С XV в., с приходом завоевателей-португальцев, в Африке начинается второй период распро­странения хри­стианства, но уже западного направления. Вместе с конкистадорами по­являются католические миссионеры. Первые попытки христианизации аф­риканцев были предприняты на Гви­нейском побережье, но они оказались малорезультативными. Успешнее была Деятельность миссионеров в Конго, но и здесь христианство распростра­нилось в основном среди племенной аристократии. В течение XVI-XVIII вв. христианскими миссио­нерами делались неоднократные по­пытки распространить свое влия­ние на народы Африки, но безрезультатно.

Третий этап в распространении хри­стианства в Африке начинается с се­редины XIX в. Это был период коло­ниальной экспансии, когда западно­европейские страны начали захваты­вать на афри­канском континенте об­ширные территории. В это время рез­ко активизируется миссионерская дея­тельность. Римско-католической цер­ковью создаются специальные ордена и миссионерские об­щества.

После второй мировой войны на­ступает четвертый период в истории христианизации Африки. Этот период протекает в условиях общего кри­зиса колониальной системы и достижения незави­симости многими афри­канскими странами.


Из протестантских организаций церквей и сект раньше всех начали миссионерскую деятель­ность в Афри­ке голландские реформаты — с сере­дины XVII в. на юге континента, англикане и ме­тодисты — с начала XIX в.

Христианство в настоящее время исповедуют 85 млн. человек. Около 8 млн. из них — выходцы из Европы или их потомки. Приверженцы от­дельных направлений в христианстве распределя­ются следующим образом: католики — свыше 38% , протестанты — около 37% , монофиситы — бо­лее 24% , остальные — православные и униаты. Больше всего сконцентрировано хри­стиан в стра­нах Восточной Африки -свыше трети (35% населения), столь­ко же в Западной Африке. В Южной Африке христиане составляют чет­вертую часть населения региона при­чем здесь католиков при­мерно в три раза меньше, чем протестантов. Половина всех африканских проте­стантов прихо­дится на две страны — ЮАР (27%) и Нигерию (22%).

Христианско-африканские церкви и секты представляют собой организа­ции, которые отколо­лись от западных церквей и сект и создали свою дог­матику, свои ритуалы, обряды и т.п., соче­тающие традиционные элементы верований и культов с элементами христианства.

По некоторым оценочным данным, приверженцев христианско-африканских церквей и сект насчитывается по всей Тропической Африке 9 млн., что составляет 3% населения этого региона.


АМЕРИКА

До начала европейской колонизации коренное население Америки (разные группы индейцев, а также эскимосы) придерживались различных местных культов. Среди многих индейских на­родов сохранялись тотемистические верования. Заметную роль играли ма­гические представления.

Со времени европейской колониза­ции (т. е. с конца XV в.) в Америку стало постепенно прони­кать христианство. В Среднюю и Южную Америку, где в основном орудовали испанские и порту­гальские конкистадоры, хрис­тианство проникало в форме католи­цизма, в Северной же Америке, нахо­дившейся под контролем англичан, французов и голландцев, наряду с ка­толицизмом вне­дрялся и протестан­тизм.

В настоящее время подавляющее большинство населения Америки — христиане. В Южной Америке резко преобладают католики. Они составля­ют большинство населения во всех странах, за исключением Фолкленд­ских (Мальвинских) островов, где рас­пространен протестантизм, а также Гай­аны и Суринама, отличающихся разно­образием религиозного состава. Като­лицизм яв­ляется основной религией также во всех странах Центральной Америки и в Мексике. В Вест-Ин­дии от острова к острову религиозный состав заметно варьируется. В странах, ранее принадле­жавших Испании и Франции (Куба, Пуэрто-Рико, Доминиканская Республика, Гаити и др.), а также в теперешних французских колониях (Гваделупа, Мартиника) большинство жителей при­держиваются католицизма, в странах же, длительное время нахо­дившихся под господством Вели­кобри­тании (Ямайка, Барбадос и т. д.), основная масса жителей — протестан­ты. В США и Канаде много и протес­тантов и католиков, однако первое место по численности верующих при­надлежит в этих двух государствах все же протестантизму.


Последователей местных культов осталось в Америке сравнительно немного, причем число их все время сокращается (за счет новообращенных в христианскую веру).

Соединенные Штаты Америки

Весьма сложна картина религиозной принадлежности населения в США. По обилию сект и са­мостоятельных церковных организаций эта страна стоит на первом месте в мире. Хотя в Соеди­ненных Штатах почти все церковные группы ведут системати­ческий учет своих членов, определе­ние религиозного состава населения представляет большие трудности. Они заключаются в том, что церкви и секты США придерживаются различных критериев при определении числен­ности своих членов. Так, Римская католическая церковь, а в последнее время также Епископальная цер­ковь и многие лютеранские церковные орга­низации учитывают всех крещеных. Иудаистские об­щины считают своими членами всех евреев. Большинство же протестантских организаций пока­зыва­ет численность лишь „полноправных членов", т. е. лиц, достигших опреде­ленного (чаще всего 13-летнего) возраста. Отсюда видно, что официальные данные о численности различных рели­гиозных группировок во многих слу­чаях не дают возможности определить удельный вес той или иной вероиспо­ведной группы во всем населении страны.


Из отдельных церковных организа­ций наибольшее число последователей имеет Римская като­лическая церковь. Католики в США -это в первую очередь потомки выход­цев из Ирландии, Ита­лии, Польши и других стран с преимущественно като­лическим населением. Кроме католи­ков ла­тинского обряда в США имеются также католики восточных обрядов (так называемые униаты). Среди униа­тов резко преобладают греко-католики. В подавляющем большинстве это украинцы, румыны, итальянские греки, венгры, хорваты, небольшое число белору­сов и русских.

Крупнейшую группу среди протес­тантов США образуют баптисты. Пол­ноправных членов бап­тистских общин 27, 1 млн. Их объединяет ряд самостоя­тельных церковных организаций, из кото­рых более или менее значительны­ми являются Южная баптистская конвенция (13 790 тыс. чле­нов).

В США есть ряд церковных орга­низаций старокатоликов. Крупнейшая из них — Северо­амери­канская старая римская като­лическая церковь (английского обря­да) — насчитывает 61 тыс. Кроме того, в стране имеется также Польская национальная католическая церковь, являющаяся по веро­уче­нию старокатолической.

Последователей православия в Со­единенных Штатах — 4, 9 млн. человек. Однако в стране нет единой православ­ной церкви, а есть значительное число отдельных православных националь­ных церквей, причем иногда даже в пределах одной национальной груп­пы православные дробятся на несколь­ко церковных организаций.


Мексика

Подавляющее большинство населе­ния (89%) — католики. Протестанты образуют около 4% на­селения, среди них больше всего баптистов (363 тыс.) и пресвитериан (233 тыс.). Имеются также последователи Шведской сво­бодной миссии (80 тыс.), адвентисты седьмого дня (53 тыс.), мето­дисты (40 тыс.), разные группы пятидесят­ников.

Бразилия

В Бразилии, крупнейшей латино­американской стране, католики состав­ляют большинство насе­ления (90%). Протестантов в этой стране 7, 9 млн. человек. Наиболее крупную группу образуют лютеране (2, 1 млн., пре­имущественно немцы). Кроме того, имеются баптисты (1, 1 млн.).

Венесуэла

В Венесуэле католики также со­ставляют большую часть населения (96%). Протестантов не­много.

Колумбия

В Колумбии Римская католиче­ская церковь считается государст­венной. К ней принадлежит 96% всего населения. Общая численность протестантов — 90 тыс. человек. Крупнейшие группы протестантов образуют адвентисты седьмого дня (16 тыс.), пресвитериане (15 тыс.), последова­тели Евангелических церк­вей (11 тыс.), баптисты (10 тыс.), пя­тидесятники.

Эквадор

В Эквадоре к католицизму при­надлежит подавляющее большинст­во населения (94%). Протес­тантов -19 тыс. Значительная их часть -последователи Христианского и мис­сионерского альянса.

Перу

Большинство населения Перу (93%) — католики.


отестантов -128 тыс. Из протестантских групп наиболее значительны адвентисты седьмого дня (33 тыс.), пятидесят­ники (12 тыс., в том числе Ассамблеи бога — 7 тыс., Пятидесятнические автономные церкви — 5 тыс.), ме­тодисты (9 тыс.). приверженцы Перу­анской евангелической церкви (8 тыс.), назаряне (5 тыс.), баптисты (5 тыс.), последователи Христианского и миссионерского альянса (4 тыс.), пресвитериане (3 тыс.), лютеране (3 тыс.), приверженцы Паломнической церкви святости (2 тыс.), В Перу живет также 5 тыс. иудаистов.

Боливия

В Боливии основная часть населения (94%) — католики. В стране проживает 43 тыс. протес­тантов. Наиболее многочисленны из них ад­вентисты седьмого дня (11 тыс.), баптисты (8 тыс.), квакеры (б тыс.), последователи Боливийской индей­ской миссии (6 тыс.), методисты (3 тыс.), пя­тидесятники (3 тыс., в том числе последователи Ассамблей бога — 2 тыс.), назаряне (2 тыс.). Иу­даистов в Боливии — 750 человек.

Чили

В Чили к католицизму относится большинство (86%) жителей- По све­дениям церковных орга­низаций, протестантов — 880 тыс. Основная группа чилийских протестантов — пятидесятники (по официальным церковным источникам, 700 тыс.).

Источник: mirznanii.com

     Чужие среди своих

    Православных в мире сравнительно немного – около 300 миллионов. Большинство из них живёт в странах, исторически сделавших выбор в пользу православия. Но сейчас мы хотим рассказать о тех, кого можно назвать чужими среди своих. О христианах, живущих в странах, где традиционно доминируют иные религии и конфессии.


Регионы распространения православия

    Финляндия
     Первыми православными финнами были язычники карелы, которых много веков назад крестили русские миссионеры. В XIX веке, после присоединения Финляндии к Российской Империи, малочисленные православные общины стали расти, и обрели собственную епархию в составе РПЦ. Были переведены на финский язык священные и богослужебные книги, строились всё новые храмы и монастыри.
     После революции в России в 1917 году, Финляндия обрела независимость. В 1923 году Финляндская епархия перешла из РПЦ под крыло Константинопольской Церкви и стала автокефальной – независимой и самоуправляемой церковью. Службы стали проводить на финском языке, окончательно вытеснившем церковнославянский. Юлианский календарь заменили на новоюлианский, совпадающий с григорианским стилем. И даже Пасху православные финны с тех пор празднуют вместе с доминирующей конфессией – лютеранами, рассчитывая её по западному стилю.
    В 40-е годы ХХ века, преемник Российской Империи – СССР присоединил к себе большую часть Карелии и ещё некоторые финские земли.


приходом богоборческой советской власти, многие финские обители и храмы были закрыты и разорены, а большинство прихожан эмигрировали в Финляндию, став своего рода духовными семенами и распространив православие по всей стране.
    Ныне Финляндская Православная Церковь состоит из Хельсинской, Оулусской и Карельской епархий. Архиепископ Карельский одновременно является предстоятелем Церкви. Сейчас эту должность занимает Лев (Макконен), славящийся весьма либеральными взглядами. В ФПЦ состоит 60 тысяч человек (1,1 % населения страны). И большинство из них отнюдь не иммигранты, а коренные финны. Все прихожане официально платят церковный налог, составляющий 1–2% от дохода – именно на эти деньги, по большей части, существуют местные приходы.
     Кроме ФПЦ в Финляндии есть Патриаршие приходы, подчиняющиеся РПЦ и Патриарху Московскому. Они служат на старославянском языке и по Юлианскому стилю. В их составе 3 прихода и 7 храмов, а общее количество прихожан не превышает трёх тысяч.
     Из православных финнов лишь каждый двадцатый регулярно посещает богослужения и принимает святые таинства. Во многих семьях супруги состоят в разных конфессиях – например, жена православная, а муж лютеранин. В ФПЦ официально разрешается венчать такие пары. Но, что любопытно, большинство детей в подобных смешанных браках крестят и причащают именно в Православной церкви.
     Православные финны почитают большинство привычных для нас святых. Особым почётом пользуются Олаф Святой и Трифон Печенгский. Король Олаф II, живший в XI веке был последним западным святым, признаваемым и в Восточных церквях. Его считают покровителем Скандинавии и защитником путешественников по Балтийскому морю. Русский же монах-миссионер Трифон обращал в веру саамов-язычников в XVI веке и оставил о себе добрую память, сохраняющуюся поныне.


     Великобритания
     Впервые после раскола христианской Церкви, православие пришло в Англию в средние века вместе с купцами и беженцами из завоёванной турками Византии. Но до XIX века православных, по сравнению с протестантами и католиками, было ничтожно мало. Лихой ХХ век с его войнами и революциями принёс новые волны иммигрантов. Но не только они пополнили ряды христиан-ортодоксов. Сами коренные англичане всё больше интересуются православием.
      Общее число православных в Великобритании – более 250 тысяч (0,8% населения). Больше всего приходов – у Константинопольского патриархата, включающего в себя Фиатирскую архиепископию (более 100 приходов), благочиние Западноевропейского экзархата русских приходов (23 п.) и Украинскую Автокефальную Православную Церковь в Диаспоре (8 п.). Прочие приходы и храмы принадлежат Русской Церкви (РПЦ и РПЦЗ), а также Антиохийской, Сербской и Грузинской Церквям.
     Русская Православная Церковь представлена Сурожской епархией Московского патриархата (48 приходов и общин), ныне её возглавляет архиепископ Елисей.


а известна на весь мир благодаря митрополиту Антонию (Блуму), создавшему её в 1962 году и до 2003 года бывшему её руководителем. Сын русских иммигрантов, великий пастырь и живой пример праведника, проповедник и богослов, отец Антоний пользовался авторитетом у христиан любых конфессий. Он лично привёл в православие многие тысячи людей,  объединив не только выходцев из России, но и множество англичан. На его службы приходил даже принц Чарльз. Более половины священников его епархии – коренные англичане, которые после бесед с ним и посещения служб перешли в православие из англиканства и католичества.
    В зависимости от предпочтений прихожан, в православных приходах можно наблюдать разные уровни строгости – от либерального до консервативного. Как ни парадоксально, именно русские иммигранты равнодушны к церковному дресс-коду, одобряют причащение без обязательной исповеди и прочие вольности. А многие англичане напротив, всё больше склоняются к консерватизму. Для них в порядке вещей шикать и косо смотреть на женщин, пришедших в храм в брюках или коротких юбках, или на мужчин в шортах и рубахах с короткими рукавами.    
    Заметно осложняет церковную жизнь лютующая в стране ювенальная юстиция. Из-за неё некоторые прихожане не могут спокойно крестить или причащать своих детей, боясь быть обвинёнными в насилии над личностью. Если ребёнок проявляет неудовольствие в храме или расплакался – его, по мнению везде сующих свои носы ювенальных инспекторов, нужно тут же увести домой. А ведь от детей очень трудно добиться идеального поведения. И потому, в английских храмах нередко можно наблюдать нелепую картину: во время крещения младенец пугается и начинает плакать.  Священнику приходится из-за этого прерывать совершение таинства, и, если малыша не удаётся успокоить – крещение откладывают на следующий раз.
     Православные британцы почитают многих святых «дораскольного» периода. В их числе – мученики Альбан, Аарон и Юлий, жившие на Британских островах и казнённые во время гонения на христиан во времена правления императора Диоклетиана. Прославлены в святцах десятки святителей, например, Августин, апостол англов (жил в VI в.), Лаврентий, Меллит, Иуст, Онорий, Деусдедит и Феодор (VII в.). Есть среди святых и представитель высшей правящей элиты – английский король-мученик Эдуард, живший в Х веке.

      Япония
   Японское православие зародилось благодаря священнику Николаю (Касаткину), приехавшему на родину самураев в 1861 году. Христианских миссионеров в стране синтоистской и буддийской традиций не любили и при удобном случае убивали. Но русский батюшка сумел не только выжить, но и сплотить вокруг себя тысячи японцев. Дотошно изучив местный язык, историю, культуру, обычаи и нравы, он смог подобрать ключи к сердцам лучших представителей японского народа. Перевёл на японский Священное Писание и богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. В начале XX века в стране действовало 270 православных общин и храмов, насчитывающих 34 тысячи православных японцев, а русский апостол Японии считался вторым после императора самым уважаемым человеком.
   Одним из первых японцев, обращённым в православие, был священник синтоистского храма, самурай Такума Савабэ, люто ненавидевший христиан. Он пришёл в дом к отцу Николаю, чтобы… убить его. Но после беседы с ним резко передумал. Проведя с батюшкой серию диспутов, он признал правоту оппонента и, к ужасу своих родственников, крестился в православие. После этого Такуму заключили в тюрьму и едва не казнили. Но ему повезло: в стране шли политические и социальные реформы, в ходе которых антихристианское законодательство было смягчено. Савабэ помиловали и освободили, и вскоре он стал православным священником. Вслед за ним в Церковь потянулись всё новые самураи, почувствовавшие в православии нечто очень важное, полезное и утешительное для души. Они хотели позитивных изменений в стране и интуитивно чувствовали, что для этого нужно начинать с изменения самих себя, и именно христианская вера может им помочь сделать это.
    Исповедуемый японцами кодекс чести, верности и дружбы, высокая нравственность и стремление к единению перекликалась с идеалами христианства. Каждый новообращённый привлекал своих родных, знакомых и друзей, и количество православных с каждым годом увеличивалось. Когда святитель Николай в 1912 г. умер, на его похоронах сам японский император возложил свой венок.
     После революции в России, Японская Православная Церковь стала самоуправляющейся, а с 1939 года был издан закон, согласно которому общины могли возглавлять лишь урождённые японцы. В 40-е годы ЯПЦ раскололась на две митрополии – одна из них перешла под контроль Американской юрисдикции Константинопольского патриархата, другая сохранила верность РПЦ. И лишь в 1969 году единение было восстановлено, и с тех пор православные японцы состоят в Автономной Японской Церкви, находящейся в подчинении Московского патриархата. А святитель Николай в 1970 году был канонизирован в лике равноапостольных святых.
     В наши дни православие исповедуют более 30 тысяч японцев (0,02%). Приходы спонсируются самими прихожанами – каждый ежемесячно выделяет из зарплаты пожертвования – до 3-5% от дохода. Церковь делится на три епархии: Токийскую, Сендайскую и Восточно-Японскую, а также на Киотскую и Западно-Японскую. В стране насчитывается более 40 церквей и 1 монастырь. Управляет ЯАПЦ митрополит Даниил (Нусиро). Его уважают не только в Японии, но и в России. Когда в 2009 году проводилось интернет-голосование, и людям предложили выбрать лучшего кандидата в Патриархи, Даниил занял… первое место, опередив даже митрополита Кирилла. 
     У каждого православного японца – свой путь. Одни переходят в православие из иных христианских конфессий, другие – из язычества. Например, один из современных японских батюшек раньше исповедовал буддизм и жаждал увидеться с Далай-ламой. Приехав в Грецию, где духовный лидер буддистов участвовал в конференции, 30-летний японец случайно попал на православный фестиваль колокольного звона. И ему там так понравилось, что он передумал встречаться со своим кумиром. Вернувшись к себе на родину, он пришёл в ближайший православный храм и принял крещение. А потом и вовсе поступил в семинарию…
      Жителям страны восходящего солнца близки многие христианские идеалы: возлюби ближнего своего, если тебя ударили по левой щеке – подставь и правую. И если в западном мире в центре вселенной стоит человек и его «Я», то в сознании японцев на первом месте – другие люди. А традиционное для Японии почитание усопших предков хорошо гармонирует с православной традицией служения панихид и поминальных трапез.
     Японцы любят русских святых, особенно Николая Японского и преподобного Серафима Саровского. Их святые образа причудливо сочетаются с иконами Христа, Богородицы и апостолов, которых местные иконописцы изображают в привычном для местных жителей стиле – с узкими глазами и в национальных костюмах. И здесь вполне нормальным явлением кажутся безбородый Христос в кимоно, или статуэтка Богородицы, сильно смахивающая на буддистский идол.
     По японской традиции в храм заходят босыми, сняв у входа обувь. Прихожан опекают свои «церковные бабушки», выполняющие роль распорядителей внутреннего порядка – они указывают каждому, в каком месте встать для молитвы. Женщины молятся без платков и в брюках, все желающие могут присаживаться во время службы.
     В отличие от большинства православных, японцы равнодушны к свечам и почти не пользуются ими. Также они не понимают, зачем писать поминальные записки и просить кого-то помолиться, если это можно сделать самим. Исповедуются молча, становясь на колени и мысленно каясь в грехах. Ну а главное отличие японского прихода в том, что все прихожане всю службу… поют на родном языке вместе со священником. Каждый держит в руках листок с нотами и текстом. Так что литургия по-японски больше всего похожа на репетицию хора.

         Корея
       Христианские миссионеры XIX века отзывались о корейцах с теплотой и любовью: «это народ в высшей степени симпатичный: добрый, послушный, честный, трудолюбивый, доверчивый, …страстно жаждущий учиться всему доброму». Именно эти личностные качества позволили христианству укорениться в стране традиционного буддизма, шаманизма и конфуцианства.
      Впрочем, были у корейцев и некоторые проблемные традиции. До начала ХХ века женщин считали существами второго сорта, грубо попирая их свободу личности. А языческая психология повсеместно устраивать торжественные жертвоприношения в честь богов была настолько сильна, что даже христиане не всегда удерживались от искушения участвовать в подобных ритуалах вместе с соотечественниками.
      Православие пришло в Корею лишь в конце XIX века, когда стараниями министра финансов России С.Ю. Витте в Сеуле была создана Русская духовная миссия. Её целью было окормление русских людей, проживающих на Корейском полуострове и проповедь Православия среди местного населения.
     После неудачной для России русско-японской войны, Корея надолго попала под власть Японии, и православие в стране пришло в состояние упадка и запустения. Лишь в середине 40-х годов наметились признаки возрождения. Но и тут в дело вмешалась политика, и Русская Церковь была почти вытеснена Константинопольским патриархатом.
     Ныне в Южной Корее каждый четвёртый – христианин. Однако большинство принадлежит к протестантским церквям, а доля православных ничтожно мала – около 3 тысяч человек (всего 0,005%). Семь общин (25 церквей и часовен) находятся под покровительством Константинопольского патриархата, и по одному приходу имеют РПЦЗ (2 часовни, 1 храма и 1 скит) и РПЦ (1 храм).
     Православные корейцы отличаются веротерпимостью и никогда не конфликтуют с представителями иных вер. Обожают всевозможные обряды и церемонии, и очень внимательно  наблюдают за каждым жестом и действием священника во время богослужения. Тщательно крестятся, не позволяя себе небрежности при наложении крестного знамения. У прихожан складываются добрые духовные отношения с батюшкой, а тот, в свою очередь, ищет личный подход к сердцу каждого из них.
     С детской любовью и почтительностью корейцы относятся к иконам и святыням. Как и в Японии, иконописцы наделяют Христа, Богородицу и святых родными привычными чертами, так что порой местным христианам начинает всерьёз казаться, что Спаситель родился где-то неподалёку, и одной крови с ними.
     Ну а в Северной Корее, где уже более 65 лет царит социалистическая диктатура, а вместо Бога люди поклоняются своему вождю, православие пребывает в зачаточном состоянии. Официально зарегистрированных православных – чуть больше 50 человек, и в основном это русские люди. В 2006 году для них и для будущих православных корейцев был открыт Троицкий собор в Пхеньяне. Есть надежды, что в ближайшие годы отношение к религии в стране станет более терпимым, и в православный приход начнут приходить коренные жители.  

       Конго
      Настоящий расцвет и подъём православие переживает в Африке, особенно в странах к югу от Сахары. Именно его предпочитают многие африканцы всем другим конфессиям. Ведь православие, в отличие от католицизма и протестантизма, не ассоциируется у негритянских народов с колонизаторами, в рабстве у которых они пребывали многие столетия.
     На территорию бывшей бельгийской колонии, родину знаменитого негритянского борца за свободу Патриса Лумумбы, в Демократическую Республику Конго (бывший Заир, столица – г. Киншаса) православие впервые пришло лишь в 60-70-е годы ХХ века, вместе с греческими миссионерами. Сейчас его исповедуют более миллиона жителей (свыше 1,5%). Бывшая французская колония – Республика Конго (столица – г. Браззавиль) узнала о православии на 20 лет позже, чем ДРК. Православных здесь чуть более 20 тысяч (0,5%), но количество новообращённых растёт с каждым годом почти в геометрической прогрессии. Окормляют конголезцев Бразавильская и Габонская епархии Александрийской Православной Церкви, а также Церковь истинно-православных христиан Греции.
     Африканцы легко становятся христианами, поскольку эти дети природы глубоко религиозны и восприимчивы, а невидимый потусторонний мир для них – не выдумка, а нечто вроде параллельной реальности. Для них вполне естественно видеть то, что цивилизованный человек увидеть не может.
     Любопытные примеры приводит конголезский священник Феотим Цалас. Когда группа местных язычников однажды попыталась ограбить скит во имя святого Нектария Эгинского, воры увидели зависшего в воздухе старца и в ужасе разбежались. После они рассказывали, что видели летающего «православного колдуна». Описания его внешности вполне соответствовали портрету покровителя обители, святого Нектария, жившего 100 лет назад. А когда в автокатастрофе погиб апостол Заира, отец Косьма Асландис, и на месте ДТП жители нашли его чашу для причащения и бутылку со святым миро, они вскоре вернули их православным в целости и сохранности. По их словам, найденные святые предметы они поначалу хотели употребить для хозяйственных нужд, но в первую же ночь, им явился во сне отец Косьма и потребовал вернуть всё в свой приход, пригрозив Божьими карами в случае ослушания. 
      Менталитет африканцев как нельзя лучше подходит для усвоения христианских истин: им вполне естественно жить в любви, смирении и послушании. Приходя во всё новые селения, православные священники строят храмы и больницы для жителей, и создают общины, в которых прихожане чувствуют себя единой дружной семьёй.
      Разумеется, африканские иконы вполне соответствуют духу и психологии местного населения. Африканские иконописцы изображают Христа чернокожим, кучерявым и без бороды – таким же, как и они. Впрочем, наряду с подобными новоделами, в храмах можно встретить и обычные иконы, подаренные миссионерами.
      Православные конголезцы очень ответственно относятся к соблюдению канонов православия. Несмотря на жару, они приходят в храм одетыми, мужчины – в брюках и рубахах, женщины – в длинных платьях и платках. Не менее ответственно они относятся и к православному посту, строго соблюдая среды, пятницы и все основные постные периоды. А тех, кто не постится – осуждают и считают лжецами. Каждый прихожанин везде носит с собой Библию – карманный экземпляр, либо большую застёгивающуюся книгу-папку, и старается проповедовать Христову веру среди своих родственников и знакомых. Раз в месяц все собираются вместе после Божественной литургии и допоздна пируют, играют на музыкальных инструментах, танцуют и поют. Ощущая себя при этом по-настоящему счастливыми людьми.

Источник: alexey-x.livejournal.com

Распространение Церкви Христовой в Римской империи

    

Книга Деяний святых апостолов повествует о трудах апостолов Петра и Павла. Из Предания нам известно о проповеди других апостолов Христовых.

Несмотря на то что христиан преследовали и истребляли, Церковь Христова распространилась по всей Римской империи. В начале III века христианский писатель Тертуллиан свидетельствует, что христианская Церковь распространилась в обширных пределах империи; народы Британии, Скифии, Мавритании и других стран, не покорившихся римской власти, также приняли учение Христа.

Особое значение получили христианские общины трех главных городов Римской империи — Рима, где проповедовали апостолы Петр и Павел, Александрии, где Церковь была основана учеником апостола Петра евангелистом Марком, и Антиохии, где Церковь была утверждена трудами апостолов Варнавы и Павла и где затем проповедовал Петр. Эти города стали центрами больших Поместных Церквей — Римской на Западе, Антиохийской на Востоке, Александрийской в Северной Африке.

Матерь всех христианских Церквей — Церковь Иерусалимская — в течение трех первых веков испытывала множество потрясений. В 70 году, после иудейского восстания, Иерусалим был разрушен римскими войсками, и всем евреям, в том числе и христианам, запретили селиться в нем. В середине II века иудеи вновь подняли восстание против римлян, но и оно было жестоко подавлено, а сам Иерусалим получил языческое название Элия.

Возрождение Иерусалимской Церкви связано с именем святой равноапостольной царицы Елены, матери императора Константина. В 326 году городу возвращается название Иерусалим. Царица Елена отправляется туда в паломничество и после тщательных, долгих исследований и поисков находит Крест, на котором был распят Спаситель мира Христос. Ее стараниями в Иерусалиме и во всей Палестине строится множество храмов, христиане получают защиту и поддержку.

    

Император Константин прекратил гонения на христиан, издав в 313 году в городе Милане эдикт (указ), разрешающий исповедание христианства. За свою заботу о Церкви Христовой император Константин был прославлен как равноапостольный. Он перенес столицу империи в построенный им город Константинополь. Спустя некоторое время Константинопольский епископ как предстоятель Церкви в столице государства стал пользоваться особым уважением. Таким образом, в Римской империи образуется пять важных и значимых Церквей, получивших название Патриархатов: Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Но не только в крупных городах империи образуются христианские Церкви. Во многие страны приходили проповедники, и христианство расцветало и там. Не представляется возможным рассказать здесь обо всех трудах и подвигах христианских миссионеров, остановимся на некоторых из них.

Просвещение Грузии. Равноапостольная Нина

    

Христиане появились в Грузии с апостольских времен, но просвещение светом Христовым всей страны связано с проповедью женщины по имени Нина.

Святая равноапостольная Нина родилась около 280 года в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон был родственником святого великомученика Георгия Победоносца, а мать Сусанна — сестрой Иерусалимского патриарха. Нине было двенадцать лет, когда ее родители по взаимному согласию посвятили себя служению Богу. Воспитанием Нины занялась благочестивая старица Нианфора. Большое впечатление на отроковицу Нину произвел евангельский рассказ о нешвенном хитоне Господнем, доставшемся после распятия Спасителя одному из воинов. Старица Нианфора рассказала ей, что, по преданию, мцхетский раввин Элеазар отнес хитон в Иверию (Грузию). Рассказ Нианфоры побудил Нину усердно молиться Богородице, чтобы ей сподобиться привести Грузию ко Христу и обрести хитон Господень.

Богородица услышала ее молитвы. Явившись во сне, Пречистая Дева вручила Нине крест, сплетенный из виноградной лозы, и благословила идти в Грузию. Проснувшись, святая Нина увидела, что наяву держит в своих руках полученный от Богородицы крест. Возрадовавшись, она обвила крест своими косами. Ныне этот крест хранится в особом кивоте в тбилисском Сионском кафедральном соборе. Святая Нина рассказала о видении своему дяде, патриарху Иерусалимскому, и получила от него благословение на подвиг апостольского служения.

Претерпевая трудности и опасности пути, святая Нина в 319 году достигла Грузии. Дойдя до Мцхета, древней столицы Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника. Она жила в шалаше, устроенном в кусте ежевики. Благодаря молитвам святой Нины Бог даровал ребенка бездетной семье, и супруги обратились ко Христу. Множество людей стали стекаться к святой, внимая ее проповеди и получая исцеления. Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, и та приняла святое крещение. Однако, несмотря на чудесное исцеление супруги, муж царицы Наны царь Мириан, верный язычеству, хотел подвергнуть святую Нину жестоким мучениям и замышлял убить ее. Внезапно на охоте царя окутала страшная тьма. Охваченный ужасом, он взмолился языческим идолам, но не получил от них защиты. Только помолившись Богу, Которого проповедовала Нина, царь вновь увидел свет; он принял святое крещение вместе со своей свитой. После этого по просьбе царя Мириана в Грузию из Антиохии прибыли епископ Евстафий и другие священнослужители.

С помощью Божией Нина нашла место, где сокрыли хитон Господень, и над этим местом возвели первый в Грузии храм (хитон, по повелению Божиему, так и остался под спудом).

Христианство упрочилось в Грузии, но горные области страны оставались непросвещенными. В сопровождении священника и диакона святая Нина отправилась туда, и многие люди там уверовали во Христа, приняли святое крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь в подвигах и молитвах она провела остаток своих дней. Люди продолжали тянуться к ней, и многих она привела ко Христу. Святая Нина мирно отошла ко Господу, и мощи ее погребли в Бодбе, где они почиют и доныне.

    

Так простая странница просветила светом Христовым целую страну.

Просвещение славянских народов. Святые Кирилл и Мефодий

    

Для нас особое значение имеет проповедь среди славянских народов святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Константин и Михаил — так их звали до принятия монашества — были братьями. В семье у них было семеро сыновей: Михаил — старший, Константин — самый младший. Происходили они из византийского города Фессалоники (или, по-славянски, Солунь), где в то время селилось много славян и поэтому постоянно звучала славянская речь.

    

Константин получил в Константинополе блестящее образование и после окончания обучения был рукоположен в священники, стал хранителем библиотеки в соборе Святой Софии в Константинополе, а после — преподавателем философии в университете (за что получил прозвание Философ). Его старший брат принял монашество под именем Мефодий и стал настоятелем монастыря на горе Олимп.

В 860 году Константин был направлен с духовной миссией ко двору хазарского кагана. Миссия в Хазарию не принесла видимых успехов, и Константин вернулся в столицу Византии. Оттуда Константин и Мефодий отправились в Болгарию, только что принявшую христианство. Их проповедь в этой стране способствовала распространению и утверждению христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию. В 863 году Константин с помощью брата Мефодия и учеников составил старославянскую азбуку и перевел с греческого на славянский язык основные богослужебные книги.

    

После Болгарии братья отправились с миссией в другую славянскую страну — Моравию. В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги, обучали славян чтению, письму и совершали богослужения на славянском языке. Их проповедь встретила противостояние христианских миссионеров из Германии. Эти миссионеры утверждали, что проповедовать и молиться Богу можно только на трех языках, на которых была сделана надпись на Кресте Христовом: еврейском, греческом и латинском. Они препятствовали братьям использовать славянский язык. Для защиты от этих немецких проповедников Константин и Мефодий обратились к Римскому папе (папой, то есть отцом, назывался Римский и Александрийский патриархи). Римский епископ благословил богослужение и книги на славянском языке и рукоположил Мефодия в сан архиепископа Моравского. В Риме Константин тяжело заболел и, приняв монашество с именем Кирилл, отошел ко Господу в 869 году.

Мефодий со своими учениками и сподвижниками продолжил труды проповедания Евангелия. Несмотря на благословение Римского папы, этой проповеди продолжали мешать, и святой Мефодий был на три года заточен в монастыре. Но святой Мефодий и его ученики продолжали трудиться на ниве Христовой. После освобождения из заточения он крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу. Вместе со своими учениками он перевел на славянский язык Ветхий Завет и святоотеческие книги. В 885 году Мефодий тяжело заболел и скончался.

Крещение Руси

    

Трудами святых Кирилла и Мефодия, а также их учеников и преемников были просвещены светом Христовым многие славянские народы — болгары, чехи, сербы. Пришло христианство и в Киевскую Русь. С середины IX века из Константинополя посылались миссионеры для просвещения россов. Христианкой была супруга князя Игоря — бабка князя Владимира великая княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе в 957 году. В Киеве был христианский храм, посвященный пророку Божиему Илии.

    

Распространение веры Христовой по всей Руси связано с именем святого равноапостольного великого князя Владимира. В 987 году Константинополь заключил с Русью военный союз. Заключив союз, русский князь поставил условием свадьбу с Анной, сестрой византийских императоров Василия и Константина. Императоры сочли это требование унизительным для себя, тогда князь Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры согласились отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира (он был наречен Василием). Князь Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонес в современном Севастополе) в 988 году. В том же году он крестил киевлян, и христианство стало распространяться по всей Руси.

Герман Аляскинский и Православие в Америке

    

Появление Православия на Американском континенте связано с миссией русского монаха Германа.

Будущий преподобный Герман Аляскинский происходил из купеческой семьи. В шестнадцать лет он ушел в Саровскую пустынь, а затем стал насельником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. В 1793 году монах Герман вместе с другими иноками был отправлен с миссией на Аляску, которая входила тогда в состав Российской империи.

Свое служение монах Герман начал на острове Кадьяк. Там он построил храм в честь Воскресения Христова и открыл школу. В школе, которой заведовал старец Герман, обучалось около двадцати мальчиков. Он сам учил их чтению, письму, Закону Божию, церковному пению, навыкам земледелия.

В поисках уединения преподобный Герман переселился на пустынный остров Еловый неподалеку от Кадьяка и стал проводить время в молитве и подвигах. Российско-Американская торговая компания, которой принадлежала вся власть в тех краях, жестоко эксплуатировала местное население — алеутов. Преподобный Герман стал их главным защитником: он просил у начальства снисхождения к провинившимся, заступался за обвиняемых, подавал помощь нуждающимся, ухаживал за больными. «Я нижайший слуга здешних народов и нянька», — писал он. Алеуты стали стекаться к старцу, и он подолгу после службы беседовал с ними, в простых и ясных рассказах объясняя им суть христианства. Немало людей обращалось ко Христу после общения с монахом Германом. На острове Еловый даже образовалась женская община во главе с алеуткой Софией Власовой. Не только местное население, но и европейцы, потерявшие свою веру, обретали веру во Христа от общения со старцем. Главного правителя Российско-Американской торговой компании Семена Яновского (1818–1819) отец Герман привел к вере, а многие годы спустя и к принятию монашества.

    

Бог сподобил отца Германа дара прозорливости и чудотворения. Так, он предсказывал, что в Америке будет свой архиерей (это вскоре и исполнилось). В 1840 году на Североамериканском континенте была образована епархия, и во главе ее стал святитель Иннокентий (Вениаминов). Сам преподобный Герман по своему смирению дважды отказывался от принятия священного сана и до смерти оставался простым монахом. Отошел ко Господу преподобный Герман в 1837 году.

Североамериканскую епархию одно время (1898–1905) возглавлял святитель Тихон, будущий Всероссийский патриарх, который перенес кафедру из Сан-Франциско в Нью-Йорк. В XX веке Православная Церковь в Америке получила самостоятельность.

Рождение Японской Православной Церкви. Равноапостольный Николай Японский

    

Настоящим чудом можно назвать рождение Японской Православной Церкви. Апостолом Японии был святитель Николай (Касаткин). В 1860 году он был пострижен в монахи, рукоположен в священники и направлен с миссией в Японию. 2 июля 1861 года он прибыл в Хакодатэ. В первые годы своего нахождения в Японии отец Николай самостоятельно изучал японский язык, историю, культуру и основные религии Японии — буддизм, синтоизм и конфуцианство. Первого японца отец Николай обратил к христианству только спустя семь лет своего пребывания в Японии, в 1868 году. Им стал синтоистский жрец Такума Савабэ, бывший самурай. Он пришел в дом к отцу Николаю, чтобы убить его, так как считал, что распространение христианства — средство, используемое другими государствами для захвата Японии. Но святитель остановил его и убедил изучать христианство. После продолжительных бесед с отцом Николаем самурай принял крещение с именем Павел и в конце концов стал православным священником. К 1870 году православная община насчитывала свыше четырех тысяч человек, а в год смерти святителя Николая в 1912 году — более тридцати четырех тысяч человек и двести семьдесят шесть православных общин.

Своей важной задачей святитель Николай считал перевод Священного Писания и православного богослужения на японский язык. Над этим он трудился в течение всего своего пребывания в Японии. Во время Русско-японской войны (1904–1905) он остался со своей паствой в Японии. Когда в Японию стали прибывать русские пленные, епископ Николай образовал Общество духовного утешения военнопленных.

    

Скончался святитель Николай 3 февраля 1912 года. Его погребение совершалось при громадном стечении народа, как христиан, так и прочих японцев и иностранцев. Японский император Мэйдзи прислал венок на похороны святителя.

Вселенская Православная Церковь в наши дни

    

В настоящее время Православная Церковь присутствует на всех континентах. Даже в Антарктиде есть православный храм во имя Святой Троицы, в котором совершается Божественная служба для православных сотрудников полярных станций. Единая Православная Церковь состоит из пятнадцати Поместных Автокефальных (то есть самоуправляемых) Церквей. Поместными они называются потому, что объединяют православных христиан определенного места — страны или территории.

Границы территории Поместной Церкви не обязательно совпадают с государственными границами. Так, например, Русская Православная Церковь (самая многочисленная из всех Православных Церквей) объединяет православных христиан не только России, но и Украины, Беларуси, Молдовы, стран Прибалтики, Закавказья (кроме Грузии), Казахстана и других среднеазиатских республик. По всему свету имеются приходы Зарубежной Русской Православной Церкви.

Каждую Поместную Церковь возглавляет предстоятель — патриарх или архиепископ.

Вот перечень Православных Поместных Церквей: Константинопольская; Александрийская; Антиохийская; Иерусалимская; Русская; Грузинская; Сербская; Румынская; Болгарская; Кипрская; Элладская (Греческая); Албанская; Польская; Чешских земель и Словакии; Американская и Канадская.

В каждой Поместной Православной Церкви есть свои традиции, обрядовые особенности, богослужение совершается на национальных языках. Но все они являются единой Церковью Христовой. Объединяет Вселенскую Православную Церковь:

— единство вероучения (все мы, православные христиане, исповедуем единые догматы, установленные Вселенскими Соборами);

— единство святых Таинств, а особенно — Таинства Евхаристии (в каждой Православной Поместной Церкви на литургии совершается чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и каждый православный христианин может причаститься в любой Поместной Церкви);

— единство молитвы (все православные христиане молятся друг за друга; на патриаршем богослужении в определенные моменты службы возносится поименное поминание всех предстоятелей каждой из пятнадцати Православных Поместных Церквей).

Источник: pravoslavie.ru

Православие как ветвь христианства

Само слово «православие» толкуется как «правильное славление Бога» или «правильное служение».

Эта религия относится к одной из самых распространенных вероисповеданий мира – христианству, и возникла она после распада Римской империи и разделения церквей в 1054 году нашей эры.

Основы вероучения христианства

Эта религия основана на догмах, которые истолкованы в Священном писании и в Священном предании.

Первое включает в себя книгу Библию, состоящую из двух частей (Нового и Старого Заветов), и апокрифы, представляющие собой священные тексты, которые не вошли в Библию.

Второе состоит из семи вселенских соборов и трудов отцов церкви, жившие во втором-четвертом столетиях нашей эры. К этим людям относятся Иоанн Златоуст, Афанасий Александровский, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Дамаскин.

Отличительные черты православия

Во всех православных странах соблюдают главные догматы этой ветви христианства. К ним относятся следующие: триединство Бога (Отец, Сын и Святой Дух), спасение от страшного суда через исповедание веры, искупление грехов, боговоплощение, воскресение и вознесение Бога Сына – Иисуса Христа.

Все эти правила и догмы были утверждены в 325 и в 382 году на двух первых Вселенских соборах. Православная церковь провозгласила их вечными, непререкаемыми и сообщенными человечеству самим Господом Богом.

Православные страны мира

Религию православие исповедует примерно от 220 до 250 миллионов человек. Это количество верующих составляет десятую часть от всех христиан планеты. Православие распространено по всему миру, но наибольшее процентное содержание людей, которые исповедуют эту религию, в Греции, Молдавии и Румынии – 99,9%, 99,6% и 90,1% соответственно. Другие православные страны имеют немного меньший процент христиан, но он тоже высокий у Сербии, Болгарии, Грузии и Черногории.

Наибольшее количество людей, вероисповедание которых — православие, живут в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, распространено большое количество религиозных диаспор по всему миру.

Список православных стран

Православной страной считается та, в которой признано православие как государственная религия.

Страной, в которой наибольшее количество православных, считается Российская Федерация. В процентном соотношении она, конечно же, уступает Греции, Молдавии и Румынии, но численностью верующих значительно превышает эти православные страны.

  • Греция – 99,9%.
  • Молдова – 99,9%.
  • Румыния – 90,1%.
  • Сербия – 87,6%.
  • Болгария – 85,7%.
  • Грузия – 78,1%.
  • Черногория – 75,6%.
  • Белоруссия — 74,6 %.
  • Россия — 72,5 %.
  • Македония — 64,7 %.
  • Кипр — 69,3 %.
  • Украина — 58,5 %.
  • Эфиопия — 51 %.
  • Албания — 45,2 %.
  • Эстония — 24,3 %.

Распространение православия по странам в зависимоти от количества верующих выглядит следующим образом: на первом месте Россия с количеством верующих 101 450 000 человек, Эфиопия имеет православных 36 060 000, Украина – 34 850 000, Румыния – 18 750 000, Греция – 10 030 000, Сербия – 6 730 000, Болгария – 6 220 000, Беларусь – 5 900 000, Египет – 3 860 000, и Грузия — 3 820 000 православных.

Народы, которые исповедуют православие

Рассмотрим распространение этого верования среди народов мира, а по статистике, больше всего православных среди восточных славян. К ним относятся такие народы, как русские, белорусы и украинцы. На втором месте по популярности православия как родной религии южные славяне. Это болгары, черногорцы, македонцы и сербы.

Молдаване, грузины, румыны, греки и абхазцы также в большей части православные.

Православие в Российской Федерации

Как обозначалось выше, страна Россия — православная, численность верующих самая огромная в мире и распространяется на всю ее большую территорию.

Православная Россия славится своей многонациональностью, в этой стране проживает большое количество народов с разным культурным и традиционным наследием. Но большинство этих людей объединяет их вера в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

К таким православным народам Российской Федерации относятся ненцы, якуты, чукчи, чуваши, осетины, удмурты, марийцы, ненцы, мордва, карелы, коряки, вепсы, народы республики Коми и Чувашии.

Православие в Северной Америке

Считается, что православие – вера, которая распространена на территории Восточной части Европы и небольшой части Азии, но и в Северной Америке эта религия также присутствует, благодаря огромным диаспорам из русских, украинцев, белорусов, молдаван, греков и прочих народов, переселенных из православных стран.

Большинство жителей Северной Америки — христиане, но они принадлежат к католической ветке этой религии.

В Канаде и США отношение к религии немного отличается.

Много канадцев считают себя христианами, но при этом крайне редко посещают церковь. Конечно, разница немного присутствует в зависимости от региона страны и городской или сельской местности. Известно, что городские жители менее религиозны, нежели деревенские люди. Религия Канады в основном христианская, большую часть верующих составляют католики, на втором месте другие христиане, значительную часть составляют мормоны.

Концентрация двух последних религиозных течений очень отличается от региона страны. К примеру, в приморских провинциях живет много лютеран, когда-то поселенных там британцами.

А в Манитобе и Саскачеване проживает много украинцев, которые исповедуют православие и являются приверженцами Украинской православной церкви.

В США менее ревностные христиане, но, по сравнению с европейскими, они чаще посещают церковь и совершают религиозные обряды.

Мормоны в основном сконцентрированы в Альберте, вследствие миграции американцев, которые являются представителями этого религиозного течения.

Основные таинства и обряды православия

Это христианское течение имеет в своей основе семь основных действий, каждое из которых что-то символизирует и укрепляет человеческую веру в Господа Бога.

Первое, которое совершают еще в младенчестве, – это крещение, осуществляется оно через погружение человека в воду три раза. Такое количество погружений делается в честь Отца, Сына и Святого Духа. Этот ритуал означает духовное рождение и принятие человеком православного вероисповедания.

Второе действие, которое совершается только после крещения, – это евхаристия или причащение. Осуществляется через поедание небольшого куска хлеба и глотка вина, символизирующих вкушение тела и крови Иисуса Христа.

Также православным доступна исповедь, или покаяние. Это таинство заключается в признании всех своих грехов перед Богом, которые человек говорит перед священником, а тот, в свою очередь, отпускает грехи от имени Бога.

Символом сохранения полученной чистоты души, которая была после крещения, является таинство миропомазания.

Ритуал, который совершается совместно двумя православными, – это венчание, действие, при котором от имени Иисуса Христа молодожены напутствуются на долгую семейную жизнь. Обряд проводит священник.

Соборование – таинство, во время которого больного человека смазывают елеем (деревянным маслом), считающимся священным. Это действие символизирует схождение на человека Божьей благодати.

Существует у православных еще одно таинство, которое доступно только священникам и епископам. Оно называется священство и состоит в передаче новому священнику от епископа особой благодати, срок действия которой пожизненный.

Источник: FB.ru

В 1802 году президент Америки Томас Джефферсон в письме к баптистской ассоциации Коннектикута впервые употребил фразу: «Отделение церкви от государства» (Separation of church and state). Но интересно отметить, что Джефферсон в этом послании хотел сказать, что государство — отделено от вмешательств в дела церкви, а не церковь отделена от вмешательств в дела государства… 

 

С тех пор вокруг этой темы ведутся горячие дебаты: может ли христианство быть государственной религией или всё-таки церковь должна быть отделена от государства?

 

Сегодня я хотел бы показать 15 стран, у которых христианство является государственной религией…

 

Хорошо это или плохо, судите сами…

 

1. Армения

 

Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство в качестве государственной религии.

Это произошло в 301 году, что на много раньше чем в Грузии, Византии и даже Римский Империи.

 

По преданию, христианство в Армению было занесено двумя апостолами Христа— Фаддеем и Варфоломеем в 40 годах нашей эры. Из-за того, что эту церковь основали апостолы, она получила название Армянская Апостольская Церковь. По официальным данным, сегодня около 93% населения считают себя приверженцами Апостольской церкви.

 

 

2. Аргентина 

 

В Аргентине 90% людей исповедуют христианство, 70% из которых принадлежит к католической церкви, которая обладает особенным государственным статусом. 

 

Интересно отметить, что в последнее время в стране наблюдается упадок католицизма и рост евангельских церквей.

 

По недавним соц. опросам более 24% аргентинцев еженедельно посещают церковь. Это очень высокий показатель для католиков. Например, в католической Польше при 88% людей, исповедующих католицизм, только 4% регулярно ходят в церковь.

 

13 марта 2013 года аргентинец Jorge Mario Bergoglio, кардинал из Буэнос Айреса, был избран папой римским Франциском. Это первый папа в истории, родившийся в Америке. 

 

 

3. Грузия

 

В Грузии — 88% христиан, 83% из которых принадлежат к Грузинской Православной церкви. 

9 статья конституции гласит: «Государство признает исключительную роль Грузинской Православной церкви, но вместе с тем провозглашает полную свободу вероисповедания». В Грузии, по старой традиции, на большие христианские праздники происходит амнистия заключённых. 

 

Интересно отметить, что Грузия является второй страной в мире после Армении, которая в 326 году приняла христианство в качестве государственной религии.

 

 

4. Коста Рика

 

В Коста Рика 83% населения являются христианами, из которых 57% исповедуют католицизм.

 

Коста Рика это единственная страна в Америке (кроме Аргентины, где католическая церковь имеет предпочтительный статус), где католицизм является государственной религией.

 

Интересно отметить, что сегодня в стране, как и во всей латинской Америке, наблюдается бурный рост евангельских церквей и упадок католицизма. На сегодняшний день более 25% костариканцев принадлежат к евангельским церквям. 

 

 

5. Тувалу 

 

Тувалу это небольшое тихоокеанское государство, которое расположено в Полинезии.

 

Христианство в Тувалу было занесено в 1861 году очень необычным способом. Миссионер Елекана плыл на лодке в Самоа, чтобы проповедовать местным аборигенам, но попал в сильный шторм. 8 недель его носило по океану, пока лодка не была выброшена на остров Тувалу. 

 

Выбравшись на берег, Елекана решил проповедовать местному населению. Буквально за 15 лет практически весь остров принял христианство.

 

Сегодня 97% населения страны принадлежат к государственной Конгрегациональной Христианской Церкви. 

 

 

6. Тонга

 

Тонга является небольшим тихоокеанским государством в Полинезии. Здесь — 81% христиан, 65% из которых принадлежат к Свободной Уэслианской церкви Тонги, которая имеет статус государственной. Это единственная страна в мире, где ответвление методизма является государственной религией. В стране в воскресенье закрыты все магазины, офисы и запрещена любая работа. 

 

 

7. Дания

В Дании 75% людей принадлежат к Евангельской Лютеранской Церкви Датского Народа, которая является государственной. Несмотря на то, что такой высокий процент принадлежит к официальной церкви, только 10% регулярно посещают службу. К сожалению, люди в Дании — не очень религиозны. По исследованию 2005 года эта страна находится на третьем месте в мире по количеству атеистов и агностиков. 

 

 

8. Великобритания 

 

Великобритания — единственная страна в мире, где государственная религия зависит от региона. 

 

Например, в Англии государственной религией является Англиканская церковь, к которой относят себя 26% населения. 

 

В Шотландии государственной религией является Пресвитерианская церковь. А в Уэльсе, после того, как в 1920 году англиканская церковь утратила статус государственной, вообще нет официальной религии.

 

Интересно отметить, что в Великобритании находится самое большое количество евангельских христиан в Европе. Только к пятидесятническо-харизматическим церквям себя относят более миллиона людей.

 

Также многие англиканские церкви тоже признают крещение Духом Святым и говорят на иных языках. К примеру, англиканская церковь Holy Trinity Brompton выглядит как типичная харизматическая церковь и знаменита тем, что именно здесь зародился известный на весь мир Альфа-курс.

 

 

9. Греция 

В Греции 95% населения принадлежат к Элладской Православной Церкви, которая имеет статус государственной. До 1953 года по конституции прозелитизм рассматривался как преступление против православной церкви. Стоит отметить, что по сегодняшний день религия в Греции указывается в паспорте. Представьте себе, если бы это было в Украине… Некоторым людям нужно было бы бегать в паспортный стол каждых три месяца:) 

 

По опросам евростата в 2010 году, 20% православных греков ответили, что они не верят в существование Бога… эдакой православный атеизм… Также, не смотря на то, что 95% официально принадлежат к церкви, менее 3% посещают церковь регулярно:(

 

10. Замбия 

 

Замбия — единственная страна на африканском континенте, где христианство является государственной религией. Интересно отметить, что в стране 95% людей исповедуют христианство, 75% из которых являются протестантами. 

 

 

11. Исландия

 

67% населения Исландии принадлежат к Евангельской Лютеранской церкви. По конституции Евангельская Лютеранская церковь поддерживается и спонсируется государством. 

 

Последние опросы показывают, что 40% исландцев не считают себя религиозными и вообще не ходят в церковь. 

 

12. Лихтенштейн
 

Лихтенштейн является единственной страной в северной Европе, где государственной религией является католицизм. Из 85% христиан, 76% считают себя католиками. 

 

 

13. Мальта

 

На Мальте 91% людей исповедуют христианство, 85% из которых — католики. 

 

Христианство на Мальту было занесено приблизительно в 60-м году самим апостолом Павлом. В книге Деяний Апостолов описывается история, как корабль, на котором плыл Павел в Рим, попал в сильный шторм и потерпел кораблекрушение возле острова Мелит. Христианские ученные считают, что Мелит это и есть современная Мальта. Сегодня место, где корабль Диоскуры потерпел крушение называется «гавань Святого Павла». 

 

Интересно отметить, что на Мальте сохранились много катакомб со времён гонений первых христиан.

 

 

14. Монако

 

Княжество Монако— одно из немногих европейских государств, в котором имеется официальная религия. Статья 9 конституции страны провозглашает государственной религией Римско-католическую апостольскую церковь. При этом конституция также провозглашает свободу поклонения и запрещает принуждать кого-либо к участию в религиозных церемониях. 

 

В 1960 году, на базе евангельской церкви в Монако, было открыто миссионерское транс-мировое радио. Его целью было вещать христианские программы за железный занавес в Советский Союз. Главным проповедником на этом радио был знаменитый Ярл Пейсти, который для этого специально переехал жить в Монако.

 

 

15. Ватикан

 

Ватикан основан в 1929 году с подачи фашистского диктатора Бенито Муссолини. На сегодняшний день население этой мини-страны составляет приблизительно 1000 человек. Это единственная страна в мире, где 100% населения принадлежат к государственной церкви, а также Ватикан является единственным государством в мире с нулевой рождаемостью…

Источник: gcshelp.org



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.