Кафедра физхимии РГУ

Что открыл платон

Краткий очерк истории химии

ПЛАТОН (Plato)

428 или 427 г. до н. э. – 348 или 347 г. до н. э.

ПлатонДревнегреческий философ Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение (по отцу, Аристону, он считался потомком последнего афинского царя Кодра, а по матери, Периктионе, был в родстве с законодателем Солоном). Пройдя с помощью лучших учителей полный курс тогдашнего воспитания (грамматика, музыка, гимнастика), Платон занялся стихотворчеством, которое оставил, когда около 407 г.


знакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Во время суда над «мудрейшим из эллинов» Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После смерти Сократа уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет. В 389 г. отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В Афинах Платон основал собственную школу – Академию платоновскую. В 367 и 361 гг. вновь посетил Сицилию (в 361 г. по приглашению правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами. К раннему периоду (приблизительно 90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», 1-я книга «Государства» (сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики); к переходному периоду (80-е гг.) – «Горгий», «Менон», «Эвтидем», «Кратил», «Гиппий меньший» и др. (зарождение учения об идеях, критика релятивизма софистов); к зрелому периоду (70-60-е гг.) – «Федон», «Пир», «Федр», II – X книги «Государства» (учение об идеях), «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Тимей» и «Критий» (интерес к проблемам конструктивно-логического характера, теория познания, диалектика категорий и космоса и др.); к позднему периоду – «Законы» (50-е гг.).


Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему Платона приходится реконструировать. Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде): «едином», «уме» и «душе»; к нему примыкает учение о «космосе». Основой всякого бытия является, по Платону, «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, т. е. ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, т. е. множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т.д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (т. е. их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.

Вторая субстанция – «ум» (нус) является, по Платону, бытийно-световым порождением «единого» – «блага». Ум имеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление.


конец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщенности, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот «ум» воплощён в «космосе», а именно в правильном и вечном движении неба.

Третья субстанция – «мировая душа» – объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью; это – принцип самодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение «мировой души». Платон говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с «душой». Смерть тела есть переход его в другое состояние.

«Идеи» – это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная материя, оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение идеи, которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («парадигму»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.


Материя для Платона – лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «воспреемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя – это не сущее, сущее же – только идея. Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые Аристотель позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным бытием для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём.

В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в «идеальных числах», что сыграло исключительную роль в развитии неоплатонизма. В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней – к области чистых идей. Этот синтез любви («эроса») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею.


Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика – метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её «ипотеса», закон («номос»), ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона логос. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос – идея – ипотеса – основание трактуются и как предел («цель») чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в «Государстве», «Филебе», «Горгии» или красота в «Пире». Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по Платону, обладает «совокупным видением» наук, «видит всё сразу».


Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной – с приматом первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели – мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, – «справедливость».

Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, т. е. крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы. Платон выделял три основные формы правления – монархию, аристократию и демократию. Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной. Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. По Платону, цари должны философствовать, а философы царствовать, причём таковыми могут быть только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ. и личного воспитания философов и воинов, Платон не относил её к «работникам». Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.


В эстетике Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь – от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, т. е. подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. Платон изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.

Не отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по Платону, – это символ; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще и т.д.


Историческое значение философии Платона определяется тем, что он последовательно продумал основные принципы объективного идеализма. Идеи Платона послужили исходной основой многовековой традиции платонизма и неоплатонизма.

 
         Источники:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.

 
Хронология событий и открытий в химии:
До XIX века  •  1801–1850  •  1851–1900  •  1901–1950  • 1951–2000
 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Источник: www.physchem.chimfak.rsu.ru

Платон считается одним из столпов западноевропейской мыслительной традиции, и слова о том, что вся европейская философия сводится к примечаниям к Платону, — шутка лишь отчасти.


Платон: философ и математик из царского рода

В 399 году до нашей эры по приговору суда великий греческий философ Сократ выпил чашу с цикутой. Его самому знаменитому в будущем ученику Платону исполнилось 29 лет, и гибель учителя глубоко повлияла и на всю его дальнейшую жизнь, и на его мировоззрение.

Философ, вошедший в историю под прозвищем Платон, образованному от греческого слова, означающего «широкий», родился в 427 году до нашей эры в знатной афинской семье. Его настоящее имя было Аристокл. По преданию, отец Платона Аристон был потомком Кодра, мифического царя Аттики, а мать Периктиона происходила из рода знаменитого законодателя Солона. После смерти Аристона мать Платона вышла замуж второй раз за своего дядю Пирилампа, друга Перикла. У будущего философа было два родных брата и один сводный, и со всеми у него сложились теплые отношения.

С юного возраста Платон проявлял таланты и в музыке, поэзии, живописи, и в спортивных состязаниях. Заинтересовавшись философией, он стал учеником самого яркого философа своего времени — Сократа.

Сократ признавал лишь один способ обучения — живой диалог, вопрошание и поиск ответов, полагая сочинение трактатов пустой тратой времени. Афинские власти не одобряли его общение с молодыми людьми, считали, что он пробуждает в душах ненужные сомнения, развращает умы, побуждает размышлять, не принимая на веру общепризнанные вещи. В конце концов, Сократа арестовали, судили и приговорили к казни.


Платон тяжело переживал смерть учителя и надолго покинул родной город. Начались годы странствий, философ побывал в Египте, Финикии, Персии, Ассирии, Вавилоне. Около 389 года до нашей эры Платон прибыл на Сицилию, ко двору тирана города Сиракузы Дионисия Старшего. Поначалу Дионисий радушно принял философа и увлекся его идеями, но позже наставления Платона утомили царя, и он продал его на невольничьем рынке. К счастью, друзьям удалось выкупить философа из рабства, и он отправился домой. В будущем Платон по приглашению своего друга и ученика Диона еще дважды побывал на Сицилии и пытался повлиять на Дионисия Младшего, унаследовавшего престол своего отца Дионисия Старшего. Оба раза окончились неудачей.

По возвращении Платон выкупил сад с домом недалеко от Афин, рядом с оливковой рощей, носившей имя одного из греческих героев Академа. Там открыл свою школу, которую из-за ее местоположения стали называть Академией. Ей суждено было просуществовать целых девятьсот пятнадцать лет. Над входом в Академию висела надпись: «Не геометр, да не войдет!», — поскольку Платон рассматривал математику как первую ступень в изучении философии.

Занятия в Академии были двух видов: общие, для всех учеников, и закрытые, для узкого круга посвященных. В школе придерживались четкого расписания, вели скромный образ жизни, питались овощами, фруктами, молоком. Слушателями Академии были многие прославившиеся впоследствии философы, государственные деятели и ораторы — Аристотель, Гераклид Понтийский, Ликург, Демосфен и многие другие.

Гуляя под оливами, Платон вел беседы со своими учениками, о содержании которых мы можем судить по его сочинениям. В списках до нас дошли практически все произведения Платона, хотя авторство части из них ставится под сомнение. Большинство из них написаны в форме диалогов, в которых обычно один из собеседников высказывает точку зрения Платона, а другой (или другие) — его оппонентов. Самые знаменитые из диалогов — «Апология Сократа», «Федр», «Федон», «Парменид», «Тимей», «Пир», «Законы».

Ключевой идеей философии Платона является мысль, что мир двояк: с одной стороны, есть изменчивые вещи, которые существуют лишь временно и в конечном счете погибнут, с другой, есть идеи — подлинные, неизменные, вечные, бестелесные сущности, прообразы вещей, их смыслы. Например, есть дерево, которое растет, стареет и умирает, а есть идея дерева, в которой заключается то, что представляет собой дерево вообще, что делает дерево именно деревом, а не травой, кустом или человеком. И эта идея дерева не меняется, она всюду и всегда одна и та же.

Органы чувств позволяют нам получить представление только о конкретных вещах, знание же о настоящих основах мира (об идеях) приобретается умозрительно. О единичных предметах получить надежное знание невозможно в приниципе, потому что они слишком подвержены изменениям, распаду и гибели. К примеру, мы видим бутон розы и думаем, что знаем о нем. Но завтра он распустится, а послезавтра лепестки цветка осыпятся, и то, что мы якобы знали о нем, основываясь на свидетельстве наших глаз, окажется ложным. Идея розы, вобрав в себя всевозможные ее характеристики и состояния, бессмертна. Постигнув ее с помощью нашего интеллекта, мы приобретаем точное знание, не зависящее от времени и места.

Изучение математических наук, к которым Платон относил геометрию, стереометрию, арифметику, астрономию и музыку, помогает подготовить разум к постижению идей. Но люди, по мнению Платона, неверно применяют математику, преимущественно используя ее для бытовых расчетов и решения практических задач. На самом же деле, утверждал Платон, математические объекты и законы существуют отдельно от чувственно воспринимаемого мира, и их познание необходимо для познания подлинных законов Вселенной. Именно поэтому, описывая свою модель идеального государственного устройства, Платон заявляет, что хотел бы «утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления».

Как же помогает математика познать подлинное устройство мира? Эта наука имеет дело с числами, которые отражают количественное представление о чем-либо, меру чего-либо. Таким образом, число выступает посредником между измеряемым миром вещей и миром идей, который служит неизменным прототипом вещественного мира. За счет этого знание, получаемое с помощью чисел, достоверно в противоположность знанию, получаемому с помощью органов чувств, которые не могут воспринимать подлинную сущность вещей.

Ум, освоивший математику, способен перейти к постижению иерархии идей и высшей из них — идеи Блага. Благо — это абсолютное совершенство, сочетающее в себе Добро, Красоту и Истину.

Отталкиваясь от своей теории мироустройства, Платон создал концепцию идеального государства, которое, разумеется, должно соответствовать идее государства. Чтобы обеспечить это соответствие, во главе государства должны стоять философы, познавшие подлинную природу вещей и способные создать наилучшие законы. Стражи должны охранять государство, а ремесленники и земледельцы поддерживать его существование, создавая необходимые для жизни продукты. Подобный вариант политического устройства Платон и хотел реализовать в Сиракузах, но потерпел поражение.

Философ прожил долгую жизнь жизнь и умер в 347 году до нашей эры. Существует несколько версий его смерти. Согласно одной из них, он умер в постели, слушая игру на свирели, согласно другой, смерть пришла к нему на свадебном пиру. Один из известных раннехристианских писателей Тертуллиан утверждает, что Платон скончался во сне.

Философия Платона жива и по сей день. Он считается одним из столпов западноевропейской мыслительной традиции, и слова о том, что вся европейская философия сводится к примечаниям к Платону, — шутка лишь отчасти.

Источник: calculator888.ru

Биография

фото 673

Мальчик, известный нам под именем Платон, родился в 427 году до нашей эры и наречен Аристоклом. Местом рождения стал город Афины, но ученые до сих пор ведут споры о годе и городе рождения философа. Его отцом стал Аристон, чьи корни восходили к царю Кодре. Мать была очень мудрой женщиной и носила имя Периктиона, она являлась родственницей философа Солона. Его родственники были видными древнегреческими политиками, и юноша мог пойти их путем, но такая деятельность «на благо общества» ему претила. Все, чем он воспользовался по праву рождения, была возможность получить хорошее образование – лучшее, доступное в то время в Афинах.

Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно. Более изучена жизнь философа с момента знакомства с Сократом. На тот момент Платону было девятнадцать лет. Будучи известным учителем и философом, Сократ вряд ли взялся бы за обучение ничем не примечательного молодого человека, похожего на сверстников, но Платон уже тогда был видной фигурой: он принимал участие в национальных Пифийских и Истмийских спортивных играх, занимался гимнастикой и силовым спортом, увлекался музыкой и поэзией. Платону принадлежит авторство эпиграмм, произведений, относящихся к героическому эпосу и драматическому жанру.

Биография философа содержит и эпизоды его участия в военных действиях. Он жил во время Пелопонесской войны и воевал при Коринфе и Танагре, практикуя философию в перерывах между сражениями.

Платон стал самым известным и любимым из учеников Сократа. Уважением к педагогу пропитано произведение «Апология», в котором Платон ярко прорисовал портрет учителя. После смерти последнего от добровольного принятия яда, Платон покинул город и уехал на остров Мегары, а затем – в Кирены. Там он стал брать уроки у Феодора, изучая основы геометрии.

Окончив обучение там, философ перебрался в Египет, чтобы учиться у жрецов математической науке и астрономии. В те времена перенимать опыт египтян было популярно среди философов – к этому прибегали Геродот, Солон, Демокрит и Пифагор. В этой стране сформировалось представление Платона о разделении людей на сословия. Платон был убежден, что человек должен попадать в ту или иную касту сообразно его способностям, а не происхождению.

Вернувшись в Афины, в возрасте сорока лет, открыл собственную школу, которая получила название Академии. Она относилась к наиболее влиятельным философским учебным заведениям не только Греции, но и всей античности, где учениками были греки и римляне.

Особенность трудов Платона в том, что он, в отличие от учителя, рассказывал мысли в форме диалогов. Преподавая, он пользовался методикой вопросов и ответов чаще, чем монологами.

Смерть настигла философа в возрасте восьмидесяти лет. Его погребли рядом с его детищем – Академией. Позже, гробница была демонтирована и сегодня никому неизвестно, где захоронены его останки.

Онтология Платона

Будучи систематиком, Платон синтезировал достижения, совершенные философами до него, в большую целостную систему. Он стал основоположником идеализма, и в его философии затронуты многие вопросы: познания, языка, воспитания, политического строя, искусства. Основное понятие – идея.

По мнению Платона, под идеей должна пониматься истинная сущность любого предмета, его идеальное состояние. Чтобы постичь идею, необходимо пользоваться не чувствами, а интеллектом. Идея, будучи формой вещи, недоступна для чувственного познания, она бестелесна.

Концепция идеи кладется в основание антропологии и социальной философии Платона. Душа состоит из трех частей:

  1. разумной ( «золотой»);
  2. волевого начала («серебряного»);
  3. вожделеющей части («медной»).

Пропорции, в которых люди наделены перечисленными частями, могут быть разными. Платон предположил, что они должны лечь в основу социальной структуры общества. А само общество в идеале должно иметь три сословия:

  1. правителей;
  2. стражей;
  3. кормильцев.

К последнему сословию предполагалось отнести торговцев, ремесленников и крестьян. В соответствии с этой структурой, каждый человек, член общества, занимался бы только тем, к чему у него есть предрасположенность. Первые два сословия не имеют необходимости в создании семьи и в частной собственности.

Особняком стоят идеи Платона о двух видах бытия. В соответствии с ними, первый вид – это мир, который вечен в своей неизменности, представленный подлинными сущностями. Этот мир существует вне зависимости от обстоятельств внешнего, или материального мира. Второй вид бытия является средним между двумя уровнями: идей и материй. В этом мире идея существует сама по себе, а реальные вещи становятся тенями таких идей.

В описанных мирах присутствуют мужское и женское начала. Первое является активным, а второе – пассивным. Вещь, материализованная в мире, имеет материю и идею. Последней она обязана своей неизменной, вечной частью. Вещи чувственные являются искаженными отображениями своих идей.

Учение о душе

Рассуждая о душе человека в своем учении, Платон приводит четыре доказательства в пользу того, что она бессмертна:

  1. Цикличность, при которой существуют противоположности. Они не могут существовать без друг друга. Поскольку наличие большего подразумевает наличие меньшего, существование смерти говорит о реальности бессмертия.
  2. Знания на самом деле являются воспоминаниями из прошлых жизней. Те понятия, которым людей не учат – о красоте, вере, справедливости – являются вечными, бессмертными и абсолютными, известными душе уже в момент появления на свет. А поскольку душа имеет представление о таких понятиях, она – бессмертна.
  3. Двойственность вещей приводит к противопоставлению бессмертности душ и смертности тел. Тело является частью природной оболочки, а душа – частью божественного в человеке. Душа развивается и познает, тело желает удовлетворять низменные чувства и инстинкты. Поскольку тело не может жить при отсутствии души, душа может быть отдельно от тела.
  4. Каждая вещь обладает неизменной природой, то есть белый цвет никогда не станет черным, а четное – нечетным. Поэтому смерть – это всегда процесс тления, который не присущ жизни. Поскольку тело тлеет, его сущностью является смерть. Будучи противоположностью смерти, жизнь бессмертна.

фото 674

Эти идеи подробно описываются в таких произведениях античного мыслителя, как «Федр» и «Государство».

Учение о познании

Философ был убежден, что методом чувств можно постичь только отдельные вещи, в то время как сущности познаются разумом. Знания не являются ни ощущениями, ни правильными мнениями, ни определенными смыслами. Под истинным знанием понимается познание, проникшее в идейный мир.

Мнение – часть вещей, воспринимаемых чувствами. Чувственное познание непостоянно, поскольку подверженные ему вещи отличаются изменчивостью.

Часть учения о познании составляет концепция воспоминания. В соответствии с ней, человеческие души помнят идеи, известные ей до момента воссоединения с данным физическим телом. Истина открывается тем, кто умеет закрывать уши и глаза, вспоминать божественное прошлое.

Человек, который что-то знает, не имеет потребности в познании. А ничего не знающий не найдет, что должен искать.

Теория познания Платона сводится к анамнезису – теории воспоминания.

Диалектика Платона

Диалектика в трудах философа имеет второе название – «наука о сущем». Активная мысль, которая лишена чувственного восприятия, имеет два пути:

  1. восходящий;
  2. нисходящий.

Первый путь предполагает переход от одной идеи к другой до момента обнаружения высшей идеи. Коснувшись ее, человеческий разум начинает нисхождение в обратном направлении, переходя от общих идей к частным.

Диалектика затрагивает бытие и небытие, единое и многое, покой и движение, тождественное и иное. Изучение последней сферы привело Платона к выведению формулы материи и идеи.

Политико-правовое учение Платона

Понимание устройства общества и государства привело к тому, что Платон уделил им много внимания в своих учениях и систематизировал их. В центр политико-правового учения были помещены реальные проблемы людей, а не натурфилософские представления о природе государства.

Идеальным Платон называет тот тип государства, который существовал в древности. Тогда люди не испытывали нужды в крове и посвящали себя философским исследованиям. После, они столкнулись с борьбой и стали нуждаться в средствах для самосохранения. В момент, когда сформировались совместные поселения, возникло государство как способ ввести разделение труда для удовлетворения многообразных потребностей людей.

Отрицательным Платон называет такое государство, которое имеет одну из четырех форм:

  1. тимократия;
  2. олигархия;
  3. тирания;
  4. демократия.

В первом случае власть держат в руках люди, имеющие страсть к роскошествам и личному обогащению. Во втором случае развивается демократия, но разница между богатым и бедным классами колоссальна. При демократии бедняки восстают против власти богачей, а тирания является шагом к вырождению демократической формы государственности.

Философия о политике и праве Платона также выделил две главные проблемы всех государств:

  • некомпетентность высших чиновников;
  • коррупция.

Отрицательные государства имеют в основании материальные интересы. Чтобы государство стало идеальным, во главе угла должны встать нравственные принципы, по которым живут граждане. Искусство должно подвергаться цензуре, безбожие – наказываться смертью. Государственный контроль должен осуществляться над всеми сферами человеческой жизни в таком утопическом обществе.

фото 675

Этические взгляды

Этическая концепция данного философа разделена на две части:

  1. социальная этика;
  2. индивидуальная, или личная этика.

Индивидуальная этика неотделима от совершенствования нравственности и интеллекта через гармонизацию души. Тело противопоставляется ей, как имеющее отношение к миру чувств. Только душа позволяет людям прикоснуться к миру бессмертных идей.

Человеческая душа имеет несколько сторон, каждой из которых свойственна конкретная добродетель, кратко это можно представить так:

  • разумной стороне – мудрость;
  • волевой – мужество;
  • аффективной – умеренность.

Перечисленные добродетели – врожденны и являются ступенями на пути к гармонии. Платон видит смысл жизни людей в восхождении к идеальному миру,

Ученики Платона развивали его идеи и передавали их последующим философам. Затрагивая сферы публичной и индивидуальной жизни, Платон сформулировал многие законы развития души и обосновал идею ее бессмертия.

Источник: mystroimmir.ru

Великий мыслитель и философ Платон: биография зачатого непорочно

Для Древней Греции четвертый век до нашей эры начался с довольно трагических событий. Был казнен знаменитый родоначальник философии Сократ, а разгоревшийся Пелопоннесский конфликт между Афинами и Спартой поставил под угрозу все демократическое устройство государства. Как раз тогда обозначился период наивысшего расцвета греческой культуры и философии. Учения таких мэтров, как Демокрит, Анксагор, Гераклита, Пифагор, Парменид и других, создали основу выдающегося синтеза и глубоких обобщений, которыми тут же умело воспользовался наш герой.

Кратко о жизни Платона-Аристокла

Отправной точкой развития стала несправедливая гибель того, кого он считал своим вторым отцом и духовным вдохновителем. Позже в сочинениях он напишет, что роковая чаша с цикутой не только оборвала жизнь Сократа, но и доказала уязвимость ученого в обществе. Тот изначально отождествлял законы Афин с абсолютной истиной, за что и поплатился. Это оказало колоссальное влияние на окончательное формирование Платона, как философа.

Он понял, что правда и справедливость не имеет никакого отношения к мнению большинства, а законы, кажущиеся такими важными и общечеловеческими, могут оказаться неправильными. В величайших сочинениях Платона постоянно упоминается Сократ, его философией и мыслями пронизано все творчество ученого. В большинстве своем труды он писал в форме диалогов, зачастую между вымышленными и историческими персонажами.

Он мечтал основать в Греции идеальное государство, которое оказалось бы примером для всего остального мира, однако это оказалось неосуществимо. После смерти своего учителя ему пришлось покинуть родные пенаты и длительное время путешествовать. Но самым выдающимся достижением мудреца можно назвать открытие учебного заведения, названного Платоновской Академией, девизом которой стало изречение «Не геометр не войдет».

Семья древнего мыслителя

Семья Платона

Разбираясь, кто такой Платон, следует начать с мифологии, потому что достоверных данных о происхождении философа не сохранилось. Согласно легенде, Аристон, отец будущего гения, вел свой род еще от знаменитого сына Меланфа, царя Аттики – Кодра. Прославленный потомок всячески воспевал своего предка впоследствии и даже писал, что он погиб ради свободы отечества – «умер ради детей».

В супруги Аристон выбрал Периктиону, девушку, корни которой уходили к одному из «семи мудрецов» Древней Греции. Она известна своими трактатами «О гармонии в женщине» и «О мудрости», а также тем, что была родной сестрицей Крития и Хармида, которые входили в круг олигархического союза Тридцати тиранов с явно проспартанскими настроениями.

Позднеантичный историк и биограф Диоген Лаэртский пишет, что Платон был зачат непорочно, потому, скорее всего, является сыном богов. Эта теория подтверждалась еще и тем, что он появился на свет как раз тогда, когда греки празднуют день рождения Аполлона на острове Делос – седьмого таргелиона, что соответствует современному двадцать первому мая. Это могло случиться приблизительно в четыреста двадцать седьмом году, в самый разгар военных действий между Афинами и Спартой.

В семействе было еще трое детей – мальчишки Главкон и Адимант, а также девочка Потона. Она впоследствии станет матерью еще одной известной личности – философа Спевсиппа, который после смерти дяди станет заведовать его академией. У Диогена написано, что оба брата были старшими, а вот историк Ксенофонт дает сведения, будто Главкон был гораздо младше.

Детство и юность Аристокла

Семейство, в котором родился мальчик, было не только аристократическим, но и весьма зажиточным. Ранние годы жизни Платона проходили под сенью масличных садов, где он изучал разнообразные науки, вместе с другими детьми. Первым его преподавателем стал последователь Гераклита и Протагора – Кратил. Он учил не только гуманитарным и точным наукам, но также музыке, рисованию и иным искусствам.

Мальчик старательно выполнял все задания, прилежно постигал науки, а природный талант позволил ему добиться великолепных результатов. В подростковом возрасте Платон стал писать также стихотворения и даже драмы. Но после знакомства со своим великим учителем, решил забросить литературу и отдать себя полностью философии.

Становление мировоззрения философа

Существует еще одна легенда, которая рассказывает о четырех вещах в своей жизни, за которые благодарил богов молодой ученый: что он человек, а не животное, мужчина, а не женщина, грек, а не варвар, но главное, что он афинянин и живет во времена непревзойденного Сократа. Нужно отметить, что тот сразу же разглядел в неказистом, больше похожем на борца ученике просто колоссальный потенциал и силу мысли.

Влияние на формирование мировоззрения

Приблизительно в четыреста восьмом или девятом году мыслитель Платон впервые познакомился с самым мудрым эллином в истории человечества, который и станет его главным учителем и вдохновителем, заложит в его сознание крупицы собственного понимания. Как уже упоминалось, впоследствии он так или иначе стал участником всех творений молодого философа, так как оказал на его неокрепший ум огромное влияние. Парень охотно проводил время во дворе мудреца, слушая его речи и регулярные перепалки со вздорной супругой.

Платон был в толпе студентов, когда Сократу выносили приговор, и даже предлагал, вместе с другими учениками, внести за него денежный залог. Когда же решение было окончательно принято, он слег и при последнем разговоре в темнице не присутствовал. После кончины учителя он собрал нескольких своих приятелей и отправился к Евклиду в Мегару, чтобы предаться изучению бытия и познания.

Предположительно, он побывал также у жрецов Египта и учился математике у Феодора из Кирены. В триста восемьдесят девятом он едет на Сицилию и на север Италии, где набирается мудрости у пифагорейцев, которые тоже оказали большое влияние на формирование его мировоззрения.

Лучшая страна и Платоновская Академия

Платоновская академия

Как раз в этот же период мыслитель получает приглашение на Сицилию от самого стратега-автократора (военачальника-управленца) и тирана Сиракуз Дионисия Старшего. Проникшись выдающимися философскими идеями, он решил выстроить идеальное государство. Платон с радостью отправляется туда, где «философы вместо кубка с отравой могли бы получить в свои руки все бразды правления».

Однако все сложилось далеко не так, как планировалось. Со временем правителю стало понятно, что поступки людей не соответствуют его представлениям о добродетели, а философия – далеко не лучшая наука для того, кто отвечает за судьбы темного и необразованного народа. По одной из версий, Платона изгнали из Сиракуз, а по иной – даже продали в рабство, освободиться из которого ему удалось не ранее 387-го года. Сразу же после этого он возвращается в родные Афины.

Прославленные и умные люди всегда интересовали молодых греков, потому вскоре поговорить с Платоном приходит множество народу. В саду, приблизительно в полукилометре от городских ворот, он открывает собственную Академию, которая впоследствии просуществует сотни лет после его смерти. Тем временем на Сицилии умирает старый правитель, а на его место приходит его приемник – Дионисий Младший, которого тиран Дион Сиракузский (приятель философа) уговаривает начать все сначала. Он просит Платона вернуться, чтобы все же сотворить идеальное государство. Мужчина соглашается, но снова оказывается обманутым. Пожилому человеку пришлось быстро убегать из города и с острова, чтобы снова не загреметь в колодки.

Размышления об идеальном государстве

Главное, чем известен Платон, как дипломат, это трактаты: «Политик», «Законы» и «Государство». Последнее сочинение описывает идеальное устройство, которое могло бы заменить существующее в реальности. Согласно его размышлениям, весь мир делится на две основных подкатегории – идеи и вещи. Ничто материальное не может достичь идеала, хотя и должно к нему непрестанно стремится. Он описывает основные постулаты государственности, которые не помешает рассмотреть более подробно.

  • В основе утопии Платона лежит мысль о разделении труда, откуда и вытекает теория происхождения любого государства. Оно приводит к товарообмену или товарообороту, а тот будет производиться гораздо проще, если жить рядом и сообща, большой группой. Таким образом, все базируется на сознательности и стабильности: каждый выполняет свою работу – это справедливо.
  • Классовое деление общества, согласно учению мудреца, не является чем-то неправильным. Он считает, что счастье индивида по отношению ко всеобщему благу ничтожно. Он выделяет четыре класса, в зависимости от имущественного ценза: правители, воины, ремесленники (земледельцы) и рабы.
  • Платон считал, что все должно подчиняться единой системе справедливых законов, которые смогли бы обеспечить благоденствие всего полиса. Он одним из первых высказался за то, чтобы пред его буквой были равны все сословия и классы.

На страже законности должна стоять отлаженная система правосудия, которая сможет не только поощрять, но и карать. Фактически, это можно понимать так: раз счастье индивидуума не имеет значения, значит, ради всего государства, к нему могут применяться меры воздействия – санкции и наказания.

Суть философских учений

Проповеди Платона

Разобраться, каким был Платон и как протекала его жизнь, и не выяснить, в чем же заключались его основные теории, будет неразумно. Потому следует немного углубиться в его философское учение, чтобы лучше разобраться и в самом человеке.

  • В первую очередь он подает идею Блага, как наивысшего элемента процесса познания. При этом следует понимать, что оно не имеет формы и воплощения, а является благом само по себе. Ведь удовольствия приносят не только пользу, но и вред, а то, что хорошо одному, может оказаться губительным для другого. Философ уподобляет это понятие Солнцу, которое является изначальной причиной бытия.
  • Платон одним из первых высказался по поводу бессмертия души и дуализма природы человека (душа и тело). Он делит ее на три основные начала: яростное, разумное и страстное. При этом он упоминает вероятность посмертных поощрений и наказаний.
  • Познание Платон делил на то, что можно ощутить, а также другое, которое осознается исключительно при помощи разума. Чувства дают возможность видеть материальный мир, но только разум может узреть истину.

Лучшей иллюстрацией системы познания является платоновская «Притча о пещере», которую следует прочесть отдельно. Если кратко, то в ней обыгрывается тот факт, что учение не придет само собой, для его получения следует приложить усилия и большой труд.

Отношение к взглядам Платона

Практически все европейские, да и ближневосточные философы, во главе с Аристотелем, так или иначе подверглись его влиянию и разделили его видение мира. Однако особое распространение оно приобрело уже гораздо позже во времена Возрождения. Первая же монография была составлена в XVIII ученым Теннеманом. В девятнадцатом веке Фридрих Шлейермахер выдвигал мысли о единой доктрине его учения и даже сделал первый немецкий перевод древних трудов, который до наших дней считается лучшим в мире. В пятидесятых годах двадцатого века им особо интересовались Конрад Гейзер и Ганс Кремер.

Самым яростным критиком философии Платона стал знаменитый немецкий ученый Фридрих Ницше. Он называл мэтра, а также его преподавателя Сократа, «деспотическими логиками». Австрийский и британский социолог Карл Поппер тоже считал, что логика Платона утопична, а сам он первый последователь и идеолог тоталитаризма, при котором люди только «винтики», а судьбы их и жизни ничего не стоят по отношению ко всеобщему благу.

Спортивный философ

Ученый Платон никогда не забывал и о собственном теле, хотя больше заботился о душе. Он всегда придерживался режима, бегал, занимался гимнастикой. Считается, что он обладал недюжинной силой, мог бросать гири на несколько десятков метров и прыгать через высокие преграды.

Многие мыслители до и после Платона принимали участие в Олимпийских играх, к примеру, его учитель Сократ, Демосфен, Аристотель, Гиппократ и многие другие. Наш герой тоже не стал исключением. Он участвовал в соревнованиях и даже дважды брал первенство по панкратиону. Это была некая помесь борьбы и бокса, в котором требовалась не только сила, но также ловкость, гибкость, изворотливость и даже хитрость.

Смерть идеалистического теоретика

Памятник Платону

Как бы не следил человек за собственным здоровьем, приходит момент, когда организм изнашивается. Это неизбежно случится с каждым, кто родился, но смерть никогда не пугала нашего героя, ведь он искренне верил в бессмертие души. Потому планировал возродиться однажды в одном из лучших миров.

Последние годы и гибель

В 367-м году, как мы уже писали, Дионисий Младший, не без участия своего дяди, который подружился с философом еще при его отце, решил позвать ученого снова в Сиракузы. Платон, не чувствуя подвоха, согласился. Он действительно верил, что можно выстроить идеальный полис, в котором все станет совершенным. Юноша и правда терпеливо выполнял все приказы мыслителя, но в итоге ему надоело подчиняться, и он прогнал его прочь. Ко всему, он умудряется поссориться с дядей, что еще больше настраивает его против Платона.

Философ убегал из Сиракуз под покровом ночи, глотая слезы, – семидесятилетний старик не понимал, почему к нему так жесток его недавний покровитель. Спустя пять лет сумасбродный Дионисий позвал его обратно, и мудрец опять согласился и был обманут. Как раз в то время в Академию пришел Аристотель, так как он появился там во время отсутствия Платона. Согласно преданиям, все это подкосило пожилого человека, и он умер в день своего рождения в триста сорок седьмом году до нашей эры. Считается, что упокоился его прах прямиком в Академии под табличкой с именем Аристокл.

В память об античном ученом

Скульптура Платона

Люди искусства никак не могли обойти стороной этого замечательного человека, благодаря которому до наших дней сохранились слова его учителя Сократа. Фреска великого художника Рафаэль Санти под названием «Афинская школа» изображает мэтра с поднятым вверх пальцем, ведь именно небо он считал источником просветления. Ансельм фон Фейербах в 1869-м году написал полотно «Пир Платона», в котором обыгрывается сюжет его одноименного диалога.

Появляется ученый многократно и в кинематографе. В 1948 году выходит кинолента под названием «Кровь, сладострастие и смерть», в семьдесят первом картина «Сократ», где имеется и наш персонаж. В две тысячи десятом вышел последний фильм под названием «Смерть Сократа», в котором тоже фигурирует философ.

Цитаты афинского философа

Выбирая из двух зол, человек всегда предпочтет меньшее большему.

Удивление и изумление является началом философии.

В любом деле главным является его начало.

Добродетель – здоровье, красота и сила, а порок – безобразие, болезнь или уродство.

Главное искусство – это арифметика.

Надежды – это сны людей, которые бодрствуют.

Источник: perstni.com

Биография

Античность – период в человеческой истории, наполненный реформами и открытиями, которые серьезно повлияли на дальнейшее развитие человечества. Знания, полученные в те годы, стали прочным фундаментом для развития науки и техники, а античная культура стала плодородной основой для формирования культуры европейской.

Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"
Античные философы на картине Рафаэля «Афинская школа»

Базовые принципы философии, как и других наук, также были сформулированы в период античности. Пифагор, Гераклит, Архит, Парменид, Сократ, Платон… Эти люди — выдающиеся общественные деятели, писатели, ученые и философы своего времени. Все они внесли свою лепту в развитие философии, а по поводу Платона британский логик и математик Альфред Уайтхед даже выразился, что вся европейская философия, по сути, примечание к произведениям древнего грека.

Детство и юность

Точный год, в котором родился философ, неизвестен. Есть предположение, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 фаргелиона), в этот день греки праздновали день рождения сына Зевса и титаниды Лето — Аполлона.

Статуя Платона
Статуя Платона

О точном месте рождения тоже нет конкретных сведений. Большинство источников называют родным городом Платона Афины, однако, есть и другой вариант. Согласно ему, будущий философ родился на острове Эгина, расположенном в заливе Сароникос, а в Афины семья Платона перебралась для того, чтобы дать детям хорошее образование.

К слову, не только год и место рождения Платона считаются спорными. Есть мнение, что на самом деле философа звали Аристокл, а Платон – это прозвище, которое философ получил от своего тренера по панкратиону, борца Аристона из Аргоса, из-за широких плеч («платос» — в переводе с древнегреческого «широкий»). Впервые об этом упомянул позднеантичный историк Диоген Лаэртский.

Родители Платона относились к сословию аристократов. Отец философа был потомком царя Аттики Кодра, а мать – афинского реформатора Солона. По матери у Платона было два дяди – Критий и Хармид, они оба являлись членами группы проспартанских правителей «Тридцать Тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктионы (так звали его родителей) были и другие дети: сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потона.

Портрет Платона
Портрет Платона

Дети получили классическое мусическое образование – так называлось общее образование, включающее в себя систему эстетического, нравственного и умственного воспитания (названо в честь муз). Учителем Платона в то время был философ-досократник Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы наук и другие дисциплины.

Во время обучения лучших результатов Платон добился в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, позднее философ участвовал в Олимпийских и Немейских играх.

Детство и юность Платона выпали на послеперикловскую эпоху, когда среди населения были широко распространены трусость, леность и корыстолюбие. Ситуацию только усиливал военный конфликт между Делосским союзом (под руководством Афин) и Пелопонесским (под руководством Спарты).

Памятник Платону
Памятник Платону

Аристон был политическим деятелем, пытающимся наладить жизнь своих сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын после получения образования тоже стал политиком, но у самого Платона были совершенно другие взгляды на будущее. Он пробовал себя в писательском ремесле, сочиняя стихотворения и драмы.

Однажды, в 408 году до нашей эры, юный Платон решил отнести написанную им трагедию в местный театр. По дороге столкнулся с немолодым, но крепким мужчиной. У них завязался разговор, который перевернул жизнь юноши с ног на голову, а также дал старт новой жизни. Этим мужчиной был Сократ.

Философия и взгляды

Учение Сократа было реформаторским, оно разительно отличалось от того, что было ранее. В его философии акцент с изучения мира и природы был смещен на изучение человека. Взгляды и высказывания Сократа впечатлили юного Платона, о чем можно судить по произведениям последнего.

Платон и Сократ
Платон и Сократ

В 399 году до нашей эры Сократ был осужден и приговорен к смертной казни. Обвинялся философ в том, что не чтил богов, почитаемых жителями города, а вместо этого распространял новую веру, тем самым развращая людей. Из уважения к прошлым заслугам, в числе которых – участие в Пелопонесской войне, Сократу разрешили выступить с речью защиты (на ее основе написана «Апология Сократа» Платона), а смертную казнь провести путем испития яда из чаши.

Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, вызвав в нем лютую ненависть к демократии. После смерти учителя Платон отправляется в путешествие, целью которого становится знакомство с другими учеными и обмен опытом с ними. В течение следующих десяти-пятнадцати лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. За это время он успел встретиться и пообщаться с Архитом Тарентским, с другими учениками Сократа – Эвклидом и Феодором, а также с восточными магами и халдеями. Последние заставили Платона всерьез увлечься восточной философией.

После продолжительных странствий Платон прибыл в Сицилию. В планах философа было создание нового государства, совместно с местным военачальником Дионисием Старшим (также известен как Сиракузский). По мнению Платона, в новом государстве философы должны править, а не пить яд из чаши под выкрики ликующей толпы. Но идее не суждено было реализоваться – Дионисий оказался тираном, которому идеи Платона категорически не понравились.

Академия Платона
Академия Платона

После этого фиаско философ решил вернуться в Афины. Этот город заставил Платона пересмотреть некоторые идеи насчет идеального государства. Результатом этих размышлений стала открытая в 387 году до нашей эры Академия – учебное заведение, в котором Платон стал обучать других людей. Так сформировался новый религиозно-философский союз.

Школа Платона получила название в честь местности, в которой проходили уроки (парк за пределами Афин), а сама местность была названа по имени мифического героя Гекадема. В платоновской Академии ученики изучали математику, философию, естествознание, астрономию и другие науки. Обучение проходило путем диалогов – Платон считал, что это лучший метод познания сущности вещей.

Учителя и ученики Академии жили вместе – эту фишку Платон перенял у последователей Пифагора. Известными учениками Платона были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ Аристотель.

Платон и Аристотель
Платон и Аристотель

В 366 и 361 годах до нашей эры Платон повторно посещает Сицилию, по приглашению своего друга Диона — правителя Сиракуз и шурина Дионисия Старшего. Дионисию такой расклад не нравится, о чем он красноречиво дает понять убийством Диона. Смерть друга огорчила Платона и вынудила вернуться обратно в Афины, где философ продолжал учебную деятельность до конца своих дней.

До настоящего времени не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, однако сохранились копии. Самой древней копией сочинения философа является найденная в городе Пемдже (160 км юго-западнее Каира), написанная на египетском папирусе.

Произведения Платона образуют Платоновский корпус. За сохранность собрания сочинений философа стоит поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. К слову, именно он впервые структурировал труды Платона, разделив их на трилогии.

Позже реструктуризацию провел философ Трасилл из Менды, придворный астролог Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогии, подобное разделение используется и сейчас.

Были и другие попытки структурировать и сгруппировать творения философа. Популярна версия русского антиковеда Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона стоит разделить на 4 периода: ранний («Критон», «Хармид» и др.), переходный («Эвтидем», «Ион» и др.), зрелый («Тимей», «Государство» и др.) и поздний («Законы» и «Послезаконие»).

Длительное время для широкой публики доступно было только одно произведение Платона — «Тимей». Ситуацию исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел остальные произведения философа с древнегреческого языка на латинский.

Личная жизнь

Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также общность жен, мужей и детей. Поэтому нельзя выделить одну жену у Платона, как и нельзя точно назвать его биологических детей.

Смерть

После убийства Диона Сиракузского, в 354 году до нашей эры, Платон вернулся в Афины, где и прожил до конца своих дней. В последние дни жизни Платон начал работу над новой книгой – «О благе как таковом». Основа труда уже была сформирована, Платон делился ею с учениками. Однако перенести мысли на бумагу было не суждено.

Платон
Платон

На свой день рождения в году 348 (или 347) до нашей эры Платон покинул этот мир по естественным причинам – от старости. Философа похоронили в Керамике, недалеко от Академии. На его надгробии высекли слова: 

«Двух сыновей породил Аполлон – Эскулапа и Платона. Один исцеляет тела, а другой – души».

В память о Платоне написаны картины и нарисованы гравюры (фото есть в Интернете). Как персонаж философ появился в кино: «Кровь, сладострастие и смерть» (1948), «Сократ» (1971), «Ночь» (1985), «Пир» (1989). В 2010 году вышел последний на сегодня художественный фильм, в котором фигурирует Платон, — «Смерть Сократа».

Идеи и открытия

В основе философии Платона лежит теория Сократа, согласно которой истинное познание возможно только касательно несубъективных понятий, которые составляют самостоятельный бестелесный мир, сосуществующий миру чувственному. Бытие – это абсолютные сущности, эйдосы (идеи), неподвластные пространству и времени. Идеи в понимании Платона автономны, а значит, только их можно истинно познать. Об этом говорится в трудах переходного и зрелого периода.

В произведениях Платона «Критий» и «Тимей» впервые описывается история Атлантиды, представляющей собой идеальное государство.

Сочинения Платона
Сочинения Платона

С Платоном часто спорил киник Диоген из Синопа (тот, что жил в бочке, и ходил днем с фонарем «в поисках человека»). Когда Платон сказал, что человек – это двуногое животное, лишенное перьев, Диоген подсунул ему ощипанную курицу, назвав платоновским человеком. После этого философу пришлось добавить в формулировку фразу «…с плоскими (широкими) когтями».

Платон — противник страсти и яркого проявления эмоций, он считал, что подобное поведение низменно и содержит в себе вредное начало. Свое мнение по поводу отношений между мужчинами и женщинами выразил в произведениях. Отсюда и берет начало термин «платоническая любовь».

Чтобы собирать учеников на занятия, Платон на основе водяных часов соорудил приспособление, подающее сигнал в заданное время. Так появился первый будильник.

Цитаты

  • «Сократ мне друг, но истина дороже» (позже это высказывание превратится в «Платон мне друг, но истина дороже», авторство которой будут приписывать Аристотелю, Мартину Лютеру и Сервантесу).
  • «Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее».
  • «Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела – это гимнастическое, для души – мусическое».
  • «Во всяком деле самое главное — это начало».
  • «Невежество тем-то и тяжело, что невежда, не будучи ни прекрасным, ни благим, ни разумным, кажется довольным самим собою, не считает себя нуждающимся и не стремится к тому, в чем он, по его мнению, не нуждается».

Источник: 24smi.org


Categories: Платон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.