Существует очень много ответов на самый важный вопрос человеческой культуры: «зачем мы существуем?». Все известные религии мира призваны так или иначе решить эту проблему. Но, должно быть, только буддизм и его учение осмелились сказать человеку правду, — мы живем, чтобы страдать. Вернее сказать, живём, потому что страдаем. Хотя выход из этой катастрофической ситуации всё же существует, — в качестве него буддизм своё учение и предлагает.

Как зародился буддизм и его учение

Когда-то одному индийскому принцу наскучило жить в богатстве, красоте и роскоши, он бросил своё королевство и стал странствующим аскетом. Со временем он открыл миру его иллюзорность и никчёмность, за это его назвали Буддой, или Просветлённым.

Так, очень вкратце можно описать историю зарождения буддизма и его учения. Но в неё нахватает некоторых нюансов, очень важных для понимания сути буддизма и его учения. Принц Сиддхартха Гаутама, живший в середине І тысячелетия до н.э., однажды увидел болеющего человека, а затем старика и мертвеца.


о настолько поразило его изнеженную дворцовой жизнью психику, что он решил поподробней разобраться в ситуации и для этого семь лет медитировал под деревом, ведя крайне аскетичный образ жизни.  Годы сидения под баньяном не прошли зря: однажды принц открыл глаза и понял, что единственная возможность вырваться и з круговорота страданий, смертей и жизней – это освобождение от каких-бы то ни было желаний. В это момент он получил озарение и стал Буддой. Так на нашей планете появился буддизм и его учение. После прозрения Будда ещё 45 лет странствовал по Индии, проповедуя своё учение, добившись этим поистине грандиозных результатов, ведь на сегодняшний день буддизм и его учение является третей по численности мировой религией.

Основные понятия буддизма и его учения

В основе философии буддизма и его учения стоят так называемые Четыре Благородных Истины, открытые самим Буддой Гаутамой. Суть их заключается в следующем:

1. Жизнь всех живых существ и само существование мира есть страдание.

2.Это страдание порождено неудовлетворёнными потребностями и стремлениями, которые являются неотъемлемой частью жизни.

3. Существует состояние, при котором все страдания исчезают, состояние полной удовлетворённости и покоя, и имя ему – нирвана.

4. Достигнуть нирваны можно с помощью Серединного пути. Этот путь ещё называют Восьмеричным, поскольку он состоит из восьми ступеней, а именно: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное запоминание и правильное сосредоточение.


Ступени Восьмеричного пути представляют собой главную задачу исповедующего буддизм и его учение. Суть их состоит в отказе от причинения зла живым существам, отказе ото лжи, от ненужных мирских благ и удовольствий, а также в стремлении к  постоянному спокойствию и сосредоточенности на своём духовном пути. Правильное выполнение всех этих условий поможет человеку, в конце концов, избавится от страданий и изведать вечное блаженство нирваны.

Буддизм и его учение, в отличие от других мировых религий, не требует жестокого и неотступного следования своим догматам. Основная идея буддизма и его учения как раз и состоит в том, чтобы каждый смог сам найти свой путь к нирване, а его истины и постулаты – всего лишь советы великого Будды, как лучше избавится от кармы (причинно-следственный закон вселенной), освободится от колеса сансары (круговорот жизни и смерти) и познать нирвану.

Источник: www.astrostar.ru

АБХИДХАРМА(санскр.) – третий и последний после Винная-питаки и Сутта-питаки раздел буддийского канона. В буквальном переводе – «корзина, содержащая буддийскую доктрину». Появилась после раскола буддизма.


АВИДЬЯ(санскр.) – невежество, заблуждение.

АРХАТ(санскр.) – человек, прошедший четыре ступени духовного самосовершенствования и достигший его наивысшего уровня. К архатам относятся ближайшие ученики и последователи Будды.

АСАНА (санскр.) – йогические позы, которые используются в буддизме для медитативной практики.

АСКЕТИЗМ – практика отказа от всяких желаний и попыток их удовлетворить ради духовного совершенства.

АСУРЫ (санскр., пали) – древнеиндийские демоны, равные некогда богам, но позже низвергнутые ими на более низкие уровни Вселенной.

АТМАН (санскр.) – букв. «Абсолютный дух». Высшая реальность в брахманской теологии.

БОДХИ (санскр., пали) – дословно – «пробуждение», «просветление». Одно из ключевых понятий буддизма, означающего высшее состояние сознания, духовное просветление. Низшие уровни бодхи – это состояние архата, высшее – состояние Бодхисаттвы и Будды. Достижение бодхи – высшая цель любого буддиста.

БОДХИСАТТВА(санскр.) букв. «существо, стремящееся к просветлению». В буддизме Бодхисаттвой называют человека, который ещё не достиг состояния Будды, но превзошёл состояние архата. Бодхисаттвы отличаются от будд тем, что, достигнув состояния Нирваны, они остаются в мире, спасая другие живые существа.


БОНЗА (от яп. бодзу) – главный монах в буддийском храме.

БУДДА – от санскр. «будх» – «пробуждаться», имеет два значение. Первое значение – это сам основоположник буддизма, Будда Шакьямуни. Второе значение – это любое другое человеческое существо, достигшее высшего состояния сознания и оставшееся в Нирване. Буддисты считают, что будд во Вселенной великое множество. При обозначении личности Гаутамы слово «Будда» пишется с большой буквы, для обозначения же состояния других «пробуждённых» «Будда» пишется с маленькой.

ВАДЖРА (санскр.) – символ буддизма, подобно кресту у христиан и полумесяцу у мусульман. Изображается как пучок молний с загнутыми концами, перехваченный посередине.

ВАДЖРАЯНА (санскр. – «алмазная колесница») – одно из трёх главнейших направлений буддизма. Отличается активным использованием йогических практик и богатством медитативной техники. Наибольшее распространение получила в Тибете, где более известно другие её название – Тантра.

ВИНАЯ – ПИТАКА – одна из трёх основных частей буддийского канона наряду с Сутта-питакой и Абхидхарма-питакой.

ВИХАРА (санскр.) – первоначально – место увеселений. В раннем буддизме – место встреч странствующих монахов. Позже – монастыри в Индии и Шри-Ланке, построенные разбогатевшими буддийскими общинами.


/p>

ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ, или восьмеричный благородный путь – правила религиозной жизни буддиста, заключающиеся в восьми ступенях, или шагах: правильном понимании, правильном стремлении, правильной мысли, правильной речи, правильном действии, правильном образе жизни, правильном усилии и в правильной концентрации.

ГАНДЖУР (тиб., букв. – переводы сказанного Буддой Шакьямуни) – собрание канонических текстов буддизма, переведенных с санскрита и восходящих к родоначальнику буддизма.

ГОРИКИ(яп.) – «пять сил», при помощи которых можно разрушить «пять преград», стоящих на пути к просветлению. Это сила веры в Будду и его учение, сила решимости, сила мысли, сила сосредоточения, сила знания.

ДАЛАЙ-ЛАМА – титул политического (до 1951 года) и духовного лидера тибетских буддистов. Считается земным воплощением Будды милосердия Авалокитешвары.

ДАНА(санскр.) – одна из буддийских добродетелей, заключающихся в подаянии милостыни.


ДАНДЖУР – собрание переведенных с санскрита на тибетский текстов проповедей, поясняющих учение Будды. Состоит из 225 томов.

ДАЦАН (тиб.) – название учебного заведения при буддийском монастыре. Позже в бурятском ламаизме дацаном стали называть весь монастырь.

ДЕРЕВО БОДХИ – дерево, под которым на Будду Шакьямуни снизошло просветление (бодхи). Считается, что это Ficus religiosa. По буддийским верованиям, только под деревом Бодхи можно достичь просветления.

ДЕСЯТЬ ДЕЯНИЙ – десять из пятидесяти двух ступеней пути бодхисаттвы. Включает в себя материальную помощь другим существам; помощь советами; терпимость; самоотверженность в служении людям; правильное понимание своего долга; появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в «стране Будды»; свободу от двух крайностей – признания существования и несуществования вещей; обретение добродетелей; проповедь учения Будды; постижение «срединного пути».

ДЕСЯТЬ ЗЕМЕЛЬ – пятый этап пути бодхисаттвы. Включает в себя радость от достижения истинной сущности бытия; внутренняя чистота; излучение «света мудрости», углубление истинного знания; преодоление последних трудностей по пути к освобождению; проявление совершенного знания; преодоление ограничений как махаяны, так и хинаяны; твёрдая убеждённость в истинного учения Будды; ощущение всепроникающей мудрости, помогающей в проповеди; ощущение себя облаком, орошающим все живые существа учением истины.


ДЕСЯТЬ РВЕНИЙ – четвёртый этап пути бодхисаттвы. Включает в себя спасение других существ в тайне от них; несокрушимую веру в буддийское учение; проповедь учения всех без исключения будд; встречи с Буддами и служение им; благословение всех живых существ; наделение своих ближних безграничным благом; видение во всех живых существах дхармы; постижение истинной сущности всех вещей и явлений; освобождение от всех привязанностей; освобождение от зависимости от вещей и явлений.

ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕЙ ВЕРЫ – первая ступень пути бодхисаттвы. Включает в себя проповедь чистой веры в учение Будды; запоминание всего постигнутого; усердие; сосредоточенность; обретение мудрости; принятие обетов; правильно направленная деятельность; предохранение от земных желаний; борьба с привязанностями к земному; соблюдение обетов.

ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕЙ УКРЫТИЯ – второй этап пути бодхисаттвы. Включает в себя стремление стать Буддой; постижение «пустоты» вещей; совершение благих деяний; постижение относительности всех явлений и вещей; постижение истинной сущности вещей через свершение благих деяний; обретение высшей мудрости – праджни; достижение ступени, с которой невозможно возвращение на пройденную ступень; иммунитет к ложным учениям; убеждённость в возможности стать Буддой; постижение истины, что ничто не рождается и не умирает.


«ДЖАТАКА» (пали, санскрит) – очень популярное произведение из канона тхеравады, истории о прежних рождениях Будды. Содержит 550 историй.

ДЗАДЗЭН (яп.) – практика сидячей медитации в школах буддийского дзэна.

ДЗЭН(яп., кит. – чань, от санскр. дхьяна, «медитация»). Одно из самых популярных направлений буддизма во всём мире. Провозглашает необходимость «спонтанного», внезапного «пробуждения», для чего активно используются самые различные средства психотренинга, в основном дзадзэн и коаны. Целью дзэнской практики считают не передачу ученику каких-либо знаний, а подведение его к такому состоянию, в котором он сможет сам достичь сатори, или «озарения».

ДХАРММАПАДА (пали) – «Путь буддийскоу доктрины»; наиболее известный текст палийского канона, который содержит 423 стиха-афоризма. Популярен во всех школах буддизма.

ДХАРМА (санскр.) – одно из важнейших понятий в буддизме. Имеет много значений, основные из которых – учение, или доктрина, излагаемая в систематической форме; правильное поведение, закон, справедливость; условие, или причинная обусловленность явлений; некие универсальные явления, присущие всему бытию; высшая реальность. В основном понятие дхармы употребляется в качестве обозначения требований буддийского учения, или закона.


ДХАРМАКАЯ (санскр.) – одно из трёх тел Будды, наряду с «телом блаженства» и «феноменальным». Дхармакая – космическое тело.

ДХАТУ(пали) – букв. корень, классы элементов. Может обозначать четыре всеобщих элемента (землю, огонь, воду и ветер); три основных уровня бытия (материальное, делящееся на мир желаний и материю, и нематериальное); восемьнадцать классов элементов, создающих единый поток сознания личности; универсальный мир дхармы, истины.

ЗАСЛУГА – благое действие, формирующее хорошую карму.

ИНДРИЯ (санскр.) – «воспринимающая способность». Органы чувств, плюс сознание. Инструмент познания мира человеком.

ЙОГА (санскр., букв. «единение», «способ») – комплеск приёмов и методов для очищения тела и сознания для обеспечения духовного прогресса. Активно используется в буддийских школах. Считается, что сам Будда учился йоге у отшельника Араты Каламы.

КАЛАЧАКРА (санскр. «колесо времени») – одна из важнейших систем буддийской Тантры. Так же называется и текст, излагающий эту систему. Философия калачакры испытала сильное влияние вишнуизма, шиваизма, манихейства и особенно ислама. Последователи Калачакры почитают 24-рукого Адибудду Калачакру, олицетворяющего слияние Времени и Пустоты.

КАРМА (санскр.) – букв. «действие», «обязанность».


тхераваде – любые волевые намерения человека. Упрощённо – закон воздаяния, закон причин и следствий, близкий к понятию «судьба» у западных народов. Всеми своими мыслями и поступками человеческие существа создают себе карму, которая, в свою очередь, конструирует дальнейшие события жизни человека согласно свершённым им «грехам» либо «заслугам». Непреднамеренное действие кармы не создаёт, и в этом отличие буддийской доктрины от христианской. В буддизме главное – мысль, в то время как в христианстве – действие, или даже результат действия («плод»). Понятие кармы чрезвычайно сложное, ибо считается, что лишь Будда постиг её закон.

КАРУНА (санскр.) – активное сострадание, один из двух столпов, наряду с мудростью, махаяны.

КЛЕША (санскр.) – загрязнение, осквернение, моральное падение, ненависть, вожделение и иллюзия, которые должны быть преодолены практикующим.

КОАН (яп.) – история из жизни дзэнских патриархов, в сокрытом виде содержащее некоторое важное поучение, дзэнскую идею или мысль. Одна из двух основных практик в дзэн-буддизме наряду с дза-дзэн.

«КОЛЕСО ЖИЗНИ» – одно из важнейших буддийских понятий. Обозначает круговорот рождений и смертей, вырваться из которого человек может лишь постигнув суть учения Будды.

КШАНТИ(санскр.) – терпение, смирение, скромность. Одна из шести буддийских добродетелей.

ЛАЛИТАВИСТАРА (санскр.) – одно из подробных описаний жизни Будды, особенно почитаемое в махаяне.

ЛАМА (тиб.) – досл. «высший». Учитель в ламаизме, а также титул главы монашеской общины в калмыцком буддизме.

ЛАМАИЗМ – форма северного буддизма, сочетающая черты махаяны и ваджраяны. Центром ламаизма считается Тибет. Широко распространён на территории России.

ЛИ (кит. «принцип») – оформляющее начало универсума, изначальная субстанция, истинная сущность всех дхарм.

ЛОТОСОВАЯ СУТРА – «Сутра лотоса благого закона» – одна из наиболее почитаемых сутр махаяны.

МАЙТРЕЯ – Бодхисаттва, который указан Буддой как его преемник. Будда грядущего.

МАЙЯ (санскр.) – иллюзия, обман. Основное значение – иллюзорность бытия человека. Одно из значений – способность сверхсуществ к изменению своего облика.

МАНАС(санскр.) – человеческий разум.

МАНДАЛА (санскр.) – сакральный символ, священное изображение, имеющее магическое влияние. Картина мира, изображённая в плоскости. Также таким образом называли блюдо для жертвоприношений.

МАНИ – камень с написанной на нём основной мантрой буддизма – ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ («Ом, ты сокровище на лотосе»). Выполняли роль памятных знаков либо определяли границы монастырских владений.

МАНТРА (санскр. «стих», «заклинание»). Магическая формула, которая может произноситься вслух или про себя для достижения особых состояний сознания. Обычно передавалась индивидуально от учителя к ученику. Особое распространение имела в тибетских практиках.

МАХАЯНА(«Большая колесница») – самое распространённое в мире направление в буддизме. От хинаяны отличается большей формальностью, наличием большого количества обрядов, священных текстов и многообразием религиозной практики. Не требует отречения от мирской жизни.

МЕДИТАЦИЯ – внутреннее сосредоточение на определённой идее, созерцание. Психологическая практика, принятая в буддизме. Используется для глубокого познания своей сути, благодаря чему человек может достичь самадхи, или просветления, и приблизится к нирване.

МЕРУ (Сумеру) – гора, центр мироздания в буддийской мифологии, место пребывания высших богов пантеона.

МЕТТА (пали) – любовь, активная доброжелательность, одно из четырёх «божественных состояний» в буддизме.

МОКША (санскр.) – освобождение от круговорота рождений и смертей, синоним нирваны.

МОНДО (яп.) – дзэнская практика, когда учитель давал парадоксальный ответ на вопрос ученика. Своеобразный интуитивный коан.

МОХА(санскр., пали) – невежество.

МУДРА (санскр. «печать», «знак») – определённое положение ладоней и пальцев, символизирующее какую-либо идею. В ваджраяне – часть магической практики для достижения особых состояний сознания, использующая пальцевые «замки», особым образом регулирующие движение внутренней энергии. Может означать конечную цель буддийской практики – освобождение или даже украшение божества в ваджраяне.

НАГХОР (тиб.) – буддийское паломничество по святым местам.

НЕОБУДДИЗМ – общее название модернистских и реформаторских течений в буддизме, направленных на приспособление традиционной религии к реалиям современной жизни. Возник на рубеже XIX–XX столетий.

НИДАНЫ(санскр.) – ступени, определяющие процесс духовного перерождения живых существ. Выделяют 12 нидан, которые должны быть преодолены в ходе духовной практики.

НИРВАНА(санскр.), ниббана (пали). Буквально – отсутствие желаний. Буддийский рай, состояние вечного блаженства, где отсутствуют все человеческие тревоги. Некоторые христианские авторы трактуют нирвану буддистов как духовное самоуничтожение. Синоном – паринирвана.

НИРОДХА (пали) – эквивалент нирваны. Угасание нежелательных качеств.

ПАРАМИТА (санскр. «переправа») – совершенство.

ПАТРА (санскр.) – чаша для для подаяний.

ПИТАКА(пали, букв. «корзина») – канонические буддийские тексты: винная-питака, Сутта-питака и Абхидхарма-питака.

ПРАДЖНЯ (санскр.) – трансцедентальная мудрость, божественная интуиция. Одно из шести совершенств и вторая опора махаяны.

ПРАДЖНЯПАРАМИТА (санскр., букв. «запредельная мудрость») – священная литература буддизма, включающая такие важнейшие буддийские тексты, как «Алмазная сутра» и «Сутра сердца».

ПРАТЬЯКША (санскр.) – восприятие, один из двух, наряду с выводом, источников достоверного знания в буддийской гносеологии.

ПРЕТА (пали) – духи умерших.

РАГА(пали) – алчность, которая вместе с ошибками (доша) и невежеством (мокха) образуем «три основных недостатка характера».

РАТНА (санскр.) – жемчужина, драгоценность. Для буддистов величайшие драгоценности это Будда, дхарма и сангха.

РУПА (санскр., пали) – форма, в отличие от арупы – бесформенности.

САДДХА (санскр.) – вера. Основной фактор на пути к просветлению.

САМАДХИ(санскр.) – просветление, последняя ступень восьмеричного пути, ведущего к нирване.

САМБОДХИ (санскр.) – мудрость, проницательность, постижение истины.

САМБХОГАТАЯ (санскр.) – «тело блаженства» Будды.

САНГХА (санскр., дословно – «общества») – буддийская община, членами которой являются монахи (биккху) либо монахини (бикхуни).

САНСАРА (санскр., досл. «блуждание», «круговорот») – термин, обозначающий мирское бытие, суету, обычную земную жизнь, которую буддисты считают иллюзорной.

САТОРИ(яп.) – «пробуждение», просветление, озарение. Высшая цель в дзэне.

СВАСТИКА (санскр. от «су» – прекрасный и «асти» – быть). Индийский символ благоденствия и процветания. В буддизме – символ буддийского учения.

СИДДХА (санскр. «совершенный») – человек, достигший совершенства. Сидхи – сверхъестественные способности.

СИДДХАРТХА(санскр.) – личное имя Будды. В переводе означает «тот, чья цель достигнута».

СКАНДХА (санскр.) – одно из основных понятий буддизма. Обозначают некий элементарный компонент, порождение «непросветлённого» сознания, из которого состоит весь окружающий мир. Комбинации скандх порождают все вещи во Вселенной и самого человека. Для «просветлённого» скандхи иллюзорны, они теряют свою власть.

СМРИТИ (санскр.) – внимательность, седьмой шаг на «благородном восьмеричном пути».

СТУПА – буддийское культовое сооружение, напоминает конус.

СТХАВИРАВАДА – иначе Тхеравада, «школа старой мудрости». Самая древняя из буддийских школ.

СУТРА (санскр.) – нить, на которую нанизаны жемчужины. Буддийские тексты, состояние из отдельных афоризмов. Иное название – Сутта.

ТАНТРА (санскр., букв. «непрерывность») – имеет несколько значений: одно из названий вадхраяны; базовые тексты ваджраяны. Тантрический буддизм отличается от традиционного буддизма более широким использованием йогических и мистических практик.

ТАПАС(санскр.) – аскетизм, отвергнутый Буддой как ненужный.

ТАТХАГАТА(санскр. «так ушедший, так ушедший») – синоним титула «Будда». Тот, кто достиг освобождения.

ТИПИТАКА – основной священный текст буддизма, делящийся на Винная-питаку, Сутта-питаку и Абхидхарма-питаку.

ТРИКАЯ (санскр.) – три тела Будды: видимое, или физическое, феноменальное, которое Будда мог изменять по своему желанию, и «тело закона», которое считалось суммой всех присущих Будде качеств.

ТХЕРАВАДА (пали) – старейшая буддийская школа.

УРНА(санскр.) – «третий глаз», символ духовной сущности и духовного видения, изображаемый на лбу богов или «просветлённых».

УШНИША (санскр. «тюрбан», «повязка») – выпуклость на макушке головы, являющаяся символом достигнутого просветления. Входит в число обязательных признаков Будды.

ХИНАЯНА (малая колесница) – термин, которым с xix столетия буддологи начали обозначать южные школы буддизма. Иное название – тхеравада. С середины XX столетия на 6-м буддийском соборе в Бирме было решено не употреблять этот термин для обозначения тхеравады.

ХУРАЛ (монг.) – религиозная служба в ламаистском монастыре.

ЧАНЬ– синоним японского «дзэн» и индийского «дхьяна». Именно из чань вышли знаменитые буддийские школы боевых искусств, такие, как шаолиньская.

ШАКЬЯ (санскр.) Сакья (пали) – имя рода, к которому принадлежал Будда.

ШАКЬЯМУНИ(санскр. «мудрец из рода Шакья») – одно из наименований Будды.

ШАМБАЛА, Шамбхала – полулегендарная страна со столицей Калапа, по легенде расположенная к северу от Индии, возможно, в Тибете. Считается, что лишь одно воплощение в Шамбале способно поднять человека до уровня Будды, причём возможность духовного падения в этой стране исключена. Часто буддийские ламы говорят о Шамбале как о внутренней реальности, в которой пребывает тот, кто достиг высокого уровня духовного развития.

ШУНЬЯ (санскр.) – «пустота». В буддизме понимается не буквально, а как относительность, условность.

ЯМА(санскр.) – в буддизме – бог смерти.

ЯМАБУСИ(яп. «спящие в горах») – японские отшельники, приверженцы учения сюгендо. Своеобразные азиатские друиды.

ЯНА (санскр., пали) – путь, движение, транспорт (напр. колесница). Отсюда – Махаяна, Хинаяна.

ЯНТРА (санскр. «амулет») – магическая диаграмма, представляет собой схему в виде вписанных в квадрат концентрических кругов. Используется для медитации. Считается схематическим изображением Вселенной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава >

Источник: religion.wikireading.ru

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

 

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

 

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Источник: www.aum.news

История

Для начала давайте узнаем, где и как появилось это религиозно-философское течение.

Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность он приобретал, тем больше ответвлений  образовывалось.

Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.

По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.

Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.

Гаутама под деревом бодхи

В дальнейшем это дерево ученики будды называли «дерево Боддхи», или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.

Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.

Основные понятия в буддизме

Поскольку в буддизме существует множество философских понятий, отражающих суть этой восточной идеологии, давайте остановимся на основных идеях и разберем их значения.

Одним из главных воззрений является понятие Сансары. Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара  всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.

Карма — это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.

Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.

колесо сансары

Дхарма — это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.

Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.

В основе буддизма лежат четыре благородные истины:

  1. Жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх.
  2. У страдания есть причины: зависть, жадность, похоть.
  3. Страдание можно прекратить.
  4. Путь к нирване поможет уйти от страданий.

Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путем. Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.

лестница к совершенству

Ступени Восьмеричного пути

  1. Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками.
  2. Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
  3. Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
  4. Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
  5. Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
  6. Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
  7. Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
  8. Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.

Понятие Бога в буддизме

Как мы с вами уже увидели, буддизм — очень необычная для нашего менталитета идеология. Поскольку в любой религии одним из основных понятий является понятие Бога, давайте разберемся, что означает это в буддизме.

В буддизме Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас.

Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы  почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.

Направления буддизма

Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:

  1. Хинаяна (Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
  2. Махаяна, или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
  3. Ваджраяна, или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.

буддийские монахи

Заключение

Итак, уважаемые читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, что входит в понятие буддизма, о его принципах и сути, познакомились с основными направлениями этого учения. Надеюсь, что знакомство с ним было интересным и полезным для вас.

Пишите комментарии, делитесь своими мыслями и подписывайтесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту.

Всего вам доброго и до новых встреч!

Источник: o-buddizme.ru

Основные идеи Буддизма

Согласно Буддизму, основу жизни составляют нематериальные частицы – дхармы. Комбинируясь друг с другом, они образуют «потоки». От комбинаций частиц зависит судьба всего материального, что существует на земле (камни, растения, человек). Сочетания дхарм могут и распадаться – так наступает смерть. Однако частицы не исчезают, а объединяются снова, но иначе. Новое сочетание зависит от поступков человека в прошлой жизни: происходит новое рождение в соответствии с законом кармы. Бесконечная цель перерождений называется «колесом жизни» или «сансарой». Основная суть, цель Буддизма, состоит в том, чтобы прервать бесконечный круг перерождений. Принципиально новое состояние, которое возникает после выхода из колеса сансары — «нирвана». Человек, достигая ее, больше не чувствует страданий и достигает полного спокойствия, слияния с космическим абсолютом, Буддой, и сам становится «просветленным».

Основные понятие Дхармы

  1. Сансара – символ вечного движения, совокупность всех миров, которые непрерывно трансформируются. Изменчивость – основная характеристика всего, что существует в мире, поэтому сансару изображают в виде непрерывно вращающегося колеса.
  2. Реинкарнация напрямую связана с Колесом Жизни. Все существа имеют как временное, смертное тело, так и вечное – бессмертное. Оставляя одно вместилище, существо переходит в другой мир, чтобы в очередной раз выполнить свою миссию, получить новые навыки.
  3. Бардо – особое состояние, период между смертью прежнего тела и перерождением души. Различают шесть этапов:
  1. Бардо Умирания — время от начала смертельной болезни или получения серьезной травмы до отделения ума от тела. В этот момент важно то, как человек переживает агонию. Ксли в течение жизни он следовал учению, то сумеет сохранить контроль над телом и разумом, а хорошая карма облегчит страдания.
  2. Бардо Дхарматы – период вне времени. После того, как ум прекращает получать и обрабатывать сигналы физического тела, он переходит в изначальное состояние покоя.
  3. Бардо Рождения – в это время происходит формирование предпосылок к перерождению: от появления неясных кармических предпосылок до момента зачатия.
  4. Бардо Жизни – вся жизнь человека от зачатия до смерти.
  5. Бардо Сна – время глубокого отдыха без сновидений.
  6. Бардо Концентрации – состояние медитативного сосредоточения.

d) Карма – одно из ключевых понятий Буддизма, связанное с процессом перерождения. Термин имеет два значения:

— совокупность поступков человека, их результат (который в дальнейшем влияет на реинкарнацию)
— закон причинно-следственных связей, согласно которому происходят все изменения Сансары (никакое движение Колеса Жизни не случается без причины).

e) Нирвана – главная цель всех живых существ.
— свобода от желаний, страданий, привязанностей
— выход из круга перерождений.

 

Как достичь Нирваны?

В момент «Просветления» Сиддхартхе Гаутаме открылись «4 благородные истины», которые и составляют основу всего учения:

  1. Дукха («жизнь — это страдание»);
  2. Самудая («причина страданий – наши желания»);
  3. Ниродха («от страданий можно избавиться, если «погасить» желания»);
  4. Магга («для этого необходимо следовать восьмеричным путем Будды»).

 

Путь Буддизма

Выйти из круговорота вечных перерождений помогает чистая карма. В Буддизме четко определен перечень поступков, которые определенным образом влияют на карму:

Ухудшают

Улучшают

  1. Убийство
  2. Воровство
  3. Прелюбодеяние
  4. Ложь
  5. Клевета
  6. Оскорбление
  7. Жадность
  8. Недоброжелательность
  9. Невежество
  10. Легкомысленная речь
  1. Великодушие
  2. Нравственные поступки
  3. Индивидуализм
  4. Радость за успехи других
  5. Слушание дхарм
  6. Распространение дхарм
  7. Оказание услуг
  8. Почтительность
  9. Следование правильному учению
  10. Медитация

Основные течения в Буддизме

Дхарма никогда не была единой религией. Почти сразу после смерти Сиддхартхи Гаутамы его последователи организовали разные кружки и течения. При всем разнообразии вариантов данной религии, существующих сегодня, можно выделить два противоположных течения.

 

Тхарваведа, или «Учение старейших»

Создана после ухода Будды в Нирвану примерно в 80 г. до н.э. Ее главная книга – палийская Типитака – была одним из первых письменных фиксаций основных положений Буддизма.

У Тхарваведы есть и другое название – «Хинаяна», что переводится как «Малая колесница». Это название появилось в кругах последователей течения, противоположного «Учению старейших» по взглядам – «Махаяны». Оно носило скорее уничижительный характер, поэтому на сегодняшний день считается некорректным.

Последователи этого течения считают, что поздние нововведения исказили слова основателя, поэтому придерживаются положений исключительно своего, древнего текста.

Согласно философии Тхарваведы, способ достичь просветления только один: повторить земной путь Будды. Для этого нужно разорвать все мирские связи и стать монахом. Согласно учению, каждый человек сам должен отыскать собственный путь к спасению через многочисленные, длительные религиозные практики.

Махаяна, или «Северный Буддизм»

Название течения переводится как «Большая колесница». Оно возникло примерно в конце I в до н.э. в Индии, и оттуда распространилось на азиатские страны: Вьетнам, Непал, Корею, Тибет. Подход к достижении. Нирваны в Махаяне противоположен доктрине Тарваведы.

Главное отличие «Северного Буддизма» от «Малой колесницы» в том, что просветления может достичь каждый, и принятие монашеского пострига вовсе не обязательное условие.

Идеалом считается не Будда, достигший Нирваны, а тот, кто постигает просветление на благо всех живых существ. Такого человека называют Бодхисаттвой. Целью пути становится не Нирвана, а непосредственно достижение Просветления. И, наконец, Будда в понимании последователей Махаяны не является человеком: он – метафизическая реальность, истинная природа всех дхарм, обретшая людской облик.

В свою очередь Махаяна – не единое вероучение. Сегодня она существует в двух вариантах:

  1. Тибетский и Монгольский вариант (канонические тексты на тибетском языке).
  2. Дальневосточный вариант (основан на идеях китайского буддизма, канонические тексты на китайском языке, распространена в Китае, Японии, Вьетнаме и Корее) .

Источник: www.pravdaonline.ru


Categories: Понятие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.