз них:

отсутствие системы общего духовно-нравственного воспитания, четко структурированногокультурологического учебного курса для всех уровней системы образования;

распад традиционного уклада жизни, основанного на традиционном мировосприятии обычаев, отношений(доброжелательности, открытости), правил нравственной жизни;

проблема малого количества настоящих носителей традиционной христианской культуры, что связано снедостаточностью духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования;

неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения к восприятиюдуховного содержания традиционной культуры;

распад и кризис семьи, низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей;

некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания детей;

недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методикидуховно-нравственного воспитания;

отсутствие финансовых средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукциина духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов;

отсутствие целостной программы духовного и нравственного воспитания в масштабах страны или региона.

В такой ситуации необходим комплексный, системный подход к организации духовно-моральноговоспитания детей и молодежи.

Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единойцелью, общими формами организации и управления. Охарактеризуем семь основных аспектов системыдуховно-морального воспитания.

Содержательный аспект системного подхода включает разработку содержания духовно-нравственного воспитания и образования науровне отдельного учебного курса в виде составляющей, интегрированной во все школьные предметы;профессиональное образование; воспитание через средства массовой информации.

Возрастной аспект дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий духовно-нравственного воспитания разных возрастныхгрупп детей, подростков, молодежи.

Институционный аспект системного подхода предусматривает включение духовно-нравственных компонентов ввоспитательную деятельность всех социальных институтов: семьи, разных уровней системы образования, государственных учреждений иобщегосударственных организаций.

Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мероприятий по подготовке и переподготовкеспециалистов разного уровня (управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры) по вопросамдуховно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи.

Организационно-политический аспект. Перспективным является выстраивание системы духовно-нравственноговоспитания на уровне субъектов РФ, региональноми муниципальном уровне, в рамках территориальных компонентов образования. На основе существующих и новыхнормативно — правовых документов возможна реализация комплексных региональных программ духовно-нравственного воспитания.

Экономический аспект системного подхода открывает возможность поиска средств на реализацию комплекснойпрограммы духовно-нравственного воспитания из разных источников, включая местные бюджеты, целевые фонды развития морали и культуры, образования.

Управленческий аспект разрешает включить в процесс решения проблемы все существующие структуры (социальныеи институционные) и обеспечить новые формы реализации программ духовно-нравственного воспитания.

Формирование духовности посредством привития христианских и общечеловеческих моральных ценностейвозлагается на внешкольныеи дошкольные образовательные учреждения, школы, клубы, общественные центры, библиотеки,общественные организации, подчиняющиеся или действующие в сотрудничестве с Министерство образования и науки РФ. Кним могут и должныприсоединиться средства массовой информации; газеты, журналы, радио, телевидение. Большая роль отводится родителям, которыепервыми традиционно формируют моральные ориентации ребёнка на основе внутрисемейных ценностей и норм, передающихся из поколения в поколение.

Эффективность привлечения детей и молодежи к культурному достояниюи этике общества будет зависеть отуспешной реализации всех ее составляющих:

проведения научных и практических конференций, семинаров, круглых столов, посвящённых данной проблематике;

проведения исследований в области христианской культуры как цивилизационного феномена;

изучения и учёта положительного опыта зарубежных воспитательных программ;

научной поддержки и научного сопровождения деятельности детских молодёжных организаций с положительной,конструктивной программой;

разработки и внедрения программ, направленных на социализацию и нравственное воспитание детей сотклоняющимся поведением;

участия педагогов и психологов и др. специалистов в подготовке телевизионных программ по вопросам морали, этики, народной культуры;

разработки и внедрения новых методик и инновационных технологий воспитания и образования;

научно-методического обеспечения подготовки учителей, работников внешкольных учреждений,социальных работников к деятельности в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

участия научных работников в разработке и издании программ, методических материалов по вопросам развития нравственности и морали;

участия воспитателей и педагогов, психологов в работе с родителями для повышения роли семейного воспитания в этой сфере.

Все это должно способствовать общему духовно-нравственному возрождению российского общества, его успешному развитию. А также положительно влиять на прогресс и формирование благополучия социума, преодоление кризисных, негативных явлений в социально-культурной жизни нашей страны.

Заключение

Мораль — это система взглядов и представлений, норм и оценок, которые регулируют поведение людей,сфера субъективных представлений человека о добре и зле.

Нравственность — это практическая сторона морали, которая воплощается в поведении людей. А духовность можно рассматривать, как своеобразное интеллектуально-чувственное, эмоциональное состояние человека, формирующееся на положительном фоне поведения и деятельности человека и характеризующее его как целостную личность.

Следовательно, духовно-нравственное воспитание — это ряд педагогических мер, направленных на формирование высокой морали, нравственного поведения личности, выраженного в стремлении к реализации общечеловеческих ценностей, гармонии в отношениях между людьми, человеком и природой, самореализации и ощущению счастья от этой практической деятельности.

После краткого изучения истории духовно-нравственного воспитания молодежи в нашей стране, нами предложено использовать сегодня в этическом воспитании молодежи элементы христианской морали, патриотического воспитания с одновременным привитием представлений о толерантности имультикультурализме, эстетическое воспитание с учетом современных морально-этических проблем и вызовов времени.

Наиболее важно привить детям любовь и уважение к себе (без тщеславия), семье, людям, родине, выработать представление о главных ценностях бытия, его смысле, прекрасноми полезном. Могут использоваться методы убеждения, примера, стимулирования. Целесообразно организовывать тематические классные часы, беседы, специальные мероприятия, например, посещения музеев, знакомство и привлечение детей к волонтёрской деятельности и т.д. Также необходимо принять ряд организационных, экономических и др. мер в рамках системного подхода к воспитанию. Все это будет способствовать общему духовному возрождению российского народа.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015). — М.: Эксмо, 2015. — 64 с.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». — М.: Омега-Л, 2015. — 16 с.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). — М.: Омега-Л, 2015. — 144 с.

Прочая литература

Ширшов В.Д., Существенные различия понятий «мораль и нравственность» // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 951-955.

Иванченко Г.В.. Казарян М.Ю., Кошелева Н.В. Творчество, профессионализм, духовность. Имплицитные концепции. — М.: Смысл, 2012. — 192 с.

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 80 с.

Розина О.Б. История науки и нравственном воспитании // Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 118-120.

Данилюк А.Я., Кондраков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2014. — 24 с.

Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников. — М.: Планета, 2010. — 288 с.

Кейра Ф. Характеры и нравственное воспитание. — М.: Либроком, 2015. — 136

Яковенко И.А. Христианская этика как социальный и индивидуальный феномен: научный поиск // В мире научных открытий. 2013. № 9.1 (45). С. 139-159.

Егоров П.А., Руднев В.Н. Основы этики и эстетики. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2015. — 222 с.

Куприянова Н.С., Малыгина Т.А. Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Репутациология. 2015. № 1-2 (35-36). С. 64-66.

Утлик Э.П. Психология личности. — М.: Academia, 2013. — 320 с.

Гущина О.В. Современный поход к духовно-нравственному воспитанию учащихся // Научные труды SWorld. 2012. Т. 23. № 4. С. 61-66.

Махмудова Р.Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема // Педагогические науки. 2010. № 1. С. 77-81.

Источник: www.BiblioFond.ru

Аверьянова Елена Вячеславовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории МБОУСОШ №2

р.п. Башмаково Пензенской обл.

Духовно-нравственное воспитание ребенка, как основа развития его личности

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационнопотребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас не только как учитель, но и как родитель. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец — общечеловеческие ценности.

«В-ос-питание, питание духовной оси человека, находящегося на пути становления, должно опережать обучение знаниями, оно как бы заготавливает ферменты очеловечивания и облагораживания знаний и тем самым просветляет ум» Ш.А.Амонашвили

Детство — это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура — это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания.

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

  • личностная культура;

  • социальная культура;

  • семейная культура.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Значительную роль в духовно-нравственном воспитании играет искусство. Художественная литература аккумулирует в себе законы нравственности и воспевает ее ценности в образной форме. Факты литературы воздействуют на эмоциональную сферу человека, заставляют его переживать. Переживания рождают самостоятельные мысли, закрепляемые в долгосрочной памяти, становясь принадлежностью души человека.

«Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес» Ш.А.Амонашвили.

Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Произведения литературы имеют особое значение в духовно-нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру.

«Читать можно трояким способом:

  • первое – читать и не понимать;

  • второе – читать и понимать;

  • третье – читать и понимать даже то, что не написано»

Моя воспитательная стратегия: побуждение личности ребёнка к самовоспитанию и к самоанализу. Воспитать в детях умение строить себя для себя самого и для других.

Познавая и оценивая себя с точки зрения нравственных и культурных ценностей, ребёнок развивает способность понять, увидеть и почувствовать мир людей.

Искусство мыслить — это обращённость мысли к доброму, прекрасному. Позитивное мышление находит своё выражение в способности видеть лучшее, светлые стороны в себе и в других людях, в окружающем мире, прощать недостатки. Это и есть основа толерантности.

Через литературные произведения учу детей умению размышлять о людях, действиях, поступках, о влиянии своих поступков на других; учу принимать решение с точки зрения нравственных ориентиров, культурных ценностей. Тем самым перед ребёнком открывается дорога к социализации: ребёнок учится сопереживать, взаимодействовать, сотрудничать.

В центре внимания на уроке герой произведения, качества его характера. Своей задачей на уроке ставлю умение проследить духовные качества главного героя, его переживания и чувства, извлечь уроки доброты, красоты и истины из судеб художественных образов. В ходе обсуждения рождается проблемная ситуация. В результате её решения дети аргументировано ищут ответы на все поставленные вопросы данной проблемы.

Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало.

Все знания об окружающей действительности для ребёнка существуют только в наглядной чувственно – воспринимаемой форме. Чем богаче воспринимаемый им мир, тем лучшие основы для его духовного развития закладываются в детстве. В возрасте 7-10 лет личность ребёнка, его способности приобретают деятельностный характер, он жаждет проявить свои творческие задатки в конкретной деятельности, и в учебной в частности. Учителю необходимо использовать в учёбе эти качества, что превращает его в искателя истины. Необходимо поощрять творчество и самодеятельность ребёнка, помочь ему в овладении навыками труда, даже если этот труд называется «учёба»

Надо учиться не потому, что надо, а потому, что интересно.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Как важно нам, педагогам, сотрудничать с родителями, расширять их мировоззрение, помогать им в общении с их детьми.

«Для нравственной оседлости человека совершенно необходимо любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык». Д.Лихачев

Существует еще одна проблема- проблема личности учителя, взаимоотношения ученика с учителем в области смыслового, внутреннего движения. Говорить о нравственном и духовном, предлагая детям лучшие образцы сокровищницы русской литературы, — высота, на которую педагог должен подняться сначала сам. Иначе дети не поверят, а, следовательно, не пойдут за ним и не воспримут информацию. Поэтому одним из важнейших условий для понимания произведений духовной направленности является образ самого учителя, его личность. Развитие и саморазвитие ученика происходит через книгу и учителя, а учитель, если он смог научить детей самостоятельно мыслить, совершенствуется сам.

Учителю необходимо двигаться постоянно вперёд вместе с тем вечным движением, в котором движется вся Жизнь. Самое важное, чтобы учитель вошёл в это движение с любовью.

Если сегодня ты никому из своих учеников не украсил дня своей Любовью, Добротой — твой день пропал.

Источник: www.metod-kopilka.ru

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности. Воспитание – это приобщение человека к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, воспитатель, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т.д.).

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком.

Большое значение для становления личности имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Таким образом, личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

В значительной мере качества формируется под влиянием семьи и общества и это формирование начинается с самого рождения ребенка.

Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.

Историко-педагогический опыт убеждает, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам. В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.

Ведется большая работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся на разных уровнях. Проводятся семинары в школах, внедряются программы. Мне хотелось бы рассказать, как происходит формирования личности учащихся в рамках духовно-нравственного воспитания в нашей школе.

Система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, предоставляет наряду с общеобразовательной школой и, по-моему, в большей степени, значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания. Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Поэтому дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, решает проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования.

Педагоги школы активно работают в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся, многие виды деятельности приобщены к этой теме. Есть специальные разработки, программы по этому направлению, план мероприятий, куда входят: Пасхальный и  Рождественский фестивали, широкая масленица, акции милосердия, День спасибо, акции сделай добро, встречи с  ветеранами ВОВ и участниками боевых действий, педагогами-ветеранами школы и др. А также в процессе конкурсов, фестивалей, концертов, выставок, праздников развивается духовно-нравственный аспект, который способствует взаимопознанию, взаимопониманию и взаимопереживанию.  Проводятся кружки воспитателями по духовно-нравственному направлению. (Грамматика общения). В школе действует театральная, вокальная студия, студия танцев.  Уже то, что наша школа воспитывает музыкантов и художников само по себе выделяет наших учащихся из общей массы подростков по более позитивным личностным качествам. Приобщение к мировым образцам классического и современного искусства, воспитание культуры поведения, развитие у ребенка потребности в творчестве, предоставление ему самостоятельности в выборе собственных действий.Все это очень хорошо помогает понять, оценить духовно-нравственный процесс, профессионально и органично использовать при направленном внедрении в целостное воспитание учащихся.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании играет семья. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

В нашей школе накоплен значительный опыт взаимодействия преподавателей и родителей для повышения качества воспитательного процесса, который оказывается более продуктивным, когда его организаторы – преподаватели и родители хорошо себе представляют, чем дети заняты во время учебы и в свободное время, чем увлекаются, каковы успехи и трудности. Используются разные формы связи – встречи и беседы, классные и общешкольные родительские собрания, открытые уроки и внеклассные мероприятия для родителей, отчетные концерты, совместное проведение мероприятий, контакты по телефону. Тем самым решается вопрос не только с информационной точки зрения, но и невольно меняется быт семьи. Даже очень занятые родители под воздействием комплексной организации системы преподаватель-родитель-ученик перестает быть отчужденным от проблем своего ребенка. А в семьях, где отношения имеют здоровую основу, у детей развиваются такие качества личности как дружелюбие, внимательность, открытость, уважение, ответственность и т.д.

Таким образом, из моих слов можно сделать вывод о том, что на формирование личности учащегося и лучших ее качеств через духовно-нравственное воспитание в нашей школе целенаправленно или опосредованно действует комплексный подход в воспитании, обучении и развитии. Личность ребенка развивается в целостном педагогическом процессе, эффективном использовании объективных возможностей искусства, как средства духовно-нравственного и эстетического воспитания молодого поколения, а также дифференцированного, индивидуального и личностно-ориентированного подходов в обучении.

Автор: Ирина Владимировна

Источник: www.prodlenka.org


Categories: Питание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.