“Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мы станем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаем должных выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела!”.

Митрополит Санкт-Петебрургский и Ладожский Иоанн

 

“Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества”. Теодор Рузвельт

“Нравственность – разум сердца”. Г.Гейне

“Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках”. Аристотель

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.


В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

В последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также над суверенитетом государств и патриотическими чувствами. Этот стандарт во многом определяет сегодня российскую образовательную политику. Традиционные основы воспитания и образования подменяются “более современными”, западными:

  • христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма;
  • педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности;
  • целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей;
  • любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения;
  • интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.

Можно четко выделить проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Так на сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

1. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

2. Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

3. Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры.


4. Управленческая проблема. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях.

5. Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень сексуляризованности современной массовой культуры.

6. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

7. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных педагогических программ.

8. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры) для разных уровней системы образования.


9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

10. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

11. Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.

12. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием систематического культурологического и богословского образования даже в православной среде.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:


  1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  2. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  3. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  4. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но и еще четко не поставленные проблемы.


таким проблемам, как уже сказалось выше, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Обобщая вышесказанное: постановка этой проблемы связана с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени — все они разрушают человека, общество и государство.

Необходимо сразу пояснить, что в настоящее время теоретические разработки понятий “духовность”, “нравственность” отличаются неясностью и противоречивостью. Не разработана также государственная программа духовно-нравственного воспитания и лишь “нащупываются”, определяются научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике, хотя обобщение исторического опыта и анализ современной жизни общества может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.

В повседневной жизни мы постоянно используем многие сочетания со словами “душа”, “дух”, “духовность”, которые отличаются неясностью и случайностью в содержании, однако в современном научно-педагогическом знании эти понятия игнорируются или относятся только к религиозным воззрениям. Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие “духовность”. Под “духовностью” мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Она определяет степень овладения людьми различными видами духовной культуры: философией, искусством, религией, комплексом изучаемых в вузе предметов и т.д.


Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Если судить о понятии “нравственность” по “Словарю русского языка” С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия “духовность” и “нравственность” во многом перекликаются. Кроме того, в научных источниках понятия “нравственность” и “мораль” часто раскрываются как тождественные. Мы считаем, что нравственность отражает общечеловеческие ценности, а мораль зависит от конкретных условий жизни различных слоев общества. Меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.


Исходя из приведенных положений, можно заключить, что духовно-нравственное воспитание — организованная и целенаправленная деятельность преподавателей, родителей и священнослужителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей у студентов, а также качеств патриота и защитника Родины. В широком плане духовно-нравственное воспитание — интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. При этом нужно учитывать, что духовная составляющая отражает (скорее всего, на бессознательном уровне) внутренний мир человека, соединение знаний с верой в Бога и играет роль установки. В конкретных условиях слабоосознаваемая или вовсе бессознательная установка интериоризируется в структуру сознания.

Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.

Сформулированные положения позволяют говорить о духовно-нравственном воспитании как о ведущем направлении воспитания подрастающих поколений, которое находится пока в стадии становления.

Одним из продуктивных способов возрождения духовно-нравственного воспитания является обращение к социально-педагогическому потенциалу наследия в истории образования в России, которому придавалось значение “вопроса жизни”.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется все большее внимание, однако конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие чёткой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система нравственного воспитания включает в себя:


  1. Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
  2. Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
  3. В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Все дело в том, что воспитание — это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное — самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения. Затем он встает на путь самостоятельно опытного присвоения принятых и выработанных им самим ценностей.


Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей.

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.

Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если учитель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Учитель — посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки.

Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого учащимся педагога, они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности воспитателя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако воспитатель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. То есть приобщение подрастающего поколения к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Искусство совершенно незаменимо в воспитании, оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человек, сталкивает ребенка с такой нравственной ситуацией, с которой в жизни он может и не встретиться, в учебном процессе не создать, а в формировании нравственных качеств является важным. Незаменима роль искусства в накоплении опыта сопереживания. Искусство позволяет пережить то, что каждый человек в силу ограниченности его опыта пережить не может. Сострадая героям художественных произведений, радуясь их успехам, болея их невзгодами, человек становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее, мудрее. Кроме того, искусство создаёт у каждого иллюзию самооткрытия истины, благодаря чему нравственные уроки, содержащиеся в произведении, глубоко переживаются и быстрее становятся достоянием сознания личности.

Развитию нравственного сознания детей также способствует их знакомство с жизнью, деятельностью, нравственными позициями выдающихся людей.

В нравственном опыте ребенка немаловажную роль выполняет вещно-предметное пространство, в котором он находиться. Порядок и чистота, удобство и красота создают благоприятное психологическое состояние.

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала реализуется также через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.

Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности могут быть:

— наличие у молодого человека научного мировоззрения;

— наличие чувства внутренней свободы у учащихся и студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

— стремление к самореализации;

— успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности;

— адекватность самооценки;

— сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и религиозными ценностями.

В теории педагогики мы находим различные методы исследования, которые можно использовать для измерения духовно-нравственной воспитанности подростка. Например, хорошие результаты могут дать следующие методы:

— методы экспертной оценки, где экспертами выступают учителя, преподаватели, родители, товарищи по классу или по студенческой группе;

— методы самооценки доминантных качеств различных участников образовательного процесса;

— тестирование, когда респонденты ставятся в ситуации свободного выбора;

— большие возможности имеются у методов оценки доминантных отношений;

— методы фиксации и оценки поведения учащихся и студентов в реальной ситуации выбора (в трудных педагогических или конфликтных ситуациях);

— в качестве инструментов обобщения фактов используются письменные опросы, интервью, групповые дискуссии, исходя из сложности стоящих задач. Сравнение полученных результатов поможет установить приоритеты в духовно-нравственном становлении личности молодого человека.

— полезными являются методы, взятые из психологии, социологии, статистики, математики и т.д. Например, фрактальная геометрия предлагает описывать вероятностные, бесформенные структуры: облака, кроны деревьев, береговую линию океана с его полуостровами, бухтами, скалами и т.д. (к бесформенным структурам, наверное, относится и духовно-нравственная воспитанность личности) с помощью алгоритмов, имеющих различные уровни и этапы и обнаруживающие какие-то одинаковые элементы.

В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания.

Используемая литература

  1. Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета “Православная культура” в составе новой образовательной области учебного плана “Духовно-нравственная культура” // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)
  2. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
  3. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. — Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178—192.
  4. Караковский В. А., Новикова Л. А., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем. М.,1996.
  5. Коменский Я. А. Материнская школа. М., 1992. Кирилюк Л. Г. Диагностика эффективности процесса нравственного воспитания подростков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1986.
  6. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание молодежи. Интернетресурс. 2009г
  7. Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
  8. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). М., 1997.
  9. Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. — М.:НМО “Творческая педагогика, 1998.

Источник: urok.1sept.ru

Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье.

Духовно-нравственные принципы семьи

Лекция для родителей.

«Духовно- нравственное воспитание в семье.»

 

Выполнила:  Фадеева О.Н., воспитатель МБОУ школа- интернат спортивного профиля г.Челябинска.

 

 

Добрые дети – дому венец,

злые дети – дому конец».

Русская народная пословица.

 

Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье.

Однако, многие родители испытывают проблемы в общении с детьми. Одна из основных причин кризиса в семье видится в подмене семейных ценностей.  приоритетным для родителей становится вольная и роскошная жизнь, добывание денег. Духовно- нравственному воспитанию детей не придается значения.

Психологи считают, что именно в младшем возрасте дети наиболее восприимчивы к усвоению нравственных норм, правил и основ эстетического развития.

  Духовно-нравственные принципы семьи:

  • любовь, жертвенность и взаимопонимание между супругами;
  • ведение нравственного образа жизни на основе отечественных духовных традиций;
  • стремление воспитать гармонично развитых детей;
  • взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на формах православного семейного уклада:

  • иерархичность взаимоотношений в семье с учетом интересов, роли и места всех ее членов. Отношения семье строились на послушании и ответственности каждого члена семьи, уважения к старшим, заботы о младших.
  • жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников.
  • уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи. Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в крестьянских семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.
  • использовании в воспитании устного и изобразительного народного о творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок,
  • посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам. С раннего возраста к ребенку относились, как к будущему взрослому, трудом приобщая его к взрослой жизни, а он постепенно приобретал важную черту взрослого человека – ответственность за принятые решения.
  • общей семейной трапезе,
  • назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного,
  • существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.

Такие традиций укрепляли духовные связи в семье, что делали семью прочной, способствовало социализации молодого поколения.

В современной России в семейном воспитании необходимо использовать традиции и формы православного семейного уклада.

У каждого члена семьи должно быть свое место в семейной иерархии. В современной семье дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Эта правильная иерархия не должна нарушаться.   Но часто негласной главой семьи является ребенок. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Иначе ребенок вырастит, а сознание, что о нем все  должны заботится останется.

 К 3-ем годам у ребенка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание – это начало воспитания.   С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.  

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример.

Если вы хотите воспитать в детях чувство ответственности, вы должны в первую очередь дать возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами.

       Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.

       Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк, для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Каждое поколение растет само по себе.

 А потом не стоит удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.    Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к стирке (то есть приобщать его к своей взрослой жизни) – тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Он радуется, что приобщается к жизни взрослых.                

   В возрасте 4-6 лет надо начинать приучать ребенка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно еще не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребенок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определенные обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребенка к труду будет практически бесполезно

    Огромную нравственную ценность для ребенка составляет отчий дом – уклад жизни в нем, его духовная и материальная атмосфера, воспоминания его неповторимого облика. Он является видимым показателем духовно-нравственного состояния семьи и может стать либо счастливой страной детства, либо местом, где можно только питаться и ночевать.

Ответственность родителей за воспитание проявляется и в формировании вкуса детей к классической музыке, литературе, живописи, что поможет ребенку в выборе жизненных приоритетов.

Родительская любовь к детям и ответственность за них проявляются также в определении круга общения детей. Понимая свободу, как вседозволенность, родители позволяют детям самим выбирать компанию, считая себя не вправе вмешиваться в их выбор, но еще апостол Павел предупреждал: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Огромную роль для воспитания ребенка имеют игрушки и игры, но и здесь требуется внимание родителей к их выбору. Предпочтение отдается тем, которые развивают природные дарования, учат сосредоточенности и вниманию к своему внутреннему миру, памяти и сообразительности, но исключают азарт и тщеславие.

Вместе с тем, наказание – не только право родителей, но их обязанность по отношению к провинившимся детям. Педагогика, основанная на равноправии детей и взрослых, видит в наказании жестокость. Слово «наказание» – однокоренное со словами «наказ» и «показ», так как его цель научить и дать наставление в правильности избранного пути. Наказание должно быть соразмерно проступку, вызывать чувство стыда и раскаяния и не сопровождаться гневом и криком со стороны родителей. Родительское наказание должно идти навстречу совести ребенка, помогать ему в преодолении своих дурных наклонностей, учить, а не являться реакцией раздражения и возмущения.

Внимательная и справедливая оценка поведения детей проявляется не только в наказании, но и в одобрении и похвале.

Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. Курящий, пьющий или сквернословящий родитель вряд ли убедит своего ребенка не делать того, что делает сам. Это не значит, что родители должны быть идеальными в духовном и нравственном содержании, но они должны всегда работать над собой, В духовной жизни важно не то, насколько ты совершенен, а то, насколько ты способен работать над собой.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникнуть сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

 Традицией современной семьи могут стать семейные советы, обсуждение дня, общие семейные праздники, изготовление подарков, угощений, выступлений, обучение детей рукоделию.

    Семья — это жизненный центр, взращиваю­щий в душе человека вечные ценности доб­ра, красоты, разумности и любви».

 

 

 

Источник: pedsovet.org

Духовно-нравственные традиции в современном семейном воспитании.

Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы

духовно-нравственного воспитания в семье

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь

дать детям истинное христианское воспитание,

сообщая им одни христианские во всем понятия,

приучая к христианским правилам жизни,

возгревая любовь к Церкви Божией

и всем порядкам церковным…

Святитель Феофан Затворник

Духовно-нравственное

воспитание

это

воспитание

в

традициях.

Основой

духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды,

в которой живет ребёнок, в которой происходит его становление и развитие – это духовная

культура семьи, детского сада, школы. Детский сад и школа как социальные институты

помогают в воспитании родителям, но не могут заменить семейного воспитания. Ведь

если основы нравственности, духовности, отношения к людям, о которых детям говорится

в школе, не поддерживаются в семье, если в семье отсутствуют традиции, каноны, то

воспитание, навязанное социальными институтами, как правило, не сможет оказать на

развитие личности ребенка должного влияния.

Общеизвестно,

что

семья

является

первичным

лоном

культуры

и

призвана

воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-

религиозную, национальную и отечественную традицию.

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически

соединялись в выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни) и

благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад, а это обычаи, традиции, отношения, правила —

помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь

по мере сил и способностей. В семье закладывалась последующая социальная и духовная

состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми

как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец,

осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей,

понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в

семье.

Духовно нравственные традиции – это сложившиеся исторически формы

взаимоотношений людей, которые передаются в поколениях и поддерживаются силой

общественного мнения. Традиции возникли со времени образования человеческого

общества в процессе его трудовой и общественной жизни. Они складывались из опыта

людей в преодолении враждебных сил природы, а также служили основой для

формирования лучших качеств личности человека. Нарушение традиций долгое время

считалось преступлением и каралось самым строгим образом. Главной функцией

традиций выступает функция воспитания.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к

нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг,

верность, истинность, благодарность, отзывчивость, милосердие), пробуждение и

развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление

нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и

терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию

соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному

поведению. Основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные

традиции народа.

Общество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души,

которая закладывается в семье, в ней формируется, из неё вырастает. Семья, как важное

звено общества, оказывает непосредственное и сильное влияние на всестороннее его

развитие, именно в ней воспитывается характер и формируется духовный опыт будущих

граждан общества.

Во все века люди высоко ценили духовную воспитанность. На сегодняшний день

современное общество достигло многого, но теряет традиции культуры, красоту языка,

меняются нравственные основы, и часто не в лучшую сторону.

Восстановлению духовных основ семьи может способствовать укрепление связей

между поколениями.

Ведь сама природа распорядилась так, что старшие постигали премудрости бытия,

нарабатывали жизненный опыт. Чем опытнее старшие, тем больше они могут передать

младшим, предостеречь, сохранить их, а главное, своей бескорыстной любовью учат такой

же любви детей и внуков. Если дети лишены такого общения, их души недополучают

любви, семейной теплоты, того, что на всю оставшуюся жизнь делает детство доброй

сказкой, они черствеют, из обихода уходят понятия добра и зла, духовность заменяется

практицизмом.

Современный порядок жизни более провоцирует разрушение традиционных

семейных связей, чем их созидание. И для мужчин, и для женщин все большее значение

приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У

современных родителей не остается ни физических ни душевных сил для воспитания

детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как

нечто духовно значимое в жизни.

Заботясь о том, чтобы в семье все были одеты и накормлены, в доме тепло и уют,

мы порой совсем не думаем, чем живет наша семья, что духовного мы оставим в

наследство своим детям и внукам, какие нравственные ценности и традиции нашей семьи

пройдут через поколения.

А ведь в семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение

причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к

добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами

родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок

теряет способность формироваться как личность. Об этом свидетельствует в пословицах

мудрость православного русского народа: "Мать праведная — ограда каменная", "Отец сына

не на худо учит" и много других примеров…

Великий философ, правовед, историк религии и культуры Иван Александрович

Ильин обозначил средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может

получить доступ к тому, где "Дух Божий дышит, зовет и раскрывается":

Это:

— природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,

— истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,

— неподдельное сочувствие всему страдающему,

— действенная любовь к ближним,

— мужество национального героя,

– непосредственное молитвенное обращение к Богу, "Который и слышит, и любит, и

помогает"

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно

важно, так как речь идет не об отдельных душах, а о поколениях, утративших или так и не

успевших обрести веру.

Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является

то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом

(применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им

придется решать двойную задачу:

1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни,

который они стремятся привить детям;

2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную,

психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и

закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом

– обретать сущностное понимание отцовства и материнства,

— осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,

— учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не

раздражением, а терпением и милостивой и сердечной родительской любовью. Такой

живой и творческой любви нужно учиться нам всем сегодня.

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и

принимает традиции. Нельзя заставить человека быть добрым, отзывчивым, любить

свою Родину, свою семью, жить в ней, соблюдая все ее традиции, чтить традиции предков.

Это надо понять, почувствовать, принять. Как часто случается так, что ребенок протестует

против законов в его семье. Сначала этот протест живет в нем самом, с возрастом

нарастает и вырывается наружу. У родителей начинается проблема с воспитанием

ребенка, который когда-то рос «таким хорошим мальчиком».

Поэтому воспитание должно быть очень аккуратным, очень грамотным. Особенно

если это касается ни каких-то житейских мелочей, например, помыл ли он за собой посуду,

а именно нравственного, духовного формирования личности.

Чтобы в семье был порядок, надо устанавливать свои традиции для своей семьи, чтобы

они были по нраву всем ее членам , ведь традиции способны сближать, укреплять

любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не

хватает большинству современных семей.

О традициях

Неплохой традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. Ведь в

отличии от школы в семье не разрабатываются программы по воспитанию, не

составляются планы. Воспитание в семье – это уроки самой жизни с удачами и

разочарованиями, радостью и болью. Так, за вечерним чаем все члены семьи

рассказывают о том, что произошло интересного в течение дня, обсуждают планы на

будущие выходные. Главное, что бы и дети были включены в активное обсуждение,

высказывали свое мнения.

Полезный обычай — разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность

проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Ребенок учится нести ответственность за свои поступки.

Хорошей традицией является празднование семейных дат, где важна совместная

деятельность взрослых и детей. Для детей все праздники — необычные и сказочные,

поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще

потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Особое внимание уделяется празднованию великих церковных дат, потому что

культура нашего народа, его история, его внутренний мир широко раскрывается именно в

них.

Одним из средств передачи традиций во все времена являются песни. Народные

песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро,

на счастье человека. Главное назначение песни — привить любовь к прекрасному,

выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает

огромную силу материнской любви.

Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком

мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему

полезен.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду — один из факторов

воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает

нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной

форме, понятной и доступной. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном

творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели. Сказки являются

важными воспитательными средствами, в течении столетий выработанными и

проверенными народом. Важнейшей особенностью сказок является их поучительный

характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Таким образом, духовно – нравственные основы семьи и народные традиции в

семейном воспитании, могут быть решаемы на основе обращения к высшим духовным

ценностям национальной культуры. Справиться семье с такой непростой задачей поможет

целая система воспитания и обучения направленная на формирование и развитие духовно

– нравственных качеств личности, ориентированная на абсолютные ценности.

Подводя итог, надо отметить, что

одна из главных задач современной школы —

научить детей хранить культуру и традиции своего народа. Но вся духовно-нравственная

работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не может

захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье… Реальную и полную

основу духовно-нравственного возрождения России может создать именно семья…

Свое выступление хочу закончить словами великого В.Г.Белинского:

«

Воспитание — великое дело: им решается участь человека»

Воробьева С.А., учитель начальных классов

Источник: portalpedagoga.ru


Categories: Питание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.