План: 

    Введение.

    Вопрос 1. Плотин, основоположник неоплатонизма. Краткий биографический очерк.

    Вопрос 2. Философия плотина.

         2.1 Монистический идеализм.

         2.2 Структура мировой  системы.

         2.3 Единое.

         2.4 Ум.

         2.5 Мировая душа.

         2.6 Природа.

         2.7 Материя.

         2.8 Восхождение к  Единому. Экстаз.


    Вопрос 3. Становление патристического богословия.

    Вопрос 4. Последователи Плотина.

    Заключение.

    Приложение 1.

    Список  литературы. 
 
 
 
 
 

 

Введение. 

       Философия Плотина (205-270) — последнее и, пожалуй, одно из самых значительных достижений античного умозрения. Плотин по праву считается крупнейшим мыслителем, вобравшим в себя достижения почти всех древнегреческих философских школ. Становление и расцвет неоплатонизма проходили одновременно с формированием христианской патристики. Церковные учителя были хорошо знакомы с античной мудростью и это отчетливо запечатлено в их трудах. Христианское вероучение, ищущее рационально-догматического самоопределения, часто вынуждено было заимствовать культуру умозрения у неоплатоников. Один из исследователей проблемы соотношения неоплатонизма и патристической.

    Приступая к изучению темы реферата, изначально необходимо выяснить, что такое неоплатонизм вообще.


    Как известно:

    НЕОПЛАТОНИЗМ  – последняя форма греч. философии, выступавшая во многих и различных  видах возникла вследствие смешения учения Платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикуреизма) с восточной  и христ. мистикой и религией. Легендарным  первосоздателем неоплатонизма  является Аммоний Саккас, подлинный же его основатель – Плотин; наиболее значительными философами неоплатонизма были также Ямвлих, Порфирий и Прокл. Осн. учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи, освобождение человека, материально обремененного, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма1.

    Философия   неоплатонизма возникает в III н. э. и развивается вплоть до  начала  VII  в.  Неоплатонизм связан, прежде  всего,  с  именами  Плотина,  Порфирия,  Прокла  и  Ямвлиха. Характерно, что возврат к идеям Платона и потребность  в  их  переосмыслении возникают в  период,  когда  античный  способ  философствования  подходит  к концу,  постепенно  уступая  новому  и   радикально   отличному   от   него, философствованию, отправляющемуся от христианского Откровения.  Неоплатонизм возникает на фоне широкого распространения эклектических учений,  пытающихся сочетать в себе несоединимые элементы древних философских систем.


      Подобно  тому,  как  стоицизм  был   характерен   для   теоретического 

мировоззрения Ранней  Римской  империи,  так  для  Поздней  Римской  империи характерен  неоплатонизм.  Точнее,  неоплатонизм  возникает  не  во  времена Поздней Римской империи, а немного  раньше,  в  промежутке  между  Ранней  и Поздней империями, в смутное время, когда Ранняя Римская империя  почти  что перестала существовать, а Поздняя Римская Империя  еще  не  возникла.  Иначе говоря, он возникает в вакууме  между  империями.  Этот  вакуум  продолжался полвека: с 235 г., с года, когда был убит солдатами последний  представитель династии Северов и до  284  г.,  когда  власть  в  восстановившейся  десятью годами ранее Римской империи жестко взял в  свои  руки  Диоклетиан,  введший новую форму высшего правления по типу восточных деспотий, доминат.

    Э. Иванка — отмечает, что когда христианские мыслители обращаются к платонизму — это не только образец и источник вдохновения, но и опасность для  ортодоксального вероучения. Хотя подходы  к решению важнейших онтологических проблем и многие ключевые понятия  платонизма получают в христианстве иной смысл и выполняют иные функции  чем в античной мысли, все же при  их некритическом использовании  они вносят в патристическую литературу оттенки прежнего значения, что приводит к двусмысленности и неопределенности у некоторых христианских авторов.


    Объектом  исследования является философия неоплатонизма и учения античного философа Плотина.

    Актуальность: исследование истории происхождения неоплатонизма является очень важной задачей историко-философской науки. В это время закладывались не просто основы метафизики Поздней Античности, но, можно сказать, формировались фундаментальные константы самосознания средневековой Европы, которые сохраняют свою значимость до настоящего момента. Речь идет и о специфической концепции творения универсума, которая базируется на интуиции единства человека и мироздания в целом, и о деятельно-интеллектуальном характере Абсолюта (в полемике с чем и рождался неоплатонический трансцендентизм), и о способах толкования текстов Платона, то есть о принципах герменевтического отношения к тексту.

    Методы  работы: Анализирование соответствующих источников и литературы.

    Цели  и задачи проекта: Анализ неоплатонической философии и ее основоположника Плотина. Исследование последователей и учеников Плотина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


    Вопрос 1. Плотин, основоположник неоплатонизма. Краткий биографический очерк. 

    В это смутное  пятидесятилетие,  во  времена  солдатских  императоров,

тогда, когда на империю, кроме готов, обрушились зарейнские племена  франков и алеманов, а в Египте блемиев, когда Галлия и Испания,  а  также  восточные провинции отпали от Рима, когда  императоры  Гордиан  III  и  Валериан  были разгромлены персами, когда алеманы угрожали  Риму,  и  протекала  творческая деятельность основоположника неоплатонизма, Плотина (204/205 –270 гг.) см. Приложение 1.

      Плотин родился в  римской   провинции  Египта  в  городе  Ликополе.  Он

учился  у ряда философов, которые его  не  удовлетворяли.  Затем  он  попал  к

Аммонию Саккасу. Плотин пробыл учеником Аммония  одиннадцать  лет,  а  когда ему стало под сорок, то он возымел  желание  ознакомиться  с  мировоззрением персов, а если возможно, то и индийцев, и примкнул к  войску  Гордиана  III. Военный поход, в котором участвовал Плотин, закончился разгромом римлян.  Но основоположнику неоплатонизма  все  таки  удалось  спастись.  При  сменившем Гордиана III Филиппе Аравитянине Плотин оказался в Риме,  где  основал  свою школу и возглавлял ее в течение четверти  века,  имея  в  числе  учеников  и сенаторов, и самого императора Галлиена.


ея на Галлиена  большое  влияние, Плотин  просил  о  выделении  ему  территории  для   реализации   социально- политического проекта Платона, для создания  Платонополиса.  Император  было согласился,   но   осуществлению   этого   утопического   замысла   помешали императорские советники. 

      Плотин написал 54 опуса  на  различные  темы.  Он  не  претендовал  на

оригинальность. На  Плотина  оказал  значительное  влияние  Платон.  На  его мировоззрение  также  повлияли  многие  другие  греческие  и  даже   римские философы, в том числе Сенека и Аристотель.2

    Порфирий  пишет, что Плотин относился к  своим ученикам с безграничным терпением. «У него был талант хорошо объяснять  на занятиях, и он прекрасно умел находить нужные мысли. Когда он говорил, его ум как бы становился зримым и освещал его лицо. Всегда приятный на вид, он делался тогда прекрасным». Он жил в столь высоких духовных сферах, что становится понятным, почему его совершенно не интересовало свое физическое тело, почему он не желал рассказывать о своих родителях, дате своего рождения, не позволял писать с себя портреты. Многие из его друзей не понимали этого и в конце концов покинули его. Заболев неизлечимой болезнью, Плотин удалился умирать в деревню. Последними его словами, дошедшими до нас, были следующие: «Стремлюсь вознести Божественное во мне к Божественному во всем». Плотин умер в возрасте 66 лет.3


 

    Вопрос 2. Философия неоплатонизма. 

2.1 Монистический идеализм. 

      Плотин  обосновывает свое идеалистическое  учение через учение о разных типах  людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование. Он весь во внешнем и вещном бытии, потерян и самоунижен в нем. Для  такого человека вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для обыденного низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько  о душе не беспокоясь. Вся деятельность души такого человека обусловлена его  пребыванием в теле, целиком зависит  от тела. Но это потому, что душа такого человека заужена, ведь он сам сделал ее служанкой тела, и не больше того.

      Иной, возвышенный человек поднимается  от низшего состояния существования  к высшему его состоянию.


переносит  центр тяжести своего бытия с  телесного на душевное. Он развивает  в  себе способности к сверхчувственному  интеллектуальному умосозерцанию, он обращается от внешнего мира в глубины  своей души и находит там истину, покой и безмятежность, которые  столь недоступны низменному человеку. Возвышенный человек отворачивается от чувственной красоты, презирает  ее и ищет красоту истинную. Прежде всего, он способен увидеть то, что  не видит низменный человек: красоту  добродетели, благоразумных действий, добрых нравов, красоту величия характера, справедливости сердца и т.п. На этой ступени человеческого бытия  душа в своей деятельности все  еще пребывает в теле, но она  от тела независима.

      Эту относительную независимость души от тела возвышенного человека Плотин обосновывает идеей о предсуществовании  души. Эта душа созерцала и добродетель, и справедливость, и саму красоту  в чистом виде как нечто совершенно идеальное, как идею. Оттого она и  способна узнать все это в заземленной и частной, конкретной форме существования.4 

      2.2 Структура мировой  системы.  

      Мир в представлении Плотина строго иерархичен, он образует ступени нисходящего  бытия, начинающегося в сверхбытии. Существование чувственного телесного  мира самоочевидно, он дан нашим  чувствам, наше тело – часть этого  мира, мы его часть. Но относится  Плотин к этому миру, как говорилось выше, отрицательно и не считает  его единственным, исчерпывающим  все возможное бытие. Даже лучшее в этом мире, его несомненная красота, красота, в частности, природы, которая  так волнует многих, порождая в  их душах великую радость, лишь слабый и тусклый отблеск истинной, сверхтелесной  и сверхприродной красоты.


      Источником  красоты является объективный мировой  разум. Ведь красота – это гармония и форма. Но в природе форма  разделена пространственно на части, и в этой разделенности очень  легко утратить единство формы. Красота  в природе, красота телесной вещи – в единстве ее частей, а это  единство – от разума. Следовательно, разум есть нечто иное, чем природа, высшее по отношению к ней начало.

      В природе есть как одушевленное, так  и неодушевленное. Материальное не может породить душевное. Следовательно, надо допустить иное, чем природа, начало, а именно, мировую душу. Мировая  душа не тождественна мировому разуму, потому что душа равно одушевляет и прекрасное, и безобразное, душа равнодушна к красоте. Поскольку  прекрасного меньше, чем одушевленного, то разум дальше от природы и выше, чем мировая душа, ведь его проявление в природе более избирательно.

      Один  мировой разум не может быть источником красоты, в основе которой лежит  единство вещей. Сам по себе разум  не содержит в себе единства, он может быть и хаотической совокупностью содержащихся в нем идей. Поэтому Плотин выдвигает в качестве начала еще и единое. Таким образом, в философии неоплатонизма можно выделить четыре начала: природа, мировая душа, мировой разум и единое.5 

Схема I. Иерархия бытия.


ЕДИНОЕ

Мировой разум

 

Мировая душа 
 

природа

 

материя

Материя является конечным продуктом  и антиподом Единого.

 

      2.3 Единое. 

      Все мировоззрение Плотина пронизано  пафосом единства, и этот пафос  доходит до обожествления Единого. Единство, конечно, является важнейшей  стороной мироздания и всего, что  в нем. Без единства невозможны ни красота, ни жизнь, ни общества. Каждое человеческое общество потому и общество, что в нем есть какое-то единство и взаимное сочувствие.

      Плотин  выносит единое за пределы многого, возвышает его над многим и  делает его первичным по отношению  ко многому. Единое для многого недоступно, многое не способно никак повлиять на единое, заставить его считаться с собой. А само многое к самоорганизации неспособно. Это типичная схема тоталитаризма. Мировая иерархия Плотина есть и отражение социальной иерархии в Римской империи, и предвосхищение феодальной иерархии.

Источник: student.zoomru.ru

Неоплатонизм — направление античной философии позднего эллинизма (III–IV вв.), систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личности и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дряхлением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма является разработка диалектики платоновской триады единое — ум — душа и доведение ее до космического масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля об «уме-перводвигателе» и о его самосознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную «умственную материю».

Основатель школы неоплатонизма — Плотин (ок. 205 — ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма — душа, как отмечает А.Ф. Лосев, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не существовало бы никакого организованного тела. Материя находится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умопостигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «мировой души» по всему Космосу.

Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внимания уделяли разработке логических проблем — определениям понятий и классификациям, а также филологическим исследованиям.

Идеи неоплатонизма не погибли с крушением античного общества. Они впитывали в себя ранние христианские воззрения.

Наиболее оригинальной частью системы воззрений Плотина является учение о первой ипостаси — Едином как трансцендентном начале, которое выше всех иных категорий. С этим связана и такая его идея, как восхождение души от чувственного состояния к сверхчувственному — экстазу. Всякая вещь, созерцаемая как таковая, отлична от всего иного: она — «одно», противополагаемое всему иному, а Единое неразличимо и нераздельно соприсуще всему сущему и всему мыслимому. Так что оно есть и все сущее, взятое в абсолютной единичности, включая жизнь Космоса и человеческого ума, являясь принципом всего сущего. Единое никак не дробится, существуя везде и во всем. При этом все «из него изливается». Свет — основной образ философии Плотина, соответствующий ее понятиям. «Единое — свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум — солнце, имеющее свой собственный свет; душа — луна, заимствующая свет от солнца; материя — мрак»[67].

В основе этой, по мнению А. Бергсона, «первичной философской интуиции» Плотина лежит, возможно, его личный психологический опыт эпилептика.

Напомним описание припадка эпилепсии в романе «Идиот»: «Затем вдруг что-то разверзлось перед ним: необычайный внутренний свет озарил его душу» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 188, 195).

Нечто аналогичное пришлось испытать и мне во время операции над глазом (устранение катаракты). Во время этой операции (ее проводил академик с «золотыми» руками Б.Н. Алексеев) передо мной вдруг засиял свет какими-то удивительными красками причудливой, несказанной, неземной красоты. Не испытывая никакой боли, я, лежа на операционном столе, удивлялся и наслаждался этой неземной красотой, точно описать которую мог бы разве что только И.В. Гете — великий знаток природы и символики цветов. Ничего подобного в жизни я более не испытывал…

Душа также не раздробляется на части, представляя собой нечто единое и неделимое: она есть особая, смысловая субстанция. Ее нельзя мыслить как некую множественность психических состояний. Ни одна индивидуальная душа не может существовать самостоятельно от всех других душ: все индивидуальные души объемлются «мировой душой». Критикуя Аристотеля, Плотин говорит: душа не потому обладает бытием, что она есть форма чего-то, но она есть непосредственно реальность; она заимствует свое бытие не из того обстоятельства, что находится в некотором теле, но она существует уже до того, как начинает принадлежать телу.

Плотин завещал своему ученику Порфирию (ок. 233 — ок. 304) привести в порядок и издать его сочинения. Порфирий вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина (заметим, что «Введение в «Категории» Аристотеля» — главный источник знакомства с аристотелевой логикой в средние века). Но он гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих от различного рода аффектов. Порфирий призывал к тому, чтобы ум был образцом для всей духовной жизни.

Идеи Плотина и Порфирия были развиты Проклом (ок. 410–485), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению; любовь (эрос), по Проклу, связывается с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет нас с благостью богов. Историческое значение учения Прокла, по словам А.Ф. Лосева, не столько в интерпретации мифологии, сколько в тонком логическом анализе, непосредственно не связанном ни с какой мифологией и представляющем огромный материал для изучения истории диалектики. Большое значение имела разрабатываемая им диалектика Космоса. Философия Прокла оказала громадное влияние на всю средневековую философию [68].

Ученик Порфирия — сириец Ямвлих (ок. 280 — ок. 330) анализировал и систематизировал диалектику древней мифологии. Он обращал преимущественное внимание на практически-культовую сторону философии, разъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства и внутреннего экстатического восхождения в сверхъестественный мир.

Мы кратко рассмотрели историю античной философии. В заключение нужно сказать, что античная философия, в которой содержались зачатки основных видов философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие века, — это не «музей древностей», а живая картина становления теоретической мысли, полная смелых, оригинальных, мудрых идей. Это великое торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры. И каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Античная философия вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru

Неоплатонизм, как направление и его основные идеи

Неоплатонизм является идеалистическим направлением, основанным на концепциях Платона, Аристотеля и некоторых восточных учениях. Он подразумевает существование мира, как некую иерархическую обустроенность, появившуюся из первоначала, где душа устремляется к своему «высокому» истоку, ищет пути воссоединения с Божественным началом.

Конец античной эпохи характеризуется скептической настроенностью общества. Словно для нормализации баланса, появляется философское течение – неоплатонизм, упорно изучающее сверхчувствительную сферу жизни, взаимосвязь между миром, Богом, человеком.

Представители учения основываются на идеях Платона, но восточные мотивы также отразились на основных идеях. Неоплатоническая система мистических предположений и символов стала духовной атмосферой того времени. Мифические герои олицетворяли возможность получения божественности человеческим духом, а символика Востока убеждала, что душа способна к реинкарнации. Александрийские талмуды, на которые часто ссылались неоплатоники, излагали магические, мистико-астрологические фантазии.

Философское учение являлось системой религиозного синкретизма, идеальным пантеоном платоновских идей, объеденных с восточной, греческой фантастикой. Мистицизм поглощал воображение людей. С его помощью неоплатоники пытались подавить зарождающееся христианство. Практическая жизнь для них являлась «нечистой», поэтому своей основной догмой адепты представляли аскетизм, слияние с божественной сущностью, достигаемые с помощью мистических обрядов.

Учитывая это можно классифицировать несколько основных идей неоплатонизма:

  • Объединение, согласно идее Платона, единого с душой и разумом;
  • Интуитивно-фантастическое познание высшей сущности;
  • Освобождение человеческого духа от материальной зависимости посредством аскетизма, достижение «чистой» одухотворенности.

Плотин — основоположник неоплатонизма

Плотин (203 — 270 года) был ярым приверженцем учения. Когда он переехал в Рим и стал лектором, его платонические рассуждения о морали привлекли большое количество восхищенных поклонников. Плотин пропагандировал аскетизм, как воздержание от чувственных утех, мяса. Аристократы, знатные вельможи последовали за его принципами (даже император, его супруга).

Мыслителя считают основателем неоплатонизма, потому что он систематизировал платоновский идеализм.

фото 626Источником бытия мыслитель считал сверх природной сущности – Единое (Абсолют), которое самостоятельно, все остальное в его зависимости. Абсолют возвышается над небесным и земным пространством. Он радикально отличается от христианского божества, своим внутренним свойством: если Бог создает все мирское, то Абсолют в ходе естественного процесса (эманации) излучает из себя прочие сущности. Эманация представляет собой процесс развития от максимально идеального к менее идеальному. Одновременно осуществляется постоянная геометрическая прогрессия бытия, но и деградация.

Антропологическая концепция Плотина пересекается с теорией о Едином. Мудрец так же как Пифагор считал душу бессмертной, но с той разницей, что отрицал беспрерывное ее скитание из одного тела в другое. Философ полагал –по истечению своего земного предназначения душа должна вернуться к первоначалу (Мировой Душе), а через него обратно к Абсолюту. Из этого следует, что деградирующий процесс эманации сменяется обратным процессом возвращения, менее совершенного к абсолютно совершенному, что завершает цикл.

Неоплатонизм из уст Плотина выступает крайне влиятельным учением позднего периода античности. Интеллектуальная элита общества была пронизана его идеями. Направление послужило основой для осмысления религиозно-мифологических суждений греко-римской эпохи.

Модель неоплатонизма по Плотину

Философ создал идеалистическую систему мира, ограненную объективизмом, которая повлияет на будущую динамику философской мысли. Она имеет строгую иерархию, согласно которой существует первостепенная над всеми остальными сущность:

  • Стремление к Единому (благу);
  • Творение Единого – Мировой Разум;
  • Творение Единого – Мировая Душа;
  • Последнее творение Единого – Материя.

Несмотря на то, что вселенная едина, Плотин считал мир в разных его областях неодинаковым. Чудесная Душа мира преобладает над топорной Материей, благородный мировой Разум возвышается над Душей, но самое первое место принадлежит Единому – оно проявляется во всех предыдущих субстанциях, с него все началось.

Единое является неопровержимым Благом, поэтому облагораживает перечисленные сущности. Если исчезнет Единое, то исчезнет и добродетель.

Способность личности постигнуть Благо зависит от приверженности к его антиподу – злу. Познать Единое человек может только посредством фантастического с ним слияния.

Двойственность, множественность Мирового Разума

Первой субстанцией порожденной Единым является Мировой Разум. Он отличается от Творца наличием бытия. Платонизм видит подобный образ в лице демиурга, который не содержит основного заданного замысла. Бог по Аристотелю представляет собой осмысляющее мышление. Мировой Ум Плотина подразумевает под собой наличие идеи, как своего внутреннего естества.

Разум бытием, многократен, так как содержит множество замыслов. У него есть две стороны: обращенная к Абсолюту и отвернутая от него, что характеризует двойственность Ума. Первая сторона отражает его единство, вторая множественность. Глобально, Ум является само рефлексией упорядоченного множества замыслов.

Разум способен к познаваемости, способен также быть познаваемым (отличие от Единого). Он сам себя постигает, что свидетельствует о единстве. Неоплатонический Ум Плотина существует независимо от времени, из этого делают вывод, что процесс самопознания тоже вневременной. Разум одновременно осмысляет идеи и тут же их осуществляет. Процесс осмысления задумок распространяется от общих идей к периферийным, что подчеркивает парадоксальность Ума.

Мировая Душа – творение Мирового Разума

У Плотина Душа в какой-то степени является копией, но творением Ума. Свет, который излучает Единое, настолько огромен, что Разум не способен полностью его поглотить, и он направляется дальше. Благодаря этому появляется Мировая Душа, которая в отличие от Ума имеет связь со временем, она порождает время. Душа рождается напрямую из Разума, но отдаленно из Абсолюта.

Она, как родитель (Ум), отличается двойственностью. Первой стороной Душа ему открывается, второй прячется от него. Такое ее состояние порождает понятие о верхней, нижней Душах. Она олицетворяет связь между сверхчувственным, материальным мирами: когда верхняя Душа обращена к Разуму на сверхчувственный мир, а нижняя устремлена на материальный.

Философствование автора подразумевает, что Душа не имеет тела. Она наблюдает за идеями Разума отстраненно. Но они отражаются в Душе логосом (неким универсальным законом подчиненности), который также не имеет телесного проявления.

Душа породила не только время, но и движение. Ее временное существование переводит Душу из стадии движения на стадию самодвижения.

Мировая Душа цельная неделимая субстанция, так как состоит из множества обособленных душ, которые не могут существовать без остальных. Плотин отмечал: «Каждая душа берет свое начало задолго до соединения с телом».

Сущность материи

Плотин воспринимал материю как не существование или абсолютное небытие отличное от действительного бытия.

Материя вечна, как вечен Абсолют. Она зависима от Единого, противоречива, поскольку противодействует ему, но и происходит из него.

Материя дитя тьмы, так как появляется тогда, когда угасает свечение Абсолюта. Мыслитель дает определение субстанции в качестве погасшего света, отсутствия необходимого свечения. Она не ничто, а нечто. Хотя материя похожа на ничто, которое содержит нечто. Поскольку Единое вездесуще, то оно должно быть также в материи.

Являясь антиподом света, материя противодействует Благу (Единому), олицетворяет зло. Так как она несамостоятельная сущность, то зло тоже по силе своей уступает добру, то есть является нехваткой добра или Света Единого. Негатив характеризуется недостатком позитива.

Материя меняется, но трансформируясь, всегда остается неизменной. Ее можно познать с помощью искусственного силлогизма.

Воссоединение с Единым

Философия позднего античного неоплатонизма концентрируется на главной идее Плотина, которая заключается в том, что нисхождение Абсолюта (Единого) сопровождается обратным процессом. Кратко говоря, порожденные им сущности стремятся вернуться обратно к идеальному единству. Все мировые субстанции (даже отрицательная Материя) нуждаются в Великом Благе (добре). Ради возможности соприкоснуться с ним, они преодолевают существующие разлады.

Ни для кого не секрет, что человек тоже осознанно стремится к Благу. Даже статическая, не жаждущая восхождения, Душа человека является частичкой Мировой Души, которая возвышенной стороной повернута к Мировому Разуму. Когда низменная сторона личности преобладает над возвышенной, человеческий разум способен пробудить жажду последней к совершенству, чтобы личность смогла приподняться.

Истинным восхождением к Благу Плотин считал экстаз, в состоянии которого Душа как-будто отрывается от бренного тела, поднимается над ним, воссоединяется с Единым. Только этим единственным, неосмысленным, фантастическим путем человек способен постигнуть Абсолют.

Сторонники учения Плотина

Плотин плохо знал эллинский язык, поэтому его ученик Порфирий (233-304 года) упорядочил сочинения. Философ анализировал научные труды учителя, Аристотеля. Его отличительной чертой была большая заинтересованность практической стороной направления. Первоначально мыслитель понимал догматы, как учение о добродетели, где разум служит примером духовного совершенствования.

Позже принципы Порфирия, основателя направления унаследовал Прокл (410-485 годы). Он полагал, что совершенство познания достигается озарением, любовь едина с красотой Бога, истина постигается мудростью Бога, вера дарит божью милость. Философский взгляд Прокла значим не мифологической интерпретацией, а тонким анализом, дающим пищу для исследования исторического развития диалектики. Средневековая философия не достигла бы своих высот без космической диалектики Прокла.

фото 627

Еще одним последователем Порфирия стал Ямвлих (280-330 года). Его труды заключались в систематизировании мифологической диалектики древности. Мыслитель обладал практическим подходом: изучал культовую философию, объяснял принципы пророчеств, чудес, мистики, внутреннего познания сверхъестественных явлений.

Источник: mystroimmir.ru

Последней крупной школой эллинизма был неоплатонизм, основоположником которого является Аммоний Саккас, а наиболее известным представителем — Плотин(204/205 — 270 гг.). На его творчество оказал значительное влияние не только Платон, но многие другие греческие и римские философы, в том числе Сенека. Возврат к идеям Платона и потребность в их переосмыслении возникает в период, когда античный способ философствования исчерпал себя, и постепенно замещается новым, радикально отличным от него, философствованием, основанным на иррационализме, мистицизме и христианском мировоззрении. Неоплатонизм возникает на фоне широкого распространения разнообразных эклектических учений, сочетающих в себе несоединимые элементы древних философских систем. Подобно тому, как стоицизм был характерен для теоретического мировоззрения ранней Римской империи, так для позднего Рима (235- 284 гг.) характерен неоплатонизм.

Плотин – последний самобытный представитель античного идеализма и первый крупный религиозный мистик, теософ, предвестник тысячелетнего господства христианской философии. Он поставил перед собой задачу — обосновать, что основой мира является Единое – высшее божественное начало (Первый Ум), из которого «истекает» (эманирует) и образуется все, что существует в мире, и показать путь, ведущий этот мир к исходному единству. Задача эта была не философского толка, а религиозно-теософская. Решение поставленной проблемы Плотин начал с рассмотрения природы души как своеобразного моста между идеальным и материальным («неподлинно сущим») мирами. Человеческая душа, по Плотину, это часть общей души мира, и потому она есть бытие само по себе, способное управлять телом, но по природе своей отличное от материального бытия. В мире рядом с прекрасными душами существуют и безобразные. Поэтому мировая душа ищет опору, основание для себя в высшем по сравнению с собой прототипе, в том, что дает ей форму — в Уме (Нусе). Но Ум содержит в себе множество (например, множество идей). Он не может быть тем Единым, к чему стремиться душа. По природе своей Единое должно быть «совершенно простым и безусловным», а не двойственным или множественным. Но, откуда же единство? – задается вопросом Плотин. И приходит к заключению, что как общее Благо и Свет, Единое незримо присутствует во всем – от космоса (т.е. «безграничного мира, организующегося в порядок») до человеческого разума. Находясь «по ту сторону нашего бытия», неизменное по своей природе Единое, излучает Ум (т.е. самомышление мира), тот — Логос, а Логос, как сын Ума, эманирует Дух.

Логос и Ум – две ипостаси Единого. Первый Ум, который есть Жизнь и Свет, сотворил существо, подобное себе, — человека. Человек, живущий в мире множественности и разнообразия, в мире «неподлинного бытия», способен с помощью мышления проникнуть за материальную оболочку вещей к их смыслам (идеям). Как и все живые создания на земле, он двойственен: смертен по своей телесной природе, и бессмертен по своей вечной сущности. Ум (Логос), эманирует (излучает) Душу, которая вмещает в себя весь материальный мир.



Плотин обосновывает свое идеалистическое учение через характеристику разных типов людей. Обыденный человек погружен в чувственно-практическое существование, потому для него вещи важнее идей, материальное важнее идеального. Для низменного человека тело важнее души, и он тешит свое тело, нисколько о душе не беспокоясь. Вся деятельность души такого человека обусловлена ее пребыванием в теле и целиком от него зависит. Но это потому, что душа такого человека «заужена», ведь он сам сделал ее служанкой тела, и не больше того. Приблизиться к божественному принципу (Единому), познать его, дано людям с возвышенными душами и не чувственным, и даже не рациональным путем, а лишь духовным усилием, направленным на подавление всего телесного – в порыве экстаза.

Человек с возвышенной душой поднимается от низшего состояния существования к высшему его состоянию. Он смещает центр тяжести своего бытия с телесного на духовное и развивает в себе способности к интеллектуальному сверхчувственному умосозерцанию. Такой человек переносит свое внимание от внешнего мира к глубинам своей души. В ней он и находит истину, покой и безмятежность, что недоступно обыденному человеку. Возвышенный человек отворачивается от чувственной красоты, презирает ее и ищет красоту истинную. Он способен увидеть то, что не видит низменный человек: красоту добродетели, благоразумных действий, добрых нравов, красоту величия характера, справедливости сердца и т.п. На этой ступени человеческого бытия душа в своей деятельности все еще пребывает в теле, но она от тела независима. Эту относительную независимость души от тела возвышенного человека Плотин обосновывает идеей о предсуществовании души.

Плотин завещал своему ученику, Порфирию (233–304 гг.) привести в порядок и издать его сочинения, который потом вошел в историю философии как комментатор Аристотеля и Плотина. Известна его работа «Введение к категориям Аристотеля». Но он гораздо больше, чем Плотин, интересовался практической философией, которую понимал как учение о добродетелях, очищающих людей от различного рода аффектов, и призывал, чтобы ум был образцом для всей их духовной жизни.

Идеи Плотина и Порфирия были развиты последним великим философом античности Проклом (ок. 410–485 гг. н.э.), прозванным «Диадохом» (т.е. последователь, наследник накопленного умственного опыта), который считал, что высший тип знания возможен только благодаря божественному озарению. Любовь (эрос), по Проклу, помогает установить связь с божественной красотой, истина открывает божественную мудрость, а вера соединяет человека с благостью богов.

Ученик Порфирия, сириец Ямвлих (ок. 280–330 гг. н.э.) систематизировал диалектику древней мифологии. Он обращал преимущественное внимание на практически-культовую сторону философии, разъясняя сущность и методы пророчества, чудотворения, ведовства и внутреннего экстатического восхождения в сверхъестественный мир.

Философия неоплатонизма во многом является эклектичной, интеллектуальной реконструкцией античной мифологии. Ряд элементов этого учения (например, концепция бессмертия души человека) были приняты и развиты нарождающейся христианской философией. Отдавая должное своим предшественникам, неоплатоники, как и другие представители эллинизма, в целом были равнодушны к умозрительной классической философии, не дающей ответы на поставленные жизнью вопросы на востребованном в их время мистико-религиозном «языке духовного общения». Они были ориентированы на нетрадиционное содержание и стиль философствования.

Эта смена акцентов вызвана тем, что в позднюю античность происходит переоценка идеалов философского знания, меняется и предназначение, и ориентация самой познавательной деятельности. На смену умозрительным, безличностным конструкциям приходит личностное мироощущение. «Человек мыслящий», уставший от рационализма, ищет иные пути самопознания и самосознания – поиск высших ценностей переносится в сферу нравственности, мистических исканий и религиозной веры. К философии приравнивается искусство жить достойно (стоицизм), а поиск знания ведется с учетом практической выгоды (скептицизм). Философия становится более доступной, лишается интеллектуальной кастовости и тяготеет к просвещению и дидактике. Эллинистический стиль мышления возвращает философствование «на круги своя» — к архаичному, «мифологическому началу греческой философии» (К.Маркс) периода семи мудрецов, к теоретически ценностной природе философского знания.

Главный отличительный признак эллинистической философии заключается в том, что, возвращаясь к началам философских исканий, отторгая классику, она парадоксальным образом не столько завершает греческую философию, сколько открывает новые мировоззренческие горизонты: рассматривая мироздание (макрокосм) как универсальную проекцию человеческого индивида (микрокосм), преодолевает разрыв между философией и жизнью, между теорией и практикой.

Однако по мере того, как христианство играло все большую роль в культуре и жизни западных стран, в них усиливаются гонения на последователей «язычников» — Платона и Аристотеля. В 529 году по указу императора Юстиниана повсеместно закрываются философские школы и академии, в том числе и аристотелевский Ликей.

Изгнанные философы и ученые находят себе пристанище в странах Ближнего Востока — Сирии, Иране, где в условиях развивающейся городской жизни появились философские и научные школы, переводческие центры, библиотеки, а затем и академии. В «Домах мудрости», как именовались религиозно-культурные центры, помимо философских и теологических учений изучались медицина, математика, астрономия, география. Здесь также делались переводы с греческого на сирийский, среднеперсидский, арабский языки работ выдающихся мыслителей античности. Восток сохранил для Запада философское и научное наследие античности. С образованием халифата культурные и научные связи расширяются, а исследования становятся более глубокими и целенаправленными. И это вполне соответствовало духу мусульманского правоверия, еще не закостеневшего в тисках догматизма. Философская мысль арабоязычных стран стала связующим звеном между античной философией, традиции которой арабы переняли и развили, наполнив новым содержанием, и европейской схоластикой. Средневековая арабо-мусульманская философия и схоластика развивались параллельно. Во всех странах халифата велась активная переводческая деятельность. В IX в. ее центром стал «Дом мудрости» в Багдаде, основанный халифом Харун ар-Рашидом. Арабоязычным ученым были известны все основные научные и философские произведения греко-римского мира — астрономия Птолемея, работы Эвклида и Архимеда, Гиппократа, Галена, Платона, Аристотеля, Плотина, Порфирия. Сами же европейцы были лишены этого вплоть до XIII века.

Идеи неоплатонизма оказали значительное влияние не только на развитие арабо-мусульманской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина), но и на иудаизм и христианство. Христианский неоплатонизм в наиболее яркой форме проявился в Ареопагитиках, находящихся в прямой зависимости от философии Прокла. В византийской философии идеи неоплатонизм получили большое распространение уже в период ранней патристики (IV в.) благодаря деятельности представителей Каппадокийской школы — Василия Великого, Григория Богослова (Назианина) и Григория Нисского. Под глубоким влиянием идей неоплатонизма находились Августин, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена и др.

Контрольные вопросы

Атомистический материализм Левкиппа, Демокрита.

Философия софистов, Сократа: сходство и отличия.

Объективный идеализм Платона.

Учение Аристотеля о форме и материи.

Каковы отличительные признаки эллинистической философии?

ГЛАВА 4 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Источник: studopedia.su


Categories: Платон

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.