Антропоцентризм — философская система, в которой человек считается центром Вселенной.

Антропоцентризм рассматривает человека как что-то отдельное и превосходящее природу.

Для антропоцентризма человеческая жизнь имеет существенную ценность, в то время как другие сущности (животные, растения и т. д.) являются ресурсами, которые могут быть по праву использованы на благо человечества.

Слово антропоцентризм происходит от греческих слов «anthropos» (ανθρωπος) — человек + «kentro» (κέντρο) — центр.

Антропоцентризм в философии

Антропоцентризм относится к «антропоцентрической» или ориентированной на человека точке зрения. В философии антропоцентризм может относиться к убеждению, что люди являются единственными или основными носителями моральных качеств.

Антропоцентрические системы ценностей, таким образом, видят природу с точки зрения её ценности для человека. Такое суждение наиболее чётко прослеживается в пропаганде устойчивого использования природных ресурсов.


Даже аргументы, которые выступают за сохранение природы на том основании, что чистая природа укрепляет человеческий дух, также должны рассматриваться как антропоцентрические.

Философия эпохи возрождения

Философия в эпоху возрождения — это целая коллекция разновидных философских школ. Они не представляют собой одно целое, однако имеют некоторые схожие идеи.

Пантеизм

Это философско-религиозное учение о Вселенной и Боге, которое связывает их в единое целое.

Для пантеизма природа является воплощением Божества. В этом учении Бог растворяется в природе, а не находится где-то за её пределами.

Бог не считается самостоятельной личностью, существующей независимо от мира. Бог имманентен космосу (лат. immanens — присущий, свойственный), т. е. внутренне присущ космосу.

В пантеистическом учении человек считается частицей Божества, он всего на мгновение осознаёт себя, а после навечно пропадает в бесконечности духа.

Ренессансный антропоцентризм

Этот антропоцентризм противопоставлялся средневековому. Антропоцентризм сосредотачивался на убеждениях гуманистов, обозначал смену убеждений обожения (объединения человека с Богом).

Имеется в виду моральное совершенствование человека, его объединение с Богом (также в его творческой деятельности) и само представление обожествления человека.

Теперь человек находится в центре внимания, а не Бог. Судьба, свобода и место человека во Вселенной заботят мыслителей и творцов искусства того времени.


Ренессансный гуманизм

Творцы Возрождения перемещали человека в центр мира. Гуманизм — это исследование человека прежде всего таким, какой он есть, со всеми его нуждами (земными и неземными). Таким образом термин «гуманизм» стал синонимом «антропоцентризма».

Гуманизм заявлял о принципиальном равенстве между людьми, независимо от сословия, в котором человек родился. Гуманизм выражался в морально-этических рассуждениях, идеях и учениях.

Гуманизму противостояла схоластическая философия — религиозная философия, которая преподавалась главным образом в школах при монастырях.

Три периода философии эпохи Возрождения:

  • гуманистический (антропоцентрический): противоположное теоцентризму внимание к человеку и его взаимоотношения с окружающим миром (XIV–XV вв. в Италии; XVI–XVII вв. в Центральной и Северной Европе);
  • неоплатонический: период, связанный с постановкой и решением онтологических вопросов, философское наследие Платона (XV–XVI вв.);
  • натурфилософский: период, когда философы начали опираться на достижения естествознания и возрожденческого неоплатонизма. Начинает появляться новое виденье мира свободное от теологии (XVI–XVII вв.).

Три типа антропоцентризма

Антропоцентризм может быть поделён на три типа:

  • созерцательный;
  • описательный;
  • нормативный.

Эти три типа антропоцентризма не являются взаимоисключающими. Ведь отдельный человек может быть одновременно «мужчиной», «молодым» и «темноволосым».


Так и какая-либо теория может быть созерцательно антропоцентрической, описательно антропоцентрической, пассивно-нормативно-антропоцентрической и активно-нормативно-антропоцентрической. Или же одной из многих других комбинаций.

Созерцательный антропоцентризм

Любая идея или теория — это созерцательный антропоцентризм, когда она прямо или косвенно основана на данных, полученных или собранных чувствами человеческого тела. Это первичный тип антропоцентризма.

Описательный антропоцентризм

Описательный антропоцентризм — теория/идея каким-то образом фокусируется на, принимает в качестве своей исходной точки, центрируется вокруг или упорядочена в соответствии с видом Homo sapiens или категорией «человек».

Это (начинается с, вращается вокруг и т. д.) делает её антропоцентричной в «своём» видении мира и в том, что она заявляет об этом мире: она сосредоточена на человеке в своих описаниях.

Описательный антропоцентризм также может делиться на пять подтипов:

  • описательный антропоцентризм — бездействие: учения, которые не включают Homo sapiens в контекст (например, анатомия человека, юриспруденция, история);
  • описательный антропоцентризм — воронка: учения, в которых данные фильтруются через человеческое восприятие (например, трансцендентальный идеализм Канта);

  • описательный антропоцентризм путём экстраполяции: изучение явлений в мире в общем, на основе версии концепции, разработанной посредством изучения людей в частности (например, семиотика Соссюра);
  • описательный антропоцентризм путём привязки: учения, которые исходят из предположений, что люди буквально являются центром (в физическом или географическом смысле) Вселенной или же конечным продуктом эволюции (например, эволюционная теория Альфреда Рассела Уоллеса);
  • описательный антропоцентризм путём разделения: учения, которые утверждают, что существует некая особенность или способность, которая делает людей отличительными и каким-то образом делает их метафизически «отделёнными» от всего остального, что существует (например, дуализм Декарта).

Источник: www.uznaychtotakoe.ru

Антропоцентризм (от греч. anthtropos – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

В эпоху Возрождения совершается переход от теоцентризма к Антропоцентризму, т. е. центр внимания от Бога перемещается к человеку. В этот период возрождаются идеалы античности, получают распространение и развиваются идеи гуманизма и прежде всего идея о самоценности земной жизни человека, учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи со Вселенной.


Мыслители этого периода провозглашали свободу человека, человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение, счастье и удовлетворение земных потребностей. Человек провозглашался не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Для взглядов и сочинений мыслителей этого времени характерна антисхоластическая направленность, создание новой Пантеистической картины мира (отождествление бога с природой).

Классическую формулировку антропоцентризм обретает в знаменитой формуле Дротагора “человек есть мера всех вещей”. В отличие от античного уподобления микро- и макрокосма, а также от объективизма классической рациональности в современном естествознании антропоцентризм выражает зависимость научного результата не только от положения субъекта-наблюдателя и характеристик его инструментальной и целеполагающей деятельности, но и от самого факта его присутствия во вселенной.

Посмотрим теперь, чем все же возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Для этого я обратилась к рассуждению одного из итальянских гуманистов, Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), в его знаменитой «Речи о достоинстве человека».


творив человека и «поставив его в центре мира», Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю». Этот подход совершенно отличается от античного и средневекового.

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность — это категория эстетическая, в то время как личность — категория нравственно-этическая.


ли мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий — критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности — способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV- XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

Согласно американскому медиевисту Линну Уайту (Lynn White Jr) антропоцентризм возник как результат двух исторических образований:

  • модели cовременного демократического государства, сложившейся посредством завоеваний и колонизации того, что сейчас называется развивающимся миром.

  • иудейско-христианской традиции, согласно которой всё создано для человека, которого Бог выбрал для господства на земле.

Представители

  • М. Сервет

  • Н. Коперник

  • Г. Галилей

  • Дж. Бруно

  • М. Монтень: «Для человека, который не знает науки добре, любая другая наука бесполезна»

  • Т. Мор

  • Т. Кампанелла и др.


Джордано Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном; он находится во всем и повсюду, но вне и не над, но в качестве наиприсутствующего, подобно тому как нет сущности вне и над сущим, нет природы вне природных вещей, блага – вне благого. Сущность же отличается от бытия только логически, как разум отличается от того, чьим разумом он является.

Итак, приступай и поймешь, где находятся Природа и Бог, ибо там же находятся причины вещей, сила начал, жребий стихий, семена возникающих вещей, формы-прообразы, активная возможность, все открывающая и известная под именем первой субстанции. Она же есть материя, пассивная возможность, подлежащая, пребывающая и присутствующая, приходящая почти всегда к единому. Ибо вовсе не существует как бы нисходящего свыше подателя форм, который бы извне образовывал вещи и придавал им порядок».

Источник: studfile.net

Антропоцентризм — это идеалистическое учение, согласно которому Человек считается центром Вселенной. Кроме того, именно Человек является целью всех событий, происходящих в мире. Данное философское воззрение основано на заблуждении, сформулированном греческим мыслителем Протагором и гласящем, что «Индивид есть мера всех вещей».


Антропоцентризм – это противопоставление феномена человека всем остальным имеющимся явлениям. Подобный принцип лежит в основе специфического отношения к природе, когда наиболее важным понятием считается понятие потребления. Такое учение было призвано оправдать жесткую эксплуатацию различных жизненных форм, а также в некоторых случаях их полное уничтожение. Тем не менее считается, что гуманизм и антропоцентризм являются здравомыслящим взглядом на методы и предметы человеческого познания.

Также следует отметить, что история искомого понятия охватывает значительный период. Однако наибольший расцвет наблюдался в средние века, когда основной религией считалось христианство. Все здесь строилось вокруг человека. Современное понятие «антропоцентризм» — это неотъемлемая черта человеческого характера. Каждый индивид проявляет себя во всем, чем бы он ни занимался. Образ мышления, система восприятия и понимания происходящего в окружающем мире – все строго индивидуально и основано именно на этом воззрении.

Понятие «гуманистический антропоцентризм» считалось важнейшей характеристикой эпохи Возрождения. В противопоставление средним векам, когда основное место занимала религия, вышеописанный период сконцентрировал внимание мыслителей на проблеме существования человека, смысле его пребывания в этом мире.

Тем не менее имеются некоторые различия в зависимости от сферы деятельности. Согласно социальному познанию, антропоцентризм – это противопоставление социологизму. Подчеркивается, что искомая концепция выражает не только самостоятельность индивида, но и свободу его выбора, а также несение ответственности за содеянные поступки. При этом, поскольку Человек является вершиной творения, то и обязательства у него – наибольшие.


В политической сфере деятельности понятие «антропоцентризм» в достаточной степени реализуется в принципе либерализма. Таким образом, признается приоритет личностных интересов каждого перед потребностями и нуждами каких-либо сообществ. В связи с этим подобному образу мыслей чуждо соблюдение жестких социальных установок, а также масштабное социальное проектирование, поскольку все это подчиняет интересы индивида представлению проекта, следовательно, Человек становится лишь составляющей частичкой системы, одним из ее «винтиков».

Таким образом, учение антропоцентризма хоть и является ненаучным, но четко очерчивает границы воздействия власти на жизнедеятельность каждого индивида, а также устанавливает определенные требования, описывающие соразмерность преобразований человека, представляемых социумом.

Источник: FB.ru

Различия с гуманизмом

фото 691В середине 14 века в странах Европы появился гуманизм как новое философское учение. В те времена Европа находилась под суровым управлением церкви, и любая свободная идея немедленно подавлялась.

Гуманизм в Средневековье был совокупностью учений, которые представляли человека как существо, способное мыслить, сопротивляться и действовать самостоятельно. Именно благодаря гуманизму были объявлены другие принципы формирования личности и решены основные проблемы касающиеся взаимодействия с растениями, животными и всем живым.

Новое философское учение указывало на античное искусство, литературу и культуру как на духовную сущность. В то время культура и наука считались собственностью церкви, которая с большой неохотой делилась ими, н с помощью гуманизма эпохи Возрождения удалось приоткрыть эту завесу. В Италии, а следом и во всех странах Европы стали появляться университеты, в которых изучали как теософские науки, так и светские предметы: анатомия, математика, гуманитарные науки и музыка.

Гуманизм Возрождения учил добродетельности, черте, которая присуща каждому и учил развивать её в себе с помощью наставников или самостоятельно.

Часто, по ошибке, выдвигают понятие антропологический гуманизм, но это совершенно разные вещи.

Гуманизм включает в себя теории о представлении человека, умеющего мыслить и совершать самостоятельные поступки, гармонирую отношения между собой и миром.

Антропология в философии представляется в виде учения, которое говорит о человеке, как о цели всех событий.

В основном антропоцентризм отличен от гуманизма по той причине, что это учение говорит о служении всего мира человеку. Антропоцентризмом является потребитель, который уничтожает все живое, полагая, что имеет на это разрешение и весь мир обязан служить лишь ему. Гуманистический приверженец старается не навредить другим, отличается милосердием и стремлением помочь или защитить.

Основные принципы направления

Главные черты учения составляются из принципов антропоцентризма.

  1. Человек — главная фигура всего мира, все остальное в мире оценивается по тому, сколько пользы принесет ему.
  2. Окружающий мир выступает собственностью людей. Благодаря этому принципу человечество способно делать с миром все, что посчитают нужным.
  3. Человек стоит на самой высокой ступени социальной лестнице. Ниже находятся вещи, которые он создал, за ними следуют природные объекты, которые представляют высокую ценность.
  4. Связь с людьми заключается в том, чтобы они могли распоряжаться её благами.
  5. Природное развитие обязано подчиняться развитию человечества.

Натуроцентризм и его противостояние

Натуроцентризм – это учение, в котором можно найти даостско-буддистские идеи о том, что нужно прийти к взаимопроникаю с окружающим миром. Это направление указывает на то, что человечество не должно занимать монархическую позицию над всем живым. В соответствии с учением необходимо стать наравне со всем миром. Именно поэтому нельзя вмешиваться в природные события.

Значение антропоцентрических понятий противостоит натуроцентризму, но у них есть одна общая черта: природа выступает в роли отдельной фигуры.

  1. Антропоцентризм указывает на права распоряжаться богатствами мира в соответствии с желаниями.
  2. Натурфилософским выступает учение, отличающееся концепцией, которая близка к буддизму, а его основную суть озвучил Франциск Ассизский. Он говорил о том, что с помощью веры в доброе смирение дает возможность развитию демократической позиции касательно отношения к природе. Никто не обладают правом вмешиваться в развитие живых процессов, и могут только лишь приумножать и помогать ей.

фото 692

Христианская регалия и ее воздействие

Антропоцентризм в христианской религии придерживается тех же идей, только несколько измененных, учитывая мораль христианства. К основным принципам данного течения относится следующее:

  1. Бог выступает в роли олицетворения всей природы, поскольку создал весь мир.
  2. Поскольку лишь человек был создан по образу бога, то возвышается над всем, что было сотворено создателем мира.
  3. Население Земли получило возможность управления от бога.
  4. Все живые объекты не имеют вид подобно богу, они несовершенны, а человек в праве делать с ними все, что считает нужным.

Христианская религия видит человеческую волю, как особое блаженство, которое стремится подарить красоту и любовь.

Взаимодействие с природой

В 21 веке антропогенез потерпел изменения, после этого его идеи представляются в виде принципов гармонии природы и человека. Согласно этому необходимо:

  • изучать природу, а не покорять;
  • сохранить для будущего поколения;
  • бережно относиться к природным ресурсам;
  • наносить минимальный вред природе от совершенствующихся технологий.

В период Ренессанса население планеты пришло к необходимости гармоничных отношений с природой. В учениях мыслители указывали, что человек неразрывно связан с окружением, оно рассматривается живой и одухотворенной фигурой. Мир рассматривался не просто как творение бога, мир — это нечто, отличающееся креативностью, самодостаточностью.

В эпоху Возрождения произошла смена отношения ко всему живому. Открыв великолепие и красоту Земли, все увидели его источником радости и наслаждения. Природу антропоцентризм рисует как место, в котором душа сможет спрятаться от людской цивилизации. Философ Жак-Жак Руссо указывал на то, что переход от природного начала к социальному является причиной всех бед человечества. В данную эпоху антропоцентризм называют важной частью всего сущего. В учениях мыслители указывали, что, стремясь к разумности действий, удастся познать смысл своей жизни.

фото 693

Мировая гармония

Философствование в эпоху Возрождения указывало на то, что природа способна сама создавать формы вещей. Гармония- идеальная форма, которая представляет сущность красоты. Мыслители представляли мир, наполненным гармонией, которую находили везде: в смене дня и ночи, смены красок полей и лесов, разных видах птиц и животных. Но если все живое, что наполняет планету считают гармоничным, то население выступает важной частью, такой же гармоничной фигурой. При этом имеется в виду не только гармония между телом и душой, но и гармония человеческой души, которая подчиняется земным законам.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Понятие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.