В статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Перечислены методы нравственного просвещения, даны некоторые рекомендации педагогам.

«Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников»

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. С точки зрения федерального государственного образовательного стандарта, процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.


Духовно-нравственное воспитание– это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под«духовно-нравственными ценностями»понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Традиционными источниками нравственности являются:

— патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

— социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

— гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

— семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);


— труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

— наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

— традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

— искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

— природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

— человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Сейчас в педагогической науке используют термин духовно-нравственное воспитание. Духовность и нравственность — понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей общества.

Зачем же в современном мире нужно духовно-нравственное воспитание? Развитие человека и его восхождение к высшему уровню ду­ховности обусловливается сформированностью и развитостью душевности, ценностных ориентации, духовных идеалов, интересов, потребностей и включенностью личности в творческую, духовно насыщенную жизнь и деятельность.


дача духовного воспитания — научить школьника избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности.

Духовно-нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просве­щения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач — ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен.


ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.

Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, со­вершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возмож­ности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих спе­цифических этических бесед.

Материалом для таких бесед служат разнообразные жизнен­ные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.


Рекомендации преподавателям:

Развитие нравственных мотивов общения и взаимодействия со сверстниками;

Развитие опыта нравственного поведения;

Корректировка нравственных качеств личности школьников.

Формировать в школьниках такие качества как: толерантность, взаимопонимание, патриотизм, гуманистическое мировоззрение, культуру общения

Периодически проводить часы нравственности

Рекомендации родителям детей с низким уровнем духовно-нравственного воспитания:

Развивать командные чувства у ребёнка

Учить уважать чужое мнение

Уменьшить количество трудных, самостоятельных заданий

Развивать у подростка чувство эмпатии по отношению к другим людям

Воспитывать как социально активного, здорового человека.

Некоторые направления и формы воспитательной деятельности:

— Классные часы по теме “ Государственные символы Российской Федерации ”.

— Уроки России.

— Уроки толерантности.

— Классные часы, посвященные памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей.

— Уроки Мужества.

— Уроки нравственности.

— Встречи с интересными людьми.

     — Научно-практические конференции.

     — Путешествия по родному краю ( экскурсии ).

— Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Такая работа служит способом использования положительного примера в воспитании.


— Встреча с ветеранами, членами Кавалеров ордена Александра Невского, которые на своём примере рассказывают детям о необходимости в любви к своей Родине, к матери, к человеку, к друг другу. Здесь важна заключительная часть урока, когда ребятам предоставляется возможность пообщаться с ветераном, задать вопросы.  Слова ветеранов о любви к Родине, к матери, к человеку живы и доступны. В школе могут проводиться праздники: День знаний, день пожилого человека, день единения и согласия, День Конституции, день толерантности, Рождество Христово, День Защитника Отечества, Масленица, День Победы.

Работа с родителями:

  1. беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания.
  2. проведение тематических родительских собраний.У учащихся появляется возможность сознательно управлять своим поведением, стремиться к воспитанию у себя качеств, которые соответствуют их моральным взглядам и убеждениям. Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.
  3. Такую целенаправленную деятельность надо осуществлять во имя будущего счастья наших детей, во имя будущего России.
  4. Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. За утратой нравственных ценностей как следствие к судьбе своей страны. Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремление возродить национальную идею России, изменить сознание граждан.

  5. Таким образом, в заключении можно сделать следующие выводы. Духовно-нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

 

 

Источник: pedsovet.org

СИСТЕМА ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ. Сальникова М.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Уральский». Поселок Уральский Свердловской области. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в духовно-нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Альберт Эй нштейн писал: «Важнейшее из человеческих усилий — стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

лько нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение — главная задача образования». Данное утверждение как никогда соответствует сегодняшнему времени и основным целям образования в России. Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. С одной стороны, мы живём в удивительное историческое время. Это время духовного пробуждения России. С другой стороны, происходят изменения в молодежной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм. Путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрождение духовности, приобщение наших детей к истории русской культуры, традиционным духовно-нравственным ценностям всех народов России. Сохранение и возрождение национальной культуры – задача общегосударственная. Также одной из приоритетных задач общества является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. И школа призвана сыграть в решении данных задач ключевую роль. Формирование гражданской позиции, уважения к каждой странице отечественной истории, культурным ценностям, к памяти предков, возрождение духовности – вот главные задачи гражданского и духовно-нравственного
воспитания детей и молодежи.

менения, произошедшие в начале двадцать первого века в российском обществе, делают необходимым пересмотр системы ценностей. Чем моложе человек, тем вероятнее успех в обновлении его системы ценностей. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается наибольшей психологической устойчивостью. Поэтому важно в детстве пробудить духовность, сформировать систему нравственных и духовных установок. Через школу проходит почти каждый человек, таким образом, духовно-нравственное воспитание в школе должно рассматриваться как важнейший этап духовно-нравственного воспитания нации. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Общее образование названо основным институтом педагогического воздействия, а основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Ведущая роль в достижении целей духовно-нравственного воспитания принадлежит личности учителя.

новными средствами и ресурсами духовно-нравственного развития как воспитания является создание (проектирование) духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды (уклада школьной жизни), в которой закладывается иерархия целей и ценностей согласно национальному педагогическому идеалу и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности. Ресурсами педагогического воздействия являются: достоверная информация, яркие примеры, нравственные культурные образцы поведения, исторические и литературные герои, пример личного поведения, системные знания, развивающая среда, эффективная деятельность, полноценное общение.
Духовно-нравственное воспитание в школе основывается на нескольких обязательных принципах: восстановление понятия и принципа духовности; постоянное мотивирование ребенка к «душеизучению» и «душепостижению»; постоянная забота школы о том, чтобы уберечь детей от набора негативных ценностных установок; постоянная демонстрация всеми взрослыми сообществами школы образцового поведения, образцового служения детям и людям в целом; привлечение школьников к созданию школьных, семейных традиций; привитие понятий национальных ценностей. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных  традициях и передаваемые от поколения к поколению. Рассматривая нравственность как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, следует отметить, что традиционными источниками нравственности являются: • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство; • гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества; • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка,  равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших; • личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония,   самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость; • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, трудолюбие; • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине; • традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности; • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; • природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля; • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Обращение учащихся к данным источникам нравственности является главным в системе духовно – нравственного воспитания в школе. Речь идет именно о системе, так как духовно – нравственное воспитание не может осуществляться в рамках отдельно взятого предмета, отдельных учебных и внеучебных мероприятий, оно должно быть органично включено в процесс образования. Основными составляющими системы духовно-нравственного воспитания в школе можно считать следующие формы работы: 1) Урочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературе, истории, обществознанию и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия. 2) Внеурочная деятельность  – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. 3) Внешкольная деятельность –  начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего микрорайона, города). Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без социально-педагогического партнерства. Должны выстраиваться педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Нельзя не согласиться с В.Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Есть мнение, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело — моральные нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. К этому и стремиться сегодня школа.

Источник: infourok.ru

1 слайд

 Сегодня мы представляем опыт работы школы по   реализации программы  «Духовно-нравственного  воспитания школьников в условиях воспитательной системы»

Каждый руководитель образовательной организации хорошо знаком с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важнейший компонент социального заказа для образования.

 Воспитательная работа школы строится согласно комплексно-целевой программе «Духовные родники», которая утверждена  в   институте повышения квалификации работников образования г.Иркутска.

Автором программы является Лаврентьева А.В., учитель русского языка и литературы.

2 слайд

Целью программы является совершенствование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.  И четко определены задачи, направления и формы работы.

3 ,4 слайды

Работа с педагогическим коллективом реализуется через проведение методических и педагогических советов, работу школьных методических объединений,  обобщение и распространение положительного опыта в данном направлении, через проведение районных семинаров  по теме «Духовно-нравственное воспитание как одно из направлений  воспитательной работы школы».

 

5 слайд

Большую роль по формированию духовно-нравственных качеств имеет работа школьной библиотеки: это приобщение обучающихся к чтению святоотеческой литературы, организация выставок и проведение библиотечных уроков, тематических мероприятий.

6, 7 слайд

Одно из главных направлений – это работа с родителями, которая реализуется через проведение лекториев, родительских собраний и конференций. Тематика представлена на слайде.

8, 9, 10 слайд

Большое значение отводится просветительской направленности уроков истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, уроков естественного цикла.

11 слайд

В соответствии с программой «Духовные родники» Свою работу строят Детская общественная организация «Юная Россия.

12 слайд

Совет старшеклассников «МЫ».                                                         В этой работе   сложилась определенная система, которая позволяет реализовывать воспитательные задачи программы.   И все мероприятия подчинены формированию нравственных и гражданско-патриотических качеств ребенка.  

На слайдах представлены некоторые из них:

 

 

 

 

13 слайд  

акция «Памятник»,

14, 15  слайд

« Мы родной школе»,

16  слайд

«Мы родному поселку»,

17  слайд

«Бессмертный полк»,

18  слайд

«Милосердие» и другие.

19 слайд

В 2016 году благодаря совместным усилиям работников школы, администрации поселения, протоиерея Филиппа Макарова на территории Новоилимского сельского поселения была открыта часовня для жителей поселка.  

20, 21  слайд

Неоднократно опыт работы школы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию был представлен на кафедре института подготовки квалификации работников образования г.Иркутска, на областной научно-практической конференции «Иннокентьевские чтения», на районных педагогических форумах «Образование Приилимья» г.Железногорске-Илимском, научно-практической конференции старшеклассников «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»,  Епархиальные чтения в г.Братске.

22 слайд

Мы с радостью делимся опытом работы и размещаем методические разработки на информационных сайтах: «Фавурок», «Копилка уроков» и др.

 

 

23 слайд

В течение многих лет в школе ведется факультативный курс «Основы православной культуры», руководитель Лаврентьева Арина Васильевна.

И сейчас я предоставляю слово руководителю, которая более подробно остановится на данном опыте.

 

Арина Васильевна

         С введением в общеобразовательные школы курса

ОРК и СЭ перед родителями встал вопрос: какой модуль выбрать?  Мы сегодня говорим об опыте работы нашей школы. С 2007 года на базе Новоилимской школы велся факультативный курс «Православная культура», поэтому родителями единогласно был выбран модуль ОПК.  Данным курсом  были охвачены обучающиеся с 4 по 9 классы.  А дети старшего звена   являются основными помощниками в организации и проведении традиционных праздников, интегрированных уроков, мероприятий в начальном звене.

  24 слайд

Одним из направлений программы является работа  литературно-музыкальных клубов «Духовные родники» и «Пока горит свеча». Такая работа дает возможность вести просветительскую деятельность по духовно-нравственному воспитанию не только школьников, но и родителей.

  25 слайд

— «Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова»,

 

 

 

 

 26 слайд

-«Благочестивая жизнь и мученический подвиг венценосной семьи»,

27 слайд

— «Вечер духовной поэзии и музыки»,

28, 29, 30, 31,32,33 слайд

Большое внимание в программе уделяется традиционной русской культуре. Сложилась добрая традиция проведения   православных праздников «Славим Рождество», «Светлое Христово Воскресенье — Пасха». Такие праздники мы проводим совместно с работниками ДК, специалистами администрации поселка, родителями, привлекаем детей детского сада. И на проведение   православных праздников средства выделяют индивидуальные предприниматели.

34 слайд

Дети знакомятся с клиросным пением, приобщаются к духовной песенной культуре.

36, 37, 38, 39, слайд

Сотрудничество с храмом – это еще один вид работы школы. Мы помогаем вместе с детьми и родителями благоустроить территорию храма, украшаем храм к праздникам и проводим совместные праздники.

40, 41, 42,43   слайд

В течение многих лет мы принимаем участие в районных фестивалях и   конференциях старшеклассников.

44,45,46  слайд

Обучающиеся и педагоги школы участвуют в творческих конкурсах «Святые заступники Руси» и «Мир добрых людей»,  в Международном детском творческом конкурсе «Светлая Пасха», Международный конкурс детского творчества «Красота божьего мира» и др. Творческие работы обучающихся опубликованы в Братском епархиальном журнале «Врата».

47,48 слайд

Такая работа отмечена благодарственными грамотами.

49 слайд

Совместная деятельность по реализации программы дает положительный результат:

 Мы отмечаем  повышение качества  образования.

 Отсутствие правонарушений.   

 Отсутствие наркозависимых.

 Отсутствие  пропусков уроков без уважительных причин.

 

Слайд 50.

Меняются и ценностные ориентации учащихся. Если в 2014 году такая ценность как «постоянное  духовное и физическое совершенствование» находилось на 18 месте, то в 2016 году – поднялась до 8 места. «Толерантность» —  с 10 место в ..14году до 7 в ..16 году.

Слайд 51.

«Нравственное качество» с 6 места перешло на 3-е. «Любовь к Родине» с 12 на 4.

52 слайд

Сегодня как никогда актуальны слова русского философа Ивана Ильина: «Будущее России в руках учителя». Профессия врача и учителя – это служение. Мы пожелаем, чтобы всем нам хватило мудрости и терпения в нашем общем деле – служение детям.

Источник: multiurok.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»…

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.

Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном возрождении нации, которое может начаться лишь с образования. Новые тенденции в развитии образования, которые сегодня можно наблюдать, вселяют надежду на то, что мы духовно возродимся и наше будущее общество будет здоровым.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

Основной задачей, которую ставит стандарт перед образовательными учреждениями, является воспитание гражданина России.

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка, идеологию отбора содержания образования, программ воспитания и социализации на ступенях начального, основного и среднего общего образования. Сформулированные в Концепции базовые национальные ценности Российского общества позволяют привести к единому основанию систему учебно-воспитательной работы образовательных учреждений Российской Федерации.

В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От этого зависит наш завтрашний день. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

На протяжении последних лет педагогический коллектив Верховажской начальной школы занимается проблемой духовно-нравственного развития личности обучающихся. В течение всего этого времени мы были заняты поиском наиболее совершенной модели системы воспитательной работы школы. Она медленно создавалась путем проб и ошибок. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что оптимальная для нашей школы модель воспитательной системы найдена. Создана духовно-нравственная среда, благоприятствующая становлению общей и этической культуры ребенка.

Понятие «духовное» позволило нам объединить основные составляющие жизни ребенка (эстетическую, интеллектуальную, социальную, физическую и т. д.) в целостную структуру. Термин «нравственное» помог заострить внимание на ее этической компоненте, что особенно актуально в наше время. Мы считаем, что духовно-нравственный потенциал учреждения создается всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами и администрацией школы, родителями. По нашему убеждению, духовно-нравственная среда может возникнуть только в том случае, когда, во-первых, процессы обучения и воспитания становятся сбалансированными и равновеликими, во-вторых, обеспечивается всестороннее и гармоничное развитие обучающихся, в-третьих, на классных и общешкольных мероприятиях происходит освоение общечеловеческих ценностей. Стержневыми направлениями модели воспитательной системы школы являются интеллектуальное, этическое и эстетическое, ориентированные на формирование общей культуры ребенка, а также патриотическое и физическое.

В качестве ведущей педагогической технологии мы выбираем коллективную творческую деятельность. Считаем, что она – эффективное воспитательное средство, так как имеет комплексный характер, охватывает различные сферы и РІРёРґС‹ деятельности школьников. Любое коллективно-творческое дело проходит с участием родителей, т. к. именно сотрудничество и сотворчество учащихся, родителей и педагогов способствует развитию нашей воспитательной системы и поднимает ее на новую высоту, на более высокий качественный уровень,

Как мы этого добились? Во-первых, в организации воспитательной работы учитываются интересы детей и родителей, во-вторых, за счет высокого уровня КТД. С уверенностью можно сказать, что вся наша школьная творческая жизнь оказывает на родителей и педагогов не меньшее влияние, чем на детей. Это и воспитание духовно-нравственных качеств, и формирование эстетических и этических ориентиров, и развитие творческих способностей и познавательного интереса.

В результате совместной деятельности за 4 года дети, родители и педагоги являются активными участниками более 40 коллективно-творческих дел. Совместное проведение экскурсий, дней отдыха, каникул, праздников светского и народного календаря сплачивает не только детский коллектив, но и способствует родительской взаимопомощи и распространению опыта семейного воспитания.

Коллектив школы активно сотрудничает с Центром традиционной народной культуры, Домом детского творчества, Домом культуры, музеем, детской библиотекой, ДЮСШ, с православным приходом Успенского храма. С участием матушки Ариадны традиционными стали беседы с мамами «О материнском счастье», Рождественские встречи. По желанию родителей, в течение двух лет матушкой Ариадной проводились занятия по духовно-нравственной тематике.

С целью развития учащиеся вовлекаются в разнообразную творческую деятельность. В этом учебном году работает 32 кружка и секции, внеурочная занятость детей составляет 100%. Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие и становятся победителями и призерами районного конкурса «Мы твои наследники, Россия», проводимого управлением образования, культуры и духовенством района, областного конкурса «Рождество Христово, вечной жизни свет» и многих других. В школе работают театральная, вокальная и хореографическая студии. В 2007 году школа выиграла грант на развитие школьного театра. При финансовой поддержке архиепископа Вологодского и Великоустюгского Максимилиана готовится к изданию сборник сценариев театральных постановок, праздников, проводимых в нашей школе.

 апреле 2010 года по поручению президента Медведева в школах 19 регионов страны началось преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В нашей школе обучаются дети разных национальностей и вероисповеданий. Поэтому по желанию родителей для изучения были выбраны два модуля: «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». Учебно-воспитательный процесс в рамках нового курса направлен на знакомство школьников с основами духовных и светских традиций народов России. Все это способствует достижению очень важных на сегодняшний день задач: нравственному воспитанию школьников на основе традиционных идеалов и общечеловеческих ценностей, развитию их интереса к окружающему миру, формированию уважительного отношения к разным взглядам и убеждениям граждан нашей большой страны, укреплению взаимопонимания и оздоровлению морально-нравственной атмосферы в обществе.

Изучение «Основ православной культуры» и «Светской этики» содействует более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания школьников, оказанию необходимой, своевременной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.

Семья, педагоги и воспитатели всегда были и остаются основой нравственного становления ребенка. Поэтому столь важно согласовывать совместные усилия всех взрослых по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, в полной мере учесть образовательные запросы граждан, актуализировать в педагогической практике нравственные ценности самых близких и важных для ребенка людей, их богатый жизненный опыт и стремление передать этот опыт подрастающему поколению.

В школе работает клуб «Семья», деятельность которого направлена на распространение лучшего опыта семейного воспитания, детская общественная организация «Огоньки», которая работает в направлении «Спешите делать добрые дела». Обучающиеся оказывают помощь пожилым и престарелым, выступают с концертами в доме ветеранов. Таким образом, через практические дела воспитываются милосердие, сострадание, любовь к ближнему.

Коллектив школы активно делится опытом работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся с педагогами района и области. На базе нашего образовательного учреждения был проведен ряд семинаров районного и областного уровней по данной теме.

Отрадно, что наши успехи были отмечены наградами. Так, в апреле 2010 года опыт работы школы по взаимодействию с родителями учащихся, был удостоен диплома 1 степени Всероссийского конкурса «Управление современной школой».

Специфической особенностью процесса духовно — нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы.

В заключение своего выступления, хочется напомнить известные многим слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников нравственные идеалы каждому педагогу нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть примером.

Литература:

1. , Байбородова учащихся: теория и методика.-Ярославль.,2002.

2.Данилюк религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.-М., Просвещение, 2010.

3. , Шибанова система школы: сущность, содержание, управление.- М., 2005.

Источник: pandia.ru

Автор: Хворенкова Маргарита Ивановна

Духовность и нравственность воспринимаются неоднозначно.

Духовность — это весьма сложное качество человека: одни считают его с верой, религиозностью, другие считают, что духовность может быть светской, атеистической. Если рассматривать это понятие в свете формирования нравственных качеств личности, то, на мой взгляд, духовность — это высшее их проявление.

Духовность, нравственность, здоровье, как компоненты социализации, превращающие индивид в личность, обогащающие личность правилами взаимодействия с людьми, опытом цивилизованной жизни. Решение этой сложной проблемы и ответственность по воспитанию духовно – нравственной культуры подрастающего поколения возлагается обществом на общеобразовательную школу и семью при доминирующей роли первой из них.

Общеизвестно, что школа должна не только создавать благоприятные условия для овладения учащимися основами научных знаний, но и формировать личность школьника, развивать его физические, умственные и духовные силы. Продуктом системы образования в качестве ориентира принимается высококвалифицированный специалист, гражданин России, личность с развитыми духовно-нравственными потребностям.

Новая роль учителя, как нравственного, духовного наставника в жестком мире, требует от него воспитания у учеников человечности.
На современном этапе развития социально-экономических отношении в обществе наблюдается общекультурный кризис, характеризующийся огромным потоком, обрушившимся в первую очередь на молодёжь, часто не имеющей духовно — нравственной основы . Недостаточное общение детей с высоким искусством, синтезирующим культурно-исторический опыт и формирующим «здоровую» гуманитарную среду для духовно-нравственного восприятия мира, приводит к изменениям в системе ценностей размыванию чётких границ между добром и злом, нравственным и безнравственным.

Это объясняет то негативное, что есть в современном обществе, возрастание наркомании, алкоголизм, рост преступности. Мы не выживем физически, если погибнем духовно, особо актуализирует проблему духовного воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Сегодня я хочу осветить вопросы нравственного воспитания школьников, как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным. Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное.

Просвещенный интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов. Нравственное воспитание молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. От чьих-то болезней тела никто больше не страдает, кроме самого больного, а от духовно больного страдают многие. И не дай Бог, если таковым окажется руководитель государственного масштаба, тогда пострадают целые народы. В истории таких имен можно было бы насчитать немалое количество.

В чем же причины появления или развития такой опасной духовной болезни, как безнравственность?

Для ясности возьмем сравнение. Если мы поставим такой вопрос: «Почему ребенок — первоклассник не знает законы физики, химии, биологии и т.д. и не умеет ими руководствоваться в жизни?» — то мы получим верный ответ. Скажут: ребенок не может знать эти законы и правила их применения, поскольку еще не изучал их и систематических знаний не получал.

Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание физики или истории? После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления.
Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.
Безнравственный знаток физики или химии более опасен, чем нравственно развитый работник» но не владеющий этими знаниями. Действительно, какой же земледелец или животновод, портной или столяр, руководствуются знаниями в области философии или географии, языкознания или астрономии? Однако безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершится браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, страданиями для многих.
Еще в 1701 году профессор Московского университета Сырейщиков Е.Б. в статье «О пользе нравоучения при воспитании юношества» писал, что от всех болезней душевных предохраняет человека нравственная наука, что надо эту науку преподавать как можно раньше".

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок.

Нравственное воспитание молодежи — неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания:

  • во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • в-третьих, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Поэтому духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание предполагает:

  • становление отношений ребёнка к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и самому себе;
  • развитие качеств:
  • патриотизма,
  • толерантности,
  • товарищества,
  • активного отношения к действительности,
  • глубокого уважения к людям.

Принципы духовно-нравственного воспитания

  • Воспитание на традициях.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  • Системно-организованный подход.
  • Личностно-ориентированный подход.
  • Принцип сохранения исторической памяти.

Подростковый возраст — это самый трудный период в жизни человека. Так говорят не только психологи и педагоги, но и все чаще родители. Именно в этом возрасте необходимо вести полный контроль за ребенком. Желание казаться взрослым, заводить новые знакомства, пробовать то, что еще никогда не пробовал, отправиться в те места, куда всегда запрещали родители, может очень сильно изменить ребенка не в лучшую сторону. Если подросток вызывающе одевается, имеет пирсинг, ярко выкрашивает волосы, нецензурно выражается – это скорее аморальное поведение, но если взрослые начнут кричать ему в след, размахивая руками о том, что его поведение неправильное, это уже можно назвать безнравственностью взрослых. И хотя борьба поколений, или как мы еще называем тема «отцов и детей», была всегда, мы боимся себе в этом признаться, говоря: «Мы, в свое время такими не были…». Это тема была, есть и будет, и, как и прежде люди ищут пути решения в борьбе за нравственно-культурное общество.

В Семейном кодексе четко прописано, что первые и единственные заинтересованные воспитатели детей – это родители. Но по-прежнему общество замерло в ожидании действий школьных учреждений.

Но только ли педагоги несут ответственность за поведение детей в обществе? Конечно же, нет. Нельзя так же снимать ответственность с телевидения, локальных сетей, которые доступны абсолютно всем детям без границ в возрасте, с издательств журналов, газет, наконец, общество в целом. Все они вместе взятые несут ответственность за будущее нашей страны, а это и есть наши дети.

Нельзя не отметить действия предпринимателей, которые торгуют спиртными напитками и табачными изделиями, они вывешивают правило «Лицам, не достигшим 18-летнего возраста, спиртные и табачные изделия не отпускаются» и стараются следовать ему. Или еще один пример: включая сегодня телевизор, можно увидеть возрастные ограничения к просмотру передачи или фильма. Так родители могут проконтролировать то, что можно смотреть их детям. Это хотя и маленький, но все же «шаг» к нравственной культуре.

Сегодня на плечах педагогов лежит непосильный труд. Педагоги продумывают каждые мелочи при работе с детьми. А в сельской местности, как известно, дети живут в разных жизненных условиях, и главная задача – найти подход к каждому ребенку, заглянув глубоко в его глаза, чтобы понять, что именно хочет ребенок.

Особое место в общей системе формирования духовно-нравственной культуры человека занимает сельская общеобразовательная школа, в силу ряда социально-географических факторов ( отдалённость от культурных центров, специфика учебно-воспитательного процесса, численность и состав учащихся и педагогов, наличие учебно-материальной базы и др. ) сельская школа вынуждена брать на себя функции центра образования и воспитания молодёжи.

Сельская школа обладает арсеналом средств, отсутствующих в городе,
среди которых тесная органическая связь с природной средой, сохранившиеся традиции, обычаи, ритуалы в общественной и семейной жизни, духовное единение, забота о младших и людях старшего поколения, направленность на трудовую деятельность.

Развитие личности происходит в учебно-познавательной деятельности (урочной и внеурочной) в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Анализируя современное состояние общественной жизни можно считать самым важным сейчас воспитание доброты и милосердия, умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого. Воспитывать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Поэтому ориентировочные направления всей работы акцентируются на «Я» каждого ребенка.

Основные источники нравственного опыта.

Это, прежде всего, учебная деятельность. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Так на уроках литературы в 11 классе проводились «Литературные гостиные». «Гостиная»-это комната, в которой принимают гостей. Гостей принимают для общения и во имя общения. Хозяйка гостиной помогает удобно расположиться, каждого одаряет улыбкой – одним словом, приветствуя, производит «психологическое поглаживание». В «Гостиной у Высоцкого» хозяева гостиной, учащиеся, интересно рассказывали о поэте, доступно и лаконично познакомили гостей с отдельными эпизодами жизни Высоцкого. На уроке видна совместная деятельность учителя и учеников. Чтение стихов учащимися сопровождалось эмоциональным словом учителя, которым умело подобраны стихи о дружбе и любви. Любимая песня поэта в исполнении ребят под гитару, внесла в урок содержательность, глубину восприятия поэзии Высоцкого. Эта встреча в гостиной с поэтом осталась, несомненно, в душах детей.

Другим важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Еще Макаренко говорил: «Коллектив является воспитателем личности и воспитание достигается не путем чьей-нибудь проповеди или нравоучений, а исключительно из жизни работы коллектива» Поэтому в классе и в школе обязательно избраны органы самоуправления, но не на целый год, а на одно дело (или несколько, чтобы на хрупкие плечи ребят в течении года не ложилась огромная ответственность за всю общественную работу).

Готовится в классе какое-то дело, для его организации избирается или создается совет, в котором собраны дети и могут их родители, закончилось дело – совет распался. В общешкольных делах совет обычно разновозрастный. Чем сложнее дело, тем более теплыми остаются у ребят отношения после его окончания («День вежливости», День учителя, Новогодний праздник). Воспитатели, которые в своей работе используют дифференцированный подход к учащимся, довольно быстро начинают чувствовать рост самостоятельности ребят, ощущают заметную отдачу. Это происходит потому, что в условиях деятельности небольшой группы ребят, связанных общей целью и общими интересами легче организовать любое дело на действительно самостоятельных началах, без непосредственного участия классного руководителя.

Любые мероприятия несут в себе определенную цель, которая, как правило, достигается. Так, например, в 7 классе провожу праздник «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!»

На занятиях дети придумывали ситуации из жизни, и сами находили выход из них. Целью занятия было формирование у воспитанников способов оптимального поведения в различных ситуациях, закрепление нравственных норм и привычек, полученных в ходе предыдущих мероприятий.

На занятиях с детьми велась работа по сплочение коллектива, на воспитании правил поведения друг с другом и другими людьми. Дети, сначала ведут себя скованно, стесняются друг друга, не решаются участвовать в играх на сближение. Но, как правило, к концу занятий дети чувствуют себя комфортнее, стараются активно отвечать на вопросы, некоторые смело обыгрывают жизненные ситуации. Из чего я сделала вывод, что такие занятия нужны и, проводить их нужно чаще, чтобы помочь детям раскрепоститься и не стесняться проявлять себя среди других.

Все мы помним песню «С чего начинается Родина?». А что для наших учеников – Родина? На классном часе, рассказывая о пространстве, где мы живём, я получила ответы: «Родина — это где находится моя семья. Родина – это мой дом. Родина – это русская природа. Родина – это мои земляки. В ней хорошо, уютно и тепло».
В каждом из этих учеников хочется в будущем видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы, человека, который ни при каких условиях не скажет цинично: «А что мне Родина?». А пока мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни, о Родине, малой Родине. Рассказываем о традициях своей семьи, создаём генеалогическое древо.

Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края, села с Родиной, помогаем уяснить неразрывную связь: единства села с историей и жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

В школе традиционно учащиеся отмечают «День пожилого человека». Это не просто день, отмеченный в календаре, это связь поколений, преемственность в воспитании, проявление уважения к старшим, забота о родных. Пожилой человек – это человек, который пожил, много видел, а значит, может и детям и внукам что-то рассказать. Ребята посещают пожилых одиноких людей, помогают им: носят воду, колют дрова, моют пол, осенью помогают собирать урожай.

Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение». Нам нужно воспитывать детей не «Иванами, не помнящими родства», а человека любящего Отечество, способного постоять за него, нужно воспитывать учащихся на традициях отечественной культуры. Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитать уважение к культуре других народов. В школе в начале октября проводится праздник, посвященный осени «Осенний балл». Он помогает ребятам узнать много нового об осени, пробуждает у них любовь к родной природе, стремление бережно относиться к ней. На классных часах «Масленица в гости к нам пришла», «Народные промыслы», «Святки», «Рождество, как празднуют у нас и в других странах» ребята познакомились с народными обрядами, играми, историей происхождения этих праздников.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят при подготовке и проведении КТД, спецкурсы, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
Невозможно не отметить традиционные праздники школы: «День знаний», «Новогодний праздник», Праздник последнего звонка и другие.

Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств в классе проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, «Что такое настоящий друг», где ребята учились анализировать критически свои поступки, терпимости и корректности в общении с друзьями; «Дети и деньги»- воспитание правильного отношения к деньгам, как выработать у детей разумное отношение к материальной стороне жизни?; «Последний бой, он трудный самый!» — целью этого классного часа, посвященной Великой Отечественной войне, было расширить представление детей о Великой Отечественной войне; воспитывать уважение к героическому прошлому страны, пробуждать сочуствие к людям старшего поколения; формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; формировать активную жизненную позицию, побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны; чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В данном направлении мы проводим классные часы, конкурсы стихов о войне, рисунков, плакатов, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. На классных часах, при изучении официальных символах России и Ульяновской области, рассматриваем историю геральдической символики, что помогает объяснить цветовую гамму и форму герба. После рассказа предлагаю нарисовать герб Белого Яра или своей семьи.

Данная работа позволяет:

  1. Дать элементарные представления о геральдической символике
  2. Формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления о составлении гербовой символики
  3. Воспитывать гражданственность, аналитические способности, чувство меры

Дети получают уроки нравственности и духовности при работе в спортивных секциях. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе, походы оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.

При определении направлений нравственного воспитания учащихся очень важно понять, как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения учащимися основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?
(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

  • Взаимоотношения в семье — 1
  • Здоровье — 2
  • Учёба — 3
  • Будущая карьера — 5
  • Любовь — 4
  • Взаимоотношения с одноклассниками — 6
  • Взаимоотношения с учителями — 7
  • Возможность заработка — 9
  • Проведение свободного времени — 8
  • Нормальное питание — 11
  • Покупка одежды и других вещей — 10

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей учащимися важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

  • Справедливость — 1
  • Счастье — 2
  • Свобода — 3
  • Добро — 4
  • Честь, достоинство и совесть — 5
  • Дружба -6
  • Миролюбие -8
  • Патриотизм -7
  • Милосердие -9
  • Вера и идеалы — 11
  • Истина -10
  • Коллективизм -12

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.
Интересны результаты и следующего исследования среди учащихся.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

  • Самостоятельности и уверенности в себе — 1
  • Умению общаться-2
  • Уважению к людям, человеколюбию — 3
  • Дружбе — 4
  • Самопознанию — 5
  • Доброте — 6
  • Творческому отношению к жизни — 7
  • Организаторским умениям — 8
  • Жизнелюбию — 9
  • Преданности – 10
  • Ничему не учит — 9
  • Затрудняюсь ответить – 11

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.

Первоначальный этап формирования духовно- нравственных идеалов у человека начинается в семье, в д/садике и далее в школе. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

Выводы

  • Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
  • Успешность данного вида деятельности зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
  • Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.

В заключении мне хотелось бы привести стихотворение Сэлли Фельдман, которая напоминает нам, что какую бы роль мы не играли в жизни ребенка, всем нам необходимо помнить то, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь.

Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ —
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ,
Умеют видеть хорошее.
А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ
Учит детей доверию.
Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ,
Живут с собою в ладу.
Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ —
Находят в мире любовь.

Использованная литература.

  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.-М.:Вита-Пресс,1999.-88с.
  2. Масленникова А.В.Традиционные и личностно-ориентированные педагогические технологии.//Практика административной работы в школе.2010№7.с.53-58.
  3. Полат Е.С.Основные направления развития современных систем образования.// Народное образование.2005.№ 6.с.156-163.
  4. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – 2-еизд., испр.-М.:Айрис-пресс, 2005.- (Методика).
  5. Классные часы: 9 класс/Авт-сост.А.В.Давыд ова.-М.:ВАКО, 2012.-272с.- (Учебный год).
  6. Журнал «Классный руководитель» № 3, 2008год.

Источник: www.uchportal.ru


Categories: Питание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.