Работы Платона относятся к классическому периоду античной философии. Их особенность – в объединении проблем и решений, которые ранее были выработаны предшественниками. За это Платона, Демокрита и Аристотеля, называют систематиками. Платон философ также являлся идейным оппонентом Демокрита и основателем объективного реализма.

Биография

фото 673

Мальчик, известный нам под именем Платон, родился в 427 году до нашей эры и наречен Аристоклом. Местом рождения стал город Афины, но ученые до сих пор ведут споры о годе и городе рождения философа. Его отцом стал Аристон, чьи корни восходили к царю Кодре. Мать была очень мудрой женщиной и носила имя Периктиона, она являлась родственницей философа Солона. Его родственники были видными древнегреческими политиками, и юноша мог пойти их путем, но такая деятельность «на благо общества» ему претила. Все, чем он воспользовался по праву рождения, была возможность получить хорошее образование – лучшее, доступное в то время в Афинах.


Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно. Более изучена жизнь философа с момента знакомства с Сократом. На тот момент Платону было девятнадцать лет. Будучи известным учителем и философом, Сократ вряд ли взялся бы за обучение ничем не примечательного молодого человека, похожего на сверстников, но Платон уже тогда был видной фигурой: он принимал участие в национальных Пифийских и Истмийских спортивных играх, занимался гимнастикой и силовым спортом, увлекался музыкой и поэзией. Платону принадлежит авторство эпиграмм, произведений, относящихся к героическому эпосу и драматическому жанру.

Биография философа содержит и эпизоды его участия в военных действиях. Он жил во время Пелопонесской войны и воевал при Коринфе и Танагре, практикуя философию в перерывах между сражениями.

Платон стал самым известным и любимым из учеников Сократа. Уважением к педагогу пропитано произведение «Апология», в котором Платон ярко прорисовал портрет учителя. После смерти последнего от добровольного принятия яда, Платон покинул город и уехал на остров Мегары, а затем – в Кирены. Там он стал брать уроки у Феодора, изучая основы геометрии.

Окончив обучение там, философ перебрался в Египет, чтобы учиться у жрецов математической науке и астрономии. В те времена перенимать опыт египтян было популярно среди философов – к этому прибегали Геродот, Солон, Демокрит и Пифагор. В этой стране сформировалось представление Платона о разделении людей на сословия. Платон был убежден, что человек должен попадать в ту или иную касту сообразно его способностям, а не происхождению.


Вернувшись в Афины, в возрасте сорока лет, открыл собственную школу, которая получила название Академии. Она относилась к наиболее влиятельным философским учебным заведениям не только Греции, но и всей античности, где учениками были греки и римляне.

Особенность трудов Платона в том, что он, в отличие от учителя, рассказывал мысли в форме диалогов. Преподавая, он пользовался методикой вопросов и ответов чаще, чем монологами.

Смерть настигла философа в возрасте восьмидесяти лет. Его погребли рядом с его детищем – Академией. Позже, гробница была демонтирована и сегодня никому неизвестно, где захоронены его останки.

Онтология Платона

Будучи систематиком, Платон синтезировал достижения, совершенные философами до него, в большую целостную систему. Он стал основоположником идеализма, и в его философии затронуты многие вопросы: познания, языка, воспитания, политического строя, искусства. Основное понятие – идея.

По мнению Платона, под идеей должна пониматься истинная сущность любого предмета, его идеальное состояние. Чтобы постичь идею, необходимо пользоваться не чувствами, а интеллектом. Идея, будучи формой вещи, недоступна для чувственного познания, она бестелесна.

Концепция идеи кладется в основание антропологии и социальной философии Платона. Душа состоит из трех частей:

  1. разумной ( «золотой»);
  2. волевого начала («серебряного»);
  3. вожделеющей части («медной»).

Пропорции, в которых люди наделены перечисленными частями, могут быть разными. Платон предположил, что они должны лечь в основу социальной структуры общества. А само общество в идеале должно иметь три сословия:

  1. правителей;
  2. стражей;
  3. кормильцев.

К последнему сословию предполагалось отнести торговцев, ремесленников и крестьян. В соответствии с этой структурой, каждый человек, член общества, занимался бы только тем, к чему у него есть предрасположенность. Первые два сословия не имеют необходимости в создании семьи и в частной собственности.

Особняком стоят идеи Платона о двух видах бытия. В соответствии с ними, первый вид – это мир, который вечен в своей неизменности, представленный подлинными сущностями. Этот мир существует вне зависимости от обстоятельств внешнего, или материального мира. Второй вид бытия является средним между двумя уровнями: идей и материй. В этом мире идея существует сама по себе, а реальные вещи становятся тенями таких идей.

В описанных мирах присутствуют мужское и женское начала. Первое является активным, а второе – пассивным. Вещь, материализованная в мире, имеет материю и идею. Последней она обязана своей неизменной, вечной частью. Вещи чувственные являются искаженными отображениями своих идей.

Учение о душе

Рассуждая о душе человека в своем учении, Платон приводит четыре доказательства в пользу того, что она бессмертна:


  1. Цикличность, при которой существуют противоположности. Они не могут существовать без друг друга. Поскольку наличие большего подразумевает наличие меньшего, существование смерти говорит о реальности бессмертия.
  2. Знания на самом деле являются воспоминаниями из прошлых жизней. Те понятия, которым людей не учат – о красоте, вере, справедливости – являются вечными, бессмертными и абсолютными, известными душе уже в момент появления на свет. А поскольку душа имеет представление о таких понятиях, она – бессмертна.
  3. Двойственность вещей приводит к противопоставлению бессмертности душ и смертности тел. Тело является частью природной оболочки, а душа – частью божественного в человеке. Душа развивается и познает, тело желает удовлетворять низменные чувства и инстинкты. Поскольку тело не может жить при отсутствии души, душа может быть отдельно от тела.
  4. Каждая вещь обладает неизменной природой, то есть белый цвет никогда не станет черным, а четное – нечетным. Поэтому смерть – это всегда процесс тления, который не присущ жизни. Поскольку тело тлеет, его сущностью является смерть. Будучи противоположностью смерти, жизнь бессмертна.

фото 674

Эти идеи подробно описываются в таких произведениях античного мыслителя, как «Федр» и «Государство».

Учение о познании


Философ был убежден, что методом чувств можно постичь только отдельные вещи, в то время как сущности познаются разумом. Знания не являются ни ощущениями, ни правильными мнениями, ни определенными смыслами. Под истинным знанием понимается познание, проникшее в идейный мир.

Мнение – часть вещей, воспринимаемых чувствами. Чувственное познание непостоянно, поскольку подверженные ему вещи отличаются изменчивостью.

Часть учения о познании составляет концепция воспоминания. В соответствии с ней, человеческие души помнят идеи, известные ей до момента воссоединения с данным физическим телом. Истина открывается тем, кто умеет закрывать уши и глаза, вспоминать божественное прошлое.

Человек, который что-то знает, не имеет потребности в познании. А ничего не знающий не найдет, что должен искать.

Теория познания Платона сводится к анамнезису – теории воспоминания.

Диалектика Платона

Диалектика в трудах философа имеет второе название – «наука о сущем». Активная мысль, которая лишена чувственного восприятия, имеет два пути:

  1. восходящий;
  2. нисходящий.

Первый путь предполагает переход от одной идеи к другой до момента обнаружения высшей идеи. Коснувшись ее, человеческий разум начинает нисхождение в обратном направлении, переходя от общих идей к частным.

Диалектика затрагивает бытие и небытие, единое и многое, покой и движение, тождественное и иное. Изучение последней сферы привело Платона к выведению формулы материи и идеи.

Политико-правовое учение Платона


Понимание устройства общества и государства привело к тому, что Платон уделил им много внимания в своих учениях и систематизировал их. В центр политико-правового учения были помещены реальные проблемы людей, а не натурфилософские представления о природе государства.

Идеальным Платон называет тот тип государства, который существовал в древности. Тогда люди не испытывали нужды в крове и посвящали себя философским исследованиям. После, они столкнулись с борьбой и стали нуждаться в средствах для самосохранения. В момент, когда сформировались совместные поселения, возникло государство как способ ввести разделение труда для удовлетворения многообразных потребностей людей.

Отрицательным Платон называет такое государство, которое имеет одну из четырех форм:

  1. тимократия;
  2. олигархия;
  3. тирания;
  4. демократия.

В первом случае власть держат в руках люди, имеющие страсть к роскошествам и личному обогащению. Во втором случае развивается демократия, но разница между богатым и бедным классами колоссальна. При демократии бедняки восстают против власти богачей, а тирания является шагом к вырождению демократической формы государственности.

Философия о политике и праве Платона также выделил две главные проблемы всех государств:

  • некомпетентность высших чиновников;
  • коррупция.

Отрицательные государства имеют в основании материальные интересы. Чтобы государство стало идеальным, во главе угла должны встать нравственные принципы, по которым живут граждане. Искусство должно подвергаться цензуре, безбожие – наказываться смертью. Государственный контроль должен осуществляться над всеми сферами человеческой жизни в таком утопическом обществе.

фото 675

Этические взгляды

Этическая концепция данного философа разделена на две части:

  1. социальная этика;
  2. индивидуальная, или личная этика.

Индивидуальная этика неотделима от совершенствования нравственности и интеллекта через гармонизацию души. Тело противопоставляется ей, как имеющее отношение к миру чувств. Только душа позволяет людям прикоснуться к миру бессмертных идей.

Человеческая душа имеет несколько сторон, каждой из которых свойственна конкретная добродетель, кратко это можно представить так:

  • разумной стороне – мудрость;
  • волевой – мужество;
  • аффективной – умеренность.

Перечисленные добродетели – врожденны и являются ступенями на пути к гармонии. Платон видит смысл жизни людей в восхождении к идеальному миру,


Ученики Платона развивали его идеи и передавали их последующим философам. Затрагивая сферы публичной и индивидуальной жизни, Платон сформулировал многие законы развития души и обосновал идею ее бессмертия.

Источник: mystroimmir.ru

Платон – знаменитый древнегреческий философ. По сути, именно он придумал идеализм, который оказал огромное влияние на развитие культуры и искусства. Развивал идею бессмертия души и сильно повлиял на всю христианскую философию. Итак, давайте разбираться, кто же такой Платон, в чем суть его идей и значение для современного человека.

Интересные факты из биографии философа-идеалиста

Настоящее имя – Аристокл. А Платон – это прозвище, буквально означающее «широкоплечий». По воспоминаниям современников он действительно отличался крепким телосложением.

Платон родился в среде аристократов и это, конечно, дало ему хорошие стартовые условия. Он активно пользовался капиталом и связями. К примеру, мог легко скупить все экземпляры книг философов-конкурентов и устроить из них большой костер. Или для пропаганды и пиара, подкупая крикунов в толпе в свою пользу. Поэтому у его оппонентов – например, известного киника Диогена, не было ни единого шанса.


Кстати, связи помогли ему и в дальнейшем. Когда в Сиракузах он вызвался обучать местного тирана, то был быстро схвачен и отправлен в рабство. Хорошие друзья быстро выкупили коллегу.

Впрочем, интерес к Платону после его смерти был ничуть не меньшим, чем при жизни. Его большим поклонником был знаменитый политик и оратор Цицерон, а в Средневековье труды Платона и его ученика Аристотеля котировались среди интеллектуальной элиты того времени на уровне библейских.

Как устроен мир по мнению Платона

Платон был учеником Сократа и развивал многие из его идей. Давайте посмотрим, что же думал Платон об устройстве нашего мира.

Платон описывал свое видение мира такой красивой аллегорией:

Представьте, что есть пещера, а в ней живут люди, уверенные, что это и есть их реальный большой мир. И эти люди уверены, что тени на стене пещеры – это настоящие вещи и события. Так и мы, видим не реальность, а лишь тени, проекции из идеального мира.

Каждая вещь на Земле переменчива. Сегодня она одна, завтра другая. И мы не можем познать разумом эти вещи, ведь они меняются. Мы можем иметь только мнение по их поводу.


Но у каждой вещи есть идея – ее идеальный неизменный образ. Идея сливается с материей и так рождается вещь. Условно, есть идея кувшина, есть материя – они сливаются и получается конкретный кувшин. И изучать разумом можно только идеи.

Душа бессмертна

Платон был первым, кто попробовал доказать бессмертие души. Все его доказательства не лишены логического изящества.

Платон делит человека на тело и душу. Душа – это и есть вечная идеальная идея. А тело – переменчиво и разрушимо.

У всего в мире есть своя противоположность. У качка есть противоположность – дрыщ, на фоне которого мы и понимаем мощь качка. У сна есть бодрствование. А у смерти – бессмертие, уверен Платон.

У нас в голове есть идеальные идеи. Абсолютная справедливость, божественная красота. Их нет в природе, но у нас есть такие образы, существующие вечно. Откуда мы знаем о них с рождения? Все потому, что мы рождаемся с душой, которая уже в курсе идеальных образов, которые в ней заложены.

Тело – разложимо, душа – нет. Третий аргумент Платона очень напоминает первый – тоже доказательства через поиски противоположностей. Тело – видимое и разложимое. Значит у него должно быть что-то, что мы не видим и что нельзя разделить.

Платоническая любовь

По мнению Платона, у любви, как вы, наверное, уже догадались, тоже есть своя идея. Та самая, которая вечная. Это и есть разумная любовь.

А есть та, что падка на физическую красоту. Телесная и репродуктивная. Вот она переменчива и быстро угасает.

Философ считал истинной только вечную духовную любовь, а термин «платоническая любовь» в этом контексте и дожил до наших дней.

«Делай, что должно, и будь, что будет»

Фраза из подзаголовка принадлежит перу не Платона, а придумана позднее, Марком Аврелием в Древнем Риме. Но уж очень хорошо она иллюстрирует взгляд Платона на идеальное государство.

Каждый человек изначально склонен к той или иной деятельности. Воин – воюет, ремесленник – производит товары, аристократ управляет. Все проблемы, считает Платон, из-за того, что люди в реальном государстве оказываются не на своих местах.

Он предложил несколько идеальных типажей:

Воин – человек с «яростным началом» души;

Земледельцы и ремесленники – люди с деловым началом души;

Философы – это те, кто разумом управляют всеми остальными.

Надо заниматься своим делом и не лезть в чужие дела, — это и есть основа идеального справедливого государства!

Что сделал Платон для нас, современных людей

Что ж, можно по-разному относиться к Платону, но что он открыл философский ящик Пандоры для человечества – это однозначно. Ведь именно он познакомил человечество с идеализмом. Открыл мир, полный идеальных образов и научил людей смотреть не только внешне, но и вглубь предмета. А это, в свою очередь, дало такой всплеск развитию мировых искусств и культуры.

Ну а в идее идеального государства Платона тоже явно есть смысл. Только вот как выбрать тех самых философов, что призваны идеально управлять государством? Мне почему-то кажется, что пропаганда по ТВ и бросание бюллетеней в урну — не тот способ. Как бы сказал Платон, далек от идеального. А вы как думаете?

Источник: zen.yandex.ru

Жизнь

Отец П. – Ари­стон про­ис­хо­дил из ро­да по­след­не­го афин­ско­го ца­ря Код­ра и за­ко­но­да­те­ля Со­ло­на, мать Пе­рик­тио­на – то­же из ро­да Со­ло­на, двою­род­ная се­ст­ра од­но­го из 30 афин­ских ти­ра­нов Кри­тия. Есть све­де­ния, что в юно­сти П. пи­сал тра­ге­дии, ко­ме­дии и ди­фи­рам­бы, учил­ся фи­ло­со­фии у Кра­ти­ла, по­сле­до­ва­те­ля Ге­рак­ли­та. С 407 до н. э. он ока­зы­ва­ет­ся сре­ди слу­ша­те­лей Со­кра­та, ре­шив все­це­ло по­свя­тить се­бя фи­ло­со­фии. Казнь Со­кра­та в 399 по­тряс­ла П., он на 10 лет уе­хал из Афин и пу­те­ше­ст­во­вал по Юж. Ита­лии, Си­ци­лии, ве­ро­ят­но так­же и по Егип­ту. Во вре­мя этой по­езд­ки по­зна­ко­мил­ся с уче­ни­ем Пи­фа­го­ра и уст­рой­ст­вом Пи­фа­го­рей­ско­го сою­за, за­вя­зал друж­бу с Ар­хи­том из Та­рен­та и си­ра­ку­зя­ни­ном Дио­ном. Ти­ран Си­ра­куз Дио­ни­сий I в от­вет на на­став­ле­ния П., как уст­ро­ить наи­луч­шее го­су­дар­ст­во, про­дал его в раб­ст­во. Вы­ку­п­лен­ный друзь­я­ми, П. по воз­вра­ще­нии в Афи­ны (ок. 388–385) ор­га­ни­зо­вал собств. шко­лу, су­ще­ст­во­вав­шую как куль­то­вый со­юз блю­сти­те­лей свя­щен­ной ро­щи ге­роя Ака­де­ма, по­чи­та­те­лей Апол­ло­на и муз (см. Ака­де­мия Афин­ская). Стре­мясь пре­тво­рить най­ден­ную фи­лос. ис­ти­ну в жизнь и уст­ро­ить пра­виль­ное го­су­дар­ст­во, П. ещё два­ж­ды (в 366 и 361, по­сле смер­ти Дио­нисия I) от­прав­лял­ся на Си­ци­лию по при­гла­ше­нию сво­его дру­га и по­чи­та­те­ля Дио­на. Обе по­езд­ки за­кон­чи­лись для не­го горь­ким раз­оча­ро­ва­ни­ем.

Сочинения

Со­хра­ни­лось прак­ти­че­ски всё, что на­пи­сал П. Клас­сич. из­да­ние его со­чи­не­ний – Corpus Platonicum, вклю­чаю­щий 9 тет­ра­ло­гий и при­ло­же­ние, – при­ня­то воз­во­дить к Тра­сил­лу, алек­сан­д­рий­ско­му пла­то­ни­ку, ас­т­ро­ло­гу, дру­гу имп. Ти­бе­рия. 36 со­чи­не­ний, во­шед­ших в тет­ра­ло­гии (это диа­ло­ги, за ис­клю­чени­ем «Апо­ло­гии Со­кра­та» и 13 пи­сем), счи­та­лись под­лин­но пла­то­нов­ски­ми вплоть до 19 в., до на­ча­ла на­уч. кри­ти­ки тек­стов. Ны­не при­зна­ны не­под­лин­ны­ми диа­ло­ги «Ал­ки­ви­ад II», «Гип­парх», «Со­пер­ни­ки», «Фе­аг», «Кли­то­фон», «Ми­нос» и пись­ма, за ис­клю­че­ни­ем 6-го и 7-го. Не­ко­то­ры­ми ос­па­ри­ва­ет­ся так­же под­лин­ность «Гип­пия Боль­ше­го» и «Гип­пия Мень­ше­го», «Ал­ки­виа­да I» и «Ме­нек­се­на».

Ра­нее всех, под не­по­средств. влия­ни­ем Со­кра­та (ве­ро­ят­но, сра­зу по­сле 399), бы­ли на­пи­са­ны диа­ло­ги «Кри­тон», «Ион», «Ев­тиф­рон», «Ла­хес» и «Ли­сий»; к ним при­мы­ка­ет «Хар­мид», в ко­то­ром на­ме­ча­ют­ся под­хо­ды к по­строе­нию уче­ния об иде­ях. Ви­ди­мо, не­сколь­ко позд­нее на­пи­сан цикл диа­ло­гов, на­прав­лен­ных про­тив со­фис­ти­ки, – «Ев­ти­дем», «Про­та­гор» и «Гор­гий», а так­же «Кра­тил» и «Ме­нон». В «Кра­ти­ле» обос­но­вы­ва­ет­ся со­су­ще­ст­во­ва­ние двух об­лас­тей: об­лас­ти ви­ди­мых ве­щей, из­мен­чи­вых и те­ку­чих – по Ге­рак­ли­ту, и об­лас­ти веч­но­го са­мо­то­ж­де­ст­вен­но­го бы­тия – по Пар­ме­ни­ду. В «Ме­но­не» до­ка­зы­ва­ет­ся, что зна­ние есть при­по­ми­на­ние ис­ти­ны, со­зер­цав­шей­ся ду­шой до ро­ж­де­ния. «Фе­дон», «Федр» и «Пир» со­дер­жат уче­ние об иде­ях. В тот же пе­ри­од на­пи­са­но «Го­су­дар­ст­во», где, по­ми­мо соб­ст­вен­но по­ли­тич. фи­ло­со­фии, со­дер­жит­ся за­вер­шаю­щий об­зор и схе­ма уче­ния об иде­ях в це­лом. То­гда же или нес­коль­ко позд­нее П. об­ра­ща­ет­ся к про­бле­ме по­зна­ния и кри­ти­ке собств. тео­рии идей: «Те­этет», «Пар­ме­нид», «Со­фист», «По­ли­тик». Два важ­ней­ших позд­них диа­ло­га «Ти­мей» и «Фи­леб» от­ме­че­ны влия­ни­ем пи­фа­го­ре­из­ма. В кон­це жиз­ни П. це­ли­ком по­свя­ща­ет се­бя ра­бо­те над «За­ко­на­ми».

Учение об идеях и метод

В цен­тре фи­ло­со­фии П. – уче­ние об иде­ях, ис­точ­ни­ке бы­тия эм­пи­рич. ве­щей. Как те­ни от­но­сят­ся к ре­аль­ным су­ще­ст­вам, их от­бра­сы­ваю­щим, так вся об­ласть чув­ст­вен­но вос­при­ни­мае­мо­го в це­лом от­но­сит­ся к ве­щам умо­по­сти­гае­мым: идея на­столь­ко же ре­аль­нее и жи­вее зри­мой ве­щи, на­сколь­ко вещь под­лин­нее сво­ей те­ни. Да­лее, са­ма об­ласть умо­по­сти­гае­мо­го бы­тия де­лит­ся на два клас­са по сте­пе­ни ре­аль­но­сти: боль­ший класс – под­лин­но су­щее, веч­ные идеи, по­сти­жи­мые толь­ко умом, бес­пред­по­сы­лоч­но и ин­туи­тив­но; мень­ший класс – пред­мет дис­кур­сив­но­го пред­по­сы­лоч­но­го зна­ния, пре­ж­де все­го ма­те­ма­тич. на­ук; это чис­ла и гео­мет­рич. объ­ек­ты. При­сут­ст­вие (παρουσία) под­лин­но­го умо­по­сти­гае­мо­го су­ще­го де­ла­ет воз­мож­ным бы­тие всех низ­ших клас­сов, су­ще­ст­вую­щих бла­го­да­ря при­ча­ст­но­сти (μέθεξις) выс­ше­му. На­ко­нец, умо­по­сти­гае­мый кос­мос (ϰόσμος νοητός ) – един­ст­вен­ная под­лин­ная ре­аль­ность, об­ла­да­ет бы­ти­ем бла­го­да­ря наи­выс­ше­му транс­цен­дент­но­му на­ча­лу, ко­то­рое в «Го­су­дар­ст­ве» име­ну­ет­ся иде­ей бла­га или Бла­гом как та­ко­вым, в «Пар­ме­ни­де» – Еди­ным. Это на­ча­ло вы­ше бы­тия, по ту сто­ро­ну все­го су­ще­го, оно не­из­ре­чен­но, не­мыс­ли­мо и не­по­зна­вае­мо.

Вер­ный пар­ме­ни­дов­ско­му те­зи­су «мы­ш­ле­ние и бы­тие – од­но и то же», П. при­зна­ёт дос­туп­ным по­ни­ма­нию и нау­ке («умо­по­сти­гае­мым») лишь под­лин­но су­щее, не­из­мен­ное и веч­ное. Эм­пи­рич. мир, об­ласть «ста­нов­ле­ния» (γένεσις), где всё воз­ни­ка­ет и по­ги­ба­ет, веч­но ме­ня­ясь и ни на миг не ос­та­ва­ясь то­ж­де­ст­вен­ным се­бе, не­по­зна­ва­ем. В ка­ж­дой ве­щи веч­на и не­из­мен­на идея (εἶδος), те­нью или от­ра­же­ни­ем ко­то­рой вещь яв­ля­ет­ся. Она и со­став­ля­ет пред­мет фи­ло­со­фии. В «Фи­ле­бе» об этом го­во­рит­ся на язы­ке пи­фа­го­рей­цев: два про­ти­во­по­лож­ных на­ча­ла все­го су­ще­го – «пре­дел» и «бес­пре­дель­ное» (они при­бли­зи­тель­но со­от­вет­ст­ву­ют «еди­но­му» и «ино­му» «Пар­ме­ни­да») са­ми по се­бе не­по­зна­вае­мы и не об­ла­да­ют бы­ти­ем; пред­мет изу­че­ния фи­ло­со­фии и вся­кой спец. нау­ки – то, что со­сто­ит из обо­их, т. е. «оп­ре­де­лён­ное». На­ря­ду с «бес­пре­дель­ным», П. упот­реб­ля­ет в том же зна­че­нии тер­мин «боль­шое и ма­лое», ха­рак­те­ри­зую­щий прин­цип, в си­лу ко­то­ро­го эм­пи­рич. ма­те­ри­аль­ный мир от­ли­ча­ет­ся от сво­его про­об­ра­за – ми­ра иде­аль­но­го: ве­щи, до­пус­каю­щие по­доб­ную гра­да­цию, те­ку­чи, не­оп­ре­де­лён­ны и не­са­мо­стоя­тель­ны, то­гда как идеи дис­крет­ны, оп­ре­де­лён­ны, то­ж­де­ст­вен­ны се­бе, а так­же про­сты и не­из­мен­ны, т. е. веч­ны. Эм­пи­рич. ве­щи тлен­ны, от­то­го что слож­ны, унич­то­же­ние и ги­бель – это раз­ло­же­ние на со­став­ные час­ти. Ду­ша бес­смерт­на, по­сколь­ку про­ста и не име­ет час­тей (по­доб­но гео­мет­рич. точ­ке – про­стой и не­про­тя­жён­ной).

Идеи у П. име­ют цен­но­ст­ный ха­рак­тер. В ран­них со­кра­ти­че­ских диа­ло­гах у П. рас­смат­ри­ва­ют­ся та­кие идеи, как кра­со­та («пре­крас­ное са­мо по се­бе»), спра­вед­ли­вость («спра­вед­ли­вое как та­ко­вое»), бла­го­ра­зу­мие, бла­го­чес­тие, му­же­ст­во, доб­ро­де­тель. В позд­них диа­ло­гах, где при­во­дят­ся при­ме­ры идей из пи­фа­го­рей­ской ма­те­ма­тич. ме­та­фи­зи­ки, рав­ное и по­доб­ное счи­та­ют­ся пре­крас­ны­ми и со­вер­шен­ны­ми, а не­ра­вен­ст­во и не­по­до­бие – как дур­ное и сквер­ное (мир вы­ро­ж­да­ет­ся, «по­гру­жа­ясь в бес­пре­дель­ную тря­си­ну не­по­до­бия»). Ме­ра и гра­ни­ца пре­крас­ны, по­лез­ны и бла­го­чес­ти­вы, бес­ко­неч­ность от­вра­ти­тель­на. В ка­че­ст­ве бла­га идея у П. – пред­мет люб­ви (ἔρως), и по­сколь­ку ду­ша – это идея, то че­ло­век лю­бит в дру­гом че­ло­ве­ке имен­но ду­шу, а те­ло лишь по­столь­ку, по­сколь­ку оно про­свет­ле­но пре­крас­ной ра­зум­ной ду­шой. Лю­бовь толь­ко к те­лу – не­по­длин­ная, она не при­но­сит ни бла­га, ни ра­до­сти; это за­блу­ж­де­ние, ошиб­ка тём­ной ду­ши, ос­ле­п­лён­ной во­ж­де­ле­ни­ем, ко­то­рое про­ти­во­по­лож­но люб­ви. Лю­бовь – эрос – есть стрем­ле­ние ду­ши на ро­ди­ну, в веч­ную об­ласть бы­тия, пре­крас­но­го как та­ко­во­го; по­это­му здесь ду­ша уст­рем­ля­ет­ся ко все­му, в чём ви­дит от­ра­же­ние это­го пре­крас­но­го («Пир»).

По­ми­мо оп­ре­де­лён­но­сти, про­сто­ты, веч­но­сти и цен­но­сти, пла­то­нов­скую идею от­ли­ча­ет по­зна­вае­мость. Вслед за Пар­ме­ни­дом и пред­ста­ви­те­ля­ми элей­ской шко­лы П. раз­ли­ча­ет зна­ние (ἐπιστήμη) и мне­ние (δόξα). Мне­ние со­став­ля­ет­ся на ос­но­ве дан­ных чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия, ко­то­рые опыт пре­об­ра­зу­ет в пред­став­ле­ния, а мыш­ле­ние (διάνοια ), обоб­щая пред­став­ле­ния, со­пос­тав­ляя по­ня­тия и де­лая вы­во­ды, пре­вра­ща­ет в мне­ние. Мне­ние мо­жет быть ис­тин­ным или лож­ным, от­но­сить­ся к ве­щам эм­пи­ри­че­ским или умо­по­сти­гае­мым. Зна­ние не ос­но­вы­ва­ет­ся на дан­ных ощу­ще­ния, не бы­ва­ет лож­ным и не мо­жет от­но­сить­ся к ве­щам эм­пи­ри­че­ским. В от­ли­чие от мне­ния, зна­ние не яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том про­цес­са по­зна­ния, оно пред­став­ля­ет со­бой ре­зуль­тат еди­но­мо­мент­но­го (точ­нее, вне­вре­мен­но­го) со­зер­ца­ния (θεωρία). До сво­его во­пло­ще­ния кры­ла­тая ду­ша, чей ум­ст­вен­ный взор не был за­ту­ма­нен те­лом, ви­де­ла ис­тин­ное бы­тие, уча­ст­вуя в хо­ро­во­де не­бо­жи­те­лей («Федр»). Ро­ж­де­ние че­ло­ве­ка есть заб­ве­ние все­го, что зна­ла ду­ша. Цель че­ло­ве­че­ской жиз­ни – при­пом­нить то, что ду­ша зна­ла до па­де­ния на зем­лю (по­это­му ис­тин­ный смысл жиз­ни и спа­се­ние ду­ши об­ре­та­ют­ся в за­ня­ти­ях фи­ло­со­фи­ей), то­гда по­сле смер­ти она воз­вра­тит­ся не в но­вое зем­ное те­ло, а на свою род­ную звез­ду. Зна­ние же и есть при­по­ми­на­ние (анам­не­сис), путь к не­му – очи­ще­ние пре­ж­де все­го от плот­ских стра­стей и во­ж­де­ле­ний, а так­же уп­раж­не­ние и ас­ке­за (за­ня­тия гео­мет­ри­ей, ариф­ме­ти­кой и диа­лек­ти­кой; воз­дер­жа­ние в пи­ще, пи­тье и лю­бов­ных удо­воль­ст­ви­ях).

Все ран­ние диа­ло­ги П. прак­ти­ку­ют со­кра­тов­ский ме­тод май­ев­ти­ки: в них оп­ро­вер­га­ют­ся лож­ные мне­ния о пред­ме­те ис­сле­до­ва­ния, а вер­ное тол­ко­ва­ние не даёт­ся, ибо слу­ша­тель Со­кра­та и чи­та­тель П. дол­жен ро­дить его сам. Т. о., бо́ль­шая часть диа­ло­гов Пла­то­на – апо­рии без од­но­знач­но­го вы­во­да, что долж­но бла­го­твор­но воз­дей­ст­во­вать на чи­та­те­ля, про­бу­ж­дая в нём не­до­уме­ние и удив­ле­ние – «на­ча­ло фи­ло­со­фии». Кро­ме то­го, са­мо зна­ние, со­глас­но 7-му пись­му П., не мо­жет быть вы­ра­же­но сло­ва­ми, ко­то­рые (как и во­об­ра­же­ние) го­дят­ся лишь на пер­вых трёх сту­пе­нях по­зна­ния, а дис­кур­сив­но­го мыш­ле­ния хва­та­ет лишь до чет­вёр­той, и толь­ко на пя­той сту­пе­ни по­зна­ёт­ся под­лин­ное бы­тие. По­это­му сис­те­ма­тич. из­ло­же­ние фи­ло­со­фии мог­ло бы лишь вве­сти в за­блу­ж­де­ние, соз­дав у чи­та­те­ля ил­лю­зию зна­ния. Осн. фор­ма со­чи­не­ний П. – диа­лог, в ко­то­ром стал­ки­ва­ют­ся разл. точ­ки зре­ния, оп­ро­вер­гая и очи­щая друг дру­га, но не про­из­но­сит­ся окон­чат. су­ж­де­ние о пред­ме­те. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ет «Ти­мей», пред­ла­гаю­щий срав­ни­тель­но сис­те­ма­тич. и дог­ма­тич. свод уче­ния П. о Бо­ге и ми­ре, пред­на­зна­чен­ный, од­на­ко, толь­ко для по­свя­щён­ных и не­од­но­крат­но име­нуе­мый все­го лишь «прав­до­по­доб­ным ми­фом». Раз­ра­ба­ты­вав­ший­ся в диа­ло­гах «Со­фист» и «По­ли­тик» но­вый ме­тод ис­сле­до­ва­ния – ди­хо­то­ми­че­ское де­ле­ние по­ня­тий – не при­жил­ся, од­на­ко, ни у са­мо­го Пла­то­на, ни у его по­сле­до­ва­те­лей.

Учение об обществе и государстве

П. счи­тал за­да­чей фи­ло­со­фии ис­сле­до­ва­ние ис­тин­ных прин­ци­пов че­ло­ве­че­ско­го об­ще­жи­тия, ко­то­ро­му по­свя­ще­ны «Го­су­дар­ст­во» и «За­ко­ны», и про­ве­де­ние их в жизнь. Рас­смат­ри­вая наи­луч­шее из всех мыс­ли­мых об­ществ. уст­рой­ст­во, П. по­ла­гал, что спра­вед­ли­вость в та­ком об­ще­ст­ве – это гар­мо­ния со­став­ляю­щих его со­сло­вий («за­ни­мать­ся ка­ж­до­му сво­им де­лом и не вме­ши­вать­ся в чу­жие – это и бу­дет спра­вед­ли­во­стью»). Та­ких со­сло­вий, или клас­сов, в пра­виль­но уст­ро­ен­ном го­су­дар­ст­ве долж­но быть три: «ре­мес­лен­ни­ки» (δημιουργοί; кре­сть­я­не, соб­ст­вен­но ре­мес­лен­ни­ки, тор­гов­цы и др.), вои­ны и пра­ви­те­ли (ар­хон­ты, фи­ло­со­фы). Об­ществ. спра­вед­ли­вость за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы ка­ж­дое низ­шее со­сло­вие (и ка­ж­дый гра­ж­да­нин в нём) по­ви­но­ва­лось ру­ко­во­дству выс­ше­го, не стре­мясь за­нять не свой­ст­вен­ное ему ме­сто. Чле­не­ние че­ло­ве­че­ской ду­ши ана­ло­гич­но чле­не­нию об­ще­ст­ва: выс­ше­му фи­лос. со­сло­вию в ду­ше со­от­вет­ст­ву­ет ра­зум, и он дол­жен пра­вить; со­сло­вию вои­нов со­от­вет­ст­ву­ет аф­фек­тив­ная часть ду­ши (τὸ θυμοειδές), или чув­ст­во чес­ти, обес­пе­чи­ваю­щее, в ча­ст­но­сти, та­кие доб­ро­де­те­ли, как му­же­ст­во, или спо­соб­ность ока­зать со­про­тив­ле­ние, и кро­тость, или спо­соб­ность по­ви­но­вать­ся; ана­лог низ­ше­го со­сло­вия, обес­пе­чи­ваю­ще­го удов­ле­тво­ре­ние ма­те­ри­аль­ных по­треб­но­стей об­ще­ст­ва, – во­ж­де­лею­щее на­ча­ло (τὸ ἐπιθυμητιϰόν). Ес­ли аф­фек­тив­ное на­ча­ло в че­ло­ве­ке по­ви­ну­ет­ся ра­зум­но­му, а во­ж­де­ле­ния под­чи­ня­ют­ся ра­зу­му и чес­ти, то че­ло­век добр, спра­вед­лив и сча­ст­лив; ес­ли же од­но из низ­ших на­чал бу­дет про­яв­лять свое­во­лие и пре­тен­до­вать на власть, че­ло­век бу­дет по­ро­чен и не­сча­ст­лив, в ко­неч­ном счё­те ду­шев­но бо­лен, ибо в его ду­ше во­ца­рят­ся мя­теж и сму­та (та­ко­му трой­ст­вен­но­му чле­не­нию че­ло­ве­че­ской ду­ши и об­ще­ст­ва от­час­ти со­от­вет­ст­ву­ет у П. и строе­ние кос­мо­са). Управ­лять наи­луч­шим го­су­дар­ст­вом дол­жен фи­ло­соф, т. е. тот, кто спо­со­бен не­по­сред­ст­вен­но со­зер­цать уст­рой­ст­во умо­по­сти­гае­мо­го ми­ра и за­тем пе­ре­но­сить его за­ко­ны в жизнь об­ще­ст­ва.

То­ж­де­ст­во струк­ту­ры об­ще­ст­ва и отд. че­ло­ве­че­ской ду­ши оз­на­ча­ет, что доб­ро­де­тель (спра­вед­ли­вость) го­су­дар­ст­ва не­по­сред­ст­вен­но обу­слов­ле­на нравств. бла­го­по­лу­чи­ем (доб­ро­де­те­лью) со­став­ляю­щих его гра­ж­дан, и важ­ней­шая за­да­ча гос. строи­тель­ст­ва – соз­да­ние наи­луч­ших гра­ж­дан, т. е. вос­пи­та­ние и вы­ве­де­ние их по­ро­ды. Фи­ло­соф-пра­ви­тель дол­жен от­би­рать наи­бо­лее пер­спек­тив­ных про­из­во­ди­те­лей муж­ско­го и жен­ско­го по­ла, со­став­лять са­мые под­хо­дя­щие па­ры и со­еди­нять их в наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные (ас­тро­но­ми­че­ски вы­чис­лен­ные) сро­ки для про­из­вод­ст­ва наи­луч­ше­го по­том­ст­ва. Из это­го по­том­ст­ва за­тем от­би­ра­ют­ся мла­ден­цы с луч­ши­ми за­дат­ка­ми, и толь­ко к ним бу­дет при­ме­нять­ся раз­ра­бо­тан­ная П. сис­те­ма вос­пи­та­ния, вклю­чаю­щая (по­ми­мо обыч­ных гим­на­сти­ки, во­ен. ис­кус­ст­ва и т. п.) обу­че­ние спец. кур­сам гео­мет­рии, ариф­ме­ти­ки, му­зы­ки и диа­лек­ти­ки. Из этих вос­пи­тан­ни­ков бу­дут по­пол­нять­ся со­сло­вия пра­ви­те­лей и стра­жей, для ко­то­рых бу­дет уста­нов­лен стро­гий рас­по­ря­док жиз­ни: общ­ность иму­ще­ст­ва (за­прет на соб­ст­вен­ность), за­прет на по­ло­вую жизнь вне стро­го­го рас­по­ряд­ка по при­ка­зу свер­ху и за­прет рас­по­ря­жать­ся свои­ми деть­ми. Здесь долж­ны ца­рить рав­но­пра­вие по­лов и дух со­стя­за­тель­но­сти и все­об­щей друж­бы од­но­вре­мен­но. При этом са­мая мно­го­числ. часть иде­аль­но­го го­су­дар­ст­ва П. – «ре­мес­лен­ни­ки» – жи­вёт вне это­го стро­го­го по­ряд­ка, со­об­ра­зу­ясь со свои­ми при­выч­ка­ми и же­ла­ния­ми. По­сколь­ку ис­кус­ст­во име­ет де­ло лишь с низ­мен­ным на­ча­лом ду­ши, по­мо­гая ему во­зоб­ла­дать над ра­зу­мом, то по­этов сле­ду­ет из­го­нять из го­су­дар­ст­ва, до­пус­кая по­эзию лишь в ви­де гим­нов бо­гам и по­хва­лы доб­ро­де­тель­ным лю­дям.

П. вы­де­ля­ет 5 ви­дов гос. уст­рой­ст­ва (и со­от­вет­ст­вую­щих им ти­пов лю­дей, их ха­рак­те­ра и «ду­хов­но­го скла­да»): ари­сто­кра­тия («прав­ле­ние луч­ших») и 4 ти­па «вы­ро­див­ше­го­ся» об­ще­ст­ва (ре­аль­но су­ще­ст­вую­щие в пла­то­нов­ское вре­мя по­ли­тич. сис­те­мы) – ти­мо­кра­тия («власть чес­ти» – спар­тан­ский строй, «об­ще­ст­во лю­дей, со­пер­ни­чаю­щих ме­ж­ду со­бой и чес­то­лю­би­вых», пре­ж­де все­го в во­ен. об­лас­ти); оли­гар­хия («прав­ле­ние не­мно­гих», пре­ж­де все­го бо­га­тых), де­мо­кра­тия («на­ро­до­вла­стие», где во­про­сы ре­ша­ют­ся боль­шин­ст­вом го­ло­сов под влия­ни­ем де­ма­го­гов) и ти­ра­ния (где пра­вит не за­кон, а про­из­вол од­но­го: по П., ес­теств. за­вер­ше­ние вся­кой де­мо­кра­тии).

Космология

В «прав­до­по­доб­ном ми­фе» «Ти­мея» рас­ска­зы­ва­ет­ся об уст­рой­ст­ве Все­лен­ной, о со­тво­рён­ном бла­гим и ра­зум­ным Де­ми­ур­гом ми­ре – един­ст­вен­ном и наи­луч­шем из воз­мож­ных. Мир име­ет фор­му ша­ра, ибо это пре­крас­ней­шая из всех ви­ди­мых форм. В це­лом это оду­шев­лён­ное ра­зум­ное ша­ро­об­раз­ное жи­вое су­ще­ст­во, ви­ди­мое и ося­за­емое, оно са­мо­дов­лею­ще и ни в чём не ну­ж­да­ет­ся, оно на­хо­дит­ся в со­вер­шен­ном рав­но­ве­сии и оно рав­но­мер­но вра­ща­ет­ся на од­ном мес­те, в са­мом се­бе. Соз­дан­ная Де­ми­ур­гом ми­ро­вая ду­ша, имею­щая чи­сло­вую струк­ту­ру (из сме­ше­ния ра­цио­наль­но­го и ир­ра­цио­наль­но­го на­чал), – ис­точ­ник дви­же­ния кос­мо­са. Ра­цио­наль­ное, пра­виль­ное кру­го­вое дви­же­ние ми­ро­вой ду­ши про­яв­ля­ет­ся в дви­же­нии не­бес­ной сфе­ры – не­под­виж­ных звёзд, а ир­ра­цио­наль­ное – в дви­же­нии пла­нет. Те­ло кос­мо­са на­хо­дит­ся внут­ри ду­ши, ко­то­рая об­ле­ка­ет его сна­ру­жи, оно со­став­ле­но из че­ты­рёх эле­мен­тов, или сти­хий (στοιχεῖα), на­хо­дя­щих­ся ме­ж­ду со­бой в про­пор­цио­наль­ных от­но­ше­ни­ях. Эле­мен­ты – огонь, воз­дух, во­да, зем­ля – име­ют ма­те­ма­тич. струк­ту­ру. Еди­ни­ца ка­ж­до­го эле­мен­та пред­став­ля­ет со­бой пра­виль­ный мно­го­гран­ник: зем­ля – куб, огонь – тет­ра­эдр, воз­дух – ок­та­эдр, во­да – ико­са­эдр; пя­тый из воз­мож­ных пра­виль­ных мно­го­гран­ни­ков, до­де­ка­эдр, «бог оп­ре­де­лил для Все­лен­ной». Мно­го­гран­ни­ки, в свою оче­редь, сло­же­ны из про­стей­ших эле­мен­тов – тре­уголь­ни­ков двух ви­дов, рав­но­сто­рон­них и рав­но­бед­рен­ных пря­мо­уголь­ных. T. о., все те­ла име­ют у П. чис­то ма­те­ма­тич. струк­ту­ру. Впер­вые вво­дя в «Ти­мее» по­ня­тие ма­те­рии, П. ха­рак­те­ри­зу­ет её как про­стран­ст­во (χώρα).

В из­ло­жен­ном здесь сис­те­ма­тич. уче­нии о на­ча­лах П. вы­де­ля­ет бы­тие [идеи, или «умо­по­сти­гае­мый кос­мос», по­слу­жив­ший об­раз­цом (παράδειγμα ), на ко­то­рый взи­рал Бог-Де­ми­ург], про­стран­ст­во и «воз­ник­но­ве­ние» – эм­пи­рич. об­ласть, ко­то­рая вос­при­ни­ма­ет­ся чув­ст­ва­ми, но не мыс­лит­ся умом. «Про­стран­ст­во» – это то, на чём, как на вос­ке, от­пе­чат­ле­ва­ют­ся идеи, в чём воз­ни­ка­ют эм­пи­рич. ве­щи; это их «Мать» и «Кор­ми­ли­ца», суб­страт че­ты­рёх эле­мен­тов, не­дос­туп­ный ни чув­ст­вам, ни уму. В от­ли­чие от про­стран­ст­ва, ко­то­рое он­то­ло­ги­че­ски пред­ше­ст­ву­ет ми­ру как его не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие, вре­мя ро­ж­да­ет­ся позд­нее кос­мо­са-не­ба, ибо вре­мя, по П., есть вра­ще­ние не­бес­ной сфе­ры, «под­виж­ный об­раз веч­но­сти», «дви­жу­щий­ся от чис­ла к чис­лу».

П. ока­зал гро­мад­ное влия­ние на раз­ви­тие ан­тич­ной и всей по­сле­дую­щей ев­роп. фи­ло­со­фии (см. Сред­ний пла­то­низм, Нео­п­ла­то­низм), оп­ре­де­лив бо́ль­шую часть её про­бле­ма­ти­ки. При этом об­раз П. и его уче­ния не­из­мен­но ме­нял­ся на про­тя­же­нии всей ис­то­рии фи­ло­со­фии: «бо­же­ст­вен­ный учи­тель» ан­тич­ных пла­то­ни­ков и не­оп­ла­то­ни­ков; пред­те­ча хри­сти­ан­ско­го ми­ро­воз­зре­ния, ав­тор «Ти­мея» и «Ме­но­на» – у ср.-век. мыс­ли­те­лей; ав­тор «Пи­ра» и «Го­су­дар­ст­ва», фи­ло­соф иде­аль­ной люб­ви и по­ли­тич. уто­пист – в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния; идеа­лист в ду­хе нем. клас­сич. фи­ло­со­фии и т. п.

Источник: bigenc.ru

Детство и юность

Платон родился в Афинах в 428 или 427 году до н.э. и принадлежал к знатному аристократическому роду. Отец философа Аристон был прямым потомком последнего царя Афин Кодра, а мать Периктиона приходилась родственницей стратега Солона. Родной дядя Хармид был одним из Десяти ставленников в Пирее. С юношеских лет философ стал стойким противником всего того, что олицетворяла афинская демократия в период своего расцвета: безудержного роста рабовладения и торговли ради больших барышей. Хотя как аристократ он всю жизнь был апологетом рабства, говоря: «Сколько рабов, столько врагов».

Платон получил традиционное для отпрысков аристократов мусическое и физическое воспитание. Еще в молодости он обзавелся прозвищем, под которым стал известен всему свету. Само слово Платон (широкоплечий), очевидно, отражало мощное телосложение юноши. Если верить Диогену Лаэртскому, его настоящее имя Аристокл (с греч. «наилучшая слава»), правда, по мнению некоторых исследователей,оно появилось лишь в эпоху эллинизма. Обучался грамоте у Дионисия, увлекался живописью, музыкой и борьбой, писал стихи.Он был отличным гимнастом и прекрасно овладел верховой ездой.

Примерно в 20 лет происходит знакомство с Сократом (407 г до н.э.), оказавшее важное влияние на всю дальнейшую жизнь. Если верить известной легенде, после первой беседы с философом Платон сжег трагическую поэтическую тетралогию, которую он приготовил для Дионисия. В свою очередь, Сократу перед первой встречей с учеником приснился лебедь у себя на груди, а после их знакомства, говоря о Платоне, он воскликнул: «Вот мой лебедь!».

Около восьми лет молодой философ ни на шаг не отходил от Сократа, внимая всему, что он говорил. Позже огромный авторитет наставника выразится в присутствии его образа в знаменитых платоновских диалогах.

Сократ наглядно показал ученику трагизм современного общества и его стремительный путь к гибели. Эти глубокие размышления навели Платона на мысль о попытках спасти разрушающуюся ойкумену посредством обращения к рационализированному мифу и утопии.

Период путешествий

В 399 году до н.э. против Сократа состоялся суд, на котором его обвиняли в развращении молодого поколения и почитании других богов. Несмотря на яркую защиту, текст одной из которых написал сам Платон, великого философа приговорили к смертной казни методом принятия яда. Долгое время считалось, что причиной смерти была цикута, сейчас выдвигаются иные версии.

Разочаровавшись в афинской демократии, Платон покидает родной город, отправляется в Мегары и успел поучаствовать в Коринфской войне. Затем его путь лежал в Египет, где он активно общался с местными жрецами. Побывал философ и в Кирене, встретившись с математиком Феодором, после чего переезжает в Италию, где он знакомится с пифагорейцами и представителями эпеатизма Зеноном и Парменидом.

Переехав на соседнюю Сицилию, он попадает в царство тирана Дионисия Старшего, чей родственник Дион был приверженцем учения античного философа. Долго задержаться здесь не получилось из-за осложнившихся отношений с тираном, зато Платон нашел себе единомышленника и даже собирался сделать его философом на троне. Помешало этим планам резкое высказывание афинянина, стоившая ему свободы: «Не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью». За это его продали в рабство, а позволил ему вернуться на родину философ Анникерид, на свои деньги выкупивший философа.

Академия Платона

После долгого отсутствия Платон возвращается в Афины и в 387 году до н.э. создает знаменитую философскую школу. Она была основана в местности, получившей название по имени мифического героя Академа. Здесь изучали довольно большой круг дисциплин от классической философии до астрономии, естествознания и математики. О значении последней для Академии свидетельствовал девиз: «Не геометр, да не войдет». Ключевым методом изучения наук считались диалоги. Заведение просуществует до 529 года, когда его закроет как языческое византийский император Юстиниан.

Интересно, что открытие школы Платоном приходится на жизненный период акмэ, когда мужчина, достигший 40 лет, мог заниматься политикой. Среди платоновских академиков будут не только выходцы из античного мира, но и много восточных ученых. Среди них был астроном Евдох, появление которого ознаменовало заметный акцент Академии на Восток. Также здесь обучался знаменитый философ Аристотель. Как и Сократ, Платон был сторонником женского образования, поэтому в Академии учились представительницы прекрасного пола, самая известная из которых Аксиопея сумела добиться больших успехов в натурфилософии и физике. Своему детищу Платон посвятил около 40 лет своей жизни, лично занимаясь преподаванием. За это время он только пару раз покидал Афины.

Одна из таких поездок состоялась на Сицилию, где в 367 году до н.э. скончался Дионисий Старший. Платон надеялся вразумить его преемника Дионисия Младшего и мечтал добиться появления на троне философа, управляющего государством, в котором торжествуют мудрые и справедливые порядки. Однако эту миссию нельзя назвать успешной, так как со временем новый правитель охладел к платоновским воззрениям и выслал его за пределы острова. Подобная участь досталась и Диону, которого обвинили в заговоре. Еще один раз он побывает на Сицилии в 361 году до н.э., но и на этот раз не найдет понимания, пробыв какое-то время в сицилийском плену.

Философские работы

Излагая на бумаге свои воззрения, философ придерживался стиля диалога со своим читателем. Этот весьма распространенный в его времена жанр Платон смог развить до совершенства. Комплексный анализ произведений дает возможность понять эволюцию взглядов философа, происходившую в течение его жизни. Ранние, сократические работы «Крион», «Лисий», «Аплогия Сократа», «Хармид», «Протагор» проникнуты памятью об учителе и его наставлениях. Позднее появляются произведения, написанные в период странствий: «Кратил», «Менон» и «Георгий».

Поздние труды созданы в период преподавания в Академии: «Политик», 2-10 части «Государства», «Законы», «Софист», «Федр» , «Пир», «Федон» и ряд других. В них автор в полной мере раскрывает основы учения об эйдосах (идеях), анализирует политическую систему общества и демонстрирует образ идеального государства. В работе «Тимей» Платон представляет свою космологическую мифологию.

Философские взгляды Платона

Платон обогатил мировую науку новыми идеями, которые стали достоянием философской мысли. В его воззрениях видна приверженность к идеализму. Он открыл существование мира идей, находящемуся на небе. Там царит вечный порядок и стабильность, ведь идея никогда не умирает. Платоновский мир является божественным порядком, в котором все стремится к высшей цели-Благу.

В социальном аспекте философ сформулировал идею справедливости, которая вывела его на проблему происхождения государства. В этом нет ничего удивительного, ведь в античной традиции государство напрямую отождествлялось с обществом. По его мнению, справедливость заключается в честном и умелом исполнении своего долга на основе присущих свойств души. В этом плане Платон делит всех граждан на три категории в соответствии со способностями— те, у кого преобладает желание, разум и страсть. Анализируя различные государства, он выделяет их формы, называя совершенными только две: аристократию и тимократию. Наоборот, тиранию он называл плохим правлением. «Самое великое наказание — быть под властью человека худшего, чем ты», — говорил философ.

В диалогах «Крития» и «Тимея» была озвучена мысль об Атлантиде. Ученые так и не сошлись во мнении, правда это или вымысел. Одни считают, что Платон придумал легенду, чтобы на ее примере показать идеальное государство. Другие убеждены в правдоподобности высказываний, ведь автор искал подтверждение своим мыслям в реальных фактах.

Личностные особенности Платона

До наших дней дошло немало бюстов, отражающих внешние данные философа. По мнению авторов скульптур, он был высок и широк в плечах, что подтверждают и письменные свидетельства. Ряд источников характеризуют Платона как мрачного и угрюмого человека, с трудом переносившего любые радостные события в жизни. При этом философ был напрочь лишен гордыни и честолюбия и, несмотря на свой родовой аристократизм, всегда старался проявлять уважение даже к тем, кто был ниже его по положению.

Его судьба оказалась весьма трагической, что хорошо прослеживается в главных ее эпизодах. Осуждение и смерть Сократа разрушили веру в силу слова, а кризис демократического общества и полисной системы – в возможности человеческого разума. Судорожно ощущая наступление эллинизма, он находит выход в развитии утопического учения.

Скончался великий философ в Афинах в 347 году до н.э., похоронен в Академии.

Источник: stories-of-success.ru


Categories: Платон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.